Кто такие вахабисты?

Исламисты и мусульмане разница

Относительно вопроса о том, что между такими понятиями как исламисты и мусульмане разница существует и довольно серьезная, говорилось немало, но не всегда логичные и разумные доводы способны противостоять устоявшейся терминологии и стереотипам, существующим в обществе относительно понятия «исламист». Попытки внести ясность в этот вопрос все же предпринимаются, и стоит еще раз остановиться на этой разнице и разъяснить основополагающие моменты. Термин «исламизм» сегодня довольно популярен, как и любые исламисткие проявления, поэтому им с успехом пользуются те, кто поставил своей целью манипулировать общественным мнением и разжигать против Ислама холодную войну.

Но негативная окраска, которую термины «исламизм» и «исламист» все чаще приобретают, не имеет никакого отношения к реальности и не имеет под собой никакого логического объяснения. И это не применяется по отношению к другим религиям или политическим движениям.

Ввели в обиход термин «исламист» французские социологи, которые опирались при создании этого термина на термин, которым обозначается во французском языке «христианство» — «cristianisme». Но те, кто активно начал внедрять термины «исламизм» и «исламист», под этими терминами понимали совершенно иные вещи. Как сказано в монографии «Ислам и политика» А. Игнатенко (на фото), термин «исламизм» подразумевает теорию и практику политических движений, которые перед собой ставят цель привести в соответствие с установлениями и положениями Ислама государственное и общественное устройство в тех государствах, где проживают мусульмане. Этот же автор указывает, что исламисты, то есть социальные группы, заинтересованные в том, чтобы сохранить и установить шариатскую форму власти в определенной стране, являются как носителями, так и субъектами исламизма. Они же заинтересованы в том, чтобы добиться экспансии шариатской формы власти за рубежом.

Неспециалисты могут считать вот такой подход к толкованию термина «исламист» вполне оправданным, игнорируя специфику религии Ислам, особенно тот момент, что любой знакомый с нормами исламской религии и выполняющий их человек, мусульманин, стремится к этому в определенной форме в силу своего религиозного долга, поскольку для мусульманского вероубеждения неразрывную связь имеют политические, бытовые, общественные и религиозные факторы. Все это дает право называть любого человека, мусульманина, приверженца Ислама, который проявляет активность не только в духовной и религиозной сфере, но и во всех остальных, соблюдая все предписания своей религии Ислама, исламистом.

Картина, которая возникает в результате, когда происходит деление мусульманского сообщества на умеренных мусульман, практикующих как религиозное учение и только, либо называются мусульманами только по своему рождению и этнокультурной принадлежности, и исламистов, которые активно участвуют в общественно-политической жизни, не соответствует действительности и оценки, который делаются на ее основе, уводят в сторону и от логики, и от истины. Религия Ислама квалифицирует как полный абсурд тот факт, что кто-то из мусульман, называемых «умеренными» или «традиционными», может в сфере религиозно-духовной идентифицировать себя как приверженец Ислама, а во всех остальных сферах жизни у них наличествует иная идентичность. Ислам ни в какой форме не признает секуляризации, и, коль говорить о данном вопросе с этого ракурса, то исламистами являются все из них.

В своих оценках сторонники подобного разделения пошли дальше: они объявляют исламистов подлежащим искоренению элементом, который заведомо опасен. Это фактически означает борьбу с Исламом, поскольку частью его является и политическое учение, ориентированное как на носителей Ислама, так и на мусульман.

Терминологию, которая воспринимается сегодня как устоявшаяся, следует пересмотреть, чтобы избежать искаженного видения ситуации, поскольку такое видении ситуации может привести к опасности столкновения с исламским миром.

Если исходить из такого вот подхода к ситуации, то можно считать политическими абсолютно все исламские общины и организации, поскольку специфика Ислама такова, что любая из исламских общин или организаций, даже из ряда исключительно культурно-просветительских и духовных, уже в некоторой степени может считаться политической. Корректным в этом случае будет, скорее, не термин «исламизм» или «исламист», а терминология «исламские политические движения» — именно так следует называть мусульман, которые, руководствуясь нормами и целями Ислама, занимаются политикой, и в этом принципиальная разница. Такая терминология применима только к тем группам мусульман, которые исходят из базовых исламских источников на практике и идеологически, а если вопросы требуют иджтихада, то руководствуются фетвами правоведов-теологов, которые соответствующим критериям соответствуют. Если же этого нет, то расценивать такие группы мусульман как исламские нельзя, даже если они называются «умеренные мусульмане» или «бойцы джихада».

Исламисты в России

Для мусульманской российской общины такие тонкие вопросы имеют большое значение, они довольно резонансные. Институтом национальной стратегии в своем докладе было сказано, что угрозу целостности России и ее национальным интересам представляет радикальный исламизм – новая политическая идеология. Отрицать усилившийся в последние годы радикализм нельзя, но и утрировать его так, как было сделано в этом докладе, чревато непониманием и соответствующей ответной реакцией.

Исламские религиозные организации предпринимают все меры для того, чтобы решить сложности и проблемы, существующие в российском обществе, воздействовать на этот радикализм и в какой-то степени сбить его. Важнейшими в такой работе они считают те шаги, которые должны предпринять религиозные организации в плане просвещения. Социальное и экономическое поле нуждается в оздоровлении. Молодому человеку необходимо дать возможность самореализоваться. Необходимо учитывать также и влияние на ситуацию миграционного процесса. Эти направления и сейчас не остаются без внимания, какие-то шаги в этом плане предпринимаются, но этих шагов недостаточно. Ситуация с так называемым «радикальным исламом» и «радикализацией исламской молодежи» характерна не только для России, и даже не только для исламского мира. Это явление также характерно не только для исламской молодежи, а для всей молодежи. Во многом это объясняется теми событиями, которые происходят в последние годы в станах Ближнего Востока и Саудовской Аравии, и которые находят отклик в душе каждого человека, в том числе и у мусульманской части молодежи в России, но сказать, что радикализация характерна только для российской исламской молодежи, нельзя.

Очень важно принимать меры по профилактике радикализма, но заниматься этим должны сообща и религиозные деятели, общественные, и государственные деятели. Вновь регистрирующиеся новые партии часто используют в своей предвыборной кампании те сложности, которые имеются в современном обществе, а в большинстве случаев и открыто ими злоупотребляют.

О проблеме исламского радикализма молчать нельзя, но и низводить понятие исламист до уровня страшилок, смешивая в комментариях ситуации понятия исламисты и мусульмане, тоже будет неправильным, а часто и вредоносным. Ведь большинство тех, кто так любит оперировать понятием «исламизм» или «исламист», даже не берут на себя труд разобраться, что конкретно под ним подразумевается. Далеко не всегда это понятие употребляется в понятии «радикальный исламизм».

Исламизм в современном мире представлен самым широким спектром организаций, среди которых – правящая партия Справедливости и Развития Турции (на фото руководитель партии Эрдоган), организация «Братья-мусульмане» и исламисты Боснии. Есть и крайние проявления. И именно на эти крайние проявления и делают упор в своих комментариях современные средства массовой информации, стремясь нагнетать картину.

Некоторые силы, как внутренние российские, так и зарубежные, упорно подталкивают Россию к тому, что самым верным будет в этом смысле силовой метод политики, которую государство ведет в отношении исламского населения и всего исламского мира. Идеи о том, что радикальный исламизм тесно связан с проблемой миграции, все чаще озвучиваются в средствах массовой информации, увязываются с рассмотрением исламского вопроса в России, негативный окрас приобретают и вопросы деятельности религиозных организаций или строительство новых мечетей. В результате исламизируются проблемы федерализма, межнациональных отношений и национальных республик.

Нельзя не замечать эту проблему, но ее необходимо детально рассматривать и предпринимать шаги для того, чтобы направить всю эту бурлящую молодежную энергию в мирное русло. Сводить же проблему к радикальному исламизму и отдавать ее на откуп силовикам – это не выход и не решение, так можно проблему только усугубить, а это не только неправильно, но и не соответствует ни общественным, ни государственным интересам.

Следует признать, что проблема не только существует, и не только в мусульманской общине, и с каждым днем разрастается, вовлекая в процесс каждого человека и все новые территории, но и стремление судить о проблеме сгоряча, игнорируя любую научную методологию, тоже может сослужить негативную службу. Причины радикализации могут быть самыми разными, но, по сути, источник у них у всех только один. Периодически радикализация молодежи вспыхивает на примере одного конкретного народа – это могут быть необязательно приверженцы Ислама – это случилось и с русским молодым поколением на рубеже девятнадцатого и двадцатого века, и во что это вылилось – можно узнать из истории.

Сегодня мы видим, как на проблеме радикализации мусульманской молодежи выстраивается целая индустрия, берущая начало в Чеченской войне и разросшаяся до своего рода конгломерата, который зарабатывает на этом вопросе кучу денег, начиная от элиты республик Кавказа, заканчивая силовыми структурами, средствами массовой информации и даже мелкими чиновниками, спекулируя нестабильностью ситуации на Кавказе в своих собственных целях.

Финансовые, политические, информационные, рейтинговые и карьерные дивиденды льются сплошным потоком, а это не только не решает это проблему, но весомо ее усугубляет. Из порочного круга выхода таким образом не найти – проблема только усугубляется, поскольку все меньше тех, кто заинтересован в ее решении, и все больше тех, кто зарабатывает на ней.

Идеологическим авторитетами для молодежи должны стать авторитетные представители религии, имамы, которые способны вести с молодежью диалог на соответствующем уровне. Многие склонны связывать этот факт с тем, что большинство российских имамов, якобы, получили свое образование за рубежом. Этот факт в корне неверен, но проблема очевидна: контингента имамов в России, которые могли бы достойно вести диалог на должном уровне и с интеллигенцией, и с представителями молодежи, — с каждым человеком, пока в мусульманском российском сообществе не сложилось. Сейчас идет целенаправленная работа по выправлению этой ситуации за счет создания образовательной системы, системы школ и учебных заведений: существует совет по исламскому образованию, между высшими религиозными учебными заведениями и высшими учебными заведениями налажено партнерство, ведется подготовка специалистов для последующего обучения имамов.

Проблема влияния на мусульманскую молодежь России извне постоянно муссируется в обществе, тем более, что достаточное количество специалистов, обучающих нашу молодежь, сами обучались за рубежом. Но здесь важно понимать, что не в аудиториях вузов происходит радикализация мусульманской молодежи, и это касается и российских вузов, и вузов стран Ближнего Востока. Наивно полагать, что правящие режимы этих стран сами провоцируют экстремизм – они дико его боятся.

Радикализация молодежи исламистского толка происходит на улицах городов, когда они наблюдают за теми условиями жизни, в которых вынуждены жить беженцы, когда анализируют новостные сообщения и делают выводы о том, насколько чудовищно отношение к странам Ближнего Востока со стороны всех остальных государств. Коррумпированные правящие элиты, откровенная оккупация этих земель – все это не ускользает от внимания молодежи, она пытается найти выход из сложившейся катастрофической ситуации, подгоняемая юношеским максимализмом и свойственным для молодежи обостренным чувством справедливости, но не имеющая ни малейшего опыта самоорганизации, и неосторожное провоцирующее слово может сыграть роль искры.

Ситуация с миграцией внутри России также далека от совершенства: мусульмане, приезжающие на заработки из бывших союзных республик, вынуждены жить в России в не всегда хороших условиях, а это способствует при содействии федеральной миграционной и других служб тому, что среда мигрантов становится настоящим рассадником социальных болезней. Инфраструктура принятия мигрантов в России в таком объеме настолько слаба, что не выдерживает критики, и становится причиной того, что в ряде случаев мигранты действительны вынуждены идти на какие-то преступления – мелкое воровство и подобные поступки. В странах дальнего зарубежья существуют российские культурные центры, которых очень не хватает в странах ближнего зарубежья, а именно с них могла бы начинаться культурная и социальная адаптация трудовых мигрантов. Для желающих приехать в Россию работать таких центрах следует преподавать русский язык, российскую культуру, знакомить с российской историей, давать возможность получать какие-то специальности, по квотам на которые затем можно будет приехать на работу в Россию.

Говоря о таком понятии, как исламизм, важно понимать, что нельзя смешивать эти слова и понятия — понятия исламисты и мусульмане. Важно исследовать сами причины возникновения исламизма и не распространять его на всех мусульман, особенно на мусульман социально и политически активных. Приравнивать социальную и политическую активность верующего мусульманина к исламистским течениям, экстремисту и ваххабиту, тем более к террористу, в корне неверно и опасно, поскольку это не только не решает проблему, но еще больше ее усугубляет.

Ваххабизм

Приведенные здесь вопросы были заданы Ш. Аляутдинову в конце 1990-х — начале 2000-х гг. через сайт umma.ru.

Кто такие ваххабиты и как нам к ним относиться?

«Ваххабизм» на территории бывшего Союза — это очередное слово из списка необычных явлений для российского обывателя, которое привлекает внимание и придает определенный эффект разговору. Советую сторониться как самого термина, так и явления вообще.

На сегодняшний день есть крупные организации, которые во весь голос стараются заявить о том, что борются с «врагом Ислама» — ваххабизмом. Другие, чтобы привлечь внимание к своей личности, также начинают называть себя борцами за веру, но уже «облачаясь в доспехи» того «раскрученного» СМИ слова, синонимом которого в сознании обычных людей является экстремизм и бандитизм. Все это из разряда создания образа врага, для борьбы с которым необходимо приложить максимум сил и привлечь большое количество государственных или спонсорских средств. СМИ нужны громкие слова и сенсационные заявления для того, чтобы держать народ в напряжении и концентрировать на себе людское внимание. Во всем том, что связано с оговариваемой нами темой, данного рода заявления существуют по обе стороны баррикад. В этом суть всех тех «мыльных пузырей», которые столь многочисленны в сегодняшних реалиях.

Слово «ваххабизм» вы крайне редко встретите в религиозной терминологии. В основах исламского законодательства отсутствуют мнения такого течения, как ваххабизм. С самой религией этот термин мало связан. У нас есть Коран, у нас есть Сунна. У нас есть ученые, труды которых основаны на Коране и Сунне, мнения их далеки от политики и межклановых разбирательств. Трактаты свои они писали не для того, чтобы организовать какие-то религиозные течения или политические партии. Целью их было проанализировать, сопоставить и взаимодополнить, чтобы облегчить понимание Корана и Сунны, сделать их доступными и практикуемыми.

Ваххабизм — термин, который особенно для России является больше политическим, чем богословско-правовым. Обычно ваххабитами в российской практике называют радикально настроенных мусульман, однако нередко это слово употребляют в отношении всех религиозно-практикующих верующих.

В мировой практике если такой термин и применяется, то к тем, кто пропагандирует идеи Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваххаба, жившего в XVIII веке в Саудовской Аравии и написавшего актуальный для того времени и той местности труд о разновидностях многобожия с призывом к Единобожию.

В арабских богословских словарях (Му‘джаму люгати аль-фукаха’ , Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан ) такой термин, как «ваххабизм», вообще отсутствует.

Современный толковый словарь арабского языка (аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси ) дает следующую формулировку: «Аль-ваххабийя (ваххабизм) — это призыв к очищению религии от примесей и пороков (многобожия), с которым выступил Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваххаб в XVIII веке на территории Аравийского полуострова. Некоторые объявляют ‘Абдуль-Ваххаба английским шпионом. Его действия, как они говорят, привели к тому, что Аравийский полуостров постепенно начал выходить из-под контроля Османского халифата и попал под влияние англичан через приход к власти правящей по сей день семьи ас-Су‘уд, от которой и происходит название государства Саудовская Аравия. Мухаммад ибн Су‘уд поддержал Ибн ‘Абдуль-Ваххаба на государственном уровне».

Истина же положения дел того времени ведома только Всевышнему. Что касается сегодняшней ситуации, то политика сепаратизма и объявления войн, обвинения в неверии для захвата чужого имущества или посягательства на жизнь другого — все это экономика в связке с политикой, борьба за первенство, грязный способ заработать как можно больше. Религия Творца высока и далека от всего этого.

На территории РФ и стран СНГ идеи Ибн ‘Абдуль-Ваххаба часто используются молодежью и противопоставляются обычаям, имеющим религиозную основу, но потерявшим четкость ее выраженности за годы правления советской власти. Зачастую под слепой приверженностью к идеям с противопоставлением их всему остальному скрывается юношеский максимализм.

И последнее. Не следуйте за теми, кто приписывает себе избранность и говорит, что его путь — это единственно верный. Путей к тому, чтобы Всевышний Творец был нами доволен, много.

Какого мазхаба придерживаются последователи накшбандийского тариката? И что можно сказать человеку, который разделяет мусульман только на суфиев, восторгающихся своими шейхами, и ваххабитов? То есть если я начинаю не соглашаться с позициями последователей этого тариката, то меня тут же причисляют к ваххабитам.

Разделение всех на «ваххабистов», «саляфитов» и «тарикатистов», «суфистов» — это типичное невежество, распространившееся в самых разных формах на территории бывшего Союза в результате продолжительного отсутствия (в коммунистический период) квалифицированного религиозного просвещения. На протяжении семидесяти с лишним лет активно пропагандировали атеизм, существовали целые институты, научные направления, на что тратились колоссальные народные денежные средства. Теперь мы пожинаем плоды той ограниченной односторонней информированности, взгляда на мир через одно-единственное окно.

Есть крайности, но имеется и золотая середина. Так вот, именно ее в советский период вырезали и уничтожили, дабы набожность и религиозность полностью потеряли привлекательность в глазах просвещенной части общества, особенно в следующем поколении. Сегодня она (золотая середина) постепенно, с трудом, но все же восстанавливается по воле Творца.

Что касается тасаввуфа (суфизма), как и радикализма вперемешку с юношеским максимализмом, облаченными в религиозные доспехи, то советую избегать крайностей и категоричности в суждениях, работать над собой и не выискивать недостатки у других. Помните: малоопытные люди быстрее замечают пестрое, яркое и неординарное, поэтому на первых этапах личностного становления они отдают предпочтение внешнему, бросающемуся в глаза.

Что касается накшибандийского тариката, то мазхаб последователей данного духовного пути и какого-либо из его ответвлений зависит от того, где они географически обитают или откуда родом, так как тарикат определяет специфику духовного роста, а мазхаб — нормы религиозной практики.

Я сам проживаю в Москве и имею много знакомых из числа тех, кто регулярно посещает мечеть. Среди них есть люди различного уровня, как религиозного, так и светского образования. В результате многолетнего общения я обнаружил, что каждый воспринимает Ислам по-своему. Нормально ли это?

Относительно того, что «каждый воспринимает Ислам по-своему», то это очень даже правильно подмечено. В зависимости от среды, в которой человек вырос, от образования, которое он получил, в зависимости от кругов, в которых он общается и живет, его сознание приобретает специфическую и индивидуальную форму. Географическое местонахождение влияет на стиль одежды, рацион питания, нормы взаимоотношений и т. д. Однако то, что установлено Кораном и Сунной, то есть стержень основ веры и религиозной практики, является неизменным до Конца Света, и эта неизменность объединяет последователей пророка Мухаммада во многих вопросах.

Разногласие часто возникает по следующим причинам:

1. Человек недостаточно осведомлен по тому или иному вопросу.

2. Получаемая им информация противоречит устоявшимся традициям в той или иной местности, которые когда-то были основаны на первоисточниках, однако с течением времени претерпели изменения.

3. Отсутствуют необходимые критерии и знания о первостепенности и второстепенности, обязательности или желательности того или иного.

4. В Исламе есть вопросы, ответы на которые однозначны и единодушно утверждены учеными, а есть те, по которым допускаются различия во мнениях, разные толкования и подходы (иджтихад).

Первая причина распространена в российской среде. Знания приобретаются поэтапно, а где-то частями, урывками, поэтому кто-то берет за основу одну часть, кто-то — другую. Умение сопоставлять их с частичным взаимоисключением и дополнением приходит только после приобретения широкого спектра знаний, основанных на том опыте, который стал наследием мусульманских ученых, изучавших Священный Коран и Сунну. Например, человек прочитал достоверный хадис, присутствующий в сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима, в котором Пророк сказал: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единственного Господа, и что Мухаммад — раб и посланник Божий, что Иисус — раб Божий и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии), что Ад и Рай истинны, того Всевышний введет в Рай». А другой верующий прочитал достоверный хадис: «Между человеком и неверием — оставление молитвы». Умение сопоставить эти два хадиса достаточно важно, так как по неграмотности и недостаточной компетентности некоторых, даже тех, которые являются носителями арабского языка, можно ввести людей в глубокое заблуждение.

Второй пункт касается старшего и молодого поколений. Старшее поколение сберегло веру отчасти тем, что заложило ее в национальные традиции, некоторые из них на первый взгляд не соответствуют требованиям религии. Молодое же поколение читает книги, которые переведены порой подстрочно с арабского и зачастую не имеют соответствующих комментариев.

Что касается третьего пункта, то это происходит только от недостаточности знаний и жизненного опыта. Молодежь, идя на поводу юношеского максимализма, хочет взвалить на себя все и сразу. Поэтапное просвещение даст свои результаты, а жизненный опыт и мудрость станут причиной более легкого понимания друг друга.

Не нужно усложнять себе жизнь, ведь религия — это облегчение, а не усложнение. Мы должны понять великую ценность для нас всего, что является обязательным, и никогда не забывать о безграничном вреде того, что относится к явно запретному. Нам не указывают, чтобы мы не пользовались электричеством, не надевали костюмы, не ездили на машинах… Нам сказано, чтобы мы не расточительствовали, не сквернословили, а были высоконравственны, помнили о благодарности Господу и помогали друг другу в благом и праведном. Если мы будем более строги к себе и снисходительны, гибки, деликатны при общении с другими, то добьемся значительных результатов, нежели если станем с умным видом доказывать «безоговорочную истинность» своих взглядов, воззрений, а также трактовок и формулировок, давая волю эмоциям и полагаясь на утверждения того, кто якобы является знающим, либо искажая слова по-настоящему грамотного человека.

Каково ваше отношение к так называемым саляфитам?

Это очередное богословское нововведение, новоявленное течение. Утверждение некоторых, что «именно они следуют сунне Пророка», «чистому Исламу» или «чистому Тавхиду», ошибочно.

Не стоит забивать себе голову тем, какие принципы положены в основу того или иного течения. У нас, верующих, есть Коран и Сунна, нам не нужно домыслов представителей других учений, а тем более тех, которые заявляют о себе как об идущих единственно верным путем.

В соблюдении же религиозной практики станьте приверженцем того мазхаба из четырех классических, общие положения которого вы разделяете: мнения всех четырех мазхабов, включая те, в которых они различаются, соответствуют Сунне Пророка.

Замечу, что сказанное мною категорически не должно стать причиной для появления неприязни или недовольства в адрес кого-либо. Даже если какой-то мусульманин ходит на голове, утверждая, что «так завещал Пророк», он не должен становиться противником, а тем более врагом: он так понял, ему так кажется, ему так сказали… Если он способен к анализу и развитию, то со временем поймет и найдет более верный путь. Тогда вы станете с ним хорошими друзьями, ведь не стали до этого врагами.

Хочу задать вопрос, который меня очень волнует. Мусульмане сейчас раскололись на тех, кто думает, что Аллах на небе, и тех, кто думает, будто Аллах вне пространства. Подобный вопрос уже задавался вам, но ваш ответ был расплывчатый, неоднозначный. Если можно, дайте мне четкий ответ. Играм.

Всевышний Творец трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем. Человек в рамках этой жизни своим ничтожным разумом не сможет понять, где Господь и как Он выглядит. Не стоит на этом акцентировать внимание, это опасно.

Уважаемый Шамиль Рифатович, как вы относитесь к критике ваших утверждений на мусульманских сайтах (не относящихся к экстремистским)? Что это — травля, желание почивать на чужих лаврах или что-то другое? Я сама вас лично уважаю. Альфира.

Почему вы не реагируете на аргументированную хадисами и аятами критику в ваш адрес, утверждающую, что вы дозволяете запрещенное и сами лично не следуете сунне, к примеру, не носите бороды? Джамал.

В русскоязычном Интернете, особенно последние примерно 15 лет, активно работают несколько радикальных группировок, которые в том числе вербуют людей в горячие точки не только России, но и мира. Последние лет 8 (с начала 2000-х гг.) я пишу статьи, исследования, которые разрушают их идеологию. Но делаю это без прямого вступления с ними в информационный конфликт. Кстати, основной книгой, в которой были собраны подобные статьи, является первое издание данной книги — «Все увидят Ад». Появление книги очень сильно раздражало и раздражает их, а потому ими были написаны статьи, якобы дискредитирующие меня и перечисляющие мои «ошибки».

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Перечитайте о симплементарных и дуплексных мыслителях в материале «Разве вы не разумеете?» данной книги.

По мнению известного теолога аль-‘Иракы, второй хадис является достоверным (св. х. Муслима и др.). В хадисе имеется в виду случай, когда человек уверовал, осознал важность и обязательность ежедневного пятикратного намаза, но, начав соблюдать молитвенную практику, через некоторое время прервал ее. Согласно единодушному мнению богословов, тот, кто не соблюдает молитву, отрицая ее обязательность, не уверовал в Господа. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар . В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 313, 314.

В то же время есть хадисы о том, что человек, «хоть на вес пылинки» уверовавший в Единого Бога и Мухаммада как Его посланника, когда-либо, но попадет в Рай по милости Господа:

– «Какой бы раб Божий ни засвидетельствовал о том, что нет бога, кроме Единого Творца, и что Мухаммад — раб Его и Посланник, сделав это с искренностью в сердце, Господь непременно удалит его от Ада» (хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и Муслима);

– «У каждого из пророков была мольба, которая не отвергалась Господом. Я же, — говорил пророк Мухаммад, — оставил ее на Судный День, чтобы использовать для заступничества (шафа‘а) за своих последователей. И если пожелает Аллах, то заступничество охватит всех, кто умер с верой в Единого Господа, не обожествляя кого- или чего-либо иное» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима).

Но ни в коем случае нельзя забывать и о других словах Пророка: «Кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Единого Господа, и что Мухаммад — раб и посланник Божий, что Иисус — раб Божий и Слово Господне, низведенное Марьям (Марии); что Ад и Рай истинны, того Господь введет в Рай на основе деяний его» (хадис от ‘Убады ибн ас-Самита; св. х. аль-Бухари и Муслима). Человек, уверовавший в Бога, должен подкрепить свою веру конкретными делами: воспитанностью, ощущением ответственности, усидчивостью, исполнением обязательных положений религиозной практики и т. д.

«Вне всяких сомнений, расточительные являются братьями Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) оказался абсолютно неблагодарным своему Господу » (Св. Коран, 17:27).

«Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) . Воистину, некоторые размышления греховны! Не шпионьте . Не злословьте в адрес друг друга . Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего ?! Вам ведь противно это?! Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).

» оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше . Но если вы будете неблагодарны , знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке

От арабского «аль-ваххабий» — радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Возникло в конце XVIII века в Центральной Аравии, в Неджде. Название получило по имени своего основателя — Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703 или 1704 — 1787 или 1792 гг.), выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен, в которой он обвинил мусульман в отходе от учения о единобожии (таухида). Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб, являясь последователем идеолога салафизма — средневекового сирийского теолога Таки ад-Дина ибн Таймийа (1263-1328 гг.), полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.
Вера в безусловно единого Бога, который для ваххабитов антропоморфичен, — главный догмат ваххабизма. От него происходит самоназвание ваххабитов — «муваххидун» — единобожники. Стремясь восстановить ислам в его «первоначальной чистоте», они признают только Коран, который не подлежит толкованию, и Сунну периода четырех «праведных халифов». По мнению ваххабитов, Аллах – единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Ваххабизм отвергает все «новшества» (бид`а), появившиеся в процессе развития ислама, в т.ч. культ пророков, святых, монашество (суфизм), отрицает суеверия и возможность «посредничества» между Аллахом и человеком, требует от мусульман ведения аскетического образа жизни.

Среди обычаев, которые Ибн Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.
В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место в ваххабизме занимает борьба за очищение ислама от различных чуждых, с точки зрения ваххабизма, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов, а также идея священной войны (джихада) против неверных (кафиров), стороников многобожия (ширка) и мусульман, не соблюдающих принципы раннего ислама, которых ваххабиты считают лицемерами-вероотступниками (мунафиками).

Для обоснования возможности насилия над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, ваххабитами используется известная концепция, согласно которой мусульманин обязан побуждать всех следовать тому, что предписано шариатом, и предотвращать совершение запрещаемого им. Этот принцип закреплен в сурах Корана, одна из которых гласит: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (Коран. Сура 3. Аят 104).

Проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд — правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII в. Ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее — официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова и позже сыграл важную роль в борьбе против Османского халифата.

Ваххабизм стал официальной идеологией государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак), ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма, а население – репрессиям. Позднее, в 1806 г., они захватили Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии и ценности, а также осквернили могилу пророка.
В 1818 году, в результате походов египетских войск, ваххабитское государство в Неджде было ликвидировано. В течение долгого времени ваххабиты находились под властью Рашидидов, вассалов Турции. В начале XIX в. ваххабизм получил распространение на Суматре, где в 1821 г. его последователи инициировали восстание против голландских колонизаторов. С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма. В 1902 г. на Аравийском полуострове эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд. В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали новое государство — нынешнюю Саудовскую Аравию.
В настоящее время ваххабизм — основа официальной идеологии Саудовской Аравии. Его последователи есть и в арабских эмиратах Персидского залива. В меньшей степени ваххабизм распространен в Индии, Индонезии, Северной Африке, Средней Азии, а также на Кавказе.

В России наименование «ваххабиты» утвердилось за религиозными радикалами, исламистами. Известный исламовед и политолог А.В.Малашенко считает, что корректнее было бы называть их салафитами, поскольку корни их идеологии берут начало в VIII-X вв., когда салафитами именовали себя те, кто призывал следовать нормами религиозного и бытового поведения «праведных предков» — «ас-салаф ас-салихун» (Малашенко А.В. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.30).

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг. ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.
В частности, на территории Буйнакского района Республики Дагестан в 1998-1999 гг. существовал ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона (или Отдельная исламская территория). В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входили села Карамахи (с населением около 5000 человек), Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. «Отдельная исламская территория» была уничтожена в результате масштабной войсковой операции регулярной российской армии 29 августа — 13 сентября 1999 года, вскоре после отражения федеральными силами РФ вооруженного вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан. Операция по ликвидации ваххабитского анклава проводилась с активным применением реактивной артиллерии, боевой авиации и бронетехники, в результате чего были полностью разрушены 1850 домов местных жителей.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

По некоторым данным, количество ваххабитов в России в 2013 году составляло около 700 тысяч человек.

Кто такие ваххабиты?

Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые даже думают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама.

Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и истинных имамов). Человек, который прочитает данную книгу, с позволения Всевышнего получит вполне удовлетворяющий ответ на все эти вопросы.

Ваххабиты — это люди, искажающие истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.

Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над ‘Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о заступничестве (шафа‘ате) есть неверие и многобожие (куфр и ширк); что запрещено (харам) посещать могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); что мусульмане сбились с правильного пути из-за того, что чрезмерно хвалят Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что если сказать ему «саййидуна» (наш господин), то это приведет к куфру (неверию), что те, кто, обращаясь к Аллаху просят, делают ду‘а, повернувшись к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оказывая ему почтение, совершают ширк (многобожие, идолопоклоничество) и т.д. Некоторые ваххабиты дошли до того, что стали говорить о необходимости вынести могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из мечети в Медине. Именно так пишет один из их предводителей Насируддин Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз». А в книге «Хаджату Ннабии», он утверждает, что одним из заблуждений и нововведений в Медине является оставление могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) внутри мечети.

Ваххабиты разрушили и уничтожили могилы (зияраты) многих ученых-богословов, любимцев Аллаха — авлия‘, асхабов и даже родственников и жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Дошло до того, что они разрушили дом Хадиджи, самой любимой жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и матери всех верующих, куда в свое время ниспосылались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) откровения от Аллаха. На месте разрушенного дома построили туалеты (см. книгу «Насихатун лиихванина ‘уламаи Наджди», стр. 60).

Ваххабиты утверждают, что будто бы у авлия‘ (святых, приближенных к Аллаху) не бывает караматов. Они говорят, что пользы от палки (трости) больше, нежели от умершего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ваххабиты запрещают коллективное зикру (поминание Аллаха), говоря, что это нововведение. Даже говорят, что нельзя поминать Всевышнего словами «Аллаh, Аллаh». Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать ду‘а, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самим можно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть.

Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и исходя из собственного мнения может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Они утверждают, что богословские книги великих ученых истлели от давности, и поэтому нельзя следовать им. Несмотря на то, что Шариат запрещает запирать мечети на ночь, они закрывают мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, чтобы люди не проводили там ночи в богослужениях. Запрещают давать уроки Ислама в Мекке и Медине тем, кто не исповедует ваххабизм. Также утверждают, что у нынешних мусульман ширк более тягчайший, нежели чем у идолопоклонников предыдущих веков. Они утверждают, что уже после третьего века мусульмане утонули в океане многобожия, (см. книгу «Мухаммад ибну Абдульваххаб», стр. 7-10). Ваххабиты запрещают читать книгу «Далаилуль хайрат» (это книга, где написаны салаваты Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлиды, на которых восхваляется Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), называют нововведением. Запрещают читать ду‘а «Аль-Кунут» (Махдина) при совершении утреннего намаза. Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Аш‘ари.

Они называют тарикат (путь познания Аллаха) путем шайтана, устазов — наставников — идолами, а их мюридов – идолопоклонниками, отрицают чтение ду‘а «Амин раббаль ‘аламин» после суры «Аль-Фатиха». Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки (мир им). Утверждают, что Аллах не дает тайные знания пророкам и авлия. Талисманы, которыми пользуются мусульмане, где написаны аяты священного Корана, называют идолами. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Запрещают целовать руку в знак почтения богобоязненным, уважаемым людям. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным.

Они говорят о недозволенности исполнения мюридами зикра, салавата в определенном количестве, указанном их устазом. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей таких, как будалаи, автады. Запрещают поднимать руки для ду‘а как при чтении суры «Аль-Фатиха». Запрещают читать салават (восхваление) Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после чтения азана (призыва к намазу). В конце ду‘а запрещают читать «Аль-Фатиха», запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) необязательно и что слова «любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают только лишь следование ему.

Запрещают совершать обряд искат. Утверждают, что если человек, находясь на одном месте, три или больше раз скажет «талак» (даст полный развод), то полный развод не получается. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что собираться в ночь Бараат в середине месяца ша‘бан для совершения ду‘а и богослужений является бид‘а (запретным). Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство.

Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад, высмеивают книгу имама аль-Газали «Ихья‘». Утверждают, что якобы асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стали кафирами из-за нескольких слов, сказанных в шутку. Утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь вознесения Ми‘радж не видел Всевышнего Аллаха. Утверждают, что родители Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это обитатели Ада. Все хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их. Утверждают, что находят ширк и куфру в словах таких великих людей, известных во всем исламском мире, как: ‘Абдуль Кадир Гилани, имам аль-Газали, Раби‘ату аль-‘Адавият, имам Ша‘рани, Бусири, Мухаммад аль-Джазули, Джалалуддин Руми и др. (см. книгу Джамиля Зину «Суфият»).

Где бы ваххабиты не появились, там они сеют смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти, таким образом, нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агресивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары.

Кроме выше перечисленых есть ещё много признаков, отличающих ваххабитов от большинства мусульман, то есть людей ахлу-Сунна ва аль-джамаа. Эта книга, опираясь на достоверные доказательства, взятые из Корана и хадисов, а также на высказывания сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), табиинов, имамов и шариатские решения великих учёных-богословов, полностью изобличает ложность и пагубность ваххабитской идеологии.

Данная книга написана в виде ответов на вопросы, затрагиваемые ваххабитами. Вопросы, связанные между собой, мы свели в отдельные главы. В конце книги приведена краткая история возникновения ваххабизма и некоторые документальные факты связанные с их деятельностью.

Ваххабизм – насилие под маской веры

Автор Любовь Степушова Обновлено: 08.01.2020 20:21 Опубликовано: 13.11.2012 14:00 Мир » Азия » Ближний Восток

Саудовская Аравия — единственное государство, где ваххабизм является госидеологией. Благодаря поддержке США эта псевдоисламская секта завоевывает мусульманский мир. Саудовские короли очень заботятся о «витрине» своей жизни; им бы Халифат, да только истинных мусульман у них маловато, в СМИ просачиваются страшные подробности о насилии в семьях.

В понедельник телеканал Al Arabiya сообщил, что «видный религиозный проповедник» задержан в Эль-Риаде по обвинению в издевательствах над своей пятилетней дочерью, которая от полученных травм скончалась в больнице. У девочки были зарегистрированы переломы черепа, руки, многочисленные ушибы и ожоги. В медицинском заключении указано, что Ламаа была подвергнута пыткам, ее били кнутом и пытали электрическим током. «Он использовал все виды пыток и жестокого обращения с Ламаа,» — сказала мать девочки.

Тот же телеканал, цитируя газету Okaz, в начале октября сообщил, что полиция арестовала правоверного салафита, который соблазнил 1073 женщин и принуждал их заниматься с ним сексом, а затем шантажировал «неприличными фотографиями». В обмен на молчание салафит не чурался брать с них драгоценности. Одна из жертв все же донесла на мужчину. И что самое поразительное, ранее он задерживался по аналогичным обвинениям. Его отпускали, ведь, по закону шариата, он во всем прав, виновата женщина. Допустим, что это так. Тогда женщины ваххабитов не менее порочны, чем западные?

Зачем в этом случае столько копий сломано вокруг ношения паранджи? Выходит, она не воспитывает и не защищает, а является политическим символом салафитов. Действительно, в странах, где паранджа обязательна, согласно опросам общественных организаций, уровень насилия в семье наиболее высокий. В Афганистане 87 процентов женщин сообщили, что подвергаются насилию. В Пакистане эта цифра доходит до 90 процентов. В Саудовской Аравии такие опросы запрещены. Но проблема стоит не менее остро.

Читайте также: Исламисты направляют Мали на путь шариата

А вот как паранджа «защищает» от насилия. Портал bikyamasr. com рассказал нехитрую историю женщины из Эфиопии, которая приехала в Саудовскую Аравию к братьям по вере на работу в качестве домашней прислуги, а попала в сексуальное рабство. «Я не думаю, что жена ничего не знала о том, что происходит», — сказала женщина, которая, когда ее насиловал хозяин, кричала и звала на помощь. После четырех месяцев сексуального рабства ей удалось бежать — хозяин забыл запереть на ночь дверь. Беглянка встретилась с тремя другими соотечественниками, и они бежали через границу в Йемен. И эта история не является чем-то необычным, утверждает пострадавшая.

Даже по данным местной исследовательской группы Ашарк Аль-Аусат(Asharq Al-Awsat), в Саудовской Аравии насилие в семье постоянно растет. Только за 9 месяцев 2010 года число официально зарегистрированных случаев насилия достигло 294 случаев (в 2009 году было зарегистрировано 257 случая).Отметим, что в системе ваххабизма женщина не имеет права голоса, права на развод, наследство, права учиться и путешествовать, запрещено водить автомобиль. Законодательство страны не устанавливает возрастного ценза для вступления в брак. Отец вполне может выдать замуж дочь в возрасте 1 года. В половую связь с такой женой разрешено вступать с началом менструального цикла.

Заявления женщины об избиении ее супругом не считаются основанием для возбуждения дела. Около 95 процентов женщин, проходящих лечение в психиатрических клиниках Саудовской Аравии, страдают от эмоционального вакуума, и имеют такие диагнозы, как депрессия и социальные фобии. Директор Центра развития семьи в городе Аль Ахса (Al-Ahsa) Халид аль-Халиби считает, что «злоупотребления в отношении женщин в виде избиений и оскорблений, отрицание их права на наследство, пренебрежение ими в эмоциональном плане идет вразрез с законами шариата. Но ученый муж отказывается признавать их повсеместное распространение.

Читайте также: Эксперт: ваххабизм в России легален

Можно, конечно, скрыть от людских глаз происходящее в семье, но вот происходящее в общественной жизни государства скрыть невозможно: бесчеловечность ваххабизма проявляется во всем. В марте 2002 года в Мекке начался пожар в одной из женских закрытых школ. Сотрудники религиозной полиции (которая следит за соблюдением шариата) препятствовали эвакуации девушек из горящего здания под предлогом того, что те «неподобающе одеты». Ваххабиты предупреждали, что «приближаться к ним — грех. В результате из 800 девушек-подростков заживо сгорели 15, а более пятидесяти получили серьезные травмы и ожоги.

Почему же Саудовская Аравия имеет международный иммунитет к критике нарушений прав человека? Дело все в том, что страна является стратегическим партнером США. В 1940-х годах прошлого века между этими странами был подписан стратегический договор о сотрудничестве. А поскольку все «общественные критиканы» находятся под крылом США, то и факты нарушений в Саудовской Аравии замалчиваются. Возникает вопрос: если ваххабизм — нормальное явление для Саудовской Аравии, то как он может оказаться ненормальным для остального мира? Даже Россия, пострадавшая от ваххабизма, до сих пор боится обидеть королей саудитов и не имеет федерального закона, признающего эту секту экстремистским течением. Но именно под знаменами этого религиозного течения сегодня совершаются самые жестокие преступления, в том числе и в семье.