Лучший логопед

Как выбрать логопеда для ребенка?

Как выстроить «маршрут» поиска подходящего логопеда и решения речевых проблем ребенка? На самые важные вопросы родителей отвечает директор медицинского центра «Логомед прогноз» Ольга Азова

Ольга Азова

Когда начинать тревожиться, а когда – просто ждать?

— Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?

— У «безречья» могут быть разные причины. Не говорят дети не только с нарушением речи, но и при нарушении слуха, интеллекта, расстройствах аутистического спектра.

«Долго» — это когда ребенку год, а он не откликается на свое имя, не понимает простого обращения («идем спать», «мыть ручки» и т.п.). Либо когда после трех лет ребенок понимает обращенную речь, у него много жестов, но самостоятельной речи нет.

Если при этом ребенок излишне «самостоятелен», не смотрит в глаза, избегает телесного контакта или, наоборот, излишне любит объятия, если у него снижено чувство боли, то нужно быстрее обращаться к специалисту.

В этих случаях нужно в первую очередь проверить слух, лучше не один раз. Посетить невролога, в два года получить консультацию логопеда. Есть такое замечательное исследование – вызванные потенциалы (метод исследования нервной системы, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга в ответ на какое-либо воздействие – прим.Ред.), оно достаточно объективно.

— Какие особенности в развитии речи ребенка должны вызывать тревогу родителей? В каком случае нужно немедленно обратиться к специалисту, а когда лучше подождать?

— В том, что касается речи, я не люблю ждать. Допустимо до года не произносить слова, до двух лет может не быть короткой фразы, а до трех лет — развернутой. Если до двух лет ребёнок социален, коммуникативен, хорошо понимает обращённую речь, то ещё три-четыре месяца наблюдаем. Но три года – это «рубикон». В пять лет речь заканчивает своё развитие, оставляя возможность на протяжении всей жизни копить словарь. Если появление звукокомплексов (сочетания звуков, например «ау» — прим. Ред.), слов и предложений не укладывается в сроки, это повод показаться врачу и логопеду.

Тревожиться надо, если у ребенка бедный лексикон (словарь не по возрасту); неправильное употребление слов – речевые аграмматизмы; несвязная речь (плохо пересказывает сказки); не выговаривание звуков и, возможно, особенности формирования фонематического слуха.

Кроме этого, нужно обращать внимание на понимание обращённой речи, умение коммуницировать и эмоциональное развитие ребёнка.

— Наиболее часто встречающиеся причины нарушений речи – нейробиологические, анатомические (строение речевого аппарата), психологические или еще какие-нибудь?

— Чаще всего невозможно назвать одну конкретную причину. Скажем, мама курила по пачке в день (пример из практики) – это может быть причиной.

Если это проблемы со звукопроизношением, то причины могут быть и в нарушении строения артикуляционного аппарата или мышечного тонуса, и сочетанными.

Если ребёнок не говорит, например, при моторной алалии (отсутствии или недоразвитии речи у ребенка при нормальном слухе – прим. Ред.), чаще всего это патология беременности и родов: быстрые или затяжные роды, асфиксия.

Всё чаще первопричиной нарушений речи называют шейно-головные травмы во время родов.

Так считали, в частности, А. Ю. Ратнер и П. Г. Замаратский. «Достаточно 10-15 мин. кислородного голодания мозга, чтобы это отразилось на его функционировании. У 70-80% новорождённых детей страдает шейный отдел спинного мозга, у 35-40% — грудной и поясничный отдел», — писал профессор Ратнер. В будущем это выливается в головные боли, речевые проблемы, сложности с усвоением учебной программы, непослушание, неадекватное поведение.

Если ребенка дразнят за картавость-шепелявость

— Насколько усердно можно заниматься с ребенком развитием речи, чтобы не вызвать других проблем – психологических?

— Сейчас есть яркая тенденция к тому, чтобы поголовно со всеми детьми заниматься как можно раньше: «чтение с пеленок», «говорить раньше, чем ходить» и т. д.

Я категорически против, когда ребёнка развивают для профилактики: «пусть ребёнок позанимается, хуже не будет». Я считаю, что будет хуже.

И последствия могут быть отсроченными. Потому что те люди, которые в детстве вместо игры просиживали на занятиях, чтобы выучить пару-тройку английских слов, во взрослой жизни пытаются «поиграть в жизнь» и «в дочки-матери».

Дошкольник не обязан обучаться, у него другая ведущая деятельность – игра. До школы ребенок должен уметь качественно и много играть, уметь взаимодействовать в игре, понимать правила, соответствовать предложенной роли. Как это ни парадоксально прозвучит в устах логопеда, но лучше пусть шепелявят, но только катаются с гор и играют в прятки. Пользы для дальнейшей социальной жизни будет больше.

Единственно, когда логопед должен быть непримирим, это если у ребенка нет совсем речи и нарушена коммуникация.

— Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?

— Дети не очень хорошо слышат и различают нарушения звукопроизношения. У меня было два прекрасных мальчика. Миша не выговаривал , учился во втором классе, на учёбу не влияло, оценки были хорошие. Ничего исправлять он не хотел — его всё устраивало. Мама в качестве мотивации к занятиям сказала, что нужно исправить, иначе будут ребята дразнить. На что Миша ответил: «Какие они тогда друзья?»

Второй мальчик, Виталий, учился в шестом классе, звуков для исправления было чуть больше, в остальном ситуация похожая. Мама к сыну обратилась с той же мотивацией, ответ был такой: «С чего это вдруг будут дразнить? Почему раньше не дразнили?»

Звуки я рекомендую всё-таки поставить, и лучше до школы, чтобы в дальнейшем не сужать спектр доступных профессий. Дикторы, лекторы, политики – все они должны иметь чёткую, внятную речь с правильным звучанием звуков.

Кроме того, неправильное звукопроизношение часто сопровождается нарушением фонематического слуха, а значит, если не корригировать, то будут ошибки на письме.

Как проверить профессионализм логопеда?

— Когда специалист может помочь ребенку справиться с нарушениями речи, а когда — нет? Как определить, что проблема нерешаема и перестать досаждать ребенку упражнениями?

— Нельзя сдаваться и опускать руки. Помогают тем семьям, где есть железная воля и упорство родителей. Сам ребенок не может организовать себе занятия.

В детстве я часто ездила к бабушке в деревню. У бабушки была сестра. Во время своей беременности она упала с воза и сильно ударилась животом, ребенок родился больным. Не знаю, это семейная легенда или именно так всё и было, но Володя, ныне уже покойный, был из тех, кого беззлобно называют деревенскими дурачками. Он не говорил, если не считать пяти — десяти слов. Как профессионал я теперь понимаю, что Володе можно было помочь, если бы с ним занимались развитием речи в детстве. Но тогда это было невозможно, и родители, наверное, приняли случившееся как судьбу.

В институте нас учили: «любого ребёнка вы должны тянуть в норму». Конечно, не все, в силу тяжести проблемы, смогут дотянуть, но мы должны создавать все условия.

— Бывает, что один специалист помогает, а другой – нет. Как родителям правильно выстроить «маршрут» при поиске подходящего логопеда?

— Профессионализм – это моя больная тема. Я преподаю в университете и знаю, что вузы «трясёт» давно. Пересмотрены программы, сокращены часы преподавания. Но самая большая проблема, на мой взгляд, это заочная форма обучения логопедов, когда на практику отведено непозволительно мало времени. Клинические случаи, конкретные кейсы коррекции и обучения — это невозможно «пройти» самостоятельно.

Давайте попробуем дать конкретные советы по поиску логопеда:

Образование специалиста. Это диплом о высшем специальном (дефектологическом) образовании, лучше очной формы обучения.

Повышение квалификации и дополнительное образование. Например, если специалист позиционирует себя как профессионал в области коррекции речи детей с аутизмом, то он обязан знать АВА терапию. Если занимается коррекцией дизартрий (нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – прим. Ред), то необходимы знания для проведения логопедического массажа, умение работать с просодикой (интонационно-выразительной окраской речи – прим.Ред.).

Преемственность: у кого логопед учился. Учитель должен быть уважаемым в профессии человеком. Конечно, хорошо иметь и обратную связь: знает ли учитель этого специалиста, ведь ученик — это «штучная» работа. Например, я ученица Марии Фёдоровны Фомичёвой.

В каких учреждениях работал специалист, и где работает сейчас. Есть так называемые «брендовые» места, которые позволяют судить о статусе. Правда, нужно еще спросить, как долго там человек проработал.

Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме. Например, умеет ли специалист работать с неговорящим ребёнком и какие системы работы знает. В логопедии, как ни странно это прозвучит, не существует методики работы с алалией. Есть методы, приемы, подходы, связанные с конкретными именами, но методики до сих пор нет. Важно, чтобы специалист не только назвал фамилии, но и рассказал, что именно он собирается делать.

Важно, сколько детей было в его практике. С малышом может заниматься и начинающий логопед, но родитель имеет право знать, что его ребёнок – профессиональный старт. Обычно такой специалист взамен предлагает старательность.

Логопед обязан дать прогноз и назвать количество необходимых занятий. Конечно, при сложных речевых нарушениях сделать это сразу не получится, но можно поставить промежуточные цели. Родителей не должен устраивать ответ «посмотрим, как пойдёт». Я обычно говорю: дайте мне несколько занятий, чтобы определить, как ребёнок со мной будет взаимодействовать. Ребёнок, как и взрослый, может быть не выспавшимся, взволнованным, «не в настроении» и т.д. А на следующем занятии всё будет по-другому: выспался, не капризничал, был сыт и работоспособен.

Важны профессиональные междисциплинарные связи – с кем сотрудничает логопед. Когда у ребёнка сложный диагноз, то важен комплексный подход в коррекции.

— Бесплатно консультацию логопеда можно получить только в детском саду или поликлинике. Как Вы оцениваете квалификацию логопедов, работающих в этих учреждениях?

— Бесплатные консультации есть только в государственных учреждениях, но там же могут быть и платные, сейчас это разрешено. Что касается квалификации, то она, как и совесть, или есть, или ее нет. Само учреждение ни при чём.

Мне кажется, проблема в формальном подходе к работе контролирующих органов, который сводится к проверке документации. Проблема еще и в том, что практически нет профессиональных ассоциаций. В профессиональном пространстве нет секций, круглых столов. А если есть, то они только платные. Вот здесь и ответ. Основной критерий – совесть специалиста. Только он сам, заплатив, может пойти и научиться — или купить сертификат, не обучаясь. Выбрать тему для самообразования и оттачивать мастерство — или остановиться на достигнутом.

Об очень конкретном

— Какие существуют современные эффективные способы коррекции дизартрии, дислалии, заикания, алалии, афазии и т.п., помимо занятий с логопедом?

— Способов три: медицинский, психолого-педагогический и аппаратный (немедикаментозный). Важен подбор методов работы по разным направлениям.

Для коррекции дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении – прим. Ред.) достаточно знаний и умений логопеда. Логопед, который занимается дизартриями (нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата — прим. Ред.), ринолалиями (нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба) – прим. Ред.), заиканием, обязан знать приёмы логопедического массажа. При дизартрии необходимо, кроме классических приёмов по постановке звуков, работать с нормализацией мышечного тонуса, просодическим компонентом, дыханием. Для заикающегося ребёнка нужен общий и логопедический массаж по расслабляющемуся типу.

При дизартрии и заикании важно работать над постановкой длительного ротового выдоха и постановкой диафрагмального типа дыхания. Эта функция хорошо тренируется и стабилизируется на аппарате БОС-логотренажёр, ребёнок сам контролирует процесс.

На коррекцию нарушений речи направлен также очень большой блок физиотерапевтических процедур: амплипульстерапия, лазеротерапия, транскраниальная микрополяризация.

Речь требует качественного слухового восприятия и «фонематического слуха». С 1940 года существует слуховая терапия по методу Альфреда Томатиса. Более современный способ — компьютерная коррекционная речевая программа Fast ForWord, она развивает фонематический слух, концентрацию внимания и когнитивные функции.

Речь – координированный двигательный акт. Поэтому важно проводить не только логопедический, но и лечебный массаж, ЛФК, мозжечковую стимуляцию (упражнения в балансе), использовать БОС-миотренажёр.

Что касается занятий дома с родителями, то тут мы больше должны говорить о сотрудничестве логопеда и семьи. В трио: специалист-родитель-ребенок должны хотеть заниматься двое. Специалист априори хочет помочь. Если не хочет ребёнок, то профессионализм специалиста и любовь мамы помогут включить его в занятия. Если мама не участвует, то время на коррекцию растягивается.

Очень важно, чтобы родители с ребёнком много читали, играли и выполняли задания разных специалистов. Если мама берет на себя функции профессионала, то это чаще всего происходит тогда, когда она получает дополнительное образование (логопеда или психолога), либо в случае, когда по месту жительства нет конкретного специалиста.

Как связаны психика и речь?

— С какими психологическими особенностями ребенка могут сочетаться нарушения речи? Как это влияет на работу логопеда?

— Психологические проблемы возникают у совершенно разных людей, и запускают их отнюдь не речевые проблемы. Но вторичные факторы, связанные с речевыми нарушениями, могут иногда коррелировать с особенностями психологии.

Например, ребёнок при ринолалии много времени проводит в стационарах: операции, реабилитация. При этом нарушается процесс его социализации. Но я знаю огромное количество детей и взрослых, которые не испытывают никаких коммуникативных проблем из-за особенностей звучания голоса или следов перенесённых операций. В детстве у меня был такой друг, который вырос и стал успешным в бизнесе. Это касается и людей с заиканием, дизартриями. Если человек — душа компании, то заикание этому не помешает.

В случае речевого негативизма (отказа говорить – прим.Ред.) очень важно, как принимает ребёнка семья. Какие бы конфликтные ситуации не возникали «в песочнице», мама должна всегда быть на стороне своего ребёнка.

Что касается работы логопеда, то его компетенции позволяют учитывать любые особенности ребёнка, и психологические в том числе. Логопед обязан уметь увлечь, организовать игру, переключить. Сейчас малыша уже трудно заинтересовать картинками, вырезанными в прошлом веке и наклеенными на серый картон. Для занятий с детьми требуется знание и умение использовать компьютерные обучающие программы, сенсорные игры, современные девайсы, всякие хитрости, специально организованное особое рабочее пространство.

— Если у ребенка была дислалия или другие отклонения в развитии речи, это значит, что в дальнейшем ему будет трудно учить иностранные языки?

— Никаких ограничений и особых трудностей в изучении любого другого языка нет. Даже общее недоразвитие речи (ОНР) не является препятствием для этого. Мой опыт работы показал, что детям с ОНР в школе иностранный язык (английский, немецкий, французский) даётся проще, чем письменный русский.

У нас много общего в организации фонетической системы, звуки различаются по бинарным оппозициям (глухости — звонкости, твёрдости – мягкости и т.д.), а значит, и в устной речи, и на письме могут быть их замены.

Про нарушения письменной речи

— Каковы самые распространенные причины нарушений письменной речи, таких как дислексия и дисграфия?

— Самая популярная дисграфия – это нарушение языкового анализа и синтеза и акустические проблемы. Не последнюю отрицательную роль здесь выполняет фонематический метод обучения, который выбран за основу изучения грамоты в последние 20-30 лет.

Дети пропускают буквы и слоги, заменяют близкие по звучанию звуки. Многие авторы считают, что у детей нарушен фонематический слух. Но не может быть нарушение поголовным. При такой логике слабослышащие дети никогда не научились бы читать и писать.

При дислексии кроме основных симптомов нарушения (анализ и синтез, фонематический слух) чаще всего проблемой является скорость и способ чтения. Даже если дети не допускают ошибок, но читают медленно и по слогам, «угадывая» окончания слов и фраз – это дислексическое нарушение.

Области риска

— Как родители могут обнаружить проблему до того, как на нее укажет учитель?

— Есть так называемые группы риска: дети с перинатальными и натальными патологиями, дети с отставанием в речевом развитии, с задержкой психического развития, с выраженным отставанием формирования графических навыков, дети-билингвы, переученные левши.

Что делать родителям? Если у ребёнка есть речевое отставание до школы, то его нужно исправить, или, если это невозможно, то минимизировать. Не обучать детей слишком рано читать, потому что у них не сформировано селективное внимание, без которого невозможно чтение и письмо, а также не сформирована произвольность, память и речь.

Проблемы памяти – это результат сверхраннего обучения, потому что создаётся система неадекватных требований.

Вовлечение новых мозговых структур в организацию внимания начинается только в 6-8 лет, когда активно начинают созревать лобные доли и формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Если же ребёнок начинает читать рано, то у него формируется неадекватный механизм чтения, при котором воспринимается несколько букв и взгляд убегает, а потом много раз возвращается. Формируется так называемое «угадывающее чтение».

Когда проблема обнаружена, то нужно идти к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Они предложат медикаментозную поддержку, методы и способы коррекции, посоветуют современные методы реабилитации.

— Дислексия и дисграфия корректируются, или ребенку придется просто приспосабливаться и как-то обходить возникающие при чтении и письме трудности?

— Если дислексия или дисграфия — это самостоятельное нарушение, без сочетанных проблем и вторичных нарушений в виде сохраняющихся проблем с речью, когнитивных трудностей, то они прекрасно поддаются коррекции. Важно вовремя начать.

В моей практике был ребёнок, у которого до школы отмечались речевые проблемы, они были скорректированы, в начальной школе он справлялся с программой, особенно хорошо успевал по математике. Но к средней школе, за счёт усложнения словаря и увеличения объёма заданий, начались серьёзные проблемы, сформировалась стойкая нелюбовь к предмету «русский язык».

Трудности проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Когда мы в процессе коррекционных занятий достигли успеха, ребенок пришел к выводу, что русский язык не такой уж и сложный, у него улучшились оценки.

Но есть и те, кто просто приспосабливается, всячески избегая письменной речи.

Мозг развивается на кончиках пальцев

— В школе детей нередко пытаются научить писать красиво. Надо ли это делать? Ведь сейчас людям чаще приходится писать с помощью клавиатуры, чем с помощью ручки или карандаша.

— Каллиграфия – это ещё одна моя любимая тема. Как говорится, мозг развивается на кончиках пальцев. Если ребёнок чисто и красиво пишет, то у него есть время на обдумывание. Небрежное письмо порождает ошибку. Письмо задействует разные группы мышц и суставов, а не только кисть и пальцы. Этот процесс заставляет мозг чувствовать ритм, темп, симметрию, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.

Я предлагаю многим детям начинать обучение письму, каллиграфии перьевой ручкой. Когда мы пишем пером, то держим ручку физиологично, с правильным захватом, чтобы перо не скрипело. Письмо на скорости всегда ухудшает почерк, а перо не терпит суеты.

Я считаю, что современные дети достойны и каллиграфии, и чистописания. Главная проблема в том, что на развитие навыка письма в школьной программе отведено недостаточное количество времени. А освоить навык письма с помощью клавиатуры можно в любом возрасте.

— Существуют разные способы и методики обучения чтению. Какие кажутся вам наиболее удачными?

— Основных методов обучения чтению два: зрительно-логический и фонематический.

Первый всё реже используется. Есть дети, которые самостоятельно учатся читать. Например, дети с аутизмом могут самостоятельно научиться читать не только на родном, но и на любом иностранном языке. Они опираются на зрительный анализатор, на абрис слова. Правда, тут можно столкнуться с тем, что ребёнок не понимает, что читает.

Второй метод, фонематический, получил широкое применение на современном этапе. Но создал много проблем, потому что детей достаточно искусственно учат анализу и синтезу на письме, привязывая обучение к символике, транскрипции.

Раньше звуковой анализ проводили на слух: какой звук первый, придумай пять имён девочек на звук и т.д. Потом показывали и заучивали букву, затем слияние букв в слоги, слогов в слово, слов в предложение. Собственно, всё.

Все методы уже давно испробованы, человечество читает давно. Поэтому хватить что-то придумывать и экспериментировать на детях. В 50-е годы XX века достаточно подробно было описаны механизмы формирования чтения и письма. Это работы фундаментальные.

Личностные качества логопеда

⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 47

• увлеченность профессией;

• любовь к детям; т

• ребовательность к себе и окружающим;

• справедливость,

• выдержка и самокритичность;

• педагогическое творческое воображение и наблюдательность;

• искренность,

• скромность,

• ответственность,

• твердость и последовательность в словах и действиях и др.

• Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен,

• быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность,

• установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом

Умения, которыми он должен обладать,

• учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом;

• моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.);

• учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);

• учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

. Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка. Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

61. Документация логопеда ДОУ. Требования к оформлению. Требования к оформлению логопедического кабинета. Профессиональная компетентность учителя-логопеда.

Документация логопеда ДОУ:

• Речевые карты детей

• Перспективный план работы

• Календарный план работы

• Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, задания по связной речи, задания по лексико-грамматике, индивидуальные задания)

• Тетрадь работы с родителями

• Тетрадь посещения занятий воспитателя

• Тетрадь заданий для родителей (индивидуальные тетради)

• Расписание занятий подгрупповых и индивидуальных (время работы)

Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.

Оформление логопедического кабинета

В специальных дошкольных учреждениях и школах применяются

• модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.

• пособия для самостоятельной работы детей (раздаточный материал, различные конструкторы, разборные модели).

• дидактические пособия для детей, не имеющих отклонений в развитии.

оборудования для проведения логопедических занятии

• аппараты и приборы:

• секундомер;

• магнитофон (с кассетами);

• наушники стереофонические,

• метроном,

• экран,

• , видеомагнитофон

• ; экран для закрывания лица логопеда;

• зонды,

• шпатели;

• часы.

Дидактический материал.

• Наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп;

• настольные игры (лото, домино и др.);

• альбомы для обследования и коррекции речи,

• предметные и сюжетные картинки;

• разрезная азбука;

• счетный материал;

• мозаика;

• набор предметов разного цвета, величины, формы.

• Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен. Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты.

Имеющиеся в кабинете пособия должны быть распределены по соответствующим коробкам или папкам.

Общие требования к оформлению логопедического кабинета

• Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений.

• Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделам народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.

• В логопедическом кабинете необходимо иметь:

-шкаф для пособий и литературы,

-столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев — не менее 8—10.

— навесная доска, половина которой разлинована, кроме этого на ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования занятий.

— Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70×100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9—12 см для индивидуальной работы (не менее 10).

— Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.

Рекомендуемые страницы:

Стоит ли учиться на логопеда? Плюсы и минусы профессии

Логопед — востребованная профессия, а значит, если вы станете хорошим специалистом в этой области, то наверняка не останетесь без работы. Однако при выборе специальности нужно принимать во внимание не только преимущества, но и недостатки.

Мы расскажем о плюсах и минусах профессии логопеда, объясним, кому она подходит. Тем, кто сделает выбор в ее пользу, порекомендуем онлайн-курсы.

Плюсы профессии логопеда

  • Можно открыть частную практику, особенно если уже есть довольные клиенты, готовые дать рекомендацию. Во-первых, это позволит зарабатывать больше. Во-вторых, вы сможете выбирать, с кем работать.
  • Профессия логопеда-дефектолога перспективна. Для хороших специалистов всегда найдется работа. Притом профессионала этой области не заменят ни роботы, ни программы.
  • Рабочий день, как правило, короткий. В первую очередь это касается профессии учителя-логопеда: эти работники системы образования обычно трудятся не более 4-5 часов в день.
  • Отпуск удлиненный: 56 дней в году. Притом у логопедов, которые работают в школах, отпуск бывает каждое лето.
  • Широкие возможности для развития. Можно выбрать профессию логопеда-психолога и освоить игровую, арт-терапию и другие интересные и эффективные методики. Можно помогать детям с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи. Можно обучиться превентивной логопедии и работать с детьми младенческого и раннего возраста. Профессионалам этой сферы всегда есть куда расти. При желании они могут за несколько недель сменить специализацию и место работы — это спасает от выгорания и помогает всегда сохранять интерес к своему делу.
  • Логопедия постоянно развивается, регулярно появляются новые методики, приемы работы, исследования. Если вы предпочтете эту профессию, у вас не возникнет проблем с дополнительным обучением — актуальных книг, статей, конференций, семинаров, курсов повышения квалификации более чем достаточно.

Минусы профессии логопеда

  • Далеко не всегда удается быстро добиться прогресса. Бывают случаи, когда значительного улучшения приходится ждать несколько недель или месяцев. С одной стороны, важно не опускать руки. С другой, если логопедическое вмешательство просто не может дать нужного результата (а это бывает), специалист должен вовремя это понять и тактично объяснить ситуацию родителям или опекунам ребенка.
  • Эмоциональные нагрузки огромны, особенно при работе с детьми с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи. Дети с серьезными речевыми нарушениями часто бывают замкнутыми, капризными или вспыльчивыми, могут срываться на окружающих. В таких случаях важно сохранять не только внешнее, но и внутреннее спокойствие, иначе профессиональное выгорание начнется очень быстро.
  • Если логопед работает в медицинском или образовательном учреждении, ему приходится заполнять огромное количество документов. Иногда эта работа отнимает почти столько же времени, сколько занятия с детьми.

Подходит ли вам профессия логопеда?

Чтобы ответить на этот вопрос правильно, учтите:

  • Специалист этой сферы должен разбираться в основах психологии, быть тактичным, уметь находить общий язык и с детьми, и с их родителями. Чуткий ли вы человек? Умеете ли говорить о проблеме, не раня чувства собеседника?
  • У логопеда должно быть железное терпение и высокая устойчивость к стрессу. Умеете ли вы стойко выдерживать эмоциональные нагрузки, не принимать неудачи близко к сердцу, отстраняться, если есть необходимость?
  • Для логопеда важен педагогический оптимизм. Сможете ли вы поверить в каждого ребенка, с которым работаете, и настойчиво добиваться результатов?
  • Ответственность логопеда огромна: неверно поставленный диагноз, неправильный план занятий, некачественно проведенные сеансы логомассажа или артикуляционной гимнастики могут привести к неприятным последствиям. Готовы ли вы работать с полной отдачей и постоянно развиваться в профессиональной сфере?

Если вы понимаете, что профессия логопеда вам подходит, и хотите освоить ее за несколько месяцев, пройдите курсы профессиональной переподготовки. Вы будете учиться заочно и сможете сочетать курсы с работой. После окончания обучения вам присвоят квалификацию логопеда и выдадут диплом. Останется только составить резюме и найти подходящее место работы!

Другие новости >>

“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда

Дает прогноз или “там будет видно”

— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

  • Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
  • Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
  • Есть ли дополнительные специализации.
  • Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
  • Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
  • Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
  • Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
  • Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
  • Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук , исправить дисграфию?

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

— Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Фото:

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

— Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.