Икона успение

Равно как многие святые люди Дева Мария знала заранее о собственной кончине. За три дня до этого ей явился архангел Гавриил, тот самый, который когда-то принес благую весть, и сказал Богородице о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.

Икона Успение Пресвятой Богородицы рассказывает именно об этом событии и описывает не его всесторонне, предлагая зрителям возможность увидеть не только мир явный, но и скрытые детали.

Содержание и композиция иконы

Хотя по содержанию разные варианты могут немного отличаться, есть возможность привести описание самых основных элементов данного святого образа и объяснить значение и иконы в целом и некоторых составляющих изображение элементов.

Итак, по центру икона Успение всегда имеет Пречистую Деву, которая располагается на одре. Лицо с закрытыми глазами, выражение спокойное и безмятежное. Также чаще всего само тело изображается немного эфемерным, как бы слегка прозрачным и данный художественный прием намекает на Воскресение Богородицы, которое случилось на третий день после успения.

У изголовья располагаются апостолы, которых Богородица захотела видеть и которые волею Святого духа оказались там. Всегда присутствует Иоанн Богослов ведь именно ему Христос с креста сказал: «Се мать твоя», указав на Пречистую Деву. Также и своей матери он сказал: «Се сын твой».

Эти фразы имеют и практический и символический смысл. На практическом уровне Спаситель заповедовал им заботиться друг о друге и действительно Богородица в дальнейшем отправилась в Эфес, где проживала в доме родителей Иоанна Богослова. На уровне символическом таким образом Христос принял в собственную семью не только Иоанна, но и каждого человека в его лице, то есть даровал каждому возможность на спасение и обретение святости.

Помимо этого у одра изображаются Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, которые являются святителями. Они оставили письменные свидетельства об этом событии, поэтому практически каждая икона Успение Богородицы изображает этих людей со свитками.

Сверху и по центру располагается Христос, как правило, в синей сфере, которая символизирует Небесной Царство. В сфере располагаются херувимы, а сверху – огненный серафим. В руке Христос держит небольшого младенца с нимбом и этот символ указывает на душу Богоматери.

Спаситель появился для того, чтобы перенести душу Девы Марии в Царство Небесное.

Символическое изображение этого акта в свою очередь интересным образом перекликается с композицией иконы Божьей матери с младенцем.

Многих из тех, кто смотрит на икону, Успения Пресвятой Богородицы интересует значение двух фигур, которые часто изображаются под одром Пречистой Девы. Там изображается ангел с мечом и человек возносящий руки в позе наподобие молитвенной. На самом деле этот символ более чем интересен, он сочетает в себе описание событий мира земного и небесного.

Один из иудейских священников, который участвовал в обряде погребения, хотел перевернуть одр Богородицы, но явился ангел с мечом, который отсек тому руки. После этого священник впал в ужас и устыдился себя и ангел исцелил его. Тогда священник присоединился к похоронной процессии и уверовал.

Тем не менее, этот сюжет не всегда фиксируется, к примеру икона Успение Богородицы Феофана Грека написана в так называемом сжатом варианте. Композиция включает в себя только основные фигуры, главный акцент сделан на Христе и Богоматери.

Таково краткое описание иконы Успения Пресвятой Богородицы и трактовка основных символов и фигур на изображении. Теперь следует понять, как использовать данную икону для молитвы и созерцания.

О чем молятся перед иконой Успения Пресвятой Богородицы

Согласно православной традиции, Пречистая Дева сумела достигнуть на земле высшего предела святости. В апокрифических свидетельствах осталось немало упоминаний о чудесах связанных с ней, но, главное, об огромной вере, которой она обладала. Теперь Царица Небесная молится о каждом на Небесах и помогает людям на земле, ходатайствуя за каждого от грешника до подвижника.

Именно поэтому следует молиться перед иконой Успение Пресвятой Богородицы по разным поводам, верующий сразу поймет в чем помогает такая молитва, а остальные смогут в свою очередь укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы»

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, /Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, /и всеславное славим /Успение Твое.

Успение Богородицы

…в сжатые персты в последний раз архангел старый влагает белые цветы…, — Александр Блок «Успение».
Икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, — около 1425 года, — мастерская Андрея Рублева, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы.
В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, отмечается 15 (28) августа и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.
На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь (по версии сайта Успение, — иконописец изобразил непорочную душу Пресвятой Богородицы).
Иисус Христос окружен сферой синего цвета. Этот цвет в иконографии обозначает Царствие Небесное, в котором нет смерти, а жизнь бесконечна.
Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
Еще одна икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, — около 1425 года, — мастерская Андрея Рублева, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Около 1497 года, — из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Около 1497 года, — из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Около 1497 года, — из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Икона «Успение Богоматери» происходит из церкви Успения, построенной, предположительно, при основателе монастыря, преподобном Кирилле в первой четверти XV века. В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении серо-голубой «славы» и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе спеленатого младенца. По сторонам ложа стоят апостолы и святители — Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский и Тимофей Эфесский, по преданию, присутствовавшие при Успении, а также женская фигура в красном облачении — одна из «жен иерусалимских», оплакивающих кончину Богородицы. Перед ложем Богоматери изображена горящая свеча. Об Успении Богоматери сообщается в целом ряде апокрифических произведений: «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слове Иоанна архиепископа Солунского» и других. По преданию, за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Богородице Ее кончину. К одру Богоматери собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных землях, святители и иерусалимские жены, после чего сам Иисус Христос с небесными силами явился, чтобы забрать пречистую душу Своей Матери. Иконография Успения сложилась в искусстве Византии в X-XI веках и существовала в двух основных вариантах — полном, — с апостолами, летящими на облаках, — и в кратком, к которому относится публикуемая икона.
Конец XV века, — из Успенского собора в Дмитрове Московской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Успение Богоматери со сценами жития, — 1580е-1590е годы, — Поочье. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Успение Пресвятой Богородицы. Икона местная, сложного перевода (Успение «облачное») с изображением Афония, которому ангел отсекает руку. В облаках свв. апостолы, сходящиеся к Успению Пресвятой Богородицы.
Свет иконы зеленоватый. Икона Псковских писем, XVI века. Размер: 25×17 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Крайнего низа иконы коснулась реставрация. Из собрания И. С. Остроумова, Москва. Скан из книги, — «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».
Успение Богородицы, — начало XVII века. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.
Успение Богородицы, — середина XVII века, — Ярославль? Музей русской иконы.
Успение Богородицы со сказанием об Успении, — последняя четверть XVII века, из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Успение Богородицы со сказанием об Успении, — 1694 год, Кирилл Иванов Уланов, — из церкви Покрова в Филях в Москве. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Успение. Русский Север. Конец XVII века — начало XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
Москва, — мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, — конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Успение. Поволжье. Последняя четверть XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».
Успение Богоматери, — конец XVIII века, — Ярославль. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Успение Богоматери, — середина XVIII века, — Костромские земли. Музей русской иконы.
Успение, — XIX век. Икона сфотографирована в экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».
Успение Богоматери, — 1840-е годы, — Невьянск. Музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».
Успение Богоматери, — последняя четверть XIX века, старообрядческое письмо в стиле псковской живописи XVI века. Музей русской иконы.
Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
Успение, — XIX век, — из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».
Успение Богоматери, — конец XIX века, — Москва. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».
Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет

Иконография праздника Успения Пресвятой Богородицы не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией.

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх — мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.

Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.

Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти.

На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д.

Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной.

Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели — творцы богослужебных текстов, наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.

Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κοίμησις» — означает «сонное состояние». Смерть христианина — это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.

Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.

Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо богослужебные тексты.

Икона. Ок.1200. Новгород

Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея.

Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфония – иудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел.

В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.

И вот эти вот лаконизм и простота часто ставят в тупик искусствоведов, посвятивших себя изучению православной иконографии. В порыве страсти эти неутомимые исследователи и искатели потаенных смыслов и глубинных пластов начинают искать в иконе некое дополнительное содержание, которое, очевидно, скрыто от профанов.

С усердием археолога искусствоведы начинают собирать некие мелкие детали и складывать из них картину, которую, казалось бы, с первого взгляда и не разглядеть. И так порой далеко заходят в своих изысканиях, что раскрытый ими «новый смысл» начинает затмевать смысл истинный. И как-то хочется тихонько взять за рукав энтузиастов-копателей и шепнуть: «Стойте, господа, куда же вы? Не потеряли ли вы основной смысл за поиском «глубинного?»

Так, например, в последние время приходится читать, что в иконе Успения присутствует литургический смысл. Конечно, Евхаристия, крестная жертва Христа является центром христианского сознания. И это, бесспорно, имеет отражение и в иконографии. Но, тем не менее, это не значит, что любая икона должна непременно говорить о Литургии.

Вот, у одного известного искусствоведа можно прочесть следующее: «В средневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядно уподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являл собой образ архиерея за трапезой.

Изображение апостола Петра, кадящего перед ложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Марии, — священнику, целующему престол».

В подтверждение этого утверждения, высказанного, к слову, довольно категорично, автор приводит многочисленные цитаты из богослужебных текстов, забывая контекст святоотеческих слов, посвященных Успению Богородицы. Или употребляет такой аргумент: «На литургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывало изображение пар гимнографов — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы в Бачкове справа и слева от этой композиции под арками, а впоследствии и в росписях XIV в».

Но ведь и Иоанн Дамаскин, и Косма Маюмский — гимнографы, авторы церковных текстов, в том числе имеющих отношение и к празднованию Успения Пресвятой Богородицы: первый написал три похвальных слова, посвященных этому празднику, а второй является автором канона праздника. Т.е. их нахождение рядом с образом Успения обоснованно именно их связью с этим празднованием, но никак не может «прямо указывать» на «литургический» характер.

Но положим, мы приняли точку зрения уважаемого искусствоведа, увлекшись авторской эрудицией и сраженные красотами византийской поэзии. Пусть смертное ложе Богоматери – это Престол, пусть Христос — это служащий архиерей, а апостолы – сослужащие с ним и готовящиеся причаститься «под двумя видами», т.е. отдельно Крови и Тела. Но зададимся простым вопросом: чью именно плоть и кровь апостолы должны потребить за данной «литургией», если на «престоле» лежат не Святые Дары, но тело Богоматери?

Здесь уже точно стоило бы остановиться и задуматься, а не слишком ли «глубоко», да и в нужном ли направлении мы копаем? Сейчас, конечно, не то время, когда малейшее недопонимание или непривычная трактовка могли вызвать ожесточенные споры и обвинения в ереси. Но все-таки, при очередной попытке изъяснить православную икону, стоило бы, наверное, проявлять большую ответственность. Это ведь в конце концов не сочинение на тему «что хотел сказать автор».

А между тем, желание досочинять, дофантазировать, «расширить» и «углубить» смысл иконы, по всей видимости, неистребимо. И сколько сил, таланта, эрудиции тратится на это желание. Печатаются книги, пишутся диссертации — и все мимо. Подлинный чистый неискаженный смысл иконы смещается на обочину или подменяется какой-то эзотерикой. И к слову об эзотерике. Наверное, не случайно помимо искусствоведов выискивать тайные смыслы в христианском искусстве очень любят всяческие оккультисты и адепты сомнительных духовных практик.

И все же, так хотелось бы, чтобы икона Успения оставалась иконой Успения, которое мы ныне празднуем.

Успение Пресвятой Богородицы в иконографии

Успение Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых двунадесятых православных праздников. Празднуется он 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю.
В различных источниках история переселения Девы Марии в небесную обитель описана широко и подробно. В настоящей публикации мы лишь кратко вспомним о последних днях Богоматери на земле и о событиях, произошедших во время погребения и вскоре после него. Эти сведения важны для объяснения иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сюжет является одним из излюбленных на русских и византийских иконах, изображается в стенописи храмов, часто встречается на фресках внешних стен церквей.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска наружной северной закомары Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Успение Пресвятой Богородицы. фреска на треугольном фронтоне северного крыльца Успенской церкви Новодевичьего монастыря

Сосредоточимся на тех моментах, которые принято изображать в иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Напомним, что далеко не все персонажи Успения являются каноническими и обязательно включаются в живописную композицию. Например, часто на фресках и иконах отсутствуют изображения летящих на облаках апостолов и иудейского священника Афония. Чтобы было понятно насколько та или иная композиция подробна или, наоборот, схематична, обратимся к книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”, вышедшей в 1911-м году и составленной Софьей Ивановной Снессоревой.

За несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы

Последние дни своей земной жизни Дева Мария пребывала на Сионской горе в доме Иоанна Богослова. Часто Пречистая Богородица посещала Голгофу и Елеонскую гору – места, связанные с последними днями Её Божественного Сына. Не переставала Она молиться о скорейшем переселении на небо. Однажды на Елеонской горе Богородицу посетил архангел Гавриил и известил, что через три дня душа её покинет сей мир. Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь от финикового дерева и молвил, что эту ветвь должны нести перед гробом её в день погребения.

Пречистая молила архангела Гавриила о том, чтобы избавили её от вида адских страшилищ, о том, чтобы сам Господь принял душу её. Также просила она о том, чтобы перед кончиной повидалась Она с апостолами, которые в то время проповедовали Евангелие во всех концах света.

Возвратясь домой, она рассказала Иоанну Богослову о завершении земного пути и сделала необходимые распоряжения. Похоронить себя Дева Мария завещала между Иерусалимом и Елеонской горой в Иосафатовой долине, где покоились супруг её, Иосиф Обручник и родители – благочестивые Иоаким и Анна.

Когда Богородица беседовала с Иоанном Богословом и Иаковом, сыном Иосифа Обручника, вдруг послышался шум бури и все увидели, как светлые облака окружили дом. Эти облака принесли апостолов из разных концов света, чтобы они смогли проститься с Девой Марией и получить от неё благословение.
Явление апостолов на облаках в большинстве случаев помещают в композицию Успения.

Успение Пресвятой Богородицы. Последние минуты

На третий день после получения известия об успении, в третий час пополудни в доме горело множество свечей. Богородица возлежала на ложе и молилась о кончине своей. Внезапно дом осветился светом Божественной славы и явился Царь славы, Христос, в сопровождении небесных сил. Дева Мария приподнялась с одра, увидев Сына и Бога Своего и услышала: “Прииде, ближняя Моя, прииде, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни”. Пречистая Богородица повторила молитву: “Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной”. Она возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего.
Изображение Иисуса Христа и души Богоматери в виде младенца всегда присутствует в иконографической традиции Успения.

Торжественно на глазах апостолов несена была душа Приснодевы в небесные обители руками Господа в сопровождении небесных сил.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы. Проводы

Весть об успении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по Иерусалиму. Начальники иудейские хотели помешать столь многолюдной и торжественной процессии, но сила Божия воспрепятствовала злодеянию. Гонители были ослеплены. Но один из преследователей гроба Богородицы, иудейский священник Афоний особенно неистовствовал. Он потянулся к гробу и хотел сбросить тело Пречистой наземь.
На иконе “Успение Пресвятой Богородицы” второй половины XV века из собрания Успенского собора Московского Кремля в центре нижнего регистра композиции видим фигуру в красном плаще – это Афоний.

Успение Пресвятой Богородицы.
Икона Успенского собора Московского Кремля.
Москва, около 1479. Фото с сайта
https://assumption-cathedral.kreml.ru/icons/view/mestnyy-ryad-glavnogo-ikonostasa-uspenskogo-sobora/

Но едва руки святотатца коснулись одра, как ангел Господень отсёк их. Конечности повисли на ложе, а Афоний упал на землю. Наказание вразумило Афония, он взмолился и воззвал к святым апостолам о помиловании. Апостол Пётр остановил процессию и сказал, что сами помиловать его не могут. Но может Иисус Христос, если уверовать в него. Афоний искренне уверовал в Христа и просил Господа об исцелении. Апостол Пётр велел приложить остатки рук к обрубкам, висевшим на одре. Афоний подчинился и руки здесь срослись, оставив лишь небольшой след в память о кощунстве.

Желающих проститься с Богоматерью было великое множество.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска на северной стене Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Только к вечеру смогли апостолы смогли положить гроб в пещеру и привалить вход камнем.

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Эту икону в собрании ГТГ называют “Облачное Успение”. Краски на иконе чистые, почти спектральные. Композиция призвана показать, что путь непорочной души Божией Матери на небо – это идеальный прообраз пути души любого человека, который, минуя мытарства, возносится к Божьему престолу.
На иконе видно, что глаза Богородицы открыты. Таким образом подчёркнуто, что Дева Мария находится отнюдь не на смертном одре. Её ожидает чудесное Успение.

Богоматерь – царица небесная. Об этом говорят Её красные туфли. Они изображены дважды – на ногах Богородицы и на коврике рядом с её ложем. Напомним, что красная обувь – атрибут византийских императоров.

Обратим внимание на очень важный композиционный приём. Между верхней и нижней группами апостолов и святителей есть расстояние, которое образует рукава креста. Крест НЕ изображён, а показан композиционно золотым фоном и явно прочитывается в иконе. Это делает энергию вознесения души Божией Матери ещё более уверенной.

Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Икона из собрания ГТГ приписывается блестящему иконописцу второй половины XV столетия Феофану Греку. Хотя сомнения на предмет авторства остаются. Праздник “Успение Пресвятой Богородицы” изображён на обратной стороне иконы Богоматерь Донская.
Композиция этой иконы гораздо более лаконична, чем показано в образе “Облачного Успения”. Она даже более кратка, чем принято в иконографической традиции. Здесь нет фигур апостолов, прилетевших на облаках. Лики персонажей скорее можно назвать лицами, искажёнными горем.
Один из важнейших композиционных моментов в иконе – вертикальная ось. Она подчёрнута длинной горящей свечой. Ось Вознесения подчёркивает фигура Христа, одетая в золотые сияющие одежды, которые доминируют и создают могучую вертикаль, подобную столпу света.

Воскресение Богородицы

Завершим историю успения Пресвятой Богородицы. Что же случилось после погребения Её?
Открыть воскресение Пресвятой Богородицы было даровано апостолу Фоме. По промыслу Божиему он не был в числе апостолов, принесённых на облаках, а прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Её тела. Апостол Фома скорбел о том, что не попрощался с Пречистой Девой. Тогда святые апостолы решили отвалить камень от пещеры, чтобы Фома облобызал тело Богоматери и утешился тем. Но войдя в пещеру увидели они только благоухающие погребальные пелены, лежащие во гробе.
За вечерней трапезой явилась апостолам Пресвятая Богородица в воздушном пространстве, окружённая небесными силами. Она молвила им: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”. Таким образом уверились святые апостолы и передали всей церкви свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена на третий день по успению и взята с телом на небо.

Продолжение в публикации “Положение ризы Пресвятой Богородицы”.

“Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составитель – София Снессорева, 2013.
Впервые книга была опубликована в 1911-м году.

Лекция Е.Г.Серебряковой о собрании икон в коллекции ГТГ.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи всем обратившимся. Икона «Успения Пресвятой Богородицы» не является исключением, и особо почитается среди христиан.

Успение, или переход Богородицы из мира живых к нашему Господу и своему сыну, описано в Библии. Согласно преданиям, Дева Мария неустанно молила Господа об окончании своей земной жизни. Во время одной из молитв ее посетил архангел Гавриил и сообщил, что ее земная жизнь закончена и через три дня она обретет покой.

История иконы

Неустанные молитвы Богородицы возвеличили ее. Ее святость и искренняя забота обо всех живущих на земле помогли ей вознестись в Божье Царство и остаться покровительницей людей, утешительницей их печалей и опорой в трудные минуты жизни. В час ее успения дом был озарен божественным светом, озиравшим смертный одр Богородицы. В этом свете за Богоматерью явился сам Иисус, окруженный поющими ангелами.

Окончание земной жизни Богоматери называют успением потому, что ее смерть не была обычной. Душа Девы Марии вознеслась подобно Иисусу в Царствие Небесное, и ее дух по-прежнему взирает на род людской со смирением и желанием помочь.

Где находится образ Богородицы

Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.

На иконе изображено успение (смерть) Богоматери. Она располагается на смертном одре и окружена скорбящими апостолами. В верхней части иконы мы видим Иисуса, который держит на руках душу своей Матери, и окружен ликующими ангелами. Они возвещают переход Богоматери от земной жизни к бессмертной.

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы перед образом вселяют в верующих уверенность, искореняют страх перед окончанием земной жизни. Каждый православный обращается с молитвами к образу, чтобы в конце пути обрести вечную жизнь и попасть в Царствие Небесное. Вознесение молитв помогает исцелить душу и тело от всевозможных недугов и болезней, укрепиться в истинной православной вере, обрести твердую опору под ногами и не поддаваться всевозможным искушениям.

Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».

Дни празднования

Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост. Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива. В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.

Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и