Кто считается христианином?

К сожалению, слово «христианин» в последнее время испортилось. Вернее сказать, изуродовалось его значение, изначальный смысл.

Сейчас стоит пройтись по центральной улице города, как с разных сторон услышишь – «Мы христианская организация, станьте Свидетелем Иеговы» или – «Скоро грядет антихрист, покайтесь и примите Христа как личного Спасителя, приходите к протестантам, станьте христианами» — ну, или на крайний случай – «Мы объединенная церковь христиан со всего мира, присоединяйтесь!». Я думаю, что каждый из читающих слышал или видел нечто подобное.

Несмотря на всю пестрость течений, деноминаций, расколов, новообразований и т.п. все эти люди называют себя христианами. Иногда даже воюют между собой, бывает и убивают… Но не смотря на все это, всех их объединяет одно – мы христиане.

Но кто такой христианин? Вернее спросить – кто может называться христианином? Ответ миллиарда различных течений будет один – это тот, кто исповедует Христа… Вроде бы логично, но давайте разберем все по порядку.

Для начала хотелось бы напомнить случай описанный в книге Деяний святых апостолов. Место, где говориться о служанке, которая ходила вслед возвещающих о Христе апостолов и кричала — сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. (Деян.16:17) То есть, по сути, она как бы говорила – Христос это истинный Бог, а это Его рабы пришедшие возвестить вам спасение, которое дарует Иисус. Но что делает Павел? Разве он радуется её словам? Напротив, по прошествии некоторого времени, апостол изгоняет из неё беса и запрещает так говорить.

Примечательны так же слова апостола Павла сказанные в наставление Титу и его пастве – Еретика после второго и третьего вразумления отвращайся (Тит 3:10) Из этого ясно следует, что тот, кто даже исповедовал Христа Богом, но при этом придерживался еретических воззрений, не может находиться в единстве церкви, но такого подобает отвращаться.

Некоторые дерзают даже ставить под сомнение духовный авторитет апостолов и говорить – Это все равно писали люди, но Бог всех одинокого принимает и харизматов и баптистов и пр. главное это верить во Христа… Но так ли это?

Посмотрим, что говорил Христос про некоторые течения, которые были уже при апостолах. — Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. (Откр.2:15) Не говорит Христос – ненавижу людей, которые последовали за диаконом Николаем, но учение, которое они исповедуют. Из этого следует, что не каждое учение принимает Бог, но только то, которое Он оставил нам.

Что же оставил нам Христос и где? Писание дает ответ — Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18) и — Не оставлю вас сиротами; приду к вам. (Иоан.14:18) Не нужно быть великим богословом и понять эти слова, что Христос придет в церковь, Он и есть церковь, так это Его Тело (1Кор.12:27). Именно в Церкви Бог обильно подает спасительные Таинства и в них дарит Себя каждому человеку.
Христос не является Личным Спасителем, как учат протестанты, Христос спасает церковь. Ведь апостол ясно говорит — …Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23) Из этого следует, что для спасения не достаточно просто исповедовать Христа, но необходимо принадлежать Его церкви.

Именно принадлежность к церкви и дает человеку право называться христианином. Не потому что он исповедует Христа, а потому что он, принадлежит Его церкви и через это обретает спасение, которое по сути не может быть вне стен церкви. Ведь Христос пострадал не за весь земной шар, но за тех, кто добровольно захочет принять это спасение и войти в церковь. Ведь на Тайной вечере Господь сказал — сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:28 ) не сказал за всех изливаемая, но за многих. Эти многие и есть Его церковь, Его стадо, которое знает голос Своего Пастыря. (Иоан.10:4)
Церковь это Тело Христово. У нас не три и не десять и даже не тысяча Христов, а всего Один. Из этого следует – как не бывает двух Христов, так и не бывает двух церквей. Церковь одна, так как и Христос один.

Именно поэтому не протестанты, не какие другие течения или конфессии (в том числе католики) не имеют право называться христианами, так как не принадлежат Христовой церкви. Одни откололись от неё, другие отпали, третьи отпали от тех, кто отпал ещё раньше и так почти до бесконечности.

Христианами могут называться только те, кто сохранился в единстве и апостольской преемственности от первых веков христианства. Эту преемственность, апостольское предание сохранило только православие, которое по праву имеет называться христианской церковью. Ни католики, которые отпали в ересь, ни кто иной в последствии отпавший от них не имеет права называть себя христианской церковью, так как не принадлежат к Христову Телу.

Анатолий Баданов

Христианин

  • Христианин Сокровищница духовной мудрости
  • Христианин свт. Тихон Задонский
  • Быть христианином мит. Сурожский Антоний
  • Почему и я – христианин свящ. Сергий Желудков
  • Как стать православным христианином. Краткая памятка
  • Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели свт. Василий Великий
  • Что христианин преп. Анастасий Синаит
  • Что значит имя христианин свт. Григорий Нисский
  • Слова. Слово 16. Кто истинный христианин? преп. Симеон Новый Богослов

«…и ученики в Антиохии
в первый раз стали
называться Христианами». (Деян.11:26)

Христиани́н – последователь Господа Иисуса Христа, старающийся уподобиться Ему, стремящийся к единению с Богом и ближними, член Церкви Христовой. У христианина существует чёткая иерархия ценностей, основанных на учении Вселенской Православной Церкви.
В священном Писании наименование христианин встречается три раза (Деян.11:26), (Деян.26:28), (1Пет.4:16).

Фраза невоцерковлённый христианин — оксюморон, наподобие женатый холостяк. Готовящийся стать христианином именуется катехуменом или оглашенным, после крещения он попадает в разряд верных. Не причащающий более 3-х седмиц подряд без веских причин, переходит в разряд отпавших (от Бога, Его Церкви и спасения). Отлучённые — несущие епитимью в виде запрета причащаться на определённый срок.

О причинах появления термина христианин пишет С.С. Аверинцев: «Пока приверженцы казненного в Иерусалиме около 30 г. галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то».

***

Святитель Феофан Затворник:
«Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.
Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким-то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается Святою Церковию, – тот не наш.
Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, – тот не наш.
Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает святых праздников и дней воскресных или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, – тот не наш.
Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака и верности супружеской по браке, измышляя вместо благословленного Богом иной какой-либо образ сожития, – тот не наш.
Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни – тот не наш.»
(«Домашняя беседа», Созерцание и Размышление. 1872, вып. 34, с. 772-774.)

***

прп. Иоанн Лествичник:
Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.

***

св. Василий Кесарийский:
«Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если от всего сердца простишь врагу своему, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относится к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу…
Что такое христианство?
Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

***

«Послание к Диогнету», II век:
Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного языка и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изобретения людей, ищущих новизны, они не привержены какому-либо учению человеческому, как другие, но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы. Имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире христиане. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают. Они всего лишены, но всем изобилуют. Их бесчестят, но они тем прославляются. Клевещут на них, но они оказываются праведны. Злословят, а они благословляют. Их оскорбляют, а они воздают почтением. Они делают добро, но их наказывают, как злодеев. Будучи наказываемы, радуются, как будто бы им давали жизнь.
Итак, «что в теле душа, то в мире христиане».

***

иеромонах Мефодий:
«В этом и заключается несчастье «половинчатых» христиан нашего времени, что они не любят Христа, но хотят служить и Ему и миру. И в этом весь ужас нарушения обета Святого Крещения, – в том, что мы не любим Его, неспособны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропотом и недовольством, а свободно, радостно, по своей доброй воле. Христианин не тот, кого надо заставлять исполнять Евангельский закон, а тот, кто сам стремится его исполнить, кто ищет случая быть не только слушателем, но и исполнителем Божественных заповедей».

***

преподобный Макарий Великий (Беседы, 5):
«У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же и образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние велико».

***

См. ОБОЖЕНИЕ, БОГООБЩЕНИЕ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ, БОГОПОЗНАНИЕ, БОГОВИДЕНИЕ, ХРИСТИАНСТВО