Как избавиться от гордыни?

Как избавиться от гордыни

Уважаемый посетитель блога! Я подготовил для тебя подарок — «Практики для Решения Проблем», который поможет тебе научиться получать ответы на свои вопросы и находить наилучший выход из создавшейся ситуации. Забери подарок по
Всем привет! Начнём с того, что гордыня считается одним из смертных грехов. Это качество очень сильно вредит человеку и его здоровью. Зачастую, когда начинаются проблемы со здоровьем, люди начинают задумываться над своей жизнью, что-то пытаются изменить в ней, начинают заниматься саморазвитием.

Гордыня сильно уменьшает счастье человека. Горделивый человек не бывает счастливым. Только из-за этого стоит проработать это качество.

А вы знаете, что гордость и другие не очень хорошие качества, сильно влияют на здоровье? Заболевания, связанные с гордыней, могут быть разные, вплоть до онкологии. Бывали случаи, что человек избавлялся от гордыни, и у него очень быстро проходила онкология.

По наблюдениям, гордость чаще встречается у бедных людей, нежели богатых. На мой взгляд это связано с тем, что чувство ущемлённости и малого достатка заменяет гордыня. Если человек с деньгами считает, что он может всё купить и всех подкупить, это тоже проявление гордыни.

Очень сильно проявляется гордыня у умных, начитанных и образованных людей. Они видят и понимают, что знают больше других и это вызывает чувство гордыни. Люди часто кичатся своим умом, говоря на языке, который сложно понимают другие, с разными специфическими терминами и оборотами речи.

Тоже самое относится к эзотерикам, которые чувствуют и видят энергии. Зачастую их гордыня просто зашкаливает.

Учителя или различные тренера могут легко подхватить гордынный дух. Здесь всё зависит от эмоции. Если вы хотите помочь человеку от чистого сердца, это даёт вам силу и новые качества, если хотите показать человеку, какой вы умный, это признак гордыни. Обращайте внимание на эти ощущения.

Различные упрёки бывают как проявление гордыни. По сути, это унижение человека для того, чтобы возвысить себя, а это просто рабская натура и рабское мышление.

Возможно вы сталкивались с людьми, которые при других людях кого-то унижали или делали замечания, или говорили о недостатках человека в его присутствии. Это тоже признак гордости. В этом случае человек пытается возвысить себя и показать, что он лучше другого.

Хороший метод избавиться от гордыни, делать наоборот этому качеству. Если взять последний пример, когда человек при других людях пытается унизить другого человека, нужно наоборот его возвысить, даже если человек не такой. Этим действием вы делаете сразу три благих дела.

  1. Вы унижаете гордынный дух и тем самым избавляетесь от гордыни.
  2. Вы хвалите человека, создавая ему новый достойный образ. Человек будет стремиться к этому образу и становиться лучше. Чем чаще вы его будете хвалить, тем лучше он будет становиться. Вы можете осознанно управлять своей судьбой и менять этот мир.
  3. Этот человек будет вас уважать, ему будет приятно находится вместе с вами, а у вас прибавиться одно благое дело ?

Проявление гордыни, это проявление рабской натуры, которая пытается возвыситься.

Если рабу дать власть, он будет унижать других людей, показывая свою власть. Даже если он будет одет в дорогой одежде, ездить на дорогом автомобиле, он будет рабом и будет унижать других людей. Думаю, вы видели таких людей.

Про таких людей иногда говорят, деньги и власть испортили человека. На самом деле, никто его не портил, он был таким, просто деньги и власть усилили и проявили эти качества. Деньги и власть являются усилителем человеческих качеств и не более.

Если господин уступает, он делает это из силы, а раб из слабости. Хорошо эта ситуация проявляется на сложных перекрёстках, когда нужно пропустить машину на второстепенной дороге. Раб никогда не уступит дорогу.

Когда человек в мыслях считает, что он лучше других, это тоже проявление гордынного духа.

В таких мелочах и проявляется дух гордыни. Понаблюдайте за собой, выявите и «подсветите» в своём внимании это качество. Его осознание хорошо помогает в борьбе с гордыней. Немножко не так написал, борьба с гордыней никогда не приведёт к успеху. Её нужно увидеть и осознать. Только для этого я приводил примеры выше.

Окажем помощь! Мы помогаем выявить причины проблем со здоровьем, судьбе и источники чужеродных внедрений в пространство человека, которые искажают мировосприятие и приносят неприятности в судьбе. Подробнее смотрите на этой страничке >>>

Для меня все люди учителя, а я просто ученик. Это хорошая защита от гордыни. Не думаете, что вы лучше и умнее других. У каждого человека, вплоть до маньяка, чистая красивая душа. Просто люди проходят разные этапы получения опыта в этом теле. Любите всех людей.

Есть замечательный способ избавиться от гордыни через обычную практику отречения.

40 признаков греха гордыни из Махабхараты

1. Я всегда прав 2. Покровительственное отношение к другим и отношение свысока 3. Чувство собственной важности 4. Унижение себя и других 5. Мысли о том, что ты лучше других. Хвастовство 6. Умение поставить соперника в невыгодное положение 7. Контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя 8. Надменное отношение, суетность, желание смотреться в зеркало 9. Выставление напоказ достатка, одежды и прочего 10. Непозволение другим помогать себе и работать с другими 11. Брать на себя непосильную работу 12. Работа без меры 13. Привлечение к себе внимания 14. Обидчивость (причина обидчивости — это желание контролировать) 15. Чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах (праджалпа) 16. Излишняя чувствительность или бесчувственность 17. Чрезмерная занятость своей персоной 18. Мысли о том, что о тебе думают и говорят другие 19. Использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это 20. Ощущение своей никчёмности 21. Непрощение себя и других 22. Сотворение кумира из себя и из других 23. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим 24. Неблагодарность (самый большой грех). Самое короткое в Кали Югу — благодарность 25. Игнорирование малых людей 26. Невнимательность (при изучении шастр) 27. Наличие раздражительного тона 28. Повышение голоса в злобе и досаде 29. Неподчинение воле Бога, Гуру, Садху, Шастры (Бунт против авторитетов их критиканство) 30. Недостаток самоуважения (совершение греховных поступков — действуем как животные) 31. Безрассудство и безумство (делаем по инерции, не задумываясь) 32. Нечестность по отношению к себе и другим 33. Неспособность пойти на компромисс 34. Желание всегда оставить последнее слово за собой (Вы правы, но у меня свое мнение) 35. Нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию 36. Невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу 37. Мысли о необходимости решать чужие проблемы (когда нас об этом не просят) 38. Предубеждённость к людям по внешнему виду 39. Чрезмерное уважение к себе 40. Сарказм, юмор в Гуне Невежества(Тамас), стремление уколоть другого, пошутить, посмеяться над другим

Практика отречения от гордыни

Расслабляемся, закрываем глаза, включаем внутренние ощущения и произносим вслух.

Я призываю вас тёмные силы на ритуал отречения от духа гордыни. Гордыня помогает выживать в этом мире. Гордость уважает только гордых, а смеренных они не уважают. Но мы платим душою за эту лукавую любовь горделивых. Я не нуждаюсь более в гордыне, в возвышении над другими, над богом.

Отец Небесный, Создатель моей души, помоги мне очиститься от гордыни. Высшие силы, помогите очиститься от гордыни. Я хочу идти путём сердца, путём смирения и чтобы даже духа гордыни во мне не было. И даже дух гордыни, я возвращаю вам, темные силы, навсегда. Достаньте этот дух тёмные силы из моего тела.

Тёмные силы, верните обратно мне ту частичку моей души, мою духовную силу, которую я обменял на гордыню. Верните мне обратно мою душу.

Дальше сидим расслабленно и наблюдаем за ощущениями. Возможно возникнет ощущение, что из вас что-то вытягивают. Возможно будут другие ощущения или вы ничего не почувствуете. Возможно вам станет легче и приятнее на душе, может появиться чувство радости и счастья.

Продолжаем, говорим вслух.

Идя путём души, я умножаю любовь и тепло вокруг себя, идя путём гордыни, я сею холод в души людей и потом же сам страдаю. Я буду сеять тепло человеческою души, а для этого я убираю всякое возвышение над другими людьми.

Гордыню невозможно убрать за одну или несколько практик. Делайте как можно чаще и со смирением, это даст хороший эффект.

Практика наблюдения

Есть очень хорошая практика наблюдения, которая помогает избавляться наверно почти от всех негативных качеств. Как только обнаружили у себя признаки гордыни, начинаем наблюдать за этим ощущением как бы со стороны. Как только вы входите в состояние стороннего наблюдателя за своими эмоциями и ощущениями, в данном случае за наблюдением гордыни, то увидите, как это качество начинает «подсвечиваться» вашим вниманием и вы его начинаете лучше осознавать.

При этом войдите в чувство смирения и покаяния за то, что в вас проявилось это чувство. После этого вы заметите, что начинаете избавляться от гордыни.

Избавиться от гордыни не так легко, как может показаться. Это один из самых хитрых и коварных врагов на пути развития души. Будьте внимательны, чтобы суметь распознать это чувство. Если ваше внимание будет направлено на искоренение гордыни, то вы начнёте её замечать там, где раньше не замечали и это начнёт выводить вас на новый уровень развития.

Дорогие друзья, я подготовил для вас практическое пособие, в которое входят десятки самых эффективных техник и практик для:

развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

Все практики проверены лично, и все они показали высокую эффективность!

Перейти на страницу практического пособия >>>

Сердечного вам тепла!

Автор статьи, Любомир Борисов
Моя страничка в ВК >>>
Instagram >>>

Понравилась статья, подписывайтесь на обновления по теме >>>

Иеродиакон Кирилл (Попов) 21.07.2017 19660

В заключительной статье цикла публикаций о гордости мы предлагаем вам, дорогие читатели, подборки конкретных практических советов святых отцов и пастырей в борьбе с этой страстью. Для наглядности они разделены на четыре «блока» в связи с основаниями ее возникновения: внешними и духовными качествами, властью и могуществом, богатством, влиянием окружения. В заключение приводим критерии преодоления страсти согласно учению святых отцов. Надеемся, этот материал будет вам полезен!
1. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на внешних и духовных качествах:

· Природные и духовные дарования — дар Божий

· Внешние труды — средства к спасению

· Невидение своих добрых дел и понесенных подвигов

· Доброделание, совершаемое «втайне»

· Простые работы

2. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на власти и могуществе:

· Упование на Бога и предстояние пред Ним

· Преодоление самовластия

· Как встречать подчиненного и не возвышаться над ним

· Внимательное отношение к своим поступкам

3. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на богатстве:

· Богатство — дар Божий

· Богатство подается «взаймы»

4. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на влиянии окружения:

· Доверие ближнему

· Преодоление обвинения и гнева против живущих неправедно

· Упование на Бога как средство преодоления гордости и приобретения радости

5. Список предыдущих материалов по гордости

Научая преодолевать страсть гордости, основанную на внешних качествах и природных дарованиях, понесенных трудах и достигнутых добродетелях, святые отцы, прежде всего, возвращают человека к мысли о Боге, Который и является для каждого источником всяческих благ и дарований. При этом святые отцы также указывают, каким образом человек может не допустить в себе возношения.

В своих советах, посвященных тому, как преодолеть или избежать гордости людям, имеющим власть, святые отцы научают рассудительному отношению к власти, к постоянной памяти о Боге и упованию на Него, внимательному отношению начальствующих к своим поступкам и к людям, им вверенным.

Обладание богатством в Ветхом Завете расценивалось как особое благословение Божие человеку: Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл. 5:19). Однако неправильное понимание этого дара и недолжное отношение к нему приводят, по слову святых, к развитию гордости.

Человек по невниманию присваивает дары, данные ему Богом, и в душе возносится.

Мнение окружающих и неодобрение ими добродетельной жизни человека может стать причиной настоящего огорчения для него: «Пока ты не начал молиться, все любили тебя, а сейчас вдруг ты чувствуешь себя в доме как во вражеском лагере. Раньше ты пил и курил, понемножку воровал, сквернословил, прогуливал работу, делал многое противное Богу и людям. И все-таки тогда домашние любили тебя. А теперь, когда ты пошел по пути правды, благочестия и молитвы, все бросаются на тебя, как осы».
Теперь рассмотрим сказанное подробнее.

1. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на внешних и духовных качествах:

Природные и духовные дарования — дар Божий

Руководствуя в борьбе с гордостью, преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй; ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, его же неси приял от Бога (1 Кор. 4:7)». Забвение об этом лишает человека благодатной помощи Божией и он остается без того, обладателем чего мог бы стать: «Если не будешь ходить по Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила».

Преп. Ефрем СиринТак, если гордость развивается от осознания природных дарований, таких как способность к пению, чтению или рукоделию, которые, как указывает преподобный Нил Сорский, по сути своей есть «ничто», человеку следует убедить себя в том, что эти дарования он приобрел не своими усилиями. Такие дары он получил от Господа, и мысль об этом должна уберечь его от превозношения.

Примечательный пример можно найти в книге Слов преподобного Паисия Святогорца. На признание одной из сестер монастыря в том, что от всех добрых дел, которые она совершает, она впадает в гордость, старец отвечает, что так происходит по причине действия врага: «Как пасечник дымом затуманивает пчёл, а потом забирает у них мед, так и у тебя тангалашка дымом гордости затуманивает голову, крадёт весь твой духовный мед, а потом с радостью потирает руки», а это в свою очередь происходит от того, что человек по невниманию «присваивает дары, данные ему Богом, и в душе возносится. Тогда лукавый диавол идёт и крадёт у человека эти дарования, потому что он вор».

Следует отметить, что навык подобного благодарения Господа за имеющиеся способности, а не приписывание себе этих дарований, нужен и в преодолении гордости, развивающейся от успехов в доброделании и возвышении из-за обладания некими духовными качествами, успешностью в прохождении внешних трудов.

Внешние труды — средства к спасению

Святитель Феофан Затворник научает не забывать о том, что внешние труды являются только средствами ко спасению: «Внешние труды и подвиги суть средства: они ценны только тогда, как приводят к цели и ею требуются». Вместе с тем святитель призывает, сколь бы успешно они не совершались, вовсе не останавливать на них внимания: «И мысли на них не останавливайте, как бы они что значили. Главное в чувствах и расположениях. На них и обратите все внимание, если уже установились во внешнем порядке жизни».

Преподобный Ефрем Сирин напоминает, что совершение трудов возможно только с Божией помощью: «Постишься ли, проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земных поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается это, а не моей силой и не моим старанием». Подобный совет дает и преподобный Максим Исповедник, свидетельствуя, что «гордость приписыванием Богу исправно делаемых дел».

Невидение своих добрых дел и понесенных подвигов

ЛествицаПо мысли святителя Феофана Затворника, всякое оценивание себя опасно, потому человеку нужно научиться вовсе не видеть свои добрые дела, которыми, как ему, возможно, и справедливо кажется, он обладает: «Душа, дающая себе цену, точь-в-точь ворона, уронившая сыр. Помоги вам Господи усовершиться в сем невидении своих дел и трудов».

Также святитель Феофан называет общее правило, которому должно следовать в духовной жизни: «Хорошо делает, кто каждый день начинает, как бы дотоле совсем ничего не делал. Кто забывает свое заднее добро, есть самый мудрый человек. Дал бы Бог и нам умудряться в этом».

Как опасного для души, считает святитель, нужно избегать исследования своих трудов: «Трудитесь, не ленитесь; но и незасматривайтесь на труды. Хуже всего сие последнее».

Особо же внимательным, как можно заключить из письма святителя Феофана, следует быть тому, кто оказывается на пути совершения истинных добродетелей: «Вам же паче всего надо пещись о сей добродетели (смирении), потому что берете на себя подвиги, которые не спрячешь. Засмотревшись на них, потому что сами лезут в глаза, душа начинает трубить о них пред собою; а это начало гордости и последующих падений. Сохрани вас Матерь Божия Пречистая — превысокая и пресмиренная!» — отмечает подвижник, вместе с тем указывая на пример смирения, явленный Пресвятой Богородицей.

Такие умеренность и смирение должны стать основным законом духовной жизни, который позволит уберечься от страсти гордости. По слову святителя, важно также заботиться о том, чтобы совершаемые подвиги оставались неизвестными для окружающих.

Доброделание, совершаемое «втайне»

Действительно, для внутреннего смирения, по слову святых, необходимо совершать духовное делание незаметно для других. Преподобный Максим Исповедник говорит об этом: «Тщеславие истребляется скрытным действованием».

Многие подобные наставления находятся в письмах святителя Феофана Затворника: «Так и вам надо, чтоб все видели, что вы, как все, ничего особенного не имеете. Надо прятать все. Ухитряйтесь. И в речи, и в походке, и в приемах — все должно быть, как обычно у всех».

Всякое оценивание себя опасно, потому человеку нужно научиться вовсе не видеть свои добрые дела.

Дает святитель Феофан и некоторые другие советы, касающиеся трудов и добродетельной жизни. Так, по его словам, следует с особым вниманием и осторожностью относиться к слезам, свидетельствующим о покаянии и сокрушении сердечном, но опасным, если они становятся видны другим: «Что вам делать со слезами? Нельзя ли вам делать так, чтоб дома плакать, и наплакиваться вдоволь, а в церкви удерживать слезы, оставляя одно сокрушение сердечное? Помолитесь, чтоб так было, и сами понудьте себя на дело сие. А то беда не далеко. В сердце образуется чирей тщеславия; и не заметите, как зародится и разордеется. Так не лучше ли загодя уклониться от пути, на котором можно встретить такую язву?». При этом «путь смиренного умеренного делания есть самый надежный».

Святитель Феофан отмечает, что порой, когда человек чувствует, что труды и добродетели заставляют его гордиться, должно поступить противоположно, чтобы укорить себя и тем посрамить гордыню: «О смирении больше всего надобно заботиться. И не заметишь, как залезет гордыня. Да ведь она так многообразна и так многосплетна! Оттого у всех святых сколько предостережений против нее. Не присадиться в церкви, хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама».

Скрываемым, по слову святых, должно быть все, что только может послужить основанием для превозношения: «Есть такие, которые и тем кичатся, что происходят от родителей известных в мире, или что родственников среди преимуществующих в славе мира имеют, или если кто-либо сам в каком-то сане или чести в миру был. И это — безумие. Ибо это скрывать подобает».

В целом же, как указывают святые, всякое самомнение побеждается смирением, в том числе приобретаемым через внешнее ограничение себя.

Простые работы

Преподобный Нил Сорский указывает, что гордящимся следует «избирать всегда последнее место и на трапезах, и на собраниях среди братии, <…> постыдные труды и молчание любить, предварять, не ленясь, низким поклоном при встречах братию и не превозноситься в беседах, не быть любителем словопрений и бесстыдным, не выказывать себя и не желать свое слово вставить, хотя бы оно и казалось хорошим».

Для внутреннего смирения, по слову святых, необходимо совершать духовное делание незаметно для других.

Мысль о важности «постыдных трудов» находится и в творениях святителя Феофана Затворника: «Работу надо непременно иметь; и чем грубее она, тем лучше. Чистые и щегольские работы слишком занимают, и внимание от главного дела отвлекают, и холодят». С радостью святитель научает исполнять любое послушание: «Подметать церковь — доброе послушание. И смирительно, и назидательно. Какое благоговение обнимает душу, когда остаетесь одни в церкви, при глубокой тишине! Вот тут, если никто не видит, станьте где поудобнее и творите поклоны, сколько душе угодно». Нельзя оставлять и «хлопот по келлии»: «Этот черный труд полезен особенно тем, что много сбивает спеси. Чернорабочесть в родстве с смиренным о себе мнением, а белоручество — с высокоумием. Не бросайте первого».

Этих трудов, по слову святителя, не должно оставлять. Это те труды, совершением которых с помощью Божией и спасается человек.

Можно видеть, что советы святых отцов, подаваемые ими для уврачевания гордости, основанной на духовных качествах и добродетелях, во многом приближаются к их научению о смирении. Также они говорят об умалении себя: какой бы высоты духовной жизни человек не достиг, он должен видеть другого совершеннее и лучше. Эти советы святых близки тем, которые учат избегать гордости, основанной на власти и могуществе.

2. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на власти и могуществе:

Упование на Бога и предстояние пред Ним

В одном из своих писем святитель Феофан указывает, как необходимо человеку, облеченному властью, нести возложенные на него труды, предупреждая, в чем заключается опасность чувства обладания властью: «Со всякою нуждою ко Господу обращайтесь. Господь близ, и готов с помощью. Теперь больше надо иметь страха и смирения», «“Власть закрывает дверь сердца, и оно понемножку каменеет”. О.М. пусть трудится, смиряясь паче и паче. И Бог благословит его успехом. А станет выситься в мыслях или себе что-либо приписывать, — все пойдет вверх дном».

Преодоление самовластия

Важным для начальствующего является умение не допускать самовластия по отношению к подчиненным: «Надо действовать не борзясь, потихоньку». Особо святитель Феофан предостерегает от страстности в принятии решений: «Как огня бойтесь действовать по страсти. Где хотя малая тень страсти есть, там не жди проку. Тут прячется враг, и все перепутает. Когда взыскивать приходится, избегайте того движения сердца, по коему известное нечиние считал бы оскорблением лично себе. Как он смел, когда я велел? Как он смел у меня на глазах так поступать? Надо “я” во всех его видах отбросить».

Всякое решение должно приниматься и всякий труд совершаться не по своему произволу, но во исполнение заповедей и установлений Божиих: «Только не надобно никогда допускать: “я хочу”, а порядки того требуют, я же слуга ваш».

Святитель Феофан советует начальствующим: «Не следует борзиться, не следует так: сказал и чтоб было… Люди свободны, а команда — неподходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя Господи! Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение… как смели, ведь “я” сказал».

Как встречать подчиненного и не возвышаться над ним

Памятование о Господе и проживание жизни как пред очами Его — залог должного устроения порядков в трудах, важно при этом и постоянное согласование своих действий с волей Божией. Всякий, каков бы он ни был по положению, по мысли святителя Феофана, должен быть готов послужить ближнему: «Дела все — большие и малые — делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается. Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему».

Служа достойным выполнением своих обязанностей Богу, по совету святителя Феофана, «главное — возлюбить надо братию и большую и малую и в духе любви действовать. Кто чем немощнее, тем более надо возыметь к нему любовь. Если будете так действовать, любовь научит вас всему».

Какой бы высоты духовной жизни человек не достиг, он должен видеть другого совершеннее и лучше.

Всякому начальствующему не следует «заглушать», как указывает святитель Феофан Затворник, то есть подавить в себе человека-христианина. Перечисляя качества хорошего благочинного монастырей, святитель подает следующий совет: «Благочинный пусть не заглушает монаха. То чин случайный, а монах по обету и умрет монахом. Так монаха паче надо блюсти. Благочиние можно сбросить, а монаха куда сбросить?».

Об этом говорит и святитель Николай Сербский. Утешая скромного чиновника, жалующегося на своего гордого друга, он обращается к последнему, который, по его словам, «потерялся в высоком кресле»: «Внезапно придут к тебе позор и погибель. Потому обратись, покайся, отрезвись, опомнись, стань человеком. Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов».

Такой совет, как представляется, может быть применен и в монашеской жизни, и в повседневных отношениях в миру: любая должность и власть временны, в то время как высокое звание христианина остается самым важным.

Внимательное отношение к своим поступкам

Облеченным властью святитель Феофан советует быть строгими и взыскательными к своим поступкам: «Надо думать много, и каждый вечер суд над собою творить, — суд без милости». «Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною с одним Господом. И тако отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою». Такое собеседование с Богом и труд над собой, по мысли святителя Феофана, должны стать правилом начальствующего.

В целом же, не возвышаясь, всякий, как указывает святитель, должен избрать для себя такой путь: «Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в нем пребыванием — се производители жизни духовной». Также, по слову святителя, важно помнить о том, что власть и положение — не повод для гордости, но призыв к еще большим трудам. Он научает принять «новое послушание как иго, которое тянуть надо вседневно, а не как крылья для возношения».
3. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на богатстве:

Богатство — дар Божий

Пристрастие к богатству затмевает в человеке память о Боге: «Когда человек жаждет богатства, славы, знатности и когда, достигая этого, он теряет веру из сердца и забывает о Боге, Судии и Мздовоздаятеле, о безсмертии души своей, о своем долге — любить всем сердцем Бога и каждого человека, как самого себя», — говорит святой Иоанн Кронштадский.

Эту память о Боге стремящийся изжить гордыню и должен в себе восстановить, но прежде он должен осознать, что представление его о счастье в действительности является заблуждением.

Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком.

Святитель Николай Сербский обращается к «одному эгоисту»: «Ты считаешь себя совершенно счастливым и доказываешь, что это счастье ты создал своими руками, без помощи Бога и людей. И поэтому отрицаешь святое правило, которое предлагает Церковь: человек должен молиться и оказывать милосердие ближним. “Ни Богу молитвы, ни людям милосердия!” — сурово говоришь ты. И ты считаешь себя счастливым! Я не могу представить счастья без Бога и людей. Полагаю, что ты не знаешь, что такое счастье, и просто путаешь понятия, принимая за счастье сытость».

Богатство подается «взаймы»

Гордыня проистекает от того, что богатый приписывает сопутствующий ему успех своей силе и своему труду, на что указывает и святитель Николай Сербский. Однако в действительности ничего не происходит не по воле Божией: «Ты скопил большое имение, ешь и пьешь вдоволь и в себялюбии думаешь, что тебе никто не нужен. Но запомни, что земля ничего не дает без воли Божией. И если тебе дала, — значит, дала по воле Его».

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Подобные слова, наставляющие против самомнения по причине достатка и богатства, можно встретить уже в посланиях апостольских: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения (1 Тим. 6:17).

При этом каждое дарование Господь подает человеку согласно Своему промыслу о нем: «Человек ничего не может получить, не представив за это ответ Создателю мира. Истина заключается в том, что мы не имеем ничего постоянного на этой земле. Все вмиг проходит, и ничего нам не принадлежит, все взаймы. Взаймы здоровье, взаймы сила и красота, взаймы честь и власть, взаймы знание и умение и любое другое земное благо.

Каждый день Господь испытывает нас этими дарами, а испытание это — проверка, сможет ли сохранить человек веру и милосердие, благочестие и добродетель, вспомнит ли человек, от Кого пришел ему тот или иной дар, и воздаст ли он славу и хвалу Подателю даров».

Через богатство, как и всякий дар, Господь призывает человека ко спасению, достичь которого можно различными путями, которые и изъясняют святые. Так, святитель Иоанн Златоуст обращается к пастве с назиданием: «Бог сделал тебя богатым для того, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы своею щедростью к другим искупал собственные грехи; дал тебе богатство не для того, чтобы ты запер его на свою погибель, но чтобы расточил для своего спасения».

Видение такого промышления Божия о себе должно подвигнуть его к должной скромности и надеянию на Бога, а не собственные силы.

4. Советы по преодолению страсти гордости, основанной на влиянии окружения:

Доверие ближнему

Часто человек просто может не видеть других хороших и благочестивых людей рядом с собой: «Жалуешься, что люди стали жестокосердными. Ни разу не встретился тебе добрый человек. Тебя удивляет, почему Бог терпит этот мир и не положит ему конец. Еще больше ты удивишься, если услышишь, что твой сосед сетовал мне на то же. И он говорит, что не осталось добрых людей и ему очень одиноко на пути к истине и добру. Это значит, что ты незнаком с ним, а он — с тобой. Если бы вы, два хороших человека, познакомились, вы изменили бы свое мнение о мире и ваша печаль обратилась бы в радость. Сказал Господь учениками Своим: “в мире скорбны будете, но печаль ваша обратится в радость”. Я назову тебе имя того человека, а ты найди его. И, когда вы вместе встанете на молитву, молитесь Господу, чтобы Он открыл вам и других хороших людей в вашем городе. Верю, что вам откроется множество людей, пока вам незнакомых».

Через богатство, как и всякий дар, Господь призывает человека ко спасению, достичь которого можно различными путями, которые и изъясняют святые.

Святитель Николай Сербский научает не останавливаться на внимании к самому себе, с доверием относиться к ближнему. Он отмечает, что «люди подобны рудникам, а в рудники обычно приходится проникать глубоко, чтобы найти сокрытые в них сокровища. Таков порядок этой вселенной: чем драгоценнее сокровище, тем глубже сокрыто. Если бы праведный Лот сетовал на злых людей в Содоме, ему легко было бы поверить. Но трудно поверить, что в христианском городе, где проповедуется учение Христа и служится литургия, нет ни одного хорошего человека».

Преодоление обвинения и гнева против живущих неправедно

По слову святителя Николая Сербского, гнев против людей неблагочестивых не является праведным: «Если ты познаешь истину глубже, чем знаешь ее сейчас, ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает». И поношение праведника не дает ему права на ответные обличения. Так, в качестве наставления обращающемуся к нему за советом, святитель Николай Сербский предлагает ему притчу: «Среди учеников одного древнего мудреца был один богатый и гордый юноша: из-за одного только недоброго слова он был готов биться до крови. Чтобы исцелить его от гордости и вспыльчивости, мудрец наложил на него такую епитимью: три года гордец должен был странствовать по свету и платить каждому, кто оскорбит его. Юноша покорился учителю и отправился в путь. Ходил по свету и платил всякому, кто соглашался оскорбить его. Когда прошло три года, он вернулся к учителю. Но при входе в город ему встретился рассерженный кем-то прежде страж и обрушил весь свой гнев на юношу. Тот, вместо того чтобы ответить ему оскорблением на оскорбление, улыбнулся. “Чему ты улыбаешься?” — спросил удивленный страж. И мудрый ученик ответил ему: “Три года я платил каждому, кто бы оскорбил меня хоть немного, а ты бесплатно изругал меня больше тех, кому я давал деньги”. Когда мудрец узнал о случившемся, то, встретив своего исправившегося ученика, радовался и перед всеми хвалил его».

Упование на Бога как средство преодоления гордости и приобретения радости

Порицания и укоризны, как советует святитель Николай Сербский, должны переноситься им с радостью потому, что в этом случае на нем исполняются слова Евангелия: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:11-12).

И, напротив, гордящиеся своими преступлениями и укоряющие праведного будут обличены, по слову Писания, самим Господом: «Знай, покаются твои гонители, насмешники умолкнут, а ты возрадуешься. Сегодня ты последний в доме отца, но скоро первым станешь. А те, кто гонит тебя, будут служить тебе. Это пророчество тысячи раз исполнялось и на тебе исполнится».

Критерии преодоления страсти гордости:

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении сего слова, без всяких ограничений; так что, коль скоро дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло криво. И опасно.

Как писал святитель Феофан, «чем грешнейшею себя чувствовать будете, тем путь ваш правее… Называете себя худшею всех сестер. Слава Богу, если это не один язык говорит. Но если какая сестра придет и разбранит вас, да еще понапрасну, что с вами будет? Если почувствуете, что этого мало, удесятерить следует, — это будет значить, что вы и в чувстве грешница; а если не будет сего, сердце значит полно чувства праведности. Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; так что коль скоро нет его, все не в прок. Заучите сие хорошенько».

Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности.

Святитетель учил радоваться, когда встретится уничижение внешнее, невольное, и принимать его как особую милость Божию: «Мерою себе поставьте, что когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет и начнете вы себе цену давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя… Вы писали, что когда-то желали оскорблений и унижений. Это было прямое свидетельство смирения. А тут сказали вам: вы горда, — вы — оскорбляться, поперечить и отворачиваться от сказавшего. Такие действия не знак ли, что смирения нет: было, да испарилось, по крайней мере, на этот случай. Кто желает оскорблений, тому, сколько их ни делай, все мало. Так и смиренный думает, что ему все мало унижений» .

Таким образом, общее стремление к святости, к жизни по заповедям, внутренней духовной чистоте, смирению — вот что следует иметь человеку, вставшему на путь борьбы со страстями, в особенности же, со страстью гордости, которая дает свои ростки в каждом из нас.

5. Остальные статьи о гордости

Для более просто навигации по материалам о гордости, представляем Вашему вниманию список предыдущих статей.

Статья №1: «Бог гордым противится»: огордости по текстам Священного Писания

Статья №2:Гордость и гордыня: значение слов и особенности перевода

Статья №3: «Гордость надо иметь!..»:понимание слова «гордость» в русской книжной традиции и культуре

Статья №4: Что же это такое — страсть гордости? Суждения святых отцов и современных пастырей

Статья №5: «Я смирюсь, но пусть меня прославят»: о видах гордости

Статья №6: Откуда же приходит змей? Одвух первых причинах возникновения гордости в человеке

Статья №7: «Удивитесь моей красоте искромности!»: о внешних и внутренних причинах возникновения гордости в человеке

Статья №8: О гордости для людей богатых,благополучных и власть имеющих, а также для тех, у кого есть дети.

Статья №9: «Буду подобен Всевышнему»:этапы развития гордости от самолюбия к кощунству

Статья №10: «Нет зла, равного гордости»:о разрушительном воздействии страсти на душу человека

Статья №11: Корень всех зол:взаимодействие страсти гордости с другими страстями

Статья №12: Портрет гордого человека,или проявления страсти гордости

Статья №13: Исцеление скорбями,увещеваниями и обличением: о преодолении страсти гордости

Статья №14: «Бог смиренным даетблагодать»: добродетели и духовные навыки, врачующие страсть гордости

монах Кирилл (Попов)

Ключевые слова: гордость, советы по преодолению, труды, упование на Бога, доброделание, власть, могущество, богатство, качества, окружение.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2003. — С. 145.

Ефрем Сирин, прп. О восьми помыслах // Его же. Творения. Т. 2. — М., 1995. — С. 390-395.

Там же.

Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни. — М.: Троице-Сергиева лавра, 1991. — С. 48.

Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 5. Страсти и добродетели. — М.: Издательский дом «Святая гора», 2010. — С. 154.

Там же.

Ефрем Сирин, прп. О восьми помыслах // Его же. Творения. Т. 2. — М., 1995. — С. 390-395.

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. — М.: Сибирская благозвонница, 2013. — С. 14. Об этом же пишет и преподобный Нил Сорский: «Потому подобает нам, всегда трепеща, бояться страсти гордостной и избегать ее, помышляя в себе, что никакое добро не может быть сделано без помощи Божией, но если будем оставлены Богом, тогда, как лист колеблемый или прах, ветром возметаемый, — так смятены будем диаволом и станем предметом поругания для врага и оплакивания для людей».

Там же. С. 81.

Там же. С. 39.

Там же. С. 61.

Там же. С. 58.

Максим Исповедник, прп. Главы о любви. — М.: Сибирская благозвонница, 2013. — С. 14.

Феофан Затворник, свт. Письма. Часть 4. Письмо 705. — М.: Правило веры, 2012.

Там же. С. 58

Нил Сорский, прп. Устав о скитской жизни. — М.: Троице-Сергиева лавра, 1991. — С. 48-49.

Там же.

Феофан Затворник, свт. Письма. Часть 4. Письмо 702. — М.: Правило веры, 2012.

Там же. С. 416.

Там же. С. 415.

Там же.

Там же. С. 419.

Там же. С. 439.

Там же. С. 422.

Там же. С. 415.

Там же. С. 416.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2013. — С. 77.

Там же. С. 418.

Там же.

Там же.

Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. — С. 54.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2003. — С. 376.

Там же.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2003. — С. 376.

Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2003. — С. 211.

Там же. С. 145-147.

Там же.

Там же.

См.: Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М., 2003.

Там же. С. 110.

Там же. С. 37.

Там же. С. 23.

Преодоление гордыни

Лазарев Сергей Николаевич
Художник иллюстраций: Лазарев Михаил Сергеевич

Редактор: Григорьева Тамара Павловна
Издательство: Диля

Дата издания: 2019 г.

Жанр: Психология

Тематика: Познавательная литература

Возрастное ограничение: 16+
ISBN: 978-5-900694-67-2

Купить книгу: Лабиринт, Интернет-магазин С.Н. Лазарева

Аннотация:

Гордыня, или удаление от Бога, является корнем всех остальных грехов человека. Гордыня присутствует в каждом из нас, но проявляется по разному. Одна противоположность всегда переходит в другую. Поэтому путь полного отрешения и подавления собственных желаний не является способом преодоления гордыни. Если человек не преодолевает гордыню добровольно, судьба заставляет его делать это принудительно – через болезни, несчастья, проблемы с потомками. Прочитав книгу, вы узнаете, как выглядит и преодолевается гордыня в различных жизненных ситуациях, как определять признаки усиления гордыни и что способствует её ослаблению, как воспринимать стресс, чтобы он помогал развитию и улучшению ситуации, какое главное препятствие возникает на пути изменения себя и окружающей вас реальности, и как определить верное направление в работе над собой. Переписка с читателями, опыт которых отражен в книге, также поможет многим. Вы увидите, как человек, начиная понимать необходимость принятия высшей воли, может избежать смертельной опасности, из истории Валентина Дикуля узнаете, что может сделать человек, который приходит в мир с повышенной гордыней, чтобы преодолеть ее и стать счастливым. Вы узнаете, как не позволить корыстности в молитве выйти на первое место, насколько важно умение не быть абсолютным максималистом, как правильно выстраивать отношения на работе, где необходимо постоянное общение с людьми и получите много другой полезной информации.

Несколько слов от себя о нравственном содержании произведения. Почему оно на благо мира:

В книге «Преодоление гордыни» С. Н. Лазарев подробно и на конкретных примерах объясняет, в чем проявляется гордыня, чем она опасна, и каким образом её возможно преодолевать добровольно. Автор разбирает актуальные жизненные ситуации и помогает Читателю осознать и почувствовать:

• как научиться сохранять любовь непрерывно в постоянно меняющемся мире,

• каким должно быть правильное мировоззрение, правильная картина мира и система приоритетов,

• как в критических ситуациях научиться видеть Божественную волю,

• каким образом возможно, работая над собой и своим характером ежедневно, приблизиться к постижению Божественного, раскрыть его в себе и усилить единство с Творцом,

• как научиться мыслить диалектически, понимая, что мир един, и всё в мире едино.

5 способов избавиться от гордыни

Гордыня – это чувство своей ценности и уникальности, которое возникает на почве возвышения над другими. Это переразвитое ЭГО порождает высокомерие, презрение, осуждение, желание унизить. Причина чувства собственной важности или гордыни (она же высокомерие, она же тщеславие) проста и сложна одновременно. Исследования Адлера доказали, что человеком движет врожденный комплекс неполноценности. Именно во врожденном комплексе неполноценности лежит основа для возникновения последующей гордыни. С этой точки зрения, гордыня выступает «психологическими костылями», которые помогают человеку поддерживать собственное самоуважение.

Большое ЭГО приближает нас к состоянию Творца, в котором мы можем максимально реализовать свой потенциал, это ее светлая сторона. Темной стороной ЭГО есть попадание в иллюзию, в которой человек отделяет себя от мира и даже противопоставляет себя ему. Наличие воспаленной гордыни можно узнать по признакам:

  • Желание всегда и во всем быть правым.
  • Желание всегда побеждать.
  • Желание поступать исключительно из своих интересов.
  • Желание нести ответственность за поступки и судьбы других.
  • Непринятие любых советов.
  • Если оказать помощь, то «свысока».
  • Желание давать советы, когда не просят.
  • Категоричность в своих высказываниях и суждениях.
  • Неспособность искренне благодарить других людей.

В результате гордыни у нас может появляться большая коллекция обид и разочарования в людях. Такой человек чувствует внутреннее напряжение в общении с другими людьми и регулярно попадает в конфликты.

Технология управления гордыней

  • Способ №1. Выполняйте «грязную» работу. Работа, которую вы считаете ниже своего достоинства. Это очень хорошо «заземляет» чувство собственной важности.
  • Способ №2. Мысленные поклоны. Встречаясь с человеком, мысленно кланяйтесь ему. Поклоны издревле были ритуалами почтения другого на фоне приуменьшения своей значимости.
  • Способ №3. Максимальное внимание к говорящему. Сначала старайтесь понять, а потом быть понятым. Молча слушайте говорящего и не отвечайте сразу. Старайтесь вникнуть в смысл каждого слова.
  • Способ №4. Принятие других людей. Другие люди не обязаны быть такими, как вы хотите. Принимайте людей со всеми их особенностями, даже если вам что-то не нравится.
  • Способ №5. Каждый день благодарите! Даже самое минимальное действие, направленное по отношению к вам, встречайте с благодарностью, идущей от самого сердца.

Каждое утро выбирайте один из этих методов и практикуйте его на протяжении дня. Простые по своей сути методы, глубокие и действенные по содержанию. Результаты будут появляться в виде позитивных эмоций: вдохновения и благодарности, радости и удовлетворения.

И больше никакой гордыни!

Если у вас есть вдохновляющие истории, идеи и желание сотрудничать с лучшей площадкой личностного роста 5sfer.com — пишите нам на почту info@5sfer.com или Messenger Facebook.

Многие из нас не раз подвергались искушениям из-за слабости характера и плоти. И хорошо, если позже человек раскаивался и искупал грехи свои с помощью молитвы от гордыни и самомнения, ведь от грехов его страдает душа, и чтобы этого не произошло, нужно разобраться, почему мы попадаем во власть самолюбия, заносчивости и алчности.

Жадный человек мечтает стать богаче, тщеславие и амбиции заставляют его совершать поступки, позволяющие ему в своих глазах выглядеть лучше.

От всего этого можно спастись, произнося, как утверждают азы православия, молитвы от гордости. Обращаясь к конкретным святым угодникам, искренне читая перед их ликами молитвенные обращения от гордыни и эгоизма, можно научиться признавать свои недостатки, прощать и благодарить Бога за уроки жизни.

Как учит нас Святое Писание, лучшее средство от эгоизма и высокомерия – это любовь к ближним и Господу Богу. Отсутствие смирения, равнодушие к чужим несчастиям и желание быть лучше всех приводят к тому, что от человека отворачиваются родные люди. И только искреннее осознание своих ошибок, а также ежедневное чтение молитв могут очистить ваши помыслы. Когда вы научитесь благодарить Бога за плохое и хорошее, душа ваша очистится, а путь станет ясным.

Кому молятся, защищаясь от гордыни и самомнения?

В православии есть много святых, которые смогут отвести от вас грех гордыни и эгоизма. Помните, что результат прочтения молитвы против гордости – это не дань самодовольству, а послушание и смирение. Просите их у Иисуса Христа, Иоанна Кронштадтского, Преподобного Сергия, Святого Алексия, Человека Божия. Помогает в таких случаях, и молитва самого Иоанна Златоуста «Отрицаюсь тебе сатана гордыни твоей», которую необходимо читать каждый раз, выходя из дома.

Тексты сильных молитв от гордыни и эгоизма

Молитва Иоанну Златоусту

Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Святому Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Молитва избавления от гордыни

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершали чудеса!

Призри милостивно на предстоящыя святей иконе твоей люди, умиленно молящыяся и просящыя от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящым утешение, бедствующым скорую помощь, всем же чтущым тя мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове.

Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Владыце возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение: да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва от тщеславия

Ты, Спасителю мой, Который из послушания, в продолжение тридцати лет в Назарете повиновался Матери Твоей, Преблагословенной Деве Марии, и хранителю девства Ея Иосифу, и по вступлении в дело великаго Своего служения был послушлив воле Отца Своего даже до смерти, смерти же крестной, сотвори, чтобы и я, по Твоему примеру, во всем повиновался Тобою поставленным надо мною начальникам и исполнял все, в законе и Евангелии Тобою поведенное, так чтобы вся жизнь моя была непрерывным послушанием, которое соделало бы меня достойным причастником благодати Твоей в жизни настоящей и славы Твоей в жизни будущей.