Лебедь царевна

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.

  • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
  • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
  • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
  • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
  • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн в одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

Данилова Анна петербургская художница

Анна Данилова – петербургская художница, автор живописных пейзажей и натюрмортов, член Союза художников Петербурга и Ассоциации искусствоведов (АИС), преподаватель живописи в СПГХПА имени А.Л. Штиглица. А. Данилова родилась в Ленинграде в 1982 году, окончила художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица.

Любимой темой творчества стал натюрморт, в котором отразились авторские поиски оригинального изобразительного языка и художественного стиля. Любовь к этому жару, возможно, перешла от деда, Бориса Шаманова, в мастерской которого Анна провела почти все детство, а потом стала его ученицей. В натюрморте А. Даниловой интересно экспериментировать с цветом, искать новые композиционные решения и играть с фактурой различных предметов. Декоративное начало в ее работах – это дань традиции художникам «Бубнового валета», творчество которых всегда ее вдохновляло. В ее натюрмортах с цветами, натюрмортах с тыквами, написанных широкой кистью, есть что-то от живописной манеры П. Кончаловского, И. Машкова и Р. Фалька. Художнице близки по духу и художественные приемы импрессионистов, с их зыбкой, подвижной фактурой холста, передающей вибрацию воздуха и нюансы цветовых градаций. Колорит работ у Анны всегда звучный, яркий, насыщенный, цветовая палитра богата и разнообразна.

Пейзажи Даниловой написаны в реалистической традиции петербургской школы живописи. Анна вносит в свою тему декоративное начало, подержанное легким лирическим мотивом. В образе любимого города для автора важна эмоциональная сторона изображения-рассказа. Петербург в работах Анны сказочный и литературный, и всегда узнаваемый по живописным набережным и каналам, знаменитым крышам домов и сумрачным дворам-колодцам.

МАСТЕР-КЛАССЫ В КУКОЛЬНОМ

Воронежский театр кукол «Шут» продолжает фонтанировать творческими идеями на удаленке. Артисты завершили проект «Театр дома», где с начала режима самоизоляции выложили на YouTube канале театра 22 видео-выпуска, в которых показывали сказки, читали в игровой форме стихи, демонстрировали сценки домашнего театра теней. Их можно посмотреть и сейчас.

A сейчас артисты запустили новый проект — «Мастер-класс – театр для вас». Первый выпуск наглядно показал возможности перчаточной куклы.

.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ПРЕМЬЕРА ПРО САМОИЗОЛЯЦИЮ В КАМЕРНОМ

Камерный театр завершил сезон онлайн-премьерой на злобу дня. Михаил Бычков поставил спектакль по zoom-пьесе «Выбрать троих» драматурга Дмитрия Данилова.

— Последняя работа уходящего театрального года – это актуальное высказывание о том, что окружает всех нас. Новая пьеса Дмитрия Данилова имеет прямое отношение к тому, что в данный момент переживает современное общество. В центре внимания драматурга оказывается обычная российская семья, члены которой находятся в самоизоляции, — сообщили в театре.

Пьеса «Выбрать троих» родилась в рамках фестиваля «Корона-драма» – онлайн-фестиваля мини-пьес на тему коронавируса и всего, что с ним связано. Изначально драматург написал 12-страничную мини-пьесу за одну ночь и отправил ее нафестиваль. Через несколько дней доработал ее до полного формата.

Видеозапись спектакля можно посмотреть на YouTube-канале Камерного.

.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ДВА СПЕКТАКЛЯ В ДРАМЕ

#кольцовскийонлайн в этот уик-энд покажет записи двух спектаклей. 22 мая театр повторит спектакль режиссера Никиты Рака «Как я стал…» по пьесе Ярославы Пулинович, а в субботу, 23 мая, смотрите комедию Бомарше «Безумный День, или Женитьба Фигаро» в постановке Анатолия Иванова.

Кроме того, на сайте Кольцовского до выходных доступны для просмотра спектакли «Приходи и уводи» и «Зойкина квартира».

.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ЧАЙКОВСКИЙ В ОПЕРНОМ

На Youtube-канале театра доступны известные номера из балетов Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Хореографические спектакли, музыку к которым написал великий русский композитор, называют визитной карточкой русского балета. Настоящее сокровище русского музыкального искусства – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». И как раз эти три балетных шедевра есть в репертуаре Воронежского театра оперы и балета.

.Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

24 мая воронежцы традиционно отметят День славянской письменности и культуры — в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые более тысячи лет назад принесли на русскую землю письменность.

Ввиду текущей эпидемиологической ситуации, связанной с ограничительными мерами на массовые мероприятия в связи с коронавирусом, праздник пройдет в режиме онлайн.

В группах соцсетей краеведческого музея появится цикл материалов из рубрики #деньвистории.

Библиотека имени Никитина проведет тематический обзор литературы «Праздник слова».

В соцсетях и на сайте Воронежской областной детской библиотеки юным читателям прочитают рассказ «Аз, буки, веди …» о происхождении букв русского алфавита, покажут онлайн мастер-класс «Фантастические буквы и где они обитают», а также проведут обзор книг.

Воронежская филармония покажет архивную видеозапись концерта в Зеленом театре, в программе которого духовные песнопения, произведения русских композиторов-классиков и современных авторов, песни из кинофильмов, детские песни и мелодии военных лет.

(Правитель + Маг) + немного Любовника = Царевна Лебедь пушкинская и оперная

Собираем архетипы попарно дальше.
Сегодня про вполне конкретное воплощение из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка в стихах была создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена таким образом часто писались «подражания» народной поэзии.

Слева: оперная певица Елена Степанова в образе Лебедь Птицы (1913)
Середина: Ксения Львовна Рябинкина в роли Царевны-Лебеди в фильме 1966 года
Справа: фрагмент иллюстрации Дехтерева к сказке
Главный вопрос: почему?
Почему Правитель? — Потому, что Александр Сергеевич сам так ее назвал, она царевна, а после замужества «княгиня молодая».
Почему Маг-Волшебник? — Потому, что Царевна Лебедь обладает магическими способностями: птица разговаривает человеческим голосом, за ночь построила город и населила его жителями, обращала Гвидона в насекомых, перенесла белку с елкой на двор широкий и далее по тексту.
Почему Любовник-Эстет? — Потому, что любовная линия в сказке есть и успешно заканчивается свадьбой, а сама Лебедь описана как объективно красивая девица.
Из первоисточника про визуальный образ Лебеди можно узнать:
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) осенью 1899 года заканчивает сочинение оперы «Сказка о царе Салтане» в 4 действиях с прологом по одноимённой сказке А. С. Пушкина, работа над партитурой завершена к январю следующего года.
Премьера оперы состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра (театр С. И. Мамонтова). Художником-постановщиком (декорации и костюмы) был Михаил Александрович Врубель. Партию Лебеди в Москве исполняла Надежда Ивановна Забела-Врубель. Эту оперную партию Римский‑Корсаков писал в расчете на артистические возможности Забелы‑Врубель.
еще про нее и еще
Премьера оперы в Петербурге состоялась 25 декабря 1902, партию Партию Лебеди исполняли Елена Степанова (статья в Википедии) и Антонина Нежданова (статья в Википедии)

Слева: Надежда Ивановна Забела-Врубель в образе Царевны-Лебеди
Справа: Степанова Елена Андреевна в образе Царевны-Лебеди (1913)

Михаил Врубель «Царевна-Лебедь», 1900 год, холст, масло. 142,5 × 93,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
статья о картине в Википедии
В 1905 году Экспедиция заготовления государственных бумаг выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина (1876—1942), среди них есть и иллюстрации к «Сказка о царе Салтане».

Фрагменты иллюстраций Билибина к сказке Пушкина
Билибин участвовал в оформлении оперы «Сказка о царе Салтане», эскизы 1912 года. Находясь эмиграции в Париже, художник оформил 10 спектаклей. Особую известность среди них приобрела опера «Сказка о царе Салтане», поставленная в 1929 году (1930 ?) в театре Елисейских полей. Эта же опера была поставлена в Hациональном театрe в Прагe в 1935 году. подробная статья про Чешский период
После возвращения в Россию художник снова вернулся к «Сказке о царе Салтане», оформил оперу Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936—1937, и издание книги Пушкина, вышедшее в те же годы в Гослите.
Иллюстрация должна быть, но поверхностный поиск выдает только эскизы декораций и костюмов других героев оперы.
В 1943 году на студии «Союзмультфильм» выходит советский рисованный мультипликационный фильм по сказке Пушкина.

Кадры из мультипликационного фильма «Сказка о царе Салтане», сценаристы и режиссеры Валентина Брумберг и Зинаида Брумберг
В 1969 году (могу ошибаться) в издательстве «Детская литература» выходит книга с иллюстрациями Бориса Александровича Дехтерёва (1908—1993), советского художника-иллюстратора. С детства любимые иллюстрации 🙂


В 1966 году киностудия «Мосфильм» выпускает фильм «Сказка о царе Салтане» по мотивам одноимённой сказки Пушкина. Режиссер
Александр Птушко, роль Царевны-Лебеди исполнила балерина Ксения Львовна Рябинкина. статья в Википедии

момент преображения
забавно, но в образе Лебеди персонаж был блондинист, после превращения — потемнел 🙂
В 1984 году «Союзмультфильм» снова выпускает полнометражный рисованный мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке Пушкина. Режиссеры Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. статья в Википедии
Тоже с детства любимый мультфильм 🙂
Оперные Лебеди:
Слева: Антонина Васильевна Нежданова, (фото 1926)
Середина: Татьяна Емельяновна Талахадзе (Сковородкина)
Справа: Валерия Владимировна Барсова
все солистки Большого театра в разные годы
Галина Васильевна Олейниченко, солистка Большого театра с 1957 года.
Возможно, добавлю фотографии современных постановок.
Вывод:
В Царевне Лебеди как в литературном персонаже преобладает архетип Мага-Волшебника. Но, поскольку «Сказка о царе Салтане» писалась в подражание народным, в визуальном воплощении архетип Правителя стал ведущим. Но не абстрактного Правителя, а с отсылками либо к княжеским одеждам X века, либо к «дорощенным» по богатству убранства до нужного уровня крестьянским нарядам. Цвет перьев лебедей и мотив свадьбы тянут за собой белую, светлую гамму костюмов. В сухом остатке получаем Правителя с сильным креном в «русское-народное» и припыленного, почти незаметного, Любовника-Эстета.