Круги общения для детей

Что делать, если ребенок не общается со сверстниками?

Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.

Когда начинать учить общению?

Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.

Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.

Что мешает ребёнку общаться со сверстниками

Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:

  1. Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
  2. Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
  3. Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
  4. Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
  5. Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.

7 советов, которые помогут социализации

Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.

1. Обеспечиваем стабильность

Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.

Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.

2. Личный пример

«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.

В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.

3. Повышение самооценки

Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.

Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.

4. Разговоры по душам

С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими. Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.

Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.

5. Чужой среди своих

Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».

6. Помогаем непризнанному лидеру

Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.

Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.

7. От противного

Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.

В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.

3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками

Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:

  1. «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
  2. «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
  3. «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.

Что делать, если ничего не помогает

Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.

Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.

Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.

Мне нравится 2 Похожие посты

Похожие статьи


Ольга Сумкина

Привет, меня зовут Ольга. Сегодня мы хотим обсудить важную тему — личное пространство ребенка и его границы. Сначала поговорим о теории вопроса, а потом вместе с моим сыном Артемом перейдем к практике — возьмем в руки карандаши, ножницы, цветную бумагу и через творчество попытаемся разложить информацию по полочкам.

Почему эта тема важна?

  1. Если ваш ребенок будет знать, что такое личное пространство, это позволит предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним со стороны взрослых.
  2. Если ваш ребенок будет понимать, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства — кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, то при нарушении его личной зоны комфорта он почувствует это и поступит правильно.

А что значит «поступить правильно»? Это значит, что нужно совершить действия по алгоритму, который назовем «Три шага».

Алгоритм «Три шага»

Шаг первый

Если возникает ситуация, когда нарушается личное пространство ребенка, он должен почувствовать и понять:

  • что ситуация является некомфортной или опасной;
  • что его личное пространство нарушено без его разрешения;
  • что ему не нравится ситуация, в которой он находится, и он хочет прекратить то, что происходит

Шаг второй

Ребенок должен попытаться сам остановить некомфортную или опасную ситуацию, сделав что-либо. Он должен сказать себе: «Стоп! Мне некомфортно».

Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах.

Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности.

— Ребенок может подумать, что бояться — это стыдно. «Зачем мне бояться и говорить о некомфортной ситуации родителям, учителям или друзьям? Лучше я промолчу и буду сильным в глазах взрослых и детей».

— Ребенок может испытывать страх быть непонятым. «Если я расскажу о чем-то неправильном своим друзьям, надо мною будут смеяться».

Шаг третий

Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь — к родителям. Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.

Если некомфортная ситуация возникла на улице и рядом с ребенком нет взрослых, к которым он может обратиться за помощью, то он должен знать, что можно зайти в любой большой магазин, в аптеку или на почту и обратиться за помощью. Нужно говорить: «Мне страшно, помогите мне пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребенок должен действовать так до тех пор, пока кто-либо из взрослых не поможет ему и не позвонит родителям.

Задача взрослых — рассказать ребенку о том, что делать в подобных ситуациях.

Круги отношений

Как сделать так, чтобы ребенок усвоил информацию про личное пространство? Как научить ребенка применять её в ежедневных ситуациях?

Это можно сделать в форме практического занятия, состоящего из двух частей (теория и практика).

Вам понадобится инструкция «Circles of relationships», или «Круги отношений». Эта схема используется в школах Европы для объяснения детям темы про личное пространство.

Для проведения занятия необходимо заранее:

  • сделать одну схему—инструкцию из цветного картона и подготовить цветной картон для изготовления схемы ребенком;
  • начертить другую схему—инструкцию на листе формата А4 простым карандашом (чтобы ребенок мог раскрасить её).

Размеры схемы-инструкции «Круги отношений», которую подготовили мы.

Схему лучше разместить на листе формата А4 в горизонтальном виде.

Схема—инструкция, сделанная мною заранее из цветного картона.

Схема-инструкция, подготовленная для раскрашивания.

Первая часть занятия — детские вопросы и взрослые ответы

Мы с Артёмом рассмотрели «Круги общения», сделанные из цветной бумаги. Обсудили название, цвет и значение каждого круга.

Главное:

  • Каждый круг — это определенная группа людей, с которыми ребенок вступает во взаимные отношения ежедневно (члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые взрослые).
  • Отношения ребенка могут быть доверительными или не доверительными в зависимости от группы людей (цвета круга).
  • Акцент при доверительных отношениях делается на принципе уважения личного пространства вашего ребенка и уважении вашим ребенком личного пространства другого человека (участника взаимоотношений).

Фиолетовый круг — это круг, обозначающий личное пространство ребенка.

Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может нарушить твое личное пространство без твоего согласия.

Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей — твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг — «круг Я».

Синий круг, имеющий название «Family» или «Семья».

В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.

Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства.

Зелёный круг, который называется «Friendship» или «Дружба».

Зелёные отношения — это отношения с друзьями. Ты не должен нарушать личное пространство друзей, ты не должен обнимать своих друзей, если они этого не хотят, не должен садиться к ним на колени, не должен целовать их в щечку (если дружат — мальчик и девочка).

Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.

Следующий круг — желтый. Его название — «Acquaintance» или «Знакомые».

Желтые отношения — это отношения со взрослыми и детьми, которых ты знаешь не очень хорошо. Иногда ты разговариваешь с ребятами, с которыми живешь в одном доме или ходишь в музыкальную школу.

Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.

Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».

Пятый круг оранжевого цвета. Его название — «Community helpers» или профессиональные помощники.

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

Красный круг, который называется «Strangers» или незнакомцы.

Это все люди, с которыми ты не знаком.

Даже если незнакомый взрослый человек (мужчина или женщина):

  • начинает задавать тебе на улице вопросы про тебя, твою семью, твоих родственников;
  • дает тебе конфеты или жвачку;
  • зовет в кино или в гости;
  • предлагает проводить тебя до квартиры;
  • говорит, что знает твою семью и родителей, что их послал за тобой твой папа или твоя мама;
  • просит помочь найти магазин, аптеку или остановку

то ты не веришь им и поступаешь так:

  • не разговариваешь с незнакомыми людьми,
  • не отвечаешь на их вопросы,
  • ничего не берешь у них,
  • не задаешь вопросов сам,
  • никуда не идёшь с незнакомыми людьми,
  • не садишься с ними в машину, автобус, трамвай;
  • не помогаешь незнакомым людям искать магазин, аптеку или остановку;
  • ты уходишь от них, как будто ты их не слышишь.

Познакомьте ребенка с каждым кругом общения, чтобы он мог отличать опасную ситуацию от безопасной.

Мнение профессионала

Мы попросили высказать мнение о методике опытного педагога, психолога и заместителя заведующей МБДОУ «Частинский детский сад» (Пермский край) Марину Николаевну Панькову:

— Методика «Круги общения» является, на мой взгляд, простым и доступным способом научить детей основам безопасного поведения. Методика охватывает практически все виды взаимоотношений между ребенком и внешним миром. Важная информация дается ребенку доступно в игровой форме. Наряду с вопросами безопасности ребенок учится социализироваться в современном обществе, познает правила общения, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни, которые помогут ему завести друзей, быть успешным и самодостаточным человеком.

Вторая часть занятия. Как мы делали круги общения

Далее мы перешли ко второй практической и творческой части занятия.

Необходимые материалы:

  • Цветной картон (наличие 7 цветов — фиолетовый, синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный и белый)
  • Ножницы
  • Циркуль
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши или фломастеры
  • Клей
  • Линейка.

Артём открыл готовальню, достал циркуль, рассмотрел его внимательно и удивился, что он острый.

Артём попробовал сам начертить круги разных размеров. Было непросто!

Пришлось ему помочь.

Вырезаем круги.

Наклеиваем круги — от большего к меньшему.

Раскрашиваем вторую заготовленную схему.

Подписываем название кругов и продолжаем обсуждение вопроса про личное пространство.

Советы

  • Придумайте заранее (до обсуждения вопроса про личное пространство ребенка) разные практические ситуации, которые могут возникнуть в жизни вашего ребенка в зависимости от его ежедневных дел (школа, секция, свободное время).
  • Уделяйте время обсуждению вопроса про личное пространство ребенка два раза в неделю по несколько минут .

Личное пространство ребенка — мир, в котором должно быть безопасно и спокойно. Методика «Круги общения» — ваш помощник. Обсуждая вопрос каждую неделю, вы сможете помочь маленькому человечку установить границы личного пространства. Ребенок научится различать опасные и неопасные ситуации, применяя полученный игровой опыт в жизни.

Социальная природа человека заставляет его постоянно увеличивать круг общения. Ведь контакт с себе подобными – одна из самых естественных потребностей, которые у нас есть. Недаром же наиболее мучительным наказанием для преступников считается отбывание срока в камере-одиночке. В условиях изоляции человеческая психика может не выдержать.

В то же время все мы личности с разной потребностью в социальных контактах. Например, есть экстраверты, которые просто живут общением и начинают в психологическом смысле задыхаться без него, и противоположности им — интроверты. Это люди в себе. Им общение дается сложнее, и потребность в нем меньше. Они черпают силы и восстанавливают их, пребывая наедине с собой. Это по факту ни хорошо, ни плохо. В обоих случаях присутствуют и достоинства, и недостатки. Но мы не можем не признать, что наш успех в делах и удовлетворенность жизнью во многом зависят от качества и количества успешно выстроенных социальных контактов. Так что правильно общаться с людьми нужно и экстравертам, и интровертам. Ведь общение — это своего рода искусства. Если вы поставили перед собой цель расширить свой круг общения, мы знаем, что нужно предпринять, чтобы это случилось как можно скорее.

1. Хобби – ключ к успеху!

Если у вас есть дело, занятию которым вы с упоением посвящаете свободные часы, есть смысл рассмотреть его с точки зрения перспектив найти новых друзей. Как это сделать? А если увлечение не сопряжено с общением? Отбросьте ненужные вопросы и сомнения. Достаточно будет, например, пойти на курсы или тренинг, где собираются такие же, как и вы, поклонники вышивки, например. Ничто так не сближает людей, как общие интересы и совместная деятельность. Общайтесь, делитесь впечатлениями и вскоре вы обзаведетесь как минимум хорошими знакомыми.

2. Культурная публика на культурном мероприятии

Вы любите рок? Купите билет на концерт любимого музыканта. В восторге от работ известного фотографа или художника? Вам прямая дорога в галерею или на выставку. Пригласили на фуршет после показа фильма? Ни в коем случае не отказывайтесь. Любители искусства — люди такие же эмоциональные, как и его создатели. И, скорее всего, их будет распирать от желания обсудить увиденное или услышанное. Не отказывайте в беседе, проявляйте активность сами — и круг вашего общения станет больше.

3. Дружба и служба

На работе не место личным отношениям. Если вы излишне ревностно блюдете этот принцип, вполне возможно, что пришла пора немного «отпустить поводья». Конечно, подобострастно набиваться в друзья не стоит. Но, если вдруг вы чувствуете, что коллега потенциально может стать вашим хорошим приятелем, не отказывайтесь провести вечер за беседой после работы, сходить в кино или на пробежку.

4. Друзья по ту сторону экрана

Распространенность социальных сетей дает уникальную возможность расширить не только кругозор, но и круг общения. Попробуйте вывести виртуальное общение на новый, реальный уровень. Выступите инициатором проведения какого-нибудь мероприятия. А также пригласите людей или сами сходите на встречу по интересам, организованную онлайн. Таким образом, вы создадите плацдарм для потенциальных знакомств.

5. Со спортом – в мир!

Занятия спортом будут полезны не только для тела, но и для души, если вы запишетесь, например, в секцию, предполагающую командную активность. Это может быть любой вид спорта: от баскетбола до кроссфита. Командный дух, адреналин, стремление к победе – все это объединяющие факторы, которые помогут вам обзавестись новыми друзьями!