Любовь к ближнему

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

(Лк. 26, 31-36).

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день года

Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 1

О любви к ближнему

Что можешь быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить — блаженство; ненавидеть — мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Боге и ближнему.

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог.

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его?

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его. Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом — огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением .

«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», — сказал святой Иоанн Лествичник.

В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть. Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах — наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва — пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.

Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему.

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святого; потому что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святого: потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего.

Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.

Риза новая —Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Риза новая — Дух святой. Облечетеся силою выше, сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти, говорит Апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самым делом.

Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнены велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки; твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна —плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе.

Когда с тобою Господь, — надейся на победу: Господь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу; испроси ее постоянною молитвою и плачем. И придет неожиданно действие благодати в твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовию ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? к ним очень привязано твое сердце? — Отрекись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая — верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? — скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я — кто? немощное создание, не имеющее никакого значения».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них — ничто!»

«Хочу, или не хочу, — приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже — не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои,—навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он — их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присвоил я их неправильно и напрасно».

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он — самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя — пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно,— это знак пристрастия.

Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной, греховной.

Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо.

Воздавай почтение ближнему как образу Божию,— почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе.

В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении.

Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего.

Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти.

Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.

***

Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви.

Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятая этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей — правосуден.

Любовь к Богу вполне духовна: рожденное от Духа, дух есть.

***

Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.

***

…входим в любовь к ближним, ею в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас.

***

Господи! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня!

***

Общий признак состояний духовных — глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовью ко всем ближним, с стремлением к неизвестности, к удалению от мира.

***

От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут. Для такой души нет оскорблений, нет обид, нет злодеяний: вся тварь действует по повелению или попущению Творца; тварь — только слепое орудие. В такой душе раздается голос смирения, обвиняющий ее в бесчисленных согрешениях, оправдывающий ближних, как орудия правосудного промысла.

***

Господь первые слова свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к ближним и смирению. На этих двух добродетелях основано все здание христианской деятельности. Коснение страсти гнева в человеке отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию.

Господь заповедал всеусиленное хранение мира с ближними, как и Апостол сказал: Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний твой: постарайся обвинить себя, и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.

***

Совершенною любовью к ближним доставляется усыновление Богу, то есть благодать Святого Духа привлекается в сердце, и изливается в него всесвятая любовь к Богу.

***

Все частные заповеди Свои Господь совместил в две главные: в заповедь любви к Богу и в заповедь любви к ближнему.

***

Делается человек способным к любви Божией от исполнения любви к ближнему; в состояние же стремления всем существом к Богу возводится молитвою.

СВ.МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

Послание

Обретя же познание Божие и уразумев страх, удобно преуспеешь и в последующем, то есть, в любви к ближнему.

АВВА ДОРОФЕЙ

Душеполезные поучения

Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.

***

…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви.

***

Никто не говорит ближнему своему: «зачем ты не любишь меня?» Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви.

СВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

Любы, сказано, не радуется о неправде, радуется же о истине . Нам приходится часто видеть неправедные, греховные дела человеческие или слышать о них, и мы имеем грешный обычай: радоваться таким делам и выражать без стыда радость свою безумным смехом. Худо, не по-христиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем. Это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему: ибо любовь не радуется о неправде, радуется же о истине. Перестанем вперед так делать, да не осудимся вместе с делающими неправду.

***

Не напрасно первым признаком любви нашей к ближнему Апостол поставил долготерпение и милосердие: любовь долготерпит, милосердствует : ибо всякий человек немощен, слаб, опрометчив, удобопреклонен ко всякому греху, но и при всем том легко может одуматься, восстать, раскаяться при благоприятных условиях; и потому надо быть терпеливым к его немощам и погрешностям, как желаем сами, чтобы другие были снисходительны к нашим немощам и видя, как бы не видели их и не замечали их.

***

Одним много, другим мало дает Господь для того, чтобы мы промышляли друг о друге. Так устроил Господь, что если мы щедрыми дарами Его благости охотно делимся с другими, то они служат в пользу души и тела, раскрывая наши сердца для любви к ближним, а умеренностью употребления их служа и в пользу тела, которое не пресыщается и не обременяется ими.

***

Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же.

Часть 2

Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закаляй его своим произволением, распинай плоть со страстями и похотями. Все получил от Бога, будь готов отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим.

***

Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его, земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного, небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному, временному, также и от любви к ближнему отвращают.

***

Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботится о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.

***

Премерзкий враг силится уничтожить любовь любовью же: любовь к Богу и ближнему — любовью к миру, его благам мимолетным и к его растленным, богопротивным обычаям, — любовью плотскою, любовью богатства, почестей, удовольствий, игр различных. Поэтому да погашаем в себе всячески любовь к миру сему и да возгреваем любовь к Богу и ближнему чрез самоотвержение.

***

Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, — отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, — покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки?

***

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает .

***

Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом — считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. Есмы друг другу удове .

СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Сочинений, том 5

Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним; оскорбляем Бога, их милующаго; оскверняем наш ум нечистыми представлениями; подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых; смрадом нечистых воспоминаний растлеваем благоухание молитвы; немирною совестию воспящаем сердце наше от восхождения горе; и, конечно, не достигнем оправдания от Того, Который рек: не судите, да не судими будете.

***

Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.

***

Любовь к ближнему

Любовь к ближнему есть выражение любви к Богу.

Ради любви к Богу любить всякого человека.

Кто ближнего не любит, тот не любит Бога.

Не любит тот Христа, кто ближнего не любит.

Кто любит, тот истинный ученик Христов.

Все отношения человеческие должны быть с любовью.

Христиане должны иметь любовь между собой.

Смысл христианской жизни – любовью работать друг другу.

Кто любит брата, тот во свете.

Ближнего любить, как самого себя.

Первый плод любви – не творить зла.

Второй плод любви – оказать ближнему милость в нужде.

Кто ближнему не благотворит, тот его не любит, а следовательно, не любит и Христа.

Не любит тот Бога, кто ближнему не благодетельствует.

Любовь выражается в заботах друг о друге.

Как члены тела заботятся и защищают друг друга, так и христиане.

Заботиться не только о телесных нуждах ближнего, но и о духовных.

Кто любит Христа, тот должен заботиться и о спасении ближних.

Помогать ближним, хотя и сам немощен.

Любовь найдет слова, чтобы помочь ближнему.

Кто любит сердцем, тот не отступит в беде.

Любящий скорбит со скорбящими и радуется с радующимися.

Любовь скорбит, когда видит неправду, и радуется об истине.

Любовь к ближнему до тех пор, пока это согласно с любовью к Богу.

В истинной любви не бывает ЗАВИСТИ.

Любовь не завидует.

У любящих друг друга всегда единомыслие.

Любовь из двух сердец делает одно.

Любовь не раздражается и не мыслит зла.

Истинно любящий, если допускает ГНЕВ, то на грехи, а не на согрешающих.

Любовь не гордится.

Любовь не ищет своей пользы.

Любовь забывает о себе, но ищет пользы других.

Любовь должна быть не на языке, но на деле.

Любовь всегда окажет помощь ближнему.

Любить без пользы для себя и без надежды на воздаяние.

Ради любви к ближнему христианин не боится стыда.

Любовь все терпит и даже смерть.

Любовь истинная в беде не оставляет.

Любовь истинная в сердце кроется, а на делах познается.

Кто делает ближнему зло и не оказывает ему милость, тот не имеет любви.

Не заботящийся о спасении ближнего, не имеет любви и поэтому не может спастись.

Любовь вся любит и всем верит.

Любовь чистосердечна и всем верит.

Не имеющий любви пребывает в смерти.

Христос все претерпел ради человека, но человек, увлеченный миром, пренебрегает этой любовью.

Заповедь велит ближнего любить.

Любить ближнего, так как Бог возлюбил его.

Кого Христос любит, того и мы должны любить.

Верующие более других должны любить друг друга, так как имеют одну веру и Единаго Бога.

Любить друг друга, ибо все люди происходят от одного АДАМА.

Любить ближняго, ибо он брат наш.

Одна страна и одно общество побуждают к любви.

Если бы была взаимная любовь, общество процветало бы в благополу­чии.

Взаимное благополучие побуждает к любви.

Не имеющий любви, имеет зверский нрав и потерял разум.

Никакая деятельность человека не приносит пользы, если нет любви.

Без любви никакие дарования не имеют значения.

Без любви никакие добрые дела не помогут.

Без любви не бывает ДОБРА.

Если СЕРДЦЕ не согрето любовью, то ХРИСТИАНИНУ нет никакой пользы от его БЛАГОЧЕСТИЯ.

Иметь в сердце любовь, и она сохранит нас от всякого зла (8, с.478–496).

Плод любви к Богу – любовь к ближнему

Самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу является любовь к ближним. Любовь к ближним – это полное отражение любви к Богу. А отсюда явствует, что не любит тот и Бога, кто ближнего не любит (7, с.233).

Не любящий ближнего мертв душой

Христианин, не любящий своего брата, мертв душой, ибо как тело душой, так и душа Духом Христовым оживляется, а где нет христианской братской любви, там нет и Духа Христова (Там же).

Спасение зависит от любви к ближним

Когда Дух Христов отсутствует в душе человека, в ней непременно поселяется другой дух, дух диавольский, который пленяет душу, оскверняет и вытравляет в ней все доброе и святое. Где нет любви, там царствует смерть духовная, за которой последует смерть вечная, когда душа покаянием истинным не воскреснет. Во избежание этой смерти христианин в своей жизни должен снисходительно относиться к окружающим его людям, прощать совершаемые ими погрешности, не гневаться и не скрывать в своем сердце мести, потому что «отмщаяй от Господа обрящет отмщение» (Сир.28,1). Только в таком случае и Господь проявит милосердие к немощам самого христианина. Иными словами, отпущение грехов, а следовательно, и спасение христианина стоит в прямой зависимости от отношения его к окружающим людям. Без любви к ним Бог не принимает от христианина никакой жертвы, более того, такая жертва вместо умилостивления оскорбляет и прогневляет Творца (7, с.233).

Истинная любовь продолжается в вечной жизни

Истинная любовь продолжает свое существование в жизни будущего века. Она здесь начинается, а в совершенстве раскроется лишь в жизни вечной (Там же, с.233–234).

Если бы в мире процветала любовь, человечество избавилось бы от множества зол

Если бы в мире процветала любовь между людьми, человеческое общество не только избавилось бы от множества зол и всевозможных несчастий, как-то: воровства, убийств, обмана, клеветы, насмешек и т.д., но и наслаждалось бы благополучием и Божественным миром (Там же, с.234).

Любовь проявляется независимо от внешнего положения человека

Благотворное действие истинной любви, щедро изливаемой из любвеобильного сердца человека на окружающих, происходит по той причине, что она по внутрен­нему свойству, как имеющая свое начало в Боге, не может пребывать сокрытой, но проявляется независимо от внешнего положения человека. Ее можно сравнить с теплой печью, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней (Там же).

Кто наш ближний? – Все люди

Все люди без исключения являются нашими ближними, ибо все мы по плоти произошли от одного Адама, имея с ним одно естество, и поэтому нуждаемся во взаимной помощи друг друга, как члены вещественного тела. Но особенно близки между собой христиане, которые единой верой, Крещением и словом Божиим просвещаемы и Единого Бога исповедуют и призывают (Там же).

Как нужно проявлять свою любовь к ближнему

Свою любовь к ближним христианин должен проявлять не на словах толь­ко, но наипаче в добрых делах, подражая своему Искупителю и Спасителю, Который, видя падение и раны, нанесенные врагом рода человеческого – диа­волом, сотворился ближним нашим, сошел с неба, принял зрак раба, и таким образом исцелил нас (Там же).

Любовь – признак истинного христианина

Взаимная любовь является признаком истинного последователя Господа Иисуса Христа, сказавшего: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13,35). Воплощая эти слова в своей жизни, многие последователи Христовы еще на земле сподобились величай­шего дара – соединения с Источником любви – Богом (Там же).

Если нет любви – все подвиги бесплодны

Какими бы дарованиями христианин ни обладал, и каких бы подвигов ни совершал, все это не принесет ему никакой пользы, если он не примет в своей душе твердого решения шествовать спасительным путем любви (Там же).

Любовь воспитывает терпение

Любовь воспитывает в христианине терпение в перенесении обид. Только человек, озаренный любовью, способен любить людей со всеми их недостатка­ми, немощами, он признает их не только равными себе, но и своими братьями и поэтому великодушно прощает обидчику, молится за него, соболезнует и скорбит о его душе. В общении между собой людям трудно бывает не оскор­бить друг друга чем-нибудь, или неосторожным словом, или делом, или каким другим образом. Но христианин первым должен просить прощения, даже если его и серьезно чем-то обидели. Такое поведение последователя Христова будет способствовать созиданию мира и прославлению Того, Кто Своим крестным подвигом и любовью уничтожил зло и водворил мир и радость между людьми. Противоположные же действия неизменно приводят к ссорам, вражде, нена­висти и мести (Там же, с.234–235).

Гнев надо направлять против греха, а не против ближнего

Христианин должен не только не допускать в своей душе возгореться гневу или раздражительности, но и более того – сразу отсекать всякие помыслы, возбуждающие его против ближнего. Хотя человеку и свойственно чувство гнева, но его следует направлять против грехов, а не против человека. Это будет свидетельствовать о великой любви в сердце гневающегося, который ищет не своего, но спасения ближнего. Руководствуясь любовью, христианин в таком случае только сожалеет о заблуждении ближнего и о его неведении. Сердце его будет болезненно мучиться до тех пор, пока грешник не оставит свою греховную жизнь и не вернется ко спасительному пути. Скорбь истинного христианина не дает ему покоя и в том случае, когда он видит людей, оскор­бляющих своей греховной жизнью величие Божие или Его святые заповеди. И наоборот, он радуется истине, согласию и мирной жизни окружающих (Там же, с.235).

Любви чужды страсти

Истинной христианской любви бывают чужды зависть, гордость, самолю­бие. Она «вся любит», потому что во всяком человеке, какой бы националь­ности или нравственного устроения он ни был, она видит образ Всемогущего Бога, Который «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.5,45). Такой любви свойственно доверие ко всякому человеку (7, с.235).

Как достичь совершенной любви

Совершенство достигается человеком не сразу, для этого нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей. Величайшую услугу оказывает в этом делании самопожертвование и принуждение, посред­ством которых христианин сможет достичь с помощью Божией высшего дара любви не только к своим доброжелателям, но и к тем, кто бывает злобно настроен против него (Там же).

Кто любит Бога, тому не страшна даже смерть

Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, тому не страшны никакие препятствия и даже смерть, вместе с апостолом Павлом он желал бы «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1,23). Наглядным при­мером здесь могут служить святые мученики (Там же, с.232).

Когда любовь к Богу не истинна

Часто в жизни христиан бывает так, что многие из них желают быть с Господом и получить прославление и блаженство в Его Царствии, однако же исполнять то, что Христом заповедано, и проводить жизнь согласно этим заповедям они не хотят, оправдывая себя невозможностью их исполнения. Это свидетельствует о том, «что Христа истинно не любят» (Там же).

Любовь во Христе и любовь человеческая

Любить во Христе друг друга похвально, но если плотские пожелания берут верх над человеком, то это уже будет любовь не во Христе, а человеческая, то есть здесь мы, пожалуй, нарушаем закон Божий. Но если мы его нарушаем, то для нас остается единственное средство – осознать свои поступки и по­просить у Бога прощения. Ведь человек, живя на земле, постоянно стремится удовлетворять свои желания, а о душе и о ее запросах забывает. Хорошо жить свято, но не каждый это может исполнить, и если так, то не следует забывать и как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (3, с.59).

Жить для других – долг любви

Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служе­ния ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних. Многие люди в тяжелые минуты своей жизни жестоко страдают. Именно они в этот момент, как никогда, имеют нужду в соучастии и сострадании другого человека. Важно стяжать в себе сердце, горящее огнем любви Божественной и человеческой. Нужно, по апостолу, духом гореть, Господеви работать, в молитве пребы­вать, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим.12, 11–15). Именно служение ближним должно быть самоотверженным, бескорыстным, потому что честь и блага земной жизни проходят как сон, как пылкая мечта. Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная кра­сота! А те, ради которых мы будем трудиться, всегда вспомнят о нас, и если не здесь на земле, то в день пришествия Сына Человеческого. А это, в свою очередь, сделает нашу жизнь не столь уже тяжелой и безотрадной, а наобо­рот, она будет легкой и радостной. Жить для других – это долг любви. А любовь пребывает вовеки. Пребывающий же в любви – в Боге пребывает. Вот это и есть та благодатная сила, которая не мыслит зла и побуждает нас, по Апостолу, друг друга тяготы носить (Гал.6,2). И это надо делать во имя того, что Христос возлюбил нас прежде сложения мира. Во имя Иисуса Христа и ради близких людей нам будет легче нести труды и подвиги. Это третья тайна жизни (26, с.395).

* * *

Прилагайте старания друг друга любить, уважать и друг другу помогать (3, с.57).

Дома со своими родными надо жить в мире и любви. Быть им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души (Там же, с.59).

Любовь между людьми приобретается посредством Исповеди

Не следует забывать как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (Там же).

Любовь преодолевает все искушения

Объединимся друг с другом во Христову любовь, и тогда мы сможем преодо­леть все искушения вражии (Там же, с.80).

Как водворить в душе любовь к Богу и людям

Будем любить Бога и возносить к Нему наши повседневные молитвы, прося помощи для преодоления всех греховных наклонностей и страстей. И тогда в нашей душе водворится мир и любовь к Богу и людям (Там же, с.82).

Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение (5, с.16).

Любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но перед всеми смиряется, всем послушна, покорна, снисходительна. Любовь, по учению св.отцов, есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по из­гнании их. Она не только истребляет страсти, пороки, но даже не дозволяет им получить начало.

«Любовь не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине». Она все покрывает по своему долготерпению и кротости, что бы ни случи­лось прискорбное и трудное, хотя бы то были обиды, смерть или что-нибудь другое. Любовь покрывает грехи, немощи, недостатки и слабости других, к чему и призван пастырь, не только не разглашает, но прикрывает все то до­брым словом (Там же, с.167).

Любовь к ближним рождает ревность о спасении их, заставляет непрерывно поучать их и заботиться о них (32).

Братская любовь не кичится, а созидает (Там же, с.256).

Любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы носить немощи друг друга, прощать обиды (19, с.27)

Почему мы обязаны любить всех людей

Все человечество искуплено Кровью Сына Божия. И поэтому наша святая обязанность любить всех людей независимо от их национальности и вероисповедания. К чему призывает всех христиан апостол Павел: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим.2,1). Следует также отметить, что прошением «о мире всего мира» Церковь умоляет Бога удалить от всех людей всякие смуты, раздоры и войны. Эти и другие подобные нестроения нарушают общую гармонию человеческой жизни и приносят огромные страдания живущим на земле (9, с.389).

Любовь к людям – неотразимое оружие

В деятельности апостолов первое место занимала любовь к людям, потому что именно эта добродетель является неотразимым оружием в руках служи­телей Христовых (7, с.200).

Воспитание в себе любви требует подвига

Воспитание в себе любви требует от человека большого подвига и нравственных сил, однако он должен принуждать себя к этому, потому что только нуждницы восхищают Царство Небесное (Мф.11,12) (7, с.323).

В ком любовь – в том нет зависти

Любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (I Kop.13,4). Следовательно, в ком господствует любовь к Богу и людям, кто всегда состраждет и почитает своего ближнего, как самого себя, в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть (7, с.323).

Добродетель любви существеннее всего влияет на терпение

Самое существенное влияние на формирование и совершенствование терпения оказывает добродетель любви. Кто любит ближнего, тот не мстит за обиду, но великодушно переносит и даже молится за обидчика, сожалея о нем, как о подпавшем влиянию диавола (2.234) (7, с.282).

Какое свойство имеет любовь

Любовь имеет такое свойство, что она «любителя соединяет с любимым» (7, с.228).

Все стороны человеческой жизни способна преобразовать и улучшить одна любовь

Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Вот почему любовь можно назвать не только корнем и источником всех благ и всего доброго (2.283), но и матерью всех радостей (5.235)(7, с.228).

Жизнь, устроенная по закону любви, подобна раю земному

Достойны похвалы семьи, города и даже государства, которые устрояют жизнь согласно закону любви. Поистине жизнь там подобна «раю земному, радости и сладости исполненному». И далее, основываясь на высказывании святого Иоанна Златоуста, святитель Тихон Задонский заключает: «Ежели бы вси в свете друг друга любили, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим подобного, понеже всякое бы зло так удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было» (2.340) (7, с.228).

Заповеди о любви Иисуса Христа

Заповеди о любви Иисуса Христа

Заповеди любви (заповеди о любви) — заповеди о любви к Богу и ближнему в христианстве и иудаизме. Подобные заповеди о любви можно встретить и в других религиях (конфуцианство, буддизм), но только в христианстве эти заповеди являются основой мировоззрения, вероучения и практического благочестия.

Важнейшие две заповеди христианства

Важнейшие две заповеди Библии (христианства) — две заповеди, произнесённые Иисусом Христом в ответ на вопрос о высшем законе для человека. Являются, по словам Христа, основой для всего Божественного Закона и предопределяют все остальные заповеди. Духом этих двух канонов проникнуто все Евангелие. Похожие системы мировоззрения встречаются в других религиях и философско-этических школах.

Согласно Библии, приступив к Иисусу, законник-фарисей спросил Его: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от Христа:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Мф.22:37-40)

Любовь к Господу

Понятие о Великой Любви к Господу Богу — это первая великая заповедь, встречается ещё в Ветхом Завете в Пятой Книге Моисеевой и в других местах:

и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.
(Втор.6:5)

Христианский святой Иоанн Кронштадтский толкует эту часть заповеди следующим образом:

не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей.

Любовь к ближнему

Любовь к ближнему (также известна как «Золотое правило») предписается ещё в Ветхом Завете в книге Левит — как ограничение возмездия за преступление(талиона):

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18)

и как заповедь дружелюбия к чужакам:

Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34)

Ещё за 500 лет до рождения Иисуса Христа «Золотое правило» отношения к людям сформулировал Конфуций: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

Особый смысл и значение принимает эта заповедь с приходом Христа. Иисус отвергает ветхозаветный принцип воздаяния «зуб за зуб», заменяя его абсолютной любовью к человеку. Святой Иоанн Златоуст в своём толковании заповеди Христа о любви пишет:

Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну!

Святой Иоанн Кронштадтский предостерегает от узкого понимания слова «ближний», вспоминая притчу о Самаритянине, в которой раскрывается этот момент.

Притчей об израненном разбойниками человеке и мило­сердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и дея­тельное участие, Господь показал, что ближним должно счи­тать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.

См. также

  • Заповеди Иисуса Христа
  • Заповеди блаженства
  • Божественная любовь
  • Любовь

Ссылки

  • Заповедь любви
  • Св. Иоанн Златоуст, Толкование на святого Матфея Евангелиста
  • О любви к Богу и к ближним. Св. прав. Иоанн Кронштадтский
  • Первая из всех заповедей
  • Александр (Милеант), епископ. Заповеди Божии
  • Повеления Господа Иисуса Христа — Теологические исследования

Литература

Заповеди Священных Писаний

Ветхий Завет (Танах): 613 заповедей, Десять заповедей

Новый Завет (Евангелие): Заповеди о любви, Заповеди о блаженстве

Мудрость духовная

Святые отцы о любви к ближнему


Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание — ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы.
Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением». Такова совершенная любовь.
Преподобный Исаак Сирин:
Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире.
Авва Агафон говорил: «Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня». Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь».
Преподобный Ефрем Сирин:
Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь — та, которая и увещавает, и вразумляет.
Преподобный авва Исаия:
Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум…
Патерик:
Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать».
Старец сказал: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение».
Преподобный Пимен Великий:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.
Святитель Василий Великий:
Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.
Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.
Святитель Иоанн Златоуст:
Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.
Преподобный Исаак Сирин:
Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни.
Преподобный Нил Синайский:
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога.
Преподобный Исаак Сирин:
Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.
Преподобный авва Дорофей:
«Спаситель говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: «Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?» Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание — тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: «Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?»… Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить «ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39)».
«Что значит сказанное Апостолом: «воля Божия благая и угодная и совершенная?» (Рим. 12, 2). Все бывающее бывает или по благоволению Божию, или попустительно, как сказано у Пророка: «Аз Господь Бог, устроивый свет и сотворивый тму» (Ис. 45, 7). И еще: «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3, 6). Злом здесь названо всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани — всё сие бывает не по благоволению Божию, но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы — поелику есть Его воля на разорение города — сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно.
Но чего Он хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, как я сказал, по благоволению, то есть всего того, что делается по Его заповеди: чтобы любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное — вот воля Божия благая».
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит.
Преподобный Никодим Святогорец:
Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.
Святитель Тихон Задонский:
«Не любящий брата пребывает в смерти»,- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе — Бог.
Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении.
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.
Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.
Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу.
Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.
Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий. Иногда слабости людей очевидны, когда, например, они бывают злобны, горды, завистливы, жадны. Но помни, что и ты не без зла, а может быть, в тебе его даже больше, чем в других. По крайней мере в отношении грехов все люди равны: «все», сказано, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23); все повинны перед Богом, и все нуждаемся в Его милосердии. Поэтому надо терпеть друг друга и взаимно прощать, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши (см. Мф. 6, 14). Смотри, как много любит нас Бог, как много Он сделал для нас и продолжает делать, как Он наказывает слегка, а милует щедро и благостно! Если хочешь исправить кого-нибудь от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами. Сами мы больше портим, чем помогаем, например, своей гордостью и раздражительностью. Но возложи «на Господа заботы твои» (Пс. 54, 23) и от всего сердца молись Ему, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что твоя молитва проникнута любовью, то непременно исполнит твою просьбу, и ты вскоре увидишь перемену в том, за кого молишься: «вот — изменение десницы Всевышнего» (Пс. 76, 11).
Помни, что человек — великое и дорогое существо у Бога. Но это великое создание после грехопадения стало немощным, подверженным множеству слабостей. Любя и почитая его, как носителя образа Творца, переноси также и его слабости — различные страсти и неблаговидные поступки — как слабости больного. Сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Рим. 15, 1; Гал. 6, 2).
Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает (1 Кор. 13, 7)».
Преподобный Никон Оптинский:
Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.
Святитель Лука Крымский:
Нужен великий, постоянный, неуклонный труд: понуждать себя к исполнению заповедей Христова закона, надо заставлять себя, понуждать, надо заставлять сердце свое исполнять не волю свою, а только то, что велят заповеди.
А заповеди чего требуют от нас? Чтобы были мы милостивыми, были милосердными, были благими. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36).
Какой образец Он поставил перед нами? Милосердие Самого Бога. Не значит ли это, что мы должны себя, сердце свое всегда понуждать к милосердию, именно понуждать, именно заставлять: заставлять себя быть милосердным, заставлять жалеть несчастных, от страдания не отвращать сердце свое.
Идти нужно туда, где страдают, где нужна помощь. Отвратите сердца ваши от тех мест, где веселие, где радость, где ликование, где танцуют и пляшут; оттуда отвратите и направьте туда, где горе и страдание. И когда увидите кого-нибудь из страдающих, а сердце не склонится к милосердию, заставьте, заставьте себя сделать дело милосердия. Следите все за собой: если когда-либо ваш язык станет говорить ложь, сейчас же спохватитесь, сейчас же удержите язык, сейчас же вспомните, что за ложь уготовано место в озере, горящем огнем и серой, где будет диавол и ангелы его. Любовь, святая любовь есть главная цель жизни, и к любви нам надо себя понуждать. Трудно, очень трудно любить людей, ибо у людей много злобы, много отталкивающего, много неправды. А вы заставляйте себя любить их, понуждайте себя: помните, что Бог есть любовь, помните, что без любви закрыт вам вход в Царство Божие. Если люди вас обижают, унижают, если издеваются над вами, вспомните, что надо с кротостью и смирением переносить эти оскорбления, эти унижения, и удержитесь от злых слов.
Принуждайте сердце свое переносить унижения как должные, как заслуженные, ибо все мы заслужили унижения, ибо все мы очень грешны. Если даже несправедливо унизят вас, вспомните, что есть в вас много такого, чем заслужили вы унижения, но не были унижены, – и это несправедливое унижение принимайте как должное.
Господь сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). А все вы разве не ищете покоя душевного? Разве это не самое драгоценное сокровище: покой совести нашей, покой души – глубокий, ничем не нарушимый покой. Итак, если хотите покоя, помните слова Христовы: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». И когда научитесь, как приобрести кротость и смирение, придет покой в души ваши.
Понуждайте себя быть кроткими каждый раз, когда хотите сказать злое слово, вспомните об обязанности быть кроткими, смиренными, и ответьте словами кроткими.