Как укрепиться в вере?

Го́споди, утверди́ в ве́ре сей се́рдце мое́ и сердца́ всех правосла́вных христиа́н; сей ве́ры и сего́ ча́яния жи́ти досто́йно вразуми́; соедини́ в ве́ре сей все вели́кие о́бщества христиа́нские, бе́дственно отпа́дшие от еди́нства Свято́й Правосла́вной Кафоли́ческой Це́ркви, я́же есть Те́ло Твое́ и ее же Глава́ еси́ Ты и Спаси́тель Те́ла; низложи́ горды́ню и противле́ние учителе́й их и после́дующих им; да́руй им се́рдцем уразуме́ть и́стину и спаси́тельность Це́ркви Твое́й и неле́ностно ей соедини́ться; совокупи́ Твое́й Свято́й Це́ркви и недугу́ющих неве́жеством, заблужде́нием и упо́рством раско́ла, сломи́в си́лою благода́ти Ду́ха Твоего́ упо́рство их и противле́ние Истине Твое́й, да не поги́бнут лю́те в свое́м противле́нии, я́коже Корей, Дафа́н и Авиро́н, проти́вившиеся Моисе́ю и Ааро́ну, раба́м Твои́м.

К сей ве́ре привлецы́ все язы́цы, населя́ющие зе́млю, да еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ все язы́цы просла́вят Тебя́, Еди́ного всех Бо́га и Благоде́теля; в сей ве́ре и нас всех соедини́ ду́хом кро́тости, смире́ния, незло́бия, простоты́, бесстра́стия, терпе́ния, долготерпе́ния, милосе́рдия, соболе́знования и сора́дования.

Ами́нь.

См. также: св. прав. Иоанн Кронштадтский, вера

Как укрепить веру: десять наставлений афонских старцев

В первое воскресенье после Пасхи, Фомину неделю, Антипасху, Церковь вспоминает явление воскресшего Господа Иисуса Христаапостолам и уверение апостола Фомы. Господь не отверг сомнений Фомы, идет ему навстречу, показывает ему Свои раны, предлагая осязать их. При этом Господь открывает высший путь к вере: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…”

Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских святых и старцев о том, каким образом мы можем укрепить эту одну из высших добродетелей — веру.

1. Если человек совершает свой жизненный путь с верой, без колебаний и ищет помощи у Бога, то постепенно с ним начинают происходить чудесные события — сначала мелкие, затем более важные, — и вера его углубляется. Познав на собственном опыте Божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не умозрительно к ним прикасается, а реально переживает. Его вера постоянно крепнет, ибо он существует в другом измерении, в сфере Божественных событий. Но чтобы на своем опыте познать тайны Божии, надо победить в себе ветхого человека и как бы вернуться в состояние до грехопадения. Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного. И знаешь, как тогда тебя будет огорчать то, что кто‑то не верит в помощь Божию? Тому, кто имеет великую веру, подвластно многое. Только истинно верующий человек живет настоящей жизнью и подлинно есть человек Божий.

Преподобный Паисий Святогорец

2. – Геронда, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

– Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

Преподобный Паисий Святогорец

3. Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым.

Преподобный Силуан Афонский

4. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь».

Преподобный Силуан Афонский

5. Начальная вера рождается, как говорит апостол Павел, от слышания слова Божия, «слова», которое отвечает глубочайшим исканиям нашего духа. Следуя этой вере, мы подвизаемся покаянием очистить себя от страстей греховных, благодаря чему ниспосылается нам обильная благодать. Этот опыт утверждает нашу веру, но опыт почти никогда не бывает совершенным, и мы можем подвергнуться колебаниям в дни парализующего уныния и расслабления. Вот, Петр поколебался после даже Фаворского откровения. Но если и в тяжких страданиях мы не теряем доверчивой любви к Богу, то она (любовь) воздействием Духа Божиего может стать верною, как смерть. Такая вера воистину есть совершенная. Обретший ее вписывается в «книгу жизни».

Архимандрит Софроний (Сахаров)

6. Вера, как и всякий дар свыше, становясь состоянием нашего духа, зависит также и от нас самих. Бог никогда не насилует нас: в свободе нашей мы принимаем Его любовь или отказываемся. Бог стоит у двери (сердца нашего) и стучит. «Если кто услышит голос «Его и отворит дверь, войдет к нему и будет вечерять с ним, и он с Богом» (ср.: Откр. 3, 20). Итак, если кто сам отворит дверь сердца и ума своего, тот получит и веру, и вслед за нею неописуемое богатство небесных даров. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5,4).

Архимандрит Софроний (Сахаров)

7. Господь, как мы уже упоминали выше, указывает, что «все возможно верующему»(Мк. 9:23). Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она – источник мужества, как и мужество укрепляет ее в свою очередь.

Старец Иосиф Ватопедский

8. Только вера является тем ключом, который отверзает сокровищехранилище Благодати для вспомоществования людям. А вера призывается молитвой.

Старец Иосиф Ватопедский

9. Блажен и треблажен муж, боящийся Господа. Из этого божественного страха рождается вера Богу. И человек верует всей душой, что поскольку совершенно посвятил себя Богу, то и Бог всецело о нем промышляет. И кроме пищи и покрывала, о которых, опять-таки, Он побуждает его заботиться, у него нет другого попечения. Но, следуя воле Господней, он со всей простотой ей подчиняется. Когда укоренится эта вера, совершенно упраздняется то знание, которое рождает сомнение во всем и уменьшает веру, а часто ее отнимает, ибо имеет силу естества, поскольку мы на нем воспитаны. Однако когда после многих испытаний вера победит, то возвращается назад и рождает, или, скорее, ей дается дар знания духовного, которое не противостоит вере, а на ее крыльях летает и исследует глубины таин, и эти двое — вера и знание, знание и вера — теперь неразлучные сестры.

Старец Иосиф Исихаст

10. Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. … Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду.

Монах Моисей Святогорец

Как обрести веру?

Это вопросы для небольшого богословского эссе…
Во-первых, Кирилл, сложно давать общие советы, когда дело касается такого личного предмета, как вера. Лучше всего, чтобы человек пришел в храм побеседовать со священником. И священник будет строить беседу, исходя из того, кто перед ним находится. Одно дело – человек интеллектуальный, другое дело – не книжный, одно дело – экспрессивный, с подвижной психикой, другое дело – сдержанный, сангвиник.
Каждый раз, когда я сажусь на лавочку беседовать с человеком на подобные темы, я мысленно молюсь, чтобы Господь дал донести слово именно для этого человека. А все действительно такие разные…
Но все же что-то можно сказать и общее.
Когда человек говорит, что в нем нет веры, и он хочет поверить, очень помогает такой прием. Я говорю: походите 2-3 месяца в храм. Еженедельно.
Причащаться не надо, исповедоваться тоже не надо. Просто приходите, стойте и пытайтесь молиться вместе со всеми. И говорите Богу: «Я, честно говоря, не знаю, есть ли Ты, Господи, но прошу, откройся, дай мне Тебя почувствовать…»
Дальше: Ежедневно утром и вечером молиться хотя бы 5-10 минут. Читать молитвы, которые я покажу. (Это что-то из Утренних, Вечерних, Ежедневных молитв, фрагменты Акафистов.) Обязательно прибавлять молитву своими словами.
Далее: Каждый день читать по 2 главы Нового Завета. Лучше утром и в течение дня размышлять над прочитанным (хотя бы по дороге на работу).
Еще: Стараться жить эти 2 месяца по-христиански: творить добрые дела, не обманывать никого, качественно выполнять свою работу, строить отношения в семье и т.д.
И вот опыт показывает, что чаще всего этого оказывается достаточно, чтобы человек почувствовал Бога. Невидимого, но заботливого, благословляющего его, поддерживающего.
Господь видит труды человека и, соответственно, открывается. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7).
Наша вера – это не умственная вера, а вера опыта, вера общения с Живым Богом. Поэтому, например, сказать, что человек уверует, лишь читая Евангелие, я бы не осмелился. Кому-то это помогло (хрестоматийный пример с митрополитом Сурожским Антонием), но я знаю людей, кому ничего не открылось. Потому что и читать Писание можно по-разному. Можно с молитвой: «Господи, помоги мне Тебя увидеть между строк…», а можно предвзято и горделиво: «Ну, и что они пишут в этом памятнике мировой литературы?»
Также не стоит спешить исповедаться и причаститься. Лучше дозреть до этого. Нужно возжаждать, взалкать этого, душа должна истомиться по этому и тогда это будет воспринято так, как и должно.
А вот на службе молиться сил у всех хватит. Кто говорит, что не хватит сил, тот просто не хочет подъять подвиг. Если мы хотим, чтобы Бог открылся нам, должны идти на какие-то жертвы. До революции некоторые паломники отправлялись в Святую Землю на… коленях. Ползли несколько лет. А столпники, а аскеты… Мы любим афонских, да и других, старцев, а почитаем в книгах, какие подвиги они предприняли во славу Божию… А нам что, полтора часа постоять трудно? Смешно.
«Молиться? Практически у любого человека есть опыт молитвы, «когда припрут обстоятельства». И далеко не все идут глубже…» Это Вы пишете хорошо, верно. Я потому и настаиваю на ежедневной молитве утром и вечером и на еженедельном хождении на службу, что должна быть дисциплина. Как в спорте нельзя сегодня позаниматься, а потом неделю не заниматься – будет только вред, так и в духовной жизни.
Нужно заставлять себя. В молитве вообще 95% твоего усилия и 5% благодати, которая окрыляет, наполняет душу невыразимой радостью. Но кто вкусил эти 5%, будет и будет предпринимать молитвенный труд.
Отдельный вопрос – как не потерять веру?..
Один мой друг, священник, как-то сказал: «Вера – это скала. Нельзя «ударяться» в веру, потому, что можно разбиться».
Действительно, духовные и аскетические подвиги надо наращивать постепенно. Под руководством мудрого духовника.
Но вообще, если человек идет верным христианским путем, веру он не потеряет.
Как можно потерять веру, если ты чувствуешь, как тебя ведет по жизни Бог? Если ощущаешь Его милосердное Отцовское присутствие в жизни своей и своих близких. Если зорко подмечаешь и знаки Его любви, и Его воспитательные меры.
Почему теряют веру? Вернее, кто теряет веру? Человек, в котором нет чувствования Бога. А почему он не чувствует Бога?
Не молится;
Имеет какой-то грех, с которым не борется («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Мф. 5, 8);
Не старается поступать, как христианин, то есть не ведет подлинно христианской жизни;
Абсолютно невнимателен к жизни: пьет, ест, развлекается и ни о чем не задумывается. Такой человек не заметит Бога в жизни.
Некоторое время назад я читал книгу бывшего священника Вячеслава Полосина. Он снял с себя сан, принял ислам и сейчас хулит христианство. Так вот, он написал книгу о тех годах, когда находился в сане священника. Я просто поразился тому, о чем он пишет, чем он жил и что видел в Церкви. Дрязги, деньги, карьеризм и подобное. Бедный отец Вячеслав, он же подлинного Православия не видел, не видел подлинной Церкви…
Или протоиерей Осипов, который в 60-е годы снял с себя сан и стал атеистическим лектором. Он тоже много пишет о своей жизни в Церкви, но правильнее было бы назвать это не жизнь в Церкви, а жизнь в церковной структуре, плавание на самой-самой поверхности церковной жизни.
Потому что только на самом поверхностном уровне можно сказать, что жизнь в Церкви есть зарплата, приходские и епархиальные сплетни, карьерные заботы и т.д. Это есть, но это такая тонкая пленка церковной жизни, что даже говорить об этом не стоит.
Да, священники получают зарплату и озабочены другими житейскими проблемами, но многие даже не замечают этого, живут другим.
Вот так и христианин. Подлинный христианин живет Богом, чувствует, видит Бога. «Мир сей», подчас злой и страшный, не может его лишить веры. Ввергнуть в уныние, отчаяние – да, но при чем тут существование Бога. Если Бог не хочет нам помочь, как-то поддержать, что-то изменить – это другой вопрос, можно тут грустить, говорить, что «мы не понимаем» Бога, но к факту Его существования это не имеет никакого отношения.
Я не очень прилежный христианин, говорю без всякой рисовки, но я столько видел Божьего присутствия в моей собственной жизни, в судьбах моих прихожан, что скорее усомнюсь, что я сам существую, чем что существует Бог.
Я общался с людьми, которые, как они говорят, «потеряли» веру. И, знаете, отмечу интересный момент.
Эти люди не спокойно говорят о том, что Бога нет, а с агрессией, надрывом. Чувствуется, что не другим, а самим себе хотят доказать что Его нет. Видно, в душе что-то небесное звучит, а они хотят это заглушить.
Можно еще и еще говорить об этом, но хватит.
Ваш свящ. К.

Как обрести крепкую веру в Бога до конца своей жизни

Опубликовано 13.11.2017

Просто ли обрести веру в Бога? Вы когда-либо задумывались, как к людям приходит вера? Многие люди получили свою веру от своих родственников. В их семьях было принято говорить о Боге, молиться и посещать церковь. Некоторые обрели веру в Бога благодаря сложным жизненным ситуациям. Другие же поверили в Бога из-за своего осознанного поиска Бога. Как же обрести крепкую веру в Бога, чтобы она сохранилась до конца жизни?

Мы обратимся с этим вопросом к Библии и посмотрим, что само слово Божье говорит на этот счет. А после прочтения каждый из вас сможет принять самостоятельно решение, что ему делать, чтобы иметь крепкую веру.

Крепкая вера приходит от слышания слова Божьего

«Но как же смогут они довериться Богу, если не признавали Его? И как смогут они уверовать в Него, если не слышали о Нём? И как смогут они услышать о Нём, если им никто не проповедует о Нём? И как же будут люди проповедовать, если не будут посланы на проповедь? Как сказано в Писании: «Прекрасны стопы приносящих благую весть» (Римлянам 10:14-15).

Человек с крепкой и сильной верой всегда доверяет Богу. Но доверие Богу не рождается сразу. Это похоже на взаимоотношение двух людей. Люди знакомятся, узнают друг друга, но доверие приходит не сразу. Доверие Богу есть процесс познания Бога и является путем к сильной вере. А сама вера, в свою очередь, рождается, когда кто-то проповедует об Иисусе Христе, как мы читали выше.

Что вы знаете об Иисусе Христе? Что вы знаете о Его жизни? Вы знаете, для чего Иисус отдал Свою жизнь? Вы знаете, что Иисус умер за грехи людей и лично за ваши грехи? Вы знаете, что ваши грехи могут быть прощены и Бог не хочет судить вас за вашу прежнюю жизнь? Вы знаете, что нам надо сделать, чтобы стать учеником Христа? Поиск ответов на эти вопросы дает вам возможность начать верить в Бога.

Вы можете найти человека, который поможет вам разобраться в этих вопросах, вы можете написать нам через раздел контакты на нашем сайте. Вы можете начать читать Новый Завет, чтобы узнать о жизни Иисуса Христа лично, дома. Это отличный шаг к начальным росткам веры, которая со временем укрепится и станет сильнее. Важно никогда не останавливаться «в слышании слова Бога». Для веры всегда нужно топливо. Этим топливом является проповедь о Христе и Его жизни. Читайте. Слушайте. Изучайте жизнь Иисуса Христа.

Крепкая вера рождается в испытаниях

В послании Евреям есть целая глава, которая посвящена героям веры. В 11 главе послания Евреям перечисляются многие люди, которые стали известны благодаря своей крепкой вере.

«Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы. Их забрасывали камнями, распиливали надвое, убивали мечами. Они облекались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы. Мир не достоин был этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах. Эти люди были всем известны благодаря своей вере» (Евреям 11:36-39).

Наверное, вы уже поняли по своей жизни, что любовь и дружба проверяются испытаниями. Точно так же проверяется и вера. Есть еще один сильный отрывок в Библии, который говорит о проверке веры, где вера сравнивается с проверкой подлинности золота:

«Вы радуетесь этому, хотя и неизбежно, что некоторое время вы будете опечалены различными испытаниями. Они необходимы, ибо ваша вера ценнее золота (которое тленно и неподдельность которого огнём проверяется), пройдя испытания, заслужит почёт, славу и похвалу, когда явится Иисус Христос» (1 Петра 1:6-7).

Вера — это как золото. И вера, и золото «огнем» проверяется. С одним лишь исключением: вера — она ценнее золота! Настоящая, вера проверяется испытаниями. Никогда и нигде вы не найдете человека, про которого можно сказать, что у него крепкая вера, если в его жизни не было испытаний, которые проверили бы эту веру. Библия говорит, что ОНИ НЕОБХОДИМЫ.

Как вы встречаете испытания своей веры? Вы паникуете? Вы смотрите назад или вовсе хотите сдаться? Или же вы стойко проходите свои испытания веры, зная, что они необходимы и что вера лишь станет сильнее, когда вы их пройдете? Испытания не будут длиться вечно, а вот вера — это навсегда.

Крепкая вера не может сложиться без чистой совести

Вы знаете, что ничто так не уничтожает сильную, крепкую веру, как нечистая совесть? Если ваша совесть не чиста, в вас не может жить сильная вера.

«Сохраняй же свою веру и чистую совесть. Некоторые пренебрегли ими и погубили веру свою» (1 Тимофею 1:19).

Чистая совесть достигается двумя вещами: исповедью и покаянием. Исповедь помогает выходить на свет и выносить свои поступки на свет. А покаяние помогает изменить образ мыслей и образ жизни, что позволяет избегать многих грехов в будущем. Ведь именно грех и становится причиной нечистой совести. Видимо, Бог вложил в каждого человека частичку Себя, чтобы мы хоть в какой-то мере понимали, что совершаем неправильный поступок. Некоторые люди научились заглушать голоса своей совести, но этим самым они заглушают не только их, но и веру, которая, возможно, теплилась в их сердцах.

Иметь чистую совесть — это наш сознательный выбор. Мы не можем сказать, что это не мы такие, это мир такой. В мире всегда было зло и всегда будет. Никогда не будет идеальных условий для праведной жизни. Праведность рождается лишь через осознанный выбор и отказ от греха. Человек с сильной и крепкой верой — это всегда белая ворона среди остальных. Вспомните о жизни Иисуса Христа, апостола Павла, апостола Петра и других. Они все были с крепкой верой. Вера каждого из них была проверена. И каждому из них пришлось делать выбор между добром и злом. Именно благодаря тому, что они сделали правильный выбор, их вера стала примером для остальных, для тех, кто идет по их стопам.

«Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего. Вот почему они осуждены: свет воссиял в этом мире, но люди предпочли свету тьму, ибо дела их злы. Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу. Тот же, кто поступает по правде, выходит на свет, чтобы видно было, что его дела сделаны с помощью Божьей» (От Иоанна 3:18-21).

Итак, крепкая вера в Бога — это вера от слышания и личного изучения Библии и познания жизни Иисуса Христа. Это вера, проверенная испытаниями. Это вера, которую поддерживает чистая совесть и смелость жить на свету.

Игорь Петров

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.