Как подростку выбрать профессию?

Похожие статьи


Ирина Балманжи

Жизнь слишком коротка, чтобы бо́льшую ее часть проводить на ненавистной работе. Поэтому к выбору будущей профессии нужно отнестись очень внимательно и серьезно. Но как найти путь, который подходит именно тебе? Авторы книги «Дорожная карта» уверены: профориентационных тестов недостаточно. Необходимо прислушиваться к себе, пробовать разные варианты и не бояться свернуть с проторенной дороги.

Не бойся сойти с проторенного пути

Есть избитая фраза: «Ты можешь стать тем, кем хочешь». Хоть она и кажется затертым штампом, так уж вышло, что это правда. Но почему тогда все еще есть люди, которые занимаются не своим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу к успеху, счастью и самореализации?

Дорожная карта

Ответ кроется в нашей природе. Одно из ее коварных свойств заключается в том, что мы склонны выбирать пути, которые до нас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, и обойти его чертовски трудно.

Именно так и выглядит формула «успеха» в нашем обществе: универсальный путь, по которому все идут, дыша в затылок впереди стоящему, не обращая внимания на то, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, ты на нем.

Наши персональные Конвейеры по винтику собраны из всех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов и заранее предопределенных вариантов выбора, которые мы впитываем с того дня, как выползли из песочницы и подумали, кем же мы станем, когда вырастем.

Мы слышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо было бы работать в семейном бизнесе. Слышим, что у нас слишком большие амбиции (нам это говорят «для нашего же блага»). И все решения мы принимаем под давлением этих требований и страхов.

Ради безопасности мы отказываемся от подлинных желаний.

Мы выполняем свой долг. Мы вкалываем на работе и тащимся по заранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность и комфорт.

Возможно, самое сложное дело в твоей жизни — переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды и убеждения, и, в конце концов, это бывает попросту страшно. Но оно того сто́ит.

Начни с вопросов к себе. Идешь ли ты туда, куда хочешь? Оправдывает ли твоя цель затраченные усилия? Не думай о том, кем ты «должен» быть, или кем тебя считают друзья, или кем ты пытаешься казаться в соцсетях. Кто ты на самом деле здесь и сейчас?

Эти вопросы помогут тебе понять, чем ты отличаешься от других, что делает тебя уникальным и что ты можешь предложить миру.

Отделяй ненужный Шум от полезных советов

Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.

Он в книгах, которые мы читаем, в телешоу, которые мы смотрим, во всех социальных сетях — и, что опаснее всего, он внутри нас самих. Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер. Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.

Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:

Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.

Ищи дело жизни на стыке своих интересов

Люди, которые живут наиболее полно, стараются встроить свои интересы в работу. Подумай: чем тебе нравится заниматься? Может быть, ты все выходные выкладываешь видео, которые снял? А может, гуляешь по лесу или высаживаешь цветы в парке? Или строишь современные здания, играя в Minecraft?

Не пугайся, если интересы, которые ты в себе обнаружишь, покажутся тебе несерьезными. В наши дни рынок настолько разнообразен и так часто и резко меняется, что можно найти массу удивительных способов совместить свои увлечения с работой.

Интерес к просмотру мультфильмов субботним утром может привести к руководящей должности на телеканале Cartoon Network, как это случилось с Майком Лаццо. Из человека, который просто любил разглядывать кости, вырос видный специалист в области судебно-медицинской антропологии — так было с профессором Университета Теннесси доктором Биллом Бассом.

Главное — не загонять себя в рамки. Мысли неординарно, комбинируй разные интересы, отражающие одновременно несколько сторон твоей личности, — так у тебя будет больше шансов найти что-то, что тебе понравится. Придумай себе роль. Изобрети, если ее еще нет.

Изучай свои Основы

Увлечения, дела, которые тебя вдохновляют, — это кирпичики, из которых строишься ты сам. Но интересы — только первая составляющая. Есть еще кое-что, связывающее их воедино. Назовем это Основами.

Если вкратце, Основа — это твой центральный элемент, от которого зависит, что именно приносит тебе удовольствие. Она побуждает тебя увлекаться теми или иными занятиями и почти наверняка проявляется в каждом из них.

Допустим, ты любишь готовить. Эта информация лежит на поверхности. Но давай копнем глубже и посмотрим: на чем основан этот интерес? Тебе нравится экспериментировать с рецептами блюд и придумывать новые? Нравится работать руками? Ты пишешь детальный отзыв после посещения каждого кафе? Ты чувствуешь прилив сил, когда учишь племянницу печь печенье?

Поняв, что именно притягивает тебя к предмету твоих интересов, ты лучше поймешь, какой путь выбрать, чтобы он не противоречил твоим особенностям. Посмотри на примеры ниже. Какие из них находят в тебе отклик? А что тебе совсем не подходит?

Чтобы осознать свои Основы, надо выйти за пределы привычного представления о себе. Их нельзя сформулировать фразами типа «я хороший человек» или «я люблю готовить». «Мне нужно о ком-то заботиться» или «мне нужно создавать что-то новое» — вот это уже другое дело.

А теперь соедини все то, что делает тебя тобой, — твои Основы и Ключевые интересы. Так ты получишь сценарий того, чем хочешь заниматься в жизни.

Тебе не нужно принимать решение прямо сейчас. Попробуй поменять один из Ключевых интересов или Основу. Миксуй снова и снова. Пока что твоя цель — определить все сочетания, которые покажутся тебе привлекательными.

Помни: твои мечты не безумны

Первая трудность на пути к жизни, основанной на интересах, — осознать, что такая жизнь вообще возможна. Принять сам этот факт может быть крайне сложно. Если в твоей картине мира никогда не было места идее стать журналистом, инженером, шеф-поваром французского ресторана, уличным художником, скульптором или обжарщиком органического кофе, то любой из этих вариантов покажется тебе диким.

Из-за ограниченного вида, который открывается перед нами с Конвейера, мы отказываемся поступать по-другому. Но правда в том, что у каждого из нас есть масса возможностей.

Даже самые странные идеи могут работать и приносить доход, если неуклонно следовать своим интересам. Возьмем, к примеру, Элис Бенштейн. Имея ученую степень, она работает на кондитерской фабрике Jelly Belly. Элис объединила свою любовь к кулинарии и науке и сейчас зарабатывает, изобретая новые вкусы конфет.

Есть и другие профессии, словно бы сшитые на заказ для конкретных людей. Вот некоторые из них:

Существует множество людей, которые не просто балансируют между домом и работой, а действительно живут с удовольствием, занимаются любимым делом и процветают. А теперь ответь: разве правы те, кто называет твои мечты безумными?

Больше о том, как разобраться в себе, вырваться за рамки и найти дело жизни, — в книге «Дорожная карта»

Иллюстрации из книги

3 шага, которые помогут подростку выбрать профессию

В 14–15 лет большинство подростков размышляют о том, какую профессию выбрать. Даже если им этого делать не хочется, грядущие экзамены и поступление в вуз заставляют задуматься. Настя Сельнихина предлагает три шага, которые помогут её ровесникам прийти к пониманию, чем же они хотят заниматься в жизни. Ну или хотя бы приблизиться к этой точке.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Шаг 1. Вспомни и пойми, что тебе интересно

Для начала вспомним, что первое нам предлагают при выборе профессии? Правильно, мои «любимые» бумажки — профориентационные тесты, которые мы получили, посмеялись («Ой, я что, будущий МЧСник?») и сложили в копилку опыта. Именно с ним нам нужно работать. Даже в таком возрасте.

Неважно, какой у вас опыт — большой или маленький. Он как чемодан, с которым мы отправимся в дальнейшее плавание. Поэтому смело доставайте его из закромов головы и начинайте собирать! Вы должны вспомнить всё, что доставляло вам удовольствие, — то, что вы делали без корысти, просто для себя, в кайф.

Например: утром решили выпить кофе, сначала сделали простой, затем захотелось ещё, но уже с карамелью, потом с шоколадом. Вдруг вы вспомнили про родителей, приготовили им тоже кофе. Потом подумали: «А почему бы ещё и завтрак не приготовить?» — и напекли блинов на всю семью! Если всё это вам так нравится, может быть, пойти в поварское училище или просто связать жизнь с кулинарией?

Я, например, пересматривая старые видео, фотографии, спрашивала родителей, о том, что мне нравилось делать, почему меня это увлекало? После моего сеанса воспоминаний я поняла, что нужно копать в сторону творчества. Я до сих пор, сама того не замечая, пою везде, танцую везде. Связь с музыкой мне доставляет отдельный кайф. Кстати, если используете этот метод, то он ещё помогает сблизиться с родителями.

Шаг 2. Попробуй всё

Представим ситуацию: 11-й класс, ЕГЭ сдан, казалось бы, можно расслабиться. Но нет, нужно выбрать вуз! И вы с мамой в последний день принятия заявок бегаете по всей Москве в поисках подходящего проходного балла. В итоге поступаете в неверный вуз, через полгода уходите — время потеряно.

Чтобы такого не произошло, пробуйте! Да, в современном мире практически нигде нельзя устроиться на работу, но есть место, куда вы можете обратиться, — Агентство социального развития. У них есть несколько проектов для подростков, в которых можно получить стажировку в интересной фирме, а также заработать и рассказать о своём опыте.

Но, помимо этого, есть масса других способов. Например, можно волонтёрить. Здесь работает простая математика. Летом у вас свободно примерно два месяца, а стать волонтёром можно уже в 14 лет.

До момента выбора вуза у вас есть четыре лета по две стажировки! Вы можете охватить восемь направлений или профессий

То есть к моменту сдачи ЕГЭ вы будете знать, где вы точно не хотите или хотите работать. Я, например, этим летом была на двух стажировках и поняла, что хочу работать с людьми и использовать иностранный язык.

Помимо волонтёрства, можно устроиться на неквалифицированную работу — складывать продукты в пакеты в магазинах, раздавать или клеить листовки. Не забывайте о своих знакомых и родственниках, они могут помочь в поиске работы в своей сфере. Для примера: я знаю ребят, которые работали у своих знакомых в магазине, переписывали товар в качестве ассистентов и поняли, что продажи и бухгалтерия не их дело.

Также вам может помочь Центр трудоустройства подростков в Москве, там предлагают в основном летние постоянные стажировки. И не забывайте о лекциях про профессии, экскурсии на производство и в другие места. Я была в офисе «Яндекса», Mail.ru, газеты «Вечерняя Москва», мне понравилось. Я поняла, что хочу работать в такой развитой компании, — возможно, заниматься медиа.

Шаг 3. Ищи дело, а не деньги

Вы никогда не думали о том, почему люди добиваются успеха? Почему становятся популярными? Потому что всё спланировано? Проплачено? Нет!

Возьмём для примера Джоан Роулинг. Думаете, она изначально всё просчитала? «Так, Оксфорд окончила, замуж вышла, дочь родила, развелась, социальное пособие получила, книгу написала, всё сделала, значит, сейчас на меня посыпятся деньги». Конечно, ничего подобного с писательницей не происходило. Она писала эту книгу не для заработка, а для своей дочери, и когда отнесла рукопись в типографию, там согласились ее опубликовать только на седьмой раз.

Суть в том, что большинство людей приравнивает работу к деньгам, и это гигантское заблуждение. Деньги — это только способ достижения цели, просто визуализация. Многие думают, что эти бумажки делают тебя счастливым. Но счастье приносят не они, а процесс, за который ты их получаешь. Этому есть огромное число подтверждений, как научных, так и наглядных. Один я уже привела, а научный — индекс счастья. Да, есть исследования, подтверждающие это, где дворник счастлив так же, как бизнесмен, несмотря на заработок.

Не выбирайте профессию по зарплате, не смотрите, что делают массы, занимайтесь тем, что нравится

Не бойтесь, что ваша профессия вымрет. Кем бы вы ни были, вы будете кому-то нужны, работа найдётся! Ведь чем больше вы будете вкладывать душу в дело, тем более востребованным будете. А деньги придут сами — так же, как и успех.

Будущее за людьми, которые в любой работе могут быть творческими. Сегодня они работают в офисе, завтра выступают на сцене, а послезавтра могут всё это бросить и начать свой стартап. Недавно мне посчастливилось познакомиться с танцорами, которые живут своим делом. Это люди разных возрастов, с разными взглядами на жизнь, но объединяет их любовь к биту и движению — танцам. Кто-то, будучи взрослым семейным человеком, не имеет высшего образования, но зарабатывает на жизнь любимым делом. Кто-то выбрал путь преподавания, где ты отдаёшь часть себя ученикам. В любом случае каждый делает то, что по-настоящему любит, а деньги не становятся самоцелью.

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров. — Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров. — По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .

Пройти «Профориентацию»!

Подросток выбирает профессию. Как не ошибиться?

Современные дети быстро созревают физически, но позднее взрослеют психологически. Как влияет волевая незрелость на выбор профессии? Как можно помочь самоопределению подростка? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова.

Формирование воли и профессиональное самоопределение

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Формирование воли подростка обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены — им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено — старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что профессия важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаны разные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация — это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет — ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии — повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение — хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. Проверять — по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис — очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей — расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе — все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов — себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому — или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это родители должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор.

Подготовила Тамара Амелина