Кто такой катехизатор?

Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд

Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Соединение с Церковью Христовой происходит в таинстве Крещения. «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», — говорит Господь (Ин. 3:5). Вместе с тем преподобный Ефрем Сирин писал: «Крещение есть только предначатие воскресения из ада», а святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Не поддерживающий приобретений, дарованных святым Крещением, жизнью по заповедям, утрачивает приобретенное».

Поэтому Крещение должно быть неразрывно связано с приобщением верующего к жизни Церкви: формированием основ христианского мировоззрения, обретением навыков молитвы и аскетического делания, устроением собственной жизни по заповедям Божиим, участием в таинствах и вхождением в евхаристическую общину, обретением духовного руководства.

Катехизические занятия сопровождают, направляют, корректируют процесс воцерковления христианина как до, так и после Крещения. Они не заменяют пастырского окормления и самой церковной жизни, но помогают в ее правильном устроении, создавая необходимое пространство духовного общения оглашаемых и новоначальных христиан со священнослужителями, мирянами-катехизаторами и членами приходской общины.

Сложно говорить о периоде времени, когда указанные составляющие церковной жизни в надлежащей степени могут быть восприняты. Но совершенно точно это длительный период, который составляет не меньше нескольких лет.

В Древней Церкви просвещение осуществлялось в основном через наставление в православной вере перед принятием таинства Крещения, которое могло длиться довольно продолжительное время. Этого времени было достаточно для того, чтобы вера пожелавшего войти в лоно Церкви стала твердой и осознанной. Разумное научение основам веры завершалось в таинстве Святого Крещения. В Церковь такой человек входил уже просвещенным светом Христовой истины и фактически сам был готов нести слово Божье в мир. Крещение совершалось на основе твердой веры и покаяния оглашаемого, что в немалой степени было итогом катехизации.

На этом церковное научение не заканчивалось. Став полноправными членами общины, новокрещенные продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни: они слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств.

Такой порядок вступления в Церковь касался взрослых. Но с самых ранних времен крестили также младенцев. Со временем крещение младенцев стало повсеместно распространено, что привело к постепенному отмиранию практики крещения взрослых и, соответственно, исчезновению продолжительного оглашения. Просвещение новокрещенных членов Церкви переместилось из специальных огласительных школ в христианские семьи и церковные общины. Вместе с познанием мира, человеческого общества, своего ремесла и т. д. ребенок узнавал и основы христианской веры и жизни, передаваемые ему его родителями и восприемниками. С развитием школы как основной формы образовательной системы обязательным предметом школьного преподавания в христианских странах стали основы веры.

В царской России начальное религиозное просвещение осуществлялось через семейный православный уклад и на приходах, в том числе через церковно-приходские школы. Ситуация изменилась после 1917 года. Чужеродный социальный эксперимент, осуществленный большевиками, привел не только к беспрецедентным гонениям на Церковь, но и к разрушению традиционного семейного уклада в стране в целом. В советской России открытое исповедание христианской веры было сопряжено с опасностью для свободы и даже жизни. Религиозное просвещение было запрещено, а вся церковная инфраструктура, занимавшаяся им, — уничтожена.

Огромное давление, которое оказывалось антирелигиозной идеологией на граждан, не способствовало научению вере в семье. Крещения часто совершались тайно. Сам факт прихода человека в храм с обращением о Крещении к священнику тогда служил достаточным основанием для совершения над ним таинства.

Отсутствие полноценной катехизации привело к тому, что по большей части тайно крещенные миряне оставались не наученными основам христианской веры и не участвовали в практике церковной жизни. Но в то же время стали организовываться кружки, целью которых было изучение христианской веры. Такие кружки существовали нелегально, под страхом применения репрессий со стороны власти к их организаторам и участникам.

Падение советского режима привело к массовому возрождению религии в стране. Многие люди пожелали принять Крещение в Православной Церкви. Духовенство оказалось в сложном положении. С одной стороны, священники не могли отказать желавшим после стольких лет запрета на религию принять Крещение, с другой — не было возможности обеспечить полноценное просвещение всей массы новообращенных. Редкие катехизические кружки не могли справиться с этой задачей.

В последующие годы Русская Православная Церковь активно занималась воссозданием инфраструктуры церковной катехизации. Открывались воскресные школы для детей и катехизические курсы для взрослых. Одновременно в епархиях шла подготовка катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Кроме того, за это время появилось первое постсоветское поколение христианских семей, состоящих из христиан, крещенных в младенчестве на заре церковного возрождения. В их семьях возрождалась традиция семейного научения основам веры.

В 2011 г. Священный Синод принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Документ регламентирует организацию катехизической деятельности на всех уровнях церковного устройства Русской Православной Церкви. Его появление свидетельствует о системном подходе к процессу восстановления инфраструктуры церковной катехизации и серьезном анализе ситуации в сфере религиозного просвещения на протяжении последних двадцати лет.

Документ предписывает практику обязательного оглашения перед принятием таинства Крещения для взрослых и детей старше семи лет. Не наученные основам веры родители и восприемники крещаемых детей возрастом младше семи лет также должны прослушать курс огласительных бесед. Особое внимание в документе уделяется просвещению мирян, не прошедших в свое время катехизации.

Катехизация после Крещения требуется как новокрещенным, так и тем, кто был крещен ранее, но не получил в свое время должного наставления в основах православной веры и христианской жизни. Также в особом пастырско-педагогическом попечении нуждаются люди, возвращающиеся в ограду Православной Церкви после временного отпадения от нее в сектантство, ересь, раскол.

Что касается священнослужителей, то по роду своего служения они призваны заниматься катехизацией, как через пример своей жизни, так и организуя и координируя на своем уровне работу епархиальной или приходской системы просветительной деятельности.

Не облаченных священным саном монашествующих и мирян, как участников катехизической деятельности, можно условно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто самой своей благочестивой жизнью осуществляют свое христианское призвание — нести миру свет Христовой истины, свидетельствовать о Христе. Зная основы православного вероучения и обладая опытом духовной жизни, они могут ответить на вопросы тех, кто обращается к ним за советом. Ко второй категории можно отнести тех, кто специально желает послужить Церкви в качестве катехизаторов, получая для этого соответствующее образование и квалификацию и исполняя катехизическое служение по благословению архиерея или настоятеля прихода. К третьей категории относятся скорее негативные примеры «ревности не по разуму», когда, не имея необходимых знаний и богословской подготовки, а также собственного духовного опыта, неофиты (а таковыми могут быть и давно крещенные, но не просвещенные люди) навязывают свое ложное мнение о христианской вере и жизни тем, кто только входит в церковную ограду или стоит на ее пороге. Эта категория должна постепенно исчезнуть как явление из жизни Русской Православной Церкви благодаря приложению усилий по ее просвещению. К четвертой группе относятся те, кто желает расширить свои знания и свой церковный опыт при помощи систематической катехизации. К пятой — крещеные миряне, которые почти не знают о вере, не живут по заповедям и церковным установлениям и не стремятся к этому, но изредка приходят в храм — на Пасхальный крестный ход, за Крещенской водой, чтобы принести домой освященные вербы в Вербное воскресенье, ветки березы на Троицу или плоды на Преображение и т. д., а также к родственникам и друзьям на Крещение, Венчание и отпевание усопших. И, наконец, шестая группа — это крещенные, как правило, в младенчестве, но не живущие христианской жизнью и никогда не бывающие в храме, а порой и враждебно относящиеся к вере и Церкви. По отношению к этой группе более уместна миссионерская деятельность, но порой и труды катехизаторов могут повлиять на обращение человека к вере.

Катехизическую деятельность условно можно разделить на оглашение и послекрещальную катехизацию. Оглашение — беседы со взрослыми и детьми старше семи лет, готовящимися принять таинство Крещения. В современной ситуации, обусловленной историческими условиями, период оглашения значительно сократился по сравнению с известным еще со времен Древней Церкви. Под оглашением теперь стало пониматься проведение нескольких бесед со священнослужителем или мирянином-катехизатором и одной покаянно-исповедальной беседы со священником. Такой объем научения вере не позволяет достигнуть всех целей катехизации, а только полагает начало осознанной церковной жизни. Поэтому основной акцент в изучении богослужения, Священного Писания, практики церковной жизни, творений святых отцов и других значимых содержательных областей, исторически присутствовавших в древности, сейчас перенесен на послекрещальную катехизацию. Наиболее систематически организованным направлением такой катехизации является воскресная школа для взрослых, в некоторых случая обозначаемая как катехизические или богословские курсы.

Система катехизации после Крещения восполняет краткое оглашение и в некотором роде решает основные задачи воцерковления человека. В идеале катехизация после Крещения — это целостное, органичное и непрерывное сопровождение процесса воцерковления человека, его вхождения в жизнь Церкви. Послекрещальная катехизация предполагает постоянную личную связь между священником или катехизатором и прихожанином и другими членами церковной общины. Возникновение, сохранение и укрепление такой связи является важнейшей составляющей в процессе воцерковления человека.

Остановимся на наиболее востребованных формах катехизации после Крещения.

  1. Церковная проповедь, пастырское слово призваны сопровождать каждое богослужение, таинство и обряд, актуализируя для участвующих в них Священное Писание и Предание Церкви.
  2. Богослужебные негимнографические чтения (синаксарь в русском переводе на двунадесятые праздники, толкования Священного Писания на Всенощном бдении, жития святых и т. п.) и своевременные комментарии к богослужебным текстам позволяют полнее раскрывать и использовать катехизический потенциал богослужения.
  3. Заметный импульс в приобщении новоначальных христиан к церковной жизни и прохождении последующей систематической катехизации способны придать разовые и регулярные катехизические мероприятия, такие как:
  • размещение просветительских стендов;
  • распространение катехизических листков и иных материалов;
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни;
  • внебогослужебные чтения и собеседования;
  • экскурсии по храму и паломнические поездки (с катехизическим содержанием);
  • просветительские интернет-проекты, и др.
  1. Краткосрочные и долгосрочные катехизические программы. К краткосрочному катехизическому курсу относятся соответствующие оглашению беседы с родителями и восприемниками крещаемых младенцев и малолетних детей, а также беседы перед таинством Брака (венчанием). Следующей ступенью является тайноводственный курс «практического воцерковления», в котором предлагается принять участие прошедшим оглашение, а также всем желающим. Курс проводится в течение 1,5–2 месяцев и направлен на передачу базовых представлений обо всех основных аспектах церковной жизни человека и на содействие ее практической реализации.

Долгосрочная катехизическая программа призвана дать системное, многостороннее научение основам православной веры и христианской жизни. Она может реализовываться в рамках воскресной школы для взрослых, богословских или катехизических курсов. Основой программы длительного катехизического курса призван стать Современный катехизис Русской Православной Церкви.

Схематично катехизация взрослых в наиболее распространенной форме — воскресной школы для взрослых — может выглядеть следующим образом. Помимо катехизиса в блоке основных предметов должны обязательно изучаться Священное Писание, библейская история, история Церкви и церковнославянский язык. Вариативная часть может включать церковное искусство, иконографию, как не только обладающие назидательной составляющей, но и наглядно иллюстрирующие все, что человек будет изучать в основном блоке.

От систематических катехизических занятий следует отличать внебогослужебные чтения и собеседования, которые отнесены нами к разовым и регулярным катехизическим мероприятиям. Данная форма в наибольшей степени раскрывает возможности взаимного общения, диалога между священнослужителями, катехизаторами, прихожанами, иными участниками встреч и позволяет глубоко, обстоятельно рассматривать обсуждаемые темы. К внебогослужебным чтениям и собеседованиям могут быть отнесены, в частности, беседы со священником и тематические встречи. Наиболее подходящей возможностью для таких бесед и встреч является общая трапеза для всех желающих прихожан после окончания Божественной литургии, практика которой укоренена в церковной традиции. На такие беседы за трапезой, если наблюдается заинтересованность прихожан, могут приглашаться и профессиональные преподаватели по отдельным дисциплинам.

Также большое значение имеют библейские беседы и евангельские кружки; беседы по изучению богослужения.

Формы и соответствующие им направления катехизации взаимодополняют друг друга. Приход может использовать их, адаптируя к собственным обстоятельствам с наибольшей эффективностью. Возможны различные подходы к катехизации после Крещения с учетом характеристик прихода, внешней среды, в которой он расположен, числа и специфики прихожан, особенностей духовного руководства священника и т. д. Именно многообразие путей способно обеспечить эффективность, действенность достижения целей катехизации.

«О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» / Документ утвержден Постановлением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 года).

Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ от 27 декабря 2011 г. (Журнал № 152).

См. документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».

Катехизация

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • АУДИО. Катехизация
  • ВИДЕО. Катехизация
  • Просветительские листки

Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО

Рекомендации и инструкции «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»

В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования.

Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности.

Катехизическая деятельность на приходе

Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются:

— оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),

— пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,

— совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,

— систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),

— православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),

— приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,

— катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован(*) в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Оглашение

В настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел предлагает принять во всех епархиях следующие правила подготовки к совершению Таинства Крещения:

1.1. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники.

1.2. Священникам и крещаемым следует стремиться к возможно более полной подготовке к Таинству, а крещаемым — настраиваться на церковную жизнь и после Крещения.

1.3. При отсутствии возможностей или условий для продолжительного (от нескольких месяцев и более) оглашения священниками должны строго соблюдаться требования минимального обязательного оглашения в следующем объеме:

А) проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй — акцент должен быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. В период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода).

Б) Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности и т.п. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.

В) После Крещения требуется наставление новокрещеного к последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для православного христианина. Такое наставление должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.

1.4. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым, как это сделано в ряде приходов, где обязательным условием крещения является цикл тематических бесед (3-12 и более) для группы оглашаемых в сочетании с их самостоятельным духовным трудом (см. выше п.1.3.А), а послекрещальное наставление развернуто в цикл тайноводственных бесед.

При индивидуальной подготовке оглашаемого к принятию таинства Крещения продолжительность периода оглашения и количество бесед можно варьировать, но, несомненно, длительность подготовки играет положительную роль.

1.5. Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещению следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения.

1.6. С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.

1.7. Само совершение Таинства Крещения может и должно стать существенной частью катехизации. Желательно возрождение древней практики совершения Крещения на крещальной литургии накануне великих праздников в торжественной обстановке (после проведения цикла огласительных бесед для группы обратившихся).

Систематическая катехизическая деятельность.

2.1. Для новопросвещенных христиан, а также для тех, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью, необходимо предлагать систематические катехизические беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы для взрослых или в иных удобных формах.

2.2. Нужно расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.

2.3. Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, полезно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим их духовный смысл. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.

2.4. Должное внимание надо уделить созданию и развитию приходских и епархиальных библиотек и медиатек, ориентированию прихожан в православных ресурсах сети Интернет.

2.5. Экскурсионно-паломническая деятельность имеет высокий духовно-просветительский потенциал, который следует в полной мере использовать.

Катехизическая работа с семьей.

При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделять подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Целесообразно ввести порядок подачи письменных прошений о совершении Таинства Венчания заблаговременно (за 1-2 месяца) по аналогии с правилами, установленными государством для регистрации брака. Это время, благоприятное для углубления церковной жизни вступающих в брак, может быть эффективно использовано для катехизической работы: объяснения будущим супругам непосредственной связи Таинства Брака с Таинством Евхаристии, христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей.

Церковно-приходская воскресная школа – основная форма православного воспитания детей и подростков на приходе. Она должна воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые вероучительные знания и навыки церковной жизни.

Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является реальное принятие учащимися нравственных норм православной жизни, проявляющееся в решимости противостоять порокам и соблазнам, в участии в Таинствах Церкви. Детей и подростков, посещающих воскресную школу, следует приобщать к участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности.

Церковно-приходские воскресные школы должны действовать в каждом приходе. Все они должны быть аттестованы(*) епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, и каждый преподаватель воскресной школы должен регулярно проходить аттестацию(*).

Иные формы катехизической деятельности на приходе

В храмах, посещаемых и во внебогослужебное время, должен быть дежурный, способный давать вразумительные ответы на обычные вопросы приходящих. Рекомендуется настоятелям больших городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого образованных мирян. Имеющийся опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать информационную доску, содержащую просветительскую информацию.

Необходимо особо заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма и продавцов в церковных лавках. Настоятелям приходов рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам и покупателям.

Организация катехизической деятельности в епархии

Консолидация усилий отдельных приходов способна существенно повысить уровень катехизической деятельности в епархии.

6.1. Во исполнение Определения Архиерейского Собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 10) во всех епархиях должны быть назначены помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).

6.2. Следует организовать при епархиальных отделах религиозного образования и катехизации совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).

6.3. Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий для деятельности специалистов в области катехизации и педагогов церковно-приходских воскресных школ.

6.3.1. Епархиальная система подготовки кадров и повышения квалификации должна включать три основных составляющих: 1) подготовка преподавателей для курсов катехизаторов (в духовных академиях, семинариях, в православных ВУЗах, на факультетах и кафедрах теологии), 2) повышение квалификации действующих преподавателей (краткосрочные курсы), 3) подготовка и переподготовка специалистов в области катехизации для приходов по различным профилям (помощник настоятеля, помощник благочинного, педагог-катехизатор, преподаватель, воспитатель, организатор воскресной школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и т.п.) на 2-3-х летних катезизаторских, богословско-педагогических курсах, в катехизаторских училищах и других церковных учебных заведениях по соответствующим стандартам(*).

6.3.2. Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы или/и училища должны действовать во всех епархиях. Желательно учреждать катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров, а в епархиях – на базе отделов религиозного образования и катехизации, семинарий, академий и православных ВУЗов. Все центры подготовки специалистов в области катехизации должны регулярно проходить аттестацию(*) в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации.

6.3.3. На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить возможности для материального обеспечения катехизической и образовательной деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и др.).

6.4. Следует создавать в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации методические центры по катехизации. Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

6.5. Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с соответствующими епархиальными структурами:

а) миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм катехизической и миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности катехизаторских и миссионерских программ.

б) отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи.

в) социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных работников к катехизической деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в социальных программах.

6.6. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в области катехизической деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации.

Практическое руководство катехизатора (комплект из 2 книг)

. ВЫПУСК 1_______Предисловие – 7_______ГЛАВА I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ КАТЕХИЗАЦИИ
1.1. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви – 10
1.2. Компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать катехизатор – 24
1.3. Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению – 30
1.4. Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозно-образовательному и катехизическому служению – 37_______ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ КАТЕХИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Задачи и принципы катехизации – 45
2.2. Оглашение – 48
▪ 2.2.1. Организация оглашения – 49
▪ 2.2.2. Общие принципы оглашения – 51
▪ 2.2.3. Аскетические элементы подготовки к Таинству Крещения – 53
▪ 2.2.4. Примерное содержание цикла огласительных бесед, рассчитанного на 1-1,5 месяца – 53
▪ 2.2.5. Примерное содержание длительного огласительного цикла – 58
▪ 2.2.6. Минимальные требования к оглашению – 61
▪ 2.2.7. Организация катехизических бесед с родителями крещаемых младенцев и восприемниками – 63
2.3. Подготовка к Таинству Брака – 66
2.4. Формы длительной катехизации крещеных людей – 76
▪ 2.4.1. Описание катехизического курса «Сокровенный мир Православия» – 76
▪ 2.4.2. Примерное содержание цикла занятий «Основы православного вероучения» в воскресной школе для взрослых (на катехизических курсах) – 81
▪ 2.4.3. Проведение библейских кружков (евангельских групп) на приходе – 88
▪ 2.4.4. Катехизация через богослужебные тексты – 95
2.5. Приходское консультирование – 122
2.6. Информационно-просветительский стенд прихода – 135_______ВЫПУСК 2_______Предисловие – 5_______Д.А. Туголуков. Катехизация в Русской Православной Церкви: системный взгляд – 6
Актуальные вопросы катехизации: ответы практиков – 11
Протоиерей Игорь Киреев. Опыт катехизической подготовки родителей и восприемников к крещению детей – 32
Протоиерей Александр Усатов. Практика раскрытия некоторых ключевых тем в оглашении и катехизации после крещения – 35
▪ Организация и проведение тайноводственного курса в современных условиях – 58
Протоиерей Борис Балашов. Возможные формы длительной катехизации – 68
Иерей Виталий Симора. Семейный клуб как средство катехизации – 70
А.В. Ракушин. Духовно-просветительский листок: задачи, принципы, варианты разработки и распространения – 77
С.В. Рогунов. Опыт организации просветительской работы в социальных учреждениях – 81

Катехуменат

Катехуменат. Этим именем обозначается установление древней церкви для «оглашения» и «просвещения» кандидатов крещения и имело своею целью тщательное их приготовление к достойному вступлению в церковь Христову чрез крещение . «Оглашенными» (οι’ κατηχου’μενοιl) назывались в древней церкви те, которые из язычества или иудейства приходили к христианской вере и пред принятием в церковь чрез крещение подвергались более или менее продолжительному приготовлению чрез наставление в истинах Христовой веры и чрез некоторые религиозные действия.

В первое время христианства о катехуменате еще не может быть речи, ввиду непосредственной апостольской проповеди, которою распространялось христианство. Но все же катехуменат, в смысле испытания и приготовления прозелитов, должен был получить свое начало очень рано, хотя в подробностях он определился постепенно – и в разных церквах и в разные эпохи неодинаково. Главнейшим и существенным основанием для катехумината послужило, без сомнения, наставление Христа Спасителя «научите, народы», прежде чем «крестить их» (Мф.28:20). Некоторые усматривают указание на это установление уже у Ап. Павла, особенно в следующих словах его (Гал.6:6; ср. Лк.1:4. Деян.18:25. Рим.2:18): «наставляемый словом (ὀ κατηχου’μενος) делись всяким добром с наставляющим» (τῶ κατηχοῦντι). При этом κατηχειν – термин, встречающийся лишь у Ап. Павла и Луки, – означает только низшую, подготовительную ступень наставления в христианских истинах, предполагающую последующее усовершенствование. Во всяком случае свв. Апостолы главнейшим условием возможности совершить крещение считали, согласно с заповедью Спасителя, научение, как это видно из отдельных примеров апостольского крещения. Уже Климент римский говорит о «με’λλοντες πιστευ’ειν» и Ерма повторяет о «желающих креститься (voleиntes baptizari), которых иначе он называет creditnri, verbum audientes. Св. Ириной лионский называет уже приготовляющихся ко крещению указанным именем, обозначая наставление их в вере словом cathechizare.

В первой половине II-го христианского века катехуменат был уже в довольно развитом состоянии и определенном виде, как о том свидетельствует св. Иустин Философ, и обнимал собою научение готовящегося ко крещению, молитву, пост и воспитание христианского образа жизни.

Еще более подробное изображение его представляют приписываемые Клименту рим. гомилии, рисующие то положение дела, которое, вероятно, установилось вскоре после апостольской эпохи. Согласно изображению этого памятника, желавший принять крещение сообщал свое имя епископу, который и наставлял его в христианской вере. Вместе с тем прозелит должен был поститься и над ним ежедневно совершался обряд возложения рук епископом. Все время приготовления вообще обнимало около трех месяцев, а более специальное – от 3-х до 10-ти дней.

Самое крещение приурочивалось к праздничному или воскресному дню. Тертуллиан в первый раз употребляет слово catechumenus в отличие от fidelis. По его свидетельству, даже еретики имели в своих общинах установление, обозначаемое этим именем. Церковь от готовящихся ко крещению как пред самым совершением крещения, так и в предшествовавшее ему время требовала «отречения», которое по своей форме близко напоминает формулу, употребляющуюся доселе (renuntiare diabolo et роmраe et angelis ejus).

Указанные лица должны были приготовлять себя ко крещению молитвою, бодрствованием и исповеданием грехов.

О продолжительности катехумената Тертуллиан не представляет никаких определенных данных. Временами крещения называет он Пасху и Пятидесятницу. Ориген в нескольких местах (см. напр., homil. ХVIII, 8 на Иеpем.) различает верующих (πιοτοι’) и оглашенных (κατιχου’μενοι). При этом Ориген свидетельствует, что христиане научали христианским истинам только тех, которые уже и обнаруживали несомненную склонность к принятию их веры. Христиане вообще наблюдали в этом деле большую осмотрительность и осторожность. Для наблюдения за образом жизни прозелитов назначались иногда даже особенный доверенный лица. Поместный карфагенский собор (256 г.), под председательством Киприана, уже свидетельствует о «заклинании», как об одном из актов катехумената.

Большинство обрядов и предписаний катехумената восходит к глубокой древности и несомненно ведет свое начало от первых трех столетий. Древнейшие крещальные формулы западной и восточной церкви содержат сумму молитв и церемоний, которые представляют собою литургический остаток практики катехумената.

Следующий период, обнимающий собою годы с 300-го по 500-й и представляющий собою самый пышный расцвет и блестящее развитие патристической литературы, дает уже гораздо большее число известий о катехуменате, которые позволяют нам формулировать и более определенный взгляд на его состояние. Христианство сделалось религиею господствующею, было объявлено и исповеданием государственным, стремление ко вступлению в церковь усилилось, число недостойных, желавших только назваться из-за земных выгод, а не быть на самом деле христианами, увеличилось. Отсюда, естественно, возникла потребность и более серьезных гарантий, по возможности, ограждавших церковь от вторжения в ее среду недостойных членов, неискренних последователей Христа. В этих интересах церковь установила строгие испытания, в виде оглашения, которые должны были служить мерилом искренности обращающихся и их нравственного настроения. Под влиянием всех этих условий окончательно образовался христианский катехуменат, значительно расширивший обрядность крещения.

Желавший быть принятым в общину должен был явиться к епископу или к поставленному для того клирику или же к катехету, который, как показывает пример Оригена, необязательно был клирик. В более значительных церквах, где существовали катехизические школы обязанность принимать приходящих падала на предстоятеля этой школы, как, напр., Евсевий свидетельствует об Александрии. Учителями оглашаемых (doctor audientium) был, напр., в Карфагене при Киприане чтец Оптат, во времена Августина – диакон Деогратий и проч. Женщины иногда подвергались наблюдению и наставлению в вере чрез диаконисс (Апост. постановления III, 15). Епископы, пресвитеры и диаконы преподавали огласительные поучения в церкви публично, а низшие клирики и миряне могли оглашать только частным образом; равно как и диакониссы, ибо в церквах публично миряне могли проповедовать только в редких случаях, – в виде исключения. Считалось желательным, чтобы прозелит мог сообщить предстоятелю, кто бы из лиц, известных общине, мог поручиться в его благонадежности (sponsores, patroni). Потом уже от клирика, к которому он обращался, прозелит получал первое наставление. Блаж. Августин оставил для этой цели два образца катехизиса.

В недавнее время высказано весьма правдоподобное предположение, что самою древнею церковною катехезою является новооткрытое произведете св. Иринея Лионского , сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в Texte and Untersuchungen XXXI, 1 (третьей серии В. I. Н. 1), – озаглавленное: «Des leiliges Irenäus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkündigung εῖς ἐπιδειξιν τοῦ ἀποστολικοῦ κηρυ’γματος, in armenischen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche übersetzt vou Lic. Dr. Karapet Ter-Mcherttschian und Lic. Dr. Edvard Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmerkungen von Adolf Harnack, Lpzg 1907; ср. русский перевод проф. Н. И. Сагарды: «Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского : Доказательство апостольской проповеди», Спб. 1907. См. также статью F.C. Сопуbеагe, The newly recovered Treatise of lrenaeus «Expositor» 1907. VII, p. 35–44 и заметку H. И. Сагарды в «Христ. Чтен.» 1908 г., IV, стр. 638–643 (Paиl Drews, Der literarische Charakter der neuentdeckten Schrift des Иrenäus в «Zeitschrift fur die neutest. Wissenschaft» VIII (1907), 3, 88. 226. 232–233. Cp. Harnack, lib. cit. SS. 55, 65. H. B. Сагарда, кн. цит., стр. 12, 68, 69). Если верно такое предположение? то новооткрытое произведение св. Иринея Лионского является произведением, однородным с августиновским: De catechizan dis rudibus, но, конечно, более древним. В названном произведении коротко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый член христианской церкви настолько твердо и отчетливо, чтобы он был в состоянии и защитить свое исповедание от еретиков, и изложить в ясных выражениях истину своей веры пред теми, которые еще не познали ее. В частности, здесь излагается учение о едином высочайшем Боге и Его отношении к миру, о Св. Троице, сотворении мира и человека, о падении, важнейшие моменты истории откровения во времена патриархов. о воплощении Сына Божия, сделавшегося человеком, о Его искупительном деле, прообразованном в Ветхом Завете, предвозвещенном пророками и осуществленном в Его лице и в Его церкви, о всеобщем воскресении и, наконец, о суде, который будет для всех людей.

Отсюда можно видеть, что, по крайней мере, в некоторых случаях, катехизация в древней церкви была довольно продолжительна и обширна, обстоятельна.

Собственно принятие в ряды оглашаемых происходило чрез знаменование крестом и чрез возложение рук с молитвою. С этих пор оглашаемый уже принадлежал внешним образом к церкви и считался христианином. Вообще, оглашенные причислялись к «христианам», но отличались от «верных», т. е. от крещенных. По выражению свв. отцов, они уже приняты в лоно матери-церкви, но еще не возрождены; они – в преддверии церкви, хотя еще и не-члены ее.

Оглашенные могли присутствовать при богослужении, до начала литургии «верных». О них возносилась особая «молитва об оглашенных» (εὐχη’ ὐπὲρ τῶν κατηχουμε’νων; oratio super catechumenos). Диакон приглашал их преклонить колена, затем в особом обращении к «верным», приглашал их помолиться об «оглашенных» и особенно о том, чтобы они сподобились достигнуть крещения.. Потом «оглашенные» поднимались снова и стояли, наклонивши головы в то время, как епископ с простертыми руками произносил молитву. Засим «оглашенные» оставляли церковь. В Риме, в Африке и в некоторых местностях Испании «оглашенные» получали также освященную соль, sacramentum salis.

Что касается продолжительности катехумената, то Эльвирский собор определил для него двухлетний срок, если болезнь не вынудит к сокращению срока (прав. 42); однако тот же собор требует трехлетнего катехумената для языческих жрецов (прав. 4), пятилетнего для тех, которые, уже состоя оглашенными, впадали в тяжкие грехи (прав. 11. 73) и даже до конца жизни (прав. 68). Апостольские постановления предписывают для всех трехлетний катехуменат, – впрочем, для ревностных оглашенных допуская и возможность сокращения (8. 32). Но для многих и это продолжительное время испытания не казалось достаточным; они отлагали крещение, – часто на неопределенное время. Некоторые делали это из ревности, чтобы лучше приготовиться, но большинство по лености или небрежности, потому что они боялись снова потерять благодать крещения или надеялись пред смертью чрез крещение мгновенно очиститься от всех грехов, освободиться от наказания и получить блаженство.

Пред началом времени поста епископы в своих проповедях приглашали оглашенных являться ко крещению (Василий Вел., Бесед. XII). Избрание в кандидаты ко крещению должно было предотвратить возможность доступа ко крещению недостойным. Самое избрание совершалось чрез то, что имена признанных достойными допущения ко крещению вносились в книгу. Эти лица назывались в римской церкви electi, в прочих западных церквах competentes, а у греков φωτιξο’μενοι, βαπτιξο’μενοι и μυσταγωγου’μενον . Разряд этих лиц строго различался от «оглашенных»; последним они не должны были сообщать того, что они узнавали чрез научение. Время непосредственного предуготовления ко крещению или «просвещения» обычно определялось в 40 дней; иногда, впрочем, этот срок был короче (до двух недель). Особенность наставления «оглашенных» в это время состояла в изъяснении символа, который до сих нор был им совершенно недоступен, как «тайна», как составная часть disciplinae arcani. Эта торжественная церемония называлась traditio symboi. Символ в течение известного времени (обычно, около 8 дней) «просвещаемые» должны были усвоить и затем открыто, пред общиною, прочитать. Это называлось redditio symboli. Только после этого сообщались приступающему ко крещению слова Молитвы Господней, которая также содержалась в строжайшей тайне.

Самую полную картину наставления просвещаемых предлагают катехизические поучения св. Кирилла иерусалимского, произнесенные в 347 или в 348 году.

Падение катехумената наступило частью уже в V столетии, а затем идет уже быстрыми шагами. Оно сказалось прежде всего в сокращении времени катехумената, а также в том, что Пасха и Пятидесятница перестали быть исключительным временем крещения.

Внутреннее основание для этого падения катехумената лежало в том, что, с одной стороны, с течением времени становилось все меньше и меньше взрослых прозелитов, а с другой, получило значение обычая крещение детей. Этот обычай входил в силу постепенно и сначала с некоторыми ограничениями (напр., у св. Григория Богослова мы встречаем мнение, что детей следует допускать ко крещению не ранее трех лет, когда они бывают в состоянии уже давать ответ на вопросы).

Уже из сказанного видно, что древняя церковь в состоянии «оглашенных» устанавливала и различала два главные периода: период начального, общего, подготовительного наставления в истинах Христовой веры, и более краткий период, имевший место пред самым совершением крещения, – время особенного, нарочитого, специального приготовления к святому крещению путем сообщения символа веры и Молитвы Господней. Отсюда некоторые ученые различаюсь два класса «оглашенных» принимая при этом, что первый класс обозначался разными наименованиями: συναιτοῦντες, γονυκλι’νοντες, υ+ποπι’πτοντες-ἐυκο’μενοι. Другие ученые различаюсь три, четыре, пять и более классов «оглашенных», полагая, что тем или иным особым названиям «оглашенных» соответствовал и отдельный класс их. Но в древнейших литургиях, восточных и западных, говорится об «оглашенных» вообще и нет никакого основания для предположения, что они разделялись на какие-либо классы.

Итак, признание степеней «оглашенных», в смысле обычного церковного установления, не имеет твердых оснований в памятниках древнейшей христианской литературы, и предположение о них явилось вследствие неправильного истолкования этих памятников. В указанных памятниках различаются лишь «оглашенные» в собственность смысле и «готовящиеся ко крещению».

С. Зарин