Иоанн кронштадтский цитаты

О Великом посте

В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками — с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Всего скорее найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками; потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками — делом глупым и смешным. Но, при этих крайностях, есть без сомнения между христианами такие, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лево, идя путем поста прямо и ровно, как истинные постники, постящиеся постом приятным, благоугодным Господеви.

…Великий пост, — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста.

Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? — А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле — в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15, 50), потому что царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные — должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных — тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там — небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

Говорить ли тебе о Самом Боге, Отце блаженных обитателей неба? Он есть Дух чистейший, Который гнушается, как скверною, делами плотскими, выходящими из границ закона, умеренности и приличия. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, сказал Он об людях, которые оскорбляли Его своею привязанностью к чувственным удовольствиям. Почему? Зане, говорит, суть плоть (Быт. 6, 3), потому что они — грубая плоть, кусок земли, в которой нет ничего духовного, сродного Мне. Смотри же, и о нас Он тоже теперь говорит: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, потому что они — дебелая плоть, в которой не может почивать Дух Мой, так как в ней живет грех, нечистота, а Я — праведен и свят.

Говорить ли духах сотворенных? Это — вторые светы по Боге, которые также будучи чужды всякой вещественности, чисты и святы, могут принять в свое блаженное сообщество лишь тех, которые сбрасывают с себя иго плотского рабства и, живя на земле, думают о небе, не служат прихотям своей плоти, зная, что она истлеет со временем на земле.

Говорить ли о святых Божиих человеках, перешедших с тленной земли в вечные обители неба? — Это земные ангелы, которые — то пощением и бдением, то подвигами мученичества и разными добродетелями возвысились над своею плотию, соделали свою природу столь досточтимою, что тела многих из них, причастившиеся Божественной благодати, стали выше общей участи всего вещественного, т.е. тления. Они знали, что тело наше есть построенный рукою искусного Художника дом, в котором живет только на время существо небесного происхождения, имеющее чрез непродолжительное время покинуть свою земную хижину и воспарить в свое место, и потому жили не для тела, а для души. Да, чтобы сделать наше существование блаженнейшим, Господу было угодно поселить нас в этом мире только на короткий срок — с тем, чтобы, наслаждаясь на земле и с земли созерцанием вещественных творений Божиих небесных и земных, — их красоты, правильности, стройности и разнообразного, неисчислимого множества, полюбили Творца их, возжелали соединения с Ним — начальною Красотою — и делами святости и любви заслужили здесь это вечное единение.

Он как бы говорит каждому человеку, живущему здесь и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, но и вместе с тем как стройны и прекрасны. Посмотри на себя, как ты мал и незаметен в Моем творении, а Я обещаю тебе — ничтожному — в удел небо — с его безпредельностью, с его вечностью; Я обещаю тебе его на известных условиях; а ты знаешь, что Я — Истина, и лгать не могу; что же ты не стараешься выполнить этих условий, зачем ты льнешь к земле, да еще так сильно, что тебя никак не оторвешь от нее? Ужели ты не хочешь придти ко Мне затем, чтобы в соединении со Мною — Творцом всего, что ты видишь, — получать вечное удовольствие от познания и созерцания Моих неисчислимых творений, а больше всего — быть блаженным во Мне, Источнике блаженства для всех разумных созданий. Как бы тебе не воспарить душою к небу, не огребаться от плотских похотей, яже воюют на душу (1 Петр. 2, 11), не брать верха над своею грехолюбивою плотию, которая тянет тебя к земле, и со временем непременно ляжет в нее, как глыба земли? Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Или тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, чрез которую она легко берет перевес над твоею душою и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься — на смерть.

Нужен ли пост как воздержание от безпорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если ты согласен, что Бог есть Законодатель твой и Праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов; если совесть твоя говорит тебе, что душа твоя — не в своем чине — нарушала не раз порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца: то ты необходимо должен согласиться, что тебе надобно восстановить порядок твоей нравственной жизни, привести свои мысли в правильный строй из безпорядочного брожения туда и сюда, заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви — Боге; вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и перед суд твоей совести и на суд людей и Божий. — Ты знаешь, что мерзость Господу и помысл неправедный, что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что не приселится к Нему всяк лукавнуяй (Пс. 5, 5) и нечистый. Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным: то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе.

Следует ли еще после этого говорить о пользе поста, так как сказавши о необходимости его, мы указали частию и на его пользу? Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, — тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования — цель жизни выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает, по видимому какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец дела, а на самом деле концем всего выходит — ничто. Душа идет сама против себя, против собственного спасения, всеми силами: и умом и волею и чувством. Кто постится по христиански, разумно, свободно, тот, по неложному обещанию Господа, удостоивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно-отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.

Братия! познаем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, а Божии, потому что куплены ценою крови Сына Божия. Не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте ценою (1 Кор. 6, 19. 20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия Божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих. Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности; поживем хотя теперь целомудренно и свято. Мы были до ныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя теперь приближимся к Нему; узнаем сколько Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свою плоть и кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею плотию и кровию. Он есть Источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, чрез соединение с Ним в таинстве причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым. Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к Богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземленять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества.

Господь да поможет нам встретить и провести пост с радостью. Аминь.

Кронштадт в поэзии и в жизни

Часть 1.
Мастера своей музы
Кронштадт — город особенный. И уникальность его не только в географическом положении, архитектуре, но и в той необыкновенной ауре, которая изначально создавала его неповторимость и предназначение — быть в истории России.
Петр Великий безумно любил остров Котлин и очень дорожил им. По его приказу здесь воздвигались и причалы для кораблей, и ремонтные базы, находились многочисленные оружейные арсеналы. Кронштадтская крепость стала главным военным портом Балтийского флота.
Кронштадт- город- памятник. Со времен Петра многие архитектурные сооружения, постройки сохранены в неприкосновенности. Как сказочный богатырь, стоит на Якорной площади Морской Никольский собор — символ морского могущества России.
Вполне закономерно, что город морской славы притягивал и людей творческих, с недюжинными способностями и дарованием. Он вдохновлял их и давал толчок для создания новых произведений, в которых воспевался и Кронштадт. Их литературная деятельность, так или иначе, оставила во времени свой след. Судьба каждого из них отразилась в судьбе города.
Литературный обзор посвящен жизни и творчеству известных и самодеятельных поэтов, которыми всегда могут гордиться кронштадтцы.
***
С.Я.Надсон
В 80-х годах 19 века особенная известность в русской поэзии принадлежала Семену Яковлевичу Надсону. (годы жизни: 1862 -1887)
Во времена политической реакции, когда свобода взглядов и демократия не приветствовались законом, его романтические стихи были популярны в среде передовой молодежи, для которой мотивом в жизненной позиции являлись поиски справедливости и добра.
И хотя романтика уводила в никуда, исповедальные и биографические стихи Надсона становились близкими по духу его современникам.
Я чувствую и силы и стремленье
Служить другим, бороться и любить:
На их алтарь несу я вдохновенье,
Чтоб в трудный час их песней ободрить.
Надсон рано потерял родителей и воспитывался у дяди. Привыкший к ласке и материнской теплоте чувств, он особенно остро ощущал строгость порядков в чужой семье. Мечтая о занятиях музыкой, он вынужден был по требованию дяди поступить в военную гимназию, а затем- в Павловское военное училище.
После его окончания, он получает назначение в Каспийский полк в Кронштадт. Здесь начинается его самостоятельная жизнь и приходит настоящая литературная известность.
Стихотворения «Из дневника», «Сбылось все, о чем за школьными стенами», «Я вчера еще рад был отречься от счастья» и многие другие из любовной лирики поэта, написаны им на кронштадтской земле.
Но творческий взлет продлится лишь с 1882 по 1884 годы. Местный, болотистый, сырой климат оказался мало пригоден для талантливого юноши. Вскоре он заболевает чахоткой. А так как способа лечения в те годы не существовало, конец уже был предопределен.
«Как мало прожито, как много пережито»,- эти строки Надсона содержат всю чувственную силу его личности и страстность души.
***
Лидия Койдула
Вознеслась на крыльях своего дарования в Кронштадте эстонская поэтесса Лидия Яннсен, писавшая под известным псевдонимом Койдула, что в переводе означает «Утренняя звезда».
Лидия родилась в 1843 году в эстонском местечке Вала- Влидра в семье школьного учителя, создавшего впоследствии в городе Тарту национальную периодическую печать. Именно в газете отца были опубликованы первые стихи Лидии. Ее судьба оказалась тесно связанной с Кронштадтом- в прославленном городе моряков она прожила 13 лет.
В 1873 г. Койдула выходит замуж за флотского врача Эдуарда Михельсона и отправляется к месту его службы-в Кронштадт. Как и многим семьям военнослужащих, им пришлось устраивать свой быт в казармах на острове Котлин.
По неписанным здесь законам, Лидие вместе с мужем предполагалось непременно присутствовать в обществе офицеров и их жен, посещая вечеринки и различные совместные мероприятия. И то, что было важным для поэтессы- их совершенно не интересовало. Она не могла найти здесь близких по духу людей.
Именно на почве одиночества создавалась лирика Койдулы, которую она могла выразить только своему народу, посвятить стихи родной Эстонии.
Скоро ль, весна, улетим с тобой вместе?
Горды здесь люди и жизнь холодна.
Птица иззябла, молчат ее песни,
Глаз ее мутен, трепещет она.
Большая часть, написанных в Кронштадте стихотворений, посвящены патриотической теме, любви к Эстонии. В них и глубокое чувство природы и философские размышления на различные темы жизни и существующих противоречий своего времени.
В 1886 г., после мучительной болезни, Лидия Койдула скончалась. Дом, в котором жила поэтесса в Кронштадте со своей семьей, сохранился и поныне- это дом № 11/7 по улице Господской ( ныне проспект Ленина). В память выдающегося лирика 60- 80 г.г. 19 века, на доме установлена мемориальная доска, где золотыми буквами выгравирован короткий, но глубокий по смыслу текст:
«Эстонская поэтесса Лидия Койдула жила в Кронштадте с 1873 по 1886 г.г.»
Земля родимая, тебя
Люблю всем сердцем я,
Тебя пою, мой высший дар-
Эстония моя!
***
Юрий Инге
Еще в юности романтические устремления проявились в творческой индивидуальности Юрия Инге. Книги и мечты о море становились существенной частью его духовного мира.
Родился будущий поэт в 1905 году в семье моряка. Семья проживала в местечке Стрельня под Санкт- Петербургом.
После окончания гимназии Юрий устраивается чернорабочим на завод «Красный треугольник». Там же начал писать стихи.
Первые шаги профессиональной писательской учебы он продолжает в литературной группе журнала «Резец» ( впоследствии переименованный в журнал «Ленинград»). И уже в 1931 году выходит его первый поэтический сборник «Эпоха».
Основной период творчества Инге пришелся на 30-е годы. В это же время была напечатана и книжечка стихов «Город на Балтике», где многие строки его произведений посвящены Кронштадту.
Над волнами залива седыми,
Не страшась ни боев, ни блокад,
Ты несешь свое славное имя,
Прибалтийская крепость -Кронштадт.
Пристрастие Инге к романтике и отстаивание ее места в пролетарской поэзии, выразилось в стихотворении, посвященном Надсону. Романтическая настроенность стихов известного лирика 19-го века не могла не оставить след в душе Юрия.
Здесь жил поэт. Его короткой жизни
Последний отблеск тихо догорал.
Здесь жил поэт, рыдавший об отчизне
И воспевавший правды идеал.
22 июня 1941 года застает Инге в Таллинне, где он трудился сотрудником газеты «Красный Балтийский флот». С большой активностью он включается в работу краснофлотской печати: пишет стихи, рассказы, фельетоны, создавая боевую обстановку мощным оружием- словом.
Инге знали и ненавидели гитлеровцы. Впоследствии в освобожденном Таллинне были обнаружены архивы гестапо, где имя Инге значилось в списке, заочно приговоренного к смерти.
28 августа 1941 года во время перехода эскадры кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, Юрий Инге погиб, находясь вместе с редакцией газеты на корабле «Вальдемарас». Награжден посмертно Медалью «За оборону Ленинграда».
Именем Инге названа улица в Кронштадте. На одном из домов висит мемориальная доска с надписью золотыми буквами:
«Инге Юрий Алексеевич 1905- 1941. Поэт и моряк. Он воспевал море и погиб в море во время героического перехода наших кораблей из Таллинна на защиту Ленинграда 28 августа 1941 года. Балтика была его жизнью. Родина его не забудет.»
Такая короткая и яркая жизнь…Его душевные, лирические и яростные, патриотические стихи навсегда останутся в памяти многих поколений.
***
Алексей Лебедев
В ноябре 1941 года крутая балтийская волна навеки скрыла подводную лодку
«Л- 2» и ее штурмана, прекрасного человека и поэта Алексея Лебедева, погибшего в расцвете сил и яркого дарования.
Безграничная влюбленность во флот, реализм переживаний вызывали в его строках образ, проходящий сквозь все творчество,- образ молодого человека большого и сильного чувства, беззаветно преданного Родине.
Алексей Алексеевич Лебедев родился 1-го августа 1912 года в Суздале. Отец его служил юристом, мать была учительницей русского языка и литературы. Благодаря разностороннему образованию, Алексей с юных лет увлекался классической литературой и поэзией, музыкой, живописью, в совершенстве знал английский и французский языки.
В 1927 году семья Лебедевых переехала в Иваново. После окончания школы, по настоянию отца, Алексей поступил в индустриальный техникум на строительное отделение. Но будущая профессия не радовала. Парень страстно мечтал стать военным моряком.
И наконец мечта осуществилась. В 1933 году он был призван на срочную службу в Балтийский флот. Служба его началась в Кронштадте. Освоив специальность радиста и познав морское дело, он решает остаться на сверхсрочную и поступает в Ленинградское Высшее военно- морское училище им. Фрунзе.
Стихи Алексей Лебедев начал писать еще в школьные годы. Первые его публикации появились во флотской газете «Красный Балтийский флот».
В 1939 году была издана его первая книга «Кронштадт». В этом же году Лебедева приняли в члены Союза писателей СССР.
Стихи поэта- мариниста поражают точностью определений и внимания к конкретным деталям, рисующего флотскую службу без умиления и ложных прикрас. Он писал стихи так, словно день за днем рассказывал о своей жизни, о своем предназначении в этом мире.
О Балтика! Где бы я ни был,
Куда б ни вело бытие,
Я буду любить это небо,
Холодное небо твое.
… Летит над путями морскими,
Проходит сквозь штормы и град
Стальное короткое имя,
Как лозунг и клятва,- Кронштадт!
Алексей Лебедев прожил короткую и все же, много вместившую в себя жизнь…Поэта- моряка нет среди живых, но стихи его навсегда остаются в строю.
***
Борис Орлов
Судьбе было угодно составить мне знакомство с известным флотским поэтом Борисом Александровичем Орловым. Мы не только живем оба в Кронштадте, но и 13 лет работали вместе в редакции, издательстве и типографии «Морская газета». Поэтому невольно я была в круговороте событий его яркого и неординарного творчества.
Родился Борис Александрович 7 марта 1955 года в деревне Живетьево Ярославской области в семье сельских интеллигентов. Родители любили поэзию русских классиков и в доме часто звучали известные произведения Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева…Поэтому не случайно, что именно в дошкольном возрасте появились первые стихи Бориса.
В редакции он с воодушевлением рассказывал сотрудникам, что никогда не учил такие наивные стихи, как «Наша Таня громко плачет…» И это, мол, и дало ему возможность быстро овладеть правильным слогом и рифмой. Правда, почему-то забывалось, что «неправильные стихи» написала не менее известная поэтесса А. Барто.
Борис Александрович любил руководить подчиненными и все бы ничего,но его сложный характер доставал на работе всех. Умный и рассудительный на творческих выступлениях и взрывной — при общении с подчиненными ему людьми. Впрочем, осуждение тут не в счет. Ведь и за напускной грубостью военного вполне может скрываться ранимая душа впечатлительного человека и только вот строгая форма никак не позволяет раскрыть эту самую душу.
В детстве, как и многие мальчишки, Борис мечтал о море. И мечта вскоре начала обретать реальные черты. В 1977 году он берет первую в своей жизни вершину- заканчивает Ленинградское Высшее военно- морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. Служба его проходит на атомной подводной лодке на Северном море.
Но и поэзия по- прежнему живет в его душе. В 1985 году он заочно заканчивает Московский Литературный институт им. М. Горького, печатается во флотских газетах «На страже Заполярья», «Советский моряк».
Кронштадт для него- особая, священная тема: эту святую землю он с гордостью воспевает в звонких строках своей поэзии.
И красивый, и бравый,
Полюбивший бушлат,
Город воинской славы-
Неприступный Кронштадт.
Он на вахте не дремлет.
Никакого врага
На кронштадтскую землю
Не ступала нога.
Иногда по редакционным делам я несмело заходила в его кабинет, заодно показывая литературному мэтру свое новое стихотворение.
Меня всегда удивляло, что в кабинете творился ужасающий беспорядок: перевязанные жгутом, пачки газет валялись по всему полу, кругом была пыль и грязь, но даже уборщице он не разрешал ничего трогать и передвигать в захламленном помещении.
Возможно, как все творческие люди, Орлов предпочитал, свойственную лишь ему обстановку, сохраняя в неприкосновенности этот «художественный бардак».
Его философские размышления в поэзии приносили душе и свои собственные раздумья, переосмысление бытия…
Раскаленный закат птичье небо поджег.
И дорога до звезд далека.
Черный вечер трубит в серебристый рожок,
Собирая в стада облака…
В стороне на болоте шумят камыши.
Поднимается пыль из- под ног.
Я один, словно перст. И вокруг
ни души.
Надо мною лишь вечер и Бог.
Четкая, искренняя, афористичная поэзия Б.Орлова давно получила заслуженное признание его читателей. Борис Александрович- лауреат многих государственных премий- «Золотой кортик», им. К.М. Симонова, им. В.С. Пикуля, им. А. Невского, лауреат Большой литературной премии России.
Однажды я спросила у знаменитого поэта: как к нему приходят стихи? Он ответил, что настраивается в одиночестве, душой уходит вглубь себя и строки словно появляются в его внутреннем пространстве. Может быть, объяснение витиевато по смыслу, но как еще выразить мысль, снизошедшую на тебя от Творца.
Кроны колышутся роем.
Дремлем. Цветы в изголовье.
Родина пахнет Любовью,
Счастьем, блаженством, покоем.
Борис Орлов- автор 17 книг стихов. Уже много лет руководит Санкт- Петербургским ЛИТО «Путь на моря» им. Всеволода Азарова.
Как-то встретив меня на улице, он пригласил на занятия в известное литературное объединение. И хотя это- большая честь и признание моего творчества, все же отказалась. Наверное, всему свое время. В поэзии время для полета мне уже не принадлежало.
Борис Орлов создает серьезные стихотворные произведения, наполненные поиском жизненной правды, любовью к русской природе, с которой он чувствует связь, к своей малой родине. В стихах он открыто рассуждает о нравственных ценностях, о значении веры для русского человека, о своем предназначении.
Творчество Б. Орлова- феномен изумительный и бесконечно покоряющий своим блеском таланта. Всегда вызывающий восторг и душевный отклик у его читателей.
***
Часть 2.
Народные таланты.
М.Г. Аминова
Мария Гансовна Аминова ведущий поэт Кронштадта, участник многих конкурсов и фестивалей любительского художественного творчества.
Родилась Мария в 1928 году в Харькове в семье артистов- профессионалов. Стихи полюбила с детства и вскоре начала писать свои.
С 5 лет жила в Кронштадте, в школе успела закончить лишь два класса, оставшись круглой сиротой. Судьба выпала трудная. И не счесть испытаний, через которые прошла эта хрупкая женщина.
В сталинское время, по приказу вождя, все российские немцы высылались в исправительно- трудовые колонии и лагеря. Ее родители также были репрессированы и погибли.
Как дочь врагов народа, она попадает в детдом, где в полной мере ей пришлось испытать и бесправие, и унижение и многочисленные попытки воспитателей — заставить забыть родителей.
Но ничто не сломило ее. Она все выдержала. И выстояла, оставшись порядочным, честным человеком. Сумела получить высшее педагогическое образование в г. Казани, где несколько лет проработала учительницей русского языка и литературы. В 1963 году, после реабилитации отца и матери, вернулась в Кронштадт.
Влюбленная с детства в прославленный город моряков, она посвятила много искренних и патриотичных стихов в честь Кронштадта, ставшего для нее близким и родным.
Весной, когда в море не гаснет закат,
Лишь дымкой туманятся дали,
Встречает гостей легендарный Кронштадт-
Свидетель петровских баталий.
Строки ее известного четверостишия выгравированы на мраморной доске памятника- в честь знаменитой рыбки — колюшки, спасшей, в свое время, в военные блокадные годы многих кронштадтцев.
Обстрелы смолкли и бомбежки,
Но до сих пор звучит хвала
Блокадной маленькой рыбешке,
Что людям выжить помогла.
Столь необычный памятник был установлен в 2005 году, в Кронштадте, подле Кронштадтского Синего моста. Ныне -это место, где обязательно останавливаются многочисленные экскурсионные группы.
Стихи Марии Аминовой постоянно в ее душе, с ней самой. Поэтому в них всегда чувствуется непосредственность, чистота и искренность.
***
Людмила Свириденко
Людмила Ивановна Свириденко- кронштадтка в третьем поколении. Родилась в 1966 году в семье рабочих. Мать ее трудилась на швейной фабрике, отец- на знаменитом Морском заводе, где ремонтировались корабли и подводные лодки, входившие в состав соединения Ленинградской военно- морской базы Балтфлота.
В семье Людмилы все ценили музыку, любили петь. И так уж было суждено, что в ее творчестве органично сплелись искусство пения и поэзии. Она автор слов и музыки многих своих песен. И, к слову сказать, этот удивительный самородок от Бога, не имеет даже музыкального образования и не знает нот.
С годами высокое исполнительское мастерство принесло ей заслуженную славу. Людмила становится лауреатом многих городских и российских конкурсов.
Чуткая к красоте поэтической душой, она посвятила любимому городу немало своих стихов. Ее стихи по праву вошли в сборник кронштадтских самодеятельных поэтов к 300- летию Кронштадта «Город мой…» Трепетным чувством и вдохновением выплеснулись строки ее поэтического дара.
Боготворю любимый город мой
В тот час, когда особенно красив он.
Когда повсюду царствует покой,
Он, как корабль, летящий над заливом.
С 2005 года Людмила Свириденко работает в Кронштадтском морском кадетском корпусе, в должности зав. клубом. Свой сценический и творческий опыт она передает воспитанникам. Многие ребята становятся участниками ежегодных поэтических конкурсов среди суворовцев, нахимовцев и кадет России, пробуют свои силы и добиваются победы на творческих литературно- художественных конкурсах и фестивалях.
В юбилейный для ее сценической и творческой деятельности год вышел ее сборник стихов «Элегия», в который вошли стихотворения разных лет.
Дитя Петра, в бетоне и граните,
Ты стал навек купелью кораблей.
Здесь- родина талантов и открытий,
И тихий порт туманов и дождей.
Искренность чувств, неординарность поэтического мышления, стремление найти какой- то новый поворот, в привычных, казалось бы, темах- все это несомненно присутствует в поэзии Людмилы Свириденко.
Творческая жизнь Людмилы в самом расцвете. Пусть верное направление и совершенствование всегда правит ее искусством. И дай Бог ей нелегкой, но светлой поэтической дороги!
***
Г.С. Балабанова
До переезда в Киров в 2000 году, Галина Сергеевна Балабанова 17 лет жила в Питере. Из них- 5 лет в Кронштадте, оставив заметный след своего творчества во славу флотского города.
Родилась Галина в 1939 году в Тюмени. Закончив школу, а следом- медицинское училище, уехала по распределению на Крайний Север.
Стихи начала писать довольно рано. Сначала рифмовала, как и многие, четверостишия, а затем перешла на нетрадиционный слог.
Как признается Галина, эти маленькие стихи приходят к ней лишь при сильном эмоциональном напряжении. Только в моменты волнения, душевного надрыва она может создать что-то стоящее и настоящее, выразить всю глубину нужной мысли. Ведь написанное должно стать не только твоей правдой, но правдой всех.
Словно маленькие чайки
Мои стихи.
На обочине
У Финского залива
Смотрю им вслед.
Истинный интеллигент
Идет в народ не показать себя,
А искать отклик
Хотя бы в одном сердце.
Толпизм
Запрещали верить в Бога-
Не верили.
Разрешили-
Все стали верующими,
До шизофрении.
От неумения выразить
Всю боль и красоту этого мира,
От невозможности
Улыбнуться тебе каждое утро
Когда- нибудь припаду
К решетке Летнего сада
И умру.
Россия-
Матушка моя умершая-
Воспрянь, воскресни!
Я стану тросточкой твоей.
Вскоре к обычным, рифмованным стихам Галина начала сочинять и собственные мелодии. В 1999 году она единственный раз в жизни приняла участие в фестивале авторской песни «Струны фортов» в Кронштадте.
Ее песня «Офицерский бал» единогласно вышла в финал и с тех пор звучит в разных залах Санкт- Петербурга, на стрелке Васильевского острова в день Военно- Морского флота, а также была записана на аудиокассету и лазерный диск, выпущенный к 300-летию Кронштадта.
Офицерский бал
Над Кронштадтом мелодия вальса кружится,
В Офицерском Собрании праздничный бал.
Разрешите, сударыня, к вашей руке приложиться,
Встречу с Вами я тысячу лет ожидал.
Разрешаю, о, сударь, испить хоть немного безумства
Говорить комплименты, кружить и мечтать.
Возвратим котильон, полонез и мазурку,
Будем танго и вальс танцевать…
Галина Балабанова- автор 4 сборников верлибров, автобиографической прозы, множества мелодий на стихи поэтов классиков и современников. В пространстве своей поэтической орбиты она всегда стремится к совершенству.
***
М.Н. Кузнецов
Марат Николаевич Кузнецов прибыл в Кронштадт еще молоденьким лейтенантом, закончив обучение в Львовском военно- политическом училище Советской Армии.
Он всегда мечтал стать флотским журналистом, но чтобы мечта исполнилась, ему пришлось применить все свое упорство и терпение на пути к своему предназначению.
Родился Марат Николаевич в 1939 году в Узбекистане, в Самаркандской области. Отец был военнослужащим, мать работала председателем колхоза.
В 1943 году отец погибнет на Курской дуге и будет похоронен в братской могиле. Позже Марат напишет об отце, вспоминая эти огненные годы.
Наших танков стальная лавина
В сорок третьем пошла напролом.
Мой отец так мечтал о Берлине!
А остался лежать под Орлом…
До призыва в армию Марат Кузнецов мечтает поступить в Военно- морское политическое училище им. А.А. Жданова в Ленинграде. Но узнает, что для поступления необходимо состоять в коммунистической партии.
Он становится кандидатом в члены КПСС, но на пути- новое препятствие. Согласно директиве из Москвы, будущим абитуриентам нужно отслужить положенный срок в армии или на флоте.
Но и после окончания службы в Таманской дивизии в Москве, поступление вновь не состоялось. На запрос Кузнецова приходит ответ, что ВМПУ им. Жданова подлежит расформированию и набора больше не будет.
Однако случай помог. Кузнецова приглашают в редакцию газеты «Таманец», где он знакомится с представителем Львовского военно- политического училища Советской Армии. В 1960 году Марат становится курсантом ЛВПУ СА.
В свои преклонные годы Марат Николаевич продолжает работать редактором «Морской газеты». И созидательным началом в его творчестве остается поэзия. Он всегда желанный гость на мероприятиях в библиотеках.
И хотя М. Кузнецов не издал ни одного персонального сборника, его стихи всегда любят и ждут почитатели его таланта.
Снова мокнут на асфальте листья,
Под ноги ложатся к ряду ряд.
Снова осень свою шубу лисью
Тихо надевает на Кронштадт.
Как к груди материнской, к Кронштадту
Жмутся нежно тела кораблей:
Здесь у них свой, особый статут,
Здесь им можно пожить без морей.
Здесь им можно чуть- чуть отдышаться,
Новых сил у причалов набрать,
Чтоб потом с океаном сражаться
И в Кронштадт возвратиться опять…
В этом случае, талант творческого человека говорит сам за себя. А большего, пожалуй, и не скажешь.
***
Послесловие
В 2004 году по инициативе Международного фонда «300 лет Кронштадту- возрождение святынь», под редакцией поэта и журналиста М.Н. Кузнецова была издана к 300- летию Кронштадта книга «Город мой», куда впервые вошли стихи непрофессиональных поэтов.
Чистые и искренние строки авторов- любителей посвящены любви к морю, к родному городу. И, по большому счету, кронштадтцы могут гордиться творчеством своих талантливых земляков.
Интерес к вечным темам поэзии продолжается. И кто знает, может быть сегодня появятся новые имена, которые вдохновенной музой принесут и новую славу, и красоту Кронштадту и миру.

1. Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение.

2. Меру достоинства своей молитвы будем измерять верою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми!

Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность, или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовию или иногда притворно, иногда искренно.

Так же неодинаковы мы бываем и с Богом! Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.

3. Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.

4. Самолюбие и гордость наша обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно, или препятствия, законно или незаконно, намеренно или ненамеренно противопоставляемого нам людьми или окружающими нас предметами. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином!

5. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.

Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою.

6. Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.

7. Пост – хороший учитель:

1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;

2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;

3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;

4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

8. Святые Тайны называются Божественными дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей.

Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром, тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду – тем, которые просят их у нас?

9. Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Тайн; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв.

Царство Божие не в словесах, а в силе (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумением, и если возможно, могий вместити – продолжительную молитву – да вместит. Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

10. Христианину нужно ежедневное обновление, чрез тайное покаяние, потому что всех растлевает грех, обольщающий нас бесчисленными миражами и прелестями своими: кто во Христе, тот новая тварь (Кор. 5,17).