История восклицательного знака

Зачем нужен восклицательный знак?

Кто может точно назвать, сколько знаков препинания в русском языке? Кого ни спроси, ответы будут самые разные, но, как правило, что-то да забудут. А знаков препинания в русском языке 10, и используются они для выражения самых разных значений. Перечислим их: точка, запятая, тире, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, скобки, кавычки и многоточие. Разумеется, сформировалась такая система пунктуации далеко не сразу, и, как нетрудно догадаться, первым знаком была точка, а вот последними стали использоваться многоточие и тире. Сегодня же мы говорим о восклицательном знаке, об истории его происхождения, а также отвечаем на вопрос о том, зачем нужен восклицательный знак в русском языке.

История происхождения восклицательного знака

Итак, почему восклицательный знак имеет такую форму? Возможно, кто-то удивится, но этот знак произошел от буквенного сочетания «lo», которое в латыни использовали для выражения радости и ставили в конце предложения. Впоследствии букву «o» стали писать под «l» в виде маленького кружка, который затем и вовсе превратился в точку. В таком виде этот знак препинания и попал в русский язык. Так что если вы думаете, что современные «смайлики» — это какое-то новое изобретение, то напрасно. Как говорится, «ничего нет нового под солнцем», и радость умели выражать на бумаге уже несколько тысяч лет назад. Первые упоминания о восклицательном знаке в русском языке мы находим в старинных грамматиках В.Е.Адодурова и М.Смотрицкого, которые писали о так называемом «удивительном» знаке, как называли в те времена восклицательный знак. А вот первые правила употребления этого знака сформулировал в своей грамматике русского языка Михаил Васильевич Ломоносов в 1755 году.

Употребление восклицательного знака

Наверняка многие будут обращаться к этой статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, выражающее ту или иную эмоциональную окраску. Это могут быть предложения, выражающие радость, восторг, удивление, испуг, упрек и другие эмоции. Также восклицательный знак принято ставить в конце предложений, в которых выражаются категоричные побуждения и в которых вопрос сопровождается выражением какой-либо эмоции (то есть, в конце побудительных и вопросительных предложений соответственно). Итак, кратко сформулируем некоторые правила постановки восклицательного знака.

  1. Восклицательный знак употребляется в конце всех восклицательных предложений.
  2. Восклицательный знак используется в конце предложений с риторическим вопросом (не требующим ответа).
  3. Восклицательный знак вместо запятой ставится в эмоциональном обращении.
  4. Восклицательный знак ставится в конце предложений, начинающихся с восклицательных слов («как», «какой», «что за» и т.п.).
  5. После междометий, а также после слов «да» и «нет» восклицательный знак ставится для обозначения сильных чувств и эмоций.
  6. Для обозначения прерывистости речи восклицательный знак может ставиться после каждого однородного члена предложения.
  7. Если вопросительное предложение является еще и восклицательным, то в конце после вопросительного знака ставится восклицательный.
  8. В скобках восклицательный знак ставится либо для выражения различных чувств, либо имеет значение «внимание!».

Кто и зачем придумал восклицательный знак?

Текстология.руРусский языкИнтересные факты о русском языкеЗнаки препинания (пунктуация)Кто и зачем придумал восклицательный знак?

Знаете ли вы, сколько в русском языке знаков препинания? Тяжело найти человека, который бы с ходу и точно ответил на этот вопрос. А сможете ли вы перечислить все существующие знаки препинания? Наверняка что-то да забудете.

В русском языке всего имеется 10 знаков препинания, которые необходимы нам для того, чтобы выразить различные значения. Итак, давайте перечислим все знаки пунктуации: скобки, кавычки, точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак.

Конечно, система пунктуации формировалась долго и не сразу. Как вы думаете, какой знак препинания появился первым? Конечно, точка. А вот последними знаками, которые стали использовать на письме, были тире и многоточие.

Попробуем в этой статье разобраться, какие именно функции возложены на восклицательный знак. А чтобы лучше все понять, необходимо кое-что знать из истории происхождения этого самого знака.

Почему у восклицательного знака именно такая форма? Интересен факт, что этот пунктуационный знак произошел от такого сочетания латинских букв, как «lo». В латыни подобным буквенным сочетанием выражали радость и ставили его именно в конце предложения.

Позже буква «о» поменяла свое место и ее в виде небольшого кружка стали писать под «l». Спустя какое-то время этот кружок превратился в точку, и вот в таком самом виде он и пришел в русский язык.

Так что не стоит думать, что всем известные смайлики – это современное изобретение. Положительные эмоции люди умели выражать на бумаге не одну тысячу лет назад.

В русском языке впервые о восклицательном знаке упоминается в старинных грамматиках, авторами которых были В. Адодурова и М. Смотрицкий. Они и писали о странном знаке, который тогда уже называли восклицательным. Но лишь в 1755 г. М.В. Ломоносовым были четко сформулированы первые правила, касающиеся употребления этого пунктуационного знака.

Как и много лет назад, сегодня восклицательное предложение выражает различные виды эмоциональной окраски. Как известно, восклицательный знак ставится в конце предложения. Такие предложения выражают не только радость, восторг и удивление, но и испуг, упрек и др. Восклицательный знак также используют в предложениях, в которых вопрос сопровождается выражением эмоции и в которых выражаются побуждения в категоричной форме.

Урок литературы в 9 классе по рассказу Б.Васильева «Мир. Восклицательный знак»

Тема: «С чего начинается Родина?» (урок литературы в 9 классе по рассказу Б. Васильева «Мир восклицательный знак»)

Подготовка к уроку

До урока учащиеся должны прочитать рассказ Б. Васильева «Мир восклицательный знак» без финала( заключительный абзац в текстах учеников: «Жалко, что нет у нас памятника матери, которая ждёт»). Чтение романа Р.Гари «Обещание на заре» не является обязательным и носит рекомендательный характер. С этим текстом ребят познакомит на уроке учитель.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты произведений.

Цели и задачи урока.

  • Познакомить с возможностями письма как эпистолярного жанра («разговора о невысказанном»)

  • Познакомить учащихся с личностью Б.Васильева и его произведением «Мир восклицательный знак», в котором поднимают общечеловеческие проблемы

  • Развивать навыки ассоциативного мышления, сравнительного анализа, креативные способности

  • Помочь осознать смысл выражения «материнский подвиг», показать на примерах искусства святость материнства, учить заботиться о тех, кто дорог, формировать способность быть благодарными сыновьями и дочерьми

Ход урока

  1. Инициация.

Слово учителя.

— Вы много раз слышали вопрос «С чего начинается Родина?» Как можете ответить на него?

Ответы учащихся:

-Родина начинается с родного дома, с земли, на которой живут близкие мне люди.

-Родина – это маленький уголок на земле.

— Родина для меня начинается с моих родителей, потому что родина и родители это однокоренные слова.

-Родина начинается с матери.

Слова учителя

Как в русском языке закрепилась связь понятий Родина – мать? Почему эти слова нерасторжимо связаны?

«Родина – мать» — с древности говорили люди. Именно к матери и к Родине человек относиться наиболее бережно, родина и мать – это святое.

Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.” К.Ушинский

Вывод:

Итак, Родина для большинства из нас начинается с Матери. Неслучайно, в русском языке закрепились сочетания «Родина-мать», «Русь — матушка», «земля-кормилица».

Появляется слайд с фотографиями матерей учащихся класса. Фон слайда – конверт.

— Дома вы читали рассказ Б.Васильева «Мир восклицательный знак». Попробуйте сформулировать, чем мы сегодня будем заниматься. (Подсказка даётся в случае затруднения:

Этот урок будет посвящен Матери.

Рассказ Б. Васильева «Мир восклицательный знак» написан в форме письма, которое «передали» автору «на встрече в одном из подмосковных городов». Это письмо о судьбе женщины, которая ждала с войны любимого, и матери, ждущего сына. Рассказ о любви и верности всех тех, кого коснулась война, тех, кто остался верен до конца своих дней любимым и кто старался жить, сохраняя веру в невозможное. Это произведение– гимн матери, чья безумная самоотверженная любовь способна раздвигать границы времени и побеждать смерть, это гимн матери, которая ждёт.

-Обратите внимание на то, что вы видите на слайде и на последние слова текста, который читали дома)

Ребята в группах обсуждают вопрос и формулируют задачи урока

— Возможно, говоря о рассказе, мы создадим «памятник матери, которая ждёт»

  1. Вхождение в урок.

Появляются слайды с темой и эпиграфом к уроку

Фронтальная беседа

-Обсуждение эпиграфа урока.

Жалко, что у нас нет памятника

матери, которая ждет.

Б. Васильев

Постарела мать за двадцать лет.

А вестей от сына нет и нет.

Но она все продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мертвых, что в земле лежат.

А/ Дементьев «Баллада о матери»

-Что такое Материнский подвиг?

-Знаете ли вы какие-нибудь произведения искусства, которые можно было бы назвать памятником матери?

Рафаэль «Сикстинская мадонна» Явление Богоматери миру. Две грозные фигуры – Сикста и Варвары. Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию Сикст. Он потрясен. Свидетельство его земного могущества – тиара уже не венчает его лысоватую голову, а стоит скромно в углу. Варвара опустила глаза, задумавшись о суете земной. Лишь две ироничные мордашки ангелочков лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины.

Вот оно чудо! По облакам идет босоногая женщина. Старик и женщина помогают молодой матери. Зеленая драпировка раздвинулась, и мы зрим, как бы наткнувшись на них, останавливается женщина, задумчивая, грустная, прижимая к груди дитя, босоногая, печальная, почти застывшая в своем горе.

Что это босоногая женщина делает здесь? Она знает, что должно свершится. Она знает, что её сын примет муки за всех нас. Она знает, но все-таки она несет в мир своего ребенка. Не зря ли она несет, не зря ли были страдания. Пытается понять: кто вы люди? Да имеющие уши услышат, да имеющие глаза увидят. Время проходит, но она также всматривается в нас.

Задание для групповой работы

-Чем от них должен отличаться памятник матери, которая ждёт? Как это можно изобразить?

Обсуждение ответов.

Андрей Дементьев “Баллада о матери”

  1. Анализ рассказа Б. Васильева «Мир восклицательный знак»

  1. Слово об авторе (короткое сообщение ученика)

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович -кадровый офицер царской, впоследствии — Красной и Советской армии. Мать — Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. У Бориса Васильева рано проявились увлечение историей и любовь к литературе. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, затем был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в1924 году, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев раскрыл в повестях А зори здесь тихие»,

  1. Восстановите сюжет рассказа (краткий пересказ)

— От чьего имени ведется повествование в рассказе?

(Рассказ ведется от имени неизвестной почтальонки)

— Почему пошла провожать она, а не Лида?

(Когда Юра пошел в армию добровольцем из десятого класса, ему исполнилось семнадцать лет, провожала героиня. Как говорит она, Лида Юру не любила, если бы любила, то могла бы отпроситься с работы и проводить его)

— Что и как говорит о своем замужестве? (чтение отрывка на стр. 479)

— Что мы узнали о её жизни? Где работала? Чтение отрывка на с. 472 о мире.

— Что было вдруг?

( в сумке осиротевшей, потерявшей сыновей на войне почтальонки Мироновны оказалось письмо Анне Георгиевне с фронта. И героиня побежала к Анне Георгиевне, но, к счастью, как говорит героиня, ее дома не оказалось. В письме друзья-однополчане Юры сообщали, что Юра погиб.)

— Как погиб Юра?

(Юра погиб в немецком городке при снятии невзорвавшейся бомбы на одной из крыш замка. Бомба взорвалась и убила одного единственного человека лейтенанта Юрия Третьяшова. – так писали друзья Юры, они хотели описать смерть Юры чуть погероичнее. Вот чудаки: будто не все равно нам, раз уже нет его в живых, Юры нашего. Он ведь и для нас, и для однополчан, и для бургомистра Курта Фридриховича, и для всех жителей за мир погиб. За мир для России и мир для Германии, ведь правда, ведь так же это и есть на самом деле?)

— Почему она не отдала письмо Анне Георгиевне? – с. 477

(Я ее берегла сорок лет, а она – меня…)

Анна Георгиевна до самой смерти верила, что Юра жив, говорит она.

  1. Что поражает, удивляет в рассказе? ( фронтальная беседа)

Героиня рассказа пошла провожать Юру вместо своей сестры, потому что была влюблена в него, а самое главное очень осуждала свою сестру за то, что Лида не пошла провожать.

Посреди улицы вышла замуж, поклялась сама себе ждать его, что нет и не будет никого кроме него

Говорит, что сорок лет любит одного человека, и считает его отцом своего ребенка, хотя понятно что её сын это не сын Юрия.

  1. Вы, наверное, догадались, что прочитали незаконченный рассказ.

Далее следует фраза: «А теперь немного о том, о чём вы даже и догадаться не можете» О чём, по-вашему, пойдёт далее речь? (Работа в группах. Выдвижение гипотез финала рассказа. Обсуждение предположений.)

Наверное о том, как сложилась дальнейшая жизнь неизвестной почтальонки

— Написал ли письмо бургомистр господин Леберт Курт Фридрихович, или…откуда узнала правду о смерти Юры героиня?

  1. Чтение авторского текста и обсуждение финала. (Групповая работа по вопросам учителя)

  • Может быть, поступок матери повлёк за собой целую череду бессмысленных, глупых поступков, целую цепь самообмана?

  • Права ли женщина в том, что всю жизнь лгала своему сыну?

  • Почему эта история – письмо писателю? Зачем написано письмо и почему писатель выбрал для рассказа именно такую форму?

Поражает, что Анна Георгиевна сына ждала сорок лет, каждый год 9 Мая самой ранней электричкой приезжала в Москву и весь день проводила в Парке имени Горького, кланялась Вечному огню, клала цветы на мрамор и самодельным плакатиком: «Ищу сына». Она каждый год 9 Мая ездила в Москву, 40 лет , хотя получила официальное извещение о гибели лейтенанта Юрия Сергеевича Третьяшова. Я ее берегла сорок лет, а она – меня…- говорит героиня в с воем письме.

Поражает то, что героиня говорит, что сорок лет любит одного человека, и считает его отцом своего ребенка, хотя понятно, что её сын это не сын Юрия.

Поражает то, что сын почтальонки Юра, зная, что он вовсе не сын Юрия Третьяшова, достал плакатик: «Ищу сына», достал и переделал на «Ищем отца и деда» и сказал: «В День Победы я с дочками пойду по всему бабушкиному маршруту». Заплакала: «Так какой же он тебе отец, Юра?»- «Они все нам отцы»- ответил.

— Рассказ написан в форме письма. Что нам это дает? Почему писатель выбрал именно форму письма?

Сокровенные мысли произносить вслух тяжело. Вспомним Татьяну Ларину. Благодаря письму, ей удалось перебороть свое смущение и первой признаться в любви Евгению Онегину. И нам становится ясно как девушка смогла нарушить все формы приличия того времени и признаться в своих чувствах своему любимому. Поэтому мы можем говорить о форме письма, о его возможности как разговора о невысказанном. В форме писем сочинялись целые романы, литературно-критические заметки. Однако, сейчас мобильные телефоны, Интернет – все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, а раньше письмо было единственным средством коммуникации, написание писем было целым искусством

  1. Выводы.

Рассказ в форме письма не даёт возможности усомниться в подлинности этой трогательной истории самопожертвования, истории материнского подвига. Заканчивается письмо неизвестной почтальонки, заканчивается и рассказ Б. Васильева. Автор даёт возможность поразмышлять читателям о написанном. Согласитесь, рассказывать эту историю было бы труднее, чем написать, слишком она откровенная.

  1. Заключительное слово учителя

Матери не умирают. Они живут в наших сердцах, их бессмертные души оберегают нас. А вы, нынешние сыновья и дочери, берегите своих, ждущих вас каждый день, каждый час Матерей. Ведь памятник – это не всегда скульптурное изображение, это и книги, и фильмы, это и музыка, это и Слово.

И пусть сейчас звучит музыка – гимн Матери, а вы – каждый по-своему, но обязательно -от чистого сердца, от чистой души –напишите письмо маме. Выскажете то, что трудно произнести вслух, самые лучшие, самые искренние слова, которые мы, смущаясь, говорим редко. Напишите то, что может быть, не решаетесь сказать, стесняясь своих чувств. Подарите эти письма мамам, пусть они гордятся вашей любовью.

  1. Самостоятельная работа.

Письмо матери (индивидуальная работа)

Это задание не оценивается, не проверяется. Оценки ставятся за работу на уроке.

  1. Рефлексия.

Уходя с урока, ребята кладут свои записки в конверты, расклеенные на доске

Конверт «Мне было интересно»,

конверт «У меня есть вопросы»,

конверт «Много впечатлений»,

конверт «Не знаю, что сказать».

В конверт вкладывают листочки со своими фамилиями, могут добавить свой отзыв. (Свой голос можно » опустить» и в несколько конвертов)

Желающие могут взять у учителя книгу Р. Гари «Обещание на заре» для самостоятельного чтения.

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок за работу на уроке.

  2. Литература

Приложение

Как писать частные письма.

Вот некоторые правила, которых должен придерживаться каждый культурный человек.

2. Далее следует несколько слов о получении письма или упоминание о последней встрече с адресатом. Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем — о себе самом.

3. В правом верхнем углу письма непременно надо поставить дату написания.

4. В письме важно не только содержание, но и оформление. Небрежно написанное письмо, к тому же с многочисленными ошибками, недопустимо, даже, если оно предназначено близкому человеку. Письма следует писать разборчиво. Если почерк не совсем разборчив, в конце письма нужно извиниться за плохой почерк.

5. Содержание письма должно быть подчинено логике. Не следует писать первое, что пришло в голову.

6. Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. Не следует использовать листы, вырванные из тетради. Письма принято писать от руки, но возможно и печатное письмо.

7. Для написания письма не следует использовать карандаш, т.к. это затрудняет чтение, а на изгибах листа делает его и вовсе невозможным.

8. Завершается письмо добрыми пожеланиями и выражениями своего отношения к адресату; за этим следует подпись (например: «Желаем Вам всего доброго. С уважением. Александр»).

9. Если в письме несколько страниц, то проследите за тем, чтобы, во-1-ых, конверт был достаточно велик, и, во-2-ых, чтобы все страницы были пронумерованы (цифры, как правило, ставятся вверху, посередине страницы; иногда – в правом верхнем углу).

10. Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».