Лубенников Иван

Художественное оформление станции метро «Сретенский бульвар»
(травленая сталь, термическая покраска, золочение)
Свой монументальный след он оставил и в парижском метро,украсив своим витражом «Курочка ряба» станцию «Мадлен»- это объемно-пространственная композиция из металла с цветным стеклом и
бронзовым рельефом. Кроме того,он — автор оформления фасада Театра на Таганке и участник создания музея В.Маяковского.
Однако Европа лучше знает Лубенникова-живописца: 90 % его полотен находится за границей.
«Маяковская» по праву считается одной из самых красивых станций московского метрополитена в стиле ар-нуво. Особой гордостью «Маяковской» стали 34 мозаики, уложенные в нишах под потолком. Они выполнены по эскизам
Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов» — от утра и до утра. После завершения всех работ «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения, а ее проект вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры,
в 1980-х станция получила статус памятника архитектуры.
Во время Великой Отечественной на «Маяковской» располагался командный пункт штаба ПВО и
бомбоубежище для москвичей, куда вмещалось до 50 тыс. человек.
Лубенниковым оформлен только новый выход со станции,изготовлен большой плафон — небо.
Когда надо «продолжить пространство» уже состоявшееся, ставшее высоким образцом подземной архитектуры,тут не до самовыражения,поэтому им выбран тот же материал, что и был раньше.
«Пришлось решать проблему: как забрать мозаикой свод. Я решил, что если у Дейнеки небо далекое,
с передними планами и парашютистами, то у меня будет небо «в упор». Это небо пустое, современное.
На нем почти ничего нет, кроме самолета, журавлей и строчек из Маяковского.»
Фрагменты оформления станции «Маяковская»
Рассказывает художник:
— Да,»Маяковская» была самой трудоемкой, потому что там на свод приходилось монтировать фрагменты с мозаикой. В духоте, в пыли. Мы на полу все набирали и готовые куски лепили на свод. Но по технологии самой сложной была станция «Славянский бульвар», потому что там много гнутья, литья, ковки… Работали четыре-пять разных бригад.На станции «Славянский бульвар» художник Лубенников — автор ажурного литья решёток.
По его словам, сама работа над эскизами заняла у него всего пару месяцев, а вот на изготовление элементов оформления станции ушло полтора года. Работая над станцией, художник хотел, чтобы она напоминала бульвар — «делал пейзаж под землей».
Фрагмент оформления станции «Madeleine» в Париже
Эта композиция представляет из себя полукружье, в которое вписана пестрая героиня, нашедшая в траве на фоне черного звездного неба красную солдатскую звездочку. По замыслу автора, это напоминание о русских солдатах, погибших на территории Европы во время Второй мировой войны.Сама Курочка Ряба, по мнению Лубенникова, немного напоминает лоскутное одеяло, известное и в России, и во Франции. В ее оперении угадываются самые популярные русские мотивы — «Черный квадрат» Малевича, самовар, спутник, Кремль. Кроме того, витраж украшают строки из сказки — как по-русски, так и с переводом на французский. Витраж полностью выполнен из российских материалов, которые специально были доставлены во Францию.

Из интервью с Иваном Лубенниковым:
-Вы преподаете в Художественном институте имени Сурикова. Кто нынче учится на художника?
— Сейчас девушек приходит во много раз больше. Мальчики заняты тем, что зарабатывают деньги.
— Не будет со временем перекоса в сторону женщин-художниц?
Скажу вам крамольную вещь: процент талантливых людей невелик. Чтобы появился один настоящий художник, нужно набрать тысячу студентов. Естественно, выбираешь самых способных. Сотрудничество предлагаю в основном мужчинам,у них больше конструктивной смекалки. Но есть девочки, которые сто очков мальчикам вперед дадут,
их я привлекаю для работы, где требуются женские руки.
— В советское время художникам помогало государство, сейчас все по-другому.
Какие перспективы у молодых выпускников художественных вузов?
— Я говорю ученикам: «Если хоть что-то будете делать лучше других, без работы никогда не останетесь».
— А как насчет популярного в некоторых кругах тезиса о том, что, дескать, живопись умерла?
— Пустая декларация. Во-первых, живопись — это трудно. А рисование — еще труднее. Этому надо научиться, на что уходит много времени и сил. Гораздо проще прилепить куда-нибудь смятую газету, образования тут не требуется,
а придумать этому оправдание всегда можно — человеческий разум очень изобретателен. Во-вторых, отказ от живописи позволяет создавать надуманные авторитеты. Называешь кого угодно гением, и опровергнуть тебя невозможно. Просто нет ряда, который бы это опровергал. В-третьих, речь идет о бизнесе, многие делают на актуальном искусстве хорошие деньги…
Цена свободы
Садовник
Жена художника
Жена рыбака
Натюрморты
Ева
Пицца по венециански

Актриса Мария Шалаева и композитор Иван Лубенников расстались, прожив в браке 7 лет

В разделе

Известно, что супруги уже разъехались по отдельным квартирам, однако, пока документы на развод они не подавали. В законном браке Иван Лубенников и Мария Шалаева прожили 7 лет.

Популярная российская актриса, звезда телевизионного сериала «Озабоченные, или Любовь зла» Мария Шалаева рассталась со своим мужем композитором-мультиинструменталистом Иваном Лубенниковым. Как рассказали журналистам близкие пары, супруги переживают кризис в отношениях. По словам подруги Марии Шалаевой Софьи, ссоры в их семье начались около года назад. Основной причиной конфликта стали частые командировки актрисы. Во время отъезда Марии, с детьми приходилось сидеть Ивану, у которого в последнее время начались проблемы на работе. «Видимо, его самолюбие это задело», — отметила Софья.

Известно, что супруги уже разъехались по разным квартирам, однако документы на расторжение брака они пока не подавали. Лубенников и Шалаева официально оформили свои отношения 7 лет назад. В 2010 году у них родилась дочь Евдокия. Кроме того, вместе они воспитывали сына Марии от первого брака Нестора. Отцом ребенка является известный актер театра и кино Дмитрий Шевченко.

Мария Шалаева родилась в Москве 15 марта 1981 года. После окончания школы она поступила в Российский институт театрального искусства (ГИТИС). За свою творческую карьеру актриса снялась более чем в 10 телевизионных сериалах и фильмах, среди которых «Озабоченные, или Любовь зла», «Русалка» и «Маша». В настоящее время Мария Шалаева задействована в съемках российского ремейка популярного американского сериала «Доктор Хаус». Режиссером картины является Андрей Прошкин. Первый сезон сериала российские зрители смогут увидеть уже в конце этого года.

Иван Лубенников: остановки и станции

Текст: Валентин Дьяконов, Мария КравцоваИллюстрации: Мария Кравцова23.11.2011 30969

Кафетерий на железнодорожном вокзале Звенигорода с росписями Ивана Лубенникова. Общий вид. 29 октября 2011 года. Фото: Мария Кравцова

Пасторальные сцены из провинциальной жизни выдают в Лубенникове преданного ученика художников «сурового стиля». Одновременно это и памятник эпохе застоя, когда большинство монументалистов ушло в лирику и метафизику, увлеклось изображениями хрупких юношей и девушек, создавало, в общем, советскую идиллию с человеческим лицом в духе прерафаэлитов.

Иван Лубенников: «Я долго пытался придумать образ. Железнодорожный вокзал и Звенигород — вещи трудно совместимые. В интерьере деревянный рельеф, который я расписал с натуры — я снимал там дом. О росписях шла хорошая молва, мне писали письма с благодарностями. В прошлом году фасад демонтировали и покрасили заново, превратив вокзал в продуктовый ларек. А там были часы. Правда, стрелки с самого начала стояли на половине шестого. Так тридцать лет и простояли. Сейчас интерьер объявили памятником культуры и при этом покрыли коричневым мебельным лаком. Было дерево, наполненное воздухом, а стала мебель. Жалко, ментальность вещи меняется, какие-то блики вылезают. А вообще мне всегда везло с заказчиками. Вокзал мне заказывали московские железнодорожники. Такая была фишка: всем предприятиям планировали деньги на соцкультбыт. Их обычно некуда было тратить. А если их не тратить, то на следующий год разницу отрезают. Было выгодно приглашать художника просто для того, чтобы спустить деньги и получить на следующий год те же самые запланированные средства. Поэтому заказчики не очень капризничали».

Оформление кафетерия на железнодорожном вокзале города Звенигорода считается одним из главных шедевров художника. Но в последнее время ходили упорные слухи, что во время ремонта вокзала буфет был разрушен (другие источники говорили о том, что «практически» разрушен). Мария Кравцова съездила в Звенигород на электричке, обнаружила там буфет, росписи и даже поговорила с буфетчицей Людой про искусство и сохранение художественного наследия.

Буфетчица Люда о Лубенникове: «Я его видела года два тому назад. Приехал, посмотрел, поспрашивал как дела, ведь с 83-го года стоит. Говорят, что разрушили, когда ремонтировали вокзал?! Да вы что! Никто не разрушал, никто бы не разрешил так сделать. Многие говорят, конечно, что тусклые цвета, надо бы повеселее, посветлее, но мне и так нравится. У него, говорят, такие работы еще где-то есть, но где — я не знаю, может, в Москве…».

Фрагмент советского раздела в Государственном музее Аушвиц-Биркенау — мемориальном музее в Освенциме. Объемно-пространственная композиция из металла с включением фото-, киноматериалов и документов (совместно с архитектором Александром Скоканом). 1985

Раздел СССР в Государственном музее Аушвиц-Биркенау — мемориальном музее в Освенциме (совместно с Александром Скоканом). 1985

Иван Лубенников: «Есть организация, занимающаяся увековечением памяти русских, погибших за рубежом. От предыдущего автора осталось тяжелое наследие в виде разбросанного проекта. Поэтому пригласили молодых непритязательных людей этот проект доделать. Я представил свою версию, и мне сказали: “Вот ты-то и будешь делать”. И все остановилось лет на пять. Вдруг прибегают и говорят: есть решение Политбюро ЦК КПСС о том, что там через полгода уже должно что-то стоять. Отличная ситуация. Можно делать все, что угодно, никто и пальцем не тронет — ведь есть решение Политбюро! И мы сделали со Скоканом совершенно новый проект, с нуля. Очень корректный. Я ничего не ваял там, потому что считаю неправильным прикасаться искусством к этой теме. Два месяца в Освенциме — это тяжело. Это же был завод по переработке человеческого мяса. В России этот объект замолчали».

Объемно-пространственная композиция из бетона и металла на фасаде Государственного музея В.В.Маяковского в Москве (совместно с автором концепции оформления музея Евгением Ампасюром; архитекторы Андрей Боков, Евгений Будин). 1989

Музей В.В. Маяковского. 1989

Это наш Гуггенхайм, только монографический: движение по спирали сверху вниз посвящено Владимиру Маяковскому и его эпохе. Музей напоминает тотальную инсталляцию Ильи Кабакова, и пусть большинство использованных документов и артефактов выглядит нечитабельно, общее ощущение все равно потрясающее.

Иван Лубенников: «Здесь я делал фасад, оформление залов, ставил железную сетку по технологии, которая была освоена еще на проекте в Освенциме. В общем, решал по экспозиции все, что не касается подачи документов. Если б я и этим занимался, то остановился бы гораздо раньше. В нынешнем виде музей слегка перегружен. С цензурой мы не сталкивались. Была уже перестройка, кроме того, директор музея Светлана Стрежнева умела договориться с чиновниками. Вообще меня уже с конца восьмидесятых западная пресса спрашивала насчет свободы. Но у меня проблем не было. Никто не может запретить мне делать то, что я хочу, в своей мастерской. Ну, не повесят хорошо на выставке, премию не дадут — плевать. Меня снимали с выставок, но это был кураж. Подходит какая-нибудь дама официальная и говорит: “У вас тут слишком много подробностей у обнаженной”. Помню, мне тогда помог художник Илья Правдин. Он спросил: “А у вас таких подробностей нет?” Ее как ветром сдуло».

Фрагмент мозаики на своде нового вестибюля станции метро «Маяковская». 2005. Архитекторы Николай Шумаков, Галина Мун; художник Иван Лубенников; руководитель работ Артемий Родионов; художники-исполнители Максим Харлов, Родион Кузнецов, Евгений Ковальчук, Ирина Можар, Алексей Загряжский

Интерьер вестибюля станции метро «Маяковская». 2005

Лубенников много работал в постсоветском метро, оформлял интерьеры станций «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар». «Маяковская», однако, больше на виду — из-за пассажиропотока. Нельзя сказать, чтобы решение вызывало однозначный восторг, но диалог с одним из главных памятников советской архитектуры («Маяковскую» строил Алексей Душкин, потолок оформлял мозаиками Александр Дейнека) получился интересным.

Иван Лубенников: «Уверен, что выдержал это испытание. И придумал все правильно. Решил, что если у Дейнеки небо далекое, то я могу сделать близкое. Это заложено в процесс подъема на эскалаторе. Когда поднимаешься со станции, вдруг перед тобой каменное небо, совсем рядом. Ну, и лирику Маяковского я не зря на полях вписал. Надо было вернуть станцию поэту и отойти от советского духа, который господствует у Душкина и Дейнеки».

Иван Лубенников. Венера и «КоммерсантЪ». 2011. Холст, масло

Девушка с «Коммерсантом»

Лубенников занимается живописью всю жизнь. В его полотнах чувствуются рука архитектора и сердце жизнелюба: красавицы разной степени обнаженности занимают в станковом искусстве Лубенникова центральное место. Выбрать победительницу этого конкурса красоты сложно, и поэтому мы показываем работу, вызывающую радость узнавания. Красавица с известной газетой в руках наследует бабам Кустодиева и девушкам легкого поведения Мане, но при этом держит руку на пульсе современности.

Иван Лубенников: «Я прекрасно понимаю, что я художник конца двадцатого века. Я воспитан на традиции, а сейчас она куда-то глубоко зарыта. Как-то все это размазывается. Начинают пенисы рисовать повсюду. Самый лучший пенис был нарисован тридцать лет назад в туалете художественной школы в Лаврушинском переулке. С крыльями, как лебедь! Я не против современного искусства, мне оно интересно, но уж больно категорично отметается все остальное. Это не совсем правильно. Я готов сказать, что я без Джотто никто и ничто. Без любви к Джотто, Сурбарану и браться за это дело — искусство — нечего. Или вот Андрей Васнецов, которого недавно похоронили. Величайший художник, еще не оцененная фигура. Раньше я живопись продавал в основном на Запад. А сейчас кризис, в Европе с деньгами тухло. Да мне и надоело, честно говоря, сворачивать в рулоны и отсылать. Тем более что здесь люди оптом покупают, за любые деньги. И это радует».

Лубенников Иван Леонидович

Создатель неповторимого живописного стиля, признанный мастер-монументалист. Заслуженный художник России и народный художник России. Является членом-корреспондентом Российской академии художеств. В 1978 году вступил в Союз художников.

Родился 14 мая 1951 года в Минске.

С отличием окончил московскую среднюю художественную школу при МГАХИ имени В.И. Сурикова.

С 1972 года Иван Лубенников начал участвовать в московских, всесоюзных и международных выставках.

1976 г. — Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова (мастерская монументальной живописи профессора К.А. Тутеволь).

Иван Лубенников является лауреатом многочисленных профессиональных премий в области монументального искусства и живописи

1982 г. — II премия «За лучшие работы года» Московского отделения Союза художников РСФСР за роспись актового зала Комбината «Трехгорная Мануфактура».

1983 г. — I премия Московского городского отделения Художественного фонда РСФСР за оформление железнодорожного вокзала в Звенигороде.

1984 г. — I премия по живописи Московского отделения Союза художников РСФСР на Всесоюзной молодёжной выставке за картины «Ночь материнства», «Ресторан правнучка Эль Греко в Толедо».

1984 г. — I премия Московского комитета ВЛКСМ на Всесоюзной молодёжной выставке за объёмно-пространственную композицию (инсталяцию) «Вечерний город».

1985 г. — II премия МОСХ РСФСР за оформление советского раздела Международного музея Освенцима.

1999 г. — Награждён юбилейной медалью «Ветеран труда» в честь 850-летия Москвы.

2001 г. — Награждён серебряной медалью Российской академии художеств «За произведения живописи», а также золотой медалью РАХ «За мозаики на своде нового выхода со станции метро «Маяковская» (за что также награждён «Международной премией В. Маяковского). Награждён золотой медалью Союза художников РФ за вклад в изобразительное искусство.

2011 г. — Указом Президента РФ награждён орденом Дружбы. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры.

Иван Лубенников является автором оформления фасадов Московского театра драмы и комедии на Таганке, одним из авторов экстерьера и интерьеров Государственного музея Маяковского, автором оформления интерьеров станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар», автор оформления интерьеров станции метро «Мадлен» (Париж, Франция), автором оформления храма Воскресения Христова (посёлок Переделкино, резиденция Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

В настоящее время Иван Лубенников ведёт преподавательскую работу, являясь профессором МГАХИ им. В.И. Сурикова.

Его работы, широко известные как в России так и за рубежом, находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира: в Государственной Третьяковской галерее (Москве), Государственном Русском музее (Санкт-Петербурге), Музее Академии художеств (Санкт-Петербург), в музеях и картинных галереях Алма-Аты, Новосибирска, Кемерово, Томска, Новокузнецка, Иванова, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Старой Ладоги и Семипалатинска, а также в известных коллекциях Петера Людвига (Кёльн), Генри Наннена, Адама Огга , Алена Роже (Париж) и частных собраниях живописи во Франции, Голландии, Великобритании, США, Испании, Австрии, Греции на Кипре, в Чехии, Польше, в Японии, Канаде, Германии, Италии, Югославии, Португалии и Австралии, Саудовской Аравии и др.