Иоанн Богослов на острове патмос

Патмос — маленький и уютный островок в Греции, о котором говорят, что это самое религиозное место в стране. «Иерусалим Эгейского моря» — так иначе называют это место.

История основания монастыря

Одной из достопримечательностей Патмоса является пещера, в который по преданиям и был записан «Апокалипсис Иоанна Богослова», другой — украшение острова — Монастырь в честь этого святого апостола.

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос (Греция)

Датой основания монастыря считают 1088 год, когда преподобный Христодул, приехав на остров, получил у императора Византии — Алексея I Комнина, разрешение на возведение монастыря. Император к тому же принял решение передать сам остров Патмос в монастырскую собственность, тем самым освобождая монахов в первую очередь от уплаты налогов, а во вторую — запретив совершенно всем чиновникам появляться на острове. По этим причинам постепенно остров превратился в отдельное религиозное государство, основным населением которого были лишь монахи.

Статьи об апостоле Иоанне Богослове:

  • Житие апостола Иоанна Богослова
  • Икона апостола Иоанна Богослова
  • Молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Монастырь был построен на холме, где еще оставались руины храма, посвященного Артемиде, более того, один из каменных блоков ее храма был выбран для престола монастырского кафоликона, посвященного апостолу Иоанну. В целом строительство монастыря продолжалось около 19 лет, за это время обитель приобрела вид крепости, окруженной бастионами и башнями. Во время строительства за пределами крепости появился поселок, со временем ставший городом Хора.

Ни периодически случавшиеся набеги пиратов, ни тот факт, что в 1554 году остров был взят турками, не повредили обители — монастырь продолжал существовать.

Островом Патмос довольно долго владели турки, однако дел монастырских они не касались, в 1912 году остров перешел в собственность итальянцев, а в 1943 — немцев, но ни те, ни другие не смогли хоть сколько-нибудь навредить обители. В 1948 году остров был присоединен к Греции.

Важно! В 1647 году греческие монахи прибыли в Россию с ценным подарком царю Алексею Михайловичу — камнем с изображенной на нем Богородицей, который по преданию выпал из рук ангела в тот момент, когда Иоанн писал Евангелие. Эта святыня по сей день находится в Благовещенском храме Московского Кремля.

Современное состояние

С 1999 года Монастырь святого Иоанна Богослова включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сегодняшний день жизнь в обители идет своим ходом — здесь трудятся примерно 40 монахов.

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове.

Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

Деятельность прихода

В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.

Кафоликон (главный храм) монастыря Иоанна Богослова на Патмосе

К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.

Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.

На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.

Богослужение в монастыре

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.

Святыни

Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:

  • цепи апостола Иоанна Богослова;
  • мощи Святого апостола Фомы;
  • голова священномученика Антипы Пергамского;
  • мощи преподобного Христодула Никейского;
  • мощи преподобного Макария Патмосского;
  • 3 креста с частицами Честного Древа;
  • частица мощей великомученика Федора Стратилата;
  • частица мощей святого великомученика Пантелеимона;
  • частица мощей преподобного Стефана Нового;
  • обувь преподобного Христодула.

Рака с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря

Престольные праздники

Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.

Как добраться

Посетить остров Патмос можно, приобретя путевку с паломническим туром. Из России группы туристов сначала прибывают на остров Родос, и в дни празднеств посещают с экскурсиями остров Патмос.

Самостоятельно на остров можно добраться из Афин, самолетом долетев до острова Самос или Кос, а затем пересев на паром.

Монастырь Святого Иоанна Богослова.Остров Патмос. Греция

Монастырь в честь Откровения Апокалипсиса.

Паломник, впервые приезжающий на Патмос, часто не знает, что та пещера, в которой святой апостол Иоанн диктовал Книгу Апокалипсис (Откровение), находится не в большом монастыре Иоанна Богослова, а на склоне холма на полпути между этим монастырем и портовым городком Скала, в маленьком монастыре в честь Откровения Апокалипсиса.

Кельи, сплошь усаженный цветами дворик и крохотные храмы этого монастыря — все проникнуто ощущением благоговейной тайны, подготавливает паломника к встрече с Пещерой Апокалипсиса. Узкая, извилистая тропа ведет мимо часовен святителя Николая, святого великомученика Артемия и святой Анны вниз, к гроту. Здесь постоянно находится кто-то из братии или мирян. Этот человек проведет вас по пещере (сейчас это храм, посвященный святому апостолу Иоанну), покажет место, где, по преданию, спал святой апостол Иоанн, и тройную расщелину, из которой доносился голос, диктовавший ему Книгу Апокалипсис. Эта расщелина идет с востока на запад и на западном конце принимает форму, подобную той, в которую складываются пальцы при совершении православными крестного знамения.

В Пещере Апокалипсиса

В Пещере Апокалипсиса. Слева находится место, где св. Иоанн получил Откровение. То место в стене, где лежала рука Апостола, теперь отмечено серебряной нишей. Справа — место, на котором св. Прохор записывал слова Апокалипсиса.

Попросите, чтобы вам разрешили побыть здесь десять-пятнадцать минут для молитвы. Многие паломники говорят, что после нескольких минут молитвы в этой святой пещере житие и писания святого Иоанна наполнились для них живым смыслом. Если окажетесь здесь в воскресный или праздничный день, постарайтесь побыть на литургии и помолиться вместе с местными жителями и пятьюдесятью замечательными молодыми семинаристами.

Хора-столица Патмоса

Хора
Монастырь Апокалипсиса окружает деревня под названием Хора, расположенная на вершине холма. Ее основали те рабочие и мастера, которые селились у стен монастыря во время его строительства. Время мало изменило ее: это извилистый лабиринт улиц, некоторые с тяжелыми воротами, запирающимися на ночь, и наружное кольцо домов, у которых стены намного выше, чем внутри кольца. Все это свидетельствует о том, что создавалась деревня с учетом необходимости защищаться в случае нападения. Чудесные виды, узкие проходы с аркадами, мощеные мостовые и небольшая, красивая женская обитель Живоносного Источника (построенная при содействии монастыря) — все это дает паломнику возможность окунуться в атмосферу той жизни, которой деревня жила веками. Она до сих пор является административным центром острова Патмос; в ее узеньких переулках и аллеях прячется множество храмов. Всего в деревне 51 храм.

Преподобный Христодул

Школа на Патмосе
Школа расположена на склоне холма прямо над монастырем Апокалипсиса. Она открылась в 1713 году и явилась частью духовного наследия преподобного Христодула, включившего ее в свой изначальный план. В документе, устанавливающем право собственности (он выдан Императором Алексием I), она названа «обителью знания, где будут собираться местные учащиеся».

И до того были попытки создать церковную школу, но эту идею удалось осуществить лишь в восемнадцатом веке. Основателем школы стал уроженец Патмоса Макариос Калогерас.

Получив образование в Константинополе, он вдохновился идеей возрождения системы образования в Греции, пришедшей в упадок при турках. Он возвратился на Патмос, открыл здесь школу и стал сам преподавать в ней совершенно безвозмездно. Со временем штат школы пополнился профессионалами, и, судя по тому, сколько патриархов, епископов и известных деятелей современной греческой истории вышло из ее стен, уровень обучения здесь был весьма высоким. В 1769 году Патриархат преобразовал ее в «общенациональную школу» типа небольшого частного колледжа. Она пользовалась очень хорошей репутацией. В 1731 году школу посетил отец Василий Барский из Киева. Он писал: «В условиях турецкого ига эта школа для греков равна по значимости школам древних Афин». Без сомнения, патмосская школа сыграла весьма заметную роль в возрождении греческой нации. Среди ее выпускников — Эммануэль Ксанстос, один из основателей «Общества Друзей», целью работы которого было освобождение Греции. Важно и то, что основатель школы Макариос Калогерас и двое его выпускников, Герасимос Бизантиос и Даниил Карамарес, причислены Церковью к лику святых.

Сначала школу построили непосредственно над Пещерой Откровения, но впоследствии ее сменил на этом месте монастырь Апокалипсиса. В 1947 году школу отстроили заново, разместив ее чуть выше по склону холма. В наши дни это одна из самых знаменитых церковных школ, в которых молодые греки могут получить семинарское образование.

Городок Скала. Патмос.

Скала — баптистерий и скала Кинопс

Паромный причал в портовом городке Скала является частью древней купели, в которой, согласно преданию, совершал крещения святой апостол Иоанн Богослов. Причал расположен рядом с часовней святого Иоанна Богослова.

В трехстах метрах от пристани под водой находится скала Кинопс, отмеченная оранжевым буем. Многие местные христиане считают, что скала Кинопс — это тот окаменевший волхв, которого победил святой апостол Иоанн. Один местный историк рассказал мне, что во время II Мировой войны итальянцы посылали ныряльщиков с динамитом, чтобы взорвать скалу, однако после долгих попыток с применением огромного количества взрывчатки им пришлось отказаться от этого замысла. Местные рыбаки говорят, что осьминоги, выловленные вблизи этой скалы, совершенно несъедобны, хотя в этой бухте в целом осьминоги пригодны в пищу.

Пещеры Сикамия и Кинопс

Пройдя по мощеной дороге на юг от порта Скала по направлению к Грикосу, а потом кругом, с обратной стороны деревни Хора, паломник окажется у крутого поворота на южном склоне Хоры, возле белой пещерной часовни Сикамия, в которой, по преданию, святой апостол Иоанн обучал новообращенных основам Христианской веры.

На юго-западном побережье острова, возле мыса Генупа, на склоне холма находится пещера Кинопс (Генупас) — жилище побежденного святым Иоанном волхва. По свидетельству Прохора, волхв «жил в этой пещере, видной из любой части города, вместе со злыми духами». Даже сейчас, в начале двадцать первого века, местные жители стараются до захода солнца закрыть окна, из которых видна эта пещера. Около 1898 года здесь в течение нескольких лет жил отшельник отец Феоктист. Рассказывают, что за какое-то время до того местные жители, одолеваемые любопытством, на веревке спустили в пещеру человека, чтобы выяснить, что все-таки там находится, и когда вытянули его обратно, он был мертв. Они объясняли его смерть действием злого духа. Однако отец Феоктист не испытывал страха. Он лишь говорил: «Пойду, побью его в его же пещере». Раньше пещера была доступна, хотя и с трудом, но теперь путь туда перекрывает действующая каменоломня.

Как добраться: До Патмоса:

На пароме, который несколько раз в день ходит от Пирея до порта Скала.

Монастырь св. Иоанна, Пещера Апокалипсиса, Хора и Церковная школа:
Стоя на пристани лицом к холму, вы видите на его вершине строение, похожее на огромную серую крепость, окруженную
множеством белых строений. Это и есть монастырь св. ап. Иоанна Богослова, а вокруг него — деревня Хора (Chora).

Ниже, на полпути к подножию холма, расположены два комплекса белых зданий. Тот, что покрупнее (он стоит чуть выше) — это Церковная школа, а под ней — монастырь Апокалипсиса, построенный над пещерой, в которой св. ап. Иоанн Богослов получил свое Откровение.

Из-за отсутствия названий улиц, трудно дать сколько-нибудь вразумительные указания о том, как добраться до этого места. Скажем лишь, что если идти от порта по направлению к холму, дойдешь до мощеной дороги (она изгибается наподобие буквы z, делая подъем менее крутым), ведущей к Хоре. В том месте, где дорога в первый раз четко изгибается вправо, с левой стороны будет мошеная булыжником тропа к монастырю. Это более короткий и приятный путь до монастыря Апокалипсиса и дальше вверх, к Хоре. Спрашивайте дорогу у местных жителей, которые обычно рады показать путь паломнику. Можно доехать от Скалы на такси или на автобусе, который ходит от порта до Хоры достаточно часто.

Пещеры Сикамия и Кинопс:
Как сказано выше, в Скале возле часовни св. ап. Иоанна расположена древняя купель, в которой, согласно местному преданию, крестил сам св. апостол Иоанн. Часовня хорошо видна из гавани, это единственный храм, стоящий у самого берега.

Скала Кинопс находится в гавани под водой, под оранжевым буем.
Если от порта Скала (стоя спиной к морю) пойти по мощеной дороге налево, к маленькому селению Грикос (Grikos), а потом вокруг холма, приближаясь к Хоре сзади, на южном склоне Хоры будет крутой поворот, возле пещеры Сикамия, в которой, по преданию, св. ап. Иоанн обучал основам Христианской веры новообращенных.

Пешера Кинопс (Генупас), жилище волхва, побежденного апостолом Иоанном, находится на мысе Генупас в юго-восточной части острова, на склоне холма. В настоящее время в пещеру нет доступа, поскольку путь туда перекрывает действующая каменоломня.

Евангелисмос (Обитель Благовещения): Стоя у монастыря и глядя вниз с северного склона холма, вь увидите обитель Благовещения — множество белых строений спра у подножия холма возле берега (там открытое море). От Хоры и. Скалы до обители идти сорок пять минут. Можно взять такси.

Поделитесь с друзьями:

Святой Иоанн на Патмосе (картина Босха)

Иероним Босх

Святой Иоанн на Патмосе, 1504-1505

Доска, масло. 63×43,3 см

Берлинская картинная галерея, Берлин

«Святой Иоанн на Патмосе» — картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Юный апостол Иоанн изображён на острове Патмос, куда его сослал император Домициан и где он создал своё Откровение — вероятно, эта книга и лежит у него на коленях. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна…» (Откр. 12:1). На её появление указывает Иоанну ангел, чья тонкая фигура и полупрозрачные крылья выглядят не намного более вещественными, чем призрачная, окутанная дымкой панорама голландского города на горизонте. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов, и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».

Монстр, изображённый Босхом в правом нижнем углу картины, полностью подпадает под библейское описание саранчи, данное Иоанном Крестителем.

Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе». Гризайль. Диаметр ок. 39 см

Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, символически обозначенной в виде скалы, на вершине которой свил своё гнездо пеликан. Эта птица, по распространённому поверью, кормящая птенцов кровью, бьющей из собственной груди, — традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».

Предполагается, что «Св. Иоанн на Патмосе» являлся боковой створкой несохранившегося триптиха, судя по направлению взгляда Иоанна — правой.

Литература

Ссылки

  • Святой Иоанн на Патмосе
  • клип

Иероним Босх

Картины

Извлечение камня глупости (1475—1480) • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (1475—1480) • Брак в Кане Галилейской (1475—1480) • Распятие с донатором (1480—1485) • Ecce Homo (1480—1485) • Несение креста (1490—1500) • Несение креста (1515—1516) • Святой Иоанн Креститель в пустыне (1504—1505) • Святой Христофор (1504—1505) • Святой Иероним за молитвой (ок. 1505) • Увенчание терновым венцом (1508—1509) • Увенчание терновым венцом (ок. 1510) • Блудный сын (ок. 1510)

Фрагменты
триптихов

Корабль дураков (1495—1500) • Аллегория чревоугодия и любострастия (ок. 1500) • Смерть скупца (ок. 1500) • Святой Иоанн на Патмосе (1504—1505) • Блаженные и проклятые (1504—1505) • Ад и Потоп (1508—1514) • Несение креста (1505)

Триптихи

Воз сена (1500—1502) • Распятая мученица (1500—1503) • Сад земных наслаждений (1500—1510) • Страшный суд (1504) • Святые отшельники (ок. 1505) • Искушение святого Антония (1505—1506) • Поклонение волхвов (ок. 1510)

Графика

Слышащий лес и зрячее поле (ок. 1500) • Человек-дерево (1475—1516) • Гнездо сов (1455—1516) • Два монстра (1470—1516) • Черепаха с черепом на панцире и крылатый демон (1470—1516) • Две ведьмы (ок. 1450—1516) • Наброски монстров (1465—1516) • Улей и ведьмы (1455—1516) • Ведьмы (ок. 1475—1525)

Картины,
приписываемые
Босху

Искушение св. Антония (1510) • Голова алебардщика (ок. 1500) • Женская голова (ок. 1500) • Две мужские головы (ок. 1475—1480) • Святой Иаков и чародей (1550—1575) • Поклонение младенцу (?) • Поклонение волхвов (1500—1510) • Смерть распутницы (1490—1510) • Страшный суд (ок. 1515) • Фокусник (1475—1480) • Концерт (ок. 1516)

ort_palomnik

Во время одной из наших весенних поездок по Эгейскому региону мы посетили базилику св. Иоанна, находящуюся в Сельчуке, неподалеку от древнего Эфеса.
Природа так щедро украсила эти частицы истории, что назвать их руинами просто язык не поворачивается.
Св. Иоанн – самый молодой и самый любимый ученик Иисуса умер в Эфесе предположительно в 100 г.н.э. Единственный из апостолов, умерший не мученической смертью. Именно его Христос на кресте попросил заботиться о Деве Марии (гл.19 Евангелия от Иоанна):
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Вместе с Девой Марией Иоанн прибыл в Эфес, где стал распространять христианство.
Когда же настал его час уйти в мир иной, апостол был погребен на холме Аясулук в могиле крестообразной формы. Позже на месте его могилы была возведена базилика по приказу императора Юстиниана (527-565).
В 7-8 вв. н.э. из-за набегов арабов базилику обнесли крепостными стенами. Для их возведения использовался в основном уже бывший в употреблении строительный материал из Эфеса и храма Артемиды.
У ворот базилики — целый луг…
Там же — цветет опунция…
Вход в базилику открывают ворота, называемые Воротами Гонения. Резной орнамент, украшающий ворота, был снят с одного из домов древнего Эфеса.От ворот начинается дорога к атриуму.
По сторонам дороги — яркие коврики карпобротуса.
Исходя из плана, базилика имела 6 куполов, расположенных крестообразно, самый большой купол был устроен над могилой апостола.
Своей планировкой Базилика св.Иоанна походила на Церковь Святых Апостолов в Константинополе (последняя была уничтожена в 1461 г., и на ее месте сейчас находится одна из самых больших и известных мечетей Стамбула — мечеть Фатих).
В интернете нашелся такой макет:
Розы-красавицы
Последние документальные сведения о базилике в неразрушенном состоянии датируются ок. 1350 г. Детальный анализ во время раскопок показал, что церковь подверглась разрушительному действию землетрясения. Однако расположенная рядом мечеть Иса Бея, строительство которой было завершено в 1375 г., находится в отличном состоянии. Т.о., был сделан вывод, что базилика была разрушена землетрясением 1361-го г. (до того, как начала строиться мечеть Иса Бея). Впрочем, церковь разрушалась несколько раз и ранее и впоследствии восстанавливалась.
Природа как будто сама возложила цветы к стенам храма…
Первые раскопки на месте базилики были проведены греческим археологом Г.А.Сотериу в 1921-22 гг. Он успел раскопать апсиду, место захоронения св.Иоанна и северный трансепт. После того, как турецкие войска отвоевали Эгейское побережье в 1922 г., эти раскопки были остановлены. Некоторые обнаруженные тогда мелкие находки затерялись и так и не были впоследствии найдены…
Раскопки были продолжены уже в 1926 г. Австрийским Археологическим Институтом.
Территория базилики вместе с окружающими ее стенами простирается на 500 м в длину (с севера на юг) и на 180 м в ширину (с запада на восток).
На древних плитах умостилась малюсенькая кошечка.
В одном месте под стеной были обнаружены остатки мозаики:
Непосредственное место захоронения апостола Иоанна.
Во время раскопок обнаружилось, что могила пуста. По легенде, прах с могилы Апостола Иоанна обладал целебными свойствами, и паломники, держащие свой путь в Иерусалим, останавливались здесь и уносили частицу праха с собой. Еще одна легенда гласит, что могила «дышит», т.е. поднимается и опускается.
У мрамора на этих колоннах своеобразный узор. Такой мрамор добывается на острове Мармара в Мраморном море) В честь него и были названы и море, и остров.
Местный дракон обозревает окрестности:
.
…И если щит — пусть будет из цветов…
А тут цветы добрались до самого верха:
Еще одна парочка уселась на стене:
Здесь располагался баптистерий:
Поглядим на крепость на вершине холма. Она относится уже к сельчукскому периоду.
Самый первый Эфес был основан на вершине холма Аясулук – на месте нынешней крепости. В 560 г.до н.э. лидийский царь Крез переселил город ближе к храму Артемиды (сейчас он находится на уровне 4-5 м под землей). А тот Эфес, который в настоящее время посещается туристами, уже третий по счету и основан он был Лисимахом – военачальником Александра Македонского.
С базилики открывается вид на окрестные дома и мечеть Иса бея.
Пару слов об этой мечети. Как уже было ранее сказано, строительство ее было завершено в 1375 г. Иса Бей, именем которого названа мечеть, был не только правителем, но и ученым. Известно имя архитектора – Али, сын Дамаскина. Мечеть отличается от прочих мечетей сельджукского и османского периодов – она построена по образцу мечети Омейядов в Дамаске, а также мечетей Харрана и Диярбакыра.
Еще немного местной флоры и стен:
А напротив базилики, через дорогу, свили гнездо аисты…
…От посещения базилики остались очень сильные эмоции. Абсолютно не было ощущения разрушенного места. Было чувство, что она была такой всегда — украшенной цветами, открытой небу… Чувство того, что базилика жива.
БАЗИЛИКА СВ. ИОАННА В СЕЛЬЧУКЕ (ЭФЕС)

Tags: Иоанн Богослов, Турция, Эфес