Как религия влияет на политику

5 тем, которые нельзя обсуждать в приличном обществе. Там, где больше двух людей, об этом не говорят!

Мы можем вести себя легко и непринужденно в теплой компании близких людей и болтать на любые темы. Но в светском обществе необходимо вести себя по определенным правилам и четко соблюдать границы дозволенного в беседе. Ведь не уметь себя вести в современном мире и не знать правил этикета — значит идти против общества, выставляя себя не в самом лучшем свете.

Знание, как правильно вести светскую беседу, пригодится не только на деловых мероприятиях, но и на свадьбах, юбилеях, корпоративах — в любом месте, где собираются малознакомые люди. Редакция «Так Просто!» расскажет о 5 темах, которые нельзя обсуждать там, где собралось больше двух человек, а также о том, как отвечать на вопросы в светском обществе.

Светская беседа

  • Семья и отношения
    Запомни: никаких сплетен и хвастовства. Твоя цель — зарекомендовать себя с лучшей стороны. Поэтому никогда не нужно хвалиться отношениями на стороне или обсуждать чьи-то семьи. Во-первых, семья — это болевая точка каждого. Ты не думаешь, что можешь ранить кого-то плохими высказываниями об отце или матери, детях, а уж тем более об интимных связях? Во-вторых, ты никогда не знаешь, что происходит внутри чужой семьи.

    В-третьих, ты не знаешь, кем приходится человек по отношению к тому, кого ты обсуждаешь. Посторонним людям достаточно знать, в браке ли ты и есть ли у тебя дети. Всё остальное — табу.

  • Деньги
    Излюбленная всеми тема — кто сколько зарабатывает, где одевается, куда ездит. Но в светском обществе о таком говорят только невоспитанные люди. Например, если вы обсуждаете путешествия, то назови страну или город, который ты посетила, но не называй отель и не рассказывай, что по чём. Ты ведь не знаешь, какой отдых могут себе позволить присутствующие, да и название отеля сразу же выдаст твое финансовое положение.

    Есть те, кого ты не удивишь своей поездкой, и наоборот, возможно, кто-то тебе позавидует. Каждый вариант не принесет тебе пользы. Неуместный вопрос: «Боже, какое платье! Сколько вы заплатили?» Как реагировать? Мило улыбнись: «Это подарок!» Переведи разговор на другую тему. И так обо всём.

  • Здоровье
    Главное — не ной о том, что у тебя болит, чем ты страдаешь, кто от чего умер и что тебе врач сказал на последнем приеме. Подумай, кому нужны твои проблемы? Люди ведь пришли расслабиться или завязать полезные знакомства. А уж тем более не обсуждай чьи-то физические недостатки или болезни. Всегда говори, что всё хорошо и будет еще лучше.

  • Религия
    Спорить на тему вероисповедания, негативно высказываться о чужой религии — это табу. Никогда не участвуй в подобных обсуждениях, если ты считаешь себя образованным и достойным уважения человеком.

  • Политика
    Сколько людей, столько и мнений. У каждого человека свое видение ситуации и политические предпочтения. Зачем тебе вражда на ровном месте? Для поддержания разговора на какую-то политическую тему достаточно высказать, какие права и ограничения дает нормативный акт, или объяснить основную идею партии/организации. Ты должна показать, что осведомлена в вопросе, но никакой оценки давать не стоит.

  • Девять вещей следует держать в тайне: возраст, богатство, щель в доме, молитву, состав лекарства, любовную связь, подарок, почет и бесчестье. А если человек слишком навязчив в своем вопросе, не бойся ответить: «Я не хотела бы об этом говорить». Развивай умение разговаривать обо всём и ни о чём. Тогда ты всегда будешь казаться умным и рассудительным человеком в глазах общества. А душевные разговоры оставь для теплых встреч с друзьями и родными.

    Также советуем тебе вспомнить 16 правил этикета, которые мы часто нарушаем.

    Влияние политики на религию

    Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.

    Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

    Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые с религией атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных.

    В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы.

    Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

    Таковы основные направления влияния политики на религию. Но, прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней.

    У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредованно через социум все же оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

    • 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
    • 2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).
    • 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

    Таковы основные функции, выполняемые религией по отношению к политике.

    Результат осуществления этих функций обуславливают наличие соответствующего направления влияния религии на политику. Посмотрим, какие же существуют основные направления такого влияния.

    1. Влияние на сознание людей.

    Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

    2. Идеологическая поддержка или противоборство.

    Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

    3. Политическая деятельность религиозных организаций.

    Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами. Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.

    Направления влияния религии на политику

    1. Влияние на сознание людей.

    Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный ндивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

    2. Идеологическаяподдержкаилипротивоборство.

    Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

    3. Политическаядеятельность религиозных организаций.

    Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством,непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и с соответствующими инициативами. Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этомрегионе.

    4. Проблемная интеграция.

    В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

    5. Политическая интеграция.

    Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

    6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

    Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничества.

    7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

    Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

    8. Религиозный экстремизм.

    Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства. Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии, Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

    9. Косвенное влияние.

    Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

    Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование.

    Взаимосвязь религии и политики

    Религия, в силу своей особенности и стремления проникать как можно глубже в жизнь людей, не может не вмешиваться в социально-политическую жизнь, определяя политическое устройство общества, моральные и культурные ценности и даже экономическую жизнь.

    Одним из самых простых критериев взаимосвязи религии и политики является его типология по соотношению влияния религиозного или светского начал в конкретном государстве. Здесь существуют четыре типа от примата религии до доминанты государства над ней.

    Первый случай, когда государственная власть превращается в центр религии. То есть верховный правитель провозглашается Богом и превращается в центр религии. Такой тип отношений религии и политики может быть осуществлен в основном в языческих государствах. Самым ярким примером является Римская империя, где императору поклонялись как Богу. В полной мере это проявилось во время правления императора Октавиана Августа. Почитание его столь возросло, что ему начали воздвигать огромное количество храмов и заполонять римские улочки его серебряными статуями. В конце концов, его стали почитать в каждом даме как хранителя семейного очага и даже приносить жертву новому Божеству. Такое почитание императора перешло на его членов семьи и потомков, хоть среди них и были такие личности, как Калигула и Нерон.

    Следующее – это подчинение всей политической власти религиозным структурам. Этот тип проявляется в государствах с монотеистическими религиями. Так как здесь вся политическая власть принадлежала главному представителю религиозной верхушке. В рамках этого типа в конце VI в. на Западе появляется такая политическая модель, как папоцезаризм. В руках Папы Римского находятся и светская, и духовная власти и он на свое усмотрение позволял тому или иному принцу или графу править в той или иной стране. Объяснялось такое положение Папы Римского тем, что он уже не «преемник Святого Петра», а «наместник Христа» на земле .

    Не исключением является и буддизм. В XVI в. под эгидой правящих в то время в Тибете монголов появляется третий Далай Лама (первый и второй были назначены им посмертно, так что фактическим это был первый). «Великий учитель» — так переводится этот титул — изначально являлся главой определенной школы в буддизме. И уже пятому Далай Ламе удалось добиться независимости от монголов и стать полноправным теократическим правителем Тибета.

    Третий тип взаимоположения религии и политики – это их союз. Примером этого союза может служить идея «симфонии» светской и духовной властей. Эта идея была сформулирована в VI в. в 6-й новелле императора Юстиниана I. «Величайшие дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство (ιερωσύνη) и царство (βασιλεία), одно, служа божественному, другое о человеческом заботясь и управляя, – из одного и того же начала вышли, и привели в порядок человеческую жизнь» . Согласно «симфонии» царство и священство имеют одинаково божественное происхождение, поэтому государственная власть не нуждается в реинституционализации со стороны церкви. Суть «симфонии» состоит в том, что царь или император принимают религию как основу своей идеологии и проводят всю свою политику в соответствии с ней, а также они являются независимыми от церкви. Таким образом, правителю вверяется государство, о котором тот должен заботиться в соответствии с нормами религии. Истинно веруя, он способен больше сделать для религии и «спасения душ», имея в своем распоряжении все ветви власти, нежели это смогли бы сделать церковники. Церковь не берет на себя земной власти, но преобразует монарха в православного царя – помазанника, народный быт – в быт, выцерковленный, население страны в –в православный народ, что дает религии больше влияние, чем непосредственное участие в политике .

    Однако, в рамках союза священства и царства в христианских Византии и России возникает явление «цезаропапизм», суть которого сводилась к давлению светской власти над религиозной. В Византии василевс унаследовал от римских императоров обожествление самого себя. Он был объектом культа и обладал священническими функциями: он мог давать свое решение по догматическим вопросам, устанавливать религиозные догмы, от его воли зависело назначение патриархов и митрополитов . То есть он напрямую вмешивался в дела священства и мог играть роль арбитра в спорах сугубо церковных.

    В России первым проявлением цезаропапизма можно считать Ивана IV.

    На своем венчании в 1547г. он принял титул «боговенчанного царя» и с того момента он фактически обладал прерогативами византийских василевсов.

    Апофеозом же этой идеи стали слова Паисия Лигарида, прозвучавшие на Большом Московском Соборе 1666 г.: «царь именуется Богом и имеет право на богоименование» .

    Цезаропапизм считается «отступлением» от теории «симфонии». В частности, А.В. Карташов признает это, но говорит о том, что такие нарушения не противоречат «симфонии» . Однако, такие отступления могут поставить под сомнение сам принцип союза церкви и государства.

    Союз религии и политической власти является также частью буддистской практики. В силу того, что эта религия отрицает насилие и приветствует идейный плюрализм внутри себя (хотя борьба между школами существовала, она не носила стихийный характер), идея единства закона светского и духовного становится возможна. Проникновение буддизма в Монголию в XVI в. и возвышение ее до ранга государственной является прекрасным примером сего. Монгольский правитель Алтан-хан в целях повсеместного установления в своей стране буддизма приглашает тибетского иерарха Содном-Чжамцо и они провозглашают друг друга «царем Учения» и Далай Ламой соответственно. Тогда же они обнародовали уложение, которое начиналось со слов «Благодаря союзу Алтаря и трона, подобно Солнцу и Луне, открылся путь великого благодеяния…» .

    Полное подчинение религии светской политической власти является следующим типом. Существуют разные формы проявления этого типа взаимоотношения: как крайние, так и более-менее терпимые. Крайняя форма существовала в СССР, где пропагандировался атеизм. Однако, надо сказать, что в разное время в СССР проводилась то жесткая, то смягчающая политика св отношении к церкви, но подчинение религиозных организаций властям всегда было полное. Еще одним примером, уже более терпимого отношения к религии является Англия. Англиканская Церковь полностью подчинена государству: главой церкви является король, который назначает епископов, но все новшества в обряды или догмы могут быть введены лишь с одобрения парламента. Хотя в парламент состоит не только из приверженцев англиканства, но и из представителей других конфессий и атеистов .

    При перечислении типов взаимодействия религии и государства (помимо светского государства) не было упомянуто одно из трех мировых религий – ислам. Дело в том, что здесь отношение двух начал требует отдельного рассмотрения. Сейчас все чаще говорят об «уникальности» этой религии. Одни связывают ее с тем, что в основе ислама заведомо есть политическая составляющая, другие – с тем, что в исламе не существует различия на светскую и церковную власти. О вопросе априорной политической составляющей религии будет сказано ниже. Однако, идея нераздельности духовной и светских властей предполагает совершенно иной подход к власти в исламском теократическом государстве.

    С.А. Семедов доказывает, что нет уникальности ислама в том, что в нем религия и политика нераздельны. В качестве доказательства он приводит всевозможные примеры не меньшей связи этих двух властей в других религиях. Но если посмотреть на исламское представление о политике, которое С.А. Семедов здесь дает, нельзя не выделить все же одно существенное отличие. Дело в том, что единственным властителем мира у мусульман является только Бог, «а глава политического сообщества – наместник Бога, призванный проводить его волю. Глава исламской политии должен быть праведником, а смысл государства – обеспечить наилучшие условия для спасения душ подданных» . Нельзя не согласиться с ним, что все это можно встретить и в христианстве в виде симфонии властей. Однако, тут же он говорит о том, что в мусульманстве нет священства, а значит «праведный халиф совмещает в одном лице духовного и политического лидера» в то время, как в христианской симфонии два лидера стремятся к одной цели. А результатом этого «удвоенного» лидерства становятся «некоторые нюансы» в отношениях церкви и государства, с чем мы не можем полностью согласиться.

    Дело в том, что в то время как в том же христианстве эти «нюансы» порождают целый перечень вариантов взаимоотношения религии и политики, не противореча основным идеологическим принципам религии, в исламе такое невозможно. Лишь своеобразная «симфония», которая по сути является лишь объединением двух начал в одном лидере не будет противоречить исламу. Однако, это не противоречит основному его выводу о том, что каждая религия по своей сути неотделима от политики.

    Религиозная политика — часть государственной политики, принципы взаимодействия государства с церквями и верующими различных религий

    Направление религиозной политики определяется по отношению к каждой религии, верующие которой живут в государстве. Набор доступных направлений религиозной политики определяется уровнем развития социальных технологий.

    Возможные направления религиозной политики:

    • Веротерпимость — верующие религии имеют полные права, государство не оказывает на них никакого воздействия, церкви в рамках религии разрешены. При наличие государственной церкви по отношению к верующим соответствующей религии всегда действует политика веротерпимости
    • Дискриминация — представители религии имеют ограниченные права, государство не оказывает на них никакого воздействия, церкви в рамках религии разрешены..
    • Искоренение — представители религии имеют ограниченные права, государство способствует их обращению в религию государственной церкви (или в атеизм, если закон о церкви устанавливает разделение церкви и государства), эммиграции или уничтожению. Церкви в рамках религии запрещены.

    Религиозная политика определяется главой государства или главой государственной церкви