Крещение в 2019 году какого

Крещение 19 января стали праздновать после того, как Иисус Христос совершил обряд омовения в реке Иордан. Ему было 30 лет. В этой реке всех людей крестил Иоанн Креститель, при этом призывая всех к покаянию. Согласно истории, во время крещения к Иисусу снизошел Святой Дух в лике голубя и одновременно с этим голос с небес провозгласил о том, что Иисус — Божий сын.

Праздник Крещения – заключительное торжество, которое предрекает завершение Рождественских святок. В нашем материале расскажем как празднуют Крещение в 2019 году, когда купаются, когда набирают воду.

Крещение относят к перечню основных 12 праздников, которые отмечают христиане. В этот день православные почитают не только крещение, но и рождение Христа. Люди иногда называют дату Богоявлением. Крещение в 2019 году, как в иные годы, соответственно православному календарю, приходится на 19 января, после Сочельника.

Дата Крещения 2019, история и традиции праздника

Крещение будто завершает рождественские святки, начинается строгий пост, который позволяет верующим подготовиться к Богоявлению. В канун торжества вся семья собирается за ужином, чтобы угоститься постными блюдами. Днем люди направляются в церковь на службу, затем наполняют емкости святой водой. По предположениям, даже обычная вода, взятая из водоема, обретает целительные свойства. Также с ней связан другой важный обряд – купание.

Этот праздник стал большим торжеством в христианстве не просто так. Его еще иногда именуют Эпифанией, отдавая дань уважения истории. Крещение 19-го января начало праздноваться тогда, когда Иисус Христос совершил священный обряд омовения в речке Иордан.

Вероучение гласит, что Иоанн Креститель совершил некую церемонию таинства. По этой причине Христос начал просветительскую деятельность среди людей, чтобы рассказать им об истинном Боге-создателе и добрых делах. Поэтому даже сегодня принято крестить младенцев святой водой, чтобы с детства приобщить их к церкви.

В Писаниях сказано, что во время прохождения обряда 30-летнего Иисуса в Иордане, к нему снизошел Святой Дух в лике голубя. С тех самых пор Мессия был одарен священной благодатью. Этот день положил начало пути верующего человека, которому необходимо очиститься от грехов, возродившись для добрых деяний.

Значение Крещения в символизме

Еще со времен Ветхого Завета традиционно вода является началом жизненного цикла. После оплодотворения воды Святым Духом, все живое на Земле зарождалось. Но вода может стать и грозным карающим оружием, таким как Всемирный потоп. Тогда вода поглотила все живое, оставив лишь Ноя и членов его семьи.

Именно поэтому воду использовали, как силу в таинстве крещения. После погружения, человек формально умирал для прошлой грешной жизни и рождался в новом безгрешном образе. Ему предоставляется шанс пройти процедуру очищения от скверны и построить свою жизнь в праведном ключе, следуя заповедям Иисуса Христа.

Но основное обновление касается не тела, а души человека. Некоторые, кто пробовал погружение в ледяной купели, заверяют, что такое ощущение ни с чем невозможно сравнить и оно на самом деле способно принести покой в душу.

По заверению медицинских работников, после Крещенского купания, случаев заболевания не фиксировалось. Этот феномен, не иначе как чудом, не объясняется. И тех, кто остался недовольным и разочарованным после Крещенского купания тоже не встретишь.

Полезно ли такое купание?

Польза от купания в стуженой воде непременно есть, при кратковременном погружении, при условии отсутствия противопоказаний в организме происходят изменения. Тело испытывает стресс от резкого перепада температуры, на этом фоне усиливается приток крови к органам, происходит выброс гормонов надпочечников. В результате этого организм получает сильную встряску и оздоровляется, потому что ему необходимо выжить в особых условиях. Именно за счет подобного изменения после купания в Крещенской воде многие избавляются от разных болезней.

Противопоказания

Медики не рекомендуют принимать участие в купании лицам со следующими заболеваниями:

  1. Имеющиеся хронические поражения околоносовых и придаточных пазух.
  2. Недавно перенесенные острые респираторно-вирусные инфекции, грипп.
  3. Нарушения в работе сердечно-сосудистой системы – переохлаждение может спровоцировать инфаркт или гипертонический криз.
  4. Эпилепсия, травмы, склероз и атеросклероз сосудов головного мозга – погружение чревато инсультом.
  5. Сахарный диабет 1 и 2 типа. При сильном переохлаждении организм начинает вырабатывать гормоны, потому контролировать уровень сахара будет сложно.

Несмотря на всю преимущественную пользу крещенского купания, врачи-гинекологи не рекомендуют погружаться в воду беременным женщинам. Возможно, подобное действо не принесет вреда организму матери и плода, но рисковать лишний раз не стоит.

Существует еще одно, не менее важное предостережение для женщин. Не рекомендуется купаться во время менструации, причем этот запрет накладывает не, только гинеколог, но и церковь. Врачи запрещают погружение в воду в этот период, потому что женский организм ослаблен – незначительное переохлаждение может стать причиной сильного воспаления органов малого таза. С религиозной точки зрения купание не рекомендуется, потому что женщина считается «нечистой».

ВЫБИРАТЬ МЕСТО ДЛЯ КУПАНИЯ В КРЕЩЕНИЕ ТАКЖЕ СТОИТ ОСТОРОЖНО, ПОГРУЖАТЬСЯ В ВОДУ РАЗРЕШЕНО ТОЛЬКО В СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ МЕСТАХ. КУПЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОГРАЖДЕНА НЕБОЛЬШИМ ЗАБОРОМ, НА ТЕРРИТОРИИ ДОЛЖНА ДЕЖУРИТЬ БРИГАДА МЕДИКОВ И СПАСАТЕЛЕЙ. ГЛУБИНА ВОДЫ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ БОЛЕЕ 1,8 М.

ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Возрастные ограничения для погружения в купель церковью не определены. Погружение в прорубь можно начинать с любого возраста, но нужно учитывать, что организм ребенка слабее, чем организм взрослого. Если ребенок мал или принимает участие в купание впервые, он должен проходить к купели вместе с взрослым. Церковь не воспрещает использовать вместо ледяной проруби ванну.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КУПАНИЮ

Чтобы купание принесло пользу, к нему нужно правильно подготовиться. Для этого нужно соблюсти такие рекомендации:

  1. Непосредственно перед погружением снять с себя одежду, уложить ее в пакет, чтобы она не промокла.
  2. Надеть халат и тапочки, или укрыться плотным полотенцем.
  3. Лучше если к купели будет провожать знакомый человек, он сможет подержать халат или полотенце во время погружения.
  4. Подойдя к купели полотенце или халат нужно снять и интенсивно растереть тело руками, сделать несколько наклонов и приседаний, это нужно, чтобы кровь смогла нормально циркулировать.
  5. Входить в воду нужно с молитвой, а окунаясь повторять «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Окунаясь лучше не мочить волосы, потому что после купания предстоит дорога домой.
  6. После выхода из купели нужно сразу надеть халат.
  7. Зайдя в оборудованный шатер нужно растереть тело полотенцем, надеть свою теплую одежду и выпить горячий чай.

При посещении мест для купания нужно внимательно относиться к состоянию своего организма. Если в последний момент было принято решение отказаться от погружения, лучше так и сделать, значит, человек просто не готов и ему это не нужно.

КАК ПОДОБРАТЬ ОДЕЖДУ

Выбирая одежду для погружения, нужно рассмотреть такие правила:

  1. Девушкам можно входить в прорубь в длинных рубашках или футболках. Погружение в купальниках с демонстрацией оголенного тела церковь не приемлет.
  2. Волосы нужно сколоть и не мочить их, особенно при первом погружении. Медики говорят, что это может спровоцировать сосудистый криз.
  3. Мужчинам также рекомендуется купаться с закрытым торсом, погружение в стуженую воду в одних плавках опасно.

Запрещено выставлять напоказ голое тело. В давние времена женщины могли подойти к купели только в длинных платьях и с покрытой головой.

Рассматривая правила поведения, нужно упомянуть, что отплывать далеко от лестницы для подъема нельзя, ледяная вода может спровоцировать судороги. Достаточно просто погрузиться в купель 3 раза, находится в воде более 10-15 секунд – опасно. После выхода из проруби нужно вытереть тело насухо и надеть теплую, сухую одежду, после выпить горячие напитки. Запрещается согреваться алкоголем в Крещение.

Приметы по погоде на Крещение

Если утром снегопад, значит, будет год богат. Касается не только урожая, но и иных видов прибыли, коли увидели это явление собственными глазами.

Когда ветер и мороз – запасай добро, не будет урожая. Это относится так же ко всем видам заработка, коли вам выпало такое наблюдение.

Если оттепель (что бывает крайне редко), знать, будут в обществе проблемы. Говорят, что перед такими страшными событиями, как война или революция, Крещение бывало особенно теплым.

Весенний паводок подскажет ясный месяц в Крещенскую ночь.

По приметам, снег, падающий пушистыми хлопьями, говорит о том, что земля будет щедра на урожай.

Много на небе звезд, оно ясное и глубокое, можно планировать походы за ягодами и грибами, их будет много.

Пришли к проруби с Крещенской водой, а там рыбы плещутся, значит, пчеловодам выпадет удача в этом году.

Когда Крещенский день выпадает солнечным, готовиться нужно к жаркому лету.

Увидеть падающую звезду – к счастливому случаю, который может изменить вашу жизнь.

Современные крещенские приметы

Во время прогулки встретили человека с букетом – быть счастливым в этом году.

Если увидели на улице человека в красном – влюбитесь до умопомрачения!

Когда вам на встречу вышел прохожий, на котором одежда черного цвета, постарайтесь не заводить новых романов. Вам будут встречаться исключительно хитрые и лживые люди (во всяком случае, на иных ваше внимание концентрироваться в этом году не будет)

На Крещение разбить тарелку – к свадьбе (своей или у друзей). Если упала из рук чашка – это примета к новым перспективам.

Если в этот день порежете палец: на левой руке – к болезни, на правой – новое место работы (учебы).

Коли вам выпало пережить ожог в этот день, то знайте, придется переезжать в иной город.

Если ожог получился на верхней части тела (до пояса – по своей воле, коли на нижней – по принуждению.

Застрять в лифте в Крещение – к застою в делах, если ехали вверх. И – к неожиданному повороту, коли лифт спускался вниз.

Опоздать на общественный транспорт – вам выпадет шанс, о котором мечтали очень долго. Но воспользуетесь вы им или нет, зависит лишь от вас самих.

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

В ночь на Крещение Господне, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1973 г.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Источник: Журнал Фома

19 января считается одним из главных православных праздников — Крещение Господне. В этот день Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя в водах святого Иордана. У православных праздник начинается 18 января, в Сочельник. Крещение, Рождество и Святки являют собой триединство Пресвятой Троицы и единое торжество — Богоявление.

С годами каждый праздник обрастает приметами, традициями и обычаями. Есть среди них и страшные. Не стало исключением и Крещение Господне.

1. Увиденные сны на 19 января или во время дневного отдыха — всегда вещие и скрывают особые послания судьбы.

2. Слезы в день Богоявления — весь год в печали и слезах.

3. Нельзя хвалить и ругать — можно испортить судьбу себе и тому, кого хвалишь или ругаешь.

4. В Сочельник нельзя из дома ничего выносить и отдавать, нельзя ходить в магазин: не выносят ни копеечки, ни крошечки хлеба. В противном случае весь год будешь испытывать нужду и страшные лишения.

5. Обувь, которую постоянно носите, нельзя оставлять за порогом в ночь на Богоявление — иначе не избежать болезней на весь год.

6. В Крещения нельзя тереть белье. Это считается большим грехом, так как вода, по народному убеждению, в течение семи дней сохраняет свою святость. Иначе сотрешь свою судьбу и навлечешь несчастья.

7. В канун Крещения, то есть вечером 18 января, знаменитый «крещенский вечерок», время разгула нечистой силы. Перед погружением креста в воду духи в ужасе покидают свои водные убежища и охотно укрываются в человеческих жилищах. Чтобы оградить дом от нечистой силы, по народным поверьям, нужно ставить мелом или углем на всех дверях, оконных рамах, над печными отверстиями знак креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставить в крещенский сочельник крест на дверях — быть беде.

8. Тот же смысл имеют и обычаи ставить кресты на крышках ведер и кувшинов с водой, крестить рот при зевоте 19 января. Этим предотвращается возможность проникания духов болезней через рот, представляющий, по-видимому, наиболее удобный для них путь вселения в человеческое тело.

9. Есть еще одна страшная примета связана с обрядом Крещения. Если его провести в этот день и состриженные волосы вместе с воском утонут в купели, — быть беде.

10. Не рекомендуют давать денег в долг накануне праздника — это предвещало большую нужду в дальнейшем. Примечая будущий достаток, в сочельник было принято варить кашу, как символ богатства и семейного счастья. Если блюдо удалось, год обещает быть счастливым, а если нет — семью ждут неприятности.

Крещение в Москве 2019: Купели откроют в парках, на Москве-реке и в Донском монастыре

Традиционные крещенские купания пройдут в Москве с 18.00 пятницы, 18 января, до 18.00 субботы, 19 января. Но, если народу соберется очень много, тогда в некоторых местах время купания могут продлить до 20.00 19 января (подробности)

Крещение Господне в 2019 году: традиции и история праздника

Крещение Господне: в чем смысл этого праздника, надо ли окунаться в прорубь и как при этом не заболеть? «Комсомольская правда» рассказывает о том, как отмечается Крещение в 2019 году (подробности)

Крещение Господне 2019: история, традиции и суть праздника

Праздник Крещения Господня установили в память о Крещении Спасителя в реке Иордан.

Праздник Крещения называется по-другому Богоявление, так как в этот день впервые миру явилась Пресвятая Троица: Бог Отец, Сын и Святой Дух.

Как повествуют все четыре Евангелия: «… в те дни, Иисус пришел из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна. И когда Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

История праздника

С древних времен христиане празднуют Событие Крещения Иисуса Христа от пророка Иоанна в реке Иордан. Это один из самых первых христианских праздников — праздновать его начали еще при жизни апостолов.

Крещение и Рождество до IV века были единым праздником – он назывался Богоявление.

© photo: Sputnik / Alexey Malgavko

Раздельное празднование Рождества и Крещения Господня впервые ввели в Константинопольской Церкви в 377-м. Традиция праздновать Рождество 25 декабря распространилась из Константинополя по всему православному Востоку.

Некоторые отголоски единства этих двух праздников наблюдаются и сегодня в богослужении. У обоих праздников, к примеру, есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и своими традициями.

Только Армянская Апостольская церковь по сей день Рождество и Крещение отмечает как единый праздник Богоявления 6 января.

Значение праздника Богоявления в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял Крещение ради спасения людей, а не для собственного очищения — Он в нем не нуждался. Современное Таинство Крещения дает Божью благодать потому, что вода крещения освящена Господом.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Facebook Twitter Whatsapp Viber Telegram © Sputnik / Denis Aslanov Как Грузия отметила праздник Крещения Господня

Крестили на Богоявление, в первые века христианства, новообращенных — их называли оглашенными. Поэтому праздник Крещения Господня часто называли «праздником Светов» или «днем Просвещения», так как Таинство Крещения от греха очищает человека и просвещает его Христовым Светом. Традиция водоосвящения в водоемах была уже тогда.

Традиции

Крещенская вода, или Агиасма, одна из главных святынь православной церкви — великое водосвятие, по традиции, проводится ежегодно в праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский Сочельник.

Водоосвящение накануне праздника восходит к древнехристианской традиции Крещения оглашенных на Богоявление после утренней службы.

Водосвятие в праздник Крещения Господня связано с традицией христиан Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к месту крещения Иисуса Христа, на Богоявление.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Исцеляющие свойства освященной воды, восполняющей душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой, были замечены еще в древней Церкви.

После особого молебенного чина, в ходе которого благодать Святого Духа призывается на воду, верующие, по традиции, пьют крещенскую воду в храме, умывают ею лицо, затем заполняют бутылочки агиасмой и уносят их домой.

Запасы святой воды хранятся в доме у каждого христианина, их пополняют один раз год. Крещенскую воду в случае ее нехватки можно разбавить простой — агиасма, в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде, передает ей благодатные свойства.

Сочельник

Традиции праздника уходят корнями в глубокую древность. Праздник Крещения Господня завершал Святки – по народному поверью это период «без креста», так как новорожденный Иисус еще крещен не был.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Facebook Twitter Whatsapp Viber Telegram © Sputnik / Seyran Baroyan В Батуми состоялось массовое купание людей в море в связи с праздником Крещения Господня

В Крещенский Сочельник считалось, что вся нечисть, свободно разгуливавшая в это время по миру людей, становилась особенно опасной. Соответственно, в старину многие традиции и обряды проводили с тем, чтобы очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно – по традиции, наводили идеальный порядок в доме и в хозяйстве в целом. Все места, в которых нечисть могла притаиться, окуривали ладанным дымом, рисовали кресты и кропили святой водой.

После появления первой звезды садились с молитвой всей семьей за праздничный стол — он состоял только из постных блюд, поэтому назывался «голодная кутья». Ели, по традиции, кутью, узвар, рыбу, вареники, овощи, блины и так далее.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Чтобы год был урожайным, после ужина все ложки складывали в одну миску и накрывали ее хлебом.

В ночь на Крещение Господне гадали на будущее — люди прислушивались к скотине, у которой в Крещенский сочельник появлялась способность говорить на человеческом языке.

Девушки, по традиции, гадали на суженного. В ночь на Крещение Господне для гадания подходят те же обряды, что и в Сочельник перед Рождеством и Старым Новым годом.

Крещение Господне

В праздник Крещения люди с утра идут в церковь, где после обедни проводят водосвятие. Освящение воды как в канун праздника, так и на Крещение Господне проводится одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver Купание паломников в водах реки Иордан

За праздничный стол собирались всей семьей — по традиции, подавались 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, запеченная свинина, блины, холодец, колбаса и так далее. На Руси, в некоторых местностях, блины готовили «квадратные», чтобы в доме водились деньги.

А после трапезы все вместе благодарили Господа за хлеб и отправлялись выпускать белого голубя из клетки, то есть «отпускать» рождественские праздники.

Материал подготовлен на основе открытых источников