Икона на спасской башне

Возвращение кремлевских святынь

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он был иным. В августе 2010 православные вновь обрели надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и возрождение были делами поистине чудесными.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси — Николай Можайский «с градом».

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Валерий Шарифулин/TACC

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и башен Московского Кремля при великом князе Иване III, русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал обветшавшие части белокаменных стен на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот. Он обновил и Фроловские (ныне — Спасские) ворота, надстроив над церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато оформленными рельефами, изображавшими покровителей московских князей — святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Эти рельефы являются уникальными, редчайшими памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее, удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают стилизованные готические образы с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда были надстроены верхние ярусы башни. Но башня с древних времен была украшена декоративными белокаменными пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у москвичей прозвище «болваны», и стилизованными фигурками зверей. Здесь же находились белокаменные рельефы Георгия Победоносца и памятные «закладные» доски с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625 годах при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче. Тогда при создании нового художественного архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы Ермолина. Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, демонтированное с башни, было передано в церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре, находившуюся до своего упразднения на месте вновь построенной церкви Святой Екатерины. А с начала XIX века рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина той же женской обители. Так на многие века святые образы со Спасской башни стали частью святынь кремлевского Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью начертано: «В лето 6999 июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (так в старину в Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только об особом статусе этой кремлевской башни, но и о высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору. Появление подобного памятного знака само по себе является редкостью для древних московских построек.

Спасская башня Московского Кремля. Артем Геодакян/ТАСС

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония «шествия на осляти» с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. «Ломал шапку», то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни — Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах. Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей — Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной.

Первоначальное название — Фроловская — башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим — храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой священную гору, но и было местом обращения к народу русских царей и оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

Отреставрированная надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Михаил Джапаридзе/ТАСС

В том же году был принят царский указ о переименовании кремлевских башен. Например, современная Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная Петровская — Угрешской, Троицкая — Знаменской, Угловая Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля на стены тяжелые железные двери закрывались — и башня становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы, величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще один смысл. Дело в том, что в случае угрозы вражеского нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как минимум главные материальные ценности и собственную жизнь. Так что уникальные оборонительные возможности Спасской цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему святыми — преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она создана не ранее середины — второй половины XVII века. Эта икона, возможно, дала название башне, которая ранее именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку.

«Существует такой памятник, как «Книга избрания на царство», которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет», — рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал «в связи с порухами» образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.

Реставрация надвратной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Московского Кремля. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

В 1812 году киоты над иконами, которые значительно пострадали от взрывов в Кремле, организованных отступающими из города наполеоновскими войсками, были повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и рама вокруг нее.

Последнее подновление иконы Спасителя (проведена промывка письма, чистка и реставрация ризы, была заново позолочена рама и фонарь и окрашен навес над иконою) было произведено в 1896 году к церемонии коронации императора Николая II.

К 1918 году икона Спасителя Смоленского выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах: «рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется». К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой. В верхних углах иконы — два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою — треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золотой. Вокруг иконы был деревянный резной золоченый киот со стеклом.

Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX века, тогда принимается решение о закрытии и, как сейчас выяснилось, консервации — а фактически сокрытии образа под оштукатуренной сеткой. Одновременно была сокрыта и икона Святителя Николая (Николая Можайского) на Никольской башне.

Специалистов насторожил тот факт, что не было документальных подтверждений об уничтожении икон. В 30-е годы ХХ века советские реставраторы, решив не уничтожать древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской. Никаких упоминаний об этом в документах не было, хотя реставраторы вели ежедневные и очень подробные записи в дневниках.

«Именно потому, что реставраторы хотели иконы сохранить, они и не оставили никаких упоминаний о том, что здесь были какие-то иконы. Иконы были не уничтожены, не были срублены, а были просто закрыты», — сказала Гагарина.

Соответственно, осталось не известно, кто именно спрятал иконы.

Поэтому в конце апреля 2010 года были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, которые подтвердили сохранность иконописных изображений под слоем штукатурки. При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя в киотах Спасской и Никольской башен 26-27 апреля 2010 года были обнаружены древние списки икон в удовлетворительной сохранности. Слой штукатурки и монтажная сетка находятся в 40 миллиметрах от поверхности фресок, между ними — воздушная прослойка. Сохранность икон оказалась очень хорошей, чему способствовала грамотная консервация, проведенная неизвестными мастерами в сталинские времена.

Это позволило достаточно быстро провести мероприятия по реставрации и консервации древнего образа Спаса Смоленского на Спасской башне, и 28 августа 2010 года вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из главных православных святынь Кремля. Реставрационные работы производило Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).

«Живопись аккуратно и профессионально закрыта — это говорит о том, что закрывали ее профессиональные реставраторы», — отмечал главный реставратор — директор МНРХУ Сергей Филатов.

Икона на Никольской башне

Эта икона святителя Николая датирована концом XV — началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был сильно поврежден в районе правой руки святителя. Реставрационные работы на вновь обретенной иконе на Никольской башне также завершились в 2010 году.

Надвратная икона Николая Чудотворца, замурованная в советское время, открыта на Никольской башне Московского Кремля. Фото: Станислав Красильников/TACC

На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится, скорее всего, к концу ХV или к началу ХVI века. Икона расположена над проездными воротами и обращена к Красной площади и Никольской улице Китай-города. Она может служить примером изумительного качества и крепости древних фресок. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.

В октябре-ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, обнаружила, что она была вся записана в ХVII веке и вторично — в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.

Икона на Никольской башне страдала и в дни праздников, когда по традиции ежегодно, зимой, в праздник Николая Чудотворца здесь служились многолюдные молебны. Очевидцы описывали, как в 1918 году богомольцев разогнали, а икону завесили красным флагом. Но на следующее утро во время молитвы полотнище сорвалось и упало на землю. Верующих, воодушевленных таким явлением, разогнали большевики, многих убили и ранили, а по иконе стреляли из винтовок, при этом в лик святителя ни одна пуля не попала. В 1927 году известный реставратор Игорь Грабарь на одной из лекций рассказывал, что в 1918 году икону реставрировали; тогда было обнаружено, что она «вся записана в ХVIII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

В итоге реставрации ХХI века было обнаружено, что под фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была законсервирована. Воссоздать образ помогла фотография иконы, которую Патриарх Тихон тайно передал адмиралу Колчаку, возглавившему Белое движение на Урале и в Сибири. Спустя десятилетия снимок был передан в Россию русскими эмигрантами.

70-метровая Никольская башня Кремля, украшенная ажурным белокаменным орнаментом, возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Она выходит на северную часть Красной площади к Историческому музею. От нее идет улица, которая так и называется — Никольская.

Открытие иконы на Никольской башне прошло в конце 2010. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный крестный ход из Казанского собора на Красной площади к Никольской башне и, совершив молебен, окропил образ святой водой.

Возвращение реликвии

Новому обретению надвратной иконы на Спасской башне Кремля была посвящена торжественная церемония 28 августа 2010 года, когда все православные отмечают праздник Успения Богородицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранним утром совершил праздничный молебен в главной святыне Кремля — Успенском соборе, а затем прибыл для проведения обряда освящения вновь обретенной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Кремля.

В праздничной церемонии принял участие бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев.

«Это, конечно, совершенно особая ситуация — действительно, чудо», — сказал про «возвращение» иконы глава государства. По его мнению, «это был подвиг тех людей, которые, рискуя собственной головой, сохранили для нас иконы». «И то, что они чудодейственно таким образом обретены, это для нашей страны, для Москвы, для Кремля — совершенно особенная ситуация», — уверен Медведев.

По его мнению, следует помнить «всех, кто способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это чудо до наших дней для тех, кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас».

«Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну», — заявил Медведев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Дмитрий Медведев во время церемонии освящения надвратной иконы Спасской башни Кремля. Фото: Дмитрий Астахов/TACC, август 2010 года

Символично, что в день церемонии на Москву после многодневной засухи пролился долгожданный дождь. В то лето от пожаров пострадали Центр России и Приволжье.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к надвратной иконе, совершил молебен и освятил вновь обретенную икону Спаса Смоленского на Спасской башне. После этого Святейший выступил с обращением к президенту и православным верующим с пастырским словом.

«Действительно, можно все это оценивать с точки зрения совпадения каких-то фактов в истории, а можно попытаться все-таки посмотреть на это каким-то другим масштабом зрения. На Спасской башне появился лик Спасителя — это, конечно, символ», — уверен Патриарх. Он назвал дождь в день церемонии «явлением благодати Божией».

Кремлевские тайны

Спустя года и века Московский Кремль продолжает преподносить сюрпризы. Несмотря на пристальное внимание к Кремлю, на его территории, в стенах и башнях вполне могут храниться многие тайны, полагают историки. И найденные иконы на Спасской и Никольской башнях — не единственное тому подтверждение.

Первое сохранившееся изображение российского герба, вероятно, старше, чем считалось до сих пор. Ему 525, а не 518 лет. К такому выводу пришли историки, изучив вмонтированное в Боровицкую башню Московского Кремля изображение двуглавого орла под единой короной.

Академики Сергей Карпов (декан исторического факультета МГУ), Валентин Янин (заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ), Николай Макаров (директор Института археологии РАН) и несколько их коллег считают, что на Боровицкой башне находится самое древнее из известных на сегодняшний день рельефное белокаменное изображение герба централизованного российского государства. Они полагают, что автор этого произведения искусства — строитель Спасской башни Кремля Пьетро Антонио Солари. На возраст герба указывает тот факт, что он на высоте 18 метров вмонтирован в Боровицкую башню, и это могло быть сделано не позже, а именно при возведении сооружения — в 1490 году.

На данный момент самый древний двуглавый орел — на золотой печати великого князя Ивана Третьего — относится к 1497 году. Если гипотеза академиков подтвердится, то изображение российского герба «постареет» на 7 лет.

Изображение двуглавого орла на Боровицкой башне Кремля

Эти соображения ученые изложили в письме Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий — двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают, что требуется срочная консервация, а еще лучше — изъять древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности больше не подвергались агрессивному воздействию московской атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить копии.

Почему российский герб появился именно на Боровицкой башне? В Кремле с момента его постройки было несколько проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие служили для повседневного передвижения высшей светской государственной власти — вполне логично, что и герб появился над этими воротами.

За пять веков традиция пользоваться «по будням» Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных гостей, высокопоставленных чиновников.

Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся предметно гербом над воротами.

unlimmobile

Новый на кобыле.
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!
С. А. Есенин, «Инония»
На Спасской башне Московского Кремля есть икона Спасителя. Но мало кто знает, что образ Спаса Нерукотворного на главных воротах страны уцелел благодаря И.В.Сталину! (+ Сталинградский планетарий в котором портрет Сталина претерпел абсолютно аналогичную судьбу)
История гласит: В середине XVII века в Московском государстве свирепствовала эпидемия чумы. Мор не затронул только город Хлынов (Вятку), хранимый чудотворной иконой Спаса Нерукотворного. В 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича крестным ходом чудотворную икону доставили в Кремль. Реликвию передали Новоспасскому монастырю, а Хлынову вернули точный список с иконы, второй список был установлен над кремлевскими воротами, через которые образ прибыл в Кремль. По образу Спаса ворота и надвратную башню стали именовать Спасскими.
Считалось, что с приходом советской власти древняя икона была утрачена. Список чудотворного образа сохранился в иконостасе Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре и на Спасской башне Кремля. 2 ноября 1917 года при захвате Кремля революционерами в циферблат курантов на Спасской Башне попал снаряд, но икона не пострадала. В 1918 году к празднику Первомая, чудотворную икону на Спасской башне стыдливо задрапировали кумачом, но в самый разгар празднования порывом ветра сорвало драпировку, и народ, осененный ликом Спасителя, увидел в этом знамение.
22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, завершив ее крестным ходом у Никольских воротам и торжественным молебном святителю Николаю пред его образом над вратами. Надвратный образ Спасителя был открыт до 1934 года, когда начались работы по замене на башнях Кремля двуглавых орлов звездами. К празднику Октябрьской революции 24 октября 1935 года на Спасскую башню водрузили позолоченную звезду. Затем ее заменили на рубиновую. Все это время образ был задрапирован.
В 1937 году А.Н.Поскребышев и Н.С.Власик, обсуждая завершение работ по реконструкции Спасской башни Кремля, спросили Сталина, что будем делать с иконой – закрыть или совсем её убрать? «…закройте, но аккуратно, может ещё пригодиться» – ответил вождь. Тогда слово вождя выполнялось четко и молниеносно. Строители уважительно упаковали икону, бережно замуровав ее железной сеткой и штукатуркой. Так И.В.Сталин сохранил древнюю реликвию русского народа — чудотворную икону Спаса Нерукотворного.
Эту сокровенную тайну хранил лишь узкий круг православных офицеров. Судя по всему, дошла она до хозяйки музеев Кремля – дочери первого советского космонавта Е.Ю.Гагариной и даже до самого Президента России В.В.Путина, которого в 2007 году благословил на восстановление надвратных икон башен Московского Кремля приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И вот теперь рад Вам сообщить, что сбылось предание: над Спасскими воротами вновь воссил чудотворный образ Спаса Нерукотворного.
Продолжение:
Планетарий был подарен жителям Сталинграда народом ГДР к 70-летию товарища Сталина. Было это в начале 50-х годов. С в фойе напротив входа был повешен мозаичный портрет Иосифа Виссарионовича. (Флорентийская мозаика). Весьма впечатляет. Он собран из уральских самоцветов. В начале 60-х руководству музея было приказано этот портрет уничтожить, но в итоге его замаскировали слоем штукатурки.

Великолепный художественный портрет-панно генералиссимуса СССР И. В. Сталина, выполненный в стиле флорентийской мозаики, — это работа выдающегося советского художника Аракелова Вартана Нерсесовича, автора многих подобных портретов учёных и космонавтов, украшающих интерьеры зданий в городах бывшего великого СССР. С 1954 года панно-мозаика находится напротив главного входа – в холле Сталинградского Планетария.
Белый цвет портрета выполнен из перламутра, зеленый – из яшмы и малахита. Погоны и пуговицы отделаны так называемым «фальшивым золотом». Другие детали портрета также выполнены из драгоценных камней – уральских самоцветов.
В период десталинизации, проводимой в конце 50-х – начале 60-х годов выродком Хрущевым и его прихлебателями, мозаику было приказано уничтожить. Но директором планетария тогда работала одна умная женщина, которая проигнорировала приказ хрущевских десталинизаторов и распорядилась скрыть мозаику. Сотрудники музея смазали портрет маслом, покрыли несколькими слоями пергамента, замазали масляной краской, заклеили несколько слоёв газеты, загрунтовали и зашпаклевали в несколько слоёв и окончательно замуровали с применением цемента.
В 1990-х годах сотрудники музея вспомнили, что у них есть великолепный портрет, спрятанный в стене планетария. На одном из совещаний с участием директора Планетария Владимира Ивановича Фролова и главы города Волгограда Юрия Чехова было принято решение восстановить художественное произведение. Работы по восстановлению экспоната проводились двумя художниками в течение двух месяцев в ночное время.
При написании использованы материалы

Tags: Православие ведическое, Россия, Сталин, культура

Надвратные иконы Московского Кремля

Главными воротами были Спасские. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой.

Через сто лет, после революции, большевики расстреливают Кремль. Во время боев в октябре 1917 года, надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, для верующих москвичей это было чудо; в конце же апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. Примечательно, что вскоре, 22 мая, Патриарх Тихон свершил литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего, во главе крестного хода, направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами.

Историк Игорь Данилевский считает советское государство квази-религиозной организацией. Для большевиков было жизненно важно разрушить все столпы православной веры. О масштабе разрушений существует единственное свидетельство – брошюра митрополита Кировоградского и Камчатского Нестора, которому удалось тайно проникнуть в разоренный большевиками Кремль.

Епископ Нестор:

«На Никольской башне образ святителя Николая подвергся грубому расстрелу. Киот иконы полностью уничтожен. С одной стороны, изображение ангела сбито, а с другой прострелено. Среди этого разрушения образ святого Николая уцелел, но вокруг головы и плеч святителя сплошной узор пулевых ран».

Фотография, сделанная в те дни по личной просьба Патриарха Тихона, осталась на долгие годы единственным доказательством страшных событий октября 1917 года. Это изображение было передано адмиралу Колчаку. Фотография была зашита в одежде священника, который с риском для жизни преодолел большевистские кордоны. При образе было письмо от Святейшего Патриарха. «Усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Николая Угодника, что являет собой как бы показатель временного попрания веры православной, но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и благословение вашему превосходительству в вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России», — писал Патриарх Тихон.

Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил:

Фотография, была у меня в келье, в Канаде. Образ был неблаговидный, видно было, что икона немного испорчена. Я стал понимать, что это реликвия. Внизу иконы была надпись, что образ был зафиксирован после обстрела Кремля. На обороте фотографии была надпись о том, что образ был при адмирале Колчаке всю жизнь до его смерти.

Владыка Михаил прислал в Фонд Андрея Первозванного эту фотографию. На изображении была видна частично осыпавшаяся фреска с изображением Николы Можайского. Можно было увидеть следы от пуль. Однако, никаких документальных свидетельств того, что фрески были полностью уничтожены, не было.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николая Можайского, она находится на Никольской башне и обращена к Красной площади, — пишет в одном из конспектов к своей лекции Игорь Грабарь, занимавший пост главы реставрационных мастерских с 1918 по 1934 годы. В 1927 году Грабарь говорит о фреске в настоящем времени. Именно это свидетельство дало сотрудникам Фонда надежду, что поиски пропавших икон все-таки увенчаются успехом.

В 2007 году Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля. Это предложение было одобрено Президентом России Владимиром Путиным и получило благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. С этого времени Фонд начал предварительную проработку вопроса о возможности воссоздания икон.

В феврале 2010 года Фонд Андрея Первозванного получает все необходимые разрешения для проведения исследования киотов. Через три месяца, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, были начаты работы. Несмотря на согласование президента, сотрудникам фонда пришлось преодолевать серьезные бюрократические препоны, чтобы начать работы в самом сердце Москвы, в Кремле.

Тендер по конкурсу выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ). С 23 по 27 апреля 2010 года специалисты ФГУП МНРХУ провели зондаж в киотах Спасской и Никольской башен со стороны Красной площади. Натурные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. Таким образом Фонд Андрея Первозванного стал инициатором исторической сенсации.

Владимир Якунин:

Первая информация после начала работ пришла со Спасской башни. «Там есть красочный слой», — такое было сообщение.

Зондажи попали на изображение Евангелия в руке Спасителя и на фигуру Сергия Радонежского. Стало очевидно, что икона сохранилась, причем очень хорошо — примерно на 90%. Икона Святителя Николая была не в столь прекрасном состоянии: причиной этого был не только ее возраст (она относится к XVII веку, а Спас — к концу XVII-началу XVIII), но и то, что она пострадала во время обстрела Кремля.

Реставрационные работы на Спасской башне начались 29 июня, 5 июля – на Никольской башне. За ходом научной реставрации тщательно следила комиссия искусствоведов и реставраторов. При проведении работ на Никольской башне извлекли несколько пуль.

28 августа 2010 года, ровно в 3 часа дня по московскому времени, с боем курантов, под звуки церковного песнопения из ворот Спасской башни на Красную площадь, где, несмотря на проливной дождь, собрались тысячи верующих и более ста священнослужителей, вышли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент РФ Дмитрий Медведев. У Спасских ворот их встретил Владимир Якунин, который сообщил главе государства и Патриарху Кириллу о завершении работ по реставрации надвратной иконы на Спасской башне Московского Кремля.

Патриарх Кирилл совершил освящение отреставрированной иконы. Специально для этой церемонии возле Спасских ворот установили подъемник, который позволил окропить икону святой водой на высоте десяти метров.

Патриарх Кирилл: «На Спасской башне появился лик Спасителя — это, конечно, символ».

В день особо почитаемой в России Казанской иконы Божией Матери и в День народного единства, 4 ноября 2010 года, состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы святителя Николая Чудотворца на Никольской башне Московского Кремля.

Фонд Андрея Первозванного совместно с телеканалом «Культура» и Единой Медиа Группой создали документальный фильм «Незримые хранители Кремля». В ходе работы над фильмом режиссеры Алексей Тихомиров и Александр Смирнов получили ответ на главный вопрос, который задавали друг другу все участники проекта: кто сохранил и защитил иконы от богоборческой власти?

У исследователей было несколько вариантов, которые приводили к реставрационным мастерским Игоря Грабаря. Узнать правду помог князь Иван Шаховской. Он рассказал о случае, который произошел с ним в детстве: «Приехав в Москву на летние каникулы из Парижа, где мы жили, мы с дедушкой пошли на Красную площадь. Подведя меня к башне, дедушка сказал, что это Никольская башня, потому что за этим белым квадратом была икона святителя Николая. Он сказал, что я никому не должен говорить, это большая тайна. Икона там по-прежнему находится».

Иван Шаховской: «Дядя Юрий, как называли у нас дома Юрия Александровича Олсуфьева, вместо того, чтобы икону уничтожить, законсервировал ее. Дедушка сказал мне ребенку, что придет время, когда ее откроют…»

Следующим этапом восстановления исторической справедливости станет открытие или воссоздание икон на других башнях Московского Кремля.

Икона Спасителя

Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах: «рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется». К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий и Варлаам. По преданию, во время нападения на кремлевские стены вражеского войска, игуменья одного из монастырей Кремля увидела сон. Спаситель покидал Москву, потонувшую в грехах, а преподобные Сергий и Варлаам припали к его ногам и умоляли остаться.

Икона Николы Можайского

Традиция охранной иконы над воротами города появилась на Руси около XVвека в Можайске. По преданию, во время очередного набега неприятеля, святительНиколай явился в небе над собором. Враги испугались знамения и бежали, аблагодарные жители вырезали из дерева статую с мечом в одной руке и городом вдругой. Скульптура Николы Можайского хранится в собрании Третьяковской галереи.Долгое время статуя располагалась над воротами в Можайский Кремль. Второе название иконы Николы Можайского – Никола Ратный. Изображение святителя Николая с мечом и градом появилось на башне Кремля в XVII веке.

Сегодня, в праздник Успения Богородицы, Патриарх торжественно освятил вновь обретенную икону над воротами Спасской башни. На церемонии присутствовал Президент и сотни верующих, которые пришли на Красную площадь, несмотря на непогоду.

Под пение церковного хора Президент и Патриарх выходят из ворот Спасской башни — главной и самой красивой башни Московского Кремля, той самой, что лишь недавно открыла столь долго хранимую тайну. Икона Спаса, помещенная над вратами еще в XVI веке, снова открыта взорам.

Заштукатуренный белый прямоугольник больше 70 лет был на том месте, где до этого на протяжении четырех веков находилась икона Спаса. Зато теперь одного взгляда будет достаточно, чтобы понять, почему Спасская башня называется Спасской.

Образ Спаса Смоленского велено было убрать в годы советской власти. С конца 30-х икону считали безвозвратно утраченной. Ее искали в художественных галереях, запасниках музеев, но безуспешно. А она все эти годы была на своем месте — под слоем штукатурки, бережно спрятанная за решеткой и металлической сеткой. Те, кому было приказано уничтожить икону, лишь скрыли ее от глаз советских вождей, но сохранили для будущих поколений. Так что в наши дни реставраторам лишь понадобилось слегка обновить древнюю роспись.

Дмитрий Медведев: «Мы сегодня должны вспомнить всех, кто способствовал восстановлению этих икон, всех, кто помогал, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и просто жизнью, и сохранил это чудо для наших дней, для всех, кто сегодня присутствуют здесь и кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться этим образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас».

Чин освящения вновь обретенного образа возглавил Патриарх Кирилл. Специально для этой службы у Спасских ворот был оборудован подъемник, сегодня он украшен белыми цветами. На нем Патриарх поднимается к иконе, чтобы окропить ее святой водой.

В своей речи Патриарх скажет: удивительная история спасения иконы свидетельствует о единстве общества и церкви. О том же будут говорить и чуть позже в своей беседе Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл, когда Президент вспомнит, как много сделала церковь этим летом для помощи тем, кто пострадал от пожаров.

Дмитрий Медведев: «Я знаю, что вы активно этим занимались. И многие священники, естественно, участвовали во всех этих делах, просто встречаясь с обычными людьми. Поэтому мне хотелось бы уже от всех нас сказать, во-первых, большое спасибо Русской православной церкви за эти труды. Но и выразить восхищение тем, что делали наши люди».

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси: «В наши учреждения, которые занимались сбором гуманитарной помощи, организацией поддержки тех, кто тушил пожары, приходили люди, молодые люди, отдавали то, что имели. И, как сказал один наш руководитель, занимавшийся сбором всего этого: мы все стали другими».

Икону на Спасской башне, скорее всего, закроют специальным стеклом для защиты от дождя и солнечных лучей. Но пока реставраторам важно как можно быстрее завершить другую работу. Никольская башня Кремля сейчас в строительных лесах — там продолжают восстанавливать икону Николая Чудотворца, в 30-е годы точно так же скрытую от глаз и недавно найденную вновь.