Лазарь

Лазарь

Лазарь, по-евр. Елиезар (Божья помощь) – имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии:

а) (Лк. XVI, 19–31) – имя нищего, названного так Господом в Его высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.

Название Лазаря доселе еще слышится в наименовании лазарет (больница по преимуществу для бедных) и в итальянском слове лаццарони, иначе – нищие;

б) (Ин. XI, 1, 2, 5 и др.) – брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа.

Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря.

Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такой чудной и величественной простотой, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария).

Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви Сын Божий прослезился при гробе умершего и воззвал его снова к жизни из мертвых.

Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипр, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX в. при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября.

Дружба, что это такое?

Аристотель говорил о ней: «У друзей одна душа и два тела». И правда, мы ценим друзей, любим их. Нам хорошо с друзьями.

Хорошая новость в том, что у нас есть очень могущественный Друг и при этом очень добрый!

  1. Христос назвал нас друзьями.

Он первый назвал нас так. Он уже отдал Себя за нас. И не просто назвал нас рабами, или слугами. Но он назвал нас именно друзьями.

И знаете, как он охарактеризовал дружбу.

Мы друзья, потому что Он открыл нам самое сокровенное, то, что ценил больше всего.

Представьте себе вечер. Уютное кафе, две чашки вкусного кофе. Вы сидите с другом. И он решается вам открыть несколько сокровенных мыслей.

Так вот Христос уже сделал это.

Он сказал «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». (Евангелие от Иоанна 15:15)

Это намного больше, чем может понять обычный человеческий мозг. Христос открыл всё то, чему учил Его Отец. И не скрыл.

Христос открыл нам всё, что слышал от Отца

  1. Именно дружба – основа отношений с Богом.

Не рабство.

И даже не служба Богу.

Богу важно, чтобы мы Ему служили. Но если мы только служим – мы теряем многое.

Иисус стал нашим Братом, Первенцем.

И теперь, если у вас не было сильного старшего брата, который постоит за вас, защитит и “даст сдачи” – теперь есть! Иисус – старший брат. И Друг!

А что такое дружба с Иисусом?

Это доверительный разговор, когда на душе кошки скребут.

Это молчание, когда нечего сказать.

Это честность в самые трудные моменты.

И знаете, что самое ценное? Иисус – друг для всех:

  • Друг для матери-одиночки
  • Друг для раненого подростка
  • Друг для девушки, которую бросил любимый парень или муж
  • Друг для одинокого старика
  • Друг для грешника, убийцы или зависимого от алкоголя.

Вот что это значит.

А значит с Ним можно близко общаться, доверять, делиться, расстраиваться, переживать самые сложные моменты жизни. Потому что Иисус – это Друг.

И пусть это станет вашей основой отношениям с Богом.

Текст подготовил Владимир Багненко

Лазарь: история друга Иисуса Христа

Ранним утром на берегу реки Иордан тихо. Ветер не шумит в зарослях тростника. Птицы еще спят в гнездах и не поют свои песни. Лишь изредка крупная рыба ударит хвостом по воде, над которой тают клоки ночного тумана. В этот ранний час на берегу Иордана появился человек. Он вышел из поселка Вифания еще затемно, чтобы успеть до захода солнца прийти в Галаадские земли. Перебраться через реку он мог по каменному мосту, построенному римлянами. Но идти до него было далеко, а путник очень торопился. Зябко пожав плечами (стояла ранняя весна, воздух по ночам остывал и утром было прохладно), он разделся, аккуратно связал одежду в тугой узел и осторожно вошел в холодную воду. Вскоре на поверхности реки была видна лишь его голова и узел с одеждой, который он придерживал над водой. И вот он уже на другом берегу. Немного подождав, пока обсохнет вода на теле, он оделся и быстро зашагал прочь от реки. Ни вещей, ни груза, ни даже запаса пищи у путника не было. Это был гонец. Он нес лишь весть, которую нужно было срочно передать знаменитому целителю и учителю праведности Иисусу. Но весть эта была тяжела.

Опасное путешествие

За несколько недель до этого Иисус и Его ученики ушли из Иерусалима. Здесь иудеи хотели убить Иисуса за то, что Он называл себя Сыном Божьим.

Перебравшись через Иордан, Иисус с учениками на время поселились в местности под названием Галаад. В это время и случилась беда, о которой спешил сообщить Иисусу посланник. Тяжело заболел друг Иисуса по имени Лазарь. Увидев, что никакие обычные лекарства не помогают, сестры Лазаря срочно снарядили слугу и отправили его за Иордан к Иисусу. Ведь он мог исцелить любую болезнь — возвращал зрение слепым, очищал прокаженных и поднимал на ноги парализованных. Конечно, возвращаться в окрестности Иерусалима ему сейчас опасно. Но ведь Лазарь — его друг! Неужели Иисус не придет на помощь к тому, кого так любит?

Лишь к полудню усталый вестник добрался до селения, где остановились Иисус и ученики. Но когда он передал свое печальное известие о болезни Лазаря, Иисус повел себя странно. Вместо того чтобы немедленно бросить все и идти спасать друга, Он лишь сказал:

— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей. Да прославится через нее Сын Божий.

Вестника накормили, потом дали в дорогу запас воды, и он отправился в обратный путь. А Иисус остался там, где и был. Ученики ничего не сказали Ему на это.

Все понимали: идти сейчас в Вифанию, которая находилась рядом с Иерусалимом, смертельно опасно, ведь иудеи не забыли о своем решении побить Иисуса камнями. Однако спустя два дня Иисус вдруг сказал:

— Собирайтесь, мы опять идем в Иудею.

Ошеломленные ученики не знали, что на это ответить:

— Учитель, давно ли иудеи хотели Тебя убить? А теперь Ты снова идешь туда…

Иисус объяснил:

— Наш друг Лазарь уснул. Я иду разбудить его.

— Если уснул, значит, дело пошло на поправку, и он скоро выздоровеет. Зачем нам туда идти?

Ученики не знали того, что Иисус прозрел духом. Сразу после того как вестник вышел из Вифании, Лазарь умер. И говоря «Лазарь уснул», Иисус говорил о его смерти. Но видя, что ученики Его не понимают, сказал прямо:

— Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня там не было. Теперь вы уверуете в то, что Я действительно Сын Божий. Но довольно разговоров. Пора в путь.
Ученики застыли в нерешительности. И тогда один из них, по имени Фома, сознавая, какой опасности подвергается их Учитель, сказал:

— Пойдем и мы, умрем вместе с Ним.

Решение было принято. Ученики любили своего Учителя, верили Ему и сопровождали Его везде, куда бы ни лежал путь. Теперь они отправились вместе с Ним туда, где всех их собирались убить.

Христос плачет

Когда они пришли в Вифанию, то узнали, что Лазарь уже четыре дня как погребен в пещере (так в Иудее хоронили умерших). Многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему. Мария же сидела дома. Встретив Иисуса на подходе к селению, Марфа сказала:

— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

Иисус ответил ей:

— Воскреснет брат твой.

— Знаю, что воскреснет в общее воскресение мертвых, в последний день.

Иисус сказал ей:

— Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?

Марфа не поняла до конца, о чем говорил Иисус. Но послушно ответила:

— Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Сказав это, пошла и позвала тайком свою сестру Марию:

— Учитель здесь и зовет тебя.

Сестры не хотели, чтобы собравшиеся у них иудеи узнали о приходе Иисуса, ведь те собирались убить Его. Поэтому Мария, ничего никому не объяснив, поспешно встала и пошла к Нему. Но иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария вышла, пошли за ней, полагая, что она отправилась к погребальной пещере Лазаря — плакать там. Мария же, придя туда, где остановился Иисус, упала к ногам Его и сказала Ему:

— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Иудеи пришли следом за ней, но когда увидели Иисуса, то не стали набрасываться на него с камнями. Это были люди, которые очень любили Лазаря и сейчас оплакивали свою потерю. Иисус, увидев плачущую Марию и пришедших с ней плачущих иудеев, Сам стал скорбеть и горевать. Обращаясь к сестрам, Он спросил:

— Где вы положили его?

Сестры ответили:

— Господи! Пойди и посмотри.

Тогда Иисус заплакал и пошел к гробнице Лазаря.

Иудеи, глядя на Него, говорили:

— Смотри, как Он любил его…

Впрочем, некоторые из них даже в такую тяжелую минуту не удержались от ехидства и с издевкой сказали:

— Разве не мог этот чудотворец, отверзший очи слепому, сделать так, чтобы и Лазарь не умер?

Иисус же, утерев слезы, но продолжая скорбеть, пришел к гробнице. Это была пещера, вход в которую закрывал большой камень.

Иисус, обращаясь к иудеям, сказал:

— Уберите камень.

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему:

— Господи! Не нужно этого делать, ведь наш брат уже четыре дня как умер!

Иисус говорит ей:

— Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иудеи сначала возмутились такими словами. Но потом решили: сделаем, как Он говорит. Если не сотворит чуда, тогда прямо здесь и побьем Его камнями до смерти.

Они отвалили камень от пещеры, где лежал умерший, и стали ждать — что же будет дальше.

Воскресение

В таком положении Иисус еще никогда не находился. Весьма часто совершая чудеса, Он творил их, можно сказать, между делом. И чем они бывали удивительнее, тем менее собирал Он для них свидетелей и даже запрещал иногда рассказывать о них.

Но теперь Ему нужно было совершить самое великое чудо при множестве людей. Благотворное впечатление от прежних чудес Иисусовых могло ослабеть с течением времени, затушеваться от злых сплетен, распускаемых Его противниками. А с другой стороны, друзьям и почитателям Иисуса вскоре предстояло самое великое искушение — Его приближающиеся страдания и смерть на кресте. Иисус знал, что спустя всего несколько дней Ему предстоит умереть. Как это воспримут Его ученики? Не падут ли духом? Не разуверятся ли во всем, чему Он три года учил их? Поэтому Иисус хотел дать своим ученикам твердую опору веры и залог надежды, что Сыну Божьему возможно всё. В воздухе повисло напряженное молчание. Камень был отвален, черное отверстие погребальной пещеры зияло, словно пасть какого-то чудовища, поглотившего Лазаря четыре дня назад. А вокруг стояла толпа иудеев, ожидавших, что будет дальше.

Иисус возвел очи к небу и сказал:

— Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что это Ты послал Меня.

Сказав это, он воззвал громким голосом:

— Лазарь! иди вон.

Из гробницы послышались звуки, как будто там кто-то двигался. Спустя миг оттуда вышел умерший Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с перевязанным платком лицом. Все присутствующие ахнули и отшатнулись, видя это невероятное зрелище. Ужас и радостное восхищение поочередно сменяли друг друга на их лицах. Иисус повернулся к застывшим в изумлении иудеям и сказал:

— Развяжите его, пусть идет.

После этого многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. И вот уже народная молва несет свидетельство о случившемся от дома к дому, от селения к селению по всей Иудейской земле. История их народа бережно сохранила случаи, когда великие пророки воскрешали мертвых. Но воскресить четверодневный, уже смердящий труп еще никто не смог. Не иначе, этот галилейский проповедник и в самом деле Сын Божий!

А в это же самое время иудейские первосвященники собрались на совет, решив убить вместе с Иисусом и воскрешенного Им Лазаря…

***

Каждый шел в те дни своим путем. Лазарю предстояло избежать коварного замысла иудеев, бежать на остров Кипр, стать там епископом и повторно умереть уже в пожилом возрасте. Иисус шел к страданиям, крестной смерти и вечной славе Своего Воскресения. Его враги — к такому же вечному позору. Приближалась Пасха.

Пройдите наш небольшой тест и узнайте, хорошо ли вы помните историю одного из самых известных чудес Иисуса Христа — воскрешение Лазаря!

1. Откуда был родом Лазарь, друг Иисуса?

А) Из Назарета. Б) Из Вифании. В) Из Иерусалима. Г) Из Капернаума.

Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.

2. Как звали сестёр Лазаря?

А) Сарра и Агарь. Б) Анна и Рахиль. В) Ева и Юдифь. Г) Марфа и Мария.

Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.

3. Где был погребен Лазарь?

А) В пещере. Б) В Иерусалимском храме В) На берегу Генисаретского озера. Г) На вершине Елеонской горы .

Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).

4. Сколько дней уже был мертв Лазарь, когда к нему пришел Христос, чтобы воскресить его?

А) Неделю. Б) Три дня. В) Четыре дня. Г) Месяц.

Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).

5. Какова дальнейшая судьба Лазаря?

А) Стал проповедником в Фессалониках и воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи. Б) Был казнен в 80 году, во время правления римского императора Тита. В) Стал епископом на Кипре и скончался в пожилом возрасте. Г) Проповедовал христианство в Индии и Китае.

После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.

Друзья Христа и Христос как Друг: понятия «друг», «дружба» в Евангелиях от Луки и от Иоанна

Тема дружбы относится к фундаментальным для человеческой жизни, жизни социума, затрагивает природу человека, сферу «душевного» и «телесного». Отражение этой темы мы находим в истории, философии, социологии, в истории политики и т.д., а религиозный аспект этой темы необычен для Библейской традиции, даже уникален. Тема дружбы активно разрабатывалась у святых отцов, затем постепенно уходила из христианства. В Церкви принято называть друг друга больше братьями и сестрами, «рабами Божьими», чем друзьями. Но мы знаем из Деяний, что первые христиане собирались за общим столом на трапезах любви-агапах, постоянно находились в общении, преломлении хлеба и молитве (Деян 2:42, 46). В Евангелии от Иоанна Христос прямо говорит ученикам: «Вы друзья Мои» (Ин 15:14). Интересна статистика употребления слова φίλος (друг); из 29 раз 26 оно используется в корпусе писаний Луки (18 раз) и у Иоанна (8 раз). Мы проследим, как менялось значение понятий «друг» и «дружба» от классических идей Аристотеля и Платона, через Священное Писание и Закон к Новому Завету, данному Иисусом Христом.

Дружба в греко-римском мире

Слова «любовь» и «дружба» в большинстве языков мира близки по значению. Наряду с дружбой существуют в греческой культуре еще три «вида любви», которые обозначаются четырьмя глаголами έράω, φιλέω, στοργέω и ἀγαπάω. Еще Платон указал на взаимосвязь дружбы и любви: «кто не любит, тот не друг»1. Аристотель в «Никомаховой этике» он определяет philia (греч.φιλία) как «разновидность добродетели» и «самое необходимое для жизни»2. Первоначально глагол φιλέω означал рассматривать что-то или кого-то как одного из ближних, близких, своих, собственных (πλησίον)3. Фιλία по Аристотелю – это «взаимно признаваемые привязанность и благоволение друг к другу»4. Цель взаимоотношений у Аристотеля – это удовольствие, польза, добродетель (или благо)5. Например, цель родственных отношений – стремление ко благу. Позже дружбой стали называть взаимоотношения, связанные с символическим «породнением» (кровная дружба, побратимство и т. п.). при этом «друзьями» стали называть всех единомышленников или политических приверженцев. Дружба уже становится избирательной. Целью таких союзов стала выгода, которая считалась Аристотелем низшей формой дружбы.

Но «дружба» в строгом смысле слова, истинная, «совершенная» дружба», φιλία ἑταιρική – согласно Аристотелю, возникает «ради добродетели и возможна между добродетельными людьми»6. Наиболее значительным стало выражение «Друг – это другое «я» друга» (мое «альтер эго»)7. Т.е. характеристиками идеальной дружбы по Аристотелю являются единство, взаимность и равенство8. Антитезой дружбы считалось предательство, ложный друг. Воплощением, проявлением и знаками дружества являются поцелуй, жертвенность, гостеприимство, трапеза, объединение против врагов. Исполнением высшего долга считалось принесение себя в жертву за своего друга.

Участников отношений, называемых дружбой, мы выделили следующих: дружба с самим собой (как самосовершенствование), между группой единомышленников или учеников, между людьми и богами. Обнаружилось и еще одно значение – Дружба как связующее начало вселенной. Дружеским отношениям между старшими и младшими соответствуют отношениям между учителем и учеником, так что дружба – начало обучения. Фίλоι является (само-) обозначением философских или религиозных братств, например, пифагорейцы, эпикурейцы, ученики Платона9. Аристотель отражал популярное мнение греков о невозможности дружбы между человеком и богами из-за гигантской разницы положений. Пифагор словом «дружба» обозначил принцип гармонии, единения в мире всех со всеми, а Эмпедокл обобщил, что любовь – φιλία является, наряду с ненавистью и враждой – νεῖκος, универсальным законом Космоса10.

В период Римского господства вертикальные иерархические отношения заменили идеи дружбы-равенства. Однако тоска по подлинным отношениям, осознание несовершенства самого человека и общества в целом привела к всплеску нового интереса к этическим ценностям, что отразилось в литературе, политике и философии к началу нашей эры.

Понятие дружбы в Ветхом Завете по переводу LXX

Иудаизм внес в понятие «дружба» новый смысл, не затрагиваемый греческой литературой. Ветхий Завет подчеркивает призвание людей к «хождению пред Богом». Это понятие приобретают «вертикальное» значение. Господь, избрав Себе народ и заключив с ним Договор на Синае, требует от народа неукоснительного исполнения Закона. Поэтому все отношения к ближнему, в том числе проявления любви и дружбы, Израиль должен согласовывать с Законом. В отличие от античности, дружба с Богом возможна. Во Втор 6:24-25 мы видим, что любить самого себя – это бояться Господа и исполнять Его заповеди. Бог остается верен и милостив к чтущим Его людям (Втор 7:9). В Писании находятся и примеры дружбы с Богом. Образцом могут служить отношения подлинной дружбы, которую испытывает Бог к своим друзьям Аврааму (2 Пар 20:7) и Моисею («Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как говорят с другом» (Исх 33:11). Праведность является условием дружбы с Богом на примере Авараама и Моисея. В Законе есть прямое указание иметь дружеские отношения со всеми, особенно со своим народом. Недостижимой вершиной таких отношений, заданных Богом, стала заповедь «любить ближнего как самого себя» (Лев 19:18). Но все это относится исключительно к отношениям внутри народа Израиля. На иноплеменников-язычников эти качества могут не распространяться. Антитеза дружбы в Ветхом Завете дополняется отведением с Господнего пути (Втор 13:6-9; Притч 22:24, 25). Ветхий Завет нам показывает лишь редкие примеры персонажей исключительных качеств – это умеющие дружить Давид и Ионафан. Любовь Ионафана к Давиду, скорее больше, чем к себе. Он передал символы царской власти другому, другу. Он умалился перед Давидом, все отдал ему, явно исполняя волю Божью. Истинный друг в этом библейском понимании тот, кто из любви поставил друга выше, презрев одно из условий эллинской идеальной дружбы – равенство. Междуплеменная дружба между Руфь и Ноеминь (см. Руфь 1:6-18; 2:19-3:5; 4:13-17) расширила границы дружбы до близких отношений с иноплеменником и бывшим родственником – редкое явление в еврейских Писаниях. Руфь показала «безумную любовь» к Ноемини «как прообраз человеческих отношений вообще»11.

Эти примеры человеческой дружбы (любовь к другу больше, чем к себе, любовь к иноплеменнику и разделение его жизни) превосходят рамки требуемых Законом взаимоотношений, что в ходе истории оказывается промыслительным. Эти истории показывают нам, что дружба в своем пределе рождает Мессию – Христа.

В межзаветный период понимание дружбы дополнилось взаимоотношениями внутри последователей школ изучения Торы. Мы даже читаем про друзей, честь которых должна стоять выше, чем благоговение перед Богом (Ab., 4, 12)12.

Тема дружбы в Евангелии от Луки

Классическое понятие «друг-ближний» (πλησίον) Лука кардинально изменяет и расширяет, когда показывает Иисуса в общении с мытарями (19:2-28), прокаженными (5:12), грешниками (5:20) и даже грешными «нечистыми» женщинами (8:43-48); милующего и постоянно исцеляющего в субботу, подчеркивая, что милость и любовь выше закона (6:8-10). Притча о милосердном самарянине (10:30-37) – центральная тема ближнего у Луки. Здесь меняется классический мотив избираемости, подобности, равности ближнего в зависимости от его приятности, чистоты, принадлежности к «своим». Здесь ближний тот нуждающийся в твоей помощи, кому ты сам оказал милость. В «Заповедях блаженства» (Лк 6:20-23) Христос переворачивает законы человеческих взаимоотношений, ставя любовь и милость выше закона. Христос как лучший Друг очищает и исцеляет грешников, больных, «нечистых» (5:12-16, 17-26; 6:6-11; 8:26-39; 8:43-48; 9:37-49; 11:14-23; 13:10-17; 17:11-19; 18:25-43; 19:02-28). Взаимность между участниками отношений становится результатом дружбы, а не мотивацией. Принцип равенства Христос меняет. Дружеские отношения предполагают взаимное самоумаление перед другом (Лк 14:11). Лука (17:33 как Мк. в 8:34) показывает, что любить собственную жизнь, дружить с самим собой – это, прежде всего, следовать за Иисусом и тем самым сохранять её. Всем, кто разделяет с Ним трапезу и слышит Его Слово, Христос как Друг дарит прощение и исцеление от болезней, подтверждая древнюю пословицу, что друг – самый лучший лекарь. Исцеленные друзья Иисуса сами становятся источниками любви для окружающих, так как Иисус призывает любить друг друга, как Он возлюбил.

Стоит отметить, что в Евангелии от Луки и Иоанна Иисус использует обозначение φίλοι, когда он учит учеников их будущим задачам и судьбе (Лк 12:1-5, Ин 14:26). Согласно Ксенофонту, Сократ говорил, что врагов надо «превосходить во зле» (Mem. 2.6.35), а не любить. Абсолютно новое в понятии дружбы как античной, так и ветхозаветной в Новом Завете – это любовь к врагам как вершине человеческих отношений. Христос призывает не только не делать врагам зла, но даже любить врагов и делать добро «ненавидящим вас»(Лк 6:27, 35). Он Сам молится Отцу на Кресте о них (23:34), исцеляет раба, который пришел его схватить (Лк 22:49-51).

В отличие от сомнений Аристотеля о дружбе между людьми и богами и в дополнение к Закону Моисея у евреев, основание отношений дружбы с Богом в христианском понимании иное. Это основание не заслуги, не праведное поведение, не жертвоприношения, призванные соединить с божеством. Сам Богочеловек Иисус Христос называет своих учеников друзьями, и возможность быть другом Бога является следствием безграничной любви Бога, а не причиной. Классическая характеристика дружбы «у друзей все общее», приобретает новый, «вертикальный» смысл. Общая жизнь, проживание, общение теперь происходит не как разделение общей земной жизни, но и как общение в Боге Его друзей, имеющих «часть» со Христом. А. С. Хомяков утверждал, что «…не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его…»13.

Тема дружбы в Евангелии от Иоанна

У Иоанна участники взаимоотношений – это Христос и любимый ученик, посвященный в тайну Отца. Как отношения Сына с Отцом, так и отношения Иисуса и его последователей отражают единство («виноградная лоза и ветви», Ин 15:1-8; пребывание Ин 14:10, 11 и т.д.), взаимность («Слова, которые Ты дал Мне, Я дал им:» Ин 17:08, и т.д.), и наибольшей степени равенство возможно между Иисусом и «сынами Божиими» (Ин 13:01; Ср. 1:12, и т.д.). Любимый ученик здесь являет собой образ друга Христа. Для евангелиста Иоанна друг Христа — это тот, кто делает то, что заповедал Иисус (Ин 15:14) и кто непосредственно вовлечен и посвящен в тайну спасения (Ин 15:15). У Иоанна (15:19, Ин 17:14; 8:23) используется оригинальное значение φιλέω, «любить то, что принадлежит или является собственным». Иисус и Его ἴδιοι (свои) (в Ин. 13:1: ἀγαπήσας τοὺς ἰδίους) являются равными, cвоими. Он как к равным предъявляет требование о безоговорочной любви и готовности для исполнения обязательств (Ин 14:15, 21, 23; 15:9). Новое понимание внесено в идеальные качества друга в вопросе о добровольном самопожертвовании ради друга, так как Христос пошел на крест добровольно (Ин 10:18). Пожертвовать собой, «положить душу свою» ради «друзей своих» (Ин 15:13) – это не доблестная смерть героя за идею ради высокой цели, а спасение, причем для самого жертвователя. Парадоксальным образом человеческое «нормальное» понятие любить себя в Ин 12:25 означает отказ от себялюбия, как отказ от защиты своих прав или от самооправдания. Это является спасением (Ин 12:25) и приносит много плодов (Ин 12:24). Он призывает к этому своих друзей (Ин 11:50;18:13). Друг по правилам античности должен быть испытан. Друзья Иисуса не все проходят испытание. Троекратное отречение Петра, а затем его покаяние показывает нам, что возможно возвращение дружбы в общение с Другом, если друг осознал предательство и покаялся. Особой формой дружбы, отличающейся от остального круга друзей Иисуса, отмечены два персонажа Евангелия от Иоанна – любимый друг Лазарь (Ἴδε πῶς ἐφίλει αὐτόν)(11:36; 11:3, 5) и «ученик, которого любил Иисус» (13:23; 20:2, 21:7, 20). Интересно, что только одно слово во всем Новом Завете ἑδάκρυσεν (тихо прослезился, от δακρύω) (Ин 11:35) (а не κλαίω – громко плакать, рыдать) употребляется Иоанном в сцене, когда Иисус по-человечески скорбит из-за смерти любимого друга. Лазарь ни разу ничего не говорит в Евангелии, мы почти ничего о нем не знаем, кроме того, что Иисус любил его, называл его Своим другом, любил его сестер Марфу и Марию, бывал у них дома. Поразительна сцена воскрешения Лазаря (11:43-44). Нам дается знак, что любимые друзья воскрешаются Иисусом, нам дается «углубление веры через опыт смерти»14. Только увидев воскресшего Лазаря, ученики окончательно уверились, что Иисус не обещает в будущем жизнь, а воскрешает сейчас. Дружба в Евангелии от Иоанна подразумевается во взаимных отношениях любви между Богом, Христом и учениками. Христос как Друг готов жертвовать Собой ради друзей, и следование по Его Пути является спасением. Особую любовь Иисус проявляет к Своим избранным друзьям, которым доверяет все, что есть у Него Самого, а именно Любовь Отца. Эту любовь Иисус дарит своим ученикам. Образцом каждого ученика, «возлежащего на груди Бога», может служить «любимый ученик» Христа. Этот ученик может стать примером христианского свидетеля. Евангелие нам показывает, что верить в Иисуса – значит любить Его как своего Друга.

Таким образом, Иисус Христос доводит до совершенства ту форму человеческих отношений, о которой идеалистически мечтал греко-римский мир, которую чаял Ветхий Завет, Сам являет собой подлинного Друга каждому и дает путь и возможность строить братские, дружеские отношения между христианами.

1 «Ὃ δὲ μὴ ἀγαπῴη, οὐδ’ ἂν φιλοῖ» (Plat.Lys. 215).

2 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 219.

3 Stahlin,121.

4 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 221.

5 Там же, 221-223.

6 Аристотель. Никомахова Этика // Сочинения: в 4 т. / Пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской. Общ. Ред. А. И. Доватура. М. : Мысль, 1984. Т. 4, 223.

8 O’Leary, 2.

9 μία φιλίας συμπλοκή (Ep. 6,332b).

10 Мотив космогонического Эроса продолжается в «любви» (φίλότης) и познаётся подобно человеческой любви (Emped.Fr.,17,7.20), или «Афродите», как силе, соединяющей элементы. Позже Лукреций пишет в гимне к Венере, которая «одна правит природой вещей» (Lucretius. De rerum natura, I. 21). В элегиях Аристотеля мы находим φιλία как одно из многих имен богини Исиды .

11 Шмаина-Великановa, 197

12 Наиболее значительные примеры тесного и всеобъемлющего общения в иудаизме этого периода можно найти в Кумране. Как следует из названия, община – κοινωνία (Philo Omn. Prob. Lib, 84 и 91) или τό κοινωνικόν (Jos Bell., 2, 122) является главным признаком секты. Но действительно ли это общение друзей? О ессеях говорится φιλάλληλοι των Αλλων πλέον (Jos Bell., 2, 119), одной поговоркой, с которой древние описали суть дружбы, говоря, что они показывают больше взаимной дружбы, чем другие группы в иудаизме. Фίλοις πάντα κοινά осуществляется полностью в Кумране, как нигде в древности, πάντα действительно относятся к каждому аспекту жизни, кроме женитьбы. Ни в каком другом сообществе мы не находим таких, подлинно общих жизни, питания (Philo Omn. Prob. Lib., 86, 107), знаний, талантов, способностей и труда. Все это принадлежит к πάντα κοινά (ср. 1 QS 1:11, Philo Omn. Prob. Lib, 84) .

13 Хомяков, 54.

14 Браун Р. Беседы с евангелистом Иоанном, 53.

Лазарь друг Христа

О воскрешеньи Лазаря Иисусом
поведал храм у древних берегов*,
увенчанный барочным древним брусом:
здесь правил Лазарь в глубине веков,
был мэром, по понятьям современным,
(заметьте только — в свой посмертный срок!), —
такой пример несокрушимой веры,
хрестоматийной стойкости урок!
Здесь «Лазарь, друг Христа»… Отбрось сомненья:
есть жизнь и после смерти! Суть проста, —
хожу и глажу древние каменья,
хожу и верю в деянье Христа…
Я тоже в Ларнаке воскресла к жизни новой,
разрушив прежний статус до основ:
мы сочетались браком бестолковым
пятидесятилетних дураков!
Мы возродились к жизни, — оба-двое,
(Смотрите, сколько радости в глазах!) –
побитые безжалостной судьбою,
с душою в стародавних синяках…
И в институты брака вновь поверив,
как «Лазарь, друг Христа», воспряли жить,
в старинной Ларнаке, перед дубовой дверью,
где протянулась в будущее нить!
*Ларнака расположена на месте, где когда-то находился построенный в Х в. до н.э. и неоднократно упоминающийся в Библии город Китион, основанный внуком Ноя. Наиболее интересный «библейский момент» в истории Ларнаки — жизнь и чудесное воскрешенный из мертвых Иисусом самого известного местного жителя — Святого Лазаря. Лазарь после воскрешения перебрался на Кипр и прожил здесь 30 лет, став первым епископом нынешней Ларнаки. Здесь же, в Китионе, он и был похоронен. В его память в центре города, в двух кварталах к западу от набережной, построена церковь Св. Лазаря (IX в.), среди наиболее интересных особенностей которой — деревянный барочный иконостас и коринфские капители у основания арочного свода. На мраморном саркофаге святого выгравирована надпись: «Лазарь, друг Христа». Св. Лазарь до сих пор считается покровителем Ларнаки, и за неделю до православной Пасхи горожане празднуют Воскресение Лазаря, пронося по улицам города посвященную ему икону, которая все остальное время хранится в церкви.