Крылов и эзоп

Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, а Эзоп

ночью не было проезда. Чуть кто из русских отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы». а) М.Ю. Лермонтов «Бородино» б) Саша Чёрный «Кавказский пленник» в) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 14. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города». а) Г.К. Андерсен «Снежная королева» б) В.Г. Короленко «В дурном обществе» в) А.П. Чехов «Хирургия» 15. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…» а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» б) А.П. Чехов «Хирургия» в) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» 16. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «При мысли о своём одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слёзы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна» а) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» б) Н.А. Некрасов «На Волге» в) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 17. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. Уж сколько раз твердили миру Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 18. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. … Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд» б) В.А. Жуковский «Кубок» в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» 19. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент. «Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!» а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место» в) Д. Дефо «Робинзон Крузо» 20. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее. а) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) М.В. Ломоносов 21. Автором стихотворения «На Волге» является: а) Пушкин А. С.; б) Жуковский В. А.; в) Некрасов Н. А.; Пжжжж помогите!!

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

  • Эзоп

    Биография

    Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

    Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.

    Эзоп на старинной гравюре

    Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

    По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.

    Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

    Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

    Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.

    Портрет Эзопа

    Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

    Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.

    Эзоп и петух

    На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

    Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

    Творчество

    Эзоп прославился не только цитатами и притчами, его считают первым баснописцем, ведь именно Эзоп стал родоначальником этого жанра. Басней называют короткий стихотворный рассказ с поучительным содержанием. Персонажами выступают разные животные и растения, в действиях которых просматриваются и высмеиваются пороки человека. Этот скрытый подтекст произведения называют эзоповым языком.

    Эзоп и животные из его басен

    До нашего времени дошли книги из Древней Греции, содержащие короткие басни, авторство которых приписывалось Эзопу. Сегодняшние читатели знают эти произведения в обработках Жана де Лафонтена, Ивана Крылова, Гулака-Артемовского и других баснописцев.

    Подсчитано, что в творчестве греческий поэт задействовал около 80 животных и 30 богов, мифических образов и представителей разнообразных профессий.

    Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»

    У Эзопа выделяют интересную басню о хитроумном осле: однажды животное переходило реку с грузом в виде мешков с солью. Но осёл не удержался на хлипком мостике и упал: соль растворилась, а идти стало проще. Осёл обрадовался и в следующий раз упал уже умышлено, но грузом была шерсть, которая разбухла от воды, и осёл утонул. Мораль этой басни говорит о том, что непродуманная хитрость губительна.

    Такие народные мудрости, здравый смысл и надежды на справедливость, высказанные в остроумной форме, сделали творчество Эзопа бессмертными.

    Личная жизнь

    Существует несколько упоминаний, в которых говорится, что возлюбленная Эзопа была родом из Фракии и находилась в рабстве у Иадмона. По словам Геродота, в одной из версий легенды у Родопис и Эзопа была тайная любовная интрига.

    Эзоп и Родопис

    В неустановленный период жизнеописание Родопис приобрело вид сказки о Золушке. В одной из вариаций, которую пересказывает Страбон, когда Родопис купалась, орёл похитил сандалию девушки. В это время царь производил суд на открытом воздухе, а орёл, паря над его головой, бросил сандалию ему на колени. Изумлённый царь приказал своим подданным отправиться на поиски девушки, потерявшей обувь. И, по легенде, когда её нашли, Родопис стала женой царя.

    Смерть

    Смерть настигла Эзопа в Дельфах, легенду этого времени восстанавливают по Геродоту и Аристофану, совмещая с поздними свидетельствами.

    Бюст Эзопа

    Считается, что, находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием вызвал гнев нескольких граждан, решивших наказать его. Для этого дельфийцы похитили из храмовой утвари золотую чащу и вложили её в дорожный мешок Эзопа, пока тот не видел. Мудреца обыскали, обнаружили пропажу и, как святотатца, забили камнями.

    Через много лет обнаружили невиновность баснописца, а потомки его убийц уплатили виру, за получением которой прибыл внук того Иадмона, который считался первым господином Эзопа.

    Цитаты

    Благодарность — признак благородства души. Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?». Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким». Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему. Каждому человеку дано своё дело, и каждому делу — своё время. Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

    Библиография

    • «Волк и ягненок»
    • «Лисица и виноград»
    • «Стрекоза и муравей»
    • «Лягушка и вол»
    • «Крестьянин и змея»
    • «Свинья и львица»
    • «Рыбак и рыбка»
    • «Лев и мышь»
    • «Ворон и лисица»
    • «Жук и муравей»

    «Баснописцы до и после Крылова»

    БАСНОПИСЦЫ ДО И ПОСЛЕ КРЫЛОВА Рассказ и цель — вот в чём сущность басни; сатира и ирония — вот её главные качества. В.Г. Белинский Басня — короткий нравоучительный рассказ, нередко стихотворный — существовала ещё в глубокой древности. АНТИЧНОСТЬ Эзоп — биографические сведения о нём легендарны. Рассказывали, что он был уродливый раб-фригиец (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную учёность которого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобождён, служил лидийскому царю Крезу, погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно этому легендарному герою, Эзопу, приписывается «изобретение» почти всех ходивших в народе басенных сюжетов. В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора — называют эзоповым языком. Басни Эзопа дошли до нас в прозаической форме. Федр (ок. 15 г. до н.э. — ок. 70 г. (?) н. э.) — раб, а затем вольноотпущенник римского императора Августа. Выпустил пять книг басен в стихах на латинском языке. Первые басни были написаны на эзоповские сюжеты, позже в них стало появляться всё больше нового, «своего». Бабрий (кон. I — нач. II в.) — также сделал стихотворное переложение басен на греческом языке, но в ином стихотворном размере и стиле. О его жизни ничего не известно. Сохранилось 145 его стихотворных басен и ещё около 50 в прозаическом пересказе. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА Жан де Лафонтен (1621-1695) — представитель французского классицизма, великий поэт-баснописец. Как и Крылов, он обратился к басне не сразу, сначала писал драматургические произведения и прозу. Его басни соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения. Лафонтен обогатил язык басни сословными говорами, а слог — разными поэтическими стилями придавшими изложению естественность разговорной речи. Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)— писатель, драматург и философ немецкого Просвещения. Целью басни он считал обличение и поучение. РОССИЯ «В России главными этапами развития басенного жанра были потешная басня А.П. Сумарокова, наставительная И.И. Хемницера, изящная И.И. Дмитриева, лукаво-умудрённая ИЛ. Крылова, красочно-бытовая А.Е. Измайлова. С середины XIX века басенное творчество в России и Европе угасает, сохраняясь в публицистической и юмористической поэзии. Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) — первый русский профессор Петербургской академии наук, реформатор русского стихосложения, работал переводчиком в Академии наук, писал хвалебные стихи в честь высокородных особ, за что был возведен в придворные поэты. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — великий русский учёный и поэт — первый классик русской литературы. Перевёл несколько басен Лафонтена. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — основоположник русского классицизма, в своём творчестве дал образцы почти всех поэтических жанров, в том числе и басни. Его «Притчи» надолго определили для русской басни стихотворную форму. Денис Иванович Фонвизин (1743-1792) — автор знаменитых пьес «Бригадир» и «Недоросль», в молодости переводил на русский язык басни датского писателя Людвига Хольберга. Гавриил Романович Державин (1743-1816) — жанр басни появился в пору его позднего творчества, в 1800-е гг. Писал басни обычно на оригинальные, а не заимствованные сюжеты, откликался на конкретные злободневные события. Иван Иванович Дмитриев (1760-1837) — в молодости — офицер, в старости — сановник, министр юстиции. Младший друг Державина и ближайший товарищ Карамзина. Его «Басни и сказки» сразу стали признанным образцом этого стиля. Иван Андреевич Крылов (1769-1844) стал известен всем читателям России сразу после того, как в 1809 году вышел первый сборник его басен. Крылов использовал сюжеты, которые шли из древности от Эзопа и Федра. Крылов нашел свой жанр не сразу. В молодости он был драматургом, издателем и сотрудником сатирических журналов. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) — занимался басней в молодости, переводил басни для самообразования и домашнего преподавания. В 1806 году перевёл 16 басен из Лафонтена и Флориана. Жуковским была написана большая статья на первое издание басен Крылова, где он поставил Крылова-баснописца рядом с Дмитриевым. Козьма Прутков (1803-1863) — псевдоним, под которым скрывается коллектив авторов: Алексей Константинович Толстой, братья Владимир, Александр и Алексей Жемчужниковы. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель, был еще и… учителем в школе. В начале 60-х годов он впервые открыл в своем имении школу для крестьянских детей. Толстой написал четыре «Русские книги для чтения», куда вошли стихи, былины и басни. Сергей Владимирович Михалков (род. 1913) — поэт, драматург, известный детский писатель. Жанр басни появился в творчестве Михалкова в конце Великой Отечественной войны.

    Сравнительный анализ басен Эзопа и Крылова с презентацией, 5 класс

    Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова.
    Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
    Цели:
    — обобщить знания уч-ся, полученные о басне, её особенностях;
    — учить детей наблюдать, сравнивать
    — развивать творческие способности уч-ся;
    — обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
    — воспитывать высокие моральные качества;Ход урока: 1. Организационный момент. СЛАЙД 1
    Прозвенел звонок и смолк,
    Начинается урок.
    Повернулись..Улыбнулись…
    Друг на друга посмотрели…
    Все тихонько сели.
    А девиз у нас каков?
    «Больше дела, меньше слов!»
    2. Подготовка речевого аппарата к работе. СЛАЙД 2
    — Прочитайте скороговорку.
    На экране:
    «Проворонила ворона воронёнка»
    — Как вы понимаете слово проворонила?
    -Прочитайте, как толкует это слово словарь С.И.Ожегова.
    ( Проворонить- упустить, прозевать, проглядеть)
    -Читаем с разным темпом:
    1 раз- медленно по слогам
    2 раз- в среднем темпе
    3 раз- далее быстро.
    — Читаем с разной интонацией:
    1 раз- хитрим, льстим
    2 раз- задаем вопрос
    3 раз- огорчаемся.
    3. Актуализация знаний.
    — Упустила и прозевала свое не только ворона из скороговорки, но и ворон… из какого произведения? (из басни Эзопа «Ворон и лисица»)
    — Почему мы изучаем басни?
    — А как это нам пригодиться в жизни, в учебе?
    — Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
    — Древние индейцы считали, что над людьми безоговорочно властвует безжалостный ветер времени, уничтожающий все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Созданные этими людьми произведения победили время. Мы читаем их сегодня, возмущаемся, смеемся, грустим. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке СЛАЙД 3– Назовите их имена (Эзоп и И. А. Крылов).
    — Сегодня мы с вами перенесемся в эпоху, когда жили и творили эти великие мастера слова. На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале.
    — У вас на столах лежат информационно-рабочие карты.
    Найдите I блок – тест. Приступаем к его выполнению. СЛАЙД 4
    I вариант находит сведения, относящиеся к Эзопу,
    II вариант – к И. А. Крылову
    1. Жил:
    а) в 13- 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э .
    2. Родился:
    а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
    3. В жизни был:
    а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
    4. Внешний вид:
    а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
    б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
    в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
    -Давайте проверим вашу работу: СЛАЙД 5
    I вариант: 1в, 2б, 3а, 4а (Эзоп жил в 6 веке до н. э. Родился во Фригии. В жизни, по доле своей был раб. Был он «урод уродом»: брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб. )
    II вариант: СЛАЙД 6 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в 18-19 веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, с большими бакенбардами.)
    4. Работа по изученной теме.
    СЛАЙД 7 — Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
    — Эти два человека были великими баснописцами (слово баснописец выносится на слайд) Дайте формулировку этому слову?
    — Что же вы знаете об этом жанре? Вернёмся к информационным картам блок № 2
    СЛАЙД 8 (ученики заполняют пропуски в каждом предложении).
    — Проверим. Прочитайте правильный ответ и сравните написанное. Исправьте недочёты.
    — Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова. — В чем заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос нам поможет ответить «Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова»
    — Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
    — Кто является героями басни Эзопа, которую вы читали дома? (Ворон и Лисица)
    5. Проверка домашнего задания.
    СЛАЙД 9 ВНИМАНИЕ! МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Прочитайте басню и найдите ошибки…. (называют ошибки) МОЛОДЦЫ!
    — Откройте учебники и прочитаем басню по ролям (Лукьянова, Наливайкин)
    — Как читали Алина и Денис? Заслуживают ли они оценки 5?
    -Ну, а теперь из Древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
    Сложите руки на парту, положите на них свою головку, закройте глазки и…представьте, что вы на той самой полянке, где встретились герои басни СЛАЙД 10
    — Какие чувства вызвала басня?
    — Все ли слова были вам понятны?
    6. Словарная работа. Слайд 11 и 12
    — Кто сможет объяснить значение этих слов?
    7. Работа с новым материалом.
    — Чтобы ответить на следующие вопросы, нужно ещё раз прослушать басню и проанализировать её.
    Прочитайте вопросы. Могла бы лиса обойтись без сыра?
    Почему же она остановилась?
    Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?)
    — А теперь внимательно слушаем басню (Корочкин, Мартынов)
    — Вам понравилось, как читали ребята? А почему? (выразительно)
    -Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)
    -Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)
    -Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?
    — Как она вела себя? Прочитайте (вертела хвостом, располагала ворону к себе, не сводила глаз- хотела показать, что любуется)
    — Прочитайте басню ещё раз и найдите какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами употребляла лиса? (голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица, мастерица)
    — Почему она так говорила?
    -Могла ли ворона не упустить сыр?
    — Почему ворона выронила сыр? Прочитайте слова из текста (в зобу дыханье сперло)
    — Почему?
    (она редко слышала такие слова в свой адрес, ее мало кто любил)
    — Есть ли положительный герой в басне?
    — (Нет)
    Над кем смеется автор? Что высмеивает?
    (над вороной — доверчивость).
    — А почему не смеется над лисой?
    (Лесть не смешна, она противна, отвратительна)
    — Кто из вас в жизни встречал таких людей?
    — Кто был в такой ситуации сам?
    Физкультминутка- игра » Я такой»
    — Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
    А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши и говорим: Я ТАКОЙ!
    — Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.
    — Молодцы ! Вы хорошие дети!
    Давайте попробуем определить качества характера лисы и вороны?
    — Работаем в парах, соединяем стрелкой черты характера героев басни СЛАЙД 13 и 14
    — Продолжаем наше исследование.
    -Поможет нам в этом план сравнения басен в ваших информационно-рабочих картах.
    Прочитайте 3 блок.
    План сравнения басен:
    I. Название басни.
    II. Время написания.
    III. Форма написания (стихотворная, прозаическая)
    IV. Место морали в басне
    Приступим к исследованию. СЛАЙД 15 и 16
    1. — Сопоставьте название басен. (название одинаковое)
    2. — А время написания? (первая басня- 6 в. до н. э., а вторая басня -18 век)
    3. — Форма изложения? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
    4. — Говоря о басне, мы отмечаем, что в ней есть мораль, которая находится в начале или концовке. Мы можем сравнить композиции этих басен?
    — Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни),
    а у Крылова? ( в начале басни) СЛАЙД 17 проверка
    У Крылова животные больше похожи на человека. герои басен Эзопа больше близки животному миру. Но и в одной и в другой басне есть аллегория (иносказание) ( слово аллегория выносится на доску)Воспользуйтесь интернет ресурсом ЧТО ТАКОЕ АЛЛЕГОРИЯ? Аллегория –это литературный приём, который используется писателями, с его помощью они пытаются объяснить читателю своё отношение к некоторым явлениям жизни на примерах, понятных всем.
    V. Итог урока.
    — Итак, ребята, басни Эзопа и Крылова имеют много общего, хотя и отличаются деталями. Но для чего к этому жанру обращался в своей далёкой Греции раб Эзоп и русский писатель И. А. Крылов, которого мы с благодарностью называем «дедушкой Крыловым»?
    — Они оба хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли насколько это пошло, гадко и стремились избавляться от тех пороков, которые у них есть.
    — Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните в IV блоке информационно – рабочих карт слова, обозначающие положительные черты характера человека.
    (жадность, воспитанность, глупость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)
    — Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.
    — Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)
    — Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
    — К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей.
    V. Рефлексия.
    Читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим
    Чему учат нас такие произведения? доброте, отзывчивости, человечности.
    — С каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
    VI. Домашнее задание: ( на карточках)
    Задание для всех- подготовка к выразительному чтению басни
    Читать басню, готовиться к выразительному чтению стихотворения: расставить паузы и логические ударения, вспомнить с какой интонацией надо читать слова лисы.
    Дифференцированная творческая работа по выбору в тетради напиши :
    письма от лица лисы или вороны к людям, где они объясняют причины своего поведения, переживания, передай их мысли и чувства. Начни так:
    Письмо от лисы:
    «Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.
    Я знаю, что поступила с Вороной__________________
    Это произошло потому, что___________
    Письмо от вороны:
    «Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Ворона.
    Я знаю, что в этой истории я выглядела ..________________
    Это произошло потому, что_________________________
    историю о встрече лисы и вороны
    Представьте, что через некоторое время лиса и ворона снова встретились и оказались в одной клетке в зоопарке, что они сказали друг другуПрезентация на тему: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

    Рекомендуем посмотреть:

    Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка»