Храм троицы в хохлах

Изразцы святых стен – творения Степана Полубеса

«Золотое» время для новой эпохи изразца

Изразец проходит новый этап развития в 17 веке. Это период переплетения значительных изменений в архитектуре, религии, социальном укладе жизни. Всё больший вес набирает культ образования и культуры. При этом подъем искусства плотно соприкасается с народным творчеством.

В архитектуре происходит переход от строгих форм и практичности к изысканности линий, яркости красок и обилию декоративных элементов. В обществе происходит расслоение, укрепляются позиции боярского и купеческого сословия. Благодаря представителям богатого слоя общества строительство приобретает массовый характер. В интерьере привилегия отдается цветочным орнаментам. Отделка керамическими изразцами, каменными и деревянными барельефами становится признаком богатства, неотъемлемой частью убранства домов.

Дом купца Гутмана. 17 век

Происходит пересечение светского и религиозного. Церковь признает воздействие искусства на людей, пытаясь всячески удерживать своё влияние. В связи с этим активно ведётся строительство новых храмов, фасадное убранство которых приобретает совершенно иной вид. Из внутреннего декорирования рельефные полихромные изразцы повсеместно перебираются на фризы зданий, а иногда и полностью облицовывают стены. Именно в этот период берет начало возведение Ново-Иерусалимского монастыря, который должен стать копией святых мест Вифлеема и Иерусалима, под руководством патриарха Никона.

Изразцовых дел мастер

В ходе русско-польской войны лучшие белорусские народные мастера (на тот момент Великого княжества Литовского) перевозились в Россию представителями знати в свои уделы. Одним из таких ремесленников был Степан Иванов по прозвищу Полубес, вывезенный из взятого Мстиславля князем-воеводой Алексеем Никитичем Трубецким.

Князь, твердый приверженец православной веры, принимает активное участие в строительстве и восстановлении храмов. В связи с этим он «передает» Степана Полубеса патриарху Никону в изразцовую мастерскую для создания убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Строго следуя всем чертежам Вифлеемского храма при возведении собора, Никон дает полную свободу творчества в облицовке фасада изразцами. Тут берет свое начало игра красок, теней и рельефа творений великого мастера изразцового дела.

Новаторство Степана Полубеса в обрамлении изразцами

Вклад мастера в искусство изготовления, росписи изразцов и облицовки ими легко рассмотреть, изучив наиболее известную его работу. Таковым является широкий фриз с цветочным орнаментом, получившим название «павлинье око». Название дает ему сходство с окраской павлиньего хвоста.

Изразцовый узор «Павлинье око» работы С. Полубеса на аспиде Воскресенского собора

В первую очередь Степан Иванов вносит яркость, контрастность и сочность красок в роспись изразцов. Он использует синюю, жёлтую и зелёную эмаль для создания узора. До появления белорусских мастеров на Руси используются зелёные изразцы (муравленые).

В орнаменте знаменитого фриза преобладают растительные мотивы. В то время, как правило, роспись изразцов имела в основе сюжетные изображения. В керамической облицовке впервые появляется раппортная композиция, ритмично повторяющая элементы узора.

И основная особенность этого творения – многоуровневость. Это не просто рельефное изображение: некоторые элементы узора возвышаются над плоскостью изразца на разную высоту, а некоторые – углубляются. Степан Полубес учитывает игру света и тени, срезая края элементов орнамента под разным углом. Это обеспечивает рисунку гармоничность, придаёт мягкость переходов в самом орнаменте и, напротив, добавляет четкости краям барельефа.

Знаменитый узор мастер повторяет в оформлении Храма Григория Неокесарийского, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, Иосифо-Волоколамского монастыря, привнося некоторое разнообразие в цвет и форму.

Изразцовая отделка работы С.Полубеса на фасаде Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Эти произведения не столь великолепны, как изразцовый пояс Воскресенского храма, но по-своему прекрасны и заслуживают внимания. Ещё создаёт неповторимые убранства фасадов зданий Крутицкого теремка, Святых ворот с надвратной Петропавловской церковью, отдельными изразцами украшает Солотчинский монастырь. Многие шедевры в облицовке зданий, выполненные Степаном Полубесом и другими мастерами прошлого, сохранились и до сегодня.

Изразец из 17-го века в наши дни

Народные традиции доносили до наших дней и совершенствовали технологии создания керамического изразца. В наше время наблюдается процесс обратного возвращения керамических украшений из экстерьеров в интерьеры помещений. Они, как и в прошлые века, придают дому роскошь и неповторимый шарм. Как правило, изразцы ручной работы используются для облицовки каминов и печей. Многообразие орнаментов и вариантов росписи изразцов дают возможность гармонично вписывать их в различные стили.

Сегодня не приходится полагаться лишь на вдохновение мастеров. Ещё на этапе разработки проекта интерьера можно не только выбрать нужные изразцы из массы вариантов в каталоге, но и получить реалистичный 3D-эскиз готового камина, печи или портала. И профессиональные мастера вложат душу и отдадут тепло своих рук для воплощения своих шедевров так, как это делали когда-то знаменитые белорусские ремесленники.

Район Москвы Хохлы носит такое название, потому что здесь после воссоединения России и Украины начали селиться выходцы из Малороссии. А одно время в Хохлах располагался двор гетмана Мазепы. Но еще до появления в этих местах украинцев, существовала небольшая деревянная церквушка, построенная в 1610 году.

История храма

Деревянный храм Троицы в Хохлах сильно обветшал и был разобран, а на его месте в 1657 году построен каменный. Как он выглядел, мы не знаем, потому что спустя несколько десятков лет в 1696 году был выстроен новый каменный храм на деньги Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной.

Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва

Дальнейшая судьба храма складывалась следующим образом:

  • в XVIII веке пристроена колокольня, но абсолютно в том же стиле, что и сам храм, а стиль этот назывался «московское барокко»;
  • в 1737 году во время пожара церковь сильно пострадала и очень долго не находилось денег на ремонт, только в 1826 году он был произведен, именно с этого времени храм приобрел тот вид который сохранился до современности.

В 1890 году был проведен последний перед революцией капитальный ремонт храма. Когда был закрыт храм Святой Троицы в Хохлах сказать сложно. В 1923 году патриарх Тихон наградил палицей настоятеля храма. А значит в 1920-х годах, храм еще действовал. Но местные предания утверждают, что церковь пустовала долгое время и была обезглавлена и, таким образом, скорее всего, закрыта в конце 1920-х годов. Дальнейшая судьба его складывалась так:

  • в 1935 году храм становится лабораторией музея антропологии;
  • так как храм Троицы Живоначальной в Хохлах был поставлен на учет как памятник архитектуры, его реставрация началась в 1970-х годах и завершилась в 1983 году, восстановлен полный объем храма, установлен крест на куполе.

Икона Святой Троицы на стене храма

Но во время реставрации храма в нем все же продолжали оставаться чуждые для него организации. В 1980 году здесь располагались подразделения Института геофизики, в 1990 году здесь были лаборатории ВНИИПК техоргнефтегазстроя. Наконец, в 1992 году храм был передан Церкви, и началось его возрождение. Стали совершаться регулярные богослужения, но чин великого освящения храма совершил патриарх Кирилл только в 2010 году.

Современное состояние

Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах в архитектурном плане, относится к стилю «московское барокко». Особенности данного храма состоят в следующих моментах:

  • пучками полуколонн оформлены углы храма;
  • на восьмерике полуколонны имеют шары с крестами;
  • двери и окна обрамлены также колоннами.

Колокольня храма была построена позже, но и она выдержана в барочном стиле.

Интересный факт! Апсиду храма перестроили в начале XIX века, но теперь уже в стиле ампир. Таким образом, в архитектурном образе Троицкого храма сочетаются стилевые направления разных эпох.

Деятельность прихода

Церковь Святой Троицы в Хохлах стала центром формирования устойчивого прихода, который возглавляет протоиерей Алексей Уминский, известный в стране проповедник, православный педагог и духовник. Здесь также служит протодиакон Андрей Горбунов, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, шекспировед и один из ведущих отечественных знатоков английской литературы.

По воскресеньям и праздничным дням в качестве чтеца в храме трудится известный миссионер, борец с тоталитарными сектами Александр Дворкин. Не удивительно, что при таких интеллектуальных силах община храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах активно занимается просветительской, социальной и благотворительной деятельностью:

  1. При храме действует воскресная школа, состоящая из четырех групп, учатся в ней дети в возрасте от 6 до 17 лет.
  2. «Родные люди» — клуб приемных родителей.
  3. Театр прихода «Миф».
  4. Киноклуб.
  5. Кружок рисования, в котором могут заниматься дети от пяти лет.
  6. Экскурсионная группа для всех желающих прихожан.

Иконостас Троицкой церкви

Также при храме действует клуб семейного общения «Иван-да-Марья», а те, кто желает принять Крещение может ежедневно в 19.30 посещать огласительные беседы.

Святыни

В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

  • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
  • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
  • св. апостола Матфея;
  • мученика Федора Тирона;
  • св. пророка Иоанна Крестителя.

Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

Расписание богослужений

Служат в храме каждый день. По будням начало литургии в 8.00, под большие праздники накануне вечером начало всенощного бдения в 17.00. По воскресным и праздничным дням служат раннюю литургию в 7.30, позднюю в 9.30.

Богослужение в Свято-Троицком храме

По четвергам читается акафист Божией Матери «Взыскание погибших» перед Её иконой в 18.00.

Как добраться

Адрес храма Троицы в Хохлах: г. Москва, Хохловский переулок, д. 14, с5. На метро надо доехать до ст. «Чистые Пруды», а отсюда на трамвае № 39 или № 3 до остановки «Покровские ворота». Здесь уже пешком по Хохловской площади до 1-го Хохловского переулка.

Если добираться на личном транспорте, необходимо съехать с Садового кольца свернуть на Мясницкую улицу, потом свернуть на Чистопрудный бульвар, добраться до Хохловской площади, ну а отсюда достигнуть Хохловского переулка.

Храм Живоначальной Троицы в Хохлах