Католическая исповедь

Какие обряды и чем именно отличаются у православных и католиков?

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.

Крещение

Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.

«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.

Обязательно ли крестить ребёнка на 40-й день после родов? Подробнее

Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.

Конфирмация у католиков. Фото: .com

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

Покаяние или исповедь

Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.

Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник. В каких случаях может быть нарушена тайна исповеди? Подробнее

Таинство брака

Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.

«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.

Сколько раз можно венчаться? Подробнее

Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак. Чем Патриарх отличается от Папы Римского? Подробнее

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.

«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак. Как подготовиться к Соборованию? Подробнее

Значение слова исповедальня

Примеры употребления слова исповедальня в литературе.

Аббат повернулся к ней, живо заинтересовавшись и собираясь с любопытством священника порыться в тех альковных тайнах, которые развлекали его в исповедальне.

Молитвенную, куда перевезли по частям из Гоа всю тамошнюю часовню, и ореховую исповедальню, которой пользовался в Аннеси св.

Спит вечным сном и гражданин, обнаруженный ксендзом Вериго в исповедальне.

Это кричит ксендз Вериго, и я вихрем несусь вниз по винтовой лестнице и бегу к исповедальне.

Обмирщенные, проституированные исповедальни скоро будут стоять буквально на всех перекрестках: за исключением нескольких преступников, все жаждут сделать свои души публичными, жаждут сделать из них души-плакаты.

Спустя неделю он вручил мне ключ от исповедальни часовни Богоматери и прибавил: — Ступайте, счастливейший из смертных, вот сладострастный будуар, куда вы так стремились: пользуйтесь им всласть, оскверните здесь по меньшей мере столько нежных предметов, сколько я испортил за восемь лет, чтобы я не жалел о том, что привел вас сюда.

Через пять минут дверца, в которой легко было разбить стеклянные стенки, была открыта так же подобранным ключом, как ранее дарохранительница, и он собирался присоединить платье и корону к потиру и сосудам, когда, желая помешать такой краже, я вышел из исповедальни и направился к алтарю.

Или что какой-либо духовник или духовники, клирики, монахи, какого бы ни были они состояния, сана и положения, при таинстве исповеди, или раньше, или непосредственно после нее, по случаю исповеди, под предлогом и видимостью ее, хотя бы в действительности не производили исповеди, или хотя бы вне случая исповеди, но находясь в исповедальне или в каком-либо другом месте, где происходит исповедь и которое предназначено и указано для этого, — обманув и давши понять, что они будут исповеданы, или слушая исповедь, побуждали или покушались побуждать некоторых особ, подстрекая и вызывая их на постыдные и бесчестные поступки, как с духовником, так и с другими, или имели с исповедницами неприличные и бесчестные разговоры.

Да, да, пани Ивашкевич, сказал я, идите к исповедальне, а сам еще минуту или две минуты продолжал стоять, раздумывая о старости.

Бросает работу художник, необходимо заказывать столяру новую исповедальню, а красивую древнюю придется сломать на дрова, ибо не будут спокойны сердца людей, преклоняющих возле нее колени, не будут чисты слова их исповеди, даже простодушной исповеди пани Ивашкевич, даже неизменной, как молитва, исповеди Жолтака.

Я приглашаю Валю Луцевич за орган, старая Ивашкевич отправляется к исповедальне.

Я ксендза понимаю, сегодня исповедальня уже доставила ему два сюрприза.

Что и произошло, скорее всего, вот здесь, у иконы богородицы, откуда до исповедальни десять шагов.

Разомну-ка я лучше сигарету и подумаю, зачем потребовалось вытаскивать тело из исповедальни до прихода милиции.

Она уже достигла исповедальни и опускается на колени перед зарешеченным оконцом в боковой стенке.

Источник: библиотека Максима Мошкова

1. Католик очищает только совесть, православный очищает совесть и сердце
Покаяние и исповедь в Православии и католичестве сходны по форме, но различны по содержанию и смыслу.

Католик идет исповедоваться, когда он согрешил против заповедей Божьих и когда совесть обличает его. Для него грех – это совершение преступления перед Богом, покаяние – это очищение совести; Бог для него — строгий судья, а Церковь – карающий орган, так как он знает, что за свои грехи будет наказан.

Исповедь православного – это не только избавление совести от грехов; но это также — очищение сердца от страстей и пороков, гнездящихся в нем.
Человек потому и грешит, что душа его повреждена гордыней, страстями, злобой, завистью, ревностью, себялюбием, честолюбием, ненавистью и прочими пороками человеческими. Поэтому православных христианин не только исповедует сами грехи, но также стремится искоренить и причину греха в своем сердце. Он старается быть максимально внимательным к себе, своим мыслям, чувствам, словам, поступкам, побуждениям.

2. Православный христианин — воин Духа, для него покаяние — средство духовной брани

Настоящий православный христианин – это борец, воин Духа, который постоянно пребывает в духовной борьбе со злом в самом себе.

Исповедь для православного – это, прежде всего, очищение сердца от всякого зла, которое по словам Христа, гнездится в сердце каждого человека. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». (Мрк. 7:20-23)

Для него покаяние – это духовная борьба, непрерывная работа личности над собой.

Количество исповедей не ограничено. Христианин может исповедоваться всякий раз, когда чувствует в этом необходимость, когда совесть обличает его, когда душа требует очищения.

С каждым таким покаянием душа православного христианина всё более и более очищается, умиротворяется, светлеет. Он испытывает чувство огромного облегчения, освобождения от гнета накопившихся душевных тягот.

3. Для католика исповедь — это раскаяние преступника перед Богом, для православного — плач о своей греховности, надежда на милость Божью

Различается сам смысл исповеди у православных и католиков.

Если для католиков исповедь есть раскаяние провинившегося грешника, преступника, согрешившего перед Богом, ожидающего наказания за свои грехи,

то для православного покаяние есть волевой акт свободной личности, осознавшей умом и прочувствовавшей сердцем всю греховную сущность своей натуры, весь ужас своего греха, всю свою нечистоту перед Богом, горько сокрушающегося, раскаивающейся в этом, стремящейся к исправлению. Это одновременно – и плач о своей греховности, и надежда на милость Божью.

При этом, Бога православный, в отличие от католика, воспринимает не как сурового Судью, гневающегося и наказующего, а как доброго и любящего Отца, желающего всем людям исправления и спасения. Церковь он воспринимает не как орган наказания за прегрешения, а как духовную лечебницу, врачующую его духовные раны.

Таким образом, главная разница в покаянии православного и католика состоит в самом смысле покаяния.

Смысл покаяния для католика – только лишь очищение совести от частных грехов и проступков.

Смысл покаяние для православного, помимо очищения совести от проступков — также и очищение сердца от явных и тайных грехов и страстей, а в целом – исправление и нравственное усовершенствование самого себя по заповедям Христа и по образу Божьему.