Игумения Варвара

Русская Православная Церковь

Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова).

***

Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности.

В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре.

С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара.

Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители.

18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест.

Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство: была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

За время настоятельства игумении Варвары архитектурный ансамбль монастыря увеличился. Была построена Сергиева колокольня. В 1986 году освящена домовая церковь во имя святителя Алексия и великомученицы Варвары, а в 1990 году ― церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Исидора.

В том же 1990 году произошла перемена в статусе Пюхтицкой обители: монастырь получил звание ставропигиального.

26 ноября 2010 года игумения Варвара приняла постриг в схиму.

По словам митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, «кончина матушки ― большая утрата не только для монастыря, но и для всей Церкви. Игумения Варвара была не просто настоятельницей монастыря и строительницей. Она собирала не только камни для зданий, но и духовную пищу и подавала ее людям, которые искали такой пищи и приезжали в монастырь».

Отпевание и похороны матушки назначены на 10 февраля.

Сайт Эстонской Православной Церкви/Патриархия.ru

монахиня Варвара (Пы́льнева)

Галина Александровна Пыльнева (м. Варвара) родилась в 1936 году в Москве. В 1958 году окончила Московский текстильный институт. Работала художником-прикладником в отделе реставрации памятников при Моспроекте. Духовная дочь старца Зосимовой пустыни иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) (1869–1949). Многие годы общалась с ныне канонизированными Глинскими старцами, вела переписку с архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) (1921–2005). Автор множества книг и журнальных публикаций.

Схимонахиня Сергия преставилась 10 марта 2017 года, покоится на кладбище при Храме Тихвинской иконы Божией Матери у метро «ВДНХ». Прямо рядом со своим наставником, иеросхимонахом Иннокентием (Орешкиным), день его преставления тоже 10 марта.

Книги:

  • Толкование на паремии. М., Изд-во Сретенского монастыря, 1997
  • Глинская мозаика . М., «Паломник», 1997
  • Радость духовная. Советы православных пастырей.М. 1998
  • Воспоминания о старце Зосимовой пустыни иеросхимонахе Иннокентии. М., «Русский Хронограф»,1998
  • Их молитва была услышана. М.: Даниловский благовестник, 1999
  • Никола Милостивый — сегодняшний наш помощник. М.: Православный издательский центр «Глаголъ», 2006
  • Христос воскресе! Пасхальный сборник. М. «Паломник» 2000
  • Весна постная… Восхождение к жизни вечной. Изд-во: Владимирской Епархии. 2002
  • Всемилостивая. Рассказы о помощи Божией Матери. С приложением акафиста и истории прославления Песчанской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. М. Изд-во: Глагол, 2002
  • В Лавре преподобного Сергия. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007
  • «Дайте нам от елея вашего…». Советы опытных духовников. Изд-во Саратовской епархии, 2009
  • Земнии суть ангелы, небесные человецы. Жизнеописание Глинских старцев: Схиархимандрита Серафима (Романцова), Схиархимандрита Андроника (Лукаша), Схимитрополита Серафима (Мажуги). Изд-во: Глинская пустынь, 2010
  • Чудо исповеди. Непридуманные рассказы о Таинстве покаяния.М.:»Даниловский благовестник», 2011

Избранные статьи из журнала «Духовный собеседник»:

Избранные статьи из журнала «Альфа и Омега»:

  • «Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру в начале ХХI века.» № 1 (54). 2009
  • «К новомученикам.» № 3 (56). 2009, № 1 (57). 2010

Игуменья Варвара (Волгина): «Столько лет мы молитвенно просили Божию Матерь дать нам средства и возможности начать строительство и терпеливо ждали»

Игумения Варвара: жизнь в монастыре начинается до рассвета

В сентября, в праздник Рождества Богородицы паломников из разных уголков Приморского края, в том числе и из Владивостока, принимали сестры Богородице-Рождественского женского монастыря. Как и чем сегодня живет женская обитель, рассказала ее настоятельница игумения Варвара корреспонденту сайта храма Успения Божией Матери г. Владивостока

23 года тому назад вновь открылся Богородице-Рождественский женский монастырь в селе Линевичи (Уссурийского городского округа), тогда же прошла первая литургия и состоялся крестный ход. Сейчас здесь проживает 26 насельниц и еще 5 сестер несут церковное послушание в зарубежных учреждениях Русской Православной Церкви. Это монахини, инокини и послушницы. Игумения Варвара родом из Верхнего Поволжья, — поэтому и фамилия у нее в миру — Волгина такая — родилась под Селижаровым в селе Селище. Она взяла на себя нелегкий крест по восстановлению обители.

– Вы трудитесь в монастыре посвящённом Царице Небесной. Ощущаете Её помощь и Покров?

– Как сказал митрополит Вениамин – Она наша Мать. Вы слышали молитву «Царица моя преблагая»? Так вот она нас и наставляет, и учит, и кормит, и утешает. А всё остальное от нас, как будем трудиться. Если мы не будем слушаться Её и её Сына и Бога нашего Иисуса Христа, жить духом времени, то Она будет нас вразумлять.

Наш монастырь наглядный тому пример. Если бы вы побывали в монастыре 23 года тому назад, стало бы ясно, как мы жили и как шли к тому, что сейчас имеем. А в каком состоянии храм был? А сейчас видите, с Божией помощью мы восстановили первый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Столько лет мы молитвенно просили Божию Матерь дать нам средства и возможности начать строительство и терпеливо ждали. И вдруг всё закрутилось. Кто-то перечислил деньги, подчеркнув, что средства исключительно на храм. Это такая маленькая лепта! Но с неё началось строительство. Сейчас я просто закрываю глаза, и вижу, что это промысел Божий, когда всё что нужно жертвовали на сооружение нового храма.

Вот и сейчас вы видите, сколько прибыло паломников в монастырь, порой их бывает более 1000. Мы приготовили угощение для всех. Хотя иногда ощущаешь, что не в силах приготовить столько, сколько надо, чтобы накормить всех – нет ни сил, ни продуктов. Ведь я математик, и рассчитываю, к примеру, сколько надо всего на 600, 800 или 1000 паломников. Глаза страшатся, но с Божией помощью у нас всех накормят, и даже ещё остаётся, а мы потом неделю доедаем. А вы спрашиваете, как мы чувствуем покровительство Богородицы. Вот так в жизни всё и выходит с Её помощью.

– Что сегодня представляет монастырское хозяйство, за счёт чегоживут монахини?

– Чем кормимся? Это правильный вопрос. Городские храмы посещают прихожане, приносят пожертвования, а мы живём в глуши, паломники у нас бывают редко, уповаем на помощь Пресвятой Богородицы. Она нас просит, чтобы мы трудились, жили от трудов своих. У нас есть возделанные поля, на которых сеем пшеницу, овес, ячмень; в хозяйстве – коровы и овцы. Овечек содержим, чтобы стричь шерсть. Из неё делаем одеяла. По архивным данным наши сестры очень славились по всей России именно одеялами. А еще работаем на огородах, трудимся в садах, ухаживаем за курами, содержим пасеку.

Главное в монастырской жизни – каждый день – Богослужение, молитвенное правило. Мы живём по строгому уставу. Только раньше наши предшественницы начинали свой день в 2.30, а мы встаём в 3.30. И ложимся пораньше.

– Помогают ли монастырю прихожане?

– Да. Навещают. В том числе и из Успенского храма Владивостока, но особенно любят нас жители Уссурийска. Они сохраняют верность и любовь монастырю. Они нам хорошо помогают. Вот и сегодня их более 50-ти человек.

– Сколько паломников на сегодняшнем празднике? Вы считаете?

– Затрудняюсь сказать точно. Не каждый год Рождество Божией Матери выпадает на воскресный день. В 2014 году было 1200 человек, в прошлом – около 1000. Сейчас точно не смогу сказать, когда всех покормим, то после трапезы подведём итоги и узнаем.

Мы булочки заказываем для каждого паломника. По количеству розданных булочек и определяем количество гостей, посетивших монастырь. Я так рада каждому, что нашли время и приехали к нам.

– Рождество Богородицы престольный праздник восстановленного монастыря, а тот монастырь, который был основан на этом месте тоже был посвящён этому празднику?

– Да. Первый храм, построенный 116 лет тому назад, был наречён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Потом он был разрушен. На его же фундаменте мы возвели новый, только несколько измененный. И первая игуменья – матушка Павла – похоронена за этим храмом.

А ныне существующий храм был домовым и зимой не отапливался. Сначала построили жилой корпус и домовой храм Нерукотворного Образа Спасителя. Мы первым делом восстановили этот храм и домики, чтобы можно было жить.

Как мы ожидали новый храм! Сначала фундамент укрепили и продолжали ждать возможность строительства.

– Кем вы были в мирской жизни?

– Учителем математики.

– То есть работать с цифрами вам не привыкать.

– Да. Я – и прораб, и агроном… Учусь потихоньку, с Божией помощью. Жизнь учит всему, любого хозяина. Я – плохая хозяйка, но Матерь Божия исправляет и вразумляет. Порой я даже удивляюсь, почему я то или иное дело знаю или догадываюсь, как лучше его выполнить и понимаю, что это не я, а Пресвятая Богородица помогла вникнуть, направила учиться и запомнить.

– Матушка, как вы попали в Приморье?

– У нас, у монахов, как у военных – нас сюда послали. 24 года тому назад меня направили в Приморье на восстановление этого монастыря.

– Можно ли провести сравнение между вашей жизнью в Западной части России и на Дальнем Востоке.

– Можно, но первый месяц я плакала. Ведь я лишилась своего родного монастыря, монашеской семьи, где привыкла жить. Со временем мне понравились приморцы, добродушные и дружелюбные люди. Теперь у меня много хороших друзей в крае.

– Сложно ли привлечь людей к монастырским работам?

– Все хорошо откликаются на наши просьбы.

– Многие спрашивают, чем же вам можно помочь?

– Когда задают такой вопрос, то я отвечаю – всем, чем можете, так как хозяйство всегда во всём нуждается.

– А сами, лично, чем занимаетесь?

– Я люблю шить. С удовольствием шью монашеские одежды.

– Сколько лет вы живете в Приморье?

– 24 года. Но в монастырь прибыла не сразу. Пока оформляли документы, я жила во Владивостоке при Свято-Никольском храме. А на открытие монастыря приехала в Линевичи.

– Страшно было начинать?

– Это были 90-е годы прошлого века. Ничего страшного не было. Сейчас я вспоминаю, и говорю сёстрам, чтобы они не жаловались на жизнь. Мы начинали, когда ничего не было, а нам было радостно. Мы не печалились о том, где будем жить и что есть. Начинали в разрухе и не печалились. Нам Господь даровал радость и спокойствие, и нам не было тревожно. Мы никого не осуждали и не жаловались.

– Задело ли монастырские угодья наводнение или всё обошлось?

– А как же, задело и нас. У нас практически половина овощей сгнили. Урожай собрали маленький, но сестер я успокаивала и призывала не печалиться. Ведь в крае в некоторых местах люди лишились всего, а значит им надо помочь. Так и надо жить: откликаться на чужую беду, тогда мы и будем едины и в горе, а потом и в радости.

Владивостокская епархия

ВАРВАРА (ТРОФИМОВА)

Схиигумения Варвара (Трофимова)

Варвара (Трофимова) (1930 — 2011), схиигумения, настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря.

В миру Трофимова Валентина Алексеевна, родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье.

С детства читала и пела на клиросе в храмах. После начала Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Кировскую область, по окончании войны поселилась в городе Луга Ленинградской области. Там получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы.

1 августа 1952 года поступила послушницей в Пюхтицкий женский монастырь.

С 1955 года проходила послушание в Виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой), духовным отцом стал священник Николай Гурьянов.

5 марта 1958 года была пострижена в монашество с именем Варвара наместником вильнюсского в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов мужского монастыря архимандритом Сергием (Вощенко), исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского монастыря.

В 1960 году монастырь перевели в Свято-Духов мужской монастырь в отдельное помещение.

В 1963 году была назначена бухгалтером Виленского епархиального управления, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) составила «Летопись Виленского женского монастыря», за что получила в благословение от патриарха Московского и всея Руси Алексия I Иверскую икону Божией Матери.

3 января 1968 года была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

18 января того же года возведена в сан игумении архиепископом Таллинский и Эстонский Алексием в Таллиннском Александро-Невском соборе, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах архиеп. Алексий вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не неё наперсный крест.

26 ноября 2010 года приняла постриг в схиму.

Была участницей Поместных Соборов РПЦ 1971 и 1990 годов, экуменических семинаров, проходивших в Пюхтицком монастыре в 1982, 1984, 1986, 1987 и 1989 годах. Являлась членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

Скончалась 8 февраля 2011 года. 10 февраля того же года в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре состоялись отпевание и погребение. Похоронена на монастырском кладбище у церкви в честь святителя Николая .

Награды

  • ордена РПЦ: равноап. кн. Владимира 3-й степени (1976), прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1980), равноап. кнг. Ольги 2-й и 1-й степени (1991, 2000), свт. Иннокентия Московского (2003). Награды множество церковных и общественных организаций: Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного (1994), Российского медицинского общества (2000), эстонского просветительского общества «Форселиус» (2000 г.- за особые заслуги в деле духовного просвещения эстонского населения). Являлась почётным гражданином Эстонии.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Эстонской Православной Церкви:
  • Страница официального сайта Минских духовных школ:
  • Страница сайта Седмица.ру:

Матушка-строительница. Воспоминания о схиигумении Варваре

8 февраля отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Своими воспоминаниями о матушке делится игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

Матушки Георгия и Варвара в гостиной игуменского дома. 1978 год

Матушку Варвару я знала с 1952 года. Я поступила в Пюхтицу в 1949 году, а она — спустя три года. С первых же дней мы подружились, я была послушница Валентина, и она была Валентина — две Вали. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос, и все сестры очень любили нашу череду.

Помню, как на постриг матушки в 1958 году в Вильнюс, в монастырь Марии Магдалины, где мы тогда жили, приехал отец Николай Гурьянов. Когда новопостриженных из храма разводили по кельям, он обратился к нашей будущей игумении. Но называл всё время не по имени, «мать Варвара», а обращался к ней «матушка-строительница». Мы тогда еще удивились, почему он так делал. Но, видимо, Господь открыл ему что-то, и батюшка провидел, чему мать Варвара посвятит всю свою монашескую жизнь. «А ты, — говорил отец Николай матери Варваре, — читала игумению Таисию Леушинскую?» Она отвечала: «Читала». «Читай, читай, матушка-строительница».

Как-то раз пришел отец Николай к матушке Нине, которая была игуменией в Вильнюсе: «А вот матушку Варвару как сватать-то будут!» Мать Нина, крестясь, удивлялась: «Да что вы говорите, ее только что постригли, а вы говорите — сватать». Но очень скоро матушку Варвару действительно стали «сватать» в игумении. В 1968 году наш таллинский владыка Алексий, будущий Патриарх, вызвал мать Варвару в Москву. Ее хотели поставить игуменией Иерусалимского Горненского монастыря, но она наотрез отказалась уезжать за границу. Тогда владыка Алексий вечером призвал матушку к себе в кабинет и сказал: «Вот от Иерусалима вы отказались — молодец, но от Пюхтиц никуда не уйдете. Вам предстоит послушание: матушка Ангелина (тогдашняя игумения) немощна, она попала недавно в аварию, а в Пюхтицу приезжают иностранные делегации, их надо принимать…» Так мать Варвару и назначили игуменией в Пюхтицу.

Господь одарил мать Варвару многими талантами, не только певческим. Еще до монастыря она работала на почте счетоводом и бухгалтерию знала великолепно. А уж каким упорством и трудолюбием, какой изобретательностью надо было обладать, чтобы спасти Пюхтицкий монастырь одновременно от разрушения и от закрытия!

Монастырей в то время очень мало было — 17 на всей территории СССР. Времена были хрущевские, поэтому закрывали монастыри очень просто. Но покойный Святейший Алексий II Пюхтицу нашу очень любил. Не без его участия в монастырь всё время приезжали иностранные делегации: то из Германии, то из Финляндии, то из Швейцарии. А мы их принимали, матушка Варвара показывала наш хор, кормила натуральными монастырскими продуктами, которые сестры делали, а потом появлялись публикации в ЖМП, что такая-то группа посетила Пюхтицкий монастырь. Это было очень важно в то время для того, чтобы светские власти монастырь не трогали. И финансовые отчеты мы вели аккуратно, тогда ведь было всё сложно, каждая копеечка, каждая свечечка — всё было на учет. Но как-то Господь помогал нам справиться.

Трудились сестры не покладая рук: строили, ремонтировали, света не было, воды не было, приносили ее издалека, из колодца, бороновали, пахали, косили. Но постепенно с Божией помощью всё наладили.

Появилась сельскохозяйственная техника, сделали отопление, мельницу построили… Что-то по нормам того времени сдавали государству, остальное оставляли для своего обеспечения. Но и трудники к нам приходили постоянно. Вообще, очень все любили Пюхтицу. До закрытия границы с Эстонией было множество паломников, семинаристы приезжали, и они тоже помогали всё восстанавливать, ремонтировали наши домики, латали крыши… Постепенно увеличилось и количество насельниц обители, сначала их было около 50, а сейчас 120.

Последние 20 лет я несу послушание в Иерусалиме, в Пюхтицу приезжала нечасто, и каждый раз монастырь становился всё краше, прямо не узнать его было. И вот когда последний раз я приезжала, чтобы попрощаться с матушкой, у меня такое же чувство было.

Матушка Варвара была истинной монахиней, снисходила до немощей сестер. Иногда, может быть, и надо было проявить строгость, и она ее проявляла, но никого не обижала.

Матушка Варвара великая труженица была, Господь избрал ее для строительства обители, и 43 года она трудилась смиренно и не покладая рук. Без благословения матушки ничего не делалось, даже самое малое дело. Она всегда и сестрам напоминала о послушании.

Когда ее только поставили игуменией, она еще застала в Пюхтицах насельниц, которые были духовными чадами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вот, например, со мной в келье жила мать Аркадия, которая поступила в монастырь в 14 лет, духовная дочь отца Иоанна. Она всегда вспоминала, как батюшка говорил: «Сестры, только безропотно несите свое послушание. И тогда три шага до Царствия Небесного. Только безропотно». И вот это наставление мы старались выполнить, куда пошлют, то и делали: траву косили, дрова рубили, достаточно было матери благочинной одно слово сказать. А матушка Варвара нам говорила: «Идете на покос или скотный двор, творите молитву, чтобы всегда на устах была молитва Иисусова или «Богородице, Дево, радуйся». Так, молитвою возрождались Пюхтицы.

Послушание неразрывно связано со смирением, а смирение низводит Божие благословение и благодать. И, наверное, только ими можно было превратить полуразрушенные Пюхтицы в цветущую обитель, что и сделала матушка Варвара.