Иоанн тобольский

Распространение и укрепление православной Веры в дни тяжёлых испытаний — одна из основных задач, во все времена стоящая перед Русской Православной Церковью и её служителями. Одним из самых известных проповедников и миссионеров является святитель Иоанн Тобольский, который возглавлял Сибирскую кафедру в начале XVIII века.

Житие

Святитель Иоанн Тобольский прожил долгую жизнь, наполненную праведными делами, совершаемыми со смирением и искренней любовью к людям.

Митрополит Иоанн Тобольский

Ранние годы

О детских годах святителя сохранилось мало сведений. Он родился в 1651 г. в городе Нежин Черниговской губернии. Он был старшим из сыновей в дворянской семье Максимовичей. Через некоторое время после рождения первенца его отец Максим, прозванный Васикольским по названию городка недалеко от Киева.

Здесь дворянин арендовал землю и мельницы у Киево-Печерской обители. Часть зарабатываемых средств он тратил на строительство и содержание киевских храмов. Праведные родители стремились дать своим детям лучшее образование.

Получив великолепное домашнее образование 17-ти летний юноша поступил в Киево-Могилянскую духовную академию. В течение 7 лет молодой человек проявлял усердие в учебе, которое выделяло его среди других учеников. По окончании академии её руководство оставило прилежного студента в академии на должность преподавателя латинского языка.

Еще о святых:

  • Святой Исаакий Далматский
  • Святой Артемий Веркольский
  • Святой Павел Таганрогский

Монашество

По благословению настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия Иоанн Максимович стал послушником древней обители. В 1676 г. он принял монашеский постриг. Через год он был рукоположен в иеромонахи и назначен на должность проповедник, а затем эконома Киевской лавры.

В этом качестве он участвовал в посольстве ко двору царя Фёдора Алексеевича. Монахи жаловались на набеги турок, доходивших в своих походах до Киева. Талантливый проповедник обратил на себя внимание правителя. Итогом посольства стали следующие события:

  • русские отряды отправились на защиту западных украинских земель;
  • насельникам Киево-Печерской лавры обещали пристанище в Свенском монастыре, расположенном недалеко от Брянска;
  • молодой иеромонах Иоанн назначался архимандритом новой монашеской общины.

В течение 20 лет он занимал должности настоятелей в южнорусских монастырях. Он отличался спокойным тихим характером, при этом проявляя стойкость и твердость в вопросах веры.

Архиерейство в Чернигове

Образованный и благочестивый монах пользовался уважением братии всех управляемых монастырей. В 1695 г. архиепископ Феодосий Черниговский призвал инока Иоанна в Чернигов. Здесь он принял сан архимандрита и занял должность настоятеля Черниговского Елецкого Успенского монастыря.

Житийная икона святителя Иоанна Тобольского

После смерти святителя Феодосия совет, состоящий из представителей Церкви, мещан и казачьего войска выбрали архимандрита главой Черниговской кафедры. Прошение гетмана Ивана Мазепы было положительно рассмотрено царем и патриархом Адрианом, который в своей столичной резиденции возвел игумена Елецкого монастыря в сан архиепископа и благословил на должность Черниговского епископа.

Во время пребывания на Черниговской кафедре Иоанн способствовал развитию образования и благотворительности в епархии. Среди его деяний можно следующие события:

  1. Организация благотворительной деятельности в каждом приходе. Епископ повелел в каждой приходской церкви вести синодики, в которые вносились для пожизненного поминовения имена благотворителей.
  2. Организация славяно-латинской школы, в который могли обучаться дети духовенства, дворян, городского населения и казачества. Учебное заведение стало прообразом духовных семинарий, вскоре распространившихся по всей империи.
  3. Открытие типографии в Троицком монастыре города Болдина. Типография обеспечивала богослужебной, духовно-нравственной и учебной литературой приходские церкви и учебные заведения южнорусских земель.

Святитель вёл активную общественную деятельность. Он несколько раз встречался с Петром I по церковным вопросам, а также участвовал в процедуре предания анафеме Ивана Мазепы, предавшего русского царя во время войны со шведами. Существует легенда, что в одну из встреч черниговский епископ предрек русским войскам победу над шведами.

Иоанн Максимович наладил духовные связи между своей епархией и крупнейшими православными монастырями на Святом Афоне, Иерусалиме и Синайском полуострове.

Интересно: епископ инициировал канонизацию своего предшественника Феодосия Черниговского. По легенде, святитель явился своему ученику во время тяжёлой болезни и предсказал скорое исцеление, если священник отслужит церковную службу. На следующий день руководитель епархии лично проводил службу, находясь уже в добром здравии.

Тобольская митрополия

В первые январские дни 1711 г. архиепископа Иоанна по велению государя вызвали в столицу. Через некоторое время святителю, остановившемуся в Донском монастыре, была передана воля монарха, который назначил его главой Тобольской епархии с возведением в сан митрополита.

Формально его возвеличили и передали в управления обширные земли. Но фактически он отправлялся в ссылку, на которой настаивал царский любимчик А.Д. Меньшиков. Поводом для недовольства стал конфликт, возникший между сановником и священнослужителей. Александр Данилович построил в своём черниговском имении храм и самостоятельно назначил дату его освящения, потребовав прибыть в этот день архиепископа.

На это требование глава епархии заметил, что освещение религиозной постройки и назначение даты этого события дело церковной власти, а значит обряд пройдет в удобное для архиерея время. Князь затаил обиду, и использовал своё влияние для наказания священнослужителя.

Со смирением восприняв новое назначение, митрополит Иоанн отправился в сибирские земли. Он принялся Тобольск 14 августа 1712 г. На следующий день в праздник Успения Пресвятой Богородицы архиерей отслужил в кафедральном соборе торжественную литургию и вступил в управление епархией.

Икона митрополита Иоанна Тобольского

Для управления делами обширной епархии требовалось организовать работу епархиальной администрации. Святитель выбрал для помощи в работе несколько достойных местных клириков, на которых возложил ведение хозяйственных дел и церковного суда.

При поддержке светских властей в лице генерал-губернатора князя Гагарина митрополит проводил активную миссионерскую деятельность. Он направил православных проповедников к коренным сибирским народам. Большая миссионерская миссия с благословения святителя отправилась в Китай. Её члены помогали русскоязычным переселенцам, проводили проповеди, собирали материалы о стране и помогали русским дипломатам.

Митрополит Иоанн Тобольский поддерживал работу славяно-латинской школы, обеспечивая её учебными пособиями и приглашая учителей из родных ему Чернигова и Киева. В учебном заведении обучались как дети русских людей, так и представители сибирских народов.

Руководитель Тобольской епархии вкладывал личные средства в строительство храмов, благотворительность и организацию помощи нуждающимся людям.

Интересно: современники особо отмечают, что все благие дела святитель старался делать благие поступки тайно, не привлекая к своему участию в них внимания общественности.

Смерть и погребение

Люди считали, что святитель Иоанн Тобольский обладал даром прозорливости и заранее знал о дне своей кончины. 9 июня 1715 г. митрополит лично отслужил литургию в кафедральном соборе. Затем пригласил на трапезу представителей городского духовенства и нищих людей. Он самостоятельно прислуживал гостям за столом.

После трапезы он заперся в своих внутренних покоях. Утром служитель пришёл пригласить его к утреннему богослужению, но ему никто не ответил. Священник пригласил духовенство и представителей городских властей. Князь Гагарин принял решение вскрыть дверь в покои. Вошедшие в келью люди увидели умершего святителя, стоящего в молельном положении перед образами.

Погребение тела покойного архиерея произошло через несколько месяцев после кончины. Для проведения торжественного обряда ждали возвращения митрополита Филофея. Святителя погребли в антоновском приделе Успенского кафедрального собора.

Почитание и прославление

Святитель Иоанн Тобольский после смерти, как и при жизни пользовался любовью и уважением своей паствы. С первых дней к его могиле стали приходить люди с молитвой о помощи и заступничестве.

Местное почитание

О чудесах, происходивших по молитве почившему митрополиту, начали говорить вскоре после смерти архиерея, при этом официальная регистрация этих событий началась с 1798 г. В последний год XVIII столетия прошёл первый крестный ход в день его кончины.

Важно! В последующем торжество приобрело ежегодный характер. В 1891 г. епископ Иустин повелел ежегодно поминать святителя в молитвах как святого Божьего угодника.

Канонизация

Официальный процесс канонизации Иоанна Тобольского начался по инициативе епископа Варнавы, занимающего в начале XX в. Тобольскую и Сибирскую кафедру. Глава епархии направил прошение в Святейший Синод о причислении митрополита Иоанна к лику святых мужей.

В 1914 г. он предоставил результаты освидетельствования мощей праведника и факты чудесных исцелений по молитве на его могиле. Но Синод посчитал, что предоставленных сведений недостаточно для принятия решения и назначил дополнительное расследование.

Мощи святителя Иоанна в Покровском храме г. Тобольска

Несмотря на это епископ Варнава в августе 1915 г. провёл службу, в которой упомянул Святителя Иоанна Тобольского. Синод посчитал действия Тобольского архиерея самоуправством и желал наказать его. Но на защиту епископа Варнавы встал император Николай II.

Официальное решение высшего церковного руководства о канонизации Иоанна Тобольского в лике Святителей произошло в феврале 1916 г. Торжества по этому поводу прошли в Тобольске в июне этого же года.

Мощи

После торжественных мероприятий мощи святителя перенесли в специально подготовленное место в Успенском соборе. Перед переходом власти в городе в руки большевиков святыню опустили в подвал Покровского собора.

В 1922 г. в присутствии большого количества народа ковчежец с мощами вскрыли на паперти Покровского собора и передали в качестве экспоната в местный краеведческий музей. В июне 1947 г. святыня вернулась в Покровский собор, где находится и сегодня.

В 1984 г. в день памяти святителя был установлен праздник в честь Собора Сибирских святых. Также святитель Иоанн Тобольский входит в Соборы святых мужей Галицкой и Брянской епархии.

Труды

Иоанн Тобольский известен не только как проповедник и миссионер, но и как талантливый сочинитель и переводчик религиозной литературы. Стихотворные произведения священнослужителя носили религиозный характер и призваны были укреплять веру и дух православных людей.

Книга Иоанна Тобольского «Илиотропион»

Сборники его сочинений неоднократно переиздавались до начала XX столетия. Однако некоторые современники считали, творчество монаха низкопробными виршами. Гораздо более высокую оценку получили переводы религиозных текстов, составленные святителем. К основным переводным сочинениям, изданным в болдинской типографии, относятся следующие работы:

  • Зерцало от Писания Божественнаго;
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный;
  • Богомыслие на пользу правоверным;
  • Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной;

В автобиографическом сочинении «Путник» содержатся размышления святителя на религиозные и философские темы, повествование о путешествии из Москвы в Тобольск, а также упоминание о том, что в Чернигове осталось множество незаконченных произведений и переводов. Поэтому точное количество трудов, принадлежащих перу святителя, определить невозможно.

Образ в художественной литературе

Митрополит Иоанн Тобольский является одним из главных героев А. В. Иванова «Тобол». Его образ в одноимённом художественном фильме воплотил актёр Евгений Данчевский.

Иоанн Тобольский — уникальная личность в истории Русской Православной Церкви. Он совершил множество деяний для укрепления и распространения православия среди русского народа и населения сибирской земли.

Святитель Иоанн Тобольский

ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ

Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский

Иоанн (Максимович) (1651 — 1715), митрополит Тобольский и всея Сибири, духовный писатель

Память 10 июня, 16 октября (Укр.) , в Соборах Брянских, Галицких, Киевских, Сибирских и Черниговских святых

В миру Максимович Иван Максимович, родился в декабре 1651 году в городе Нежине, происходил из знатного дворянского рода, от благочестивых и преданных Церкви родителей.

В 1668 г. он закончил Киевскую духовную академию, и как наиболее способный и умный питомец, был оставлен при ней наставником; находился в этом звании около 8 лет (с 1668 по 1676 гг.).

Затем священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий (Гизель) принял его под свое духовное попечение и приобщил к сонму иноков. Вскоре же архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович) посвятил его в сан иеромонаха.

Обладая проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала на ответственную должность эконома Лавры.

В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской Лавры.

После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважением руководимых им иноков.

Свт. Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 г. назначил управляющим Черниговским Елецким (Успенским) монастырем с возведением его в сан архимандрита.

10 января 1697 г. после кончины епископа Феодосия архим. Иоанн был хиротонисан в Москве патр. Адрианом во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

С благоговейным трепетом и смирением вступил преосвящ. Иоанн на архиерейскую кафедру. Строго согласуя свою жизнь с учением и заповедями Христа Спасителя, он и паству свою призывал к покорности и послушанию воле Божией, являя собой достойный пример подражания. Он всегда собирал около себя всех сирых и обездоленных и раздавал нуждавшимся все свое достояние.

Вступив на место отошедшего в небесные обители святителя Феодосия, архиеп. Иоанн находился с ним в духовной связи и близости. Святитель Феодосий всегда изливал свою любовь и благоволение на своего преемника. Известно чудесное исцеление архиеп. Иоанна от тяжкой болезни молитвами святителя Феодосия. Когда тяжкий недуг грозил надолго лишить архиеп. Иоанна общения с паствою, он от великой скорби обратился к молитве за помощью к своему предшественнику святителю Феодосию. И святитель внял его зову. Явившись во сне преосвящ. Иоанну, он возвестил ему милость Господа, дарующего ему исцеление. Уже на следующее утро после явления свят. Феодосия Иоанн, к удивлению всех окружающих его, встал с одра болезни и смог служить божественную литургию.

Будучи сам замечательным по своему времени богословом и писателем, архиеп. Иоанн заботился о распространении духовного просвещения во всей своей епархии. Под его руководством в городе Чернигове был основан коллегиум (будущая духовная семинария), по образцу которого впоследствии стали открываться по всем епархиям духовные семинарии.

Тогда же Святитель открыл типографию, в которой он и его преемники издали много сочинений духовно-нравственного содержания.

Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам.

Святитель был оклеветан и едва не пострадал во время открытия в 1708 году измены Мазепы Петру I. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

В начале 1711 г. с целью просвещения народов Сибири архиеп. Иоанн в Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Он с покорностью покинул родной край, где прожил 58 лет и отправился для служения в город Тобольск, куда прибыл 14 августа 1712 г.

Здесь он вложил много труда, жертвовал свои личные средства, чтобы улучшить обучение будущих церковно-служителей в славяно-латинской школе.

В 1714 г. в Чернигове была издан основной труд свт. Иоанна «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей», являющийся переводом с латинского сочинения немецкого католического монаха Иеремии Дрекселя.

В период своего служения в г. Тобольске митр. Иоанн вел тихую и скромную жизнь, подвизаясь в пламенной молитве к Богу, тайно обходил дома нуждавшихся, творя благостыню.

Перед своей кончиной 10 июля он отслужил последнюю божественную литургию, устроил в своих покоях трапезу для духовенства и бедных жителей, причем сам прислуживал им за столом.

11 июля 1715 г. митр. Иоанн скончался, находясь в молитвенном положении на коленях перед иконой Божией Матери.

Погребение его происходило не сразу, а через продолжительное время, но, несмотря на знойное лето, тело его оставалось нетленным.

Первоначально мощи святителя находились в Софийско-Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков.

21 января 1916 г. во блаженной памяти почивший митр. Тобольский и всея Сибири Иоанн был причтен к лику святых, и его мощи были оставлены в гробнице для поклонения в Софийско-Успенском кафедральном соборе.

В августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск частей Красной армии, управляющий Тобольской епархией Берёзовский епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) перенес гроб с мощами святителя в подвальное помещение Тобольского Покровского собора .

15 сентября 1920 года мощи были извлечены из подвала и помещены в Покровском соборе.

10 октября 1922 года по распоряжению Тюменского губисполкома на паперти собора в присутствии множества людей комиссией из представителей исполкома и духовенства было произведено вскрытие мощей святителя. Останки выставили на всеобщее обозрение, был устроен антирелигиозный митинг. Некоторое время после вскрытия мощи по-прежнему пребывали в Покровском соборе, затем поступили в антирелигиозный отдел местного краеведческого музея в здании бывшего архиерейского дома.

В июне 1946 года мощи святителя осмотрел посетивший Тобольск Новосибирский и Барнаульский архиепископ Варфоломей (Городцов). В июле он обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна церкви. Заручившись поддержкой патриарха, архиепископ Варфоломей отправил 2 марта 1947 года соответствующее ходатайство в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР .

14 июня 1947 года мощи свт. Иоанна были переданы в Покровский кафедральный собор.

Тропарь Иоанну, митр. Тобольскому

Наставниче благочестия, / сиротствующих питателю, / скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный, / душею страждущих скорый помощниче, / теплый молитвенниче о всех ко Господу, / святителю отче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

  • Нравоучительное зерцало. Чернигов, 1703 и 1707.
  • Алфавит святых (стихотворение). Чернигов, 1705.
  • Богородице Дево. Ижига наречена от Троицы Пресватыя пред веки сложена Иоанном Максимовичем, архиеп. Черниговским. Чернигов, 1707.
  • Толкование на 50 псалом.
  • Феатрон или позор нравоучительный с изложением обязанностей начальников. Чернигов, 1708.
  • Размышление о молитве «Отче наш» (стихи). Чернигов, 1709.
  • Осьм Евангельских блаженств (стихи). Чернигов, 1709.
  • Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный: Пер. с лат. Чернигов, 1709; 2-е изд. М., 1880. CVIII,273 с.; В русском переводе. 5-е изд. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
  • Богомыслие, «в пользу правоверных, трудолюбием Иоанна, архиеп. Черниговского». Чернигов, 1710.
  • Илиотропион, или сообразование человеческой воли с божественной волей. / Пер. с лат. соч. Дрекселлия. Чернигов, 1714; Переложено с церковно-славянского на русский И. Максимовичем. Киев, 1908.
  • Духовные мысли и рассуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста и о том, что за терпеливое и неропотное ношение оного человек себе получает от Бога. М., 1782, 1847.
  • Божественный Промысел. Сергиев Посад, 1916.

Литература

Использованные материалы

Память обретения мощей в 1914 году.

Некоторые источники датируют это назначение 1677 годом. Однако, т.к. Свенский монастырь был приписан к Киево-Печерской Лавре в 1681-1682 годах, более вероятна поздняя дата.

Существует версия, согласно которой при отступлении армии Колчака осенью 1919 года эвакуировалась с пароходом из Тобольска рака с мощами святителя Иоанна Тобольского, которую сопровождал протоиерей Тобольского кафедрального собора Хлынов. С 14 сентября по 6 декабря 1919 г. мощи находились в Томске в Троицком кафедральном соборе. В начале зимы 1919 г. с крестным ходом рака была перенесена на железнодорожную станцию Томск I и отправлена в Иркутский Вознесенский монастырь. Мощи в Иркутск сопровождал еп. Томский Анатолий (Каменский) (см. страницу сайта БД ПСТГУ: <)

ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 611. Л. 4

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Святитель Иоанн (Максимович) при жизни всего четыре года был митрополитом Тобольским. Но своими мощами он пребывает в городе вот уже несколько столетий, подавая тоболякам помощь и укрепление в вере.

До революции соборная ризница была богата всякого рода редкостями. Немало богатой утвари и старинных икон содержалось и в обоих соборах — холодном Софийском соборе Тобольска и теплом Покровском. Некоторые иконы почитались верующими как чудотворные. Так, в описании Тобольской епархии, изданном в 1892 году, говорится, что:

«в числе святынь собора особенно чтимы две иконы — Вседержителя Спаса и Божией Матери, именуемой Тобольскою».

Указывается, что икона Спасителя «древняя, громадных размеров» и «еще в 1653 году прославилась многими благодатными явлениями». Об иконе же Пресвятой Богородицы сказано:

«Икона эта есть точная копия с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, находящейся в черниговском кафедральном соборе. Из Чернигова в Тобольск привезена эта икона, полагают, в 1711 году митрополитом Иоанном (Максимовичем)… При жизни сего митрополита она стояла в его келье, а по смерти… поставлена в алтаре, вблизи погребения святителя. С 1848 года, со времени свирепствовавшей в тот год в Тобольске холеры, икона эта прославилась благодатными явлениями…»

Чудотворный образ Божией Матери сохранен и поныне — он находится за ракой с мощами свт. Иоанна, который и привез его в Тобольск.

Святитель Иоанн — прибытие в Тобольск

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Пежине в 1651 году.

Как уже говорилось, святитель Иоанн прибыл в Тобольск в 1711 году. Уроженец Нежина, архиепископ Черниговский, он должен был рассматривать свое назначение в Тобольск как своего рода ссылку, «подслащенную» возведением в митрополичий сан. И действительно, произошло оно не без участия тогдашнего «полудержавного властелина» — князя А. Д. Меншикова, выказавшего недовольство излишней самостоятельностью архиерея. Рассказывают в связи с этим, что митрополит Иоанн, собираясь в дорогу, как бы вскользь заметил:

«Да, далеко мне ехать. Но князь будет еще далее меня».

Этими словами митрополит Иоанн Тобольский предсказывал ссылку Меншикова в Березов.

Тоболяки полюбили своего архипастыря. А он, нимало не сетуя на оторванность от «цивилизации», делал в Тобольске то, что и должен был делать — служил в церкви, пекся о сирых и убогих, старался повысить уровень образования духовенства, много сил отдавал миссии.

Смерть святиля Иоанна

10 июня 1715 года святитель Иоанн Тобольский скончался. Накануне он служил литургию, а после нее дал обед городскому духовенству и бедным жителям Тобольска. Он сам прислуживал за трапезой гостям, а вечером, по обыкновению, удалился в свои покои.

На следующее утро, когда пришла пора открывать храм и благовестить к утрене, чередной служитель постучался в двери митрополичьей кельи, но не услышал ответа. Вскоре близ дверей, за которыми было подозрительно тихо, собрался соборный причт; приехал губернатор. Решили ломать дверь. Войдя в комнату, увидели, что митрополит скончался, стоя на коленях перед иконами.

Две канонизации святителя Иоанна Тобольского

Митрополит Иоанн еще при жизни почитался верующими как праведник высокой жизни. По его преставлении почитание это распространилось еще шире. Многие свидетельствовали о молитвенной помощи святителя. Но лишь в 1916 году, причем не без препон, он был прославлен в лике святых.

Первые серьезные шаги в направлении канонизации свт. Иоанна предпринял епископ Евсевий (Гроздов; 1866—1929), занимавший Тобольскую кафедру в 1910—1912 годах. Он направил соответствующую бумагу в Синод, и там вопрос решили положительно. Но вскоре началась мировая война, и довоенные вопросы забылись.

В 1915 году новый тобольский владыка, епископ Варнава (Накропин; 1859—1924), рискнул форсировать канонизацию и — велел пропеть (хотя и с некоторыми предосторожностями) в соборе величание еще не прославленному святителю. Буквально через несколько дней епископа Варнаву вызвали в Петроград для объяснения перед Синодом. Дело приобретало политическую окраску — и главным образом потому, что Варнава в церковных кругах считался чуть ли не ставленником Григория Распутина. В итоге Синод постановил;

«Совершенное епископом Варнавою прославление архиепископа Иоанна считать недействительным, о чем посланием уведомить паству».

Хотя несколько лет назад Синод сам направлял царю прошение о канонизации святителя Иоанна.

В 1916 году, по расследовании ситуации, долгожданная канонизация свт. Иоанна все же состоялась. Мощи его оставались в гробнице в Софийско-Успенском соборе. Но в августе 1919 года, перед вступлением в Тобольск Красной армии, духовенство сочло за лучшее спрятать их — и гроб святителя перенесли в подвал Покровского собора.

С сентября 1920 по октябрь 1922 года мощи пребывали в самом Покровском соборе нетронутыми, но затем и их достигла «кампания по вскрытию». Некоторое время после того они еще находились в храме, а затем их поместили в антирелигиозном отделе местного краеведческого музея.

В июне 1946 года в городе побывал архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866—1956). Уже в июле он обратился к Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в передаче мощей свт. Иоанна епархии. Ходатайство увенчалось успехом: 14 июня 1947 года мощи вернулись в Покровский собор.

При жизни своей Иоанн был видной личностью, а после смерти стал святителем Иоаннам, великим Святым России.