Икона Петра и Февронии

О чем молиться Петру и Февронии и чему помогают их мощи

С самых давних времен горячо любящие друг друга супруги считались покровителями семьи и домашнего очага. А потому, прежде всего, обращаются к благоверным с просьбами о том, чтобы любовь длилась до гробовой доски. Супруги также просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также святым молятся о том, чтобы супруг оставался верными в любви, и в дружбе.

Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении. Праведников просят подсказать, где найти того самого единственного или единственную, с которой суждено прожить долгие счастливые годы. Можно и нужно молиться и о благополучном зачатии здорового малыша — хотя у святых супругов детей не было, они всегда с большим теплом и добротой относились к чужим малышам.

Поскольку сама история княжеской четы муромской связана с чудесным исцелением, то перед иконкой часто молятся и об избавлении от самых страшных, безнадежных хворей. Феврония, будучи при жизни великой целительницей, неизменно помогает всем, кто просит от всего сердца, полного горячей веры в силы Господа и угодников его.

Наконец, обращаясь к Петру, люди нередко возносят молитвы об обретении силы духа, мужественности и отваге, а также о защите от зла и несправедливости. Ведь именно такие качества были присущи при жизни праведному князю, сумевшему побороть огромного злобного змия.

Петр и Феврония: чудеса наших времен

Долгожданная беременность

Даниил и Анна несколько лет прожили в тщетных попытках зачать малыша. Искренне любящие друг друга супруги старались не падать духом, однако количество посещенных врачей и пройденных обследований все росло, а малыш никак не хотел появляться.

Тогда, решив, что больше им надеяться не на что и не на кого, они поехали в Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы в его храме поклониться мощам благоверных князей и попросить о самом заветном и долгожданном желании. Решили запланировать поездку на 8 июля, день Петра и Февронии. Сделали все, как решили. И с большой надеждой на то, что молитвы их были услышаны, вернулись домой.

Через месяц Анна узнала о том, что беременна. И спустя 9 месяцев счастливая семья праздновала рождение ребеночка.

Вторая молодость

В клуб им. Петра и Февронии, открытых при храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, достаточно долго ходила женщина лет 40. В манере ее поведения, во взгляде угадывалась страшная неуверенность в себе, стеснительность и какая-то забитость. Прихожанка хотя и приходила на чаепития Клуба, однако практически ни с кем не общалась. Чувствовалось, что эта уже не слишком молодая и не очень красивая женщина крайне сильно стеснялась своего положения незамужней.

Каково же было удивление членов клуба, когда через некоторое время они узнали в сияющей молодостью и счастьем миловидной прихожанке ту самую женщину. Оказалось, что ходила она в храм регулярно, прося у преподобных князей помощи в личной жизни, а после молебнов посещала и клуб, дабы вдохновиться рассказами других людей о чудесах святых. Именно благодаря крепкой вере и неустанным молитвам женщина встретила наконец-то чудесного любящего мужчину, и, как это и бывает обычно, расцвела.

Любви все возрасты покорны

В тот же клуб ходил и немолодой уже мужчина Василий. Также достаточно робкий, он не всегда чувствовал себя уютно в компании более молодых прихожан. Однако посещать храм, молясь Петру и Февронии, а также традиционные чаепития не переставал. Было видно, что, несмотря на года, душа у него была молодая, и он искренне верил, что все же найдет свое семейное счастье.

Спустя время прихожане храма заметили, что вместе с мужчиной на молебны стала ходить молодая беременная женщина, его супруга. До этого она также бывала в клубе Петра и Февронии, но всем ухаживающим за ней мужчинам отказывала во внимании. Люди были рады увидеть, что у доброго интеллигентного и глубоко верующего Василия наконец-то появилась достойная спутница жизни. По их поведению было видно, что супруги любят друг друга и счастливы от того, что скоро у них появится малыш.

По вере вашей да будет вам

В один из городов России в храм должны были привезти мощи святых Петра и Февронии. Одна из прихожанок, Наталья, рассказала об этом событии на работе и посоветовала всем незамужним, а также просто ищущим любви обязательно сходить в церковь и приложиться к раке.

Однако из всех многочисленных свободных от семейных уз сотрудниц поверили словам Натальи лишь две девушки. В назначенный день пришли к храму и, отстояв большую очередь, смогли подойти к мощам. Каждая попросила о своем, искренне веря на обретение женского счастья.

Уже вскоре коллектив с удивлением узнал, что обе девушки, до этого крайне невезучие в любви, практически одновременно нашли своих суженых — чудесных любящих молодых людей.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Тамаре Петровне было уже 38 лет. Все ранние попытки обрести семью с любимым и любящим человеком не удались, и женщина очень сильно боялась остаться одинокой на всю жизнь. Познакомившись с мужчиной, который был на пару лет ее старше, она решила, что это ее последний шанс выйти замуж. Правда, любви к жениху она не испытывала, а потому беспокоилась, что семейная жизнь все же не сложится.

Решив попросить помощи у Петра и Февронии, она сходила на акафист в Свято-Елисаветинский монастырь, помолилась святым. Вскоре после этого между ней и партнером произошла сильная ссора. Окончательно разочаровавшись в нем, Тамара поняла, что ей был послан знак свыше – свадьбе не бывать.

Разорвав отношения, она решила, что единственный выход — это посвятить себя монашеству. И собралась съездить в Свято-Елисаветинский монастырь (ведь именно его посещение стало знаковым для ее жизни), чтобы узнать, что для этого требуется. По дороге женщина попала в большую аварию. Случай был крайне удивительный, поскольку за долгие годы предельно осторожного вождения по всем правилам Тамара ни разу не попадала в ДТП. К счастью, сильно пострадали только машины, женщина и водитель второго авто чудесным образом остались абсолютно невредимы.

Приезд ГАИ и оформление ДТП заняло немало времени. Женщина завела беседу со вторым участником аварии. Оказалось, что это также очень верующий воцерковленный человек, который много знает о монастыре и монашеском постриге. Через несколько дней после происшествия мужчина позвонил Тамаре и предложил встретиться. Завязалось общение и дружба. А уже через 6 месяцев пара отмечала помолвку. Вскоре они поженились.

Спустя время женщина с удивлением узнала, что бывший партнер, за которого она так и не решилась выйти замуж, заядлый игрок и страшный пьяница. Тамара поняла, что тогда, несколько лет назад, именно Петр и Феврония помогли ей принять правильные решения — уйти от недостойного мужчины и найти того единственного и самого лучшего супруга.

Как доехать к мощам Петра и Февронии

Свято-Троицкий женский монастырь (в храме которого хранятся мощи святых) находится в городе Муром Владимирской области по адресу: площадь Крестьянина, д. 3А.

Из Москвы помимо автомобиля доехать до обители можно на поезде, отправляющемся с Казанского вокзала. Время в пути составляет 4-5 часов. Также можно воспользоваться электричкой, идущей до Владимира (чуть более 3 часов — обычная, 2,5 часа — экспресс). От Владимира далее до Мурома можно будет доехать на автобусе (около 2 часов в пути).

Также из столицы до Мурома (порядка 6 часов) и Владимира (ориентировочно 3,5 часа) регулярно отправляются с разных станций и вокзалов прямые автобусы. Ходит аналогичный транспорт в данном направлении и из Рязани, Нижнего Новгорода, Иваново, Коврова.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона святых Петра и Февронии — это образ в иночестве Давида и Ефросинии, которые являлись православными покровителями семьи. Их считают образцом совершенного христианского брака. Эта история о том, как князь полюбил девицу из народа с семьи дереволаза, что стало причиной гнева бояр. Ради любви Давид отрекся от княжеского престола ради любимой. Много испытаний приготовила им судьба, но со всеми испытаниями пара справлялась. Мужчина с женщиной приняли монашество и через время сподобились они в один день 25 июня 1228 года.

Значение иконы Петра и Февронии

Данный образ – это символ верности друг другу, преданной любви и что ради настоящей любви люди способны на жертву. История эта конца двенадцатого начало тринадцатого века. Именно за такие качества, как доброта преданность и мудрость, князь полюбил Февронию. Остается не известным то, были ли дети у пары или нет.

Чем помогает икона Петра и Февронии

У лика святых просят:

  • о том, чтобы появились детки в семье;
  • о счастливом браке и мира в семье;
  • о здоровье будущего чада во время беременности и после;
  • в поисках своей «половины»;
  • о благословении на брак и укреплению супружеских уз.

Многие рассказывают о результатах молитв: налаживаются семейные отношения, рождается долгожданный ребенок и др. Стоит только попросить у святых и они помогут Вам.

Молитва святым Петру и Февронии Муромским

«О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. Исходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь».

Икона святых Петра и Февронии Муромских

Лик их находится на ряду с другими великомучениками и святым. Существует День семьи, любви и верности, который празднуют восьмого июля. Этот праздник церковь отмечает в память о святых Муромских. Многие в этот день идут в церковь молиться к образам. При посещении монастыря женщинам стоит одеть длинную юбку и блузу, которая покроет плечи. Не забудьте про платок.

Где находится икона Петра и Февронии

Мощи святых находятся в Свято – Троицком монастыре: Владимирская обл, г.Муром, площадь Крестьянина, д.3/А. Очередь начинается за пределами стен храма, но женщин с детьми пускают с другой стороны. Здесь восьмого июля проходит литургия, которая начинается с шести утра. После того, как Вы были на службе, исповедались и причастились, необходимо подойти к мощам и попросить то, в чем Вы нуждаетесь.

Стоит искренне и сердечно просить все, что вам необходимо. Если вы просите любви, то стоит уточнить, что вам нужна счастливая семья, а не просто взаимная симпатия. Чудотворные святые отдают предпочтение семейным парам. Самая лучшая благодарность за их помощь на Ваши просьбы – это приехать и отблагодарить, при желании можно даже повенчаться в монастыре.

Просить о счастье можно не только о своем, но и о близких и дорогих вам людей. Помните об этом.

Чудотворная икона Петра и Февронии

История одной семьи, которой помогал образ ни одно поколение. «Бабушка собиралась выходить замуж и крестная перед свадьбой подарила лик святых. Бабушка молилась перед образом. Ночью приснился Петр, который сказал, чтобы бабушка не спешила выходить замуж, так как это не ее мужчина. Утром она рассказала сон жениху.

Он был председателем комсомольской ячейки. Его данный рассказ разгневал и он сказал, что она должна снять крестик и избавиться от всех икон находящихся в доме. Бабушка сделала свой выбор. Они расстались. Но в скором времени она встретила дедушку и они очень скоро поженились. Счастливы в браке иже более шестидесяти лет.

Моя мама не могла забеременеть. Врачи поставили диагноз бесплодие. Было решено ехать в Москву к мощам святых. Долго искали они их. День прошел очень быстро и безрезультатно. Устроиться в гостиницу родителям не удалось. На улице им свою помощь предложила старушка, которая сказала, что им будет по молитвам. Утром они попали в музей к святым мощам, помолились. Попав домой, они поняли, что мама уже в положении.

Своего мужа я встретила в свои двадцать лет. У нас двое замечательных деток. Перед браком нас благословили ликом святых. Через время мужа как подменили, очень изменился, стал грубым. Оказалось, что он встречается с замужней женщиной. Моя встреча с ней ничего не изменила, и было принято решение пойти в храм. Мы молились о сохранении семьи.

Бог услышал наши молитвы. Мужа той женщины направили в командировку, куда она тоже уехала. Мы с супругом простили друг друга и начали жизнь с чистого листа. Вот так чудотворный лик помогал нам».

Вторая молитва святым Петру и Февронии Муромским

«О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»

Где вешать дома икону Петра и Февронии

  • Образ можно не только вешать на стены, но и ставить на полки.
  • Рядом с ним не должно быть ничего лишнего – плакатов, фотографий, календарей.
  • Если Вы решили повесить образ святых на стену в углу, то там должно быть свободное пространство.
  • Если же Вы решили поставить на полку, то такое место украшают вышитыми полотенцами, живыми цветами в вазе.
  • Не многие знают, что не стоит ставить лики святых рядом с книгами, даже церковными, так как они являются ритуальной атрибутикой.

Храни Вас Господь!

В чем помогает молитва петра и февронии

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона святых Петра и Февронии — это образ в иночестве Давида и Ефросинии, которые являлись православными покровителями семьи. Их считают образцом совершенного христианского брака. Эта история о том, как князь полюбил девицу из народа с семьи дереволаза, что стало причиной гнева бояр. Ради любви Давид отрекся от княжеского престола ради любимой. Много испытаний приготовила им судьба, но со всеми испытаниями пара справлялась. Мужчина с женщиной приняли монашество и через время сподобились они в один день 25 июня 1228 года.

Значение иконы святых Петра и Февронии

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские

Икона святых благоверных кн. Петра и кн. Февронии

Они жили на Руси в 13 веке, но память о них не развеялась до наших дней, потому что славны они были своей справедливостью, доброй совестью, милосердием и благотворительностью, но не это главное. Народ чтит их до сих пор как пару, сохранившую святость семейного союза на всю жизнь, а от православной Церкви они получили особый чин святости – благоверные. Благая вера и верность – вот их подвиги. Благая – значит добрая, искренняя, твердая. Верность Богу и друг другу.

В чем помогают святые

Петр и Феврония считаются заступниками чистоты брачных союзов, помощниками супружеским парам в прохождении поприща семейной жизни, покровителями невест и женихов. Возможность этого молитвенного заступничества снискали они у Бога святостью своей жизни. Предание об их благочестивой жизни переходило из уст в уста, а потом было записано монахом-летописцем Ермолаем Еразмом.

Мудрая Феврония вылечила своего жениха князя Петра и стала княгиней, твердо веровала Богу, не боясь людских наветов, не отвечая на оскорбления, а наоборот, по Евангелию: «… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф. 5:4), — была добра и милостива ко всем людям.

А Петр, устояв в искушении властью – помните, как показывал дьявол все царства мира — «…все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:9), предпочел сохранить на себе брачный венец, отказавшись от венца княжеского ради своей супруги.

Иконы святых Петра и Февронии и их значение

Самые ранние известные иконы святых благоверных Петра и Февронии – это иконы второй половины XVI века, когда широко стала известна история их жизни, описанная Ермолаем, и ставшая популярной далеко за пределами Мурома. Первые иконы были житийными – рассказ о жизни святых в картинах (клеймах). Рассматривая клейма, и неграмотному можно было «прочесть» житие.

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

Традиционная (каноническая) иконография благоверных Петра и Февронии Муромских:

  • Фронтальные фигуры святых в рост, либо повернутые к зрителю на три четверти. Облачения на них либо княжеские, либо монашеские.
  • Иногда святых изображали с молитвенно простертыми руками – одна рука друг к другу, другая – вверх. Символ верности друг другу и Богу.
  • Между фигурами, бывает, размещается изображение храма, как символа созидания и укрепления святыми веры.
  • Может быть изображение со свитками в руках и надписью из жития — «наказанбыстьв добре исповедании и целомудрии праведно власть свою правя».
  • Есть каноническая икона святых, стоящих в ладье – такое написание взято с одного из клейм первоначальных древних икон.

Примеры икон древнего письма:

  • Было принято изображать святых в группах, была также традиция двухсторонних икон. Так, например, писана икона с Панкратием Тавроменийским, Петром и Февронией Муромскими – двусторонняя, имеющая с обратной стороны изображение святых Константина и Елены (XVI в., Вел.Новгород, хранится в государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике в Новгороде).
  • Или групповая икона вместе с князем Константином Муромским с его чадами Михаилом и Феодором и Иулианией Лазаревской, с Петром и Февронией, в обрамлении их житийных клейм (XVII в.).

Икона Муромских святых князя Константина со чадами Михаилом и Феодором, Петра и Февронии и Иулиании Лазаревской с житием Петра и Февронии. XVII в.

  • Древнего письма парная (на двух досках) – на одной Петр, на другой Феврония, икона конца XVI в. хранится в московском Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Двойная икона святых Петра и Февронии, музей им. Андрея Рублева.

Новые списки икон и новая иконография стали появляться после установления в 2008г. всероссийского праздника Дня семьи, любви и верности в день памяти святых – 8 июля.

Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева.

Особенно стали распространяться неканонические изображения святых после выхода художественной серии питерского художника А.Е. Простева, посвященной жизни святой благоверной пары. Его изображения в иконном стиле, но не вполне традиционные, более эмоциональные, Петр и Феврония изображаются склонившимися друг к другу, почти в объятиях, с голубем, с фигурой Ангела и т.д. Эти картины стали популярны и, хотя такие картинки не являются иконами, некоторые используют их дома для молитв.

Серия А.Е. Простева даже оказала влияние на канон письма – некоторые иконописные мастерские ввели в икону более мягкие линии, появились иконы, на которых поясные фигуры святых расположены едино со склоненными друг к другу головами, а Феврония держит голубя – символ мира, семейного счастья и Господнего благословения.

Где находятся мощи святых и иконы с частицами мощей

Особо почитаемые иконы – это иконы с частицей мощей святых, такие иконы есть на многих счастливых приходах, например в храмах:

  • или в далеком храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Федосеевка, в Старооскольском районе Белгородская области.

Главная святыня – мощи благоверных Муромских князей Петра и Февронии почивают в Свято-Троицком женском монастыре (г.Муром Владимирской обл., пл.Крестьянина, 3-а).

О чем молятся пред этой иконой

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Молитва святым Петру и Февронии перед их иконой поможет:

  • пройти сквозь жизненные невзгоды и испытания, сохранив семью;
  • сохранить любовь и согласие между супругами;
  • поможет в хранении благочестия и святых брачных обетов;
  • привлечет благословение на детей, даст помощь в исцелении от болезней;
  • молодым по их молитвам и вере поможет обрести вторую половинку и создать семью;
  • зачать в браке здоровых детей и воспитать их в христианской вере.

Примеры помощи, по молитвам к этим святым

Протоиерей Святослав Зулин, настоятель храма прмц. Елисаветы г.Томска рассказывает: «Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка.

Так сестры обители (Свято-Троицкого монастыря г.Мурома) рассказывают, что у супруги одного из спонсоров, помогавших восстанавливать монастырь, по молитвам святых, родилась дочь. Супруге в это время было 42 года, и детей у нее не было, не смотря на то, что в браке они состояли с мужем уже более 10 лет.

Многие супружеские пары у святых мощей утверждались в мысли, что необходимо венчаться. Долго не складывались у одной женщины отношения с мужем, дело шло к разводу, но молитвами святых Петра и Февронии в семье все наладилось. Матушка одного московского батюшки рассказывала, что она молилась у святых мощей о даровании благочестивого супруга, и Господь устроил ее жизнь…».

Икону святых благоверных князей Петра и Февронии можно встретить сейчас в каждом храме, и неважно, будет это старинный образ, или совсем новый, современного письма, главное – с какой верой будет совершаться наша молитва. Святые Петр и Феврония соединили свои сердца, обретя вечную Любовь, которая никогда не перестает, пусть и наши сердца освящает молитва к ним.

Ирина Нечаева

Молитва, которую читают пред иконой святых

О вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею святою спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Петра и Февронии

Петр и Феврония (в иночестве Давид и Ефросиния) — Святые покровители брака и семьи. История о том, как князь женился на девушке простого происхождения, дочери древолаза, вопреки воле бояр стала известна нам по «Повести о Петре и Февронии», написанной в VI веке.

Пройдя через нелегкие испытания, семья Петра и Февронии стала образцом благочестивого супружества. Прожив всю жизнь в преданности и верности друг другу, Петр и Феврония на склоне лет приняли монашество. Предание гласит, что умерли они в один день и, несмотря на то, что их пытались похоронить отдельно, тела их чудесным образом оказались в одном гробу. Останки святых находятся в Свято-Троицком монастыре г. Мурома.

Существуют разные иконографические изображения Святых Петра и Февронии, неизменно лишь то, что они всегда представлены вдвоем. Существуют иконы Петра и Февронии, где Святые изображены уже в монашеском облачении. Самые ранние иконы Петра и Февронии относятся к VI веку и являются «житийными», они рассказывают о различных событиях из жизни Святых.

В канонической иконографии благоверных Петра и Февронию часто изображают с молитвенно простертыми руками, на некоторых иконах также изображен храм.

После установления в 2008 году празднования Дня семьи, любви и верности в честь св. благоверных Петра и Февронии, появилось большое количество новых списков и новая иконография.

Икону Петра и Февронии рекомендуется иметь и дома, это хороший подарок молодоженам, чтобы они могли молиться Святым в домашней молитве.

В чем помогает Икона Петра и Февронии

Перед иконой Петра и Февронии молятся

  • о крепком супружеском союзе;
  • о любви и взаимопонимании с супругом;
  • о воспитании детей;
  • о здоровье и благополучии близких;
  • о решении семейных проблем и неурядиц;
  • о благочестивом супруге.

Традиционно к помощи Святых прибегают люди, которые ищут свою «половину».

Молитвы образу Петра и Февронии

«Святые супруги праведные, Петр и Феврония благочестивые, молящие за каждого страждущего да в помощи Господней нуждающегося! Отведите от дома моего горести, раздор да склоки, сохраните брак мой, Господом благословенный, присно и вовеки веков. Как вы в мире да согласии жили, так и я с супругом хочу жить, Отцу нашему служить, наставления Его выполнять, Царствие Его познать. На милость вашу уповаю всем сердцем да на молитвы ваши о семье моей Господу Всевышнему. Не покиньте нас, супругов (имена), в печали, не оставляйте в радости. Благословите на жизнь семейную праведную да Господу Богу угодную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

«О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!

К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш.

Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки. Аминь».

Святые Пётр и Феврония Муромские (житие, изображения, памятники)

Феврония. Художник — Ольга из Орла (liveinternet.ru/users/3067793)

Девушка передала через княжеского слугу мазь, которой Пётр должен был помазать всё тело, только один струп оставить нетронутым. Князь так и сделал и исцелился, но не стал брать Февронию, которую он даже не видел, в жены, из-за её низкого происхождения. Пётр послал Февронии богатые дары, которые она не приняла.

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары, которые она не принимает. Фрагмент иконы 17 века

Вскоре тело князя опять покрылось струпьями и он вернулся к Февронии. Она по-прежнему попросила, чтобы после исцеления князь взял её в жены. Выздоровев от мази, приготовленной Февронией, князь взял девушку в жены.

Пётр и Феврония. Художник — Ольга из Орла (liveinternet.ru/users/3067793)

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Вскоре старший брат Петра умер и Пётр стал княжить в Муроме. Бояре были недовольны, что над их женами властвует дочь древолаза. Они донесли князю, что Феврония, как беднячка, собирает крошки со стола. Пётр же знал, что хлебные крошки в руке Февронии превращаются в ладан и фимиам. Бояре не могли успокоиться и потребовали, чтобы Феврония уехала из города. Феврония согласилась уехать лишь с мужем. Тогда Пётр и Феврония сели в корабли и поплыли по Оке. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот посмотрел на Февронию с вожделением. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.
После отъезда князя в Муроме началась борьба за власть и много человек погибло. Жители города стали просить Петра и Февронию вернуться на княжение. Князь с княгиней вернулись в Муром.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Художник Ирина Львова

Когда Пётр и Ферония почувствовали приближение смерти, то приняли монашество и молили Бога о том, чтобы умереть в один день. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку. Назван был в иноческом чину князь Петр Давидом, а Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Иноческий постриг Петра и Февронии. Фрагмент иконы 17 века

Феврония вышивала покров на церковные сосуды со Святыми Дарами. Когда Пётр почувствовал, что скоро умрет, он попросил передать Февронии: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она попросила его подождать, пока она дошьет покров. Второй раз Пётр послал к ней и снова она попросила его подождать. В третий раз послал к ней Пётр. Тогда Феврония, не окончив работу, попросила передать Петру, что умирает вместе с ним. Пётр и Феврония умерли 25 июня (8 июля по новому стилю, в этот день чтится память Петра и Февронии и отмечается День семьи, любви и верности).

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония в монастыре. Фрагмент иконы 17 века

Смерть Петра и Февронии. Фрагмент иконы 17 века

После смерти их не стали хоронить в одном гробе, т.к. они были иноки. Их положили в разных гробах. Общий гроб, который перед смертью приказали сделать Пётр и Феврония, остался пустым. Но на другой день утром люди увидели, что тела Петра и Февронии чудесным образом лежат в общем гробе, а отдельные гробы пусты. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу. Тогда люди поняли: Богу угодно, чтобы Пётр и Феврония не разлучались и после смерти.

Обретение тел Петра и Февронии в едином гробе. Фрагмент иконы 17 века

Памятник Петру и Февронии в Архангельске

Памятник Петру и Февронии в Абакане

Памятник Петру и Февронии в Ейске

Памятник Петру и Февронии в Омске

Памятник Петру и Февронии в Муроме

Из западноевропейских легенд о великой любви частично перекликается с историей о Петре и Февронии история Тристана и Изольды. Феврония исцелила Петра, а Изольда исцелила Тристана. В обеих историях возлюбленные умерли в один день и не разлучились даже после смерти: Тристан и Изольда были похоронены недалеко друг от друга, из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст и, перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Если тела Петра и Февронии трижды безуспешно пытались положить в разные могилы, то и куст между могилами Тристана и Изольды трижды срубали, однако он каждый раз вырастал вновь.

Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах

Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» написана известным духовным писателем середины XVI века священником Ермолаем (в монашестве Еразм). Почти сразу же она становится любимым чтением русского народа и распространяется в огромном количестве списков. До нашего времени их сохранилось около 350. Многие из этих списков украшались миниатюрами, а вскоре появились и житийные иконы местно прославленных Муромских святых Петра и Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии. Мы предлагаем вам прочитать эту повесть по клеймам одной из икон XVII века. Причем первое, заглавное клеймо иконы начинает и заканчивает собою повествование. Изображения (к сожалению, с некоторыми утратами) сопровождаются переводом, максимально приближенным к авторскому тексту.

Икона Муромских святых князя Константина со чадами Михаилом и Феодором, Петра и Февронии и Иулиании Лазаревской с житием Петра и Февронии. XVII в.

Град Муром. Повесть о князе Павле, и о том, как змей летал к его жене, представляясь окружающим в виде ее мужа, и о праведных Петре и Февронии

Клеймо 1 Есть в Русской земле город, называемый Муром.

Князь Павел на престоле, ему предстоят бояре и горожане. Змей, принимая обличье князя, прилетает к его супруге. Княгиня рассказывает мужу о своей беде

Клеймо 1. Фрагмент. В нем самодержствовал благоверный князь именем Павел. Искони ненавидящий добро в роде человеческом дьявол велел неприязненному змею летать к жене князя того на блуд. И являлся он ей своим наваждением в своем естественном облике, приходящим же людям казалось, будто это сам князь сидит с женой своей. В таковом наваждении немало времени прошло. Жена же этого не таила и рассказала князю, мужу своему, о всем приключившимся с ней. Змей же зловредный насилие творил над нею.

Княгиня открывается мужу — князю Павлу. Он советует ей выведать у змея тайну его смерти

Клеймо 1. Фрагмент. Князь думал, что ему сделать со змеем, и не мог придумать. И сказал жене: «Думаю, жена, и недоумеваю, что мне сделать со злыднем тем? Не ведаю, какой бы смерти предать его. Когда он будет говорить с тобой, то исхитрись спросить об этом: знает ли этот злодей духом своим, что ему смертью угрожает? Если что узнаешь и нам поведаешь, то освободишься не только в нынешнем веке от злого его дыхания, и шипения, и гнусности, о чем мерзко и говорить, но и в будущей жизни нелицемерного судью Христа умилостивишь». Жена же слова мужа своего в сердце накрепко запечатлела и решила: «Хорошо, так и будет».

Княгиня выведывает у змея тайну его смерти и сообщает об этом мужу

Клеймо 2. Однажды, когда пришел к ней зловредный змей, она, хорошо помня запечатленные в сердце слова, обращается с лестью к злодею тому, говорит ему сладкие речи и наконец с почтением спрашивает, восхваляя его: «Многое ты знаешь, а знаешь ли о кончине своей: какова она будет и от чего?» Он же, неприязненный прельститель, прельщенный ласковой лестью верной жены, не задумываясь, тайну ей изрекает, говоря: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча». Жена же, услышав такие речи, в сердце все твердо сохранила и по отшествии неприязненного поведала князю, мужу своему, о том, что сказал ей змей. Князь же, услышав это, недоумевал, что это за смерть «от Петрова плеча и от Агрикова меча»?

Князь Павел призывает к себе своего брата Петра и рассказывает ему о тайне змеевой смерти

Клеймо 3. Был у него родной брат по имени князь Петр. Однажды призвал он его к себе и поведал ему речи змея, которые говорил тот жене его. Князь же Петр, услышав от брата своего, что змей назвал тезоименитого ему виновника смерти своей, начал размышлять, не сомневаясь и мужественно, как бы убить змея. Но только одно смущало его: не ведал он ничего об Агриковом мече.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены

Клеймо 4. Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Была за городом в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. И пришел в нее Петр один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Князь же, стремясь желание свое осуществить, сказал: «Да увижу! Где он?» Отрок же сказал: «Следуй за мной». И показал ему в алтарной стене между керамидами скважину, в которой лежал меч.

Князь Петр показывает меч брату и является на поклон к снохе

Клеймо 5. Благоверный же князь Петр, взяв меч тот, пришел и поведал об этом брату своему. И с того дня стал искать удобного случая, чтобы убить змея. Каждый день ходил он к брату своему и снохе своей на поклон.

Князь Петр обнаруживает, что под видом мужа к княгине явился змей

Клеймо 6. Случилось как-то ему прийти в хоромы к брату своему, и тотчас же пойдя к снохе своей в другие хоромы, увидел у нее сидящего брата своего. Возвращаясь от нее, встретил он одного из прислужников брата и спросил: «Вышел я от брата моего к снохе моей, брат же мой остался в своих хоромах; я же, не замедлив нигде, быстро пришел в хоромы к снохе моей, и не пойму, и удивляюсь, как брат мой прежде меня оказался в хоромах у снохи моей?» Тот же человек ответил Петру: «Никуда, господин, после твоего ухода не выходил брат твой из хором своих!» Петр же уразумел тогда пронырство лукавого змея. Пришел к брату и спросил: «Как это ты сюда пришел? Я ведь от тебя из этих хором вышел, и, нигде не замедлив, пришел к жене твоей в хоромы, и увидел тебя с нею сидящим, и удивился, как ты прежде меня там очутился. Пришел же снова к тебе, опять же, нигде не замедлив, ты же, не знаю как, меня обогнал и прежде меня здесь очутился». Павел же сказал: «Никуда, брат, из хором этих после твоего ухода я не выходил и у жены своей не был». Князь Петр на это сказал: «Вот оно, брат, пронырство лукавого змея: в твоем облике он мне показывается, чтобы я не посмел убить его, принимая его за тебя — своего брата. Теперь же, брат, отсюда никуда не выходи. Я же туда пойду биться со змеем, да с Божией помощью убит будет лукавый этот змей».

Князь Петр убивает змея

Клеймо 7. И, взяв меч, называемый Агриков, пришел в хоромы к снохе своей. И, увидев змея в образе брата своего и твердо уверившись, что это не брат его, но прельститель змей, ударил его мечом. Змей же явился в своем подлинном обличии, и стал извиваться, и издох, окропив блаженного князя Петра кровью своею.

Князь Петр на одре болезни. Предстоящие рассказывают ему о Рязанской земле, славящейся своими врачами

Клеймо 8. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями и язвами, и нашла на него болезнь тяжкая. И искал он в своей державе у многих врачей исцеления, и ни от кого не мог его получить. Слышал же Петр, что много есть врачевателей в пределах Рязанской земли…

Князя Петра везут на поиски врачей в Рязанскую землю

Клеймо 9. …и повелел себя туда повезти, ибо сам не мог на коне сидеть из-за великой болезни. Привезен же был в пределы Рязанской земли, и послал синклит свой весь искать врачей.

Слуга князя Петра приходит в дом к деве Февронии

Клеймо 10. Один из предстоящих ему юношей уклонился в селение, называющееся Ласково. И пришел к некоего дома вратам, и не увидел там никого. И вошел в дом, и никто его не услышал. И вошел в храмину и увидел видение чудное: сидела одна девица, ткала полотно, а перед ней скакал заяц.

И молвила девица: «Нехорошо быть дому без ушей и храмине без очей!» Юноша же, не уразумев слов тех, спросил девицу: «Где же человек мужского пола, который здесь живет?» Она же ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть».

Юноша тот, не понимая слов ее, удивлялся, видя и слыша вещи столь чудные, и спросил девицу: «Войдя к тебе, увидел тебя за работой, и видел зайца, перед тобою скачущего, и услышал из уст твоих слова странные какие-то, и того не понял, о чем ты говоришь. … Она же ответила ему: «Этого ли не понимаешь? Придя в дом сей и в храмину мою войдя, увидел ты меня, сидящую в простоте. Если бы был в доме нашем пес, то, учуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя — это дому уши. А если бы был в храмине моей ребенок, то, увидев тебя, к дому подходящего, сказал бы мне — это храмине очи. А когда сказала тебе, что отец мой и мать моя пошли взаймы плакать, — ушли они на погребение мертвого и там плачут. Когда же за ними смерть придет, другие по ним начнут плакать — это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала так потому, что отец мой и брат древолазцы, в лесу мед с деревьев собирают. Брат мой ныне на это дело ушел, и когда он влезет на дерево высоко, и через ноги посмотрит на землю, то помыслит: как бы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, то жизни лишится. Поэтому и сказала я, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть».

Промолвил ей юноша: «Вижу, девица, что ты мудра. Поведай мне имя свое». Она ответила: «Имя мое Феврония». Тот юноша сказал ей: «Я человек муромского князя Петра — служу ему. Князь мой получил болезнь тяжкую и язвы». Покрылся он струпьями от крови неприязненного летающего змея, которого убил своей рукой. И в своей державе искал он исцеления у многих врачей, и не у одного не получил. Ради этого сюда повелел себя привезти, так как слышал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни их имен, ни жилищ их не знаем, потому и расспрашиваем о них». Она же ответила: «Если бы кто-нибудь потребовал князя твоего себе, мог бы уврачевать его». Юноша сказал: «Что это ты говоришь, чтобы кто-то мог требовать князя моего себе?! Если кто уврачует его, князь мой даст тому большое богатство. Но скажи мне имя врача того, кто он и где жилище его». Она же ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет мягкосердечен и смиренен в ответах, то будет здоровым!»

Слуга рассказывает князю Петру о деве Февронии

Клеймо 11. Юноша быстро возвратился к князю своему и поведал ему все подробно, что видел и слышал. Благоверный же князь Петр сказал: «Везите меня туда, где та девица».

Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем

Клеймо 12. И привезли его в дом тот, в котором была девица. И послал князь к ней отроков своих, говоря: «Поведай мне, девица, кто хочет меня уврачевать? Пусть уврачует меня и возьмет богатства много». Она же, не смущаясь, ответила: «Я хочу его уврачевать, но богатства не требую от него. Имею же к нему слово такое: если не быть мне супругой ему, незачем мне и врачевать его».

Князь Петр посылает к Февронии сказать о своем согласии

Клеймо 13. И, придя, человек тот поведал князю своему, что сказала девица. Князь же Петр пренебрег словами ее, помыслив: «Как это, князем будучи, древолазца дочь возьму себе в жены?!» И, послав к ней, сказал: «Скажите ей: что же это за врачевство ее?! Но пусть врачует! Если уврачует, возьму ее себе в жены».

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление

Клеймо 14. Пришедшие передали ей слова те. Она же, взяв сосуд маленький, почерпнула кисляжди (хлебной закваски) своей, дунула на нее и сказала: «Учредите князю вашему баню, и пусть помажет этим тело свое, где есть струпы и язвы, а один струп пусть оставит непомазанным — и будет здоров!

Князь Петр, испытывая мудрость Февронии, посылает ей пучок льна, чтобы она изготовила из него сорочку, порты и убрусец

Клеймо 15. И принесли князю эту мазь. И повелел он учредить баню. Девицу же захотел в ответах испытать, так ли мудра, как слышал о речах ее от юноши своего. Послал ей с одним из слуг своих одно повесмо (пучок) льна, говоря так: «Эта девица хочет мне супругой быть мудрости ради. Если мудра, то пусть из этого льна учинит мне сорочку, и порты, и убрусец (пояс или полотенце) за то время, пока я в бане буду».

Дева Феврония, получив лен, повелевает слуге снять с печи поленце, отрубить «утинок» и передать князю Петру, чтобы он изготовил из него ткацкий станок

Клеймо 16. Слуга принес ей повесмо льна, и подал ей, и княжье слово сказал. Она же сказала слуге: «Влезь на печь нашу и, сняв с гряды (перекладины над печкой) поленце, принеси сюда». Он же, послушав ее, принес поленце. Она же, отмерив пядью (древнерусская мера длины: расстояние между концами раздвинутых большого и указательного пальцев руки; 1 пядь = 17,78 см), сказала: «Отруби это от поленца сего». Он отрубил. Она сказала ему: «Возьми этот утинок (отрубок) поленца, и пойди дай князю своему от меня, и скажи ему: в то время, пока этот пучок я очешу, князь твой пусть приготовит мне из этого утинца станок и все устройство, на котором соткется полотно его».

Князь Петр посылает сказать Февронии о невозможности исполнить ее задание. Феврония отвечает князю тем же

Клеймо 17. Слуга принес князю своему утинок поленца и слова девицы пересказал. Князь же сказал: «Иди и скажи девице, что невозможно из такой малой деревяшки в столь малое время это устройство смастерить!» Слуга, придя, передал ей княжескую речь. Девица же ответила: «А это ли возможно — взрослому мужчине из одного пучка льна в малое время, пока он будет в бане, сделать сорочку, и порты, и убрусец?» Слуга ушел и сказал все князю. Князь же подивился ответу ее.

Князя Петра помазывают в бане снадобьем, присланным Февронией

Клеймо 18. Через какое-то время князь Петр пошел в баню мыться и по повелению девицы мазью помазал язвы и струпы свои. И один струп оставил не помазан по повелению девицы. Выйдя же из бани, никакой болезни не чувствовал. Наутро же увидел все тело здоровым и гладким, кроме одного струпа, который был не помазан по повелению девичью. И дивился он быстрому исцелению.

Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары, которые она не принимает

Клеймо 19. Но он не захотел взять ее в жены себе из-за происхождения ее и послал ей подарки. Она же их не приняла.

Князь Петр уезжает в Муром и снова заболевает

Клеймо 20. Князь же Петр поехал в отчину свою, город Муром, здоровым. На нем же был единственный струп, который был не помазан повелением девичьим. И от того струпа начали многие струпы расходится по телу его с первого дня, в который поехал он в отчину свою. И стал опять весь оструплен многими струпами и язвами, как и изначально.

Князь Петр возвращается к Февронии и вновь просит об исцелении, дав слово, что возьмет ее в жены

Клеймо 21. И опять возвратился князь на испытанное исцеление к девице. И когда подоспел к дому ее, со стыдом послал к ней, прося врачевания. Она же, нисколько гнева не держа, сказала: «Если будет мне супругом, то будет уврачеван». Он же твердое слово дал ей, что имеет намерение взять ее в жены себе. Она же снова, как и прежде, то же снадобье дала ему, о котором ранее писано.

Исцеленный князь Петр увозит Февронию в Муром, где они сидят на пиру с князем Павлом и его супругой

Клеймо 22. Он же, вскоре исцеление получив, взял ее в жены себе. Такою вот виною стала Феврония княгиней. Пришли они в отчину свою, город Муром, и жили там во всяком благочестии, ни в чем от Божиих заповедей не отступая.

Преставление князя Павла

Клеймо 23. Через малое время преждепомянутый князь Павел отходит от жизни сей. Благоверный же князь Петр после брата своего единым самодержцем становится граду своему.

Боярин обвиняет княгиню Февронию в бесчинном поведении за трапезой. Князь Петр испытывает ее: происходит чудо превращения хлебных крошек в дымящийся фимиам

Клеймо 24. Как-то кто-то из служащих ей пришел к благоверному князю Петру наговорить на нее так: «От каждой, — говорил, — трапезы своей она бесчинно исходит: прежде чем встать, собирает в руку свою крошки, будто голодная». Благоверный же князь Петр, желая ее испытать, повелел ей обедать с ним за одним столом. И как только закончился обед, она, по обыкновению, собрала со стола в руку свою крошки. Князь же Петр схватил ее за руку и, разжав ее, увидел ладан благовонный и фимиам. И с того дня прекратил ее в чем-либо испытывать.

Бояре жалуются князю Петру на Февронию, так как их жены не хотят, чтобы она над ними господствовала

Клеймо 25. Княгиню же его Февронию бояре не любили жен ради своих, поскольку была она княгиней не по происхождению ее, Бог же прославил ее доброго ради жития ее.

На пиру бояре предлагают княгине Февронии удалиться из муромских пределов. Взамен предложенного откупа она выбирает своего мужа

Клеймо 26. Через немалое время пришли к князю в ярости бояре его, говоря: «Хотим все, княже, праведно служить тебе и самодержцем иметь тебя, но княгини Февронии не хотим, чтобы господствовала над женами нашими. Если хочешь самодержцем быть, пусть будет у тебя иная княгиня. Феврония же, взяв богатство достаточное себе, пусть уходит, куда хочет!» Блаженный же Петр, такой был у него обычай — ни от чего в ярость не впадать, со смирением ответил: «Обратитесь к Февронии, и что скажет, —послушаем».

Они же, неистовые, исполнившись бесстыдства, задумали устроить пир. И сотворили его. И когда развеселились, начали простирать бесстыжие свои голоса, словно псы лающие, отнимая у святой Божий дар, с которым ее Бог и по смерти не разлучать обещал. И говорили: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: дай нам то, что мы у тебя просим!» Она же отвечала: «Возьмите то, что просите!» Они же едиными устами промолвили: «Мы, госпожа, все князя Петра хотим, да самодержствует над нами. Тебя же жены наши не хотят, чтобы господствовала над ними. Взяв богатство, достаточное себе, уходи, куда хочешь!» Она же отвечала: «Обещала вам: что попросите, — получите. Я же вам теперь говорю: дайте и мне то, что я попрошу у вас». Они же, злые, рады были, не ведая будущего, и обещали с клятвою: «Что скажешь — сразу безо всякого прекословия возьмешь». Она же сказала: «Ничего иного не прошу, только супруга моего — князя Петра!» Ответили же они: «Если сам захочет, — ничего тебе не возразим». Враг наполнил их мыслями, что если не будет князем Петр, то поставят себе иного самодержцем, и каждый из бояр в уме своем держал, что сам хочет самодержцем быть.

Блаженный же князь Петр не возлюбил временного самодержства превыше Божиих заповедей, но по заповедям Его шествуя, держался их, как и богогласный Матфей в своем благовестии вещает. Сказано ведь, что если кто отпустит жену свою, кроме слова прелюбодейного, и женится на другой, тот сам прелюбодеяние творит. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: самодержавие свое за ничто посчитал, чтобы заповеди Божией не нарушить.

Отправившаяся в изгнание княгиня Феврония обличает некоего человека в блудных помыслах

Клеймо 27. Они же, злочестивые бояре, дали Петру и Февронии суда на реке. Была под городом тем река, называемая Окой. Они и поплыли по реке в судах. Некий же был человек у блаженной княгини Февронии на судне; и жена его на том же судне была. Тот человек, приняв помысл от лукавого беса, воззрел на святую с помыслом. Она же, поняв злой помысл его, быстро обличила его, сказав ему: «Почерпни-ка воды из реки с этой стороны судна». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он же выпил. Сказала же снова она: «Почерпни воды с другой стороны судна этого». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Она же спросила: «Одинакова ли эта вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинакова, госпожа, вода». Тогда она сказала: «Так же одинаково и естество женское. Зачем же, свою жену оставив, о чужой помышляешь?» Тот человек, поняв, что у нее есть прозрения дар, боялся впредь подобное помышлять.

Кручина князя Петра об оставленном отечестве и чудо о благословленных Февронией срубленных деревцах, выросших и распустившихся за ночь

Клеймо 28. С наступлением вечера начали устраиваться на берегу. Блаженный же князь Петр размышлять начал, что дальше будет, поскольку он по своей воле самодержавства лишился. Предивная же Феврония сказала ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему, не оставит нас в нищете!»

На берегу же том блаженному князю Петру, на ужин ему, еду готовили. И воткнул повар его деревца маленькие, чтобы на них котлы повесить. После ужина же святая княгиня Феврония, ходившая по берегу и увидевшая деревца те, благословила их, сказав: «Да будут они наутро деревьями великими, имеющими ветви и листву». Что и сбылось: встав наутро, обрели те деревца большими деревьями, имеющими ветви и листву.

Междоусобица в Муроме

Клеймо 29. Многие вельможи в городе погибли от меча. Каждый из них хотел властвовать. И сами себя погубили.

Бояре призывают Петра и Февронию вернуться на княжение

Клеймо 30. И когда уже хотели люди их имущество вметать на суда с берега, пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господи княже, от всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, да не оставишь нас сиротами, но возвратишься в свое отечество. Многие вельможи в городе погибли от меча. Каждый из них хотел державствовать, и сами себя погубили. А уцелевшие вместе со всем народом молят тебя, говоря: господи княже, если и прогневили тебя и раздражили тебя, не захотев, чтобы княгиня Феврония господствовала над женами нашими, ныне же, со всеми домами своими, рабы ваши есть мы, и хотим вас, и любим, и молим: не оставьте нас, рабов своих!»

Возвращение Петра и Февронии в Муром и их благочестивое правление

Клеймо 31. Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних, без порока, пребывая в молитвах непрестанных и милосердии ко всем людям, под властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать; ко всем любовь одинаковую имея, не любили ни гордости, ни хищений, ни богатств тленных не сберегали, но в Бога богатели. Были они своему городу истинными пастырями, а не наемниками. Городом своим истиной и кротостью, а не яростью управляли. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Петр и Феврония повелевают изготовить себе единый гроб

Клеймо 32. Когда же приспело благочестное преставление их, умолили они Бога, чтобы в один час было преставление их. И завет оставили, да будут положены оба в одном гробу. И повелели они соорудить себе в одном камне два гроба, одну только перегородку имеющих между собою.

Иноческий постриг Петра и Февронии

Клеймо 33. Сами же одновременно облеклись в монашеские ризы. И наречен был блаженный князь Петр во иноческом чине Давидом, преподобная же Феврония наречена была во иноческом чине Евфросинией.

Петр-Давид посылает сказать Февронии-Евфросинии, вышивающий воздух, что умирает. Она просит его подождать, пока не закончит работу

Клеймо 34. В то время преподобная и блаженная Феврония, нареченная Евфросинией, для храма Пречистой соборной церкви своими руками вышивала воздух (плат для дискоса или потира), на котором были изображены лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, прислал к ней, говоря: «О сестра Евфросиния, уже хочу отойти от тела, но жду тебя, да совокупно отойдем. Она же ответила: «Подожди, господине, пока дошью воздух для святой церкви».

Петр-Давид снова посылает к Февронии-Евфросинии сказать, что ждать уже больше не может

Клеймо 35. Он же вторично послал к ней, говоря: «Уже недолго подожду тебя». И также в третий раз прислал, говоря: «Уже хочу преставиться и больше не жду тебя!» Она же последние узоры воздуха того святого вышивала, только одного святого риз еще не вышила; лицо же нашив, перестала, и воткнула иглу свою в воздух, и обернула ее ниткой, которой шила. И послала сказать к блаженному Петру, нареченному Давидом, о преставлении совместном.

Одновременное преставление Петра и Февронии

Клеймо 36. И, помолившись, предали они святые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

Положение усопших Петра и Февронии в отдельные гробы

Клеймо 37. По преставлении же их, хотели люди, чтобы положен был блаженный князь Петр внутри города, у соборной церкви Пречистой Богородицы, Феврония же — вне города, в женском монастыре, у церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, говоря, что в монашеском образе пребывающих святых нельзя положить в одном гробе.

Поставление гробов с телами Петра и Февронии в разные церкви.

Клеймо 38. И учредили им гробы отдельные и вложили тела их в них: святого Петра, нареченного Давидом, тело вложили в отдельный гроб и поставили внутри города в церкви Святой Богородицы до утра, святой же Февронии, нареченной Евфросинией, тело вложили в отдельный гроб и поставили вне города, в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же гроб, который они сами повелели вытесать себе в одном камне, остался пуст в том же храме Пречистой соборной церкви, что внутри города.

Обретение тел Петра и Февронии в едином гробе

Клеймо 39. Наутро же, встав, люди обрели гробы их отдельные пустыми, те, в которые их вложили. Святые же тела их обретались внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, во едином гробе, который они сами себе повелели сотворить.

Разнесение тел Петра и Февронии по отдельным гробам.

Клеймо 40. Люди же неразумные, как при жизни о них мятущиеся, так и по честном их преставлении, опять переложили их тела в отдельные гробы и снова разнесли.

Вторичное обретение тел святых Петра и Февронии в едином гробе. Богослужения и исцеления у их мощей

Клеймо 41. И опять же наутро обрели святых во едином гробе. И после того уже не смели прикоснуться к святым их телам и положили их во едином гробе, в котором они сами повелели, у соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри города, в гробе, который дал Бог на просвещение и на спасение городу тому. И те, кто с верою прибегают к раке мощей их, неоскудное исцеление принимают.

Мощи прославленных Петра и Февронии во едином гробе. Их молитва ко Господу за град Муром и всех христиан

Клеймо 1. Фрагмент. Мы же, по силе нашей, приложим хваление им.

Радуйся, Петре, ибо дана тебе была от Бога власть убить летающего свирепого змея! Радуйся, Февроние, ибо в женской голове святых мужей мудрость имела ты! Радуйся, Петре, ибо струпы и язвы на теле своем нося, доблестно скорби претерпел! Радуйся, Февроние, ибо от Бога имела дар в девственной юности недуги исцелять! Радуйся, славный Петре, ибо заповеди ради Божией от самодержавия добровольно отступил, дабы не оставить супруги своей! Радуйся, дивная Февроние, ибо твоим благоволением в одну ночь малые деревца великими возросли и вознесли ветви и листву! Радуйтесь, честные главы, ибо в державе вашей в смирении, и молитвах, и в милостыни без гордости пожили, потому и Христос дал вам благодать, так что и по смерти тела ваши неразлучно во гробе лежат, духом же предстоите Владыке Христу! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и по смерти исцеление с верою к вам приходящим невидимо подаете!

Но молим вас, о преблаженные супруги, помолитесь о нас, творящих с верою память вашу!

На большинстве православных икон святые представлены поодиночке, и семейная пара, как на иконе Петра и Февронии, является редчайшим исключением. Сегодня в честь этих святых, символизирующих крепость семейных устоев, установлен общероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля, в день их памяти.

Дни памяти:

  • 23 июня — Собор Рязанских святых;
  • 6 июля — Собор Владимирских святых;
  • 8 июля;
  • 13 сентября — переходящая — Перенесение мощей.

История Петра и Февронии

История эта известна нам по памятнику древнерусской литературы 16 века «Повесть о Петре и Февронии», написанному уже после причисления их к лику святых. Автор широко использовал народные предания, передававшиеся устно, поэтому «Повесть…» больше напоминает сказы, а не жития.

Обычно в подобных сказаниях будущие святые предстают идеальными героями, однако с Петром все обстояло иначе

Младший брат муромского князя, Петр, сражаясь с диаволом в облике змея, получил неизлечимую кожную болезнь. Однажды в ночном видении ему было явлено, что излечить его способна только дочь простого древолазца Феврония. Девушка потребовала в награду за излечение, чтобы Петр на ней женился, и он согласился, но затем нарушил свое обещание. Когда же его тело вновь покрылось язвами, он выполнил свое обещание и женился на излечившей его Февронии.

Когда Петр после смерти брата вступил на княжеский престол в Муроме, бояре единодушно выступили против его супруги из-за ее простонародного происхождения и поставили Петра перед выбором: либо она и изгнание, либо престол. На этот раз Петр проявил настоящее мужество и вместе с женой уплыл в лодке из Мурома. Довольно редкая икона святых Петра и Февронии изображает этот момент, причем на супругов снисходит Божье благословение.

В Муроме же начались волнения и междоусобицы, и в конце концов боярам пришлось попросить Петра вместе с Февронией вернуться. Их княжение было мудрым и справедливым, а жизнь – благочестивой и посвященной добрым делам. В конце жизни они приняли монашество, Петр под именем Давид, а Феврония – под именем Ефросинья.

Скончались они, как и просили Господа, в один день, и хотя они находились в разных обителях, тела их чудом оказались в одном гробу. Неразлучные при жизни, они и после смерти остались вместе.

Значение иконы Петра и Февронии Муромских в том, что она являет нам такой образец любви и беззаветной верности, о которых мечтает каждая пара, вступающая в брак. Недаром икона Петра и Февронии на свадьбу считается самым лучшим подарком для молодоженов

На иконе Феврония держит в руке голубя, а взгляд Петра исполнен глубокой нежности и любви, но не плотской, а духовной.

Как выглядит икона Петра и Февронии

Нередко иконы этих святых изображают их в преклонном возрасте, когда они уже приняли монашеский постриг. Их руки подняты в молитвенном обращении к лику Иисуса Христа, а на лицах написано благочестие и смирение.

В чем помогает молитва перед иконой?

Если вспомнить историю жизни этой святой супружеской пары, то с самого начала их отношения складывались не идеальным образом (вспомним первый отказ Петра от женитьбы), но затем им удалось построить крепкую семью и сохранить единство и глубокую привязанность в горе и в радости. Это пример для молодоженов: нужно проявлять терпимость к слабостям другого и на этой основе выстраивать семейные отношения.

Перед иконой Петра и Февронии молятся об укреплении семейных уз, сохранении любви и взаимоуважения, о решении разного рода бытовых проблем, встающих перед семьей, и, конечно же, о воспитании здоровых и хороших детей

Молитва перед иконой вселяет в душу уверенность, готовность пожертвовать многим ради сохранения любви и мира в семье; она привносит в душу умиротворение и радость.

Молитвы святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Перевод: Как от благочестивого корня драгоценною отраслью был ты, блаженный Петр, прекрасно во благочестии пожив, то и с супругою своею, премудрою Февронией, вы в мире Богу угодили, и преподобных жития сподобились. С ними молитесь Господу сохранить без вреда Отечество ваше, дабы мы вас непрестанно почитали.

Кондак, глас 8

Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.

Перевод: Княже́ние и славу мира сего временной считая, благочестиво в мире пожил ты, Петр, вместе с супругою твоею, премудрою Февронией, милостынею и молитвами Богу угодив. Потому и по смерти во гробе покоясь неразлучно, вы исцеления невидимо подаете, и ныне Христу моли́тесь, сохранить город и людей, вас славящих.

Молитва первая

О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, уго́дницы Бо́жии, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, к вам прибега́ем и к вам со упова́нием кре́пким мо́лимся: вознеси́те о нас, гре́шных (имена), святы́я моли́твы ва́ши ко Го́споду Бо́гу и испроси́те у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мо, в до́брых де́лех преуспе́яние. И хода́тайствуйте нам у Царя́ Небе́снаго житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, но бу́дите о нас при́снии предста́телие ко Го́споду, и сподо́бите нас по́мощию ва́шею спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы, благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели, честна́го бра́ка храни́тели и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы!
Вы во дни земна́го жития́ ва́шего о́браз благоче́стия, христиа́нския любве́ и ве́рности друг ко дру́гу да́же до гро́ба яви́ли есте́ и тем зако́нное и благослове́нное супру́жество просла́вили есте́.
Сего́ ра́ди к вам прибега́ем и мо́лимся со усе́рдием кре́пким: принеси́те за нас, гре́шных, святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу, и испроси́те нам вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние,* наипа́че же сою́зом бра́чным сочета́вшимся да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, ло́же ненаве́тное, пребыва́ние незазо́рное, се́мя долгожи́зненное, о ча́дех благода́ть, до́мы испо́лнены благосты́ни и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.
Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите при́снии засту́пницы на́ши пред Го́сподем и сподо́бите нас предста́тельством ва́шим спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное насле́довати, да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

* если молебен совершается для готовящихся вступить в брак, то молитва читается в таким образом:

наипа́че же хотя́щим сою́зом бра́чным сочета́тися да́руйте моли́твами ва́шими целому́дрие, друг ко дру́гу ве́рность и любо́вь в сою́зе ми́ра, единомы́слие душ и теле́с, пребыва́ние незазо́рное и в жи́зни ве́чней неувяда́емый вене́ц сла́вы Небе́сныя.