Как врут российские СМИ?

20 самых отвратительных примеров лжи российских СМИ об Украине

Убитые украинскими военными и бандеровцами дети, разбомбленные авиацией города Донбасса и прочие ужасы киевской хунты — такими картинками постоянно потчуют своих читателей и зрителей российские СМИ. Все эти сообщения настолько ужасны, что их авторов трудно заподозрить во лжи — ведь с человеческими жизнями не шутят.

Шутят, да еще как — это доказали российские журналисты. Новое Время собрало 20 самых вопиющих примеров лжи СМИ северного соседа.

1. 26 мая на сайте Навигатор появилась новость о том, что в Донецке расширяется район боевых действий, люди покидают свои дома, сожжены автомобили и растет количество раненых. Новость сопровождалась фотографией пожаров вблизи Путиловского моста. На самом деле взрывы и дым на фото Донецка появились благодаря фотошопу.

2. В социальной сети Вконтакте Игорь Стрелков, министр обороны самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, выставил фотографию горящего БТР. «В Донбассе началось тотальное мщение хунте! Как мы и обещали!» — подписал фото Стрелков. Однако забыл упомянуть, что на самом деле БТР жгли в Китае 3 июня 1989 года на подступах к площади Тяньаньмэнь.

3. В воскресном выпуске 25 мая — в день президентских выборов в Украине — российский Первый канал дал в эфир якобы скриншот сайта Центральной избирательной комиссии, где лидер Правого сектора Дмитрий Ярош побеждал с результатом в 37,13?% голосов. При этом лидер президентской гонки Петр Порошенко по версии Первого канала был лишь вторым — 29,63?%.

4. Телеканал Россия-1 в вечернем выпуске программы Вести от 16 мая, рассказывая о событиях в Славянске и показывая убитого мужчину, использовал видео, которое было снято в 2012 году в России — после проведения контртеррористической операции на территории Баксанского района Кабардино-Балкарии.

5. На YouTube появилось видео, на котором якобы украинские солдаты 3 мая под Краматорском грубо сбрасывают с боевой машины трупы. На самом деле видео опубликовано еще в ноябре 2012 года. Место действия — Дагестан. Оригинальное название видео «Публичные зверства кафиров над телами шахидов».

6. 17 мая российский сайт politikus. ru опубликовал новость о том, что городской морг Славянска якобы переполнен трупами украинских военных, бойцов Национальной гвардии и Правого сектора. Новость сопровождала фотография, сделанная 18 февраля 2009 года. На снимке — тела, ожидающие вскрытия в морге мексиканского города Сьюдад-Хуарес.

7. 26 мая в информагентстве РИА Новости сообщили, что украинская армия в бою за аэропорт Донецка вновь использовала вертолет с символикой ООН. Агентство также пояснило, что по международному законодательству использование воздушных машин с подобными обозначениями на борту возможно только миротворческими силами самой ООН. Новость сопровождалась фотографией вертолета, который на самом деле летал во время украинской миротворческой операции под мандатом ООН в Конго два года назад.

8. В день выборов в Украине 25 мая сразу несколько российских интернет-ресурсов сообщили о том, что в столице Украины прошел первый в ее истории гей-парад. Мол, именно с него началась евроинтеграция в стране, и власти оказались столь евроориентированными, что запретили разгонять это шествие. При этом российские СМИ ссылались на сюжеты украинских каналов 1+1 и Интер. Сюжеты о гей-параде в Киеве действительно выходили на украинском телевидении, и проходил он действительно 25 мая. Но в 2013 году.

9. 27 мая журналистка российского канала LifeNews Эрмина Котанджян разместила на своей странице в Twitter фотографию восьмилетнего мальчика, который якобы был ранен в аэропорту Донецка после обстрела. При этом журналистка сослалась на страницу в Twitter, якобы принадлежащую прокурору Крыма Наталье Поклонской. На самом деле фото сделано в апреле 2013 года в сирийском городе Алеппо после его обстрела правительственными силами. Тогда погибли девять детей.

10. Сразу несколько российских телеканалов, в том числе Россия-1 и LifeNews, сообщили, что «украинский генерал встал на колени перед бывшим послом США». Источником этой новости стало сообщение в Facebook украинского журналиста Владимира Скачко, датированное 25 мая 2014 года. На самом деле фотография была сделана еще 17 июня 2013 года в Херсоне. На фотографии изображено вручение оружия чрезвычайному и полномочному послу США Джону Теффту в честь заслуг родоначальника военно-морского флота США Джона Поля Джонса, который 226 лет назад принял казацкую присягу, а потом служил контр-адмиралом Российского императорского флота.

11. Утром 9 июня российский канал LifeNews сообщил, что солдата, уронившего карабин во время церемонии инаугурации Петра Порошенко, как и его сослуживцев, отправят служить на восток, в зону АТО. «Почетный караул новоизбранного президента Украины Петра Порошенко будет направлен в зону силовой операции на юго-востоке страны. Такое решение было принято после инцидента, который произошел во время инаугурации Порошенко», — сообщает канал. Командир батальона Донбасс Семен Семенченко уже опроверг эту информацию на своей странице в Facebook. На самом деле во время воскресного вече на Майдане к нему подошли служащие президентского полка и попросились в состав батальона. «Хорошо, говорю, после выходных, если отпустят вас, возьмем переводом. Если нет — значит, несите службу в Киеве», — написал Семенченко.

12. В мае в социальных сетях распространялось фото лежащей в луже крови женщины, якобы убитой украинскими военными в Донецке. Изображение в своем Twitter также разместил журналист Russia Today Грэм Филлипс. Но позже удалил фотографию. На самом деле она сделана в Венесуэле.

13. На YouTube появилось видео, якобы свидетельствующее о том, что «донецкие ополченцы взорвали зенитно-ракетный комплекс украинских террористов». На самом деле на видео кадры из Сирии, а не из Донецка.

14. 2 марта российский Первый канал показал сюжет об усилении потока мигрантов из Украины в Россию, проиллюстрировав это сообщение видео очередей авто на границе с Польшей. При этом журналисты канала утверждали, что, убегая от беспорядков, из Украины в Россию выехали 140 тыс. человек.

15. 28 мая российские СМИ распространили новость о том, что ополченцы сбили беспилотник в небе над Донецком. Позже выяснилось, что на фото изображен самолет, сбитый ранее в Нагорном Карабахе.

16. Российский журналист Максим Руднев выложил на YouTube видео, где видно, как сбивают вертолет. Подпись к ролику гласила: «Пророссийские активисты со стрельбой штурмуют военный аэродром в Краматорске. Вертолет ВВС Украины хотел совершить посадку на аэродроме, но его обстреляли неизвестные». На самом деле на видео — кадры из Сирии.

17. 28 мая российский интернет-сайт Известия распространил новость о том, что в донецком аэропорту сгорели верующие, которые пришли туда, чтобы не допустить кровопролития. В новости сослались на заявление вице-премьера Донецкой Народной Республики Андрея Пургина. Позже протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии, опроверг сожжение и шествие верующих в аэропорт.

18. В конце апреля российский канал НТВ показал сюжет, в котором жительница Краматорска Людмила Журомская рассказывает, что вместе с мужем она прячется от бомбардировок города украинскими войсками в подвале дедовского дома. На беду НТВ и Журомской, последнюю опознали ее соседи — жители села Терпиння Запорожской области, находящегося в нескольких сотнях километров от Краматорска. Журналисты телеканала ICTV приехали в село, нашли женщину и, представившись сотрудниками российских СМИ, попросили повторить рассказ о бомбардировках. Журомская не захотела этого делать, но версию об атаках украинцев под запись повторил супруг «краматорчанки», показав тот самый подвал.

19. 2 июня сайт Новоросс.info разместил новость о том, что «каратели Коломойского» (губернатор Днепропетровской области) избили ногами и палками матерей солдат из Западной Украины, которые перекрыли трассу с требованием вернуть их сыновей с карательной операции на юго-востоке. Новость сопровождал стоп-кадр из видеозаписи, сделанной еще в 2010 году в Одессе, — тогда прохожие избили водителя, сбившего женщину на тротуаре.

20. 17 мая российский телеканал НТВ показал сюжет, посвященный тому, что несколько сотен итальянцев вышли на митинг. Протестанты якобы были возмущены искажениями, которые допускают европейские СМИ при освещении событий в Украине. Акция молодежи, как сообщило НТВ, прошла под зданием украинского посольства в Риме. На самом деле российские журналисты показали видео сразу с двух митингов, прошедших тогда в Риме. Один был против гомофобии, а второй оказался протестом студентов, требующих прекратить сворачивание социальных программ. Потому и лозунги на их плакатах были соответствующие: «Временная работа», «Маленькие доходы» и так далее.

При подготовке статьи использованы материалы сайта StopFake.org

Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!

Читайте все новости по теме «Угроза федерализации» на OBOZREVATEL.

1. Якобы раненный в Донецке мальчик оказался сирийским ребенком

Самой распространенной среди российских СМИ является спекуляция на детях. Так в своем Twitter 27 мая этого года журналистка российского канала LifeNews Эрмина Котанджян опубликовала фото 8-летнего мальчика, который якобы погиб от рук украинских военных в аэропорту Донецка. Более того, она ссылается на фейковую страницу «прокурора» Крыма Натальи Поклонской.

Ранее этим же фото спекулировали некоторые российские СМИ: мальчика якобы ранили 10 мая в Славянске.

Только вот на самом деле фото не имеет отношения ни к событиям в Донецке, ни к событиям в Славянске. Оно было сделано год назад, в апреле 2013 года в сирийском Алеппо, когда город и его мирных жителей обстреляли правительственные войска Башара Асада.

2. Кадром из фильма проиллюстрировали новости из Донбасса

Блогеры и пользователи соцсетей активно распространяли фото маленькой девочки, которая в слезах сидит возле убитой женщины, позиционируя его как фото событий на Донбассе.

На самом же деле, это вовсе не фото реальных событий, а кадр из белорусско-российской ленты 2010 года «Брестская крепость».

3. Женщину, которая рассказала о зверствах Путина, выдали за ненавидящую «киевскую хунту»

Ролик «Фрагмент обращения к Киевской хунте матери убитого украинского военного» ​​появился в соцсети «Одноклассники». Женщина — мать украинского военного из Сум Александра Анищенко, по национальности россиянина, погибшего от рук террористов 5 мая этого года.

Она обращается не к киевской власти, а к российскому президенту Владимиру Путину, обвиняя его в смерти сына. «Обращение к В. Путину матери россиянина, убитого российским наемниками в Славянске» — вот настоящий ролик-обращение женщины.

Российское вранье
Настоящее обращение женщины

4. Трупы мексиканских наркоторговцев выдали за украинских военных

Ряд российских СМИ, журналистов и блогеров опубликовали фото якобы из морга Славянска с трупами украинских военных и бойцов Нацгвардии и «Правого сектора». Их вроде бы должны «закопать» без идентификации.

На самом же деле фото сделал журналист издания АР 5 лет назад (18 февраля 2009 года) в морге одного из городов Мексики. Тела — результат столкновений наркокартелей.

5. Жестокости из Дагестана назвали ужасами Донбасса

Еще один ужасный обман: российские СМИ показали, якобы украинские военнослужащие сбрасывают мертвые тела из военной машины 3 мая этого года. Видео на самом деле же было отснято значительно раньше и не в Украине. На ролике — Дагестан в ноябре 2012-го и название его — «Публичные зверства Кафиров над телами Шахидов».

Видео 18+

Российское вранье
Дагестан

6. Убитый мужчина из Кабардино-Балкарии «стал украинцем»

Чтобы «продемонстрировать» жестокость украинских военных в Славянске, телеканал «Россия 1» решил долго не думать и проиллюстрировать видео двухлетней давности из Кабардино-Балкарии (Северный Кавказ). Впоследствии, когда это видео получило огласку и стало в Украине предметом возмущения, заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев назвал использование этих кадров случайной ошибкой.

7. Убрали «Аллах акбар» и показали Сирию вместо Донецка

Российский журналист Максим Руднев выложил на Youtube видео, на котором сбивают вертолет. Подписал — «Пророссийские активисты со стрельбой штурмуют военный аэродром в Краматорске. Вертолет ВВС Украины хотел совершить посадку на аэродроме, но его обстреляли неизвестные».

В действительности же на видео — кадры из Сирии. Местные повстанцы опубликовали видео, на котором боевая операция батальона Свободной сирийской армии близ Алеппо. Кто-то из боевиков выпускает ракету «земля-воздух» по вертолету ВВС Сирии.

Российское вранье

Сбитый вертолет в Сирии

8. Сирия вновь стала Донбассом

В интернете также набирает обороты видео «28 мая 2014 Донецк. Ополченцы взорвали ЗРК террористов (украинской Нацгвардии)».

Только вот настоящая дата этого видео: 15 мая 2014-го и случилось это в Сирии. Российские СМИ вновь умудрились убрать возгласы «Аллах акбар» и выдать кадры за Донецк.

Российское вранье

События в Сирии

9. Российские СМИ придумали страшную историю о сожженных верующих

Среди российских СМИ, в частности в издании «Известия», распространилась информация, что в донецком аэропорту сгорели верующие, которые пришли на аэродром 28 мая, «чтобы не допустить кровопролития». Такую информацию издание распространило со ссылкой на «вице-премьера» так называемой «ДНР» Андрея Пургина.

Позже в Донецкой епархии опровергли само шествие верующих в аэропорт, а затем и их сожжение. Об этом первым написал в соцсетях протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии.

10. Разбомбленный Белград стал Донбассом

В социальных сетях пророссийские блогеры, журналисты и просто «активисты» распространяли фото разбомбленного еще 10 лет назад Белграда (тогда — территории Югославии, теперь — Сербии), только вот позиционировали его следствием действий украинской армии.

11. Аварию в Квебеке назвали взрывами в Славянске

Группы сепаратистов в соцсетях распространили яркую картинку о якобы мощных взрывах в Славянске, более того, будто бы в жилых кварталах, апеллируя к безопасности женщин и детей. Кричащие тексты в сопровождении к картинке распространились по всем соцсетям.

Только на фото на самом деле — последствия аварии железнодорожного состава с топливом в канадском Квебеке в 2013 году.

12.По данным российских СМИ, Львовская область теперь граничит с РФ

Журналисты «Первого канала» так загорелись идеей показать якобы очереди из украинских беженцев на границах между Россией и Украиной, что показали село Шегини на Львовщине, которая граничит с Польшей.

13. Пьяница стал «активистом» так называемой «ДНР»

На Youtube 8 мая появилось видео, на котором человек падает с высоченной трубы. Описание видео говорит, что «активист» самопровозглашенной «ДНР» хотел повесить флаг «республики» на трубе, а его убил снайпер — слышен даже звук выстрела.

Видео же вообще не имеет отношения к «ДНР», ведь было отснято еще в конце 2013-го. На сайте «Очевидец» даже размещен материал, который доказывает, что это — не сепаратист, а нетрезвый мужчина, который вылез на 30-метровую трубу на территории котельной (недействующей) и прыгнул с нее. В оригинале выстрела нет.

Видео 18+

Видео о якобы «активисте «ДНР»
Видео 2013 года

14. Казака Гаврилюка с Майдана назвали российским диверсантом

Активно сепаратисты распространяют и надуманную информацию о том, что якобы казак с Евромайдана Михаил Гаврилюк стал сепаратистом и теперь орудует на Донбассе. Даже сравнительные таблицы уже составили. Но просчитались с прической: сепаратист (имя которого Евгений Пономарев, который, кстати, активен в соцсетях) — почти лысый, тогда как у Гаврилюка — казацкий чуб. И морщины на лбу у диверсанта нет. Очевидно, «идентифицировали» по папахе.

А вот и страница диверсанта из России Пономарева ВКонтакте.

15. Сбитый беспилотник с Нагорного Карабаха показали в Донецке

Российские СМИ распространили фото вроде как сбитого в Донецкой области сепаратистами украинского беспилотного самолета-разведчика.

Впоследствии выяснилось, что на фото — самолет, сбитый ранее в Нагорном Карабахе.

16. Российские СМИ часто сами себе противоречат

Некоторые российские издания настолько непредсказуемы, что подают различные новости в ленты разных городов. Например, новости на киевскую и московскую аудитории подают в кардинально разных контекстах.

17. Тренер по фитнесу стал боевиком «Правого сектора»

Феерическое по лживости издание LifeNews первым узнает о бойцах «Правого сектора», которые якобы приехали на Донбасс для дестабилизации ситуации. Один из таких «украинских националистов», «пойманных» на Донбассе, — на самом деле фитнес-тренер из Киева. Донецкие сепаратисты же представили его Виталием Ковальчуком — бойцом «ПС» из Винницы.

На самом деле Ковальчук работает в столичном спортклубе GymFit, на сайте которого можно найти его фото и информацию о парне.

18. Россия врет, что украинские военные тренируются стрелять на женщинах

Еще одна откровенная ложь, которая даже не поддается комментированию. На одной из пресс-конференций российский президент Владимир Путин сказал об украинских военных: «Пусть только попробуют стрелять в детей и женщин». Более того, информацию о том, что российские диверсанты стреляют из-за спин женщин и детей подтверждают десятки очевидцев.

LifeNews пытались аргументировать такие данные вопросами из психологической анкеты для украинских военных, на которые они отвечают перед поездкой на Донбасс. Но журналисты издания, которые, очевидно, плохо владеют украинским языком, не прочитали внимательно вопрос. Речь идет о готовности стрелять не «в женщин», а «в присутствии женщин».

19. Самолет ООН в Конго странным образом «передислоцировался» в Украину

Те же неугомонные LifeNews опубликовали фото вертолета ООН, который в рамках АТО якобы использует украинская армия. А Лавров (глава российского МИДа) даже попросил мировое сообщество расследовать этот якобы «факт».

Впоследствии один из «героев» фейкового сюжета, начальник командного пункта армейской авиации Сухопутных войск, черниговский подполковник Сергей Шаповалов, рассказал, что на самом деле на кадрах — миротворческая миссия Украины в Конго.

«Этот сюжет — полуторагодичной давности, когда я вернулся после первой ротации из Конго. Там получается, на те слова, которые я говорю, относительно выполнения задач 18 отряда, который и сейчас выполняет те же задачи без изменения, почему-то наложены кадры боевых действий в Славянске. А во-вторых, я точно знаю, что у нас после прилета военных наших бортов с миссии ООН символика указанной организации закрашивается и не используется на территории Украины», — аргументировал офицер.

20. Феерия зомбирования и лжи на российском ТВ

Ну и как образец зомбирования и дезинформации: российское шоу подготовило программу «Злые духи Майдана: Мистика украинского погрома». Программу сняли сразу после оккупации Крыма: врут о «референдуме», называют Майдан сектой, греко-католическую церковь штабом нацистов и всякими способами показывают свою ненависть и страх к, как называют в РФ, «бандеровцам».

Подготовила Ирина ВОВК

ТОП-100 лучших онлайн СМИ 2016

Основные критерии и методология рейтинга:

  • Авторитетность издания (экспертная оценка)
  • Охват русскоязычной аудитории (данные из открытых источников)
  • Социальная значимость СМИ (экспертная оценка)
  • Приоритет освещения позитивных событий (экспертная оценка)
  • Удобство использования на мобильных устройствах (экспертная оценка)
  • Назойливость и количество рекламы на сайте (понижающий коэффициент)
  • Качество человеческого капитала сотрудников издания (экспертная оценка)
  • Прогрессивность и инновации сетевого издания (экспертная оценка)
  • Наличие бумажной версии (понижающий коэффициент)
  • Степень осознания топ менеджментом технологической революции в сфере печатных СМИ (экспертная оценка)
  • Личность руководителя (экспертная оценка)

Медиалогия: ТОП-100 лучших интернет/онлайн СМИ 2016*

*По данным аналитиков White Square Journal (данный рейтинг является субъективным мнением группы экспертов и не претендует на научную достоверность).

Рейтинг лучших СМИ Единой Руси (Киевская Русь, Московия, Белая Русь), по версии делового интернет журнала White Square Journal.

Из рейтинга намеренно исключены иностранные СМИ (например Форбс), даже если они имеют русское юридическое лицо.

Понятия “русский, русское” в данной публикации используются в значении “относящееся к Руси**(**Государственное образование, на территории которого в настоящее время расположены три относительно самостоятельных международных субъекта – Россия, Украина, Беларусь)”.

Twitter впервые пометил сообщения Трампа как лживые

Twitter промаркировал два твита Трампа о том, что голосование на выборах в Калифорнии, которое власти, в частности, губернатор демократ Гевин Ньюсом, организуют дистанционно из-за пандемии COVID-19, приведет к фальсификациям.

Дональд Трамп, президент США: «Почтовые ящики будут вскрыты, избирательные бюллетени будут подделаны и даже незаконно распечатаны и подписаны обманным путем».

«Люди, независимо от того, кто они и как попали в штат, получат их (бюллетени — ред.). Профессионалы скажут всем этим людям, многие из которых даже не думали голосовать, за кого им отдать свой голос. Это будут сфальсифицированные выборы. Ни за что!»

— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) May 26, 2020 — Donald J. Trump (@realDonaldTrump) May 26, 2020

Эту критику от главы Белого дома в Twitter назвали необоснованной и подчеркнули, что, по мнению экспертов, «почтовые бюллетени очень редко связаны с мошенничеством избирателей». Ответ от Трампа не заставил себя долго ждать. В той же соцсети он обвинил Twitter во вмешательстве в президентские выборы. «Twitter полностью подавляет свободу слова, и я, как президент, не допущу, чтобы это происходило», — написал американский лидер.