Как отпустить грехи?

Какие грехи священник не вправе отпустить

(РЕЧЬ ИДЕТ О КАТОЛИКАХ)
ВОПРОС: существуют ли такие грехи, которые не могут отпускать все священники на исповеди?
ОТВЕТ: да, существуют грехи, которые не может отпустить кающемуся любой священник и для отпущения которых необходимо обратиться либо к епископу, либо к пенитенциарию – священнику, принадлежащему к Верховному трибуналу Апостольской пенитенциарии. Причина такого правила – в том, что кающийся нуждается в исцелении. И так же, как для диагностики и лечения некоторых болезней прибегают к специалисту, для исцеления тяжких духовных недугов прибегают к отпущению со стороны пенитенциария.
Согласно Кодексу канонического права, существует только один грех, отпускать который могут только епископы: это грех аборта. Однако в пределах своей епархии епископ может принять решение оставить за собой и отпущение каких-либо других грехов. Чтобы получить отпущение, оставленное за епископом, необходимо обратиться к канонику-пенитенциарию, который есть в любом кафедральном соборе и других церквах. Если на совести есть такой грех, то можно обратиться к любому священнику на исповеди: если он не имеет полномочий пенитенциария, то он укажет, к кому обратиться.
Грех аборта влечёт за собой автоматическое отлучение от Церкви, которое может снять епископ. Это отлучение касается как матери, так и совершающего аборт врача, медперсонала и того, кто подталкивает к аборту. Вот что говорит об этом Папа Иоанн Павел II в энциклике «Евангелие жизни»: «Отлучение охватывает всех, кто совершает это преступление, зная, какая за него надлежит кара, следовательно, и тех соучастников, без которых преступление не было бы совершено. С помощью такого сурового наказания Церковь указывает на это преступление как на одно из самых тяжких и опасных, поощряя преступника ревностно искать пути покаяния. Ибо в Церкви кара отлучения налагается для того, чтобы виновный мог вполне осознать серьезность совершенного греха и чтобы затем привести его к окончательному покаянию и раскаянию» (62).
Однако отпущение греха аборта могут дать и другие священники, уполномоченные каноническим правом или лично епископом. В некоторых епархиях по веским причинам епископы наделяют таким полномочием всех священников. Кроме того, в силу древней привилегии, отпущение греха аборта могут дать монахи нищенствующих орденов – в частности, францисканцы и доминиканцы.
Существуют также пять грехов, которые не может отпустить даже епископ. Кающийся в этих грехах должен обратиться напрямую к Папе. Эти грехи считаются особенно тяжкими и влекут за собой автоматическое отлучение от Церкви (latae sententiae), которое может снять только Апостольский Престол.
Эти грехи – следующие:
— святотатство по отношению к Святой Евхаристии – кто выбрасывает Святые Дары либо похищает или удерживает их со святотатственной целью, тот подлежит отлучению;
— физическое насилие против Римского Папы;
— отпущение греха против шестой заповеди священником-соучастником этого греха (поскольку соучастник такого греха не имеет права отпускать его, за исключением опасности смерти), он также подлежит отлучению; (это касается и случаев, когда священники-«гомопартнеры» исповедуются друг другу и друг другу прощают свой обоюдный грех).
– епископская хиротония, преподанная без Папского мандата: в этом случае отлучению подлежат и рукополагающий, и рукополагаемый.
— отлучению latae sententiae – то есть автоматическому, без необходимости постановления суда, — подлежит священник, нарушивший тайну исповеди.
Ко всему сказанному следует добавить, что в ситуации угрозы смерти любой священник может дать действительное отпущение любых грехов, даже запрещенный в служении. Этот факт еще раз показывает, что отлучение имеет не столько карательный смысл, сколько исцеляющий, — для тех, кто нуждается в более глубоком исцелении. Поэтому Церковь, движимая желанием спасения всех людей, наделяет всех священников, даже отлученных и запрещенных в служении, полномочием отпускать любые грехи, если кающийся находится под угрозой смерти.

подробнее http://ru.wikipedia.org/wiki/Latae_sententiae
***
В православии такие различия мне не встречались. Не вполне мне понятно, как должен действовать священник, которому другой клирик исповедовался в тяжком грехе, несовместимом со священством. Может ли исповедник нарушить тайну исповеди сослужителя и предложить епископу принять канонические меры? Может ли один священенник духовнической властью запретить служение другому?

Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи

Фото:СПДА

Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры – «Исповедь» Августина – на языке оригинала, на латыни называетсяConfessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово»конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия – это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов… Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык – это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, – это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» – скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor – «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова – глагол for, что значит просто – говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба – fatum – как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера – это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого – всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь – пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него – открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого – в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения словаconfessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь – это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.