Как отличить добро и зло

Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

Мы все, дорогие братья и сестры, хотим, как пишет блаженный Августин, любить и быть любимыми. Но дорога к настоящей, подлинной любви лежит через Голгофу. По мысли известного архипастыря, Великий пост как раз есть одним из этапов этого пути. Кроме того, чтобы в сердце возгорелась настоящая любовь, во время поста мы стараемся укрепить свою веру, приобрести такие добродетели, как смирение, терпение, кротость, целомудрие и самую важную — рассуждение.

Преподобный Иоанн Лествичник различает три степени рассуждения.

Рассуждение у новоначальных христиан — это правильное познание своего душевного устроения; у средних — это умное чувство, которое даёт возможность безошибочно отличать добро от зла; у совершенных — это духовный разум, который даётся через Божественное просвещение, благодаря чему человек может видеть и просвещать другие души.

Ныне мы видим, что большинство лишено этого свойства. Достаточно включить телевизор и послушать современных политиков. Все с умным видом обсуждают какие-то вопросы политики и экономики, устраивают «революции достоинства», но в результате нравственность и сама жизнь людей с каждым днём становятся все хуже и хуже. Брат восстает на брата, люди теряют самые важные качества: честность, милосердие, сострадание, сопереживание. А настоящая любовь, судя по количеству распавшихся семей, вообще становится дефицитом. Под влиянием западных сериалов многие думают, что любовь — это всего лишь плотское наслаждение, а потому так быстро ее теряют.

Как же приобрести духовное рассуждение?

Эту добродетель преподобный Иоанн в своей Лествице из 30 ступеней ставит на 26-ю ступень. А это говорит о том, что рассуждение является отрадным плодом многих других добродетелей: исполнения заповедей Божиих, молитвы, покаяния, победы над гневом, чревоугодием, блудной страстью, леностью, унынием, празднословием, тщеславием, гордыней.

Пока мы не достигли хотя бы небольших побед над самими собой, наши рассуждения об общественных явлениях, о других людях чаще всего бывают ошибочными. Преподобный пишет, что большей частью из-за своей страстности мы, даже не осознавая этого, клевещем друг на друга. В результате праведники страдают, а злые люди благоденствуют.

Чтобы исправить ситуацию, Церковь постоянно и особенно в дни Великого поста всех призывает к покаянию. Но многие ли слышат этот призыв? Ещё здесь, в Лавре, привлекаемые красотой храмов и прекрасным пением, всегда есть много людей. Но чуть дальше от Лавры и тем более от города — и храмы полупустые. Все усугубляется ещё расколом, который добивает те остатки веры у людей, которые не истребили за 70 безбожных лет коммунисты.

В результате большинство не отличает подлинного добра от прикрытого зла. Грех усиленно выдает себя за норму. С теми грехами, о которых ещё недавно даже стыдно было упоминать, ныне не только не борются, а даже гордятся.

Остаётся надеяться, что в тех храмах, которые, несмотря на давление и шельмование, сохраняют верность каноническому Православию, духовно вырастут люди, не только сами научившиеся различать, где добро, а где зло, но и умеющие силою благодати Божией просвещать души, находящиеся во тьме неведения. Путь Христа на Голгофу был скорбным и тяжёлым, но за ним последовало радостное Воскресенье. Постараемся, дорогие братья и сестры, дабы под тяжестью «словес лукавствия», которые ныне почти непрестанно слышим в средствах массовой информации, нам не свернуть со спасительного крестного пути и достичь радости Пасхи Христовой. Аминь.

С самого раннего детства мы знаем такие понятия, как «добро» и «зло». Давно известно, что нужно делать добрые поступки и слушать голос совести. Но стоит уметь различать добро и зло, чтобы следовать заветам, услышанным еще в младенчестве.

Добро — это действия, приносящие радость, которые не доставляют никому страданий, это безвозмездная помощь другому человеку. Но существует обратная сторона, именуемая злом. Оно не создает ничего нового, лишь приносит беды и разрушает. И в жизни всегда добро борется со злом, это вечное сражение, у которого нет постоянного победителя. О вечной проблема борьбе добра и зла рассуждали многие русские писатели.

Мне вспоминается произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В душе Родиона Раскольникова происходит борьба: он по природе своей добр и милосерден, но возникшая в его сознании теория о «право имеющих» и «тварей дрожащих» обращает мужчину к злу. Герой убивает процентщицу и ее беременную сестру. После случившегося борьба между дурным и благим в его душе обостряется: он осознает безжалостность и безнравственность своего поступка, но мысль о теории не покидает его. И лишь после мучительного раскаяния герой смог вновь обратиться к свету.

Соня Мармеладова, героиня вышеуказанного романа, также является примером человека, в котором происходит невыносимое сражение. Несмотря на то, что она является образцом христианского смирения и милосердия, героиня была вынуждена пойти наперекор своим убеждениям ради своих близких. Девушка продает себя, так как мачехе и сестрам нечего есть. И в основе ее безнравственного поступка стоит, в первую очередь, жертвенность. Данная ситуация показывает, что истинно добрый человек сможет побороть злость в себе и уберечь добродетельность, несмотря на преграды.

Зло разрушает личность и лишает его любви, лишь добро может наполнить жизнь радостью и теплотой человеческого общения. Но никогда нельзя забывать, что при столкновении с «темным царством» всегда можно вернуться к свету.

Высшая мудрость – различать добро и зло (Итоговое сочинение)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Сам Пётр Иванович был добрым человеком, он смог увидеть в действиях и высказываниях приятеля не желание помочь и оградить от глупой девушки, а лживость,злость и мстительность. Мудрость Гринёва помогла ему добиться счастья с Машей. Этот пример показывает, какую роль играет умение определять моральные принципы окружающих, ведь,имея дело со злым человеком, можно допустить большую ошибку.

Посмотрим на другое произведение русского писателя А. И. Куприна «Чудесный доктор». В рассказе повествуется о том, как в семье Мерцаловых происходила череда несчастий: глава семейства потерял работу, одна дочь умерла, а другая — тяжело болела, денег не было. Никто и подумать не мог, что в трудную минуту на помощь придет бескорыстный и добрый человек.»Чудесный доктор» не только увидел в гневных высказываниях Мерцалова душевное горе, но и решил бескорыстнопомочь ему. В таком случае, как мне кажется, отец семейства смог довериться профессору, действительно понять, что он добрый и способен на бескорыстные поступки. То, что Мерцаловумеет разбираться в людях, и спасло его близких. В то же время профессор Пирогов был действительно добр сердцем, его поступки смогли сделать счастливыми семью. Этот пример показывает важность умения увидеть в необычной щедрости именно добрые намерения, а не злую шутку.

Подводя итог, мне хочется сказать, что не каждый может различать добро и зло, на такое способен только по-настоящему мудрый человек. Это умение может помочь людям не совершать ошибок. Иногда бывает очень важно понять намерения окружающих и то, к каким последствиям может привести взаимодействие с тем или иным человеком.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72159

Обновлено: 2020-01-21 Опубликовал(а): Настя Вдовина