Мадаба Иордания достопримечательности

Лучшие развлечения в Мадаба, Иордания

    • Туризм в Мадаба
    • Отели Мадаба
    • B&B/мини-отели в Мадаба
    • Турпакеты в Мадаба
    • Авиабилеты в Мадаба
    • Рестораны Мадаба
    • Развлечения Мадаба
    • Форум путешественников о Мадаба
    • Фото Мадаба
    • Карта Мадаба
    • Все отели Мадаба
    • Спецпредложения отелей в Мадаба
    • Горящие туры в Мадаба
    • По типу отеля
        • Мадаба: кемпинги
        • Хостелы: Мадаба
        • Мадаба: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Мадаба
        • Романтические отели Мадаба
    • По классу отеля
        • Мадаба: 4-звездочные отели
        • Мадаба: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Мадаба
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Mount Nebo
        • Отели рядом — Мадабская карта-мозаика
        • Отели рядом — Dead Sea
        • Отели рядом — The Church of Saint George
        • Отели рядом — Собор Головы Иоанна Крестителя
        • Отели рядом — Археологоческий парк Мадаба
        • Отели рядом — Localtrips-net
        • Отели рядом — Ум-эр-Расас (Кастрон-Мефъа)
        • Отели рядом — Church of the Apostles
        • Отели рядом — Madaba Archaeological Museum
    • Аэропорты поблизости
        • (AMM) Международный аэропорт Королева Алия: отели поблизости
    • Мадаба: все развлечения
    • Популярные категории в Мадаба
        • Мадаба: Достопримечательности и культурные объекты
            • Мадаба: Древние руины
            • Мадаба: Священные места и религиозные достопримечательности
            • Мадаба: Исторические достопримечательности
            • Мадаба: Памятники и статуи
            • Мадаба: Культурные объекты и достопримечательности
            • Мадаба: Церкви и соборы
        • Мадаба: Туры
            • Мадаба: Обзорные экскурсии
            • Мадаба: Лодочные туры
            • Мадаба: Туры на скоростных моторных лодках
            • Мадаба: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
            • Мадаба: Туры по природным и заповедным зонам
            • Мадаба: Экскурсии по городу
            • Мадаба: Частные туры
            • Мадаба: Туры с посещением баров, клубов и пабов
            • Мадаба: Показы мод и фэшн-туры
            • Мадаба: Шопинг-туры
            • Мадаба: Фототуры
            • Мадаба: Однодневные поездки
            • Мадаба: Многодневные экскурсии
        • Мадаба: Природа и парки
            • Мадаба: Горы
            • Мадаба: Национальные парки
            • Мадаба: Парки
            • Мадаба: Водоемы
        • Мадаба: Транспорт
            • Мадаба: Такси и маршрутные автобусы
        • Мадаба: Музеи
            • Мадаба: Исторические музеи
            • Мадаба: Специализированные музеи
        • Мадаба: Покупки
            • Мадаба: Антикварные магазины
            • Мадаба: Показы мод и фэшн-туры
            • Мадаба: Шопинг-туры
        • Мадаба: Активный отдых на открытом воздухе
            • Мадаба: Лодочные туры
            • Мадаба: Туры на скоростных моторных лодках
            • Мадаба: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
            • Мадаба: Туры по природным и заповедным зонам
        • Мадаба: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Мадаба: Лодочные туры
            • Мадаба: Туры на скоростных моторных лодках
        • Мадаба: Ночная жизнь
            • Мадаба: Туры с посещением баров, клубов и пабов
    • Что обычно ищут в г. Мадаба
        • Бесплатный вход
        • Скрытые жемчужины
        • Место для медового месяца
        • Приключения
        • Подходит для любителей адреналина
        • Подходит для пар
        • Чем заняться в дождливый день
        • Подходит для детей
        • Подходит для больших групп
        • Недорого
    • Аэропорты поблизости
        • (AMM) Международный аэропорт Королева Алия: развлечения поблизости.
    • Достопримечательности поблизости
        • Mount Nebo: развлечения поблизости.
        • Dead Sea: развлечения поблизости.
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Значение слова ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ (КАМОЯНЦ)

Церковь Святого Георгия (Камоянц)

Церковь Святого Георгия (Камоянц) Церковь Святого Георгия (также известна как «Камоянц») — армянская церковь XVIII века в районе Старой части города Тбилиси, Грузия. Была уничтожена по приказу Лаврентия Берии в 1937-38 годах, наряду с десятью другими армянскими церквями города.

Википедия

Смотрите картинки со словом Церковь Святого Георгия (Камоянц)

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Найти Например: город энергия релакс вариативный Самара Сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять!

Слова которые можно составить из слова «Церковь Святого Георгия (Камоянц)»

Православная Церковь есть прежде всего Церковь Предания, в отличие от Церкви Католической, которая есть Церковь авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви личной веры. Православная Церковь не имела единой внешнеавторитарной организации, и она незыблемо держалась силой внутреннего предания, а не внешнего авторитета.

Многие притянуты святой верой, но не в силах оставить мирские блага, и оттого не следуют за Христом. А наша надежда — Церковь. Церковь есть Храм всех сирых, без вести пропавших, гонимых. Церковь есть посредница между людьми не от мира сего и ангелами. Засилие в Церкви фарисеев с их деревянно-кондовыми бородами и культами — временное недоразумение. Оно ничего общего не имеет с истинной церковностью: благодатной, любовной, аскетической, смиренной.

Категория:Персоналии по алфавитуКатегория:Предприниматели по алфавитуКатегория:Родившиеся 28 июляКатегория:Родившиеся в 1947 годуКатегория:Персоналии по алфавитуКатегория:Родившиеся в СиднееКатегория:Рыцари ордена АвстралииКатегория:Награждённые Военным крестом (Великобритания)Категория:Рыцари и дамы Справедливости ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Великобритания)Категория:Члены новозеландского ордена ЗаслугКатегория:Кавалеры ордена «Легион почёта» (командоры)Категория:Офицеры ордена Почётного легионаКатегория:Кавалеры Большого креста ордена Инфанта дона ЭнрикеКатегория:Кавалеры ордена Святого Григория ВеликогоКатегория:Генерал-губернаторы АвстралииКатегория:Генералы АвстралииКатегория:Начальники Армии (Австралия)

А Путин, похоже, пришел надолго. Опрокинул людей в такое варварство, такую архаику, средневековье. Вы знаете, это надолго. И еще церковь в этом участвует… Это не наша церковь. Церкви нет.

Церковь — это дело рук людских. При слове «церковь» я вижу толпы фанатиков, рьяно рвущихся исполнять божью волю. Святость — она в твоих делах, в защите тех, кто не может за себя постоять и в милости, что Господь являет. Святость здесь (в сердце) и здесь (в мыслях), и от твоих решений зависит, благочестив ты или нет.

Многие теперь любят бесноваться и хулить святую Церковь, особенно Патриарха. У всех руки чешутся написать про его Мерседесы или золотые часы. А это — тоже послушание, которое наложила на него Церковь для смирения. Его хулят — он терпит. Он смиряется, когда ему приходится слушать бесовскую музыку на концертах в Большом театре — мероприятиях, значимость которых требует его присутствия. Хочешь, не хочешь, — надо идти. И сохранять внутреннюю тишину. Как говорил Силуан Афонский — надо держать ум во аде и не отчаиваться. Так и поступает руководство Церкви. И за это, даст Бог, будет помилован. А те, кто, развалившись в кресле, пьют кофе с коньяком и поливают грязью Святейшего, — будут преданы огню осуждения, если не покаются.

Еретик достоин сострадания, как и атеист. Атеист сам себе вырыл яму. Можно ли придумать приговор ужасней, чем счесть себя куском мяса, должным сгнить в земле? Еретик получил кривой зодиакальный луч Христа: он тоже зван, привлечён — и только. Доведи же его до жертвенника Господня! Окрепни в православии настолько, чтобы без тайной сделки с совестью любить еретиков! Старцы считают: приведший в Церковь трёх еретиков беспрепятственно проходит загробные мытарства. Столь труден и угоден Господу этот подвиг — привести в Церковь еретика.

Он верил и в церковь, во все, что от нее ветвилось и ею пробуждалось. Верил со спокойной радостью, что если есть на свете убежище, то это церковь; что если правда может жить нагой, без стыда и боязни, то — в семинарии. Когда он верил, что обрел призвание, его будущая жизнь представлялась ему незыблемой, во всех отношениях совершенной и невозмутимой, подобно чистой классической вазе, такая жизнь, где дух может родиться сызнова, укрытый от житейских бурь, и так же умереть — в покое, под далекий шум бессильного ветра, расставшись лишь с горстью истлевшего праха.

Кутаясь в шаль, Маша дышала в открытую форточку и говорила, что все это нестерпимо, что нужно уезжать, просто бежать из этого города и из этой страны, спасаться, что здесь вся жизнь еще идет по законам первобытного леса, звери должны все время рычать, показывать всем и вся свою силу, жестокость, безжалостность, запугивать, забивать, загрызать, здесь все время нужно доказывать, что ты сильнее, зверинее, что любая человечность здесь воспринимается как слабость, отступление, глупость, тупость, признание своего поражения, здесь даже с коляской ты никогда в жизни не перейдешь улицу, даже на зебре, потому что тот, в машине, сильней, а ты слабее его, немощнее, беззащитнее, и тебя просто задавят, снесут, сметут, размажут по асфальту и тебя и твою коляску, что здесь идет испокон веков пещерная, свирепая схватка за власть, то тайная, тихая, и тогда убивают потихоньку, из-за спины, вкрадчиво, то открытая, явная, и тогда в кровавое месиво затягиваются все, нигде тогда не спрятаться, не переждать, везде тебя достанет топор, булыжник, мандат, и вся страна только для этой схватки и живет тысячу лет, и если кто забрался наверх, то для него те, кто внизу — никто, быдло, кал, лагерная пыль, и за то, чтобы остаться там у себя, в кресле, еще хоть на день, хоть на минуту, они готовы, не моргнув глазом, перерезать глотку, сгноить, забить саперными лопатками полстраны, и все это, разумеется, для нашего же блага, они ведь там все только и делают, что пекутся о благе отечества, и все это благо отечества и вся эта любовь к человечеству — все это только дубинки, чтобы перебить друг другу позвоночник, сначала сын отечества бьет друга человечества обломком трубы по голове, потом друг человечества берет сына отечества в заложники и расстреливает его под шум заведенного мотора на заднем дворе, потом снова сын отечества выпускает кишки другу человечества гусеницами, и так без конца, никакого предела этой крови не будет, они могут натянуть любой колпак — рай на небесех, рай на земле, власть народа, власть урода, парламент, демократия, конституция, федерация, национализация, приватизация, индексация — они любую мысль, любое понятие, любую идею оскопят, выхолостят, вытряхнут содержимое, как из мешка, набьют камнями, чтобы потяжелее было, и снова начнут махаться, долбить друг дружку, все норовя по голове, побольнее, и куда пойти? — в церковь? — так у них и церковь такая же, не Богу, но кесарю, сам не напишешь донос, так на тебя донесут, поют осанну тирану, освящают грех, и чуть только кто попытается им напомнить о Христе, чуть только захочет внести хоть крупинку человеческого, так его сразу топором по голове, как отца Меня, все из-под палки, все, что плохо лежит, в карман, лучше вообще ничего не иметь, чем дрожать и ждать, что отнимут завтра, все напоказ, куда ни ткни, все лишь снаружи, все обман, а внутри пустота, труха, как сварили когда-то ушат киселя, как засунули его в колодец, чтобы обмануть печенегов, вот мол, смотрите, нас голодом не заморишь, мы кисель из колодца черпаем, так с тех пор десять веков тот кисель и хлебают, все никак расхлебать не могут, земли же согрешивши которей любо, казнить Бог смертью, ли гладом, ли наведеньем поганых, ли ведром, ли гусеницею, ли инеми казньми, аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велить жити, глаголеть бо пророком нам: «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем», — да аще сице створим, всех грех прощени будем: но мы на злое ъзращаемся, акы свинья в кале греховнемь присно каляющеся, и тако пребываем, посади цветы — вытопчут, поставь памятник — сбросят, дай деньги на больницу для всех — построит дачу один, живут в говне, пьянстве, скотстве, тьме, невежестве, месяцами зарплату не получают, детям сопли не утрут, но за какую-то японскую скалу удавятся, мол, наше, не замай, а что здесь их? — чье все это? — у кого кулаки крепче, да подлости больше, тот все и захапал, а если у тебя хоть немного, хоть на донышке еще осталось человеческого достоинства, если тебя еще до сих пор не сломали, значит, еще сломают, потому что ни шага ты со своим достоинством здесь не сделаешь, здесь даже просто бросить взгляд на улицу — уже унижение, ты должен стать таким, как они, чтобы чего-то добиться, выть, как они, кусаться, как они, ругаться, как они, пить, как они, здесь все будто создано, чтобы развращать, тому дай, этому сунь, а не дашь и не сунешь, так останешься, мудак, с носом, сам виноват, кто не умеет давать, тот ничего не получает, кому нечего воровать, тот ничего не имеет, кто хочет просто честно жить и никому не мешать, тот и вздоха не сделает, и если ты, не приведи Господь, не такой, как они, если есть в тебе хоть крупица таланта, ума, желание что-то узнать, открыть, изобрести, написать, сотворить или просто сказать, что ты не хочешь быть среди этих урок, что ты не хочешь принадлежать ни к какой банде, ты сразу станешь у них шибко умным, тебя заплюют, затрут, обольют помоями, не дадут тебе ничего сделать, убьют на дуэли, заставят жрать баланду во Владимирской пересылке, стоять у метро с пачкой сигарет и бутылкой водки, сожгут твою библиотеку, в школе твоего ребенка затравят прыщавые ублюдки, в армии доведут сына до того, что не только себе пустит пулю в рот, но еще и пятерых заодно уложит. — Здесь нечего больше ждать, — повторяла Маша, закрыв глаза, сжимая ладонями виски, — на этой стране лежит проклятие, здесь ничего другого не будет, никогда не будет, тебе дадут жрать, набить пузо до отвала, но почувствовать себя человеком здесь не дадут никогда, жить здесь — это чувствовать себя униженным с утра до ночи, с рождения до смерти, и если не убежать сейчас, то убегать придется детям, не убегут дети, так убегут внуки. («Взятие Измаила»)

Категория:Фильмы по алфавитуКатегория:Фильмы Георгия Юнгвальд-ХилькевичаКатегория:Фильмы 1988 годаКатегория:Фильмы СССР

Дополнительная информация:

Транслитерация: Cerkov Svyatogo Georgiya (Kamoyanc)
Задом наперед читается как: )цняомаК( яигроеГ оготявС ьвокреЦ
Церковь Святого Георгия (Камоянц) состоит из 33 букв

father_ingwar


Мадаба (араб. مادبا‎) — город в Иордании, примерно в 35 км южнее Аммана. Население 70 000. Основанный моавитянами город несколько раз упоминается в Библии (Чис. 21:30, Нав. 13:9). В первом веке до нашей эры город попал под правление Набатейского царства. Со 106 года Мадаба стала частью римской провинции Аравия Петрейская. В 746 году город был разрушен землетрясением. Только в 1880 году христиане расчистили развалины и восстановили город. В самой Мадабе и в её окрестностях раскопаны несколько древнеримских вилл (например, так называемый «Зал Ахилла», в южном квартале города) и раннехристианских церквей VI века с уникальными мозаиками, в их числе в церкви Святого Георгия древнейшая мозаичная карта Святой земли, так называемая Карта из Мадабы. Это по сообщению Вики, а про карту уже смотрите под катом.

подъезжаем к православному храму

церковь св. Георгия


церковная школа

изображение Иерусалима на мозаике Мадабы — хрестоматийное, но не менее чудесное, особенно «живьем». Видна главная улица римского и византийского Иерусалима — Кардо. В центра города Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова). Справа Кардо замыкает огромная церковь Богородицы, та, что называлась Неа Теотокос. Церковь это как и храм Св. Софии в КПле была построеная св. императором Юстинианом, разрушена землетрясением и прочими потрясениями в 7 веке. Фундаменты и фрагменты стен ее обнаружены при раскопках в 70-80-е годы 20-го века. Сейчас на месте этого храма большая автостоянка еврейского квартала и частично постройки армянского и еврейского кварталос. Кстати там один из домов принадлежит и Иерусалимской Патриархии.
Ссылка на репродукцию полной карты Мадабы с некоторыми пояснениями (такая карта продается в храме в Мадабе):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Madaba_Map_reproduction.jpg?uselang=ru
О МОЗАИКЕ (Собственноручный перевод статьи из Английской Википедии, в русской всего две строчки о ней):
Мадабская Мозаичная карта — это часть пола в Византийской церкви Святого Георгия в Мадабе, Иордания. Карта Мадабы — это карта Ближнего Востока. Часть ее содержит самый старый из сохранившихся оригинальных картографических изображений Святой Земли и особенно Иерусалима. Датируется 6-м веком нашей эры На мозаичной карте изображается Иерусалим с церковью Неа Теотокос (Новая Церковь Богородицы) которая была освящена 20 ноября 542. Здания, возведенные в Иерусалиме после 570 года, отсутствуют в изображении, что ограничивает диапазон дат его создания периодом от 542 до 570. Мозаика была сделана неизвестными художниками, наверное, для христианской общины Мадаба, где находилась резиденция епископа в то время. В 614 году Мадаба была захвачена Персидской империей. В 8 веке нашей эры во время Омейядов с мозаики были сняты некоторые элементы, изображающие людей. В 746 году Мадаба была в значительной степени разрушена землетрясением и впоследствии покинута. Мозаика была обнаружена в 1884 году, во время строительства новой греческой православной церкви на месте ее древней предшественницы. В последующие десятилетия большая часть мозаичной карты пострадала от пожаров, деятельности в новой церкви и от воздействия влаги. В 1964 — 1965 годах при помощи Фонда Фольксваген археологи Хайнц Ципперс и Герберт Доннер провели реставрацию и консервацию оставшихся частей мозаики. Мозаика находится в церкви Святого Георгия в Мадабе. Она не ориентирована на север, как современные карты, но с восточной стороны к алтарю таким образом, что положение места на карте совпадает с реальным направлением на Иерусалим. Первоначальный размер мозаики 21 по 7 м, и состояла мозаика из более чем двух миллионов мозаичных элементов. Настоящие размеры остатков древней мозаики 16 на 5 метров. На карте мы можем увидеть территорию от Ливана на севере до Дельты Нила на юге и от Средиземного моря на Западе до Восточной пустыни. Среди других особенностей, она показывает Мертвое море с двумя рыбацкими лодками (так написано в английской вики, думаю даже древним не приходило в голову ловить что-то в Мертвом море), множество мостов, соединяющих берега Иордана, рыба плавает в реке; Охота на газелей в Моавитской пустыне. Кольцо пальм вокруг Иерихона, Вифлеем и другие библейские и христианские святые места. Карта, возможно, частично служила для облегчения ориентации паломников в Святой Земле. Все блоки имеют маркировку с пояснениями на греческом. Сочетание складывающейся перспективы и аэрофотоснимок изображает около 150 городов и деревень, все они помечены. Самым крупным и детализированным элементом топографического изображения является Иерусалим, расположенный в центре карты. Мозаика явно показывает ряд существенных структур в Старом городе Иерусалима: Дамасские ворота, Львиные ворота, Золотые ворота, ворота Сиона, храм Гроба Господня, Новый храм Пресвятой Богородицы, Башню Давида и Кардо Максимус. Узнаваемое изображение городской топографии делает мозаику ключевым источником на византийском Иерусалиме. Также уникальными являются детальные описания городов, таких как Неаполь (Наблус), Аскалон, Газа, все они достаточно детализированы. Мозаичная карта Мадабы является старейшей известной географической напольной мозаикой в истории искусства. Она помогает в локализации и проверке библейских мест. Изучение карты играли важную роль в практической археологии — в 1967 году раскопки в еврейском квартале Иерусалима открыли Новую Церковь Богородицы и Кардо Максимус в местах обозначенных на карте Мадабы В феврале 2010 года раскопки еще раз подтвердили свою точность обнаружением дороги, изображенной на карте, которая проходит через центр Иерусалима. Согласно карте, главный вход в город был через большие ворота, открывающиеся в широкую центральную улицу. До сих пор археологи не могли раскопать это место из-за интенсивного движения. В результате работ недалеко от Яффских ворот, были обнаружены большие булыжники на глубине 4 метра под землей, что и доказало, что такая дорога существует.


Смешение разных стилей, церковь 19-го века. Обновлена была в конце 19-го века Иерусалимском Патриархом Герасимом, который кстати освящал по просьбе отца Антонина Капустина наш храм в Яффо в 1894 году. Герасим был сложной личностью, у него были непростые взаимоотношения паствой, но он успел побывать и на Антиохийском и на Иерусалимском Патриарших престолах. А прожил всего 57 лет.

фото в свое время я перефотографировал в галерее Иерусалимских Патриархов в трапезной монастыря св. Герасима Иорданского
Биография Патр. Герасима (по Вики):
Патриа́рх Гера́сим II (греч. Πατριάρχης Γεράσιμος; в миру Константи́нос Протопапа́с; 1839/1841, деревня Астраc, Пелопоннес — 9 февраля 1897, Иерусалим) — епископ Иерусалимской и Антиохийской православных церквей, Патриарх града Иерусалима и всея Палестины (1891—1897), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1885—1891) — кстати на картинах он обозначается как Герасим Первый, в Википедии как Второй
Был племянником архиепископа Лиддского Герасима. По обычаю Святогробского братства, в детском возрасте был вызван им в Палестину для приготовления к духовной карьере. Обучался в Богословской школе монастыря Святого Креста в Иерусалиме и на математическом факультете Афинского университета.
По возвращении в Палестину в 1866 году преподавал в Школе святого Креста.
Приблизительно в 1870 году принял монашеский постриг с именем Герасим и был возведён в сан архимандрита.
После 1873 года, когда школа прекратила деятельность, архимандрит Герасим занимал различные посты в аппарате Иерусалимской Патриархии.
В 1877 году рукоположён во епископа с возведением в сан титулярного митрополита Филадельфийского (по названию Филадельфии Аравийской, ныне Амман).
От имени Иерусалимского Патриархата участвовал в работе Берлинского конгресса 1878—1879 годов, добиваясь возвращения святогробских имений, конфискованных в 1863 году в Румынии.
Впоследствии пребывал в Стамбуле в должности представителя Иерусалимской Патриархии.
Во время борьбы за замещение Иерусалимского престола в 1882—1883 году выдвигался кандидатом на Патриаршество, активно выступал против кандидатуры Никодима, считавшегося сторонником России. Никодим после избрания в патриарха поторопился убрать митрополита Герасима из Стамбула и в 1884 году отозвал в Палестину, назначив митрополитом Скифопольского.
При поддержке Никодима, видевшего в митрополите Герасиме главного соперника и стремившегося удалить его из Палестины, 30 мая 1885 году был избран Антиохийским Патриархом, несмотря на сопротивление части арабского клира.
Пребывание Патиарха Герасима на посту Антиохийского патриарха сопровождалось смутами и нестроениями во многих епархиях. Нарастало противостояние арабского клира и паствы с высшей греческой иерархией, которое вылилось в 1890-е годы в открытый конфликт.
Чувствуя нестабильность своего положения, Герасим охотно согласился на занятие Иерусалимского престола, освободившегося после отставки Патриарха Никодима. 28 февраля 1891 года он был официально избран Иерусалимским патриархом.
В годы управления Иерусалимской Церковью возродил семинарию Крестного монастыря, возобновил богослужения в нескольких древних храмах, важным делом для него было благоустройство Святогробского братства в материальном отношении, а также водворение здесь внутреннего мира и порядка.
Предпринял усилия, чтобы восстановить церковь в общине Мадаба, в которой была найдена мозаичная карту на полу старинного храма (ныне Церковь Святого Георгия). Понимая важность этого открытия, Патриарх Герасим принял меры, чтобы археологическая находка была надлежащим образом исследована и сохранена.
Статус святых мест Палестины интересовал патриарха куда больше, чем противодействие католическим и протестантским миссионерам, открывшим множество школ для правослаыных арабов. Будучи сторонником панэллинских идей, Герасим был чужд арабской пастве и подозрительно относился к российскому присутствию на Ближнем Востоке, не допуская открытия школ Императорского палестинского православного общества в центральных областях Патриархата.
преп. Симеон Столпник. К предыдущей записи о столпе.
иконы с упоминанием имени Патриарха Иерусалимского Герасима
в крипте храма находится безыскусная, но чудотворная икона Богородицы Троеручицы, к ней все идут прикладываться
Патраршее место в храме с монограммой опять же Патриарха Герасима
тут в магазинах тоже много поделок из перламутра, вообще много всякого рукоделия
и под конец записи — Мадаба просто, город небогатый, похожий на многие небольшие арабские городки
Семерка!
Куколки — бедуинские юноши и девушки
Продолжение следует!
Tags: Иордания, Мадаба

Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть IV. Мадаба — Аджлун

Мадаба (древняя Медева) — самый христианский город Иордании. Из 70 тысяч населения примерно 40 составляют христиане различных конфессий. Однако если походить по улицам Мадабы, заметить здесь какие-то особые признаки «христианскости» трудно; обычный арабский город, каких много на Ближнем Востоке.

Иордания христианская. Мадаба

Главная реликвия Мадабы — огромная мозаичная карта Святой Земли, сохранившаяся в храме святого Георгия. Мозаики вообще очень часто встречаются в Иордании, но тут случай особый: мозаичное изображение размером 15 на 6 метров (учёные полагают, что первоначальные размеры карты составляли 21 на 7 метров), созданное в VI веке, зафиксировало сведения о географии целого региона, начиная Ливаном на севере и заканчивая дельтой Нила на юге. С востока на запад карта покрывает территорию от Аравийской пустыни до Средиземного моря.

И, главное, на наиболее сохранившемся фрагменте карты изображён Иерусалим с окрестностями. Причём детализация карты такова, что на ней зафиксированы отдельные постройки Святого города — например, храм Гроба Господня, Золотые ворота, Сионские ворота, церковь Богородицы и другие.

Мадаба. Знаменитая мозаичная карта в храме святого великомученика Георгия

… Автобус почему-то останавливается возле ресторана. Оказывается, надо пройти через него насквозь на другую улицу и там ещё немного — до храма. Здесь просто ближайшая парковка.

Георгиевский храм невысокий, с улицы видна только верхушка колокольни с крестом. Вход платный, один динар. Вспоминается: в Троице-Сергиевой лавре для организованных туристов тоже существует плата. Но то — за экскурсии, а тут — просто плата за вход. Иерусалимский Патриархат, в чьём ведении находится храм, можно понять: подавляющее большинство посетителей — туристы, их здесь бывает много, и этот сбор — в общем, разумная идея.

Вполне возможно, это позволило Патриархату построить слева от храма новое здание греческой православной школы. Местные священники утверждают, что это старейшее православное учебное заведение в стране. Название “Greek St George Orthodox School” («Греческая православная школа святого Георгия») не должно вводить в заблуждение, эта школа – не церковно-приходская в нашем понимании. Это обычное учебное заведение, в котором учатся в том числе и дети-мусульмане. При этом уровень образования в школе очень высок, она входит в десятку самых престижных частных учебных заведений Иордании.

Сейчас во дворе перед школой никого: каникулы.

Храм святого Георгия в Мадабе

Если бы не уникальная мозаика, мадабская Георгиевская церковь ничем особым не выделялась. Такие небольшие трёхнефные храмы часто встречаются и на православном Востоке, и в Европе. Туристы столпились возле алтаря. В центральной и правой апсидах часть церкви огорожена; здесь как раз и сохранился мозаичный пол, два больших фрагмента карты, разделённые колонной, и ещё один маленький кусочек.

Надписи на греческом. Отчётливо видно: «Святой город Иеруса…», «Вифлеем», «Ефрафа», «Иерихон», «Галгалла», «Акелдама». Акелдама — то самое поле, «село крови», которое купили на тридцать сребреников, полученные Иудой за предательство Христа, и где потом хоронили странников. Иерусалимская Божедомка.

Самер говорит, что свою карту древний мастер составлял исключительно по рассказам паломников, сам он при этом не совершал путешествий по Святой Земле. Честно говоря, не верится, что это был один человек. Сколько лет надо потратить на то, чтобы в VI веке собрать мозаику из двух миллионов кусочков? А ведь примерно столько «пазлов», по оценкам учёных, составляло первоначальную карту.

На центральной части мозаичной карты изображён Иерусалим

— А какого размера была изначальная карта? Неужели она занимала всё пространство церкви? — спрашиваем мы гида. Самер легкомысленно кивает в ответ:

— Да, весь пол здесь был мозаичный.

Свежо предание… В таком случае на мадабской карте должны были быть изображены вся Африка и, пожалуй, Антарктида в придачу. Скорее всего, карта просто занимала всё пространство непосредственно перед алтарём, и утраченными оказались фрагменты, на которых древний картограф отобразил преимущественно северные и западные области Ближнего Востока; может быть, там была какая-то часть Европы. В любом случае, фантастическим образом уцелела именно центральная часть карты с Иерусалимом.

Ислам, пришедший в эти места в VII веке, пощадил памятник. Правда, некоторую, так сказать, выборочную цензуру мадабская карта всё же пережила. В исламе, как известно, запрещены изображения людей и животных (с животными довольно сложно; прямого указания вроде бы нет, но есть фетвы, которые толкуются в пользу запрета), поэтому в исламский период все подобные изображения на карте в Мадабе были уничтожены. По другой версии, «правку» в мозаику внесли в эпоху иконоборчества. Хотя, если это были иконоборцы, то чем им не угодили львы с антилопами, которые тоже пострадали?

В крипте Георгиевского храма

Справедливости ради стоит сказать, что исправления были сделаны в довольно мягкой форме: кусочки мозаики вынули из карты и, перемешав, снова вклеили туда в произвольном порядке. В результате некоторые части карты смотрятся почти точно так же, как сегодня выглядят в телевизионных репортажах лица людей, которые необходимо скрыть: вместо лиц получается каша из пикселей. Впоследствии мы не раз встретим такие «пикселизованные» фрагменты мозаик в других местах.

Мы спускаемся вниз по короткой лестнице из нескольких ступенек. Справа от главного алтаря в цокольной части — крипта, где хранятся чтимые иконы. Самер бойко перечисляет: Троеручица, великомученик Георгий, апостол Андрей Первозванный, Семь отроков Эфесских.

Он подсвечивает в полутьме мобильником. Семь отроков оказываются сорока мучениками.

Кстати, Иордания спорит с Турцией за право обладания местом захоронения эфесских мучеников. В Аммане сохранилась «Пещера спящих», которая почиталась как место упокоения святых отроков ещё в древности.

Фрагмент карты, на котором отображены восточные районы Римской империи, граничащие с Аравией

Выходим из полутьмы храма на сияющую белизну церковного двора, вымощенного всё тем же белым известняком. Ломит глаза. Рядом с церковью — двухэтажное административное здание и несколько рядов скамеек перед информационными стендами, своего рода лекторий под открытым небом. Сегодня он не пользуется популярностью: яростное солнце загоняет туристов в тень кипарисов или сразу под своды храма.

Мадаба — самый христианский город Иордании. Не благодаря ли знаменитой мозаичной карте — уникальному памятнику, который пережил столетия, здесь сохранилась Георгиевская церковь и другие христианские храмы?

Факт-открытие: Самер, наш гид, поделился самым верным способом определить, живут ли в том или ином городе Иордании христиане.

— Если в городе есть алкогольные магазины — значит, в нём есть христиане.

В этих словах нет ни малейшего намёка на издёвку. Просто по местным законам мусульмане не имеют права торговать алкоголем.

Интерьер Георгиевского храма в Мадабе

Улица «самого христианского города Иордании». Вдали видна колокольня Георгиевского храма

Мадаба, храм вмч. Георгия. Чтимые иконы, хранящиеся в крипте

Георгиевский храм — главная достопримечательность города. Даже в местном ресторане висит архивная фотография с его изображением

Мозаичные иконы часто встречаются в местных храмах

Алкогольный магазин — верный признак присутствия в иорданском городе христиан (помимо наличия храмов, разумеется)

Иордания туристическая. Аджлун

Дорога, ведущая на северо-запад от Аммана, радует глаз русского путешественника, истосковавшегося после пустынь востока и юга Иордании по зелени лесов. Склоны невысоких пологих гор, поросшие оливками и соснами — это, конечно, не берёзовые рощи, но в здешних местах чувствуешь себя не в пример привычнее и комфортнее.

В Иордании сохранилось довольно много древних средневековых крепостей и замков. Один из них, в городке Аджлун, выделяется среди прочих тем, что, будучи возведённым арабами в XII веке, при Саладдине, он сыграл ключевую роль в защите региона от крестоносцев. Правда, последующая история крепости знала и менее славные страницы – так, например, в середине XIII века она была почти уничтожена монголами, а позже, когда мамелюки изгнали монголов из пределов Трансиордании, восстановленный замок использовался как склад провианта и сельскохозяйственных культур.

Замок в Аджлуне

Дорога медленно поднимается в гору. Окраины Аджлуна, небольшого городка с населением в несколько тысяч человек, примечательны только тем, что здесь мы сталкиваемся с новым местным производством. Возле небольших невзрачных построек, расположенных по обочинам дороги, сложены горками какие-то тёмно-бурые плашки-кирпичики.

— Это отходы при производстве оливкового масла, — поясняет наш всезнайка-гид. Выясняется, что постройки — это маслодавильни, где из местных оливок делают масло, а та масса, которая остаётся после отжима, спрессовывается и просушивается. Оказывается, эти высушенные твёрдые отходы отлично горят.

— У нас в домах даже в больших городах нет отопления, мы ставим газовые баллоны, а в таких маленьких городишках есть только печи, которые зимой топят такими вот брикетами. А когда растопишь печку — такой запах идёт… Пахнет оливковым маслом, — Самер рассказывает с таким удовольствием, что кажется, запах проник в наш автобус, хотя мы давно уже оставили позади и маслобойни, и горки пахучего топлива.

Замок в Аджлуне. Внутренняя лестница

Слева от дороги разворачивается вид на гору, на вершине которой возвышаются мощные постройки. Да, сразу видно, что этот замок изначально возводился как военное сооружение, опорный пункт для стратегических целей.

Через глубокий ров перекинут деревянный мост. Самер утверждает, что в былые времена ров заполняли дождевой водой. Одолевают сомнения: собрать такое количество дождевой воды на вершине горы, пусть даже и не в столь засушливых местах — возможно ли такое.

Узкие лестницы с вытертыми до блеска ступенями ведут на разные этажи. У нас нет бумажных путеводителей, но это даже лучше: куда интереснее бродить по таким местам, фантазируя, пытаясь представить, что происходило в этих старинных стенах шесть, семь столетий тому назад. Вот в этой небольшой квадратной комнате во время осад почти наверняка сидели стрелки-лучники — сквозь бойницы очень хорошо виден мост и подступы к нему; а этот просторный зал, вполне возможно, служил трапезной.

Уборщик за работой

Стены крепости отдают прохладой. Немногочисленные посетители тихонько ступают по каменным полам, поднимаются по лестницам. Замок в Аджлуне на сегодня — не самое бойкое туристическое место в Иордании. Но оно и хорошо, пожалуй: проще будет реставрировать и сохранять памятник.

Из всей туристической инфраструктуры здесь лишь сувенирная лавка да колоритный торговец-араб, установивший перед входом свою тележку-миникафе. Он предлагает нам чай или кофе. Кофе, разумеется, по-иордански, с кардамоном. Пряный запах разносится слабыми волнами над башнями и стенами замка.

Аджлунский замок. Одна из сохранившихся башен

Мы ещё раз оглядываемся на величественные руины, смотрим с горы на лежащий неподалёку Аджлун. Хочется вернуться сюда зимой, чтобы услышать, как пахнет оливковый дым.

Факт-открытие: местные экскурсоводы вслед за иорданскими историками утверждают, что пророк Илия (которого Писание называет Илией Фесвитянином) родился в районе современного Аджлуна, в селении Листиб — якобы здесь и располагалась древняя Фесва. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу пока никто не смог; серьёзных раскопок в районе Аджлуна не было.

У святителя Димитрия Ростовского сказано только: «По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божия Илии была страна Галаадская, по ту сторону Иордана, пограничная Аравии; город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином».

В одном из залов замка в Аджлуне

Вид на замок со стороны современного Аджлуна

Северо-запад Иордании — это плодородные земли с мягким средиземноморским климатом

Руины внутри замка

Замок в Аджлуне. Одна из бойниц

Аджлунский замок. Фрагмент крепостной стены

Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока. Аджлунский замок органично воспринял эту традицию

На улицах современного Аджлуна можно встретить лица, будто пришедшие из прошлого