Храм рождественский

Храм в честь Рождества Христова

30 сентября 1996 года – памятный день основания церкви, закладки первого камня. В этот день был чинный крестный ход с хоругвями, святынями, иконами, одна из которых – икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» – добрым знамением накануне замироточила.

Строительство велось быстрыми темпами. Благословение Божие помогало стройке. В неимоверно тяжелых условиях, когда разваливались тресты, заводы, предприятия, строительство храма не останавливалось ни на один день.

Через два с небольшим года был воздвигнут красивый храм. Белокаменный, трехпрестольный с синими шатрами и узкими стрельчатыми окнами, с семью золотыми куполами, серебристыми крестами, со звонницей из 12 колоколов уралмашевского литья – храм стал архитектурным украшением Екатеринбурга и Уралмаша.

7 января 1999 года, в праздник Рождества Христова состоялось торжественное открытие храма на Уралмаше, построенного в честь этого великого христианского праздника.

Хочется вновь и вновь – спустя время – низко поклониться за добрый вклад в строительство храма Рождества Христова многим людям:

Протоиерею Владимиру Зязеву

Елене Анатольевне Шевченко

Виктору Викторовичу Коровину

Аркадию Михайловичу Чернецкому

Ивану Даниловичу Жаркову

Сергею Вилленовичу Черкасову

Геральду Зосимовичу Уварову

Герману Васильевичу Пермякову

Леониду Викторовичу Козлову

Николаю Петровичу Короткову

Михаилу Юрьевичу Шутову

Валерию Николаевичу Баранцеву

Владимиру Георгиевичу Тунгусову

Сергею Рубеновичу Галустян

Ивану Григорьевичу Бурматову

Виктору Михайловичу Дроздову

Борису Игнатьевичу Красилову

Юрию Валерьевичу Осинцеву

Борису Григорьевичу Хаустову

Виктору Гаврииловичу Ромашову

Якову Авдеевичу Спектру

Виктору Владимировичу Явичу

Андрею Владиславовичу Климову

Аркадию Сергеевичу Ишутину

Валентине Владимировне Мурановой

Тамаре Ивановне Удельновой

Валентине Анатольевне Коваль

Татьяне Петровне Согриной

Вере Николаевне Грачевой

Татьяне Ксенофонтовне Мониной

Виктору Сергеевичу Головину

Юрию Сергеевичу Игошину

Сергею Владимировичу Пудову

и многим–многим другим!

Храм Рождества Христова на Уралмаше стал первым построенным храмом с 1917 года в Екатеринбурге. Жизнь прихода богата сложившимися традициями и новыми событиями.

Это – архиерейские и праздничные богослужения, крестные ходы, обретение святынь, награждения, хиротонии духовенства. Рождественские елки, святочные и пасхальные спектакли, вечера поэзии и патриотической песни, «Праздник цветов», Масленица. Занятия церковно-приходской школы, педсоветы, экзамены, деятельность молодежного клуба, просмотр кинофильмов с обсуждением, паломнические поездки по Уралу и всей России. Именины, молодежные свадьбы, крестины, проводы близких людей. Городской летний лагерь, выездной палаточный лагерь на реке Чусовой и фестиваль православной песни, туристические походы с восхождением, сплавы по рекам на катамаранах. Встречи с ветеранами и инвалидами, заботы и уход за немощными и больными, благотворительное питание, посылки заключенным, выездные концерты с подарками в дома престарелых, больницы, воинские части, детские дома и приюты. И многое другое.

19 сентября 2000 года в честь 2000-летия христианства на территории храма Рождества Христова была установлен бронзовый памятный знак архангела Михаила высотой 2,5 метра и весом более 2 тонн. Отливка была произведена на Уралмаше. 23 сентября монумент был освящён патриархом Алексием II. Во время своего визита его Святейшество посадил молодой дубок и преподнес в дар приходу икону Рождества Христова с памятной надписью.

Настоятель прихода: иерей Андрей Юганец.

Где отметить Рождество в Москве 2020: выступления классиков, библейские события в картинах и световые инсталляции

Фото: Михаил Фролов /»КП» Москва

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество Христово занимает второе место – важнее лишь Пасха. Этот день наполнен глубоким религиозным содержанием. А еще — радостными переживаниями, ведь он должен привнести светлые эмоции и теплые чувства в душу человека. С 6 по 7 января 2020 года в Москве пройдут различные концерты, спектакли, фестивали и выставки духовного направления. Возможно, поход на какое-то подобное мероприятие станет вашим способом отметить Рождество в мире и добре.

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Рождественские службы

Храм Христа Спасителя

Побывать на богослужении в храме – это главное, что нужно сделать в день рождения Иисуса. В главном соборе страны традиционно состоится ночная служба. Возглавит ее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Где: Храм Христа Спасителя

Когда: ночь с 6 на 7 января 2020

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Для удобства прихожан в монастыре проводят ночную и позднюю (утреннюю) Рождественские Литургии. Последнюю могут посетить верующие с детьми, которым не удалось прийти на службу в темное время суток. Учащиеся монастырской воскресной школы исполнят песнопения, сестры раздадут маленьким прихожанам подарки, а священнослужитель обители огласит рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Где: Россия, Москва, ул. Рождественка, 20

Когда: 6-7 января 2020

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Елоховский собор считается одним из самых величественных и богатых храмов Москвы. Здесь все сверкает, благоухает, а зимой возле икон часто устанавливают пышные ели. В ночь с 6 на 7 января митрополит обители традиционно совершит Божественную Литургию и поздравит прихожан со светлым праздником Рождества.

Где: Москва, ул. Спартаковская, 15

Когда: ночь с 6 на 7 января 2020

Храм Малое вознесение на Большой Никитской

Вечером 6 января в храме состоится рождественское богослужение, а ближе к полуночи пройдет рождественская служба. На следующий день прихожан ожидается Великая Вечерня, гостинцы и настоящие колядки.

Где: Большая Никитская ул., 18.

Когда: 6-7 января 2020

Фестивали

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

«Рождественский свет»

Этой зимой улицы столицы буду украшены сказочно красивой иллюминацией, созданной всемирно известными светохудожниками. В центре Москвы «расцветут» деревья с светящимися яблоками, возникнут 3D-проекции и другие праздничные инсталляции, а в парках появятся герои всеми любимых сказок.

Где: на центральных улицах Москвы

Когда: с 16 декабря 2019 по 31 января 2020

Цена билетов: бесплатно

Яркие огни, запах корицы и имбиря, хороводы сказочных елок, праздничная ярмарка без конца и края зимой 2019-2020 перенесут Москву в волшебшую сказку фестиваля «Рождественский свет»…

Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

«Путешествие в Рождество»

Площадки этого фестиваля расположены на территории всего города и даже в дальних его уголках. Посетителей ждут зрелищные уличные шоу, красочные парады, выступления творческих коллективов, кавер-групп и ледовые шоу в постановке Евгения Плющенко. Также можно поиграть в интеллектуальные игры, сделать необычные фотографии возле арт-объектов или научиться делать елочные игрушки.

Где: на центральных улицах Москвы

Когда: с 13 декабря 2019 по 12 января 2020

Цена билетов: бесплатно

Рассказываем о самом интересном, что можно будет посмотреть и попробовать на любимом у москвичей фестивале «Путешествие в Рождество» в декабре 2019-январе 2020

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Рождество и Святки в «Коломенском»

За веселыми рождественскими гуляниями поезжайте в «Коломенское». Здесь вас ждут огромные, хороводы, другие народные забавы и конкурс на создание самой необычной снежной бабы. Посетите «Рождественскую деревню русских забав», спойте колядки или развесьте лучшие рисунки своего ребенка на настоящей АРТ-сушке.

Где: Музей-заповедник в Коломенском (просп. Андропова, д. 39)

Когда: 7 января 2020, 13:00–16:00

Цена билетов: бесплатно

Рождество на ВДНХ

С 5 по 7 января на катке ВДНХ с 12:00 до 20:00 пройдет акция «Дни рождественских пожеланий». Идея очень трогательная — в павильоне проката коньков вы сможете оставить открытки с теплыми словами для незнакомцев, а взамен получить анонимное пожелание для себя. А еще накануне Рождества и в сам праздник гостей Главной выставке страны ждет множество активных развлечений: веселые старты, уроки по фигурному катанию и катанию на сноуборде и даже целый фестиваль скандинавской ходьбы.

Где: ВДНХ (просп. Мира, 119)

Когда: 5-7 января 2020, 12:00–20:00

Цена билетов: бесплатно

Концерты

«Дорога в Рождество»

В рамках концерта будут звучать шедевры Вивальди, Баха, Бетховена, Чайковского, Рахманинова и других выдающихся композиторов. Классика сменится фолком, джаз — киномузыкой, а популярные рождественские мелодии замиксуются с органными опусами. На сцену выйдут оркестры, сольные исполнители и народные ансамбли. В программе музыка разных жанров и эпох.

Где: Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла (пер. Старосадский, д. 7/10, стр. 10)

Когда: 6 декабря 2019 – 18 января 2020

Цена билетов: от 500 до 2600 рублей

Фото: mxat.ru

Рождественский концерт в МХТ имени Чехова

Поздравить москвичей с Рождеством придут ведущие артисты МХТ и начинающие дарования. В театрализованном выступлении примут участие Ирина Мирошниченко, Николай Чиндяйкин, Евгения Добровольская, Александр Семчев, Игорь Золотовицкий и многие другие талантливые артисты.

Где: Московский художественный театр имени А. П. Чехова (пер. Камергерский, д. 3)

Когда: 7 января, 19:00

Цена билетов: 500 до 3000 рублей

Театр Цена билетов

Фото: kuskovo.ru

Концерт «Вифлеемская звезда»

В рамках фестиваля «Галантное барокко» в оранжерее прозвучат лучшие сочинения, посвященные светлому христианскому празднику. Слушателей познакомят со старинными традициями виртуозного исполнения музыкальных композиций и европейскими направлениями XVII-XVIII веков.

Где: Оранжерея в Усадьбе Кусково (ул. Юности, 2 строение 7)

Когда: 7 января 2020, 15:00

Цена билетов: 1000 — 1200 рублей

Концерт Цена билетов

«Щелкунчик»

Послушать музыку из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского можно в Большом зале Консерватории. Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана и дирижера Дениса Кирпанева продемонстрируют мастерство исполнения знаменитых композиций, узнаваемых во всем мире.

Где: Большой зал Московской государственной консерватория имени П.И. Чайковского (Большая Никитская ул., 13/6)

Когда: 7 января 2020, 15:00

Цена билетов: 2500 — 3500 рублей

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Выставки

Выставка «Рождественская история в западноевропейской гравюре XV—XIX веков»

Альбрехт Дюрер, Питер Пауль Рубенс, Хенрик Гольциус – работы этих и многих других художников будут представлены в Музее архитектуры. Творчество многих из них относится к XV—XIX столетиям, но есть и картины неизвестных французских и голландских авторов XV — начала XVI веков. Объединяет их одно – тематика. Полотна рассказывают истории из Библии, в том числе о событиях, связанных с рождением Иисуса Христа.

Где: Музей архитектуры имени Щусева (ул. Воздвиженка, д. 5/25)

Когда: 6 декабря 2019 – 26 января 2020

Цена билетов: до 300 рублей

Мероприятия для детей

Фото: предоставлено организаторами

Спектакли и мастер-классы в кафе «АндреСон»

В этом году сеть кафе «АндерСон» подготовила насыщенную праздничную программу на любой вкус. Детей ждут интерактивные спектакли, такие как «Отважные снеговики» и «Истории новогодних игрушек», двухчасовые елки и тематические мастер-классы. В Кулинарной академии ребят научат лепить пельмени, готовить пиццету и марципановую елочку. Также можно устроить веселый праздник для всей семьи.

Где: сеть кафе «АндерСон»

Когда: с 20 декабря 2019 по 14 января 2020

Цена билетов: 950 — 5000 рублей

В этом году «АндерСон» приготовил новогоднюю программу на разный вкус.

Сказка «Щелкунчик и Мышиный король»

Одна из самых любимых детьми рождественских историй оживет на сцене Дарвиновского музея. Под знаменитую музыку Петра Чайковского в исполнении органного дуэта «Бельканто» зазвучат слова из сказки. Роль рассказчика сыграет актриса Анастасия Бабиченко.

Маленьких гостей ждет не только увлекательное приключение и джазовые импровизации, но и водная анимация эбру от художницы Анны Клыковской. Образы героев оживут прямо на глазах.

Где: Дарвиновский музей (ул. Вавилова, д. 57)

Когда: 7 января, 12:00

Цена билетов: 1400 до 2400 рублей

Мероприятия, которые вам понравятся

В декабре 2019 года выставка-ярмарка «Рождественский дар» в Москве позволит всем желающим не только приобрести уникальную церковную продукцию, но и приобщиться к православной культуре… Главное событие фестиваля «Путешествие в Рождество» — квест на площадках Москвы. Зимой 2019-2020 жителям столицы вновь предложат сыграть в игру

Сплошные праздники, или о единственном храме Рождества в Москве

История московских кафедральных соборов

Вы удивитесь — в Москве в пределах старого города сохранился лишь один храм Рождества Христова. Больше Христорождественских храмов в Москве нет. Измайлово, Рождествено — это бывшие села, вошедшие в состав столицы в послевоенное время, улица Рождественка названа по монастырю Рождества Богородицы. Получается так: важнейший из церковных праздников «не имеет прописки» на сакральной карте Первопрестольной.

Спрятанное Рождество

Внутреннее убранство Храма Христа Спасителя. Место для возведения этой грандиозной постройки выбирал лично царь Николай Павлович

Тем интереснее, где стоит сохранившаяся до нашего времени Рождественская церковь? Тот храм не всегда найдешь на карте, потому что его посвящение Христову рождению не очевидно. Я и сам раньше предполагал, что этот храм освящен как Воскресенский, и был удивлен, когда мои догадки не подтвердились. Нельзя не отметить, что знают эту постройку без исключения все москвичи, и не только они. Мы имеем в виду Храм Христа Спасителя, кафедральный собор московских первоиерархов.

Есть замечательная московская поговорка: «В Москве каждый день праздник». Она сообщает о том, что в столице столько церквей, что можно хоть каждый день праздновать очередной престол. Московские нищие знали эту пословицу и ходили за милостыней каждый день к новому приходу. Они-то лучше нас разбирались в сакральной топографии столицы. Январские праздники отмечались горожанами особо: начавшиеся за Рождеством Христовым Святки сопровождались ярмарками, боями «стенка на стенку» на москворецком льду, обязательными святочными гаданиями, колядованием и, конечно, празднованием Нового года. Все это праздное буйство оканчивалось Крещением Господним, москвичи успокаивались, окунувшись в студеную крещенскую воду. Символично — вслед за разрушенным храмом Христа Спасителя кафедра московских архиереев перемещается в собор Богоявления в Елохове. Все гонения на Церковь ХХ века были как «ушатом по голове» — после такого долгого безмятежного (царского) отмечания череды праздников мы окунулись в ледяную воду советского времени. Время от Рождества до Богоявления так ясно кристаллизовалось в московских кафедральных соборах.

Почему здесь

Храм Христа стоит по Волхонке на высоком холме на берегу Москвы-реки (тот холм был срыт, когда сооружали на месте взорванного храма Христа Спасителя бассейн «Москва»). Улица Волхонка соответствует старой дороге на запад, на Смоленск и Киев. Со временем в Киев стали ездить дорогой на Калугу, Якиманкой через Большой Каменный мост, а в Смоленск — Воздвиженкой и Арбатом, далее переправой через Москву-реку. Волхонка оказалась «не у дел», став тупиковым направлением. Движение этим направлением заканчивалось заливным Девичьим полем и известным Смоленским Новодевичьим монастырем. Место храма у воды, здесь небольшой ручей Чарторый впадал в Москву-реку. Причины выбора именно этой территории для постройки храма — памятника Отечественной войне 1812 года не очевидны. Место для возведения грандиозной постройки выбирал лично царь Николай Павлович по представлению архитектора Константина Андреевича Тона. Зодчий предложил монарху три варианта: нынешний, на месте Страстного монастыря на Тверской улице (место памятника Пушкину и кинотеатра «Россия») и на Швивой горке при впадении Яузы в Москву. Главное, что все три места соответствовали условиям не раз обсуждавшимся: храм Христа необходимо строить в черте старого города, он должен стать неотъемлемой частью городской жизни и посещаться москвичами, кроме того, собор рассматривался новой городской доминантой в виду Кремля и нового императорского дворца. Выбор императора известен, в результате этого решения необходимо было снести три жилых квартала и древний Алексеевский монастырь. Сохранилось предание, что игуменья (или, в других вариантах, старейшая монахиня) не захотела переезжать с сестрами в отведенный для монастыря храм в Красном селе, ее перевезли туда насильно. Уезжая, матушка прокляла место строящегося храма, пообещав, что здесь «будет большая лужа». Этот московский миф цитируется многими путеводителями в связи с устройством на месте храма Христа Спасителя в советское время бассейна «Москва» и позже его восстановлением при активном содействии мэра города Юрия Лужкова.

. Храм Христа Спасителя. Архитектор храма Константин Андреевич Тон запросто, с немецкой педантичностью одел классицистический скелет в национальные русские одежды: закомары, шлемовидные золоченые купола, перспективные порталы. Появившуюся в результате архитектуру назвали русско-византийским стилем

Рождение нового времени

12 октября 1812 года последний солдат наполеоновской армии покинул Москву, в Первопрестольной началось новое время. Есть Москва до пожара и после, эта два совсем разных города, не случайно многие видели в московских событиях двенадцатого года евангельский сюжет: Москва принесла себя в жертву неприятелю и воскресла из пепла пожара другой, ее облик преобразился. С Москвой преобразилась империя и русское общество: общая беда (война) сплотила разные сословия и касты, русское стало в моде, от императора ждали реформ, дворяне заговорили на родном языке, перестав поклоняться всему французскому. На Красной площади в Москве ставят памятник Минину и Пожарскому, гражданину и князю, в Костроме — памятник Ивану Сусанину, крестьянину. В 1820-е выходят первые тома «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, ими зачитываются от мала до велика. Карамзин будто осветил русскому человеку темное пространство русской истории, с освещением ему помогло московское пожарище 1812 года. Послепожарная эпоха заговорила на новом русском языке, языке Пушкина и Гоголя, на этот русский была переведена Библия (нам известен этот перевод как синодальный). Зримым символом нового времени (эпохи) стал храм Христа Спасителя — Христорождественский собор. 25 декабря 1812 года император Александр подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В этот же день императором было дано объявление об изгнании врагов из пределов Российской империи. 25 декабря — это Рождество Христово по старому стилю. Все более чем символично: когда-то рождение Христа ознаменовало наступление новой эры, теперь в Рождество 1812 года в России наступала новая эпоха. Отныне праздник Рождества Христова тесно будет связан с победой в Отечественной войне, как праздник Рождества Богородицы связан с победой на Куликовом поле, а Покров — со взятием Казани.

Материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля

Послепожарной архитектуре, так же как и литературе, был необходим новый национальный язык, его выдумывали долго и мучительно, пока не нашелся Константин Андреевич Тон. Он запросто, с немецкой педантичностью одел классицистический скелет в национальные русские одежды: закомары, шлемовидные золоченые купола, перспективные порталы. Появившуюся в результате архитектуру назвали русско-византийским стилем. Параллельно формировалась новая государственная идеология, выраженная в известной формуле Уварова «православие, самодержавие, народность». Нам интересны идеи, запечатленные в камне храма Христа Спасителя. Тон принял за условный образец нового стиля русский соборный храм XVI-XVII веков и угадал. Вот еще важная особенность: материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля. Наши догадки подтверждает наличие конкретных декоративных деталей, например аркатурно-колончатого пояса или перспективных порталов. Из белого камня (белого мрамора) было выполнено скульптурное убранство собора, одно его наличие многозначительно. Таким образом, в архитектуре храма Христа Спасителя национальное читается как владимиро-московское, и если храм — памятник войне 1812 года есть выражение новой русской архитектуры, то главным историческим периодом страны признано время расцвета Владимирского и Московского княжеств.

Дорога в лес

В то далекое Средневековье главной башней Московского Кремля была Спасская, впрочем как и сейчас. Если ехать от нее улицами Ильинкой, Маросейкой и Покровкой, то мы достигнем старого городского предела — Скородома (линия нынешнего Садового кольца), за которым начинались пригороды — села и слободы. Проехав Старой Басманной, попадаем в старинное село Елохово, название лесное, ольховое. Имя села не случайно: за Елоховым начинался непроглядный лес, от которого Переславль на Плещееве озере стал Залесским. Этот лес «освоили» когда-то русские монахи-подвижники. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, основал там два монастыря: Богородице-Рождественский на реке Киржач (ныне город Киржач) и Успенский Стромынский (ныне село Стромынь, отсюда название улицы в Москве — Стромынка), а «собеседник» Сергия, преподобный Стефан, стал у истоков Троицкого Махрищского монастыря. Важно, что село Елохово когда-то стояло на границе территории, обжитой горожанами, и было пространством лесным, безлюдным, языческим. Сельский елоховский храм — это символ христианского крещения мещерского леса, зримого явления в этих местах Христа, Богоявления.

Внутреннее убранство Храма Христа Спасителя. Списки героев войны 1812 года. 25 декабря 1812 года император Александр подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В этот же день императором было дано объявление об изгнании врагов из пределов Российской империи

Богоявленский храм имеет сложную строительную историю. Первоначально, во второй половине XV века (время первого упоминания села в исторических документах), здесь стояла деревянная Владимирская церковь. В камне храм был построен уже как Богоявленский лишь в 1720-е годы, видимо, сказывалась близость царской резиденции в Лефортове, немецкой слободы и полковых сел — Преображенского и Семеновского. В XIX столетии вместо прежней церкви по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина была выстроена новая с сохранением старой трапезной и колокольни, ее освятили 18 октября 1853 года. Позже над трапезной частью возвели глухой железный тамбур с главкой. Тюринский храм не маленький, до построения храма Христа Спасителя его почитали самым большим храмом города, тогда еще не собором. Строительство большой, будто соборной церкви диктовали условия: местность вокруг Елохова активно застраивалась, появлялись крупные мануфактуры и рабочие поселки при них. Вот что интересно: Тюрин входил в Комиссию для строения храма Христа Спасителя в Москве, но возводил елоховский храм в строгих формах русской классики, это чуть ли не последняя крупная классицистическая постройка Москвы. Храм Христа и Богоявления в Елохове — ровесники (начало строительства первого 1839-й, второго — 1835 год), два монумента николаевскому времени, русско-византийский стиль и поздняя классика.

Мощи св. митр. московского Филарета. Он управлял приходами и монастырями Москвы и губернии во время постройки храма Христа Спасителя

Святители московские

Оба храма имели статус первосвятительских: митрополичьих и патриарших. В обоих хранятся святые реликвии — мощи московских архипастырей: в храме Христа — митрополита Филарета (Дроздова), в Богоявленском соборе — митрополита Алексия (Бяконта). У этих двух исторических личностей много общего: промосковски (государственнически) настроенные, они в разное время возрождали русское монашество из небытия, основав по несколько новых обителей, каждый из них возглавлял московскую архиерейскую кафедру более 30 лет и еще при жизни был почитаем как чудотворец. Митрополит Филарет — фигура послепожарной Москвы, он управлял приходами и монастырями Москвы и губернии во время постройки храма Христа Спасителя. Именно московский архипастырь оказался последовательным сторонником перевода Библии на русский язык, широко известен его ответ в стихах на стихотворение Александра Сергеевича, помните: «Не напрасно, не случайно». Свое общественное служение владыка умел сочетать с глубокой молитвенной практикой и монашеским деланием. Мощи архипастыря покоятся в должном месте, он и сам был творцом той николаевской Москвы, символом которой стал храм Христа Спасителя. Мощи митрополита Алексия тоже покоятся не случайно в Богоявленском соборе — мы уже говорили про дремучий лес, на границе которого когда-то стояло село Елохово. Спросите — где бы спрятался от мира, нашел бы уединения известный русский святитель? Ответ очевиден: здесь, в этом лесу, рядом с духовными собеседниками, преподобными Сергием и Стефаном. Все правильно: в Богоявленском соборе покоится прах патриарха Алексия II, небесным покровителем которого был митрополит Алексий, напротив захоронение патриарха Сергия (Старогородского), его небесный покровитель — святой Сергий Радонежский.

О литературе

А еще храм Христа Спасителя — это место толстовское, при закладке храма присутствовал будущий автор «Войны и мира», сирота, потерявший родителей. На месте будущей постройки был выкопан огромный котлован под фундамент собора, там в этой «здоровенной ямище» были торжественно захоронены останки убиенных солдат Отечественной войны. Вообще, Волхонка — это владение родичей по матери Толстого, Волконских, таким образом, закладывавшийся храм Христа мог восприниматься ребенком как приходский, тем более его отец — герой кампании 1812 года. И если храм Христа связан с именем великого писателя Льва Толстого, то Богоявленская церковь в Елохове воспринимается пушкинским адресом: великий писатель здесь крестился в 1799 году. Точнее, его крестили родители. При условии, что исследователи до сих пор выявляют дом рождения поэта, Богоявленский собор пока может вполне оправдано считаться местом рождения Александра Сергеевича.

Богоявленская церковь в Елохове

Строительство большой, будто соборной церкви диктовали условия: местность вокруг Елохова активно застраивалась, появлялись крупные мануфактуры и рабочие поселки при них. Вот что интересно: архитектор храма Евграф Дмитриевич Тюрин входил в Комиссию для строения храма Христа Спасителя в Москве, но возводил елоховский храм в строгих формах русской классики, это чуть ли не последняя крупная классицистическая постройка Москвы. Еще один важный факт истории храма: Богоявленская церковь в Елохове воспринимается как пушкинский адрес. Здесь в 1799 году крестили будущего великого писателя

Икона сегодня

Храм Рождества Христова

Первая деревянная церковь была построена в 1768 году с одним холодным престолом в честь Рождества Христова. В 1830г.имелась так же деревянная колокольня. В 1867-м году церковь была перестроена, а каменная колокольня построена заново. Каменный храм был построен в 1897 году, усердием коммерции советника помещика Алексея Александровича Недыхляева( с 1896г. старосты храма)Престолы храма были освящены в честь Рождества Христова(центральный), св. Николая Мирликийского(северный), Введения во храм Пресвятой Богродицы(южный). Колокольня,построенная в это же время, и храм были соединены одноэтажной пристройкой. Храм был зимний, с теплым полом,обогревавшимся от проложенных под ним печных воздуховодов.Построенный в византийском стиле, храм вмещал в себя до 500 человек,прихожанами его являлись жители окрестных деревень:Рождество, Башкино, Деденево, Нефедово, Татарково, Рогачево, Каурцево, Щекутино, Елагино, Котово.

В 1897 году в церковь Рождества Хритова Императором Николаем II была дарована икона св. Николая Мирликийского,торжественно встреченная в с.Наро-Фоминское,и размещенная в северном иконостасе(ныне утрачена).

При церкви имелась второклассная школа. С 1906 года, усердием А.А. Недыхляева, она помещалась в каменном здании с центральным водяным отоплением и канализацией. На содержание школы из казны выделялось 3500 рублей. В 1909 году школа была принята под покровительство Императрицы Александры Федоровны, и ей было присвоено имя Цесаревича Алексея Николаевича. В 1913 году в ней обучалось 103 мальчика и 16 девочек.

Храм был закрыт в 1937 году.Последним настоятелем в нем был иеромонах Иларион(Писарец).

Во время войны 1941-1945 г. деревня была оккупирована немцами, которые держали в храме лошадей, а деревянную пристройку разобрали на дрова.

По воспоминаниям прихожан еще в 70-80 годах в храме был цел мраморный иконостас, крыша, пол, большинство фресок. Вскоре иконостас был разломан и вывезен для изготовления памятников, а в храме устроили склад удобрений.

После передачи храма, усилиями верующих и благотворителей в нем начала возрождаться церковная жизнь. С Помощью Божией мы можем служить литургию в колокольне. Но небольшой общине не под силу в одиночку восстановить основной храм в былом великолепии. Будем молитвенно благодарны любой помощи.Возрождая храм Божий-возродим и храмы душ наших. Аминь.