Как дети играют?

Приемы вовлечения детей дошкольного возраста

В сюжетно-ролевые игры

· Показ игровых действий с игрушками

· Выполнение воспитателем главной роли в игре

· Дидактическая игра

Приемы, побуждающие детей к началу игры

· Предложение игрушки.

· Взятие воспитателем на себя главной роли.

· Предложение готовой темы игры.

· Совместное изготовление атрибутов.

· Совместное обсуждение плана игры.

· Внесение нового игрового оборудования.

· Создание игровой обстановки до начала игры.

· Рассматривание иллюстраций.

· Чтение книг.

· Рассказ о том, как воспитатель играл в детстве.

· Рассказ о тех играх, которые воспитатель видел у других детей.

Приемы, направленные на развитие и поддержание игры

· Внесение дополнительного оборудования.

· Советы.

· Указания.

· Вопросы.

· Включение воспитателя в игру на второстепенных ролях.

· Предложение новых ролей.

· Предложение новых игровых ситуаций.

· Предложение новых игровых действий.

· Соединение нескольких игр между собой.

· Совместное обсуждение с детьми хода игры после ее окончания.

Приемы, направленные на формирование

Взаимоотношений детей в игре

· Объединение для игр под руководством воспитателя.

· Подключение не умеющих играть детей к умеющим.

· Помощь в распределении ролей и наделение их игровыми действиями.

· Правильное отношение к постоянным лидерам.

· Создание новых группировок, способствующих проявлению активности других детей.

· Беседа после игры о том, как играли (кто был внимательным к товарищам, вежливым, делился игрушками и т.п.).

Приложение № 13

Примерный план

руководства сюжетно-ролевой игрой в старшей группе

Цель: учить детей развивать сюжет на основе опыта знаний, приобретенных в ходе наблюдений занятий, чтения литературных произведений, сказок.

Способствовать тому, чтобы логика, характер игровых действий определялись взятой ребенком ролью. Развивать самостоятельность, инициативу, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре. Воспитывать активность, желание играть.

Оборудование: иллюстрации «Минск – город-герой», журналы, газеты, детские книги, атрибуты игр «Доктор», «Магазин», «Автобус», элементы костюмов к сказке «Теремок».

Приемы руководства

По мере окончания полдника спрашиваю у детей: «В какой республике мы живем?» «Как называется столица нашей республики?», «А хотите вы побывать в Минске?», «А на каком виде транспорта можно туда поехать?» (ответы детей). «Кто хочет лететь на самолете?», «А кто из вас будет летчик?». Посмотрите, где будет аэродром. Готовьтесь к полету. А мы, ребята, давайте поедем на автобусе. Хорошо? Подумайте, что мы будем делать в дороге? (можно останавливаться по дороге, на остановках можно купить газеты, журналы, зайти в кафе и др.). Хорошо, так и сделаем. Кто будет работать в дорожном кафе? Подумайте, где будет кафе? Хорошо. И теперь официанты идут и готовят все необходимое для посетителей кафе. А вот Ира будет в киоске продавать газеты и журналы. Ира, подумайте как вы организуете свое рабочее место?. Ребята, я думаю нам нужен и медпункт, путь в Минск долгий. Кто хочет быть доктором в медпункте? Хорошо. Готовьте свое рабочее место.

Ребята, а в Минске нас ждут артисты в театре. Кто будет артистами? Вы будете готовиться к спектаклю. Посмотрите костюмы для артистов, повторите текст сказки, которую вы будете показывать. А театр у нас будет там, где у нас стоит ширма. А мы ребята купим билеты и поедем в Минск. «Кто у нас кассир, а кто водитель? Готовьтесь к отправлению». Слежу, чтобы дети организованно взяли билеты и сели в автобус. Напоминаю артистам о подготовке к спектаклю. По дороге рассказываю детям о Минске. Показываю иллюстрации. Напоминаю водителю об остановках. В ходе игры говорю: «Водитель, а когда будет остановка? Я забыла купить журнал». В другой раз говорю : «Ой, что-то голова болит. Остановитесь. Вот медпункт». В ходе поездки рассказываю о театре и предлагаю его посетить. (драматизация сказки).

В ходе игры использую напоминание, указание, ролевое участие, слежу за взаимоотношениями между детьми, довожу игру до логического конца. Подвожу итоги, уточняю, как играли, кто хорошо справился с ролью и как можно играть в следующий раз.

Приложение № 14

Примерная тематика творческих игр

В разных возрастных группах.

I младшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Дом», «Парикмахерская» и др.

I младшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад».

Старшая группа

«Автобус», «Поликлиника», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Детский сад», «Аптека», «Театр», «Железная дорога», «Строительство города», «Школа».

Приложение № 15

Вопросы для анализа занятия

по изобразительной деятельности

1. Вид занятия, соответствие выбранной темы виду занятия.

2. Соответствие программного содержания программе дошкольного образования, уровню знаний, умений и навыков детей, теме данного занятия. Наличие в программном содержании:

— задач, связанных с передачей явных признаков предмета (строение, цвет, форма);

— задач, связанных с техническими навыками и умениями изображения;

— воспитательных задач.

3. Подготовка к занятию:

— наличие представлений по предмету, теме занятия;

— участие детей в подготовке к занятию;

— четкость поставленной перед детьми цели, задачи;

— приемы обучения.

4. Выдержанность частей занятия: начала, хода, конца.

5. Поведение детей на занятии: сосредоточенность, внимание, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.

6. Индивидуальная работа с детьми.

7. Как осуществляются воспитательные задачи на занятии?

8. Тон и характер обращения к детям. Культура речи.

9. Конец занятия:

— форма окончания занятия (подведение итогов, просмотр детских работ, оценка их);

— поведение детей в конце занятия (бодрость, радость от выполненной работы).

10. Анализ детских работ:

— соответствует ли работа запланированной теме и программному содержанию;

— выполнили ли дети свою работу до конца;

— есть ли сходство изображения с предметом. Что говорит о наблюдательности ребенка?

— имеют ли дети представление о размещении предметов в пространстве;

— качество технических навыков у детей.

Приложение № 15

Вопросы для анализа занятия

по развитию изобразительной деятельности

1. Форма занятия: коллективная, по сообщению новых знаний, по замыслу, комплексная, панорамная.

2. Тема занятия: в зависимости от возраста, задач обучения, социальной жизни, времени года.

3. Программное содержание:

— воспитательные задачи;

— образовательные задачи: развитие технических навыков и умений.

4. Методы и приемы обучения:

— наблюдение, обследование, словесные приемы, игровые приемы, показ способа действий (полный, детальный, частичный), образец воспитателя (полный, детальный, вариативный), сотворчество воспитателя и ребенка, рассматривание работ предыдущих занятий.

5. Анализ детских работ:

А) в оценке предметного рисования, лепки, аппликации (форма, величина частей, строение, цвет, образность, умение передавать разнообразные позы и движения);

Б) в сюжетных работах : композиция, выразительность образов, проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умения действовать самостоятельно;

В) в декоративных работах: яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций, использование элементов народного орнамента);

Г) по замыслу: нужно начинать с вопроса: «Что изображено?», а затем обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т.д. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразность замыслов.

Требования к анализу детских работ:

— дать общую оценку занятия;

— брать работы всех детей по очереди (чтобы избежать захваливания);

— подчеркнуть выразительность работ;

— техника рисования;

— перед началом анализа дать возможность рассмотреть детские работы;

— использовать разнообразные формы анализа, например, рассказать о понравившейся работе, найти работу, в которой проявилось творчество, рассказать о своей работе, сравнить с образом.

6. Материал и оборудование к занятию:

— натура, образец, произведения изобразительного искусства (скульптуры малых форм, живопись, графика), народные игрушки, изделия народных мастеров, иллюстрации, изобразительные материалы для работы детей, оборудование (кисти разных размеров, подставки, вода в прозрачных банках, но не маленького размера, тряпки и т.д.).

7. Индивидуальная работа с детьми на занятии:

работа с активными детьми;

работа с пассивными детьми (вызвать интерес).

Приложение № 16

«Продвижение дошкольников в овладении изобразительной деятельностью»

1. После занятия выберите две понравившиеся детские работы. Побеседуйте с их авторами:

— что изображено на твоем рисунке?

— у тебя получилось нарисовать (наклеить, вылепить) все, что ты задумал?

— тебе нравится твоя работа?

— что ты еще хотел бы доделать?

— и что тебе для этого надо? (какие краски, карандаши, бумага и др. материалы тебе нужны?)

2. Возьмите у воспитателя предыдущие работы этих детей.

3. Побеседуйте с воспитателем и проанализируйте работы детей, сделайте заключение о «продвижении» дошкольников в овладении изобразительной деятельностью, основываясь на вопросы «Анализ детского рисунка»:

— определить содержание рисунков, возможную оригинальность содержания или формы;

— отметить передано ли эмоционально-эстетическое отношение ребенка к создаваемому образу;

— определить и проанализировать средства выразительности, используемы ребенком (цвет, колорит, характер линии, композиция, выразительные детали);

— отметить степень грамотности изображения (передача формы, строения предмета, композиция рисунка и т.п.);

— анализ техники работы с материалом (ритм, сила нажима, темп);

— наличие и характер сочетания в детском рисунке таких качеств, как выразительность, грамотность, оригинальность изображения (если есть таковые);

— сделать предположение о половой принадлежности, ребенка, возможных интересах, характере воображения, деятельности;

— сделать и обосновать выводы о перспективах индивидуальной работы с автором рисунков.

Приложение № 17

Примерный конспект по рисованию в средней группе на тему

«Рыбки в аквариуме»

(методом пальцем, тычком, тампоном)

Методист: Пономарева А.С.

Программное содержание: учить использовать различный материал для тонирования бумаги, изображать рыбок тампоном с помощью трафарета, прорисовываапть мелкие детали (глаза, чешую) пальцем, тычком или кистью по выбору. Развивать воображение, воспитывать любовь к природе, желание любоваться составленной картиной сиз своих работ ( большой аквариум).

Материал: альбомные листы бумаги, гуашь различных цветов, зубные щетки, трафареты, тампоны, тычки, кисти, банка с водой, живая рыбка.

Предварительная работа: рассматривание рыб в аквариуме, на открытках-иллюстрациях, игры с игрушками-рыбками, чтение художественных произведений.

Методы и приемы: проблемная ситуация (эксперимент) – как из снега получается вода. Беседа о воде. Вопросы, художественное слово, загадки, индивидуальная работа, подвижная игра «Рыбак и рыбки», рассматривание и оценка детских работ.

Ход занятия

Дети стоят вокруг стола и рассматривают как снег превращается в воду.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Правильно, это рыбки. А каких рыб вы знаете? (окунь, щука, карась), Где эти рыбки живут? (в воде) А почему же у нас никто не живет? Я знаю, нужно по-честному закрыть глаза и сказать волшебные слова: «раз, два, три, рыбка приплыви». Ребята, посмотрите, к нам приплыла настоящая рыбка. Она наша гостья. Она очень красивая и мы с вами ее сейчас рассмотрим. Какая рыбка: большая или маленькая? Какой формы у нее туловище? А что есть еще у рыбки? (плавники, хвост, глаза). Чем покрыто тело рыбки? (чешуей). Чешуя у рыбок разноцветная, блестящая, и поэтому они такие разноцветные, нарядные, красивые. Ребята, но мне кажется, что эта рыбка почему-то грустная. Вы не знаете, почему? Нет. Посмотрите, как вас много. Вы любите играть? А когда играть веселее: одному или когда много ребят? Да, когда много. А наша рыбка одна. И поэтому она скучает, а мы можем ей помочь. Хотите? Это очень просто. Давайте мы нарисуем рыбке друзей. Согласны? Садитесь за столы. Рисовать сегодня рыбок мы будем необычным способом. Обратите внимание, на столах у вас много разных предметов. Скажите, чтобы нарисовать воду, какого цвета нужна краска? А рисовать воду мы будем щетками. Щетку нужно обмакнуть в ванночку с синей краской и тихонько постукивая нанести на бумагу. Предлагаю детям работать. Помогаю нерешительным. Когда закончат тонировать бумагу, предлагаю салфеткой снять лишнюю краску. Затем дети рисуют рыбок (положить трафарет, обмакнуть тампон в краску, закрасить отверстие. Получится портрет рыбки). Уточняю, какие цвета нужно использовать. Дети рисуют рыбок, а когда краска высохнет, дорисовывают им глаза. Украшают их с помощью тычков или пальцев. Затем рисуют камешки, водоросли. Готовые работы предлагаю положить на ковер. Обращаю внимание, что получился большой аквариум. Вы сегодня научились рисовать новым способом. Все старались, молодцы. И поэтому у ас получился такой большой аквариум. Вот и рыбка повеселела оттого, что у нее появилось столько друзей.

Игровой тренинг для родителей «Играя, обучаем вместе»

Нелли Дьяченко
Игровой тренинг для родителей «Играя, обучаем вместе»

«Игровой тренинг для родителей

«Играя, обучаем вместе»

Цель:

• Повышать педагогическую компетентность родителей, обучая родителей эффективным способам взаимодействия с детьми в играх;

Задачи:

• показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка;

• показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;

Предварительная работа:

• В группе оформить с детьми приглашения для родителей

Ход

(Песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва)

Вступление:

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Основная часть:

1. Приветствие-разминка.

Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты, например, «Меня зовут Валентина Ивановна, у меня сегодня радостное настроение, я рада видеть вас».

2. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»

Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.

Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».

Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали. «Когда я была маленькая…Далее высказывания по кругу:

• -Назовите ассоциации со словом «детство»

• -Вспомните самый счастливый день из своего детства.

• -Вспомните свой самый волнующий день.

• — Вспомните, чего вам было стыдно.

• -Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?.

3. Беседа «Игры нашего детства».

Предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве.

4. Прослушивание ответов детей на вопросы.

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Научить детей играть – значит научить жить.

Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – салки, «казаки-разбойники», жмурки, лапта и пр.? Где они?

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз.», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

Школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности.

5. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

Вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Ответы родителей:

Обобщение: Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. С ребенком помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя,следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому,надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

Однако одного рецепта нет, и не может быть.

Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся.

6.Игры и упражнения:

«Знакомство с друзьями»

Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.

Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т. д.

«Я и мое настроение»

Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.

В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию).Например:

Веселый — грустный;

Добрый – злой;

Молчаливый – общительный. и т. д.

Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.

«Аукцион»

Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.

Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак,например: круглая тарелка, и т. д. Когда темп замедлится,ведущий считает до трех: «Круглая раз, круглая два, круглая – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.

«Узор»

Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.

Играющие берут три-пять счетных палочек (спичек, на столе делает узор, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.

«Давайте поздороваемся»

Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.

Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:

1 хлопок – за руку;

2 хлопка – соприкоснувшись плечами;

3 хлопка – спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

2. Рассказываю о своих играх в детстве

3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки

7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение: Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

— Сколько ему лет? — спросил мудрец.

— Пять.

— Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя: НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Рефлексия: предлагается родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы — дружная команда. До свидания!

40 простых идей для игр с детьми, которые оставляют яркие воспоминания

Недавно мы писали о 75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку. Мы бы хотели продолжить в том же духе! Ведь, мы – родители уже взрослые, однако у многих в памяти остались игры в которые играли в детстве. И мы конечно же помните с кем мы играли! СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след, укрепить моторику, логику и отношения!

СЫГРАЙТЕ В ЭТИ ИГРЫ ВМЕСТЕ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ,
ЧТОБЫ ВОСПОМИНАНИЯ О ЕГО ДЕТСТВЕ БЫЛИ ЯРКИМИ!

  1. Бег с “яйцом”. Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
  2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
  3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
  4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
  5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
  6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
  7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
  8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
  9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
  10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это – дом ведьмы, в котором один из игроков – ведьма – подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
  11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
  12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
  13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
  14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу – монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
  15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: “Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?” От 3 лет.
  16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
  17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
  18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
  19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
  20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
  21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
  22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
  23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
  24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
  25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
  26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
  27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
  28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
  29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
  30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
  31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
  32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
  33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
  34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
  35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
  36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
  37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
  38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
  39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
  40. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

Не хотите играть с ребёнком? Не играйте!

Люди, которым интересно играть в машинки или куклы, точно обладают какой-то сверхспособностью. У других же игра с ребёнком часто превращается в скучную обязанность. Наш блогер, логопед и дефектолог Екатерина Балдина, разбирается, что же делать родителям, которые любят своих детей, но не любят с ними играть.

Очень давно с фондом Даунсайдап мы делали проект, для которого снимали родителей с детьми в свободной игре.​ Участвовали десятки семей, но только одна мама по-настоящему была включена и увлечена игрой. Остальные пытались, но им было скучно. Позже и со своим ребёнком я поняла, что не могу с удовольствием играть. Как будто жду инструкций.⠀

​Игра — это общение и энергия. И дети и взрослые включаются там, где есть живой ресурс. Если мама получает настоящее удовольствие, красуясь перед зеркалом, дочка будет подражать ей. Если папа кайфует от «танчиков», и «глаз горит» в предвкушении вожделенного компьютера, то ребёнок в это поверит и подключится — будет залезать на колени, рассматривать, нажимать кнопки.⠀

А вот когда под гнётом родительского долга, мы садимся играть, думая о проблемах на работе или сериале, ребёнок в это не верит. И чем такая игра — лучше никакой. Почему же родителям неинтересно играть с детьми?

  • У родителя нет ресурса: эмоционального или физического.
  • ​Они часто сравнивают себя с некими эталонами и считают что играют «неправильно».⠀
  • ​Многим кажется, что они глупо выглядят или кривляются. Поэтому родители часто зажаты в игре.⠀
  • Родителям кажется, что игра — пустое времяпровождение. Надо ребёнка развивать, а не играть! ⠀​

Откуда это? В нашей культуре поколениями живут два традиционных воспитательных кнута — стыд и вина (сын маминой подруги всегда лучше, чем ты). Мы всегда найдём причину сгорать от стыда, постоянно хотим оправдаться, и ждем одобрения «старших».

По отношению к детям наша вина грандиозна — не так играю, не провожу достаточно времени (я — плохой родитель).​ Чувство вины порождает настоящий ступор и высасывает энергию и мотивацию что-либо делать. Вина растёт, множится, заполняет всё пространство, эмоционально обездвиживает.

Стыд — это направленное чувство. Нам всегда стыдно перед кем-то. Важно понять направление нашего стыда

Прислушайтесь, чей осуждающий голос говорит, что вы недостаточно хороший родитель? Может, голос мамы или бабушки? Может, это соседская девочка, которая считала, что у вас слишком много веснушек? Может быть, это первая учительница, отчитывающая вас перед классом?

Скорее всего, это будет целый хор голосов. Услышьте их. Попробуйте не злиться и не обижаться. Спокойно скажите себе, что вам не перед кем оправдываться. Вы — взрослый и свободный. Вы ни в чем не виноваты, и у вас нет причин испытывать стыд.

Важно:

  • Понять, что правильных игр не существует.⠀
  • ​Не организовывать игру специально. Это может быть простая активность, в которой родитель сам поймает удовольствие — дуть пузыри, рушить башни из кубиков, валяться на полу.
  • Не играть, когда нет желания.⠀
  • Понять, что ​полчаса живого контакта лучше, чем 24 часа фонового режима.⠀

Если на консультации я вижу нересурсного родителя, я никогда не настаиваю на его взаимодействии с ребёнком: не даю заданий на дом, не заставляю весело играть. Обычно первые результаты работы являются для родителя мотиваторами, освобождают немного энергии.

В последнее время в психологии и педагогике встречается термин «достаточно хороший родитель». Это значит, что родитель достаточно хорош, чтобы сделать ребёнка счастливым.

Я считаю себя именно такой. Полчаса в день, но наполненные — это про меня. Приняв это, я выдохнула из себя вину за «маловремени», и обрела контакт с дочерью. Просто знайте, что лучший родитель для вашего ребёнка — это вы!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.