Киники

КИНИЗМ

КИНИЗМ – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (ок. 445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (ок. 412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака. Возможно, потому, что гимнасий при храме Геракла, в котором Антисфен вел свои беседы с учениками, носил имя Киносарг – «Зоркий пес». Возможно и потому, что сам Антисфен называл себя Истинным Псом и считал, что жить следует «подобно собаке», т.е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя, а одновременно и верность, храбрость и благодарность. Киники часто обыгрывали это сравнение, а на могиле Диогена был установлен памятник из паросского мрамора, на вершине которого была изображена собака.

О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Высмеивая тех, кто кичился чистотой своей крови, Антисфен говорил, что они по своему происхождению «ничуть не родовитее улиток или кузнечиков» (Диоген Лаэртский. VI, 1).

Сперва Антисфен был учеником известного софиста Горгия, оказавшего влияние на стиль его первых сочинений и привившего ему искусство ведения споров (эристика). Затем он стал учеником Сократа. Впоследствии киники говорили, что переняли у Сократа не столько его мудрость, сколько сократову силу и бесстрастие в отношении жизненных невзгод. Благодаря Сократу киническое учение обрело прежде всего моральный практический характер. Киники не стремились к построению отвлеченных теорий и вообще отвергали существование общих понятий, что нашло свое отражение в известной полемике Антисфена, а затем и Диогена с Платоном. Они считали, что добродетель обнаруживается в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Они запомнились еще тем, что плащ носили на голое тело, не стригли волос и ходили босиком, почти как Сократ. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость, выносливость, презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Антисфен говорил, что предпочтет безумие наслаждению. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику, основанную на представлении о самодостаточности (автаркии) добродетельной жизни как таковой. Собственно добродетель и стала жизненной целью и высшим идеалом кинической школы.

Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства. Особенно отличился в этом Диоген Синопский, который самой своей жизнью продемонстрировал пример специфически кинического отношения к миру.

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах – в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей».

Легенда гласит, что дельфийский оракул на вопрос Диогена, что ему сделать, чтобы прославиться, посоветовал Диогену заняться «переоценкой ценностей». Сам Диоген понял ответ буквально (по-гречески, ценность и монета обозначаются одним и тем же словом) – как призыв к подделке денежных знаков: он стал обрезывать края монет, за что и был уличен и наказан. И лишь позже он понял истинный смысл пророчества, который заключался в том, чтобы перевернуть существующие нормы и ценности и заменить их жизнью по-природе в ее простоте и непритязательности. Это зачастую приводило киников к столкновениям с существующими гражданскими законами, устоявшимися моральными нормами и обычаями.

Киническая литературная традиция видит в Диогене образ идеального киника – «небесную собаку», фигуру почти мифологическую, наподобие другого излюбленного героя кинических произведений – Геракла, и связывает с ним множество анекдотов и легенд, демонстрирующих невозмутимую последовательность, с которой Диоген воплощал в своей жизни идеал автаркии, самоограничения и презрения к общественным условностям. Диоген жил в пифосе – глиняной бочке для воды; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил свою чашку; чтобы приучить себя к отказам, просил милостыню у статуй; стараясь закалить себя, босыми ногами ходил по снегу и даже пытался есть сырое мясо; «все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты» (Диоген Лаэртский, VI, 69). Он часто говорил, что над ним исполнилось трагическое проклятие, ибо он:

«Лишенный крова, города, отчизны,

Живущий со дня на день нищий странник»

(Диоген Лаэртский, VI, 38).

Киников часто обвиняли в бесстыдстве. Отсюда впоследствии сложилось понятие «цинизма», как презрения к моральным и общественным ценностям. В то же время отношение современников к киникам, носило характер одновременно и отталкивания и восхищения. Не случайно легенда гласит, что великий Александр Македонский отметил своим вниманием Диогена. В ответ на требование Диогена отойти в сторону и не заслонять солнце, Александр ответил, что если бы он не был Александром, то предпочел бы быть Диогеном.

У Диогена было множество учеников и последователей, из которых особой известностью пользовались Кратет Фиванский (учитель основателя стоицизма Зенона) и его жена Гиппархия. Они оба происходили из богатых аристократических родов; оба, к ужасу родственников и сограждан, оставили все ради кинического образа жизни. История любви Кратета и Гиппархии и их прилюдная «собачья свадьба» в Расписном Портике – еще один яркий пример эпатирующего кинического пренебрежения общественными установлениями.

В эллинистический период киническая традиция представлена фигурами, известными скорее своей литературной деятельностью, чем строгостью соблюдения кинического образа жизни. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (3 в. до н.э.), создатель кинического литературного жанра диатрибы, и Менипп из Гадар (сер. 3 в. до н.э.), творец «менипповой сатиры».

Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений. Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество.

В историю европейской культуры при всей парадоксальности и даже скандальности своей практической жизни и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.

Сочинения: Антология кинизма. М., 1984

См. также ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Полина Гаджикурбанова

Цинизм (современный) — Cynicism (contemporary)

«Циничное» перенаправляется сюда. Для классической философии, см цинизм (философия) . Для использования в других целях, см Cynic .

Цинизм это отношение характеризуется общим недоверием мотивов других. Циник может иметь общий недостаток веры или надеяться на человек видов или людях , мотивированных амбицией, желание, жадность , наслаждений, материализм , целями и мнение , что циник воспринимает как тщеславные, недостижимые, или в конечном счете , бессмысленно , и поэтому заслуживает насмешки или увещевание. Цинизм часто путают с скептицизмом , возможно , или из — за неопытности или убеждении , что человек врожденно хорошо. Таким образом, современное использование включает в себя как форму измученного благоразумия (когда неправильно) и реалистической критику или скептицизм. Термин первоначально происходит от древних греческих философов , в киниках , которые отвергали все конвенции, будьте религиями , нравов, жилище, одежды или порядочности, а не выступают за преследование в силе в соответствии с простым и идеалистическим образом жизни.

К 19 — м века, акцент на аскетических идеалах и критике нынешней цивилизации , основанный на том , как он может отставать от идеальной цивилизации или негативистичны аспектов в кинической философии привела современное понимание цинизма означает склонность неверия в искренности или благостях человеческих мотивов и действий. Современный цинизм является недоверие к всеуслышание этических и социальных ценностей, особенно , когда есть высокие ожидания в отношении общества , учреждения и органы, которые невыполненным. Она может проявляться в результате разочарования, разочарования и недоверия воспринимается как вследствие организаций, органов власти и других аспектов жизни общества.

Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

— возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

— добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

— отсутствие постоянного места жительства, скитания;

— паразитический образ жизни, попрошайничество;

— предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

— восхваление физической и духовной бедности;

— критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

— непризнание авторитетов;

— воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

— отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

— радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действитель­ности название — от слова «Киносарг» — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказыванийи идей:

— жил в бочке;

— заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не заго­раживай мне солнце!»;

— выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (ко­торый стал жизненным и философским кредо его и его последователей);

— вывел понятие «гражданин мира» (космополит);

— отвергал брак;

— жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

— не признавал никаких законов, кроме закона природы;

— гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» — название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве» и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

— призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

— признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

— призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

— признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

— неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

— оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

— восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

— высокий эстетизм в мыслях и поступках;

— осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

— признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителем стоической филосо­фии считается Сенека.

Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

— проповедовал идеи добродетели;

— призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

— приветствовал покой и созерцание;

— был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

— верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

— преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

— считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

— видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма.

Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

— материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

— окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

— реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

— чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

— любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи;

— весь мир является отображением чистых идей.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон-выделяет семь типов государства: идеальное «госу­дарство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость вгосударственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

— монархия — справедливая власть одного человека;

— тирания — несправедливая власть одного человека;

— аристократия — справедливая власть меньшинства;

— олигархия — несправедливая власть меньшинства;

— демократия — справедливая власть большинства;

— тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

— все-население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

— работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

— воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

— философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

— философы и воины не должны иметь частной собственности;

— жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

— не существует брака, все жены и дети общие;

— допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

— впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

— положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» — противо­положность материалистической «линии Демокрита»);

— впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

— были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории ;

— была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

Цинизм

Цини́зм или цини́чность (др.-греч. Kυνισμός) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности , отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии . Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы, как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения.

Говоря о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить — как правило этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами).

Поведение, воспринимаемое окружающими, как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором .

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задает установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам .

Кинизм

Основная статья: Киники

Цинизм берет свое название от древнегреческой философии кинизма, некоторые элементы которой, в упрощенной и огрубленной форме, он воспроизводит. В сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования.

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV векe до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, циники «не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо».

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворенность, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония, входят в принятые правила игры.

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленным как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями.

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворенностью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы.

Цинизм в законодательстве

Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжелое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года, но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества .

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Цинизм

  • Нигилизм
  • Дерзость

Примечания

  1. Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  3. Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  4. Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  5. Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  6. — Darren G Lilleker Key Concepts in Political Communication, 2006
  7. Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  8. 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  9. 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  10. В. А. Канке
  11. О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  12. Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  13. Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  14. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  15. Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др.. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

Ссылки

  • Цинизм — статья из Большой советской энциклопедии
  • Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  • Цинизм — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
  • Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс) Удовиченко Е. М. — учебное пособие, 2004 г.

Литература

КИНИКИ (греч. οἱ Κυνικοί, лат. cynici – циники), школа киников, одна из т. н. сократических философских школ; основателями считаются, по разным данным, сократик Антисфен Афинский и Диоген Синопский. Киническое движение просуществовало не менее 800 лет, с 4 в. до н.э. по 4 в. н.э.; по­скольку традиция была почти прервана в период 2–1 вв. до н.э. и затем во­зобновлена, можно говорить о двух периодах в истории кинизма: раннем (древнем) и римском.

Название школы происходит от прозвища Диогена κύων – «пес», по другому объяснению – от афинского гимнасия «Киносарг» (Κυνόσαργες), где занимался с учениками Антисфен. Большинство исследователей при­знают, что учеба Диогена Синопского у Антисфена является позднейшей легендой с целью утверждения непрерывного школьного преемства от ки­ников к Сократу. (В признании этого преемства были со своей стороны за­интересованы стоики, стремившиеся возвести непрерывную цепочку к Сократу от Зенона через Кратета: Сократ – Антисфен – Диоген – Кратет Фиванский – Зенон из Кития).

Основные представители. С киническим направлением традици­онно связывают деятельность Антисфена, Диогена Синопского, Кратета Фиванского, Гиппархии, Метрокла из Маронеи, Биона Борисфенита, Фи­лиска Эгинского, Менедема из Лампсака, Монима из Сиракуз, Онесикрита, Телета из Мегары, Мениппа из Гадары; в эпоху Римской империи – Деметрия Киника, Демонакта, Лукиана из Самосаты, Эномая из Гадары, Гераклия Киника, против которого писал имп. Юлиан, большой почитатель киников древних. О том, что кинизм продолжал свое существование и позд­нее, можно сделать вывод на основании замечания Августина о том, что в его время из всех греческих школ остались только киники, перипатетики и платоники (C. Acad. III 19, 42).

Источники. Из оригинальных кинических сочинений сохрани­лись стихотворные фрагменты Кратета Фиванского, фрагмент сочинения Онесикрита, цитируемый Страбоном, диатрибы Телета («О явлении и сущ­ности», «Об автаркии», «Об изгнании», «О бедности и богатстве», «О том, что удовольствие не является целью жизни», «О превратностях судьбы», «Об апатии»), фрагменты диатриб Биона Борисфенита и сочинения «Обличение обманщиков» Эномая из Гадары. Не во всем достоверные сведения о кини­ках содержатся в доксографической литературе (Диоген Лаэртий, Евсевий Кесарийский, словарь Суда), псевдоэпиграфике (письма Диогена, Кратета, Мениппа), романтизированное восприятие кинизма представлено в ди­атрибах стоика Эпиктета, некоторых речах Диона из Прусы и Максима Тирского, трактатах и речах имп. Юлиана. Свидетельства о древних кини­ках собраны Габриеле Джанантони (GIANNANTONI, SSR II).

У киников не было авторитетного канона сочинений. Этому в нема­лой степени способствовали отсутствие института школы (с Киносаргом не связывают деятельность или обучение ни одного из киников) и сам ха­рактер учения: предпочтение устного слова, тяга к художественной лите­ратуре, маргинальным жанрам, анекдоту, пародии. Излюбленные жанры кинической литературы: диалог, диатриба, сборники изречений-хрий, са­тиры, письма; практически не известно трактатов, тем более комментари­ев или учебников; единственное произведение в жанре «воспоминаний» было написано основателем Стои Зеноном Китийским («Воспоминания о Кратете», в подражание Ксенофонту). Поскольку киники признавали ав­торитет Диогена Синопского, посвященная ему устная традиция (попыт­ки ее документировать были предприняты достаточно рано: Метрокл из Маронеи составил первый сборник изречений Диогена, D. L. VI 41) мо­жет считаться общешкольным каноном, постепенно сложившимся в ре­зультате идеализации образа того, кто воспринимался в традиции основа­телем школы.

Киническая философия. Радикально-асоциальные установки киников (отказ от соблюдения принятых в полисе моральных норм и правил поведе­ния, странничество, нищенство, эпатаж) часто препятствовали некоторым античным авторам признавать киников философской школой (ср. D. L. VI 103, мнение Гиппобота; Варрон полагал, что киники не составляют школы, но представляют лишь особый стиль жизни, совместимый с любой школой, ap. Aug. Civ. D. XIX 1), однако это было, скорее, исключением, и даже позд­ние неоплатоники говорят о «философах-киниках» наряду с прочими (см. Amm. In Cat. 2, 2–7; Elias. In Cat. 111, 1–32). Часто философские установ­ки киников приходится реконструировать на основании только биографиче­ской литературы, что оправдано в той мере, в какой киническая школа была школой в смысле определенного умонастроения, а киническая философия – своеобразным киническим образом жизни (εἶδος / τρόπος τῆς ζωῆς), причем язык этой философии не был ограничен устным или письменным словом, но включал и алогичный язык жестов, одежды, образов. Объединявший ки­ников в единое духовное явление стиль жизни имел наглядное выражение в знаменитом «костюме киника»: короткий двойной плащ на голое тело («трибон»), длинные волосы и борода, посох странника, босые ноги, котом­ка нищего через плечо («пера»).

В отсутствие школьной институции и авторитетных текстов обучение кинической философии в ранний период происходило благодаря общению учителя с учеником, который непосредственно убеждался в преимущест­ве кинического образа жизни. После философского «обращения» следовал резкий разрыв с прежней жизнью, домом и отечеством, ученик принимал новую внешнюю атрибутику («надевал костюм киника») и начинал жить по-новому, подражая учителю в искусстве автаркии, свободы и обличения порока (киники считали, что их философия проста и следует природе, так что после уяснения азов ей можно обучиться самостоятельно) – так, Диоген оставил прошлую жизнь, Кратет бросил обеспеченный дом в Фивах, иму­щество и распустил слуг, а Гиппархия, бросив все, стала женой Кратета; ее брат Метрокл оставил учебу в Ликее, распустил слуг и стал последова­телем Кратета. Переход к кинизму был более плавным для выходца из со­циальных низов Монима из Сиракуз; обретя свободу, бывший раб стал ки­ником, стал носить сразу три котомки и начал писать книги. Другой ученик Кратета, Менипп, также был из рабов и также свое обращение отметил ли­тературным творчеством, изобретя жанр произведения «наполовину смеш­ного, наполовину серьезного» (σπουδογέλοιον), Менипповой сатиры.

Киники и Сократ. На связь киников с Сократом уже в Античности указывали неоднократно: 1) родоначальником школы вместе с Диогеном считался сократик Антисфен; 2) Платон называл Диогена Синопского «сумасшедшим Сократом»; 3) когда Зенон из Кития, прочтя в Афинах «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта, захотел найти его последователей, ему указали на Кратета Фиванского. Киники могут быть отнесены к со­кратической традиции в той мере, в какой их связывает с Сократом 1) об­ращенность к этической проблематике; 2) учение о тождестве добродете­ли и знания; 3) критицизм: установка на спор и опровержение оппонента; 4) внешний простецкий вид. Самоосознание киников как последователей Сократа имело одним из следствий систематическую критику Платона (то же впоследствии у стоиков), ибо платонизм воспринимался как искажение истинно сократовского учения.

Кинический дискурс отличало морализаторство, признание целью жиз­ни добродетель (ср. D. L. VI 104), всякое отклонение от которой воприни­малось как порок. По Диогену Селевкийскому, кинизм – это «кратчайший путь к добродетели» (VII 121). Добродетель же – в разуме, порок – в нера­зумии. Традиционная, хотя и упрощенная постановка вопроса о добродете­ли сочеталась у киников с неприятием всякой традиции. Диоген Синопский призвал «переоценить ценности» того общества, которое не способно жить по разуму и добродетели вплоть до полного отвержения, вместе с его зако­нами, которые не служат справедливости, и вместе с образованием, науками (геометрией, музыкой и т. д.) и школьной философией, которые занимают душу бесполезными вещами. Исходная линия кинического философствова­ния была продолжением известного из истории софистики противопостав­ления «природы» и «закона». Киники выбрали природу и отвергли закон, трактуя его как совокупность тех ложных ценностей, которые подлежат пе­реоценке. В эллинистических монархиях новой постклассической эпохи киникам осталось право быть свободными лишь ценой своего гражданско­го статуса, и они им воспользовались, выбрав асоциальную свободу в не­свободном обществе.

Единственное известное произведение кинической литературы, по­священное изложению социально-политических идей – «Государство» Диогена Синопского (реплика на платоновское). Диоген проповедовал, что людям следует брать пример у животных, живущих более целесообразно и просто; им следует отказаться от оружия, денег и прочих бесполезных вещей; ввести общность жен и детей, допустить полную сексуальную сво­боду, инцест и даже каннибализм (последний обосновывался тем, что тело человека состоит из тех же элементов, что и растения и прочие тела, упот­ребимые в пищу, D. L. VI 79). Достойные примеры подражания киники на­ходили не только у животных, но и у варваров: были популярны индийские гимнософисты (см. Онесикрит) и скифы, особенно Анахарсис, которому в кинической среде приписали серию фиктивных писем, пропагандирую­щих основы кинизма. Был востребован и жанр утопии: Кратет написал гек­заметрическую поэму про остров-государство «Пéра», населенный счаст­ливыми и ни в чем не нуждающимися людьми. Идеал самодостаточности, автаркии, был одним из ведущих в системе ценностей кинизма. С ним было связано требование обходиться минимумом для удовлетворения насущных нужд, отказ от привычных вещей (зачем изобилие в еде, когда достаточно хлеба с водой для утоления голода и жажды, зачем жить в доме с крышей, если укрыться можно и в большой бочке, зачем пить из чашки, когда можно из ладони, и т. д.). Кинический образ жизни включал суровые аскетические требования, воздержность, твердость духа (апатия).

Антигедонизм киников был доведен ими до того предела, где их совре­менники усматривали безумие (Диоген говорил: «Я предпочел бы безумст­вовать, чем наслаждаться»). В соединении представления о ложности вся­кого стыда (ибо это всего лишь требование «закона») и установки на борьбу с удовольствиями можно искать объяснение некоторым особенно скандаль­ным деяниям киников, в частности браку (κυνογάμια) на площади Кратета и Гиппархии. Чувственное удовольствие, учили киники, безразлично, его нужно полностью исключить из всех поступков (даже тех, что связаны с пе­реживанием удовольствий), но в таком случае не остается причин скрывать и супружеское соединение, согласное с природой. Т. обр., хотя привержен­цы кинизма проповедовали воздержность и аскетизм, с точки зрения норм нравственности, с которыми они не считались, их поведение было безнрав­ственнее и распущеннее, напр., проституции, которую клеймил Диоген.

Киники имели славу безбожников, критиков государственных культов и обрядов (в римский период Эномай из Гадары только за антирелигиоз­ную направленность своего сочинения «Обличение обманщиков» воспри­нимался как киник). Судя по имеющимся фрагментам, киники выступали главным образом против многочисленных суеверий. Для них религия была порождением «закона», «обычая», а не «природы» (ср. слова Антисфена о том, что люди придумали множество богов, тогда как по природе существу­ет один). В кинизме было распространено почитание героя Геракла как по­кровителя бедняков (и покровителя Киносарга), в несколько более позднее время – также богини Тихе (Τύχη).

Свобода речи (παρρησία) – одна из примет кинического дискурса. Это было усвоенное киниками право говорить резко, невзирая на авторитеты, хлестко, насмешливо и часто приниженно о вещах важных. Диоген счи­тал парресию главным своим достижением в философии. Связанные с при­вычкой к обличению психологические опасности емко выразил Гален, наз­вав кинизм «кратчайшим путем к тщеславию» (Galen. De peccat. dign., t. 5, p. 71 Kühn); отношение к киникам Галена, как и многих других авторов (ср., напр., Apul. Flor. 7, 10–13), было обусловлено прежде всего неприятием ки­нической убежденности в бесполезности всех наук, мешающих, по их мне­нию, увидеть главный предмет философии – человека.

Свобода говорить в кинической системе ценностей была неразрывно связана со свободой жить независимо от условных рамок государства (в котором они часто не были полноправными гражданами). Киники ввели в философский словарь новый термин, назвав себя «ко смополитами», гражданами не отдельного города, но «космополиса», всего мира (термин впоследствии подхватили и развили в своем учении стоики). Почти все ки­ники, по сообщениям историков, совершали далекие путешествия во все концы известного грекам мира, во время которых могли в полной мере при­менять свое аскетическое искусство жить согласно природе.

Кинизм послужил непосредственным источником стоицизма, смягчив­шего кинические парадоксы и внесшего более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характер­ный для киников перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление хри­стианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и стран­ничество).

Литература:

Библиография: