Кто лучше Пушкин или лермонтов?

Сочинение на тему: Пушкин и Лермонтов

Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем — люди разных поколений. Пушкин — поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

Я в дальнем детстве речь России
По книжке Пушкина учил.
Мне в душу вольные, святые
Мечты навеки он вселил.

Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить. 29 января 1837 года «солнце нашей поэзии закатилось». Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся «к нам по воле рока». Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять «в сей миг кровавый, на что он руку поднимал»? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.

Пушкин — гений поэтический, народный. Он был дан миру «на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт…» С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России — это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.

Ему не надо ни похвал, ни лести,
Ему скучна тщеславья круговерть.
Поэт во все века — невольник чести,
За честь земли своей ~ идет па смерть.

Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верив добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице «весь высший свет», который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец — убийца великого Пушкина.

В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:

Погиб Поэт! — невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

Стихотворение «Смерть Поэта» написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.

«На что он руку поднимал!» — негодует Лермонтов.
Он, этот человек, который
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока.

Мог ли он, «подобный сотням беглецов», презиравший «земли чужой язык и нравы», осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот «миг кровавый» перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..

Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.

Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение — обвинительный акт самодержавию, — он исполнил свой человеческий и гражданский долг. «К несчастью слишком большой проницательности, — писал о нем Герцен, — он прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности». Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова «И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь», были восприняты при дворе как «призыв к революции». Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему «счастливого пути».

Предчувствовать и знать — эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою», которое во многом перекликается со «Смертью Поэта» — предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели — в тех же условиях и по той же причине:

  • ..Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
    Я знал, что голова, любимая тобою,
  • С твоей груди на плаху перейдет;
  • Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
  • Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
  • И я паду, и хитрая вражда
  • С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
  • И я погибну без следа
  • Моих надежд, моих мучений.
  • Но я без страха жду довременный конец.
  • Давно пора мне мир увидеть новый;
  • Пускай толпа растопчет мой венец:
  • Венец певца, венец терновый!..
  • Пускай! Я им не дорожил.

15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть Лермонтова — невосполнимая утрата для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

Нужен реферат, сочинение, конспект? Тогда сохрани — » Сочинение на тему: Пушкин и Лермонтов . Готовые домашние задания!

Предыдущий реферат из данного раздела: Сочинение на тему: Лирика М. Ю. Лермонтова

Следующее сочинение из данной рубрики: Сочинение на тему: А. С. Пушкин наш современник

Михаил Лермонтов. Смерть поэта

Это самое знаменитое стихотворение Лермонтова, круто изменившее его судьбу. Написано сразу после смерти Пушкина в начале февраля 1837 года. Лермонтов в это время болел, его навещал придворный медик Арендт, который осматривал и раненого Пушкина. Именно от него Лермонтов узнал подлинные обстоятельства убийства Пушкина, которое было обставлено как дуэль. Хорошо зная нравы придворного общества, а также лично и самого Дантеса Лермонтов ни минуты не сомневался, что Пушкин, его кумир в поэзии, пал жертвой заговора. Потому он прямо называет Дантеса «убийцей» («Его убийца хладнокровно навёл удар…»), хотя он, конечно, знал, что дуэль — не убийство, а дело чести. Но он не сомневался, что дуэли не было, а было преступление и потому, косвенно обращаясь к государю, просил у него «отмщенья» для убийцы. Но получил лишь раздражение и откровенное неприятие своей позиции. Стихотворение его вызвало разноречивые толки в светском обществе. Да, это стихотворение переломное не только для Лермонтова и его судьбы — оно переломное вообще для русской поэзии. С этого стихотворения Поэзия встала в оппозицию к Власти. В России начался тот поединок, который не закончился и по сей день. С этого стихотворения русская поэзия обрела пророческий голос, что сразу не понравилось власти, потому что власть почувствовала, что есть сила, которую не сломить ничем. Можно убить поэта, даже заставить его писать хвалебные для власти стишки, а всё равно прорвётся: «Но есть, есть Божий Суд!..» И что с этим можно поделать?.. Ничего! В поединке Поэзии и Власти — Власть всегда находится в проигрышной позиции.
***
Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.
Жан де Ротру (из трагедии «Венцеслав»)
***
Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
***
Первоначально на этом и заканчивалось стихотворение. Но столкнувшись с мнением некоторых своих аристократических знакомых, приближенных к трону, что Пушкин был сам виноват в своей гибели, Лермонтов со всей прямотой пишет последние роковые строки своего стихотворения.
***
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837. 13 февраля
Эти последние строки легли на стол к императору Николаю Павловичу с характерной припиской: «Призыв к революции».
Участь поэта была решена. После этого он проживёт лишь четыре с половиной года…

Анализ стихотворения Лермонтова Слава



3. Ни слава, купленная кровью,

4. Ни гордый полного доверия покой,

5. Ни темной старины заветные преданья

6. Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

1. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — I —

2. — 1 — 1 — 1 — I — I

4. — I — 1 — 1 — 1 — I — 1

6. — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 — 1 —

Только первая, пятая и шестая строки — шестистопный ямб с наращением — имеют одинаковую длину и, следовательно могут быть уложены в один и тот же отрезок времени. Первая длинная строка с восклицательным знаком на конце, требующим длительной паузы, и пауза после третьей стопы, то есть после слова «я», определяют отрезок времени, который должен быть обязательным и для следующих коротких строк.

Слово «странною» в первом предложении подсказывает нам те настроения, которые автор хотел передать в этих строках.

Странный — это значит не совсем понятный, а если так, то хочу понять, разобраться в этом вопросе. И задача понять, разобраться, докопаться до истины определяет темпо-ритм данного стихотворения. Я не могу торопиться, я должен внимательно проанализировать свое чувство, любовь к Родине.

Не победит ее рассудок мой.

Пятистопный стих требует цезуры посредине строки, в данном случае после слова «ее». Чем эту паузу? Как оправдать ее? В паузах мысль работает напряженно, активно. Что же заставило поэта задуматься? То, что рассудок не может победить чувство. Рассудок говорит: за что любить? Нищета, темнота, рабство, произвол, насилие, бездушие, но сердце полно любви, и я не могу побороть эту любовь.

Точка на конце строки, предполагающая большую паузу, подсказывает, что это положение автор утверждает безоговорочно.

Третья строка по размеру самая короткая, как же ее удлинить и сделать равной первой?

Автор старается представить себе, что больше всего может волновать человека, что для него дороже всего.

Ни слава, купленная кровью.

Всего четыре слова в строке. Но какая кинолента видений должна пройти перед глазами, пока вы произносите эти слова и решаете: «Нет, даже эта слава не волнует так, как мысль о Родине».

Следующие строки почти равны. Первая из них немного короче и может быть удлинена большей паузой на конце строки или наиболее раздельным произнесением каждого слова, то есть изменением темпа. Но это удлинение паузы должно быть еле ощутимо, так как строка короче только на половину двухсложной стопы. Вторая строка не имеет никакого пунктуационного знака, но по законам стиховедения на конце строки должна быть сделана небольшая пауза для вдоха. Эти концевые паузы не должны грубо обрывать стих, так как они должны придавать речи взволнованность, музыкальность. Эта мгновенная пауза является как бы воздушным мостиком, соединяющим строки стиха.

«Ни темной старины заветные преданья» — не спускайте голос, переводите его во вдох, — «Не шевелят во мне отрадного мечтанья», — опустите голос вниз, к точке.

Дальнейшее чтение стихотворения не представляет трудности, ибо каждая строка его вызывает определенные конкретные видения. Идите за этими видениями, и ваша речь будет звучать убедительно, впечатляюще и ритмично.

Картины родной природы, так хорошо знакомые и любимые каждым из нас, волнуют сердце и наполняют его беспредельной любовью к своей родной стране. Они успокаивают, чаруют, и это передается в спокойном ритме второй части стихотворения.

Но я люблю — за что не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи темь,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым.

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Здесь также не все строки равны. Первые четыре имеют по пяти стоп, последующие четыре переходят в шестистопный ямб, и, наконец, последние восемь строк имеют только по четыре стопы.

Вчитайтесь внимательно в каждую строку стихотворения воспроизведите перед вашим внутренним взором данные а втором картины, расскажите о них, и вы почувствуете, как совершенная форма стиха Лермонтова поможет вам передать чувства автора.

При чтении стихов необходимо также обращать внимание на рифму — созвучие концов стихотворных строк.

В зависимости от своего расположения рифма бывает: соседняя — аавв, перекрестная — авав, кольцевая — авва; на протяжении одного стихотворения она может быть одинаковой, может меняться, чередоваться. Все это необходимо учитывать при анализе и чтении стихотворения. Встречаются стихи и без рифмы, так называемые белые стихи.

Перейдем к разбору нескольких стихотворений Пушкина и Лермонтова.

Чтение лирических произведений является наиболее трудным разделом. Написанные обычно от первого лица, они и писаться должны также от первого лица. Но для того чтобы суметь передать все богатство мыслей и чувств поэта, надо самому искренне разделить с ним эти чувства, ту страстность мысли, которые волновали поэта, «нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его».

А чтобы понять и почувствовать «всякое слово» лирики поэта, необходимо очень хорошо знать и ясно представлять себе ту общественную жизнь, ту конкретную обстановку, в которой жил и творил поэт. Надо как бы увидеть своими глазами все предлагаемые обстоятельства, которых писалось то или иное стихотворение.

Возьмем поэзию Пушкина и Лермонтова. Это было время острой политической борьбы общественных мнений, время, когда все лучшие люди России подняли свой голос против самодержавия, против ненавистного позорного рабства — крепостного права, когда передовая художественная литература тесно связал а себя с общественно-революционным движением; когда властителями дум и настроений были Радищев, Рылеев, в которых венценосные властители народа видели опасных мятежников, бунтовщиков, подрывающих основы самодержавия, призывающих к революции. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов и все «друзья человечества» — декабристы посвятили себя делу служения народу. Их перо беспощадно клеймило царизм, дикое барство, которое «без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Их стихи расходились по рукам еще не напечатанные, переписывались и читались в кружках прогрессивного передового общества. Поэты клеймили бездушное светское общество — «тупую чернь», которая не понимала истинной поэзии и ее назначения.

Изучая биографию и творческий путь Пушкина, надо понять весь ужас оскорбительного полицейского надзора, которому подвергался поэт, почувствовать всю тяжесть его изгнаний, ссылок, отметить, что, несмотря на все это, Пушкин продолжал писать свои вольнолюбивые стихи, что даже после разгрома декабристов он находил слова утешения для своих друзей и выражал полную уверенность в том, что «придет желанная пора, оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа».

Вся политическая лирика поэта говорит о том, что ничто не могло сломить воли великого гения.

Погиб и кормщик и пловец! —

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою.

«Война» М.Лермонтов

«Война» Михаил Лермонтов

Зажглась, друзья мои, война;
И развились знамена чести;
Трубой заветною она
Манит в поля кровавой мести!
Простите, шумные пиры,
Хвалы достойные напевы,
И Вакха милые дары,
Святая Русь и красны девы!
Забуду я тебя: любовь,
Сует и юности отравы,
И полечу, свободный, вновь
Ловить венок небренной славы!

Анализ стихотворения Лермонтова «Война»

Интерес к теме ратного подвига возник у юного поэта еще до поступления в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Романтически настроенный юноша с детства был наслышан о мужестве представителей своего рода, начиная с его основателя шотландца Георга Лермонта, который стал русским офицером. Еще одним обстоятельством, определившим внимание автора к теме, стала русско-турецкая война, разразившаяся в 1829—1830 гг. и подъем патриотических настроений, на которые не мог не откликнуться начинающий автор.

Традиции романтизма повлияли на идейное содержание и стилистику «Войны», созданной в 1829 г. Лирический герой оперирует понятиями, типичными для художественной манеры романтизма: в лексическую структуру произведения входят «знамена чести» и «кровавая месть», вакхические «шумные пиры», «сует и юности отравы» и «венок славы».

В начале своей речи герой цитирует строки Хераскова: «Зажглась война», разбавляя их обращением к друзьям-единомышленникам. Продолжая мысль, вдохновенный оратор останавливается на двух деталях предстоящих событий: трепещущих знаменах и звуке «трубы заветной». Визуальный и звуковой образы «манят», призывают на поле битвы.

Центральная часть посвящена прощанию с прошлой жизнью, атрибутами которой являлись веселые дружеские пиршества, названные «Вакха милыми дарами». Здесь же неожиданно — сразу после строки, где упоминается бог виноделия, — возникают образы Святой Руси и красных девушек, основанные на отечественном фольклорном наследии.

Возвышенная речь героя завершается торжественным обещанием. Оратор намеревается забыть о любви, которая получает сравнение с «отравой», наполняющей юные годы пустой суетой. Став свободным, лирический субъект словно обретает крылья. «Полечу», — так он характеризует свои планы. Целью романтика становится «небренная» слава — свидетельство мужества, подвиг, память о котором переживет гибель героя.

Хотя в общем тоне стихотворения чувствуется искренний патриотический призыв, картина предстоящих событий условна, абстрактна, изобилует приметами высокого стиля. Лирический оратор сосредоточен на своих чувствах и желаниях, возникших после известия о начале боевых действий. Аналогичная ситуация изображена в еще одном раннем творении на военную тему — «Поле Бородина «. Романтический герой, оказавшийся в гуще сражения, также лишен индивидуальных черт и увлечен своими эмоциями.

Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»)

Понравилось сочинение, характеристика или краткое содержание — копируй. Качай. Скачал?
Добавь в закладки Ctrl+D или вступай в группу в ВК.

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»). =>>>

Новое состояло в том, что Лермонтов с большей остротой, чем Пушкин. осознавал необходимость слияния с народом, а возможно, и подчинения ему передового дворянства. Добролюбов писал, что Лермонтов рано постиг «недостатки современного общества» и «умел понять», что «спасение от… ложного пути находится только в народе». Это убеждение крепло у Лермонтова постоянно, о чем свидетельствуют «Казачья колыбельная песня» (1839). прославляющая мужество простых казаков, и в особенности стихотворение «Родина» (1841), где проявилась «святая» и «разумная» (Н. А. Добролюбов) любовь поэта к отечеству.

В этих деталях нет умиленности поэта крестьянским бытом, только поэтизации старины. Здесь пульсируют сигналы более важные: не потерять в оковах крепостного рабства бодрости, жизнелюбия, стремления к прекрасному способен лишь великий народ. Значит, с народом следует связывать надежды на будущее. Таков итог исканий Лермонтова. Отсюда начинается дорога его бессмертия. Все последующие прогрессивные поколения России находили в поэзии Лермонтова опору и поддержку в борьбе за народные интересы, свободу и счастье родной земли.

  • Смотреть до полночи готов
  • Я вижу полное гумно,

    В «Родине» Лермонтов отвергает казенный патриотизм («слава, купленная кровью»). Девизом поэта становится любовь к народной России, быту простых тружеников, к могучей русской природе, которая дана в стихотворении как символ простора и свободы. Такая любовь в годы Лермонтова казалась «странной». Поэт понимает это. Народ для него — не серая и грубая масса, не объект сострадания, а источник правды и красоты:

  • С отрадой, многим незнакомой,
  • Избу, покрытую соломой,

    Насыщенность лирики Лермонтова жгучими социальными проблемами оказала прямое воздействие и на форму произведений. В юношеских набросках Лермонтов следующим образом определял процесс создания стихотворений: «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова». Такой поистине жемчужиной и была его поэзия, отразившая титанические порывы к свободе, идеалам прекрасного. При этом страдания и беды других Лермонтов ощущал как свои собственные и выражал их через личное, субъективное восприятие. Отсюда особая сила поэтической выразительности, предельная взволнованность интонаций. Страстный, самобытный характер лирики Лермонтова ощутим в его слоге. Лермонтов не прибегает в стихах к внешним украшениям. Структура его фразы отличается, по словам Белинского, «алмазною крепостью… громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти».

  • И в праздник, вечером росистым,
  • На пляску с топаньем и свистом
  • С резными ставнями окно;
  • Под говор пьяных мужичков

    Сочинение опубликовано: 05.12.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

    Слава, купленная кровью (анализ стихотворения Лермонтова «Родина»)

    Навигация по записям

    Стихи Лермонтов СЛАВА. (Слава*, Известность, слава, что они? — а ест)

    Стихи Лермонтов СЛАВА. (Слава*, Известность, слава, что они? — а ест) К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до совершенства. Пронзая будущего мрак, Она бессильная страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает. Я не страшился бы суда, Когда б уве.

    К чему ищу так славы я?
    Известно, в славе нет блаженства,
    Но хочет всё душа моя
    Во всем дойти до совершенства.
    Пронзая будущего мрак,
    Она бессильная страдает
    И в настоящем всё не так,
    Как бы хотелось ей, встречает.
    Я не страшился бы суда,
    Когда б уверен был веками,
    Что вдохновенного труда
    Мир не обидит клеветами;
    Что станут верить и внимать
    Повествованью горькой муки
    И не осмелятся равнять
    С земным небес живые звуки.
    Но не достигну я ни в чем
    Того, что так меня тревожит:
    Всё кратко на шару земном,
    И вечно слава жить не может.
    Пускай поэта грустный прах
    Хвалою освятит потомство,
    Где ж слава в кратких похвалах?
    Людей известно вероломство.
    Другой заставит позабыть
    Своею песнию высокой
    Певца, который кончил жить,
    Который жил так одинокой.

    Люблю отчизну я, но странною любовью!
     Не победит ее рассудок мой.
      Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья./n
      Но я люблю — за что, не знаю сам —
      Ее степей холодное молчанье,
      Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее подобные морям;
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
       Люблю дымок спаленной жнивы,
       В степи ночующий обоз,
       И на холме средь желтой нивы
       Чету белеющих берез.
       С отрадой многим незнакомой
       Я вижу полное гумно,
       Избу, покрытую соломой,
      ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

    Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий
    И кликов радостных, встречает хладный прах
    Погибшего давно среди немых страданий
       В изгнаньи мрачном и в цепях;
      Меж тем, как мир услужливой хвалою
    Венчает позднего раскаянья порыв
    И вздорная толпа, довольная собою,
       Гордится, прошлое забыв, —
    Негодованию и чувству дав свободу,
    Поняв тщеславие сих праздничных забот,
    Мне хочется сказать великому народу:
       Ты жалкий и пустой народ!
    Ты жалок потому, что вера, слава, гений,
    Всё, всё великое, священное земли,
    С насмешкой глупою ребяческих сомнений
       Тобой растоптано в пыли.
    Из славы сделал ты игрушку лицемерья,
      Из вольности — орудье палача,
    И все заветные отцовские поверья
       Ты им рубил, рубил сплеча, —
    Ты погибал… и он явился, с строгим взором. ( Михаил Юрьевич Лермонтов Собрание Сочинений В Шести Томах Том 2. Стихотворения 1832–1841 )

    Стихотворение Лермонтова М.Ю.
    «Слава»

    К чему ищу так славы я?
    Известно, в славе нет блаженства,
    Но хочет все душа моя
    Во всем дойти до совершенства.
    Пронзая будущего мрак,
    Она, бессильная, страдает
    И в настоящем все не так,
    Как бы хотелось ей, встречает.
    Я не страшился бы суда,
    Когда б уверен был веками,
    Что вдохновенного труда
    Мир не обидит клеветами;
    Что станут верить и внимать
    Повествованью горькой муки
    И не осмелятся равнять
    С земным небес живые звуки.

    По не достигну я ни в чем
    Того, что так меня тревожит:
    Все кратко на шару земном,
    И вечно слава жить не может.
    Пускай поэта грустный прах
    Хвалою освятит потомство,
    Где ж слава в кратких похвалах?
    Людей известно вероломство.
    Другой заставит позабыть
    Своею песнию высокой
    Певца, который кончил жить,
    Который жил так одинокой.

    Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Слава

    См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

    Слепец, страданьем вдохновенный.
    Слепец, страданьем вдохновенный, Вам строки чудные писал, И прежних л.

    Слишком месяц у Мерлини
    Слишком месяц у Мерлини Разговор велся один: Что творится у княгини.

    Послушать стихотворение Лермонтова Слава

    Темы соседних сочинений

    Лермонтов

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Слава

  • проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчезнуть во всей красе своей…»
    Высочайшее решение по военно-судному делу состоялось третьего января 1842 года. «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжёлой раны».
    Пушкин и Лермонтов: два гения
    В.Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Конечно, в данном высказывании великий критик несколько сгущает краски, потому что нельзя сказать, что в поэзии Пушкина нет мысли и истины, а стихи Лермонтова лишены внутреннего чувства. Но, тем не менее, разница двух гениев очевидна Лермонтова можно назвать первым психологом в литературе, его Печорин — образец глубокой рефлексии и тончайших самонаблюдений, в то время как Пушкина по аналогии можно определить в качестве гениального предпсихолога умеющего великолепно показать человека через его внешние проявления: поступки и речь.
    До Пушкина психология конкретного человека по большей мере определялась через события, происходящие вокруг него. Такой подход являлся инстинктивным продолжением представлений средневековья о том, что человека достаточно характеризуют обступающие его обстоятельства, которые «зеркалят» его душу и притягиваются ею.
    Пушкин рос в атмосфере общественной устойчивости, ещё почти ничего не поколебало существующий строй, общественное мнение как таковое только зарождалось, не были обозначены 126

    М.Ю. Лермонтов

    Родился в Москве. Сын помещика, капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. Рано потерял мать. Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина, вынудила Юрия Петровича предоставить воспитание внука ей. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы Пензенской губернии.

    Первоначально получал образование дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но зачислен не был. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

    Литературную деятельность начал в 1829 г., хотя первое его произведение, поэма «Хаджи Абрек», было напечатано лишь в 1835 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др.

    Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.С. Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г. вновь возвратился в Петербург.

    На одном из балов в 1840 г. поэт поссорился с сыном французского посланника де Барантом, в результате чего произошла дуэль, окончившаяся бескровно. Но Лермонтов был вновь выслан в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. В Пятигорске он встретил своего однокашника по школе прапорщиков Мартынова. Из-за пустой ссоры у них состоялась дуэль, на которой Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

    Михаил Юрьевич женат не был, но всю жизнь был увлечен Варварой Александровной Лопухиной, в замужестве Бахметевой. Она является адресатом любовной лирики поэта.

    Лермонтов был талантливым живописцем. Его наследие составляют акварели и рисунки с изображением пейзажей, жанровых сцен, портретов, карикатур. Многие из них связаны с кавказской темой.

    Портрет:

    Будкин Филипп Осипович. 1806/1807–1850