Копье лонгина

Где хранится настоящее копье судьбы

Есть у святыни и другие названия: Копье Лонгина (по имени того самого римского воина, который нанес копьем «удар милосердия» распятому Иисусу), Копье Христа и, наконец, Копье Всевластия, поскольку, как гласит легенда, пика дарует владельцу безраздельную власть над миром.

В христианском мире насчитываются четыре Копья Судьбы, претендующие на звание подлинников. Венское копье хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка (в 1938 году Гитлер отдал распоряжение перевезти его в церковь святой Екатерины в Нюрнберге. — «ВМ»). Второй артефакт является собственностью Ватикана и находится в соборе святого Петра. Третья реликвия — Краковское копье — оказалось копией Венского, что было доказано экспертами. А вот четвертое Копье Судьбы видели разве что избранные. Это выяснил корреспондент «Вечерки», побывав в местах, где в течение двух тысячелетий монахи скрывали от человеческих глаз священную реликвию.

Высоко-высоко в горах

От Еревана до монастыря Гегард на машине ехать примерно минут 30–40. Дорога хорошая, накатанная — все-таки один из самых популярных туристических маршрутов. По пути все останавливаются в Гарни — посмотреть на один из древнейших языческих храмов в мире, отлично сохранившихся по сей день. Здесь продолжаются раскопки, и каждый год археологи находят что-то новое. Например, недавно полностью восстановили древний банный комплекс. На вид — шикарное место, не уступающее по своей красоте и функциональности современным парным и саунам.

А если учесть, что при храме, где поклонялись богу Митре, служили исключительно жрицы, становится понятно, почему армянские цари выбирали Гарни в качестве своей летней резиденции. Сказал царице, что на войну или на охоту отправляешься, а сам в горы — где баня и жрицы. Более двух тысяч лет прошло, а люди, согласитесь, мало изменились…

Отгородившись от всего мира

От Гарни до монастыря Гегард всего пара километров. Дальше дороги нет — тупик, на многие километры — только горы и больше ничего: древние местные христиане (а Армения была первой в мире страной, где христианство было признано официальной государственной религией) еще в IV веке выбрали место для монастыря весьма труднодоступное и очень отдаленное — чтобы их никто не беспокоил и не тревожил.

Вначале место это называлось Айриванк, что переводится как «монастырь в пещере». Так оно и есть: храмовый зал располагается в природной пещере, а уже вокруг на протяжении веков достраивались стены и создавались дополнительные помещения — ритуальные и хозяйственные.

Монашеские кельи здесь тоже в скале — маленькие, размером полтора на два метра. В них абсолютно ничего нет, кроме каменной постели и небольшой, выдолбленной в стене полочки, куда мож- но было поставить свечку.

Даже двери в келью, которую они могли бы запереть, чтобы хоть чуть-чуть согреться зимней ночью (в горах холодно даже летом, не то что зимой), и той нет.

Так что некоторые нынешние лоснящиеся от сытости священники, рассекающие на крутых джипах, по сравнению с первыми христианами-подвижниками, у которых не было ничего, кроме веры, выглядят весьма блекло.

Святыня и хранители

Но как бы далеко монахи ни забрались, чтобы никто не мешал им молиться и хранить главную тайну, их ухитрялись достать и здесь. На протяжении многих веков монастырь не раз подвергался разграблению.

Самое опустошительное случилось в IX веке, когда сюда добрались арабы. Они уничтожили огромную библиотеку древних рукописей, пожгли все, что горело, но до главной реликвии, из-за которой Айрванк был переименован в Гегард (в переводе с армянского — «копье») так и не добрались.

По древней легенде, Копье Судьбы, которым центурион Лонгин ударил распятого на кресте Христа, тем самым прервав его земной путь, принес в Армению апостол Фаддей, который позже станет основателем первой христианской общины в сирийском городе Эдессе.

Копье Лонгина, которое хранится в монастыре Эчмиадзин в Армении. Специально для него в XVII веке был сделан серебряный оклад с позолотой. Касаться копья имеет право только Католикос — глава Армянской апостольской церкви

ФОТО: скриншот с видео на youtube канала ТЕРРИТОРИЯ ТАЙН

У кого и где копье хранилось несколько столетий — неизвестно, но монахам монастыря Гегард его передал первый глава армянской церкви (Католикос) Григорий Просветитель. А еще есть письменное свидетельство того, что впервые копье было показано христианам на Первом соборе Армянской церкви, который собирался в 365 году. После этого в течение тринадцати веков сохранение этого копья и стало главным предназначением монахов Гегарда. До тех пор пока реликвию не перевезли в другой монастырь — Эчмиадзин.

Сокровищница

Эчмиадзин располагается практически рядом с Ереваном — в 15 минутах езды от центра города.

Это одновременно и резиденция Католикоса Армянской апостольской церкви, и главный духовный центр страны, и старинный монастырь. Несмотря на то что практически все здания здесь построены во второй половине ХХ века, вся — и церковная, и туристическая — жизнь монастыря крутится вокруг Кафедрального собора — древнейшего христианского храма, начало строительства которого датируется 303 годом.

Именно здесь расположен знаменитый музей-сокровищница Эчмиадзина.

Занимает он всего лишь три небольшие комнаты, но количество всевозможных святых реликвий, которые доступны для обозрения посетителям, просто невозможно подсчитать.

Частица посоха апостола Варфоломея, складень-реликварий, под одним из прозрачных камней которого хранится частица Креста Господня, предметы религиозного культа, древнейшие рукописные Евангелия… Есть даже складень-реликварий с частью Ноева ковчега, которую в 1698 году принесли с горы Арарат. Кстати, если внимательно взглянуть на эту доску, то можно увидеть, что небольшая ее часть отломана. А все потому, что в 1768 году частица Ноева ковчега была преподнесена в дар Екатерине II, и сейчас эта святая реликвия хранится в Москве, в Даниловском монастыре.

Но больше всего поражает музей количеством святых мощей. Они хранятся в специальных медных или серебряных сосудах, сделанных в форме правой руки. Эти сосуды называются «длань».

Кроме мощей армянских святых, в музее есть мощи апостола Фаддея, евангелиста Луки, Иакова Низибинского, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя… И это еще не все святыни и сокровища, которые представлены на всеобщее обозрение.

Некоторые хранятся в церковных сейфах и выносятся к людям только по очень большим религиозным праздникам.

Причем очередей и столпотворения, даже при таком количестве реликвий, в музее нет. Как вам объяснят экскурсоводы, у армян, в отличие от других христианских конфессий, не приятно поклоняться мощам.

И вот среди всех этих святынь центральное место отдано именно Копью Судьбы, которое хранится между частицей Креста Господня и частью Ноева ковчега.

Мало того что каждый посетитель может посмотреть на священный артефакт, его периодически отправляют для экспозиции в разные музеи мира.

Недавние события в Армении вновь заставили заговорить о Копье Судьбы. Оказалось, что выставленный на всеобщее обозрение в музее Эчмиадзина раритет — тоже копия.

Копье с печатями

Летом этого года в Ереване произошла революция. Действующее правительство в одночасье сложило с себя полномочия, ушло в отставку, передав бразды правления оппозиционерам, которых поддержал народ. К счастью, кровопролития не было, но без волнений, митингов и шествий не обошлось. Докатился голос недовольства и до религиозного центра страны — поползли слухи, что главную ценность сокровищницы Эчмиадзина тайно вывезли за границу. Повод для слухов, кстати, был весомый — именно в этот момент Копье Судьбы вместе с частью других реликвий демонстрировалось на выставке в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Возмущенная толпа ворвалась на территорию резиденции Католикоса и потребовала от священнослужителей объяснений. Чтобы успокоить людей, 7 июля в кафедральном соборе Эчмиадзина было выставлено Копье Лонгина — прихожанам предоставили возможность увидеть подлинную реликвию, а в экспозиции музея в тот момент находилась ее копия, созданная в целях безопасности артефакта еще в советские времена.

Кстати, выполнена копия невероятно искусно и практически не отличается от оригинала. Она настолько точная, что, дабы их не перепутать, подлинное копье специально приглашенные свидетели — главы Грузинской и Румынской церквей — скрепили двумя сургучными печатями, которые никто не имеет права вскрыть. А затем артефакт был спрятан подальше от людских глаз — в монастырские тайники. Ведь, согласно легенде, Копье Всевластия дает его владельцу право повелевать миром.

Поэтому хранить его лучше подальше от людских глаз — за семью печатями бронированных сейфов. Дабы не искушать…

Подлинное же Копье Судьбы глаза простых смертных не видели уже дольше полувека (не считая 7 июля этого года). И оно никогда не покидает пределов монастыря Эчмиадзин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Асогик Карапетян, иерей, руководитель музея и архива Эчмиадзина:

— Мы не сомневаемся в том, что именно хранящимся у нас святым копьем римский воин пронзил тело Христа. Ведь экспертизы других копий показали, что они не являются оригиналами и созданы в более поздний период.

СПОР

Во времена Крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, которые выдавались за истинные. Например, согласно историческим сведениям, Иисус Христос был распят 3–4 гвоздями, а между тем в разных церквях по миру их насчитывается около тридцати. И каждый храм называет свою реликвию подлинной. Так и с Копьем Судьбы. Называться им претендуют сразу четыре реликвии.

ФОТО:

ВЕНСКОЕ КОПЬЕ (а)

Хранится в дворцовом комплексе Хофбург в Вене (Австрия). В 1907 году только что проваливший экзамены в Венскую академию изящных искусств молодой Адольф Гитлер часами простаивал в трансе, любуясь им, и именно оно вдохновило его идеей мирового господства. По его приказу копье вместе с другими австрийскими сокровищами в 1938 году было доставлено из Вены в Нюрнберг.

Считается, что этим копьем в разные годы владели: предводитель иудейского народа Иисус Навин, Ирод Великий, Атилла, хранитель чаши Грааля Парсифаль, императоры Константин и Карл Великий и другие известные личности. Однако историки считают, что на самом деле это копье святого Маврикия.

«Копьем Лонгина» артефакт стал после того, как император Оттон Великий в Х веке разгромил в день памяти святого Лонгина полчища венгров-язычников. С этого момента копье обрело статус реликвии.

15 лет назад английский специалист-историк Роберт Фрезер провел лабораторную экспертизу копья и датировал его изготовление VII веком нашей эры.

КРАКОВСКОЕ КОПЬЕ (б)

Хранится в Вавельском соборе Кракова (Польша).

После научного исследования оказалось более поздней полной копией венского копья.

ВАТИКАНСКОЕ КОПЬЕ (в)

Хранится в Базилике святого Петра в Ватикане (Италия). Оно отождествляется с копьем, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с VI века. В Константинополе оно оставалось до 1492 года, когда было подарено султаном папе Иннокентию VIII и увезено в Рим. Более подробной информации о нем нет.

АРМЯНСКОЕ КОПЬЕ (г)

Хранится в Эчмиадзине (Армения). Кроме исторических исследований, подтверждающих, что именно такими формами копий пользовались римские легионеры-центурионы, еще одним доказательством того, что рана Иисусу Христу нанесена этим копьем, является Туринская плащаница.

Эксперты установили, что завернутый в ткань человек получил рану от копья размером 4,5 см. Копье пронзило легкое и повредило сердце. Размеры нанесенной раны полностью соответствуют размерам копья, хранящегося в Эчмиадзине.

КСТАТИ

Римскому центуриону Лонгину тоже выпала честь быть причисленным к сонму святых. Когда он ударил копьем мучающегося на кресте Христа, из раны брызнула кровь и попала солдату на лицо — после чего римский воин мгновенно исцелился от катаракты. Чудеса, сопровождающие смерть Христа, настолько впечатлили легионера, что он, согласно евангелисту Марку, воскликнул: «Истинно Человек Сий был Сын Божий». Лонгин разрешил Иосифу Аримафейскому набрать в чашу крови Христа — так появился Святой Грааль. Позже легионер отказался свидетельствовать на суде, что тело Христа выкрали его ученики. Уволившись с военной службы, Лонгин принял христианство и проповедовал. Его убили в Кесарии в 58-м году. За мученическую смерть он признан святым. Православные чтут память Лонгина 29 октября и молятся ему об избавлении от глазных болезней.

Копьем или верой: чем римлянин Лонгин поразил Христа?

Римский легионер, которого в христианстве почитают как святого, – для непосвященных это, должно быть, прозвучит странно. Тем не менее 29 октября православная церковь чествует мученика Лонгина.

Гай Кассий Лонгин был центурионом, или сотником. Это звание в римской армии носили те, кто командовал военным подразделением – центурией.

Согласно христианскому преданию, Лонгин присутствовал при казни Иисуса Христа и поразил его бок своим копьем. Как гласит Священное Писание, как только Мессия испустил дух, начали происходить странные события: «…и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Увидев это, Лонгин сказал своим воинам: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

С его именем связано и еще одно предание: согласно христианской традиции, молитва Лонгину помогает исцелиться от глазных болезней. Некоторые авторы указывают, что центурион якобы страдал катарактой, но, когда кровь Христа брызнула ему на глаза, Лонгин чудесным образом исцелился. После этого он принял христианство и стал проповедником, до самой смерти прославлявшим Сына Божия.

Примечательно, что ни один из евангелистов не указывает имя сотника, а эпизод с копьем упоминается только у апостола Иоанна. Более подробная история мученика Лонгина дошла до нас из многочисленных апокрифических источников. Так, впервые этот эпизод встречается в Евангелии от Никодима.

По словам протоиерея Олега Стеняева, Лонгин мог общаться с Иисусом еще до казни, и уже тогда его вера поразила Христа. О том, как это произошло, – читайте далее.

«Первый христианин, который не был евреем»

– Отец Олег, расскажите, как вышло, что римский сотник Лонгин в итоге обратился в христианство? Что произошло с ним на Голгофе?

– Согласно упоминаниям в Евангелиях, Лонгин Сотник на Голгофе исповедовал Иисуса Христа как Сына Божия. Когда он увидел, что в момент смерти Христа в мире природы стали происходить чудесные, необычные явления (солнце скрылось, неожиданно началась буря, землетрясение, мертвые воскресли), его это поразило. И Лонгин понял, что только смерть Сына Божия может оказаться причиной таких необычных явлений.

Лонгин Сотник. Икона работы Федора Зубова

– Чем еще примечателен Лонгин?

– Эта фигура – знаковая, потому что это первый обращенный в веру в Иисуса Христа нееврей. Собственно говоря, в еврейском народе христианство не состоялось, хотя первые христиане были в основном евреями. А Лонгин – это как раз начаток Церкви уверовавших язычников. Так назывались христиане, которые из языческого мира приходили ко Христу. Поэтому, как первенец этой церкви, он, конечно, важная фигура. И потом считается, что Лонгин – тот самый человек, который, когда у него болел слуга, пришел к Иисусу Христу.

«Сотник сумел удивить Бога»

– Что это за история?

– Как гласит Писание, у одного римского сотника был слуга – отрок, который жестоко страдал от недуга. Из текста видно, что это ребенок, причем, возможно, римлянин его усыновил. Воин пришел к Иисусу, чтобы тот исцелил мальчика. Христос изъявил желание пойти, но этот человек остановил его и сказал: «Только скажи слово, ибо и я, начальник, имея в подчинении людей, говорю им: “Иди”, и они идут». Услышав это, Христос удивился. Поверьте мне, удивить Бога – это очень сложно. Иисус сказал сотнику: «И в Израиле я не нашел такой веры!» Таким образом, это был удивительный человек еще задолго до голгофских событий. Его вера превзошла даже веру вполне кошерных и религиозных верующих, и он явил новый формат христианства, которое позже возникло из римлян, греков, скифов, варваров и впоследствии славян.

– Постойте, это значит, что Лонгин верил в Христа еще до того, как увидел его смерть? Разве в таком случае можно говорить, что он уверовал именно на Голгофе?

– На Голгофе Лонгин исповедовал Христа как Сына Божия. Эта вера более глубокая и, скажем так, более христианская. А в первом случае у него была проблема, и он услыхал, что появился такой раввин, который исцеляет больных и творит чудеса. Он пришел к нему за помощью, чтобы тот хотя бы просто сказал слово.

– Но ведь Иисус обычно исцелял людей, непосредственно их касаясь?

– В некоторых случаях требовалось, чтобы Христос пришел в дом к человеку. Так, например, происходило исцеление дочери Иаира, начальника синагоги. В иных случаях требовалось, чтобы сам больной прикоснулся ко Христу, как кровоточивая женщина. А случай Лонгина – это, конечно, совершенно необычный формат веры.

– В одном из церковных преданий сказано, что Лонгин к тому же, вместе с другими стражниками, охранял Гроб Господень. Значит, он видел воскресение Христа?

– Я больше отталкиваюсь от библейского текста – это более авторитетно. А те предания, которые возникли потом, немного разнятся. Скорее всего, конечно, никакие римляне не охраняли Гроб Господень. Помните, в Евангелии сказано, что, когда книжники пришли к Пилату и попросили поставить стражу возле гробницы, чтобы ученики Иисуса не выкрали его тело, тот сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете»?

«Целитель глазных недугов»

– Считается, что молитва Лонгину помогает вылечить глазные болезни. Это связано с преданием о том, что сотник страдал катарактой, от которой его исцелила кровь Христа?

– В Евангелии ничего не говорится о его недугах. Там говорится лишь об исцелении его отрока. Но действительно, есть такая традиция: Лонгину принято молиться, когда у людей проблемы со зрением.

Чудесное обретение копья Лонгина в Антиохии

– Где у нас можно поклониться этому святому?

– Одна из лучших икон Лонгина Сотника в Москве находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это очень старинная икона, но, к сожалению, во время реставрации ее замазали маслом – его использовали вместо темперы. Теперь она находится в очень печальном состоянии. Может быть, если это масло снимут, то откроется тот Лонгин, которого я помню. Это очень сильная икона.

– Лонгин одинаково почитается и в православной, и в католической церкви? Кажется, что западной традиции он должен быть ближе.

– Нет, он почитается и у нас, и у римских католиков. Не надо забывать, что тысячу лет мы были вместе, до 1054 года это была одна церковь. У нас общие церковные каноны, общие догматы и общие святые, мы читаем одних и тех же святых отцов и прислушиваемся к их пониманию Священного Писания. Поэтому совпадения здесь не случайны.

Council, The: Episode 4 — Burning BridgesСовет. Эпизод 4 — Горящие мосты

Прохождение игры — Страница 2

Кабинет лорда Мортимера

Приближаемся к статуе Святого Лонгина, держащей в руке копье.

Выбираем варианты:

— «Рассмотреть» (не требует наличия навыков).

Наконечник копья статуи имеет листовидную форму.

* Подсказка: Судя по статуе Лонгина, наконечник копья листовидной формы.

— «Внимательно изучить». Требуется наличия навыка «Бдительность» первого уровня (сложность – 5).

  • Подсказка: Я обнаружил символ рыбы на наконечнике копья, когда рассматривал статую Лонгина.

Смотрим на картину «Поклонение пастухов со святыми Лонгином и Иоанном».

Выбираем варианты:

— «Изучить картину» (не требует наличия навыков).

Луи видит, что на этой картине у копья клинообразный наконечник.

  • Подсказка: Я заметил, что на картине с Лонгином наконечник копья клиновидный.

— «Усомниться». Требуется наличие навыка «Эрудиция» второго уровня (сложность — , -3 очка действия).

— «Поразмышлять». Требуется наличие навыка «Психология» второго уровня (сложность – 3, -3 очка действия).

  • Подсказка: Я заметил, что на картине с Лонгином изображен клиновидный наконечник. Это отражает мнение Мортимера.

Направляемся в склеп.

Склеп

Смотрим на Библию, лежащую на столике перед диском.

Выбираем варианты:

— «Найти зацепку». Требуется наличие навыка «Эрудиция» второго уровня (сложность – 3, -3 очка действия).

— «Вспомнить, кто убийца». Требуется наличие навыка «Эрудиция» второго уровня (сложность – 3, -3 очка действия).

  • Подсказка: Церковь говорит о сверкающем металле.
  • Успех: «Я нашел все подсказки, указывающие на то, как выглядит копье Лонгина».

Получена черта ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Направляемся в подземелье.

Подземелье

Осматриваем и изучаем саркофаги, в том числе саркофаг лорда Мортимера.

Получена черта ДОТОШНЫЙ. Сдвигаем крышку. Получена черта БЕСЦЕРЕМОННЫЙ.

Осматриваем ВСЕ наконечники, имеющиеся на локации в районе саркофага Мортимера (11 штук):

  • Успех: «Я нашел все дубликаты копья Лонгина, собранные лордом Мортимером».

Смотрим на наконечник, лежащий отдельно на каменной подставке, окруженной балюстрадой («У копья наконечник в виде клина, окаймленного медью, с изображением христианского символа – рыбы»).

Делаем выбор:

«Выбрать это копье» или «Вернуться».

Выбираем первый вариант, получаем предмет – КОПЬЕ ЛОНГИНА.

Цель достигнута.

  • Успех: Я выбрал копье Лонгина.

Выходим из склепа.

Конец главы 11

ГЛАВА 12. ПРОЩАНИЕ

Отметки, полученные в конце главы:

Успех:

«Я помешал Наполеону Бонапарту завладеть копьем Лонгина»;

«Я поговорил с Мануэлем Годоем»;

«Я убедил Жака Перю опустить оружие»;

«Я узнал о том, что я демон»;

«Я пришел на причал до того, как Сару де Рише убили»;

«Я помешал леди Хиллсборроу застрелить Сару де Рише»;

«Я узнал, о чем лгала Сара де Рише».

Неудача:

Нет.

Развилки:

Нет.

Цель: Встретиться с матерью на причале

Способ решения: Идти на причал и найти мать.

Решение: Через садовый лабиринт направляемся к особняку.

Перед входом в особняк Луи останавливает Бонапарт. Он набрасывается на Луи с требованием отдать похищенное лорду Мортимеру. О краже Бонапарту сообщили Пьяджи и Вёльнер.

Цель «Встретиться с матерью …» отложена.

Цель: Оставить копье при себе

Способ решения: Убедить Наполеона Бонапарта

Решение: Выбираем вариант: «Убедить» (не требует наличия навыка).

Противостояние с Наполеоном

Этап 1

Вопрос: «Где вы были?»

Ответ: «Лорд Мортимер мне доверяет. Требуется наличие навыка «Манипулирование» второго уровня (сложность – 1, -3 очка действия).

Этап 2

Вопрос: «Живо показывайте, что там у вас…»

Ответ: «Сбить с толку». Требуется наличие навыка «Уклонение» первого уровня (сложность – 1) или: «Показать редкий манускрипт» (не требует навыков) и показать книгу Hortus delicarium.

Цель достигнута.

  • Успех: «Я помешал Наполеону Бонапарту завладеть копьем Лонгина».

Наполеон считает, что они во всем разобрались, и уходит.

Отметка «Я одолел Наполеона Бонапарта» дается при выборе варианта «Ударить Бонапарта» — прислано пользователем Кальтер.

Цель: Встретиться с матерью на причале (продолжение)

Заходим в особняк, направляемся в вестибюль.

В столовой перекидываемся парой фраз с Мануэлем Годоем.

  • Успех: «Я поговорил с Мануэлем Годоем».

Открываем в дверь в вестибюль.

Вестибюль

Луи окликает лорд Мортимер, стоящий у камина. Лорд просит Луи задержаться, чтобы поговорить.

Цель «Встретиться с матерью…» отложена.

Цель: Поговорить с лордом Мортимером

Приближаемся к камину.

Лорд начинает разговор.

Примечание. С достаточной точностью не установлено, отчего зависит – успеваем мы на причале встретиться с матерью до развязки, или прибываем к моменту ее гибели. При прохождении варианта, когда разговариваем в столовой с Годоем и оговариваем ВСЕ темы в беседе с Мортимером, оказываемся на причале, когда роковой выстрел уже произведен. Если же в беседе с лордом отделаться пару раз фразой «Продолжайте» (при выборе), то на причал попадаем вовремя, к самой кульминации.

Выбираем вариант ответа «Переспросить» на замечание: «Мне бы не хотелось, чтобы вы и дальше шли за ней (Сарой де Рише – прим.) по ложному пути».

Предлагаем: «Продолжайте», слушаем заявление Мортимера о том, что его зовут Уильямом Мортимером уже на протяжении 602 лет.

Заявляем: «Вы дьявол», на что лорд отвечает, что все это религиозные предубеждения, т.к. у него нет ни рогов, ни копыт.

Задаем вопрос: «При чем здесь притчи?». Требуется наличие навыка «Оккультизм» второго уровня (сложность – 2, -3 очка действия).

Спрашиваем: «Откуда произошли демоны?» (не требует навыков).

Выбираем: «Спросить об исторических событиях». Требуется наличие навыка «Эрудиция» второго уровня (сложность – 4, -3 очка действия), залаем вопросы из списка.

Переходим к следующим ветвям разговора, раскрывающим сюжетную линию. Задаем ВСЕ вопросы, выслушиваем ответы.

Мортимер предлагает Луи на что-то посмотреть и ведет его по вестибюлю. Луи задает вопрос: почему выбран именно он?

Выбираем вариант ответа «Я догадываюсь, о чем идет речь». Требуется наличие навыка «Логика» второго уровня (сложность – 3, -3 очка действия) на ответный вопрос лорда: «А вы еще не поняли?».

Луи предполагает, что он тоже демон.

Выбираем вариант ответа «Нет» на ответный вопрос: «А вы бы хотели им быть?».

Удивительная история сотника Лонгина

Среди святынь христианского мира есть один очень необычный предмет. Это наконечник копья, которым римский воин пронзил ребра уже мертвого Иисуса Христа, висящего на Кресте. Но что же может быть важного для верующих в отточенном куске стали, которым исполнительный стражник решил проверить, действительно ли умер приговоренный к казни Спаситель? Почему вот уже почти два тысячелетия христиане помнят об этом событии и бережно хранят древнее оружие?

Ответ на эти вопросы можно получить, только узнав удивительную историю хозяина этого оружия — римского центуриона по имени Лонгин.

Мечты бывалого воина

Жаркое полуденное солнце над Иерусалимом тускло отражалось в широком наконечнике римского копья. Когда-то хозяин полировал его до зеркального блеска. Но сейчас, побывав во многих сражениях, наконечник потускнел, покрылся мелкими выбоинами и царапинами. Да и хозяин копья тоже был под стать оружию. Невысокого роста, коренастый, с сильными руками и широкой грудью, это был все еще могучий воин. Но морщины на обветренном лице говорили, что он давно уже не молод, а уродливый шрам через всю щеку — о том, что воин не прятал в бою свое лицо от врагов. Шрам заканчивался у самого глаза, и тот постоянно слезился, мешая отчетливо видеть. Что ж, и к отважным легионерам Рима когда-то приходит старость. Правда, далеко не все до нее доживают.

Этому воину повезло. Участник многих сражений, он заслужил уважение товарищей и получил должность центуриона (в русском языке эта должность еще именуется «сотник»). Так назывались в римской армии офицеры, командующие центурией, то есть сотней солдат. Правда, давно уже прошли те времена, когда водил он свою сотню в атаку на разъяренных варваров. Теперь новые земли завоевывают для Рима молодые воины. А наш центурион дослуживал свой солдатский век здесь, в отдаленном гарнизоне на самой окраине Империи. Звали его Лонгин.

Под его началом была сотня солдат, охранявших арестованных преступников в подвалах Претории — резиденции римского правителя. Служба вроде бы и нетрудная, но для боевого офицера неприятная: ведь в обязанности охраны входило еще и исполнение смертных приговоров. За свою военную жизнь Лонгин убивал людей множество раз. Но одно дело — сразить вооруженного врага в честном бою. И совсем другое — казнить безоружного, жалкого человека. Центуриону не нравилось то, чем ему приходилось заниматься. Однако срок его военной службы подходил к концу, а в кассе легиона скопилось достаточно денег, чтобы вскоре он мог выйти на заслуженный пенсион.

Лонгин представил абрикосовый сад в имении своего отца, вспомнил тонкий аромат, плывущий по всей округе в пору цветения. Осталось ждать совсем немного, и он наконец вернется туда, откуда ушел на службу совсем юным. Ради этого стоит потерпеть унизительные обязанности тюремного надзирателя и палача. Хотя ему ведь и не приходится ничего делать самому. Лишь следить за тем, чтобы подчиненные сделали все должным образом.

Так думал Лонгин в тот апрельский полдень. Опираясь на копье, он жмурил глаза, подставляя лицо ласковому весеннему солнцу. Жаль только, что нельзя точно так же зажмурить уши, чтобы не слышать прямо у себя над головой стонов распятых преступников. Ничего, совсем скоро он будет слушать пение птиц в отцовском саду. Самая грязная часть работы уже выполнена: трое приговоренных доставлены к месту казни и прибиты к крестам. Осталось лишь отгонять от них толпу зевак, пришедших поглазеть на чужую мучительную смерть, и ожидать, когда несчастные умрут на крестах от невыносимых страданий.

В чем виновен этот Человек?

Старый воин давно уже не испытывал жалости к тем, кого ему приходилось убивать. Но в этот раз все было по-другому. Один из преступников почему-то был ему небезразличен. С теми двумя все было понятно: разбойники, схваченные за убийство, пролившие чужую кровь ради денег. Таких центурион казнил уже много раз и верил, что делает благое дело. Но этот, третий… Возможно, Лонгину понравилось, как смело держался он на суде у прокуратора Понтия Пилата — человека, который управлял покоренной Римом Иудеей. Никогда еще не видал старый воин в людях такого мужества. Да и сам Пилат, похоже, смутился тогда, услышав ответы этого странного подсудимого по имени Иисус. Словно бы это Он судил прокуратора, взвешивая на невидимых весах меру его греха, а не прокуратор решал — жить ему или умереть. На суде Лонгин так и не понял, за что ему придется лишить жизни этого смелого человека, в чем была его вина.

Потом, когда осужденных преступников уже погнали по дороге к месту казни, каждый из них должен был нести свой крест на себе. Но Иисус то и дело падал под тяжестью этой страшной ноши. Избитый солдатами в Претории, он совсем обессилел. Лонгин прищурил слезящийся глаз, внимательно оглядел толпящихся вокруг зевак и выбрал человека покрепче. Жестом подозвав его, центурион кивнул на упавшего Иисуса и приказал прохожему взять у него крест. Подчиненные Лонгина с удивлением смотрели, как их начальник заботится о каком-то незнакомом туземце, которому и жить-то осталось всего несколько часов. Но возражать старшему было не в их правилах. Тем более что уже через несколько минут центурион распорядился прибить всех троих осужденных к крестам, не делая никому поблажки.

Пока воины делили между собой одежду казненных, Лонгин стоял в стороне. Ему не нужно было жалкое тряпье, ради которого молодые солдаты с азартом бросали жребий. Он повернул загорелое лицо к солнцу и попытался думать о скорой отставке, об отцовском доме, об абрикосовых садах в цвету. Но вместо этого в голову почему-то все время лезли мысли о необычном человеке, которого назвали преступником. Лонгин только что своей рукой написал на табличке его вину — «Царь Иудейский». Никогда еще ему не приходилось казнить человека лишь за то, что народ почитал его за царя. А этот Иисус и вправду вел себя на суде как царь, которого предали его подданные. В нем было столько достоинства и внутренней силы, что даже прокуратор изумленно воскликнул, указывая на него «Вот — человек!».

Но не так думали иудеи, пришедшие к месту казни:

— Эй, если ты и вправду Сын Божий, покажи нам свою силу — сойди сейчас с креста! Не можешь? Вот то-то и оно!

— Другим помогал, а себе не смог. Какой же ты Сын Божий?

— Сотвори чудо, царь Иудейский! Спаси себя от смерти! Тогда мы поверим тебе!

Лонгину были противны эти люди с их непонятной злобой. Зачем они издеваются над тем, кто и так уже умирает мучительной смертью? Как можно глумиться над чужим страданием?

Центурион решительно шагнул вперед, опустил копье и махнул им из стороны в сторону. Острый наконечник описал широкий полукруг перед лицами беснующихся зевак, как будто очертив невидимую линию, за которую нельзя переходить. Толпа отпрянула назад и на миг умолкла. Но тут же вновь забурлила криками и ругательствами.

А Лонгин посмотрел на того, к кому были обращены все эти вопли. «Сын Божий… Царь Иудейский… Да кто же ты на самом деле? И что совершил такого, за что твои соплеменники так тебя ненавидят?» — думал он, потирая слезящийся глаз. Впрочем, это уже не имеет значения. Кем бы ни был казненный, жить ему осталось совсем недолго.

Кто же ты такой, Иисус?

Тем временем воины закончили делить одежды казненных. Заняться больше было нечем. Ради развлечения они тоже принялись насмехаться над тем, кто умирал на кресте под табличкой «Иисус Назорей Царь Иудейский». Лонгин сердито нахмурил брови и прикрикнул на них:

— А ну замолчите. Римские солдаты не должны себя вести, как эти люди! Лучше отгоните их подальше, от этого крика у меня уже звенит в ушах.

Но едва воины исполнили приказ, как поток ругани обрушил на Иисуса распятый с ним рядом разбойник:

— Ведь ты воскрешал мертвых, ты можешь все. Почему же ты не хочешь теперь показать, на что способен? Спаси себя и нас заодно! А, ты просто не можешь этого сделать! Значит, вправду про тебя говорят, что ты лжец и самозванец!

Лонгин вздохнул. Видимо, этот проклятый день никогда не кончится и безумные крики будут звучать вечно со всех сторон. Он уже собрался было ударить разбойника древком копья по лицу, чтобы тот замолчал. Как вдруг его опередил другой разбойник, висевший на кресте:

— Оставь, брат. Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на такую же смерть? Мы с тобой получаем то, что заслужили. А этот человек не сделал ничего плохого.

Его сообщник растерянно умолк, не ожидая от товарища таких слов. А тот обратился теперь уже к Иисусу:

— Господин, помяни меня, когда придешь в свое Царство!

Иисус, не поднимая головы, ответил ему:

— Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю.
Лонгин слушал этот разговор умирающих на крестах людей и не понимал, что творится сейчас в его душе. «Господин… Царство… Ныне же будешь со мною в раю…» Кто же ты такой, Иисус? Кого приходится мне казнить на самом исходе срока воинской службы?

И тут Иисус возгласил громким голосом:

— В руки Твои, Отче, предаю дух мой! — и, сказав это, умер.
В этот же момент содрогнулась земля и солнце на небе померкло так, будто наступила ночь. Для множества людей в Иерусалиме это могло показаться всего лишь природным явлением. Но центурион Лонгин готов был под присягой дать клятву, что землетрясение случилось именно в то мгновение, когда Иисус испустил дух на кресте.

Потрясенный всем увиденным и услышанным, он воскликнул:

— Воистину этот человек был сын Божий!

Обычно приговоренные умирали на кресте в течение многих часов. Но на следующий день была суббота — священный день иудеев. И их начальники попросили Пилата ускорить казнь, чтобы снять тела с крестов еще до захода солнца. Выполняя распоряжение прокуратора, Лонгин велел своим воинам перебить голени двум разбойникам, после чего страдальцы тут же скончались. Но к третьему казненному он не подпустил своих солдат: ведь Иисус уже умер. Однако заведенный в римских войсках порядок требовал, чтобы стражники убедились в смерти всех казненных.

Лонгин подошел к кресту, на котором бессильно повисло тело Иисуса. Секунду помедлив, центурион вскинул копье и коротким точным ударом вонзил его Иисусу прямо в сердце. Из раны брызнула кровь и вода, капли попали Лонгину прямо в больной глаз. Он вытер лицо ладонью. И вдруг понял, что его глаз опять видит, что больше не застилает ему мир слезная муть от старой раны! Лонгин не понимал, как такое могло случиться. Он поморгал немного, проверяя, не показалось ли ему. Но нет, глаз был абсолютно здоров и больше не слезился. Солдаты с удивлением смотрели на своего моргающего центуриона и ждали его команды.

Чудо у гробницы

Казнь закончилась, все трое осужденных были мертвы. Обычно тела казненных преступников сбрасывали в заброшенную каменоломню, которая располагалась тут же, прямо за холмом. Но за Иисусом пришли какие-то уважаемые в городе иудеи с разрешением на похороны от самого Понтия Пилата. Такого на памяти центуриона не было еще никогда. Но солдатское дело — исполнять приказы, а не обдумывать их причину. Лонгин разрешил пришедшим снять тело с креста и похоронить его в пещере неподалеку от места казни. Солдаты уже собрались возвращаться в казармы, как вдруг новая группа иудеев преградила им путь. Это были первосвященники в сопровождении своих слуг.

— Господин центурион, у нас к вам будет просьба о небольшой услуге, за которую мы готовы щедро заплатить. Не могли бы вы поставить своих воинов в караул возле пещеры, где только что похоронили Иисуса? Мы опасаемся, что его ученики могут похитить его тело, и хотели бы, чтобы римские стражники две ночи охраняли пещеру от них.

Лонгин посмотрел в глаза говорившему с ним первосвященнику и усмехнулся:

— Правильно ли я тебя понял: ты хочешь, чтобы мои солдаты две ночи караулили покойника, и готов платить за это?

— Да, господин. Именно об этом я прошу вас. Мы уже были у прокуратора, он дал разрешение, если вы согласитесь. За эти две ночи мы заплатим месячное ваше жалование.

— Хм… никогда еще не видел таких глупцов,  — Лонгин продолжал с усмешкой разглядывать пришедших к нему просителей.  — Впрочем, если у вас есть лишние деньги и начальство разрешило, мои ребята будут не прочь отдохнуть здесь пару дней. Стеречь мертвого — нетрудная служба.

Но центурион ошибся. Того, что произошло с ними наутро третьего дня у гроба, он и его солдаты не смогли забыть никогда.

Когда оговоренный срок дежурства закончился, к пещере действительно пришли ученики Иисуса. Но опасаться, будто они могут украсть тело Иисуса, было просто нелепо. Дело в том, что это были две женщины. Их тонкие руки не смогли бы даже просто сдвинуть с места камень, затворявший вход в пещеру. Так вот кого боялись первосвященники настолько, что наняли вооруженную охрану! Лонгин вспомнил их обеспокоенный вид и криво улыбнулся. Нечего сказать, храбрецы. Испугались двух слабых женщин! Лонгин дал команду снять караул. Солдаты уже собрались уходить, как вдруг раздался страшный грохот, земля вновь содрогнулась. Огромный камень откатился от входа, словно комок сухой травы.

От неожиданности воины зажмурились. А когда открыли глаза, увидали Ангела. Он сидел на отваленном от входа камне и сиял, как молния, а одежды его были белыми, словно снег.

Это страшное зрелище привело в трепет римских воинов. Они застыли как мертвые и не могли пошевелить ни рукой, ни ногой. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал:

— Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и будет ожидать вас в Галилее; там Его увидите.
И, выйдя поспешно из гробницы, женщины побежали возвестить остальным ученикам Иисуса радостную весть. А Лонгин, едва придя в себя от увиденного, тут же увел солдат в Преторию и доложил Понтию Пилату обо всем случившемся.

Вскоре к Лонгину снова пришли первосвященники.

— Господин центурион, мы обещали вам месячное жалование за две ночи караула. Теперь мы предлагаем годовое жалование. Только расскажите всем, что это ученики Иисуса украли ночью его тело, пока вы с солдатами уснули на посту. И никому не говорите о том, что вы видели на самом деле. Это выгодная сделка, соглашайтесь.

Лонгин выслушал их, привычно потер ладонью шрам на лице. И, не торопясь, начал говорить:

— Вы предлагаете мне за эти жалкие деньги помочь в вашей войне с тем, кому служат Ангелы. Вы предлагаете мне стать его врагом и говорить ложь о том, кто победил саму смерть. И называете это выгодной сделкой? Я вижу, вы совсем обезумели. И лишь поэтому прощаю вашу глупую дерзость. Ступайте прочь, пока я не приказал солдатам выбросить вас отсюда.

— Центурион, подумайте хорошенько. Мы уже говорили с прокуратором. Понтий Пилат поддержал нашу просьбу. Будьте и вы разумны. Зачем нам ссориться, ведь лучше жить в дружбе.

— Дружба лжецов плохо пахнет и недорого стоит. Вы еще не поняли, против кого пытаетесь воевать, и потому говорите свои нелепости. Но я-то видел, какими силами он повелевает. И теперь готов поссориться с целым миром — ради дружбы с Иисусом. А вы в войне с ним обречены. Идите и не отнимайте у меня время пустыми разговорами.

После Воскресения

Вскоре центурион Лонгин подал прошение о досрочной отставке. Ходили слухи, что он нашел в городе учеников Иисуса и сам стал одним из них. Говорили также, что он смело свидетельствует среди народа о воскресении Иисуса, и никто из иудеев не может ему возразить. Да и как возражать тому, кто сам пронзил сердце Иисуса на кресте, а потом видел Ангела у пустого гроба? Получив наконец расчет в полку, Лонгин отправился домой, в имение отца. На память о службе он взял лишь наконечник того самого копья, которое коснулось сердца Иисуса.

Впереди у него был долгий и непростой путь. Он еще не знал, что первосвященники затаили на него злобу. Что, заплатив Понтию Пилату огромные деньги, они добьются вынесения центуриону смертного приговора. Что прокуратор отправит за ним отряд воинов, которые должны будут привезти в Иерусалим голову Лонгина. И он станет одним из христианских мучеников, отдавших жизнь за проповедь Евангелия.

Но все это будет потом. А пока бывший центурион ехал в родную Каппадокию. Но не о душистых абрикосовых садах были теперь его мысли. Он думал о том, как будет рассказывать людям о Сыне Божьем, который стал человеком, умер на кресте и воскрес. О том, как лишь одна капля крови Иисуса исцелила его больной глаз. И о том, как болит от стыда его сердце всякий раз, когда он вспоминает, как ударил копьем в сердце Сына Божьего.

Гай Кассий ЛонгинGaius Cassius Longinus

Древнеримский политический и военный деятель. Принадлежал к плебейскому роду Кассиев Лонгинов. Сын консула 73 года Гая Кассия Лонгина. Известен как один из главных убийц Гая Юлия Цезаря. В девятом кругу Ада «Божественной комедии» Данте является одним из трех предателей.

Гай Кассий Лонгин родился около 85 года до н.э. в Италии. Принадлежал к знатному плебейскому роду, представители которого избирались консулами с III века до н. э. Возможно, являлся сыном консула 73 года Гая Кассия Лонгина. Получил хорошее образование, изучал философию.

В 53 году до н.э. Гай Кассий участвовал в походе Красса и печально окончившейся для римлян битве при Каррах. После смерти полководца вернул легионы в Сирию и некоторое время защищал границу с парфянами. Участвовал в подавлении мятежа царя Аристобула, взяв крепость Тарихея и пленив тридцать тысяч евреев.

Вернувшись в Рим в 50 году до н.э. Кассий стал народным трибуном. В 49 году до н. э. соединился с Помпеем и разбил флот Цезаря у Сицилии. До самого Фарсальского сражения продолжал наносить ущерб морским коммуникациям у италийских берегов. После поражения Помпея направился к Геллеспонту, но был перехвачен и сдался Цезарю.

Цезарь сделал Гая своим легатом, и Кассий участвовал в войне с Фарнаком II, но сражаться с Катоном и Квинтом Цецилем Метеллом Пием Сципионом в Африке отказался. Следующие два года занимался устроением своей политической карьеры и стал очень дружен с Цицероном. В 44 году до н.э. назначен перегринским претором.

Гай Кассий выступил идейным вдохновителем заговора, но главой его считался Юний Брут. Заговорщики планировали убить Цезаря во время одного из заседаний сената. Звучали предложения вместе с Цезарем убить и Марка Антония, его ближайшего сподвижника, который мог стать очень опасным. Участники заговора предполагали, что после гибели диктатора получат поддержку народного собрания и сенатского большинства и республиканские порядки будут с легкостью восстановлены.

По Риму стали ходили слухи о зреющем заговоре. Какая-то информация доходила и до Цезаря, но диктатор не поверил и отказался от предложенной ему почетной стражи. Заговорщики решили убить Цезаря на последнем заседании сената перед его отбытием в парфянский поход — 15 марта 44 года до н.э.

Согласно плану, заговорщики в самом начале заседания обступили Цезаря. Один из них, Луций Тиллий Цимбр, начал просить за своего брата, находившегося в изгнании, и остальные присоединились к его мольбам. Диктатор отказал, и тогда Цимбр схватил его за тогу, подав таким образом условный знак. Все выхватили кинжалы. Публий Сервилий Каска первым нанес удар, но смог только ранить Гая Юлия. Тот начал обороняться, остальные заговорщики набросились на него и нанесли двадцать три ножевых ранения.

После убийства Цезаря Кассий и Брут вынуждены покинуть Рим и лишились своих провинций, Сирии и Македонии, получив вместо них Крит и Киренаику, якобы для закупки хлеба для народа. Не считая себя в безопасности, оставили Италию, сложили с себя преторство и отправились в свои прежние провинции.

Кассий привлек на свою сторону стоявшие в Сирии легионы и утвержден сенатом в качестве правителя Сирии, после чего разбил при Лаодикее своего соперника Долабеллу. Когда Антоний, Лепид и Октавиан заключили триумвират, Гай и Марк Юний вместе двинулись на защиту Республики в Македонию со стотысячным войском.

Заняв выгодную позицию при Филиппах, заговорщики дали бой триумвирам. Брут одержал верх над Октавианом, но Кассий, командовавший другим крылом, оказался оттеснен Антонием.

Не зная о победе Брута, 3 октября 42 года до н.э. Гай Кассий Лонгин покончил с собой, что повлекло за собою полное поражение республиканцев. Тело погребено на острове Фасос.

Память о Гае Кассии Лонгине

Был одним из персонажей сериала «Рим»
В 9 кругу Ада «Божественной комедии» Данте одним из трех предателей является Лонгин
В мини-сериале «Империя» играет ведущую роль со стороны сенаторов-заговорщиков
Один из персонажей исторического романа Саймона Скэрроу «Орел в песках»