Иоанновская семья

80 лет протоиерею Николаю Беляеву

4 марта 2018 г. старшему священнику Иоанновского монастыря на Карповке протоиерею Николаю Беляеву исполнилось 80 лет.

По окончании Божественной Литургии протоиерей Димитрий Галкин огласил поздравительный адрес протоиерею Николаю от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. От Его Святейшества отцу Николаю был преподнесен образ Казанской иконы Божией Матери.

Затем отец Димитрий поздравил отца Николая от лица клириков обители, отметив, что многие годы, с первых дней своего служения в Иоанновском монастыре отец Николай с особым терпением, любовью и усердием трудится над созиданием приходской жизни в обители. «Мы это видим, ценим и бесконечно благодарны Вам за это. Ваша мудрость, Ваше терпение являются для нас образцом». По словам о. Димитрия, с которыми согласится каждый, кто знает батюшку, отец Николай обладает особым даром утешения, так что все, кто приходит к нему, получают радость и утешение. От лица клириков обители о. Димитрий преподнес батюшке просфору и пожелал о. Николаю здоровья, радости о Господе и сил на созидание «нашей малой Церкви, нашей обители и нашего прихода».

После праздничной трапезы, на которую были приглашены многие чада отца Николая, игумения Людмила поздравила виновника торжества от лица сестер обители. Матушка отметила, что во многом благодаря о. Николаю в монастыре сформировался большой дружный приход. Многие благодаря батюшке обрели смысл жизни через веру, через совместную молитву и добрые дела. Для многих о. Николай стал духовным отцом, и прихожане руководствуются его советом. Создание «Иоанновской семьи», объединяющей тысячи людей по всему миру, возрождение Сурского Иоанновского монастыря на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского – все это тоже плоды трудов протоиерея Николая.

От лица сестер монастыря матушка игумения пожелала о. Николаю доброго здоровья, крепости духовных и телесных сил для дальнейших плодотворных трудов на благо Русской Православной Церкви. «Все мы желаем, чтобы еще многие-многие годы Вы служили Богу и ближним и несли людям свет, любовь, утешение и надежду, в которых так нуждается сегодня каждый человек».

В дар о. Николаю игумения и сестры монастыря преподнесли икону основателя и небесного покровителя обители святого праведного Иоанна Кронштадтского.

О. Николай поблагодарил матушку игумению и сестер за поздравление. «Я думаю, что все это можно отнести к тем людям, с которыми мы вместе трудимся и молимся – прихожанам нашей обители, – сказал о. Николай. — Дай Бог, чтобы усердие наших прихожан не оскудевало, а простиралось на многие-многие годы на благо обители, на благо Русской Православной Церкви и всех нас. Дай Бог всем доброго здоровья, помощи Божией и еще многие-многие годы нам вместе служить и молиться и радовать Батюшку Иоанна Кронштадтского, который взирает на нас».











Матушка святого

«Любовь – великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!» – с такими словами обратился к народу отец Иоанн на первом своем священнослужении.

Иоанн Кронштадский с супругой

Любовь в жизни святого Иоанна Кронштадтского – это прежде всего подражание Любви Христовой. Вся жизнь святого была настолько необычна, незаурядна, что не все сразу увидели в нем истинного подражателя Христа.

Целомудренный пастырь взял на себя трудный подвиг сохранить девство в браке. Женой его стала Елизавета Константиновна Несвицкая (Сергиева), отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в Кронштадте ключарем Андреевского собора. Он был слаб здоровьем, и по давним обычаям, приход передавался тому, кто мог позаботиться о престарелом священнике и о его семье. На попечении отца Иоанна оказались молодая невеста, ее овдовевший престарелый отец, трое взрослых братьев и две сестры.

«Счастливых семей, Лиза, и без нас довольно, – сказал отец Иоанн своей супруге. – А мы с тобой посвятим себя на служение Богу».

Молодой супруге, мечтавшей о счастье материнства, трудно было лишиться этой надежды. Она смирилась, облачившись в целомудрие по выбору супруга.

«Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетели и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него», – писал святой Иоанн Кронштадский.

«Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым»

Быть матушкой священника – большой труд, быть супругой святого – подвиг, а быть славной женой – девственницей – высокий пример служения Богу и ближнему! Подвиг Любви! Жизнь матушки проходит под покровом смирения.

Поведение и образ жизни отца Иоанна можно изобразить примерно так. Представьте, что ваш муж, после того как вы купили ему дорогую обувь, выходит из дома в ней, а приходит босым. Из вашей квартиры выносится посуда, «для тех, кому она нужнее». А что касается жалования вашего мужа, то он непременно в тот же день раздаст его бедным и обездоленным, не донеся до дома. Признайтесь, что бы вы чувствовали? Епархиальное начальство распорядилось выдавать жалование отца Иоанна его жене.

Портрет его жены, матушки Елизаветы, можно составить из воспоминаний родной племянницы Елизаветы Константиновны, которую благочестивая чета взяла на воспитание в двухлетнем возрасте.

«Очень подвижная, с добрым, благообразным лицом, вечная хлопотунья, она любила всех обласкать, пригреть и накормить; как сейчас смотрю на нее, подвязанную белым передником, в кухне, делающую сладкий пирог; любила она сама постряпать, сама купить провизию, сама за всем присмотреть, чтобы все было чисто и вкусно. Сколько раз, помню, дядя, отведывая любимый яблочный пирог, приговаривал: “Мастерица ты у меня стряпать пироги”. Приветливая, всегда ровная, ласковая, Елизавета Константиновна любила, когда кто из знакомых навещал ее; тогда она прямо закармливала гостя или гостью, а дядя, видя ее гостеприимство и искренность, не один раз говорил, указывая на хлопотливую хозяйку: “Настоящая она матушка”», – пишет Р.Г. Шемякина.

«Детей у нас нет, возьмем и воспитаем, как дочь», – сказал отец Иоанн своей супруге.

Матушка Елизавета с заботливостью матери воспитывала племянницу, готовила завтраки, учила французскому языку, провожала и встречала из гимназии, оберегала ее сон. Сам отец Иоанн Кронштадтский водил ее на вступительный экзамен, ежедневно следил за успехами, просматривая и подписывая тетрадь с отметками. Благодаря заботам благочестивых супругов, Руфина Григорьевна Шемякина получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков, окончила гимназию с золотой медалью.

Воспитываясь в доме святого, она училась не только земным наукам, но и впитывала благодатное влияние ее приемных родителей. Благодаря ее воспоминаниям, мы можем узнать о трогательной заботе супругов друг о друге. О том, как усталый отец Иоанн приезжал домой, и матушка торопилась снять с него сапоги, помогала раздеться, заботливо укрывала его, уложив в постель. О том, как проводила ночи без сна у постели отца Иоанна, который часто болел, имея слабое здоровье.

В один из таких дней она сидела у кровати и плакала. «Открыв глаза, батюшка посмотрел на нее и сказал: “Не плачь, Лиза. Бог даст, поправлюсь, а если нет, Бог и добрые люди не оставят тебя; я никого не оставлял, и тебя не оставят”» (Из воспоминаний Р. Шемякиной).

Как бы поздно ни пришел супруг, матушка никогда не ложилась спать, не дождавшись его.

Отец Иоанн высоко ценил заботы своей матушки и отвечал ей взаимной заботливостью и вниманием. «Не было вечера, когда бы дядя не зашел к тете проститься и благословить ее перед сном: “Доброй ночки желаю тебе”, “Спи спокойно”, “Господь с тобой”, “Да хранит тебя Бог”, – вот те приветствия, которые он говорил ей перед уходом в кабинет на покой».

Однажды «дядя, приняв ванну, зимой вышел в сени в туфлях; тетя страшно растревожилась и, не имея уже возможности по болезни ног сама быстро двигаться, послала сказать батюшке, что он рискует простудиться, выходя на воздух легко одетым после ванны. Возвращаясь из сеней, дядя прошел в гостиную, где сидела тетя, и сказал ей, ласково хлопая по плечу: “Спасибо тебе, родная, за заботы твои обо мне; только не беспокойся – ноги у меня тепло одеты””.

Когда заболела матушка инфлюэнцией, то батюшка, сам еле ходивший, благословлял ее, гладил по голове, приговаривая “Бедная, бедная”, “Вместе мы с тобой страдаем”, “Вместе мы с тобой мучаемся”, “Оба мы страдальцы”. И долго, бывало, стоит около ее кресла, покачивая головой и с жалостью смотря на больную, а иногда с ее лица переведет скорбящий взор на образ и долго, долго, безмолвно молится за нее».

«Ты-то до весны доживешь, а я – нет»

В последние годы Иоанн Кронштадтский, по словам племянницы, всем кто спрашивал о его здоровье, отвечал: “Оба мы плохи”, “Оба мы собираемся умирать”, “Оба мы готовимся к смерти”.

«В ноябре, обедая вместе с тетей и двумя приезжими, дядя стал говорить им, что здоровье его совсем плохо. Тетя, желая ободрить его, сказала: “Весной тебе бывает всегда лучше; придет весна – поправишься”. На это дядя возразил: “Весной, ты говоришь? Ты-то до весны доживешь, а я – нет”. Иоанн Кронштадтский умер 20 декабря 1908 года (2 января 1909) в 7 часов 40 минут утра на 80-м году жизни.

Последние годы жизни матушки по воспоминаниям Р.Г Шемякиной

После смерти своего супруга здоровье матушки Елизаветы сильно ухудшилось. Она тосковала, не могла без слез говорить и слышать о нем и никак не могла привыкнуть к тому, что его больше нет на земле. «Мне все кажется, будто Иван Ильич не умер, а куда-то уехал, как уезжал, бывало, в Москву, и опять приедет». Спать она ложилась, накрываясь его подрясником. Часто жаловалась: «Мне так тяжело без него». Утешалась она только словами, сказанными им еще при жизни, когда ему передали, что матушка очень сильно переживает, что не может по болезни ухаживать за ним: «Скажи жене, что она всегда со мной, и я всегда с нею».

«Каждый раз, когда я ехала в Иоанновский монастырь, – пишет в своих воспоминания Руфина Григорьевна, – она всегда говорила мне: “Поклонись от меня дяде”, – и горько, неутешно плакала. Начинала ли у нее болеть сильно рука или нога, она сейчас же просила помазать больное место маслицем с гробницы незабвенного батюшки».

«Сама она несколько раз в день, устремляя взор свой на портрет святого супруга молилась: “Иван Ильич, благослови меня, помолись за меня”».

Необходимо сказать о ее отличительных добродетелях: смирении и кротости.

«Ни на кого тетя не сердилась, ни на кого не имела злобы. Если кто и огорчал ее, делал ей неприятное, она безропотно сносила и от души прощала всем. На вопрос, обращенный к ней: “Имеете ли против кого вражду?”, – матушка неизменно отвечала всегда одно и то же: “Нет, ни на кого”. Прощая сама обиды, она и других учила поступать так. Бывало, скажет: “Не сердитесь, Бог Сам укажет, кто прав, кто виноват, а вы простите”».

По своему смирению, она думала, что ее молитвы не скоро будут услышаны Господом, и просила других молиться о себе.

«Когда я на ночь ежедневно уходила домой, то она, после вечерних пожеланий, постоянно говорила мне: “Помолись за меня”. Шла ли я ко всенощной или к обедне, я всегда слышала из уст ее ту же просьбу, идущую из глубины сердца».

«Прожив пятьдесят три года вместе с великим супругом, она никогда не позволяла себе вмешиваться в его дела, никогда не старалась выдвинуться и стать наряду с ним; оставаясь постоянно в тени, она сияла отблеском его славы, она светилась отражением высоких христианских его добродетелей. Как нежная сестра и любящая мать, она неустанно берегла общее сокровище и, больная, слабая, почти без ног, всех предупреждала, всех умоляла: “Не шумите, батюшка отдыхает”, “Не принимайте пока никого, батюшка нездоров”. Батюшка сам знал ее душу, высоко ценил в ней чистоту, кротость и смирение и так отзывался о ней: “Жена у меня – ангел”».

В последние годы, предчувствуя близкую кончину, Елизавета Константиновна приобщалась Святых Таин очень часто, а в последний год – ежедневно. Часто, сидя в кресле, она говорила, глядя на образ: «Надо мне приготовиться, надо просить у Бога простить все мои грехи».

На Фоминой неделе она соборовалась и говорила: «Как я рада, что соборовалась и приготовилась». В последний раз причастилась она 21 мая и на следующий день мирно скончалась.

***

Елизавета Константиновна Сергиева родилась 4 мая 1821 года в городе Гдове, в семье потомственных священников (дед и отец ее были священниками). Мать Анна Петровна дала ей блестящее воспитание, Елизавета знала несколько иностранных языков, прекрасно пела, вышивала, ее изделия употреблялись для церковного обихода, и, безусловно, владела мастерством хорошей хозяйки. Именно из своей семьи она вынесла пример служения и жертвенной любви, унаследовав от матери дар послушания воле Божией, сохранив до конца своих дней верность и преданность Богу и супругу.

Почила она 22 мая 1909 года, в девять часов тридцать минут утра.

Погребение тела Елизаветы Константиновны состоялось в воскресенье, 24 мая, в городе Кронштадте, в левой стороне соборного садика.

Упокой, Господи, кроткую, чистую рабу Божию Елизавету!

Славная жена

В заключение хочется привести воспоминание митрополита Вениамина Федченкова. Вот как писал он о своем первом знакомстве с матушкой.

«Я лично видел ее еще в доме при жизни отца Иоанна. При одном посещении батюшки на звонок мой вышла встретить нас глубокая седая старушка, вся в старческих морщинах. Я увидел ее впервые.

– Батюшка дома? – спросил я ее.

– Да, брат Иоанн дома, – кротко ответила она и тихо пошла доложить ему. Тут я понял, что это и есть славная “жена” – матушка знаменитого на весь свет “отца Кронштадтского”. Какая она была простая и тихая! И всегда была в тени, при такой славе “мужа”!»

Примеры высоких отношений великих супругов столь совершенны, что подражать им кажется трудным и невозможным, но, глядя на их святое, непорочное житие, можно сказать, что в этих людях отражается свет будущей жизни, к которой рано или поздно будем призваны и мы.

О подражании святым

Такие целомудренные браки редки в наше время, но они есть. Вот несколько нам известных примеров:

Святая княгиня Елизавета Федоровна и князь Сергей Константинович проводили целомудренный брак по взаимному обету.

Архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Серебрянский), духовник княгини Елизаветы Федоровны, и его жена Ольга Владимировна (Исполатовская) по обоюдному согласию решили хранить целомудрие в браке, подражая св. Иоанну Кронштадтскому.

И хочется надеяться, что как пламя передается от свечи к свече, так будет распространяться от одного человека к другому свет и любовь. И в наших детях будут заложены нами примеры целомудренных отношений, примеры взаимного доверия и любви. По словам преподобного Иустина (Поповича) Челийского, «житие святых – единственная православная педагогика». Поэтому если у наших детей будут святые примеры, то и дети наши смогут стать святыми.

«Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибается. Так же без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование так же просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь» (Св. Иоанн Кронштадтский).

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)10

Иоанновская церковь на Каменном острове

Иоанновская церковь на Каменном острове

Православная церковь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Вид на храм с севера
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 83
Координаты 59°58′51.31″ с. ш. 30°18′01.13″ в. д. / 59.980919° с. ш. 30.300314° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Орденская принадлежность Мальтийский орден (в 1798—1801 годах)
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Псевдоготика
Автор проекта Ю. М. Фельтен
Первое упоминание 1776 год
Строительство 1776—1778 годы
Дата упразднения 1937—1989 годы
Статус Охраняется государством
Состояние Отличное
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Викискладе

Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи (Иоанновская) (1778 год, архитектор Ю. М. Фельтен) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся при Каменноостровском дворце, построена в стиле псевдоготики.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Петроградского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Вадим Буренин.

История

Церковь построена в 1776—1778 годах при инвалидном доме моряков Балтийского флота, архитектор — Ю. М. Фельтен. Затем церковь была передана Мальтийскому ордену, когда император Павел I стал его главой. В 1799 году при церкви было устроено кладбище мальтийских кавалеров, кавалеры принимали присягу в церкви. После вступления Александра I на императорский престол кладбище было закрыто, захоронения перенесены. После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему.

В советское время церковь была закрыта в 1937 году. Всё церковное имущество бесследно пропало. Пока церковь стояла закрытой в ней размещались разные предприятия. Она была возвращена приходу в 1989 году, 14 ноября 1990 в ней возобновились богослужения.

Архитектура

Иконостас церкви

Иоанновская церковь является ярким примером псевдоготического стиля и издалека по виду напоминает католический костёл. Она представляет из себя неоштукатуренное здание из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. Над входом возвышается колокольня, состоящая из одного яруса, в котором располагается звонница. Вместо сплошной стены с имеющимися в ней проёмами для звонниц, на колокольне по углам расположены четыре квадратных колонны, поддерживающие четырёхгранный шатёр серого цвета, который заменяет купол.

Доминирующим готическим архитектурным элементом церкви являются зарешеченные стрельчатые окна, в такой же форме выполнен козырёк на входом. Возле входа в церковь по бокам на углах имеются треугольные выступы в стене, опускающиеся до земли. На один из них прикреплена табличка с названием церкви, годом постройки и архитектором. Церковь в плане крестообразная. Внутренние помещения перекрывают сомкнутые стрельчатые готические своды. Деревянный иконостас также слегка стилизован под готику.

Часовня

Часовня иконы «Всецарица»

Часовня иконы «Всецарица», имеющая отношение к церкви, расположена на берегу Большой Невки. Изначально нынешнее здание часовни служило вахтой Ушаковского моста, затем оно было передано церкви и перестроено по соответствующему архитектурному стилю. Часовня представляет из себя круглое здание из красного кирпича. Её окружает круглая лестница, на стене имеются такие же готические стрельчатые окна, как и у церкви. Над окнами стену часовни по всему диаметру украшает декоративный фриз, над фризом — архитрав в виде цепи из соединённых между собой волнистых дуг. Вместо купола у часовни имеется почти плоская крыша серого цвета, по центру которой имеется кирпичный цилиндр, увенчанный луковичной маковкой с крестом.

Интересные факты

  • В 1834—1836 годах А. С. Пушкин снимал дачу на Каменном острове и крестил двух своих детей в Иоанновской церкви.

Ссылки

  • Ионновская церковь в Народном каталоге православной архитектуры

Иоанновский приход

В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга находится под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Клирики обители проводят занятия в воскресной школе при монастыре, регулярные беседы со взрослыми прихожанами и молодежью; большая работа проводится также по воспитанию молодого поколения с участием священников монастыря в районном подростковом клубе «Чайка».

Наряду с этим в монастыре существуют совершенно новые формы приходской работы, получившие одобрение Святейшего Патриарха Кирилла*. Основная особенность этой работы состоит в том, что одни прихожане объединены в группы по профессиональной принадлежности, а другие – по виду помощи друг другу. Эти группы получили название общин.

Общины, отражающие профессиональную деятельность их членов, получили и соотвествующие названия: «Гиппократ» – врачебная, «Закон» – юридическая, «Наставник» – педагогическая и т. д., а названия других – отражают заботу прихожан друг о друге: «Милосердный самарянин», «Патронаж», «Поддержка чадотворящих семей» и др. Прихожане могут одновременно трудиться в нескольких общинах.

Общины имеют одного, двух и более руководителей в зависимости от количества тружеников в общине.

Каждая община в полном составе собирается для подведения итогов своей работы ежегодно, а руководители общин в течение года регулярно обсуждают планы текущих мероприятий, а также вопросы и проблемы, возникающие в жизни прихода.

Наряду с работой внутри общин прихожане организуют и проводят массовые праздники и мероприятия различных уровней с участием нескольких общин или всего прихода.

Все вместе соборно общины участвуют в ежегодной паломнической поездке в один из монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Все прихожане трудятся добровольно и безвозмездно в свое свободное время, поэтому работа общин основана исключительно на взаимопомощи членов прихода друг другу.

В настоящее время в приходе трудятся 48 общин численностью от 10 до 200 и более человек в каждой.

Большие общины разделены на подгруппы примерно по 10 человек. Это позволяет эффективно и быстро через руководителей общин доводить до каждого члена общины общеприходскую и внутриобщинную информацию (о паломнических поездках, совместных трудовых начинаниях, встречах, просьбах о помощи, о приходских праздниках и т.д., которые готовятся совместными усилиями).

Для сообщения срочной информации непосредственно и одновременно всем членам приходских общин образована община «Весточка», через которую информация рассылается посредством смс-оповещения.

В этом случае руководители общин только контролируют поступление поступившей информации. Через общину «Весточка» все члены прихода также получают поздравления с Рождеством Христовым, Пасхой и престольными праздниками.

Основополагающим в жизни каждой общины является молитва.

Наряду с участием в жизни Церкви (в богослужении, таинствах и обрядах) в каждой общине есть свое молитвенное правило, включающее выбранный общиной канон или акафист с последующим молитвенным поминовением всех членов своей общины. Если же кто-то из прихожан нуждается в сугубой молитве (тяжелая болезнь, жизненные испытания, тяжёлые семейные проблемы и т. д.), то к молитве за него подключаются все общины, и список поминаемых членов общин на молитве дополняется новыми именами.

Для чтения молитвенного правила внутри общины существует график, в соответствии с которым каждый член общины знает число месяца или день недели, в который он читает правило. Правило может быть прочитано дома или в другом месте в любое время в течение суток. Если невозможно прочитать правило самому, необходимо известить прихожанина, ответственного за молитвенное правило в общине. Он же в этом случае назначает для молитвы другого члена общины.

Если в общине более 30 человек, то ежедневно общинное правило совершают два или более члена общины.

Информацию о необходимости сугубой молитвы и список имен сообщают общине «Молитва» руководители общин; список нуждающихся в сугубой молитве еженедельно передаётся для поминовения в алтарь.

10-летний опыт работы общин на многих примерах показал силу соборной и общинной молитвы всего прихода. Список нуждающихся в соборной молитве по мере необходимости сокращается или дополняется вновь поступающими именами, но никогда не оскудевает. Кроме непосредственной духовной и телесной пользы члены общины интересуются о ком молится приход, необходима ли какая-либо помощь страждущим или нуждающимся, и часто уже непосредственно вступают в общение друг с другом. Таким образом, члены прихода во время постигших их испытаний знакомятся, сближаются, разделяя совместные труды, заботы и радости.

Молитва членов общины друг за друга прививает прихожанам любовь и ответственное отношение к молитве, духовно дисциплинирует, пробуждает сопереживание за поминаемого.

В настоящее время общины ежедневно читают по согласованному графику 14 канонов и 14 акафистов с поминовением только членов общины. В малочисленных общинах читается один канон или акафист. В общинах численностью более 30 человек число читаемых канонов и акафистов может быть больше.

Большое внимание в приходе уделяется молодежи, молодёжным общинам и подростковым клубам. При работе с молодежью главным является участие в трудах прихода, привитие навыков к духовной жизни, любви к храму, воспитание чувства взаимопомощи, ответственности и умения доводить до конца порученное дело. При уходе за больными, престарелыми, беспомощными, нуждающимися во внимании и заботе прихожанами юноши и девушки учатся сострадательности и милосердию. Взрослая молодежь привлекается также к организации досуга и отдыха детей прихода.

Серьёзное внимание уделяется также летнему загородному отдыху многодетных и малоимущих семей, активному спортивному отдыху детей и подростков, которых нет возможности отправить на лето в детские лагеря.

Особую заботу проявляет приход об инвалидах, пожилых, престарелых, беспомощных прихожанах, организуя повседневный уход за ними и летний отдых.

Наряду с работой в общинах прихожане обители принимают активное участие в организации и проведении общеприходских праздников и мероприятий совместно с представителями районной и городской власти через работу оргкомитетов, которые образуются для каждого мероприятия.

Накопленный за многие годы опыт организации работы прихода позволяет сделать некоторые выводы.

1. Прихожанам предоставляется возможность творчески реализовать себя, сочетая служение Богу и ближнему; каждый имеет возможность выбрать служение либо по своим профессиональным навыкам, либо другую близкую по душе форму деятельности или помощи;

2. Каждый член общины может не только участвовать в жизни прихода, но и учиться организации приходской жизни, труда и отдыха прихожан, что особенно полезно для иногородней молодежи, которая по окончании учебы разъезжается по городам и весям нашей родины, получив навыки эффективной помощи пастырям на своих новых приходах;

3. Активная работа в общинах способствует тому, что в процессе частого взаимного общения прихожане и вне храма учатся жертвенности, терпению, сдержанности, взаимопомощи, мирным отношениям друг с другом;

4. Прихожане активно участвуют в обсуждении, принятии решений и в выполнении стоящих перед приходом задач, что способствует проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности и объединению тружеников в общем деле;

5. При смене руководителя прихода новому руководству значительно облегчается работа с приходом, т. к. можно сразу опереться в приходской работе на уже сложившуюся работающую общину;

6. Силами прихода возможно проводить широкомасштабные мероприятия (праздники, благотворительные ярмарки, патриотические и краеведческие экспедиции, тематические вечера, юбилейные торжества и т.д.) на районном и городском уровнях, при подготовке и проведении которых воспитывается и укрепляется любовь к нашему Отечеству, желание изучать его историю и служить своей Родине.

7. Постоянное участие в жизни общины способствует появлению инициативы, новых форм работы на приходе, творческому подходу, бережному отношению друг к другу, взаимной заботе, тесному знакомству семьями.

8. При подобном устроении общинной жизни, как одной из разнообразных форм жизнедеятельности прихода, современному человеку, особенно впервые пришедшему в церковь, возможно, легче воцерковиться и полюбить свой храм через совместные труд и молитву. Тем самым в пределах православного прихода может успешно осуществляться апостольское и миссионерское служение и в нашем 21-ом веке.

Протоиерей Николай Беляев, старший священник
Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга.

Как выстроить деятельность прихода так, чтобы его «работа пробуждала активность прихожан и готовность жить, поддерживая друг друга, разделяя общие заботы, общие радости и трудясь во благо святой Церкви»? Именно так оценил Святейший Патриарх Кирилл сегодняшнюю жизнь прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря, основанного в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадтским. О таком опыте организации деятельности прихода обители, расположенной в Санкт-Петербурге (на набережной реки Карповки, д. 45/36), рассказывает фильм Ирины Радецкой. Он повествует, в частности, о совершенно новых формах приходской работы, основная особенность которой состоит в том, что одни прихожане объединены в группы по профессиональной принадлежности, а другие – по виду помощи друг другу. Эти группы получили название небольших общин. Группы, отражающие профессиональную деятельность их членов, обрели и соответствующие наименования: «Гиппократ» – врачебная, «Закон» – юридическая, «Наставник» – педагогическая и т.д., а названия других – отражают заботу прихожан друг о друге: «Милосердный самарянин», «Патронаж», «Поддержка чадотворящих семей» и др. Прихожане могут одновременно трудиться в нескольких общинах. Старший священник прихода — протоиерей Николай Беляев. Деятельность общины прихода может послужить примером для многих и многих православных сообществ, включая и те, которые входят в Иоанновскую семью*. В фильме звучит музыка П. Чеснокова, М. Малевича. Подробнее о приходе читайте на сайте: http://pravprihod.ru/pages/prihod/about/index.shtml. __________ *Иоанновская семья — это храмы, монастыри, приделы, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, где особо почитается Иоанн Кронштадтский. Подробнее читайте на сайте Иоанновской семьи: http://pravprihod.ru/pages/main/about_family/index.shtml