Иеромонах иннокентий

Facebook

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ПРОВЕДЕТ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ОНЛАЙН …Дорогие друзья, выпускники и абитуриенты школ, университетов и духовных учебных заведений. Христос Воскресе! 2 июня в ⏰ 11:00 по московскому времени Сретенская духовная семинария проведет в онлайн-формате День открытых дверей и расскажет о приемной кампании на 2020/2021 учебный год. Из-за сложностей, связанных с эпидемией, мы пока не можем назвать точные даты вступительных экзаменов. Но 2 июня мы познакомим вас с семинарией, расскажем о бакалавриате и магистратуре, об обучении и быте, ответим на ваши вопросы. Всех, кто хочет в этом году поступать на бакалавриат или в магистратуру Сретенской духовной семинарии, просим зарегистрироваться по ссылке: https://open.monastery.ru/ Регистрация обязательна, доступ к мероприятию будет возможен только после регистрации. Если кто-то в силу разных причин не сможет принять участие в Дне открытых дверей в обозначенное время, мы вышлем видеозапись мероприятия на адреса почт, указанных при регистрации. Также на эти адреса будут высланы точные данные о датах подачи документов и вступительных экзаменов, когда появится ясность в этих вопросах. Ещё

Иеродиакон Иннокентий

Мне приходилось общаться с настоящими святыми. Одним из самых замечательных и никем не замеченных был блаженный иеродиакон Иннокентий.

По ночам, зимой и летом, он ходил на монастырское кладбище и молился у заброшенных могил

Отец Иннокентий был иеродиаконом в нашем монастыре. Был он из дальневосточных эмигрантов, в Маньчжурии на тигра с рогатиной ходил. Говорят, он овдовел. Приехал в обитель и себя зарекомендовал как труженик, посещавший все дневные богослужения. Через год его постригли. Он стал пасечником, и из 15 ульев он развил ее до 88. Я у него нес послушание там. Пчёлы к нему сами слетались и давали сказочное количество меду. Некоторые ульи у него были по 15 этажей и больше. Монастырь продавал его мёд и зарабатывал по 40 тысяч долларов в год. В те годы это были очень большие деньги. Работал он не покладая рук. Как я потом увидел, он спал только два часа в сутки, вернее, только два часа в сутки его келья была закрытой. На эти два часа он удалялся в свою келью после утренних работ. К обеду он уже выходил. По ночам, зимой и летом, он ходил на монастырское кладбище и молился у заброшенных могил. Он сам изготовлял восковые свечи и ставил их на могилах, которые ему попадались в ту ночь. Зимой и летом он всегда был одет одинаково: подрясник, ряса, мантия, клобук, чулки, старенькие сапоги «в гармошку». А зимой у нас доходило до –38 С°. Даже во время вьюги его свечки не тушились, пока он стоял на коленях у какой-либо могилы и молился за упокой души ему совершенно неизвестного человека. Был у него дар исцеления, который он отчаянно скрывал и все исцеления приписывал мёду: «Монастырский, благодатный, вот и облегчает!».

Рано по утрам он чистил снег с тропинок, ведущих в храм, потом чистил весь храм, отстаивал все утренние службы, после чего опять чистил весь храм и удалялся к себе в келью на два часа. Когда мне пришлось быть на Святой Земле вместе с ним, он там меня исцелил после отравления и очень высокого жара. Но пригрозил, чтобы я никогда никому об этом не говорил, «а то наша с тобой дружба будет закончена и на этой земле, и на том свете. А когда я умру, ври сколько хочешь». Когда мы вернулись в обитель, он перестал при мне скрывать свои благодатные дары, но свое предупреждение он мне повторил.

В жизни своей я не видел, чтобы человек с таким благоговением входил в алтарь. Когда отец Иннокентий служил, то путал службу. До сих пор я не знаю, юродствовал он или действительно путался от благоговейного страха.

После пчел птицы сели большой стаей на свежую могилу и час там пели – и как пели!

Не буду писать обо всех мне известных интересных событиях из жизни отца Иннокентия. Скажу только, что его наставления по сей день питают мою душу и облегчают пастырское служение. Умер он в 1980-х годах, не дожив до 60 лет. Когда его гроб несли на братское кладбище, над гробом кружилась целая туча пчел, очень испугав многих. Когда его предали земле, пчелы опустились на новый холмик и полчаса сидели там, жужжа и махая крылышками. Потом они улетели, и прилетели птички, которых он всю зиму кормил. Они сели большой стаей на свежую могилу и час там пели – и как пели! Всех до слез довели. Попрощавшись с «хозяином», они улетели. Только после этого кто-то из братии сказал: «Может быть, мы чего тут не заметили… Видно, отец Иннокентий угодником был».

Такой случай у меня был с отцом Иннокентием. Была зима, мороз –35 С°. Ночь. Я уже крепко, тепленько и уютно спал, когда услышал стук в дверь, после чего зашел отец Иннокентий. Он сказал, что ему нужна помощь, чтобы я одевался и выходил к нему. Заметил, что он был в полном облачении: ряса, клобук и даже мантия. Ничего не понимая и жалуясь на этого «рабовладельца», я оделся потеплее и вышел на двор. Холод тут же пронзил меня до косточек, несмотря на теплую куртку. Перед семинарским корпусом стоял допотопный грузовичок отца Иннокентия, а он старался запихать какие-то большие медные контейнеры в кузов грузовика. Постарался ему помочь, но контейнеры были полными, и я их с места двинуть не мог. А он, будучи ниже меня ростом и более худым, поднимал их и кое-как вталкивал. Это было удивительно. Потом дал мне ключи и попросил включить мотор, пока он куда-то сбегает. Обнимая себя от холода, я сел в грузовик, сунул куда надо ключ, повернул, но ничего не последовало. Попробовал еще несколько раз – никакого эффекта. Махнул рукой, сунулся поглубже в куртку и задремал. Вернулся отец Иннокентий и сразу на меня: «Ты чего дрыхнешь? Включить мотор надо было!» «Да не включается мотор. Пробовал несколько раз», – ответил я, обиженный и на него, и на холод, и на судьбу вообще, и на весь мир – ведь холодно и спать хочется.

«А ты его хоть перекрестил?» – спросил отец Иннокентий.

Нет, конечно, не перекрестил. Холодно было, я несчастный: эксплуатируют. И какой-то сумасшедший – в час ночи дернуло его куда-то ехать и какую-то контрабанду везти!

Мотор был перевязан тряпочками и бинтами. Но отец Иннокентий перекрестил его – и мотор завелся!

Отец Иннокентий вытянул меня из машины, залез куда-то рукой и открыл капот. Потом взял фонарь и пошел смотреть на мотор. Я тоже заглянул и глазам не поверил: половина мотора отсутствовала! Остальная половина была повязана тряпочками, бинтами и дешевой клейкой бумагой. Это было всего лишь на полшага выше устройства белки в колесе.

Но отец Иннокентий довольно крякнул, перекрестил этот «мотор», закрыл капот и приказал опять постараться ключом включить. Мне даже было интересно, сколько часов это будет продолжаться. Но, к моему удивлению, мотор сразу же закрутился и плавно заработал. Отец Иннокентий сел за баранку, посмотрел на меня, улыбнулся и говорит: «Маловер ты, беспомощный! А еще иподиаконом выступаешь!» И мы поехали. Сижу, ошеломленный, молчу. Тогда он сказал: «Раз тебе Господь открыл на Святой Земле, то я скрывать от тебя не буду. Но помни мое предупреждение: никому ни слова, ни намека, а то…» Одна мысль, что лишусь его близости и доверия, вдруг стала для меня очень страшной, и я заверил его, что никому ничего не скажу.

Оказывается, он по ночам развозил остатки с монастырской трапезной по домам бедных, одиноких и больных людей этой деревни. Как он узнал про их нужды – ума не приложу. Кому-то он яички привез из своего курятника, кому-то борщ, кому-то хлеб. Развозил несколько часов, после чего мы вернулись в обитель, и я опять залез в постель. Но спать было трудно, несмотря на усталость. Ведь со святым, с чудотворцем ночь провел!

Да, есть среди нас замечательные угодники Божии. Но чаще всего они скрываются или, вернее, скрывают свои благодатные дары. Спасаться можно и в наши лукавые дни.

Священник Владимир Иванов

Настоятельницы монастыря

Игумения Иннокентия (в мiру Марина Александровна Татаркина) родилась 31 августа 1982 года в с. Батушево Атяшевского района республики Мордовия. Святое Крещение она приняла в младенчестве, воспитывалась в благочестии и вере. Дедушка её много лет был алтарником в храме с. Атяшево. С раннего детства Марина посещала церковь. В школьные годы она пела на клиросе.

По благословению игумена Лазаря (Гуркина, ныне – епископа Нарвского и Причудского), 23 июня 1998 года в возрасте 15 лет Марина поступила в число насельниц Троице-Сканова женского монастыря. Это был канун праздника иконы Божией Матери «Достойно есть».

26 апреля 2003 года при управлении монастырём игуменией Евстолией (Фроловой) Марина была одета в подрясник, а 6 января 2006 года облечена в рясофор.

2 апреля 2010 года, в Великую Пятницу, при игумении Тавифе (Бакулиной) послушница Марина была пострижена в иночество с именем Нина, в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Постриг совершил игумен Герман (Петров). Имя наречено по благословению архимандрита Наума (Байбородина, †2017).

С 2014 года инокиня Нина назначена казначеей Сканова монастыря.

9 апреля 2017 года игуменом Германом (Петровым) был совершён монашеский постриг инокини Нины с именем Иннокентия, в честь святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. В том же году мать Иннокентия назначена на послушание благочинной.

После кончины игумении Тавифы мать Иннокентия была назначена временно исполняющей обязанности настоятельницы монастыря.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла и решением Священного Синода от 28 декабря 2017 года монахиня Иннокентия утверждена в должности игумении Сканова монастыря. А 27 января 2018 года Преосвященным Митрофаном, епископом Сердобским и Спасским, возведена в сан игумении.

«Не нам не нам, а Имени Твоему»

Первый раз я побывал в Чеченской Республике в 2004 году. Это было в первый год моего священства, когда мы с полковником Кизимовым Николаем Васильевичем направились в Чечню. Для меня все было в первые. Впервые я служил литургию под открытым небом, причащал, крестил. Для совершения богослужений и треб предоставлялись различные помещения, то в санчасти, в кабинете командира, в палатке. Как молодому священнику мне было не легко войти в военный коллектив. Этому, наверное, способствовало и экстримальные условия, в которых мне пришлось находиться, и новизна военной обстановки, и общая нервозность личного состава в виду постоянной опасности террористических диверсий. В ночь на 27 апреля (накануне дня Внутренних войск) комендатуру в Шали, где мы остановились, обстреляли из подствольных гранатометов. Было страшно, но обошлось без паники и потерь. Вообще выстрелы, а в Чечне стреляли тогда часто, становятся привычными на второй-третий день. Еще ужасали маштабы и разнообразие военных тактик боевиков. Они не гнушались вовлекать в свои кровавые игры даже детей. Солдаты ловили ребятишек. Один из таких в свои 14 лет уже профессиональный минер, который совершил восемь подрывов с человеческими жертвами. “Зарабатывал деньги на компьютер”, — объяснил мальчишка солдатам, и после долгой беседы его отпустили”. На то время в республике было не мало и православных. Например, мы побывали в 14-й школе, там было много русских учителей. Вот только не все афишировали свою веру. Боялись расправы. В Грозном был старинный православный храм Архистратига Михаила, его разрушили во время ковровых бомбардировок в первую Чеченскую компанию (ныне воссозданный). Там еще до войны каждый в свое время служили отец Анатолий Чистоусов, о. Сергий Жигулин, иеромонах Евфимий (Беломестный). Всем батюшкам пришлось пострадать за Имя Христово. Отцу Анатолию, даже до смерти. Потрясающее свидетельство глубокой веры и высокой чистоты о. Анатолия привел о. Сергий Жигулин, когда рассказывал об обстоятельствах их пленения. Захваченный жестокими, звероподобными людьми, о. Анатолий с вдохновением произнес: “Слушай, брат, представляешь, ведь это счастье – пострадать за Христа, умереть с Его именем на устах”. Самому же о. Сергию Жигулину сломали правую руку, несколько ребер; его били кнутом, не давали пить, держали полураздетым на морозе, но его удалось освободить. С 1996 года в Чечне не было постоянного православного священника. Однако службы в Грозном все-таки проводились, на праздники в храм приезжал священник из Москвы, таинства совершались в бывшем доме священника. Мне было очень приятно познакомиться с хранительницей храма Антониной — без преувеличения можно сказать, что свою миссию она выполняла под страхом смерти. Прошло время и многое изменилось. Повсеместно стали появляться храмы и маленькие часовни в расположениях различных родов войск дислоцирующихся в Республике. К одному из них я имею непосредственное отношение.

«Все могу о укрепляющем мя Господе»

Все началось еще в марте 2004 в первую мою поездку в Чечню. В г. Шали, где на территории военной комендатуры располагался полк внутренних войск из г. Ангарска. Мне приходилось служить и беседовать с личным составом как говорится в походных условиях. Но ни это было самое сложное в моей работе. Ужасно было видеть изнемажденных «срочников», когда они возвращались после боевых заданий. От усталости эти молодые люди казались гораздо старше своего возраста. Счастливыми минутами считаю те когда приходилось наблюдать преображающиеся лица бойцов после бесед и церковных таинств. Мне довелось крестить десяток солдат, которые только что вернулись с задания. До Крещения на них лица не было, но после таинства они преображались, начинали улыбаться. За время первой командировке я понял, что нужен храм. И в первую очередь крайнюю необходимость в Нем ощутил я сам. Война, это что-то инородное в жизни человека, которое меняет его сознание до неузнаваемости. В обычных условиях человек может пройти мимо храма и его не заметить. А на войне как говорится неверующих нет. Здесь многие открывают для себя Бога Истинного, Милостивого, своего Спасителя. Я был уверен что познав Его на войне они будут славить Его и в мирное время исправляя свою жизнь и воспитывая своих детей в вере и Истине. Создание евхаристической общины в среди своих земляков на Кавказе стало моей задачей, как миссионера и пастыря.

Именно тогда ко мне и пришла идея срубить часовню для военнослужащих проходящих службу на Северном Кавказе. На то время я, будучи руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Иркутской епархии начал собирать пожертвования на строительство часовни. Через дра года сруб был изготовлен в исправительном учреждении № 19 ГУФСИН по Иркутской области в пос. Марково Иркутского района. Архитектурное исполнение часовни имеет вид церковной свечи. Часовня срублена из ангарской сосны и имеет высоту сруба 17 метров. Плотники срубили часовню из кругляка, имеющий 18 сантиметров в диаметре с «острожкой» с двух сторон. Вся работа выполнена по старорусской технологии во «обло» или иначе рубкой в пол бревна с креплением на деревянные шканты, то есть без единого гвоздя. В апреле 2006 года Часовня была отправлена в Чечню с очередным отрядом Иркутского ОМОНА. В течении года решалась судьба Часовни. Очень важно было выбрать подходящее место, которое бы соответствовало мерам безопасности и целесообразности ее назначения и эксплуатации. Наконец в июне 2007 года благодаря начальнику ГУВД по Иркутской области Антонову Алексею Алексеевичу часовня была доставлена и установлена на территории подразделения Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике в с. Тусхорой Итум-Калинского района. За этот период мне пришлось четырежды приезжал в Тусхорой. В первый раз в июне 2007 года для знакомства с руководством и обсуждения планов строительства. 22 февраля, в день обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского, 2008 года для освящения и установки золоченого купольного креста на часовне. По окончании чина освящения я объехал отделения (пограничные заставы) Управления вдоль государственной границы, провел с ряд бесед с военнослужителями, рассказывал о жизни и подвигах Святителя Иннокентия Иркутского, раздавал иконки Святителя Иннокентия, освятил жилые и служебные помещения застав. В декабре 2009 года, в деятую годовщину Пограничного управления ФСБ России по Чеченской Республике, по благословению архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима мною была привезена икона с мощами Святителя Иннокентия Иркутского. С этой иконой был совершен Крестный ход по воздуху вдоль российско-грузинской границы. На следующий день икона была провезена по всем отделениям (пограничным заставам) вдоль государственной границы, где перед ней совершались водосвятные молебны о мире на границе, о военнослужащих, их семьях, о спасении их с просьбой Божьей помощи и защите людей охраняющих границу нашей Родины. В 2010 году в часовне продолжались отделочные работы. 4 ноября в день чествования Казанской иконы Божьей Матери я еще раз посетил заставу пос. Тусхорой поздравил пограничников с Днем Народного единства ознакомился с ходом отделочных работ. Был составлен список необходимой для часовни церковной утвари и икон, которые в январе месяце были заказаны в художественно-производственном предприятии РПЦ «Софрино». В воскресный день 5 июня 2011 года торжество освящения началось с Божественной литургии в храме Архистратига Божьего Михаила города Грозный, по окончании которой кортеж из пятнадцати машин направился в горы. Через полтора часа собор священнослужителей во главе с владыкой Зосимой уже был на высоте 1800 метров над уровнем моря в горной местности с. Тусхорой где, сверкая на солнце золотым куполом возвышается церковная свеча – часовня во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Помню как Владыка Зосима освятив часовню, обратился с архипастырским приветствием к пограничникам: «Я рад, что на этом месте построен и освящен храм – часовня в честь и память Святителя Иннокентия Иркутского великого миссионера! Который преодоливая тысячи километров, терпя лишения и разного рода препятствия нес народам, не знавшим Христа свою любовь, свою веру, свою помощь. И мы сегодня, последовав его примеру, приехали к Вам, чтобы вместе с Вами помолиться и вместе с Вами освятить эту часовню! Когда Святейший Патриарх посылал меня на Северный Кавказ он меня просил донести всем народам, населяющим эту многострадальную землю, что во Христе нет раздора, нет кровопролитья, нет вражды, а есть только согласие, только любовь, только добрососедское отношение к друг – другу. И так мы все вместе и должны жить вне зависимости от национальности и религии. Мы все дети Божии. Не рабы, раб исполняет только то, что ему говорят, а сын может исполнять, что ему говорит отец, а может и нет. Потому что он сын, а не раб. Господь только предупреждает, что за все придет расплата. Многие говорят: “Вот меня Бог наказал” – это неправда. Бог никогда никого не наказывает. Подобно тому, как допустим, сын оскорбил отца, а другой сын, услышав это говорит ему: «давай я убью его за такую дерзость, которую он допустил по отношению к тебе». Но ни один отец не даст на это согласие. Потому что он сын, он наследник, он свой. Вот так и мы являемся сынами Божьими, которых он любит и терпит в надежде на наше исправление. Будем же терпеть друг- друга потому что мы братья. Будем угождать Богу своим хорошим поведением, миролюбием, терпением, добротой и любовью во Христе! Ведь «только тогда узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою»!. После чего Владыка Зосима вручил всем иконы Святителя Иннокентия Иркутского и благословил военнослужащих драгоценным ковчегом с мощами Святого Великомученика Георгия Победоносца небесного покровителя Кавказа православного воинства, специально принесенного в Тусхорой ко дню освящения. На въезде в г. Грозный члены делегации пограничного Управления, присутствовавших на торжествах в с. Тусхорой, наблюдали необъяснимое явление. Очевидцы полковник Сергей Квачев, капитан 2 ранга Александр Смирнов, майор Сергей Бондаренко, старший прапорщик Рустам Шавлохов увидели блистающего в солнце Всадника на коне: «На небе облака, сконцентрировавшись вокруг солнечного диска, образовали собой иконописное изображение Святого Великомученика Георгия Победоносца. Причем очертание лика растворялось в свете солнечного диска, а лучи, контрастируя на фоне серо-голубого неба, напоминали правильную форму нимба. Отчетливо можно было разглядеть фигуру всадника в плаще сидящего верхом на коне белой масти, правая нога которого была согнута в колене, а левая выпрямлена. Нет сомнения – на небе Бог, укрепляя нашу веру, как благословение, явил образ Святого Георгия Победоносца»! Несколько человек сделали фотографии небесного знамения, которое можно было наблюдать в течении 30 секунд. Желая сохранить в памяти о чуде Св. Георгия по моей инициативе была написана икона. 23 ноября 2011 г. в Кафедральном Соборе г. Владикавказа при стечении множества мирян и духовенства в день празднования памяти колесования Св. Георгия Победоносца с благословения митрополита Иркутского и Ангарского Вадима передал в дар Владикавказской и Махачкалинской епархии икону «Знамение Св. Георгия над г. Грозным», написанную в г. Иркутске Сибирскими иконописцами по точному описанию очевидцев чудесного видения 5 июня. Этого же дня по окончании Божественной Литургии и крестного хода икона была выставлена на всенародное поклонение. Определением архиепископа Зосимы икона «Знамение Св. Георгия над г. Грозным» была установлена с правой стороны центрального иконостаса в Свято-Георгиевского Собора г. Владикавказа под сенью у мощей Св. Георгия Победоносца, где хранится для поклонения верующих до сего дня.