Как рассказать детям о храме?

Детям – о строении храма

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша книга «О храме» из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

180 р

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря — и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь — это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные , самые большие и красивые , — царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре — мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы — диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.

Элементы радостного детского служения

Очень важно уметь концентрировать внимание детей. Дети должны быть заинтересованы, заинтригованы, постоянно находиться в ожидании: а что случиться дальше? Например, можно громко вскрикнуть или сделать неожиданное действие, которое застанет детей врасплох. Если вы становитесь предсказуемыми, то детям становится скучно и неинтересно с вами, и они не будут приходить к вам в воскресную школу. Атмосфера на уроке должна быть такой, чтобы дети ожидали от вас чего-то нового каждый раз. Вы должны концентрировать внимание детей любым возможным способом.

Детское служение — это комбинация духовного и недуховного, так как не все в Царстве Божием должно быть просто духовным. Некоторые люди концентрируются на духовном и постоянно говорят, говорят и говорят, а это неинтересно детям.
Иногда время от времени нужно проводить ледоколы. Ледокол — это мероприятия, которые позволяют учителю сблизиться с ребенком, расслабиться, отдохнуть, набраться сил для продолжения совместного время препровождения.
Конечно, в воскресной школе нужны правила, но не нужно постоянно одергивать ребенка, ставить его в узкие рамки, контролировать ребенка больше, чем того требуют обстоятельства.

Детский служитель должен быть подготовлен на каждое служение всегда больше, чем запланировано. Если ваш пастор занят или служение затягивается, то вы должны быть готовы проводить с детьми столько времени, сколько потребуется, и это время должно быть для детей не менее интересным, чем все служение. Не волнуйтесь, если вам не удалось использовать весь материал, который вы заготовили сверх необходимого, вы сможете использовать его на следующем служении, в любом случае он вам пригодится.

Служители готовятся к следующему служению сразу после урока: они смотрят расписание, тему, концентрируют внимание на центральной истине, читают Библию, ищут места Писания, которые помогают раскрыть эту истину, молятся — и уже к пятнице урок для воскресения готов.

Очень полезно и плодотворно учить сериями (плоды Духа, имена Бога, хвала и поклонение). Для успешного обучения детей необходимо также знать уровень развития и знаний детей (чтобы научиться различать дары Духа, нужно уметь слышать голос Бога).
Чтобы служение было успешным, надо готовиться каждый раз, на каждое служение.
Очень важен стиль служителя как учителя. Важно не столько что говорит учитель, но как он говорит. Говорить надо так, чтобы то, что вы хотите донести до детей, касалось детей, проникало в самое сердце.
План общего служения:
1). Хвала и поклонение.
2). Библейские игры.
3). Изучение Библии.
4). Библейские истории.
5). Предметный урок.
6). Кукольный театр.
7). Призыв к алтарю.
Каждая часть служения занимает 10-15 минут.
Самые важные части:
-хвала и поклонение;
-библейское учение;
-библейская история;
-призыв к алтарю.

Игры и развлечения помогают вам заполнить время и реализовать личностные особенности ребенка.
Разбивание служения на части помогает детям, если они чего-то не знают, например, как жертвовать, и таким образом восполняются все нужды ребенка.
Важно использовать разные методы преподавания детям, от манеры вашего преподавания меняется смысл всего повествования (я люблю мороженное, маму, служение, Бога, но всех я люблю по-разному).
Чтобы успешно преподавать библейскую истину, нужно использовать такие методы, чтобы дети забыли, что они находятся на уроке.
1). Хвала и поклонение.
Хвала и поклонение могут происходить:
-радостно и взволнованно;
-скучно и неинтересно.
Песни для прославления должны быть подобраны детские, чтобы дети могли петь вместе с вами. Вы являетесь лидером прославления, но дети не остаются безучастными, они поют, они двигаются, они вливаются в песню.
Псалом 8:3: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
Бог дал силу и детям и младенцам, чтобы они прославляли Его, и тем самым закрыли рот врагу. Важно научить детей правильно поклоняться, чтобы в трудное время ребенок начал петь и прогнал сатану из своей жизни.
2). Библейские игры — они помогают детям изучать слово Божие, погрузиться в слово Божие. (Кто быстрее назовет плоды Духа, Кто быстрее найдет стих в Библии).
3). Изучение Библии.
2 -е Тимофею 2:15: Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
Учитель должен полагаться на Бога, сотрудничать со Святым Духом при подготовке урока. При изучении Библии нужно использовать разные методы и приемы, которые помогут достигать сердец детей ( можно разделить урок на три части и каждая из них не будет похожа на предыдущую, или можно использовать костюмированного героя, который рассказывает притчу и т. д.)
4). Библейские истории.
Можно позволить детям продемонстрировать их самостоятельно (выбрать самого маленького ребенка — это Давид, и выбрать самого большого ребенка — это Голиаф). Также можно в сценке задействовать всех детей, то есть 15-20 человек, для этого надо продумать заранее все роли. Такие инсценировки надолго остаются в памяти детей, хорошо запоминаются, и также помогают раскрывать личностные особенности ребенка, выявлять и развивать творческие способности детей. Нужно использовать все возможное, чтобы слово Божие проникало в сердца и разум детей.
5). Предметный урок.
Иисус часто использовал предметы в своих уроках — смоковница, монеты, горчичное зерно — это привлекает внимание и дает возможность учителю в доступной форме донести информацию в сердца детей.
Известно, что человек запоминает 20% информации, которую он слышит и плюс 60% информации, если он ее видит. Внимание у детей не устойчивое, они быстро устают от говорения и отвлекаются, поэтому для успешного запоминания материала дети должны видеть то, что вы говорите.
6). Кукольный театр — это особое служение.
Куклы могут:
Делать объявления (Ник цитирует быстрее всех стих из Писания, устраивает соревнования с ребенком). Такие куклы должны использоваться один раз в месяц, чтобы всегда оставалось ощущение новизны и ожидания.
Кукла поет песни.
Кукла, которая тесно связана с центральной истиной (например, поет о спасении).
Птичка, которая дурачится и всех смешит (также может цитировать Писание и делать объявления).
Маски для детей (животные и растения, которые были участниками или свидетелями каких событий в Библии).
Король Лев (я больше не король Лев, я больше не лгу).
Библия — огонь.
Лампочка, зажигающаяся в руке (Да сияет свет ваш перед людьми).
Надувные гитара, саксофон.
Надувные шары.
Промакашка (написали грех красными чернилами, бросили в стакан с водой и он растворился, таким образом Иисус нам прощает наши грехи).
Слово Божие и слово дьявола (слово Божие не рвется, так как написано на фибробумаге).
Конфеты.
7). Призыв к алтарю.
Очень важно, чтобы ребенок пришел ко спасению, так как многие дети, посещающие воскресную школу, приходят в церковь, потому что родители верующие. Прежде, чем призывать детей к алтарю, надо объяснить, что такое грех.

Как преподавать малышам.
Бог сотворил небо, землю, вас и каждого младенца. До рождения ребенок чувствует себя очень комфортно в утробе матери: ему тепло, он сыт и спокоен. Но когда ребенок рождается, то его встречает неприветливый мир: его ослепляет яркий свет, вокруг шумно и холодно. Но спустя некоторое время, когда ребенка завернут в теплую пеленку, его покормят и он засыпает, он чувствует нечто подобное тому, что он чувствовал в утробе матери. У матери возникают постоянные обязанности: кормления, прогулки, сон, смена подгузников. Начинается процесс развития ребенка, который происходит постоянно. Для младенца очень важно восполнение его физических нужд и для любой мамы важно, чтобы ребенок развивался полноценно, то есть был здоров, но также в ребенке живет дух, который ждет, когда вы начнете учить ребенка.
Дети очень быстро начинают воспринимать окружающий мир, и то, как ребенок развивается до трех лет, может стать тем фундаментом, который будет основанием для всей дальнейшей жизни ребенка.

До 3 мес. — ребенок начинает агукать, смотреть по сторонам, подражать взрослым. Если взрослый плачет, то ребенок тоже может заплакать без видимых причин.

9-12 мес. — Ребенок учится ходить, словарный запас насчитывает около 30-35 слов. В течение первого года жизни у ребенка развиваются все основные функции жизнедеятельности (ползание, ходьба, речь).

До 2 лет — словарный запас увеличивается до 300 слов.

До 3 лет — словарный запас ребенка насчитывает около 3000 слов.

Ребенок — это не только организм. Физическое тело мы подкрепляем едой, водой, теплой одеждой. Разум — занятиями, чтением книг, играми. А дух надо укреплять словом Божьим.
Почему нужно начинать обучать детей с такого раннего возраста? Потому что жизнь детей подкрепляется верой родителей.
Исход 2 гл. (не случайно матери Моисея дали кормить его, и нянчится с ним). К Евреям 11:23: Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Этот стих говорит нам о том, что дети живут верой родителей. Деяния 7:20-22: В то время родился Моисей и был прекрасен перед Богом; три месяца он был питаем в доме отца своего, а когда был брошен, взяла его дочь фараона и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах.
40 лет из 120 — Моисей прожил у фараона в доме, полным греха.

Всю жизнь Моисею помогало то, что родители подкрепили его своей верой, учили его с самого младенчества. У младенцев чистое сердце и голова, не заполненные ненужной информацией, они легко обучаемы. Задача учителей и воспитателей в ясельной группе заполнить сердца и разум детей словом Божиим, иначе их заполнит мир.

К Ефесянам 6:4: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Мы должны давать детям знания о слове Божьем, инструктировать их, рассказывать о правилах дисциплины, наставлять, увещевать и этот процесс должен начаться с самого младенчества, чтобы фундамент христианского мышления использовался во взрослой жизни. И если мы не начнем прямо сейчас, то придет сатана, и у ребенка сформируется мирское мышление.
Маленький ребенок может запоминать простые слова — мама, папа, дай. И если ребенок может запомнить эти простые слова, то и на духовном уровне он может запомнить основные слова — Иисус, Бог, аминь, аллилуйя. Если ребенок понимает просьбу и выполняет, когда вы говорите: Иди, Саша, возьми мяч и принеси мне, то также ребенок может ответить на предложение поднять вверх ручки и прославить Иисуса.

Возможно, дети не осознают до конца ваши слова и просьбы, и действуют по подражанию, но Дух знает, что вы проводите обучение, и разум ребенка будет соответствовать духу, и разум будет духовным. Наша ответственность и обязанность состоит в том, чтобы преподавать детям основу христианского учения.
Псалом 138:13-16: Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; и в твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.

Бог был заинтересован в рождении ребенка. Во время зачатия Он был там и сформировал его тело. Душа в переводе с еврейского означает дух. Когда ребенок живет в утробе матери, то дух живой и он реагирует на Бога.
К Колосянам 1:28-29: Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Мы предупреждаем всех, кого встретим, учим всех, кого можем, всему, что знаем об Иисусе Христе.
Цель няни в ясельной группе — показать детям любовь Божью через любовь свою: Бог их создал, Бог их любит, у Бога есть план для них, Бог позаботится о них, служить Богу — это великое благословение.
В ясельной группе нужно развивать ребенка, как личность, восприимчивую к слышанию слова Божьего и послушную слову Божьему.

В обязанности служителей ясельной группы входит максимальное обеспечение физических и духовных нужд ребенка, создание такого места, которое бы являлось продолжением его дома. И мы должны показать, что Церковь — это хорошее место для младенца.
Понимайте, что несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, мы должны привести ребенка к полному пониманию основных христианских истин.
Мы должны воспитывать духовного человека, но ни в коем случае нельзя жертвовать физическими нуждами ребенка ради занятий и обучения.

Марк 10:13-14:Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие.
Иисус вознегодовал, ибо Он знал, как важно восполнять духовные нужды детей. Но как же дети могут принять Царство Божие, если мы не будем им говорить слово Божье?
Если ребенок упал, то не надо излишних причитаний, нужно просто сказать: Боль, во имя Иисуса, уйди. Нужно использовать каждый подходящий момент для молитвы и тогда дети тоже будут молиться.
Основной вклад в духовное развитие ребенка происходит именно в ясельной группе, с изучения основных слов и понятий.
Притчи 22:6: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится с него, когда состареет.

Мы являемся помощниками пастора. Как пастор является для нас духовным лидером, так и мы являемся пастырями для детей.
1-е Коринфянам 3:9-11: Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Мы не только служим ребенку, но также мы служим и всей семье, так как родители, если у них возникнут проблемы в воспитании ребенка, придут помолиться к вам. Родители должны знать, что вы изучаете в ясельной группе, чтобы они могли закрепить полученные детьми знания в личной беседе, и домашних играх. Всегда благодарите родителей за то, что они дают вам возможность учить их маленьких детей.

Важно общаться со словом Божьим каждый день, чтобы помогать родителям и самим быть чувствительными к слову Божьему.
К Ефесянам 4:3-6: Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и один Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

Все служители воскресной школы должны преследовать одну цель — привести ребенка ко Христу. К Колоссянам 3:16: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Пусть Христос вселяется в вас и помогает вам, когда вы учите других. Используйте духовные вещи, чтобы воспитать духовного человека, и даже меняя памперсы, можно цитировать Библию.
Можно использовать стихи и произносить имя ребенка.
К Римлянам 8:37: Но все сие Саша преодолевает силою Возлюбившего нас.

К Ефесянам 6:1-3: Саша, повинуйся своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Саша, почитай отца твоего и мать — это первая заповедь с обетованием: Да будет Саше благо, и будет Саша долголетен на всей земле.
Всех родителей встречайте у дверей, во внутрь они не заходят, чтобы не разрушать атмосферу комнаты. Работники находятся вместе с детьми, чтобы незамедлительно восполнять все нужды детей. У дверей находится стол с картами посещения, информацией, объявлениями.
В ясельной группе, как и в любом другом служении, должны быть дисциплина и порядок. 1-е Коринфянам 14:40: Только все должно быть благопристойно и чинно.
У учителей должно быть видение, как обучать младенцев, и свою веру учителя могут передать детям. Не всегда плоды вашего труда будут видны сразу, но в возрасте от 3 до 5 лет дети смогут воспроизводить всю полученную ранее информацию, цитировать Библию. Основная задача в ясельной группе — не учить доктрины, а наполнить сердце ребенка миром, радостью, благостью Божьей, дать ребенку почувствовать любовь Божью через наши глаза, нашу улыбку, наши руки, наше отношение к нему.

Служение начинается уже тогда, когда пришел первый ребенок. У стола регистрации родители должны отметить будут ли они присутствовать на служении. Выдается бэйджик родителям, крепится на сумку с подгузниками и на одежду ребенка. Если ребенок пришел в первый раз, то бэйдж родители возвращают, а если родители постоянно ходят в церковь, то у ребенка постоянный номер.

Подгузники меняются в специальных перчатках для соблюдения санитарных норм. На стенах можно повесить красочные картинки с местами из Писания, которыми может пользоваться няня во время смены подгузника.
Нужно всегда помнить, что никогда физические нужды ребенка не должны приноситься в жертву ради духовных. Ясли — это не место для развлечений и пустой болтовни, посторонних в комнате быть не должно. Ясли — это место полноценного служения, такое же, как и любого другого служения.
Возможно, вы станете тем единственным человеком, который поделится с ребенком благой вестью об Иисусе Христе.
Помните, что материальные нужды детского служения надо всегда соизмерять с материальными возможностями церкви.
Возрастные группы детей:
1). От 0 до 8 месяцев.
2). От 9 до 18 месяцев.
3). ОТ 19 месяцев до 3 лет.
Материалы и оборудование для обучения детей нужно использовать простые и доступные для понимания детей. Они должны быть чистыми, безопасными, моющимися, чтобы ребенок мог потрогать их, исследовать. Желательно иметь отдельную коробку для каждого занятия, чтобы не растерять материалы.
Перед занятием дети должны быть накормлены, в сухих памперсах. Продолжительность занятия рассчитывается так: 1 минута на 1 год жизни.
1). Дети от 0 до 8 месяцев.
Нужно взять малыша на руки, отойти с ним в тихий угол, где ему будет комфортно. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. У вас в руках зеркало, где на оборотной стороне наклеено изображение Иисуса. Подносите к лицу ребенка, даете время, чтобы ребенок смог сконцентрироваться на рисунке. Кто это? — Это Иисус. Он очень любит тебя, Саша. Повторяете это несколько раз. Затем поворачиваете зеркало другой стороной, ребенок видит себя. Также даете время сконцентрироваться. Это Саша. Бог создал Сашу. Бог создал Сашу особенным. У Бога есть цель и план для Сашиной жизни, для тебя. Повторяете эти фразы несколько раз. Затем берете маленькую Библию и подносите к щечке ребенка и аккуратно поглаживаете ею по щечке. Также можно положить руки ребенка на грудь. Так мы любим свою Библию. Люби свою Библию, Саша. Можно полистать странички.
Можно 2-3 раза спеть песенку. Можно показывать фотографии Церкви, когда ребенок научится концентрировать свое внимание. Это наша Церковь. Мы любим ходить в Церковь, это счастливое место. Также показываем картинки с изображением молящихся детей. Складываем ребенку ладошки и произносим: Спасибо, Бог, за этот день.
Это описание основного урока.
2). Дети от 9 до 18 месяцев.
Также проводится основной урок по выше указанной схеме, добавляется хвала и поклонение. Ребенку дается в руку звучащая игрушка, которую он сам может держать в руке. Вы можете петь песню Иисус любит меня, ребенок может танцевать, очень хорошо использовать магнитофон.
Также в этом возрасте можно учить давать даяния. В маленькую коробочку опускаем вместе с ребенком пластмассовую монету ( при этом действии внимательно следим, чтобы ребенок ее не проглотил), со словами: Как я сейчас даю, так Бог даст мне. Потом обязательно даем детям жевательные конфеты или печенье в виде фигурок животных.
Также в этом возрасте к основному уроку добавляется изучение сотворения мира, Ной и его ковчег, Рождество Иисуса Христа, Воскресение.
Можно чередовать по месяцам: основной урок + сотворение мира, а в следующий месяц изучаем основной урок + Ной. В рождественское время учим про рождение Иисуса (детям нужно показать, что Иисус Христос был таким же младенцем, как и они сейчас), во время Пасхи учим о Воскресении Иисуса.
Можно использовать карточки с изображением библейских героев, рассматривать их с детьми и задавать вопросы по содержанию (изучается одна карточка в месяц).
При обучении детей этого возраста можно использовать цветы, игрушки, резиновые фигурки (о сотворении мира), книги, фигуры (чтобы рассказать историю), конструктор (чтобы построить Ноев ковчег), раскраски и другие возможные материалы, которые вы можете придумать сами.
Будьте чувствительны к Святому Духу и творчеству.
3). Дети от 19 месяцев до 3 лет.
К основному уроку добавляется изучение историй Давида, Моисея, Иоанна. Следует составить расписание занятий. Обучение лучше проводить сериями, и желательно, чтобы для лучшего восприятия в работу были включены все органы чувств детей: осязание, обоняние, тактильное исследование и т. д.
Вы должны как можно чаще цитировать Библию, постоянно повторять Библейскую историю, потому что при многократном повторении дети усваивают информацию надолго.
4). Дети от 3 до 4 лет (подготовительная к школе группа).
В этой группе расписание уже более расширено, чаще используются игры-предметы.
Детям рассказываем о том, что Церковь — это место, где встречаются верующие люди, динамичные, читают и живут по слову Божьему. Учим детей молиться. Дети должны осознать, что они важная часть Церкви.
Часто используем раскраски по Старому и Новому Завету, всевозможные головоломки, ребусы.
Основные принципы служения в ясельной группе:
1). Простота, быть на уровне ребенка.
2).Подвижность — вы должны воспринимать перемены по необходимости, быть гибкими и смиренными.
3). Повторение — мать учения. Нужно повторять одно и то же много-много раз, чтобы дети могли сконцентрироваться и запомнить.
4). Любовь. Любите детей так, как возлюбил их Иисус. Молитесь за ребенка и за его родителей.
Также можно организовать служение для будущих мам. Найти для них молитвенных партнеров, обеспечивать литературой, давать места Писания для размышления и успокоения, обеспечивать моральную поддержку.

НОД «Храм — дом Божий»

Людмила Гришакова
НОД «Храм — дом Божий»

«Храм – дом Божий»

Цель: Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни

православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно- нравственной культуры.

Программные задачи:

Образовательные:

— Повторить и закрепить знания детей о дне творения.

-Дать представление о храме как о Божьем доме.

— Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,

отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.

— Познакомить детей с православными традициями жизни как

радостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием.

— Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранения его красоты, добра.

Развивающее:

— Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.

— Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов

окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение,

слух).

— Развивать эстетическое восприятие, способность передавать

красоту храмов.

Воспитательные:

— Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к

своему краю, к семье.

— Воспитывать старательность, усидчивость.

Материал для занятия: Картина с изображением храма, комплект

иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, презентация, экран телевизора, ноутбук, рабочая тетрадь к программе «Добрый мир», простой и цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие,

духовная культура, чтение художественной литературы, музыка,

художественно- эстетическое творчество.

Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в

жизни людей, встреча с жителями посёлка на прогулке. Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».

Методические приёмы: инсценировка, составление картины из готовых

форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения,

Ход занятия.

Звучит музыка (№26 музык. комплект «Доброго Мира» Чудесная песенка. Муз. Ю. Пастернак дети проходят в зал.)

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я всех Вас приглашаю на праздник, который посвящен тому, Кто сотворил наш красивый добрый мир».

«Посмотрите, дети, как прекрасна наша Земля, а всегда ли она была такой?»

Дети: «Нет, в далекие времена земля была пустой и тёмной».

Воспитатель: «Да. Вы правильно ответили на вопрос. Ребята послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Кто сотворил мир таким красивым и удивительным?

Подготовленные дети читают стихотворение из кн. 1 «Добрый Мир» с. 127

Кто сотворил наш мир?

1.Ребенок: Всё, что есть на белом свете

На моей родной планете,

2.Ребенок: Под землёй.На небесах:

Море, ветер в парусах,

3.Ребенок: Человека, стрекозу,

Волка, зайца и козу,

4.Ребенок: Кошку, мышку и слона,

Тлю, что даже – не видна…

5.Ребенок: Нет – всего не перечесть!

Всё – всё – всё, что только есть, —

6.Ребенок: Даже камни вдоль дорог –

Все вместе: Сотворил Господь наш бог!

Воспитатель: Молодцы. Мне интересно, а сколько времени ему потребовалось для этого?

Дети: «Шесть дней» (хором или индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, сейчас мы с Вами подробно вспомним и расскажем нашим гостям, как это было.

Составление коллективного панно «Добрый мир»

Воспитатель: А теперь, все садимся на свои места и каждый достаёт папочку с карточками по дням творения. (У каждого ребёнка на столе индивидуальная папочка с карточками, которую они подготовили вместе с родителями).

Воспитатель- Кто сотворил такой добрый и красивый мир? (Ответы детей).

Давайте мы сейчас создадим картину мира в том порядке, в каком

создавал Бог.

— Что сотворил Бог в первый день.

1 ребёнок: Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, — всё сотворил Бог.И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (Прикрепляем звёздочки – мы можем увидеть ночью, солнце бывает только днём. Все покажут карточки с правильным ответом, а один ребёнок выходит к доске и прикрепляет детали).

Воспитатель: — Что создал Бог во второй день?

2 ребёнок: Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой. (прикрепляем облака).

Воспитатель: — Что появилось в третий день творения?

3 ребёнок: На третий день Бог создал землю, моря и океаны.Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом.

Воспитатель: А кто мне скажет, что сотворил Бог в четвёртый день?

4 ребёнок: На небесной тверди вдруг

Засияло всё вокруг.

Сотворил Бог в день четвёртый

Золотого солнца круг.

К ночи яркое светило

Бледная луна сменила.

Всемогущий Господь Бог

В небе звёздочки зажёг.

Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый день?

Дети.

1. В пятый день Бог создал рыб и птиц,мелких насекомых: разноцветных

жуков, бабочек, весёлых стрекоз. (Прикрепляем детали).

2. Что создал Бог в день шестой?

Скот, зверей. И мир земной,

Озарённый ярким светом,

Поразил своей красой…

3. Чудесный мир был создан Богом,

И в нём чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель: Воскресный день не наш, а Господень.

— Почему так говорят? (Ответы детей).

4. И увидел Бог. Что всё, что Он сотворил в шесть дней, замечательно. В седьмой день Бог отдыхал от трудов Своих. И назвал его – покой!

Воспитатель: И так, мы ещё раз узнали, что Бог сотворил всё живое. Бог добрый, и Он сотворил добрый мир. Бог любит всё, что сотворил. Он радовался, потому что сотворённый мир был очень красивым.

Воспитатель: А теперь посмотрите, у нас какой мир получился?

(обращает внимания детей на панно).

Золотится солнце круг…

Поле…Лес зелёный.

Как прекрасен мир вокруг

Богом сотворённый!

Ребята о чем говорилось в стихотворении. (о природе). А вы знаете правила поведения в природе?

А какая бывает природа? (Живая и не живая).

Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.

Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Это небо, радуга, ветер, вода, песок, глина, камни.

Воспитатель. Дети песок, воду, глину человек всегда использует при строительстве. Скажите, что человек может построить своими руками. (дом, гараж, храм.)

4. Беседа с детьми о значении храма

Воспитатель:

В этом мире нам хорошо, до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти….

Воспитатель. Я думаю, вы сможете ответить сами, прослушав загадку.

Этот дом — не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом.

По утрам и вечерам.

Это православный (храм).

Физкультминутка.

Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.

Дети строят новый храм

Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо — влево

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо – Руки вверх — вниз

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы

Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками

вправо-влево

Воспитатель.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.

Издавна храмы строили в самых красивых местах.

— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

(У него есть купол, на котором находится крест)

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Виртуальная экскурсия в храм.

Сейчас мы отправимся в виртуальную экскурсию в православный храм нашей местности.

Мы познакомимся сейчас с историей нашего местного храма, который несет духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этом храме вы неоднократно бывали.

На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».

Показ презентации: «

Театрализация «Как вести себя в храме».

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Продуктивная деятельность. Работа с тетрадками.

Сейчас я предлагаю вам занять места за столами. Пододвиньте к себе рабочие тетради, найдите страницу 21. Возьмите в руки простой карандаш и обведите православный храм, после начинайте раскрашивать храм.

Во время работы звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось раскрасить церковь — каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, семь окошек, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали?

Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.)

Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы и мастера.

Возьмите, ребята свои рисунки и выходите на ковёр, чтобы всем было

видно ваши работы. Молодцы.

Итог.

Воспитатель:

Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром! — Спасибо ребятам за их старание! Спасибо гостям за их внимание! Все дружно мы скажем «До свидания!»