Кто такой Богослов?

Наука и богословие.

Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития при­роды, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике прису­ще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочине­ниях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возгла­вил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым пред­варительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхими­ков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «фи­лософского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, ;:лекарств.

Структура богословских наук. Внешнее и внутреннее богословие

Отрасли (дисциплины) богословия:

Фундаментальное (теоретическое) или систематическое богословие:

триадология ‒ учение о Святой Троице

ангелология ‒ учение об ангелах

антропология ‒ учение о человеке

Хамартология ‒ учение о грехе

понерология ‒ учение о зле

христология ‒ учение о природах и лице Иисуса Христа

сотериология ‒ учение о спасении

экклезиология ‒ учение о Церкви

иконология ‒ учение об иконе

сакраментология ‒ учение о таинствах

эсхатология ‒ учение о последних судьбах мира

Догматическое богословие (догматика) ‒ системная интерпретация догматов вероучения

Апологетическое богословие (апологетика) ‒ обоснование вероучения с помощью рациональных средств

Сравнительное богословие ‒ компаративный анализ базового вероучения с основоположениями других религий

Пастырское богословие:

литургика ‒ теория и практика богослужения

гомилетика ‒ теория и практика проповеднической деятельности

катехитика ‒ первоначальное учение о вере

каноника ‒ теория церковного права

Нравственное богословие ‒ учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека

Библейское богословие:

экзегетика ‒ критическое объяснение или интерпретация библейских текстов

герменевтика ‒ теория и методология истолкования религиозных источников

исагогика

Историческое богословие:

церковная археология ‒ история церкви, история Библии и её истолкований и др.

библейская история

история Древней Церкви

византология

история поместных церквей

история РПЦ

Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных построений, показать предметно неразрывность единого бытия христиан, их вероучения и, в конечном счете, религии в целом. Нам необходимо выяснить не только источники, но и описать круг тех дисциплин, которые входят в состав богословия и раскрывают смысл и направленность религиозных представлений.

По учению христиан, истины веры основаны на учении Священного Писания и Священного Предания. Что ж собой представляют данные основы христианства? «Под именем Священного Писания и Священного Предания, – разъясняет протоиерей Михаил Помазанкий, – разумеются книги, писанные Святыми пророками и апостолами под воздействием Духа Святого, и поэтому именуются боговдохновенными» (Помазанский М. Догматическое богословие в кратком изложении. С.7). По мнению богословов, в состав Священного Писания входят книги Ветхого и Нового Заветов, которые были написаны людьми под воздействием Духа Святого.

В системе богословия сложилась совокупность дисциплин, которые изучают книги Ветхого и Нового Заветов как основные источники христианского вероучения. К ним, кроме истории Ветхого и Нового Заветов, относятся библеистика, иссагогика или, как ее чаще называют, «Введение в книги Священного Писания» (совокупность библейских дисциплин, изучающих бого-вдохновенности канона, герменевтики, перевода, датировки и все виды критики). (Богословские труды. Сб.28. С.282).

Особое место среди этих дисциплин занимает теологическая герменевтика, которую богословы определяют как «науку, излагающую способы к пониманию подлинного смысла Священного Писания», или же как искусство и науку истолкования и объяснения Священного Писания. Современные вероучители определяют эту отрасль христианского знания как науку, занимающуюся определением фундаментальных принципов толкования, а не только принципов изъяснения текста Писания (экзегезы).

Понятие «Священное Предание» истолковывается учителями церкви как передача Вселенской Церковью верующим из поколения в поколение незаписанного в канонических книгах Ветхого и Нового заветов Слова Божьего.

Митрополит Московский Макарий так раскрывал сущность и значение «Священного Предация» для верующих: «Истинное учение о Боге и о Христе заключено в Святом Писании. Но это учение должно .быть правильно понято и истолковано… Это возможно только в Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тем. 3. 15)». Глава Церкви – Сам Господь Бог, поэтому в церкви обитает Святой Дух, который и наставляет ее на всякую истину. Для провозглашения истины собирались Великие Соборы. Их определения остаются неизменными основаниями всего учения Православной церкви и по сей день». (Макарий, митрополит Московский. Слова и речи. СПб., 1891. С.413.)

Права излагать учение, библейские тексты и правила веры в церкви закреплены за определенным кругом лиц, которые могут от имени церкви разъяснять христианское учение, но их суждения по вопросам веры должны быть приняты соборным сознанием, т.к. без утверждения этих суждений Собором они не могут претендовать на статус общеобязательных для всех верующих. Таким образом, предание – это есть официально одобренное церковью мнение богословов по вопросам веры, которое не изложено в писании христиан, а было выработано церковью в ходе ее развития и в обязательном порядке закреплено в церковных актах.

Святое Предание также изучается богословием. Одной из центральных богословских дисциплин, изучающих и излагающих предание церкви, является патристика, которая может быть определена как «наука, извлекающая из писания Святых отцов и сводящая воедино все о предметах христианского учения» (Архиепископ Макарий. Введение в православное богословие. С.430), а также излагающая «догматические, обрядовые и исторические истины, не содержащиеся буквально в «Священном Писании» (там же, с.458).

Центральной частью православного богословия является совокупность теологических дисциплин, обосновывающих главные вероучительные положения христианской веры. К ним относятся: догматическое богословие, нравственное богословие, церковное богословие, причем в последнее входят такие дисциплины, как литургика, церковное и каноническое право, пастырское богословие.

Догматическое богословие изучает истины христианства, из которых состоит учение о Боге и Его отношении к человеку через творение и промысел, а также учение о спасении и домостроительстве божьем. «Догматическое богословие есть наука, излагающая в систематическом порядке и полноте догматы и вообще созерцательные истины христианские, и руководство к тому, как христианин должен веровать в правду и исповедовать во спасение веры». (Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие… С.34).

В настоящее время традиционная, консервативная структура догматического богословия состоит из двух частей: учения о триедином Боге (Троице) и учения о спасении, или домостроительстве божьем. Учение о триедином Боге включает основные догматы о сущности Бога, его троичности в лицах, догматы о сотворении вселенной, мира и человека, а также об управлении, или промысле, божьем. Во второй части догматического богословия содержатся догматы: о спасении человека, о церкви, церковных таинствах и «об окончании Божественного домостроительства или о том, что совершается на суде всемирном по окончанию века».

Нравственное богословие. Не менее важной дисциплиной системы православного богословия является нравственное богословие. Оно может быть рассмотрено как система религиозно-нравственных принципов, норм и ценностей, сформулированных и одобренных церковью и направленных на совершенствование верующего христианина в соответствии с догматами христианства.

Религиозные мыслители разъясняют, что «под именем Православного Нравственного Богословия разумеется систематическое изложение учения Православной Церкви о нравственном законе Божием и христианских обязанностях для наставления и совершенствования человека в христианской жизни по Духу Христову». (Солярский П. Нравственное Православное Богословие. СПб., 1901. С.1).

Православные богословы через систему религиозных предписаний, принципов поведения и норм конкретизируют основные религиозные установки для применения их верующими в повседневной жизни. Тем самым церковь через нравственность формирует у своих подопечных строгие поведенческие стереотипы, ведущие верующего ко спасению.

Нравственное богословие также состоит из двух частей. В первой излагаются богословско-теоретические конструкты о нравственном законе божьем, или о христианской нравственности. Во второй разъясняется сущность частных обязанностей христианина, а также указаны средства сохранения и укрепления его нравственных устоев. Богословские постулаты, конкретизированные в нравственном богословии, предопределяют христианскую мораль через ряд положений.

Во-первых, догматика формирует и определяет направленность и содержание религиозной морали, а также придает идейную окраску основным понятиям нравственности: «добро», «зло», «достоинство» и др.; во-вторых, определяет религиозный аспект таких понятий как «идеал», «счастье», «смысл и цель жизни»; в-третьих, формирует основные принципы, определяющие содержательный аспект религиозной морали; в-четвертых, определяет этические нормы поведения верующего человека.

Иначе говоря, на уровне нравственного богословия через ряд догматических положений происходит этизация программ и ценностей религиозной жизнедеятельности верующих, а также формирование у них общечеловеческих норм, принципов и ценностей при помощи религиозных предписаний, запретов и табу.

Все это обусловливает устойчивость функционирования религиозных программ и ценностей и предполагает определенную социальную жизнестойкость его членов, придает (пусть даже иллюзорный) совершенный вид всем социальным процессам и способствует стабилизации человеческого бытия в моменты его напряженности, в периоды утраты личностью четких социальных ориентиров.

Однако в силу того, что религия изначально направлена на Божество, на Его Благость, на Премудрость Божию как высший и единственный идеал, аксиологическая сторона этой идеологии и нравственности полностью подчиняется и ориентируется не столько на жизнь здесь и теперь, сколько на то, что будет там, «за гробом». На этой основе религиозная мораль становится эмоционально окрашенной, а на уровне отдельного верующего – личностной.

Таким образом, нравственное богословие интегрирует религиозные и общечеловеческие ценности, что приводит к воцерковлению человека в систему религиозных норм. Но кроме этого церковь через свое учение о нравственности создает религиозный фон для всех общечеловеческих ценностей, которые после этого синтеза воспринимаются как неотъемлемый элемент религии, что придает ей еще большую притягательную силу в глазах неискушенного в тонкостях морали человека.

В системе религиозной нравственности бытие христианина протекает на фоне постоянно морализирования, ориентированного на «Сущее» в его христианском понимании. Поэтому все построения нравственного богословия направлены на формирование христианских добродетелей с позиций подражания жизни Христа по принципу: делай так, как это делал Христос, и получишь вечную жизнь.

Следующим блоком дисциплин, теоретически обосновывающих священнодействия церкви, является церковное богословие, включающее литургику, пастырское богословие, церковное и каноническое право.

Литургическое богословие или литургика состоит из двух частей: общей и частной. Общая рассматривает богослужение, определяет его теоретические основания, историю происхождения и развития церковного богослужения и доказывает необходимость тех или иных его частей. Частная – излагает отдельные последования в богослужении – повседневные и праздничные-; а также разъясняет смысл христианских таинств.

Гомилетика, учение о христианском церковном проповедничестве, исследует сущность природы христианской проповеди, где под проповедью подразумевается пропаганда религиозных воззрений. Так, по мнению доктора богословия М. Тареева, христианская проповедь есть «научение христианскому миропониманию и это ее существенная природа… Достаточно человеку усвоить общее мировоззрение Христа, проникнуться им, и он уже сознательно и свободно может определить личную жизнь, решать отдельные вопросы частной и общественной жизни». Пастырское богословие раскрывает христианское учение о нравственных и служебных обязанностях служителей церкви, их личных качествах, которые помогают «с предельной ясностью приблизить величайшую тайну богословия к разумному христианскому пониманию». Пастырское богословие Русской православной церкви регламентирует деятельность священнослужителей. Оно систематически излагает задачи и методы деятельности христианского пастыря по духовно-нравственному окормлению вверенной ему паствы.

Содержание пастырского богословия (пасторологии) состоит из элементов христианской этики, эстетики, педагогики и психологии. В состав его входят также учения о цели и смысле жизни, христианское учение о грехе во всех его проявлениях и о покаянии. Сюда же относится описание идеального духовно-нравственного образа священнослужителя, рассуждения о призвании и подготовке к пастырскому служению, искушениях и трудностях повседневной деятельности священнослужителя, об образе его личной и семейной жизни. Как видим, в центре проблем пасторологии находится личность священнослужителя и его деятельность.

Пастырское богословие призвано определить сущность и основы христианского служения, выяснить условия успешного духовного роста священнослужителя, найти секрет (способы и условия положительного воздействия на пасомых) пастырского душепопечения. Каноническое право излагает установки канонов периода Вселенских Соборов. Церковное право определяет внешнюю организацию церкви, ее устройство, отношения с другими общественными союзами, в особенности с государством.

Христианская мистика. Не менее важной стороной христианского богословия является мистика. Без нее религиозная доктрина не может быть понята и раскрыта в сущностных характерных особенностях. Богословским основанием христианской мистики является понятие «обожение». Как отмечал историк богословия П. Минин, «основная идея греко-восточного богословия – идея обожения. Для отцов церкви «обожение» – не теория, не догма, а, прежде всего и более всего, факт их внутренней жизни. На этом факте, как на незыблемом фундаменте, они базировались во всех тех случаях, когда им приходилось решать спорные вопросы своего времени», ибо основная тенденция христианского мистического опыта проявляется в тяготении человеческого духа к непосредственному общению с божеством.

Известный религиозный философ и богослов В.Н. Лосский утверждал, что богословие и мистика неразделимы. Он писал, что «в известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением». Однако христианская мистика в какой-то мере и противостоит богословию (скорее не ему самому, а его рассудочно-логическому аспекту) как область, недоступная познанию, как «неизреченная тайна», как то, что может быть скорее пережито, чем познано, скорее поддается особому религиозному опыту, чем чувственному или рациональному восприятию человека. Такое понимание основано на представлении о том, что христианство харизматично и что только дар божий может помочь постичь его сущность.

Рассматривая мистику как один из способов приобщения к бытию божьему, как дар божий, христианство использует веру в качестве основного фактора религии, где вера в мистическое познание укрепляется и углубляется, а к религиозному опыту верующего как следствие примыкает и мистический опыт.

Христианские вероучители утверждают, что каждый христианин приходит к познанию Бога через «Духа Святого», к которому он приобщается еще в таинстве крещения, облегчающего ему путь к мистике. Так, один из христианских богословов А. Позов писал: «Христианская мистика есть путь к идеалу совершенства и богочеловечества, есть реализация Царства Небесного на грешной земле и преддверие грядущего Царства на обновленной Земле». Реализуя идею мистического ведения, церковь с момента своего возникновения вырабатывала и внедряла в практику богопознания аскезу, «умную Иисусову молитву» в виде безмолвного созерцания через дар тайной молитвы. Если мистика – путь к Богу, то аскеза является путем к мистике. Поэтому главная задача аскезы (аскетизма) – очистить и подготовить человека к грядущей встрече, сделать его обновленным Христом. На этой основе базируются программы жизнедеятельности, включающие все виды аскезы, скорбь и страдания, которые выступают как средство очищения грешного человека. Так, по учению церкви, пост способствует очищению, освобождению души и тела; чтение Св. Писания помогает усвоению его внутреннего смысла; длительная молитва ведет к медитации, т.е. внутренней аскезе. Характерно, что аскеза определяет и обусловливает мистику, а мистика венчает аскезу. При )том мистика рассматривается верующими как вершина и конечная цель аскезы. Харизматичность всей православно-христианской системы предопределяет непосредственный контакт или встречу верующего с Богом тогда и только тогда, когда Бог направит на молящего «Перст Свой», посылая луч своей «Божественной Силы».

Назначение мистики, по христианскому вероучению, помочь верующему через аскезу, аскетический подвиг соединиться с Богом. Достигнув этого, верующий (подвижник) получает в Боге умиротворение и спокойствие, называемое в православии исихией, т.е. обретением мира и спокойствия в сердце и душе. Поэтому свою систему богословы вероучения называют исихазмом, где главным и универсальным средством достижения цели является тайная Иисусова молитва.

Таким образом, богословие через ряд своих построений готовит верующего к встрече с Богом. Однако в этих построениях присутствует и иной мотив, который может рассматриваться как стремление церковных кругов через вероучение обосновать необходимость совершения истинных молитв именно в храме и при помощи его служителей, что оправдывает существование церкви в обществе. С помощью учения о мистике церковь усиливает свои аргументы о необходимости религии и церкви в обществе, т.к. мистика основной своей задачей считает ‒ помочь верующему соединиться с Богом.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать, что религиозные программы, нормы и ценности богословской системы с ее ориентацией на Абсолют во имя спасения и социальная деятельность церкви направлены на внедрение вероучительных основ в жизнедеятельность каждого верующего, на их воспроизводство и потребление наибольшим количеством членов общества. Религиозное учение христиан сложилось на основе богословско-догматических представлений и учений, которым присущи преемственность и стабильность в вечно изменяющемся потоке исторического бытия общества. Ядром этих построений выступают догматы, которые и служат кодовыми моделями для новых учений, возникающих в рамках церковного предания и имеющих целью дать ответ на новые общественные проблемы. Причем развитие религиозных идей и представлений идет двояким путем: во-первых, через церковное предание, согласованное со Священным Писанием, во-вторых, через светские формы общественного сознания (философию, этику, эстетику и др.), развивая религиозный аспект в этих формах.

В первом случае мы имеем дело с целенаправленной информацией, своеобразным догматическим интегралом, который через заранее заданные онтологизмы придает этим построениям направленность и определяет их. В другом – речь идет о более свободном пути развития религиозной идеи, который использует догматы как принципы, как отправные точки философствования на тему религии. И эти программы адаптируются церковным сознанием настолько, насколько они вписываются в рамки церковной традиции и не противоречат преданию или помогают ответить на вопросы, которые возникают перед церковной организацией. Кроме этого, вероучители могут использовать и используют те аспекты или фрагменты светских мыслителей, которые не противоречат основным принципам религиозного мировоззрения. Характерной особенностью всех религиозных построений является их приемлемость, универсальность и общедоступность, что обеспечивает им популярность и привлекательность особенно в периоды смены идеологических, мировоззренческих ориентиров. Не менее важным условием актуализации религиозных воззрений является стремление людей в кризисное время искать устойчивые ценности в анналах культуры, в прошлом. И поэтому общественно-культурная ценность догматических построений определяется их устойчивостью, ориентацией на традицию. Ведь догматы воспринимаются как нечто непоколебимое, устойчивое, а религиозные построения, основанные на них, воспринимаются в системе данной культуры как традиционные.

Дух христианства, являясь стремлением к совершенству, к идеалу Христа Спасителя, воплощается в многообразной практике: в системе литургического богословия как синтезе различных видов искусств с пропорционально выверенными формами, доведенными до совершенства; в мистическом познании как постижении Истины через богооткровение, переживаемое в религиозном опыте, и обретенное в церкви с помощью его священнослужителей; в системе религиозной морали, с ее рангами ценностей и иерархий добродетелей, ориентированных на Абсолют в качестве социального идеала (царства Божия) и в иных религиозных дисциплинах.

Итак, специфику основ религиозного вероучения можно выразить в виде следующих тезисов:

1. Богословская система представляет собой множество нормативных программ, которые содержат в себе определенные запреты и предписания, выраженные в знаково-символической форме. Особое место во всей религиозной системе занимает догмат, догматика, с помощью которых в рамках церковного предания осуществляется интерпретация и трансляция библейских текстов в живые образы поведения и деятельности.

2. Развитие богословия происходит путем модификации (модернизации) богословских построений. Богословие является основой, смысловым интегралом всей религиозной деятельности. Оно конструирует и модально порождает религиозную деятельность, отстаивает и утверждает идею Бога и поэтому выражает внутреннюю закономерность религии. В этом смысле религиозный догмат порождает религию, т.е. теоретически конструирует и защищает бытие религии, раскрывает ее закономерности и показывает сущностные аспекты. Далее, богословие есть обобщение религиозной жизни общества, церкви и верующего, вносящее в бытие смысл, закономерность бытия Божия.

В свою очередь, догматика есть закон, стержень всего богословия, который привносит закономерность, смысловой интеграл и упорядоченность во все богословские построения и религиозные воззрения в виде общего смыслового конструирования.

И если богословие есть теоретическое выражение религии, оформленное согласно общему принципу бытия Божия, то догматика есть структура богословия, которая является началом и пределом богословия. Однако бытие Божие на земле представлено в форме объединения верующих – церкви, поэтому богословие есть всегда то или иное самоутверждение церкви в вечности, а религия, в свою очередь, самоутверждение личности в Абсолюте.

3. Все построения вероучителей всегда ориентированы на религиозную традицию, которая в ходе исторического развития христианства оформилась в виде церковного предания, включив в свой состав в обязательном порядке общечеловеческие ценности.

4. Двум главным источникам христианской религии, Священному Писанию и Священному Преданию, соответствуют два типа ориентации: первый – на догматику, второй – на модернизацию или модификацию в рамках церковного предания с использованием достижений культурно-исторического процесса развития человеческого общества.

Богословские конструкты, выработанные на основе догматики, направлены на формирование, внедрение и закрепление в сознании верующих, в культуре идеи необходимости и возможности бытия Божия. И в этом смысле все общечеловеческие идеалы, нормы и ценности, включенные в богословские построения, являются не столько целью, сколько средством доказательства необходимости церковного бытия.

Богословие в этом контексте выступает как система доказательства необходимости существования церкви в обществе, как система конструирующая ее абсолютное бытие, осуществляющая своего рода логико-мистическое конструирование этого бытия, где ведущая роль отводится вере, внутреннему религиозному опыту, а не сухим абстрактным доказательствам. Как следствие этого, во все построения богословов привносится вера, живой религиозный опыт, на основе которого и снимаются все противоречия системы. Иными словами, арсенал доказательств в системе логики дополняется системой веры.

Богословие

  • Богословие – понятие опытное иерей Александр Пикалев
  • Богословие Сергей Посадский
  • Что такое богословие иерей Олег Давыденков
  • Любовь или богословие? Сергей Худиев
  • Богословие: между формулой и символом архим. Ианнуарий (Ивлиев)
  • Богословие – это практика осмысленной жизни в союзе с Богом монах Диодор (Ларионов)
  • Становление древнецерковного богословия и его характерные черты проф. А.И. Сидоров
  • Труды по разделам богословских наук в библиотеке
  • АУДИО. Богословие

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;
2) практика богообщения, духовная жизнь;
3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;
4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).

Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.

В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.

Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII – VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.

В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:

— основное богословие (апологетика);
— богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;
— богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;
— богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;
— богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей;
— литургика – теория богослужения;
— гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедничекой деятельности;
— патрология и патристика;
— церковное право;
— аскетика;
— церковная история.

К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:

  • ангелология – учение об ангелах
  • амартология – учение о первородном грехе
  • антропология – учение о человеке
  • иконология – учение об иконе
  • понирология – учение о зле
  • сакраментология – учение о Церковных Таинствах
  • сотериология – учение о спасении
  • триадология – учение о Святой Троице
  • христология – учение о природах и Лице Иисуса Христа
  • экклезиология – учение о Церкви
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира

***

протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.

святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ».
(О Святой Троице. 2:2)

Богословие: что это такое?

Богословие: история

Богословие — это форма дискурса, которая призвана помочь людям усвоить богооткровенные истины. Христианские мыслители долгое время относились к богословию с подозрением. Но в IV веке оно вошло в церковный лексикон, как учение о Триедином Боге в Самом Себе. Тогда богословие было не формой рассуждения, но скорее опытом и путем духовной жизни, поскольку учение о Святой Троице было направляющим, служило укреплению веры и духа на пути к главной цели человека — молитвенном, благодатно укрепляемом восхождении к соединению с Богом. В средние века за богословием закрепилось такое определение, как наука о Боге и обо всем, что связано с Богом.

Один из ведущих представителей современной православной патристики, французский философ и богослов Ж.-К. Ларше отмечает, что к богословию часто относятся настороженно и незаслуженно представляют богословие в качестве некой школьной дисциплины, науки неточной и противопоставляют богословию жизнь и духовный опыт. Если к методам изучения в богословии относят знание и разум, то духовный опыт — это чувственный опыт. Особенно распространена такая позиция была во второй половине XIX века и начале XX века.

Богословие, как наука занимается разными дисциплинами:

  • Изучением священных текстов;
  • Изучением истории Церкви и церковного искусства;
  • Изучением религий и конфессией;
  • Изучением современной жизни человека.

История богословия истоками уходит к началу времен. Еще в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

В Писании говорится о том, что слова имеют для нас большое значение. Богословскими считаются Соборные Послания Евангелиста Иоанна Богослова, его духовный опыт. Но в православной Церкви были и другие богословы:

  • Свт. Григорий Богослов
  • Прп. Симеон Новый Богослов
  • Свт. Григорий Палама

И другие люди, которые своей праведной жизнью и нравственным опытом заслужили право рассуждать о Слове Божьем.

Молитвенное богословие о Церкви

Богословие в наши дни

Недоверие к богословию со стороны некоторых мыслителей и церковных деятелей в XX веке объясняется тем обстоятельством, что богословие претерпело немало искажений. Начиная с учения Фомы Аквинского, схоластика высоко рассматривала роль разума в познании Бога. Можно сказать, что богословие на Западе с тех пор стало носить интеллектуальный и иногда, по мнению Ж.-К. Ларше абстрактный характер. Существует католическая и протестантская идея догматического развития, к которому примешивается мысль о том, что богословие не только может, но и должно быть творческим. Под влиянием Западных идей, в России богословие также претерпевало различные изменения.

Неизменным остается одно: в православной традиции не истинное знание о Боге не может претендовать человек, не имеющий опыта богообщения.

Основные учения в богословии

Поскольку богословие по сути является формой дискурса, должен был быть выработан метод. Одним из таких методов стала Апофаза.

  1. Апофатический метод исходит из опытно обретаемого убеждения в том, что Бог не может и не должен быть предметом интеллектуального анализа, подобно предметам и объектам сотворенного мира.
  2. Существует и катафатическое богословие. Свт. Григорий Богослов писал: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. …Весьма большая разность — быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое. Есть Бог — творческая и содержательная причина всего… для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью» (Greg. Nazianz. Or. 28. 6).

Современное богословие в православии включает в себя разные дисциплины:

  • основное богословие (апологетика);
  • богословие догматическое (или систематическое богословие), занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов;
  • богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения;
  • богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями;
  • богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому богословию примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповедничекой деятельности, и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях Русской Православной Церкви).

Несмотря на то, что богословие — не такая точная наука, как математика или физика, здесь тоже есть определенные правила, нормы, методы изучения и для верующих людей большую роль играет мистический опыт общения с Богом (не путать с колдовством, мистика бывает разной).