Икона Андрея

Содержание

Святого Андрея Первозванного по праву можно назвать одним из самых почитаемых на всей территории огромной Руси. Больше многих остальных почитают икону Андрея Первозванного, потому что он стал первым проповедником в далеких от той территории, где проповедовал Христос землях. Поэтому стоит уделить внимание его жизни, посвященных ему святым изображениям, ордену, гордо носящему его имя и действующему фонду.

Дни памяти:

  • 3 июня – Собор Карельских святых;
  • 13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов;
  • 13 декабря;
  • 28 декабря – Собор Крымских святых.

Значение иконы Андрея Первозванного

Если посмотреть, как изображается святой Андрей Первозванный, то практически всегда икона включает в себя диагональный крест на заднем фоне. Этот символ многократно используется и в геральдике, и в различных других областях. Вообще диагональный крест относится к элементарным символам, поэтому трудно сказать, когда икона Святого Андрея была основой, а когда просто сочетание полосок. Так или иначе, точно есть возможность указать на Андреевский флаг и флаг Шотландии.

Издревле икона Св Андрея Первозванного обладает существенным значением для моряков и рыбаков, да и вообще для всех, кто имеет отношение к мореплаванию. Этот праведник считается защитником, всех, кто общается с водной стихией.

Также следует отметить высокое значение иконы Андрея Первозванного для всех русских православных людей. Ведь, по сути, именно благодаря ему христианство пришло на Русь. Конечно, многие могут говорить о крещении Руси, но изначально на скифских землях нес слово Христа именно этот апостол. Причем труд его был весьма велик, ведь проповедовать приходилось среди язычников, которым не особенно нравилась такая проповедь.

История святого апостола

Андрей Первозванный, стал первым человеком, откликнувшийся на призыв учителя Иисуса Христа идти за ним, поэтому и был награжден именем Первозванный. Со своим братом, они выросли в небольшом городке, где познакомились с речами Иоанна Предтечи, по ошибке именного его они сочли Помазанником, которого ожидали народы.

Скромный служитель отверг их предположения, отведя мужчин к настоящему Мессии. Они сразу приняли истину, которую он нес. А Андрей, преисполненный истиной, рассказал о ней Петру, который самоотверженно последовал вместе с ними. Но прежде чем пойти за Господом, им было велено вернутся в дома и доделать необходимые дела, связанные с работой и ведением хозяйства. Иисус, застав их за привычной для мужчин того времени рыбной ловлей, призывает их отправиться вместе с ним и стать «ловцами человеков».

Как знают верующие, в итоге каждый апостол получил дары Святого духа, то есть обладал чудесными способностями. Каждый из них умел исцелять и творить другие чудеса. Они продолжают такое занятие и до сих пор. Поэтому во многом помогает молящимся икона Андрея Первозванного: исцеляет от недугов, налаживает отношения, укрепляет веру.

Служение святого Андрея

Когда на учеников сошел Святой Дух, то последователи Иисуса кидают жребий и определяются, куда каждый из них отправится нести благую весть. Андрей Первозванный должен отправиться на берега, расположенные вдоль моря, и территории, принадлежащие скифам. По существующей легенде он смог дойти до территории, где много веков спустя будет основан Киев. Именно он предрек основание одного из величественных поселений, освященных Божьей Благостью.

До смерти, произошедшей после прилюдного распятья, Андрей долго и усердно молился, непрестанно обращаясь к ушедшему Христу. Также он творил различные чудеса, в частности исцелял больных в Греции.

Именно там правитель одного из городов, где проживал апостол и приговорил того к распятию и приказал не пронзать, а только привязать конечности, дабы усилить муки. Апостол Андрей не только не противился, но и сам пришел туда, где хотели установить распятие, прочел проповедь, а потом молился на своем диагональном кресте. В итоге правитель приказал его снять, так как понял величие этого человека, но святой Андрей просил Господа даровать ему честь мученической гибели, и никто не смог отвязать веревок, а апостол, воздав хвалу, испустил дух.

Сейчас нередко удается увидеть образ Андрея Первозванного из золота, переданный на иконе, ведь он считается чудотворным и высоко почитается.

До сих пор икона святого апостола Андрея Первозванного приносит людям благо, точнее несет благо сам апостол, которому молятся люди во всем мире.

В городах России, даже небольших, с легкостью можно найти храм в честь святого.

Молитвы апостолу Андрею Первозванному

Тропарь, глас 4

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как призванный первым из апостолов, и верховного Петра родной брат, Владыку всего мира моли, Андрей, да дарует Он мир вселенной и душам нашим великую милость.

Кондак, глас 2

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Перевод: Соименного мужеству (от др.греч. Ἀνδρέας — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» (Ин.1:40-41).

Величание

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Молитва

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Почему Андрей Первозванный считается покровителем Земли Российской?

13 декабря православная церковь отметит день памяти одного из самых знаменитых учеников Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Для России это особенный день, поскольку именно Андрей Первозванный издавна считается покровителем нашей страны. Орден его имени был и сейчас вновь является высшей государственной наградой России, Андреевский флаг осеняет российские военные корабли. И именно святому Андрею Первозванному в первую очередь молятся о защите Отечества.

Почему Андрей – Первозванный?

Этот эпитет – свидетельство особой роли, которая выпала апостолу Андрею в служении Иисусу Христу. «Именование апостола Андрея Первозванным связано с тем, что, как написано во всех Евангелиях, он был первым, кого призвал Христос, – говорит историк церкви, специалист Культурно-просветительского фонда «Преображение» Светлана Яшина. – Сын рыбака Ионы Андрей был старшим братом будущего апостола Петра и сразу искренне и горячо отозвался на призыв Иисуса и последовал за Ним. Он и его брат Симон, который впоследствии получил от Господа имя Кифа (или Петр, что по-гречески означает «скала»), были первыми, кто услышал призыв Иисуса и отозвался на него».

Особенно ярко, продолжает Светлана Яшина, об этом повествует Евангелие от Иоанна. Апостол Андрей, который сначала был учеником Иоанна Крестителя, идет посмотреть на Христа и становится Его учеником. И тут же призывает своего брата Симона: «Иди, посмотри! Мы нашли Мессию». «Это результат веры и доверия словам своего учителя Иоанна Предтечи, – говорит историк церкви. – И это доверие, желание принять и познать – важное свидетельство о первозванности апостола Андрея, о его духовном первородстве, о подлинности того опыта, который он пережил – и который переживает всякий человек, обретающий от Бога дар веры».

Фото: Метелица Сергей/ТАСС

Странствующий проповедник и его чудеса

Апостол Андрей стал свидетелем главных событий земной жизни Иисуса Христа, и в том числе его смерти и воскресения. В Евангелии от Марка сказано, что Андрей Первозванный был одним из четырех апостолов, которым Спаситель на горе Елеонской открыл судьбы мира. А после вознесения Христа апостол Андрей отправился проповедовать христианское учение всем народам. По преданию, ученики Христа бросили жребий, определяя, куда надлежит отправиться с проповедями каждому из них, и Андрею достались земли к северу: в сторону Черного моря, Дуная и Днепра.

«Самым первым своим словом, обращенным к брату Симону, апостол Андрей уже начал исполнять то призвание, о котором говорит своим ученикам Христос: что из ловцов рыбы они станут «ловцами людей», то есть будут собирать народ Божий – Церковь. И в этом тоже видна суть его первозванности: недостаточно быть первым откликнувшимся, недостаточно стать учеником Христа самому: нужно этот призыв от Бога сделать внятным, доступным для других», – рассказывает Светлана Яшина.

Неслучайно Христос дает апостолам заповедь: «Идите и сделайте учениками все народы, крестя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Исполнению этой заповеди и была посвящена вся оставшаяся земная жизнь апостола Андрея Первозванного. Он принес свет веры в Византию, которой позднее предстояло стать центром православного мира. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Черного моря, Крым и Причерноморье, которые стали первым поприщем его апостольского служения, и всюду проповедовал новую веру и творил чудеса именем Господа. Например, церковные предания утверждают, что по молитвам Андрея Первозванного по меньшей мере девять раз воскресали умершие; а самой знаменитой легендой о житии этого апостола остается история о том, как по его молитвам Господь вернул к жизни 40 моряков и рыбаков, утонувших по пути в город Патры, где они намеревались послушать проповедь Андрея», – говорит Яшина.

«Поелику святой апостол Андрей есть апостол Русский…»

Андрей Первозванный, по преданию, первым и единственным из учеников Христа побывал на землях будущей Руси. Хотя некоторые историки подвергают сомнению рассказ о путешествии апостола Андрея от Черноморского побережья на север, до будущего Новгорода, но в традиции Русской Православной церкви принято считать Андрея Первозванного первым христианским проповедником на Руси. Согласно сведениям «Повести временных лет» XII века, апостол Андрей по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев, заночевал в этой местности, а наутро объявил путешествовавшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей», после чего поднялся на эти самые горы, благословил их и водрузил крест. Пройдя выше по течению, Андрей Первозванный добрался до берегов Ладоги и оттуда через Западную Европу вернулся в Рим, а затем перебрался на полуостров Пелопоннес, где в 60-х годах первого века принял смерть: он был распят на косом кресте. Его изображение навсегда закреплено на андреевском флаге.

Личность и деяния апостола Андрея стали важнейшим мостом, который и сегодня связывает Константинопольскую Церковь с Русской Православной церковью. Имя Андрея Первозванного осеняло многих русских князей, начиная с Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, который был крещен в 1030 году под именем Андрей, а в 1086 году основал Андреевский монастырь в Киеве. В это же самое время память о святом апостоле Андрее Первозванном была внесена во все виды русских календарей.

В 1621 году в Киеве состоялся православный Собор, в Деяниях которого было записано: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным делом будет восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол». А первый российский император Петр Великий, почитавший святого Андрея как своего небесного покровителя, при основании новой столицы – Санкт-Петербурга – заложил в основание крепости на Заячьем острове ковчежец с частичкой мощей Андрея Первозванного.

Фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Петр I учредил первую и на протяжении почти 20 лет единственную государственную награду Российской империи – Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного. И почти сразу после этого император ввел официальный флаг военно-морского флота России: белый с синим Андреевским крестом. Именно под этим флагом российские корабли совершили множество знаменитых плаваний и географических открытий, включая и открытие Антарктиды в 1820 году, и множество легендарных подвигов.

О чем молятся святому апостолу Андрею

День памяти святого апостола Андрея Первозванного Русская Православная церковь отмечает 13 декабря. Воспринимая святого апостола Андрея Первозванного как покровителя и защитника Руси, православные христиане в первую очередь молятся ему о защите Отечества, а также об обращении в веру Христову – например, о возвращении в лоно церкви близкого человека. Но не только в этом верующие могут надеяться на помощь апостола Андрея. По преданию, Андрей Первозванный был очень скромным, аскетичным христианином. Но если кого из людей одолевала сильная нужда, непременно заступался за них перед Всевышним. Поэтому и сегодня святого Андрея просят о заступничестве перед Богом в самых разных ситуациях, например, когда необходимо вернуть гармонию в семье или требуется помощь в исцелении от болезней. Моряки, особенно русские, непременно обращаются к Андрею Первозванному перед началом плавания или накануне сражения, а рыбаки просят его об успешном лове и избавлении от бед.

Почему Андрей Первозванный считается покровителем Земли Российской?

Неслучайно Христос дает апостолам заповедь: «Идите и сделайте учениками все народы, крестя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

«Исполнению этой заповеди и была посвящена вся оставшаяся земная жизнь апостола Андрея Первозванного. Он принес свет веры в Византию, которой позднее предстояло стать центром православного мира. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, побережье Черного моря, Крым и Причерноморье, которые стали первым поприщем его апостольского служения, и всюду проповедовал новую веру и творил чудеса именем Господа. Например, церковные предания утверждают, что по молитвам Андрея Первозванного по меньшей мере девять раз воскресали умершие; а самой знаменитой легендой о житии этого апостола остается история о том, как по его молитвам Господь вернул к жизни 40 моряков и рыбаков, утонувших по пути в город Патры, где они намеревались послушать проповедь Андрея», – говорит Яшина.

Имя Андрей в православном календаре (Святцах)

Перевести имя Андрей с греческого можно, как храбрый или мужественный. Очень часто его путают с Адрианом. Дело в том, что раньше Андреев называли Адрианами. Но это просто созвучно имени Адриан, и ничего общего они не имеют.

Святой апостол Андрей Первозванный, дата памяти 13 июля (12 ап.), 3 июля, 13 июня, 13 декабря

Он самый первый последовал за Христом, и только потом уже за Спасителем последовал его брат — апостол Петр. Родом будущий апостол был из Галилеи. О спасительном учении он услышал от Иоанна Крестителя, когда многие думали, что он и есть Мессия. Однако, Иоанн Предтече объяснял, что это не Он, а только лишь призван подготовить Ему путь. В скором времени случилось то, что говорилось в Священном Писании. Господь Иисус Христос принял святое крещение в реке Иордан.

Андрей Первозванный сразу же решил последовать за Христом, став Его учеником. Апостол Андрей был со Спасителем практически все время Его земного служения и проповеди.

После крестной смерти Господа, Андрей Первозванный был в числе учеников, которым Спаситель явился на Елеонской горе. Уже стяжав Дух Святый, апостол Андрей отправляется знакомить человечество с учением Христа, на его долю выпали земли вдоль Черного моря. Он побывал на Таврическом острове, с Днепра поднялся на север, дошел до будущего места возникновения Киева. Он благословил эти места, установив здесь крест.

Затем он вернулся в Грецию и стал жить в городе Патрос, где исцелял и проповедовал. Правитель Егеат возненавидел апостола и постановил распять его на кресте. Он приказал стражам сделать все, чтобы мучения святого длились, как можно дольше. Апостола привязали буквой Х ко кресту, гвоздей не вбивали, чтобы смерть наступила не сразу. Андрей Первозванный все это время молился. В момент отошествия души ко Господу, его тело озарилось необычайным светом.

На Руси испокон веков особо почитали апостола Андрея. Петр Великий основал в его честь орден, который присуждался государственным чиновникам. Именно в честь апостола русский флот установил стягом Андреевский флаг. Как известно, он представляет собой голубой крест на белом фоне в виде буквы Х.

Икона Святого Апостола Андрея Первозванного

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, (сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха), дата памяти 17 июля

Его не даром назвали Боголюбским – всем сердцем он возлюбил Господа еще с юных лет. В юношестве он участвовал во многих военных сражениях своего отца, смерть приходилось видеть каждый день. Однажды, лишь горячая молитва к Федору Стратилату, день памяти которого отмечался тогда, князь был спасен от копья немецкого воина.

Именно Андрей Боголюбский вместе с отцом строили Москву , возводили храмы во многих городах. После воцарения Юрия Долгорукого на Киевском престоле, он отдал сыну городок Вышгород. Но, повинуясь велению Господа, князь Андрей в тайне покидает Вышгород и отправляется в Суздальские земли. В дороге ему явилась Пресвятая Богородица и приказала основать недалеко от Владимира Церковь в честь Ее Рождества.

В честь чудесного явления князь обратился к иконописцам с просьбой написать икону, где изобразить Божию Матерь такой, какой он ее сподобился увидеть. Эта икона именуется теперь Боголюбской.

В 1159 году князь Андрей возвел храм в честь Рождества Богородицы и велел основать город Боголюбов. За годы своей жизни он возвел более 30 храмов. В своем государственном служении, самым важным можно назвать победу над болгарами, он также сумел объединить русские земли под свои правлением.

Икона Святого благоверного князя Андрея Боголюбского

В 1174 году он принял мученическую кончину. В летописях сохранились известия о том, что изменникам помогала жена князя Андрея, вступившая с ними в заговор. Двадцать убийц ночью напали на безоружного святого. Ко Господу Андрей Боголюбский отошел с молитвой на устах.

Православные святые с именем Андрей

Даты указаны по новому стилю.

Святой апостол Андрей Первозванный

Святой Андрей Первозванный — первый из апостолов. Узнать больше об этом святом, увидеть иконы с его изображением и прочитать житие, Вы можете в этой статье!

Святой Андрей Первозванный

Сегодня, 13 декабря, православные христиане празднуют День памяти святого апостола Андрея Первозванного.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит мужественный.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснял людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира.»

Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» «Пойдите и увидите,» — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию.» Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.» Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа, апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т.е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев.

«Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей.» Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос, расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелял от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы Х, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее, этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62-го года после Рождества Христова.

Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед.

Тропарь
апостола Андрея Первозванного:

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Акафист перед иконами святого Андрея Первозванного

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Икос 1

Ангел благовестник Агнца Христа, вземлющаго грехи мира, был еси Андрее апостоле, и с Ним во веки пребываеши на Небеси; отонудуже и призри на пения, приносимая тебе во храме твоем, на месте, идеже стоясте нозе твои, и, яко богат сый блатодатию Божиею, подаждь нам слово благо, да зовем ти: Радуйся, деннице от града Вифсаиды нам возсиявшая; радуйся, равночестный брате верховнаго Петра. Радуйся, учениче великаго Предтечи Христова; радуйся первее прочих апостол званный ко апостольскому служению от Самаго Господа. Радуйся, яко и другим с радостию воззвал еси: «Приидите, обретохом желаемаго Мессию»; радуйся, и нас к Нему же приводяй. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 2

Учителю, где живеши? — вопросил еси, Андрее, Спаса душ наших и, с Ним пребыв день един, возлюбил еси на все дни живота твоего обретеннаго тобою Мессию, и брата твоего старейшаго привел еси к Нему. Темже и нас, яко меньшую братию твою, к Нему же не престай влещи, да и мы, последующе стопам твоим, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Провидя в тебе, святый Андрее, веры и любве пламень, Господь паки тя обрете на езере Геннисаретсте, яко рыбаря, купно с братом твоим, вметающа мрежи во глубину, и рече вама: «Грядита по Мне, и Аз сотворю вы ловца человеком». Ты же абие последовал еси Ему и богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу, с нимиже и мы уловленнии тобою во спасение, вещаем ти: Радуйся, яко от Самаго Господа ловитве духовней научился еси; радуйся, яко на том же езере с прочими апостолы обуреваем быв, верою спаслся еси в Господа, запрещающаго ветром и морю. Радуйся, стяжавый велию веру, егда видел еси пречудное насыщение пяти тысящ пятию хлебами; радуйся, дар приявый от Господа целити всяк недуг и всяку болезнь. Радуйся, яко глас с небесе слышан бысть еллином, Христа тобою узревшим; радуйся, яко на горе Елеонстей откровена быша и тебе грядущая при кончине мира. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 3

Странствия Владычня и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте Сиона насладився, яко верный друг Христов, вкупе с прочими апостолы узрел еси Господа и Бога твоего, от Негоже и Дух Свят приял еси, во еже вязати и решити грехи людския. И паки, в тойжде горнице Сионстей, обильное бысть на тя излияние обетованнаго Духа во огненных языцех. Темже вся племена удивишася, како языком их глаголал еси величия Божия, поя: Аллилуиа.

Икос 3

От Господа заповедь приим проповедати Евангелие всей твари, обтекл еси многая грады и страны, апостоле Андрее, призывая люди к познанию Истиннаго Бога и крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; с нимиже и мы сподобихомся благодати Крещения. Сего ради благодарственная восписуем ти: Радуйся, чудес Христовых провозвестниче верный; радуйся, Святаго Евангелия проповедниче громогласный. Радуйся, идольскаго служения потребителю; радуйся, истиннаго благочестия насадителю. Радуйся яко по слову твоему людие водою и Духом возрождаются; радуйся, яко тобою вернии Безсмертныя Трапезы причащаются. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 4

Сила Божия осени тя, апостоле Первозванный, во еже благовестити силу и славу Сына Божия и утверждати вся веровати во Святую Троицу призванныя. Темже убо и нас, покланяющихся Единому в Триех Ипостасех Богу, на злачней пажити веры Христовы соблюди, да благодатию Святаго Духа выну освящаемии, велегласно поем Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Привед ко Христу брата своего Симона Петра, Первозванне, с ним изшел еси и на апостольское служение твое, первее во Антиохию и Синоп, тамо победив демонов полки, от уз темничных спутника твоего апостола Матфия свободил еси, и юзники с ним бывшия крестил, верховному Петру оттуду в западныя страны текущу, ты братнее целование дал еси ему, сам же добре подвизался еси на востоцех. Темже и мы, людие Церкве Восточныя, блажим тя: Радуйся, сило Божия, полки демонов прогоняющая и узы темниц сокрушающая; радуйся, приятелище благодати апостольския, от адовых уз тайнодейственне нас свобождающия. Радуйся запад и восток с братом твоим богомудрым, проповеди ради слова Божия, жребием разделивый; радуйся, во граде Синопе неверие иудеев силою чудес твоих обличивый. Радуйся яко тамо от безбожных Христа ради биен был еси; радуйся, яко от Самаго явльшагося ти Господа исцеление язв тебе даровася. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 5

Двукраты возвращся во святый град, да купно со апостолы пятидесятный день празднуеши тамо, двукраты паки шествовал еси от святаго Сиона, во еже Христа проповедати вселенней, первее со Иоанном наперсником Господним, посем же с Симоном Кананитом и Матфием, иже жребием назнаменован бысть во апостола, и вся пределы Асии и Понта обтекл еси, словом спасения всех оглашая, да Богу поют: Аллилуиа.

Икос 5

От моря Галилейскаго до Понта Евксинскаго апостольския мрежи твоя распрострый и все поморие окрест огласивый благовестием твоим, востекл еси, Первозванне, и в страны Скифии, Крест Христов всюду водружая в знамение нашего спасения. Сего ради и мы, аще и позднии роди, внемлюще благовестию твоему и воспоминающе подвиги твоя, зовем ти: Радуйся, в Никеи лютыя разбойники укротивый и лютейшаго дракона умертвивый; радуйся, Крест Христов посреде града сего водрузивый, яко Предтеча сый двукраты собранных тамо отец богоносных. Радуйся, яко во Асии и Понте тобою свет Христов возсия; радуйся, яко апостольский жезл твой предгорие Кавкаса свету Христову отверзе. Радуйся, имже мрак киммерийский озарися; радуйся, имже вселенная струями воды живы напоися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 6

Бурею страстей одержимая и, яко воды океана, волнуемая, племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси. Темже и мы, яко чада православныя веры, благодарным сердцем и благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

На горе Елеонстей Божественного Учителя твоего иногда со прочими апостолы вопросил еси, Андрее: «Рцы нам, что есть знамение пришествия Твоего?» На горах же Киевских, яко орган сый благодати Духа Святаго, ты предвозвестил еси грядущую славу места сего; мы же, предреченныя на милости сея сподобльшеся, умиленно взываем ти: Радуйся, яко с горы Сиона закон нам евангельский принесл еси; радуйся, яко по водам Ворисфена апостол Божий к нам востекл еси. Радуйся, благодать Иорданову, Крещения нашего ради, реце сей даровавый; радуйся, на горах Киевских Kpeст нашего спасения водрузивый. Радуйся, имже обильное излияние благодати Божией зде предречеся; радуйся, имже бытие града велика и церквей многих зде предвозвестися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 7

Днесь, во исполнение пророческаго гласа твоего, храм преславный красуется на месте, идеже не сущая яко сущая провидел еси по дару Духа Святаго; окрест же его град велий с церквами златоверхими истину словес твоих свидетельствует, емуже и доныне ты, яко с горния кафедры, мир благовествуеши. Темже и мы, сбытие богодухновенных глагол твоих зряще, велиим гласом взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

От светоносныя зари, Первозваннаго апостола свет боговедения восприимши, святая Ольга возсия Русской земли яко денница нашего спасения, возводя вслед себе, яко светозарное светило, внука своего Владимира, просветителя всея полунощныя страны. Темже и мы, возведше очи наша к тебе, Андрее богомудре, яко к начальному благовестнику нашего спасения, восписуем ти похвальная сия: Радуйся, яко деннице нашего спасения, Ольге святей, света Божественнаго познание даровася; радуйся, яко благоверию ея Христово Царствие отверзеся. Радуйся, яко благословением твоим преславное светило от сея денницы нам произыде; радуйся, яко по твоему предвозвестию апостольскому равноапостольный князь нам явися. Радуйся, яко тобою святаго Владимира царствие земное к Небесному приобщися; радуйся, яко Днепр и Почайна, реки Киевския, спасительною купелию нам быша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 8

Проповедуют преславного града Киева и всея Русския страны пастырие и пасомии память деяний твоих, богомудре Андрее апостоле; в недрах же пещерных нетленно почивающии угодницы Божии, со Антонием и Феодосием, немолчными усты, яко живи суще, славу твою веком и родом возглашают, тобою бо водруженный зде Крест, яко благосеннолиственное древо, произрасте, во еже изнести нам плоды благочестия и святыни. Мы же райскаго вертограда твоего, аки птенцы духовнии, тобою научени есмы воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Не точию Руси единыя был еси спасения провозвестник, Первозванный апостоле Христов, но и вся словенская племена, якоже кокош, птенцы своя под криле собираяй, привел еси я ко Христу; ты бо от Херсониса во мрак полунощныя страны презирая, сущим тамо людем, да Божию научатся слову, премудрыя учители, Кирилла и Мефодия, проповедию твоею за многие веки предуготовал еси; мы же, аки устами сих просветителей наших, велегласно вопием ти: Радуйся, словенская племена искони благословивый; радуйся, слово их разумное словом Божиим умудривый. Радуйся, яко глаголу Божию послушливии, Церкве чада словесная быша; радуйся, яко в Херсонисе, идеже проповедал еси, первая росская писмена Кирилл святый обрете и прият я. Радуйся, яко теми Алфу и Омегу, начаток и конец — Христа Божию премудрость возвестил еси им; радуйся, яко и вся богодухновенная писания учителие сии на язык словенск нам преложиша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 9

Пустынныя Скифии не убоявся, во глубину полунощныя страны, простерл еси апостольская странствия твоя, Первозванне, отонудуже и в ветхий Рим пришел еси, иже тогда глава миру языческому бысть; обаче тьмы ради идольския оставль его, и на красный брег Воспора пришед, тамо во граде Византии, иже новый Рим и матерь христианом бысть, апостольский престол твой утвердил еси. да от него Восток и Север весь светом веры озарится, вернии же чада Церкве Христовы Богу единомысленно зовут: Аллилуиа.

Икос 9

Мати Сион — псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским от кафедры, юже ты, Первозванне апостоле, в Византии утвердил еси. Темже и мы, Невечерним Светом озаряемии, благодарне взываем ти: Радуйся, от горы Сионския снисшедый и горним светом Киев многохолмный озаривый; радуйся, граду сему многоплодие духовное благословением твоим ниспославый. Радуйся, яко посреде вселенныя апостольский престол твой утвердил еси; радуйся, яко под сень его (в новом Риме) вся просвещенныя тобою языки собрал еси. Радуйся, имже православие в душах их утверждается; радуйся, имже от Востока тьма Запада отревается. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 10

Егда наста время преставления твоего, блаженне апостоле, в древния Патры Ахайския пришел еси, да тамо жрен будеши, течение бо скончал еси, подвигом добрым подвизался еси, всем проповедав Христа распята, иудеем соблазн, еллином же безумие, нам же, званным и спасаемым, — Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, от Неяже и научихомся пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 11

Нерон кесарь, якоже иногда Ирод, гонения на вся верныя воздвигнувый, в Риме Павла мечем усекну, Петра же на кресте распя, подобне и тебе достиже в Патрах рука мучителева, егда вместо кроткаго Лезвия судию постави Егеата лютаго, иже не терпяй крещения брата своего, ниже исцелением жены своея умягчен быв, в темницу вверже тя и, якоже верховного Петра, на крест осуди. Ты же юзник сый, в темнице мрачней, яко во светлом храме, брата анфипатова Стратоклиса во епископа Патром проручествовал еси, Богу со всеми верными посреде узилища воспевая: Аллилуиа.

Икос 11

На месте лобнем крест воздвизаем узрев, на немже имел еси распят быти, не убоялся еси, апостоле, даже до смерти свидетельствовати возлюбльшаго тя и возлюбленнаго тобою Христа, и к сему знамению спасения руце простирая, умиленно взывал еси: Радуйся, Кресте Всечестный, пред нимже с веселием предстою, ведая тя, упование мое; радуйся, Кресте Животворящий, егоже глава до Небес достиже, подножие же врата ада сокруши. Радуйся, Кресте достопокланяемый, восприемый Владыку моего, яко гроздие сладчайшее, источившее нам спасение; радуйся, Кресте благословенный, разбойника спасый и тому плоды исповедания даровавый. Радуйся, яко и моея радости исполнение был еси; темже радуйся и ты, страстотерпче, на Кресте веру твою во Христа запечатлевый. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 12

Приидите, свидетелие радости моея! — воззвал еси апостоле к совершителем воли Егеата, — творите волю над мною, распните мя и, яко агнца, принесите в жертву создавшему мя Творцу. И сия рек, возшел еси на крест, яко на горнюю кафедру, с неяже три дни и три нощи проповедал еси слово Божие окрест стоящим людем, да не боятся смерти, исповедающе Господа Иисуса. Егда же светом небесным озарися лик твой, ужасеся мучитель и тя со креста взяти повеле; обаче ты, страстотерпче, не восхотел еси от крестных мук разрешитися, до исхода твоего непрестанно Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 12

Славяще апостольския подвиги твоя, Андрее Первозванне ублажаем святую кончину твою, еюже Живоносную Страсть Сына Божия прославил еси, и во умилении сердца взываем ти сице: Радуйся, друже Христов, с радостию крестная страдания за Него претерпевый; радуйся, апостоле верный, со креста глаголы Живота Вечнаго людем проповедавый. Радуйся, яко в час снятия со креста осени тя свет, аки молния с небесе; радуйся, аки православно исповедающим проповеданнаго тобою Христа Сына Божия обещал еси благодать велию. Радуйся, Горняго Иерусалима апостольское основание; радуйся, седяй со апостолы на едином от двоюнадесяте престолов, во еже судити вся колена Израилева. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 13

О Первозванный апостоле Христов Андрее, призри на благохваления сия всех чтущих святую память твою, и яко водрузил еси Крестное Древо на горах града Киева, присно осеняй и нас спасительным знамением сим, да, Крестом Господа Бога и Спаса нашего охраняеми, достигнем в меру возраста исполнения Христова и сподобимся с тобою и со всеми святыми, во гласе радования, в безконечныя веки пети Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

В Историческом музее прочитают лекцию про фильм «Брат 2»

В этом году фильму, ставшему культовым, 20 лет. Несколько сцен снимали именно в здании Исторического музея на Красной площади.

Поэтому в музее в числе других мероприятий «Ночи в музее» запланировали и лекцию о фильме Алексея Балабанова, в котором роли исполнили Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Кирилл Пирогов и другие. Лекция начнется в 21.30 (мск), а лектором будет Андрей Апостолов — киновед, помощник ректора ВГИКа.

— «Брат 2» одновременно и подводил итог «лихого» десятилетия с его культом неоправданной жестокости, легких денег и западного образа жизни, и открывал новый этап в истории российского кино, да и в истории страны. Неслучайно одной из ключевых локаций фильма стал Государственный исторический музей на Красной площади, Балабанов словно давал понять, что герои фильма на наших глазах творят историю новой России», — говорит Апостолов.

В «Брате» и «Брате 2» роль старшего брата Данилы Багрова сыграл Виктор Сухоруков. В том числе, и в эпизодах, которые снимались в Историческом музее. И Сухоруков, помимо роли брата Данилы, сыграл многих исторических персонажей. Это и император Павел, и Владимир Ленин, и Никита Хрущев.

— Профессия дает право быть фантазером, исполнителем версий. Я выискивал те поступки у своих персонажей, которые можно сыграть на экране или сцене, показав характер героев. Надеюсь, на уровне чуть выше дилетантского, — говорил Сухоруков в интервью «Родине».

Вопросы Андрею Апостолову про фильм «Брат 2» можно задавать на странице музея Вконтакте. А интервью Сухорукова о роли личности в истории можно прочитать на .