Киев андреевская церковь

Андреевская церковь в Киеве

Общая информация

Андреевская церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII — середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад — восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

Святое место, где, по свидетельству преподобного Нестора, еще в первом веке святой апостол Андрей воздвиг крест как пророчество славного православного будущего этих земель, изначально судьбой было предназначено Великому храму.

Так уже в год крещения Руси (988) вершину Старокиевской горы по праву занимает деревянная церковь святого Василия, предначертанием которой было вернуть святость месту, поруганному языческим перуновым капищем. А спустя еще сто лет великим князем Всеволодом Ярославовичем (1030 — 1093) основывается Андреевский (Янчин) монастырь, который занимает свое место рядом с церковью.

Продолжил традицию оказания милостей князей киевских, которые благоволили к храму на Старокиевской горе, Мстислав Романович ( – 1223) – в 1215 году храм получает вместе с новым именем Воздвижения Честного креста Андреем Первозванным свое первое каменное облачение.

По велению императрицы российской Елизаветы Петровны (1709 — 1762) во время ее паломничества в киевские земли был заложен новый храм во имя святого апостола Андрея на месте святыни, имеющей огромное значение для всего православного мира. Первоначально разработка проекта строительства была поручена русскому архитектору немецкого происхождения Иоганну Готфриду Шеделю (1680 — 1752) и военному инженеру Де-Баскету, но предложенные ими в 1745 году эскизы не нашли одобрения в Петербурге.

Новым главным архитектором проекта в 1746 году становится Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771), и уже через год начинается строительство нового храма божьего по чертежам русского архитектора итальянского происхождения под руководством его помощника Ивана Федоровича Мичурина (1700 — 1763), которое растянулось на шесть лет. Для устранения главной проблемы возведения Андреевской церкви Киева – высокого уровня грунтовых вод в недрах горы, повышающего риск оползней и обвалов – фундамент здания заглубили на пятнадцать метров и создали дренажную систему их отведения.

Не смотря на завершение строительных работ к 1753 году, освящение храма было совершено митрополитом киевским Арсерием Могилянским (1704 — 1770) лишь 19 августа 1767 года, что было обусловлено длительным периодом внутренней отделки и оснащения церкви, где только написание икон для иконостаса украинским художником Григорием Кирилловичем Левицким (1697 – 1769) растянулось на три долгих года, а создание иконостаса с позолоченным орнаментом и скульптурой по рисункам Растрелли и вовсе длилось вплоть до открытия храма.

Но даже после открытия Андреевская церковь постоянно требовала пристального внимания — в 1815 году во время бури храм был обезглавлен (реставрация по новым чертежам растянулась на десять лет); в 1844-м проводится реконструкция поврежденной фундаментной кладки, замена деревянной лестницы чугунной и обновляется покрытие куполов; 1865 — 1866 — укрепляются склоны, форма каркасного основания куполов восстанавливается по чертежам Растрелли, производится капитальный ремонт здания в целом; центральный купол значительно поврежден молнией (1891), измененный он занимает свое место на барабане через три года; значительные восстановительные работы после Второй мировой проводились в два этапа: 1949 — 1952 и 1956 — 1957.

В виду высокой архитектурной ценности храм на Андреевском спуске в 1968 году получает статус филиала национального заповедника “София Киевская”. А свой первоначальный облик после двухсотлетних перестроек, согласно задумки Франческо Бартоломео, Андреевская церковь получает лишь во время реконструкции 1974 — 1979 годов после обнаружения и документального подтверждения тождества и авторства чертежей графического собрания музея “Альбертина” (Вена) храму на Старокиевской горе.

В качестве храма божьего свои двери Андреевская церковь вновь распахивает на пороге нового тысячелетия — в 2000 году после восстановительной реконструкции, продлившейся восемь лет.

Архитектура

Крестовый (оси 31,5м х 22,7 м) с акцентом в западной части храм Андреевского спуска высотой шестьдесят метров на высоком фундаменте — стилобате с опоясывающей терассой выступает одной из архитектурных доминант правого берега Днепра в Киеве.

Двухэтажное здание стилобата, к которой ведет четырехмаршевая чугунная лестница, с восемью комнатами на каждом уровне, где первый выступает “нижней церковью”, а верхний отдан в распоряжение хозяйственных служб, является одновременно и фундаментом здания Андреевской церкви.

На пересечении осей кирпичного оштукатуренного здания храма, усиленного мощными пилонами на высоких пьедесталах по углам креста с завершением из небольших башенками со стройным силуэтом небольших куполов, покоится большой члененный купол с маковкой. Внешняя отделка, помимо лазурно-белой цветовой гаммы, состоит из пилястров на высоком постаменте с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера под фронтонными картушами с вензелями. Угловые пилоны украшены с трех сторон парами белых колон.

Необычность планировки Андреевской церкви заключается в расположении четырех малых куполов — не по ветвям креста, а по диагонали от них.

Внутреннее убранство храма не уступает внешней пышности: позолота лепных элементов, пилястры коринфского ордера, фрески, не говоря о творении не одного десятилетия — трехъярусного иконостаса с позолоченным резным орнаментом, росписью и скульптурными изображениями.

Как добраться

Адрес: Украина, Киевская обл., г. Киев, ул. Андреевский спуск, 23.

Автотранспортом по Набережному шоссе, после – Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, но здесь автомобиль придется оставит — улица пешеходная.

Общественным транспортом на метро до станции “Почтовая площадь” откуда подняться Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, где и расположена Андреевская церковь.

Киев. Церковь Андрея Первозванного (Андреевская).

Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: » Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей». И сойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел из горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру…» — так Нестор-летописец в своей «Повести временных лет» рассказывает интересную легенду о пребывании первого из апостолов Христа на киевской земле. Было ли это так, или нет история не знает, но легенда интересная.

Еще в XII-XIII на месте пребывания апостола находилось несколько церквей, которые по или иным причинам исчезали почти бесследно. Последняя церковь, которая имела название Крестовоздвиженськой сгорела в1677 году .В 1690 году появляется первая Андреевская церковь, которая была деревянной, но со временем она сама по себе разваливается. С тех пор на горе был установлен, т.н. Андреевский крест. В середине 18-го столетия по заказу императрицы Елизаветы начинается строительство Андревской церкви. Существовало несколько проектов новой церкви, но преимущество отдали итальянцу Бартоломео Расстрелли. Все работы по проектом Расстрелли выполнял архитектор Иван Мичурин , который существенно дополнил итальянского творца шедевров. Интересно, что некоторое время строительство не начиналось, так как столкнулось с неожиданной преградой — священники вовсе не желали снимать освященный крест, который все еще стоял на горе и чинили этому акту всяческие преграды. Но так или иначе в 1749 году храм начал строиться.

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости.

Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749-1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь — памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.

За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.

С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.

В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII — середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.

Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад — восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавия храма. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь. В оформлении фасадов впервые объединены лепной декор и чугунное литье.

Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, которые были сооружены И.Ф.Мичуриным взамен предусмотренных в проекте свайных. В связи со сложными гидрогеологическими условиями участка (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), он закладывает фундаменты разной глубины: со стороны Днепра 13,9 а со стороны Андреевского спуска -12,9 м от поверхности площадки паперти, И.Ф.Мичурин внес изменения и в инженерную часть проекта, заменив деревянные конструкции купола кирпичной кладкой и построив деревянную лестницу подход вместо подъезда к церкви (в 1844 г. лестница была заменена на чугунную).

За всю свою историю время, когда она выполняла свою прямую функцию, можно пересчитать на пальцах одной руки. Неудачное местонахождение и, вследствие этого, угроза постоянных сдвигов — вот те причины, которые ставили Андреевскую на границу полного уничтожения. Уже в1787 году, после смерти Елизаветы, храм приходит почти в полное запустение. Лишь вмешательство русской императрицы Екатерины спасло церковь . В 1843 году в следствии сильного сдвига церковь дает трещину. Нужна была немедленная реставрация, которую и сделали, правда, утратив при этом некоторые элементы Растрелли. В начале 20-го столетия храм снова сталкивается с теми же проблемами. Его полная реставрация за чертежами Растрелли была осуществлена Владимиром Николаевым в 1900 году.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.

Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.

Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура — головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа «Распятие», завершающая иконостас.

Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина «Тайная вечеря» в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе «Успение Богородицы» сохранилась его подпись.

Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.

На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века — «Выбор веры князем Владимиром» неизвестного автора и «Проповедь апостола Андрея» художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.

В целом интерьер Андреевской церкви — светлый, нарядный, мажорный — производит впечатление парадного дворцового зала.

По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу.

В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. В нынешнее время Андреевская церковь отреставрирована. К главным святыням церкви принадлежит частица мощей Андрея Первозванного, привезенная из Италии и хранящаяся в специальном ковчеге. Паломников привлекало дарованное императором Александром Евангелие в драгоценном, усыпанном бриллиантами, окладе.

Андреевская церковь


Андреевская церковь наряду с Лаврой и Софией является одной из визитных карточек Киева и знаменита во всем мире. У меня накопилось немало карточек с этим великолепным сооружением и захотелось еще раз рассказать о церкви и ее истории. Хотя, казалось бы: кто ее не видел? Тем не менее, про такой шедевр архитектуры еще раз написать, думаю, лишним никогда не будет.
Андреевская церковь является православным храмом, названным в честь апостола Андрея Первозванного. Была сооружена по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1749-1754 гг. на месте, где согласно «Повести временных лет» был воздвигнут крест Андреем Первозванным во время его путешествия на Север. Церковь построена по проекту замечательного архитектора Бартоломео Растрелли, который также является автором таких сооружений как Мариинский дворец в Киеве, Зимний дворец в Петербурге и Екатерининский дворец в Пушкине. Строительство проводилось местными зодчими под руководством московского архитектора Ивана Мичурина. К 1753 г. здание было в основном закончено, а отдельные отделочные работы продолжались вплоть до 1767 г. После смерти Елизаветы в 1761 г. церковью практически никто не интересовался и она была освящена лишь в 1767 г. Тем не менее, служба в ней так и не проводилась: ведь Андреевской церкви не был назначен приход.


Андреевская церковь неоднократно реставрировалась. Задуманная как дворцовая, она вскоре после постройки лишилась опеки царского двора и постепенно начала разрушаться. Грунтовые воды размывали фундамент, в стенах появлялись трещины, частично был поврежден декор. В результате реставраций, которые проводились в течение XIX — начале XX вв. были утрачены некоторые элементы Растрелли и была искажена первоначальная форма куполов. На протяжении XX в. неоднократно проводились значительные ремонтно-реставрационные работы: сооружена новая дренажная система, укреплены колонны, стены, иконостас, ремонтировались своды, карнизы, мраморные полы, возобновлялись утраченные фрагменты лепки, резьбы, реставрировалась живопись.
В 70-80-х годах прошлого века были проведены большие работы по восстановлению церкви в первоначальных формах на основании подлинных чертежей Растрелли. В течение нескольких последних лет вновь проводилась реконструкция, основной целью которой было укрепление склона, на котором стоит церковь.
2. Церковь незадолго до реставрации 70-80-х годов XX в.:

3. Состояние непосредственно перед реставрацией:

4. Масштабная реставрация 70-80-х:

5. После реставрации. Ах, как непривычно не видеть на Андреевском спуске уже привычный там торговый бардак.

6. Сейчас тротуары Андреевского спуска опять загажены торговыми палатками и лотками и по тротуарам даже пройти сложно, не то чтобы найти нормальный ракурс для съемки. Тем более, что по проезжей части практически постоянно кто-то ездит.

7. Но не будем о грустном, вернемся к церкви.

8. Чтобы возвести церковь на краю холма, ее поставили на двухэтажный фундамент-стилобат, на каждом этаже которого размещается по восемь комнат.
9. Высота самой церкви почти 50 м. Церковь имеет только один купол диаметром 10 м и четыре декоративные малые главки, что создает эффект традиционного пятиглавия храма.
10. Со стороны улицы к церкви ведет крутая чугунная лестница. Вокруг самой церкви обустроена пятиугольная терраса, с которой открывается вид на Андреевский спуск, Подол и Днепр.

12. Здание опирается на каменные столбовые фундаменты, сверху которых установлены декоративные главки. В связи со сложными гидрогеологическими условиями (насыпные и просадочные грунты, высокий уровень грунтовых вод), фундаменты были заложены разной глубины.
13. Во время последнего укрепления склона были вынужденно срезаны деревья, которые росли на склоне, и теперь виды в сторону Подола и Андреевского спуска с террасы ничем не закрыты.

15. Церковь построена в стиле барокко, для которого характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты.
16. И действительно: Андреевская церковь поражает богатством и эффектностью внешней отделки.
17. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского и ионического ордеров. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
18. Живописность фасадов усиливает яркая раскраска.
19. Архитектурным деталям церкви можно смело посвящать отдельный пост.
20. Они прекрасны.

23. Интерьер церкви — единый архитектурный объем, в котором четко читается крестообразный план сооружения. Главным акцентом здесь является иконостас красного цвета высотой более 23 м. На иконостасе размещены 39 икон разной формы и содержания. Окна, двери, ниши, купол церкви декорированы богатой лепкой с позолотой. Изначальный чугунный пол в конце XIX в. был заменен мрамором.
24. Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики И. Домаш и А. Карловский изготовили все резные детали. Иконостас изготовлен из липы с покрытием сусальным золотом. Живопись выполнена И. Вишняковым с учениками (25 икон), А. Антроповым, который расписал кафедру, купол, ряд икон иконостаса и образов в алтаре, а также украинскими мастерами И. Роменским и И. Чайковским., которые расписали обратную сторону иконостаса, которую вместе с алтарем увидеть, к сожалению, непросто — доступ туда закрыт 🙁
25. В декоре имеются скульптуры — головки херувимов, фигуры ангелов и т.п..