Храм климента папы

Храм Св. Климента

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье, но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.

В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «Лучший проект реставрации/приспособления».

Прочитать статью об этом доме в «Московском журнале»

Теги:

  • 18 век
  • 19 век
  • барокко
  • храм

Свет Церкви

Церкви вверен свет Божий.

Св. Ириней Лионский

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ есть продолжение в истории жизни Иисуса Христа. В этом все объяснение Церкви. Христос – в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос – в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1: 5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и в наши дни. Было достаточно тьмы истории. Церковь пытались смести с лица земли языческие императоры. Церковь хотели бы исказить все еретики – от гностиков до Толстого. Но гораздо страшнее для Церкви всегда была тьма внутренняя: не турецкие султаны, рубившие головы, и не люди, явно или примитивно искажавшие догматы веры и тем самым отделявшиеся от Церкви, а та сила зла, которая, никуда от Церкви внешне не отделяясь, Церковь как бы не отрицая, изнутри растлевала церковное тело, отвоевывая себе пажити порока внутри церковной ограды. Эта внутренняя тьма есть следствие отрыва веры от любви, вероучения от жизни, создание какой-то призрачной, словесной или «символической» веры, не идущей путем подвига любви, путем исполнения заповедей.

«Вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы – спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, христоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа» (св. Игнатий Богоносец, 1, с. 311).

Подвигом любви в исполнении заповедей вера восходит к Богу. Поэтому другой первохристианский учитель, апостол Варнава, слово «любовь» заменяет понятием «доброй жизни», т.е. исполнения заповедей: «Догматов Господних три: вера, надежда и добрая жизнь»1. Путь воздержания ведет к усвоению их разумения».

«Любовь есть самое действие заповедей Господних!» (Георгий Задонский, 2, с. 255).

Призыв к подвигу есть призыв к личной Голгофе, через которую человек ведет борьбу с темнотой внутри себя, а тем самым – и внутри Церкви. Это и есть великое дело Христово в мире, Его «великая мысль», чтобы через бесчисленные Голгофы людей, через их жертвенную веру и любовь загорелось над миром вселенское Воскресение. В этом смысл жизни Церкви.

Призыв к подвигу пронизывает все учение и апостолов, и первохристиан, и всех святых до наших дней.

«Облечься во имя Христово и не идти путем Христовым – не есть ли это предательство имени Христова? (Св. Киприан Карфагенский, 3, с. 305). Вина прелюбодея гораздо тяжелее и хуже вины откупившегося от мучений.

Внутренняя тьма есть болезнь Церкви. «Церковь есть тело Христово. Это тело подвержено большим болезням и заразам, нежели плоть наша, скорее повреждается и медленно выздоравливает, – говорил св. Иоанн Златоуст. – В чем другом состоит долг пастыря, как не в том, чтобы показать тело достойным непорочной и божественной Главы?»

Внутренняя болезнь Церкви создает исторический факт сосуществования двух аспектов или элементов церковных: пшеницы и плевел, растущих географически на одном участке земли. «Церковь – Божественное общество святых» (прот. Иоанн Кронштадтский, 4, с. 32), или, по Апостолу, – Невеста Христова. Она существует как-то вместе или рядом с людьми, только носящими ее святейшее имя и не живущими в нем. Чтобы приблизиться к пониманию того, как возможно это сосуществование добра и зла внутри общей ограды, надо представить себе бытие отдельного человека.

Преп. Макарий Великий пишет, что в нас действует зло, как на одном поле растет и пшеница, и плевелы. В одном сердце действенны два рода жизни: жизнь света и жизнь тьмы. «Дух чистый и Святый, пребывая в душе, состоящей еще под действием лукавого, ничего от того не заимствует; ибо свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (5, с. 139, 141).

Святая Церковь «ничего не заимствует» от тьмы церковной, но эта тьма все время стремится «объять» ее, совершенно так же, как и жизнь малой церкви – отдельной человеческой души. Это есть попытка зла внутренним омертвением тканей церковного тела доказать призрачность его бытия, то есть практически, не на соборах, а на деле доказать ложность догмата о Церкви. Если все устремление еретиков первых веков было против богочеловечества Главы Церкви, попыткой умалить или Его Божество, или Его человечество, то внутреннее заражение пороком церковных людей имеет целью показать фактическую неудачу всего Его великого замысла. Если те ереси для Церкви уже потеряли свое острие, то эта ересь жизни не только никогда не ослабеет, но, наоборот, чем ближе конец истории, тем все страшнее будет ее наступление на Церковь, чтобы еще успеть доказать, что не было, что никогда не было в истории Тела Христова, пеленами или плащаницею обвитого.

Омрачение пороком церковных людей или заражение Церкви мирским нечестием идет, можно сказать, с первых дней ее бытия. Уже в первоначальной Иерусалимской общине апостол Петр счел необходимым при всех обличить Ананию и Сапфиру в корыстолюбии и лукавстве (Деян. 5). Апостол Павел во многих местах своих посланий открыто обличает самые низкие пороки церковных людей и отдельных церковных общин. От этих двух верховных апостолов через всю историю Церкви идет такое открытое обличение тайного церковного зла отцами и учителями Церкви. Святые не допускали никакой лакировки церковной действительности: только светом обнаруживается и, тем самым, становится доступным для излечения это великое скрываемое зло.

Восточная Церковь по-прежнему остается единственной хранительницей полноты апостольского учения о святости Церкви. Но можно ли безнаказанно долго хранить учение о святости, не храня эту святость в жизни? Очень страшно, очень церковно ответственно наше, казалось бы, частное и незамечаемое зло. В Церкви нет частного и нет незамечаемого. «Аще страждет один член, с ним страждут и все члены» (1Кор 12: 26). Конечно, всякое наше личное зло внутри церкви есть зло не святой Церкви, а против святой Церкви (прот. В. Свенцицкий). Но оно непосредственно увеличивает церковную болезнь, отсекая «члены Христовы». «Нечистота (человека), – пишет еп. Феофан Затворник, – есть посягательство на благо всей Церкви» (6, с. 420–422).

«Малая закваска квасит все тесто» (1Кор 5: 6). Ведь святая вселенская Церковь созидается из церквей отдельных людей. «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор 3: 16). Слово «Церковь» говорится и о многих, и об одной душе. «Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав» (Макарий Великий, 5, с. 100, 101, 133 и др.).

Борьба за чистоту этого «душевного состава», за созидание внутри себя «малой церкви» и есть жизнь церковных людей. Церковь есть сораспятие и совоскресение Христу, и только участвующий в этом, хотя бы в малейшую меру своих малых сил, участвует в святой Церкви. Один русский подвижник XIX века писал: «Мир не гонит своих любимцев, а влюбленных в Иисуса Христа терпеть не может. Когда бы нам сопротивности не встречались, мы не принадлежали бы к воинствующей Церкви» (Георгий Задонский, 2, с. 252).

Внутренняя духовная борьба христианина с «сопротивностями» есть борьба за святую Церковь и в себе, и в истории, и единственное победоносное доказательство догмата о ней. Эта духовная борьба, как говорил Макарий Великий, состоит в «предначатии человеческой любовью и волей и в совершении дела подвига Духом». Человек должен только «предначать», и чем неудержимей в Церкви эта человеческая воля к подвигу, это «предначатие», тем сильней совершающаяся или осуществляющая подвиг благодать Святого Духа. Чем больше в Церкви Голгофской любви, тем все явственней в ней огни Пятидесятницы. Благодать все совершает, но для этого совершения она ждет от человека движения его любви и свободы, его попытки совершить. Как кровоточивая жена «имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление, а подобным образом и слепой, хотя не мог прийти, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников, ибо сказал: «Сыне Давидов, помилуй мя!»… и получил исцеление, так и душа… имеет волю возопить ко Иисусу и призвать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление» (Макарий Великий, 5, с. 171–173).

Слезы святых об оскудении церковной жизни явно доказывают, что в церковной истории нет постоянства подъема, а есть периоды подъема и периоды упадка духовной жизни. Больше того, в смысле количественном, в масштабе социально-историческом осуществляется пророчество Евангелия об оскудении веры, а тем самым и Церкви: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18: 8). Все меньше воплей слепых «помилуй мя!», все меньше кровоточивых идут коснуться края ризы Его, все больше в нас, церковных людях, духовного омертвения и все меньше, тем самым, преображающей нас благодати. Второй, темный аспект Церкви все больше расширяет свою мертвую область внутри общей церковной ограды. Таков предуказанный Евангелием ход церковной истории, и никакие римские мечтания о какой-то благополучной культурно-исторической миссии христианства, о его победе в истории, этот ход не изменят. Мечта об этой победе Христа в истории есть исконное непонимание Его дела в мире, и не только со стороны ветхозаветного иудейства, распявшего Христа именно за разрушение этой мечты в ее иудейско-националистическом аспекте, но и со стороны многих христиан.

Христос в истории спасает человека, а не историю, не мир, но Церковь, то есть только людей, «возлюбивших явление Его». И для этих людей дано и другое пророчество Евангелия: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Ни темнота истории, ни все увеличивающаяся темнота церковной действительности не погасят света святой Церкви. «Господи! Пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут». Что же говорит ему (Илии пророку) Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом». Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (3Цар. 19:10, 18; Рим 11: 3, 4, 5). «Не оскудеют у Бога люди, через которых дело Его будет совершаться непорочно» (Варсануфий Великий, 7, с. 293).

«Брат спросил св. Нифонта Цареградского: «Как ныне святые умножились во всем мире, то будет ли так же и при кончине века сего?» Блаженный сказал ему: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими древних отцов». Таковы обетования слова Божия и пророчества святых. Сколько бы истинных христиан ни осталось к концу времен, святая вселенская Церковь и тогда будет озаряться светом Пятидесятницы. И, может быть, самый победоносный, самый яркий свет Церкви будет именно тогда, когда, по Евангелию, будет так трудно «найти веру на земле».

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Литература

1. Писания мужей апостольских. Репринт. изд. 1895 г. Рига, Латвийское Библейское Общество, 1994.

2. Письма затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия. Воронеж, 1860.

3. Творения святого священномученика Киприана, еп. Карфагенского. Киев, 1862, т. 2.

4. Живой колос с духовной нивы. Выписки из дневника прот. Иоанна Кронштадтского. СПб., 1911.

5. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

6. Еп. Феофан. Начертания христианского нравоучения. М., 1891.

7. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. М., 1883.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православная Церковь 27 июля и 25 ноября чтит память святого мученика Климента. Он был ранним писателем болгарского Средневековья и учеником Мефодия, составил описание жития первоучителя Кирилла.

Житие Климента Охридского

О детстве и юности осталось мало сведений. Но одни источники утверждают, что он был сыном болгарского аристократа и получил хорошее образование. Предполагается, что родился приблизительно в 840 году. «Охридская легенда», которая составлена в тринадцатом веке Димитрием Хоматианом, говорит о том, что родом юноша был из Македонии. Этот факт подтверждает то, что он хорошо знал греческий язык. Македония входила в состав Болгарского царства.

Климент познакомился с Мефодием в монастыре Полихрон, который находился в Малой Азии. Вместе они трудились над созданием славянской письменности, переводили книги с греческого на славянский язык. Когда в обитель прибыл брат Мефодия Кирилл, то встреча с ним произвела огромное впечатление. Позже в изложении жития он называет Кирилла своим учителем.

Затем он сопровождал в поездке к папе Римскому двух братьев с останками Климента Святого. Папа Римский Адриан Второй узаконил славянский язык для проведения церковных служб и отправил Климента папским посланником в Венгрию, которая входила в состав Великой Моравии. Священники встретили его враждебно, так как боялись утратить свое положение. В результате двести учеников Мефодия подверглись преследованиям. Молодых продали в рабство, кто был постарше, убиты или изгнаны.

Климент и его товарищи отправился в Белград, который был столицей Болгарского царства. Царь Борис радушно встретил славянских проповедников и принял как особых вельмож в своем дворце. Затем Климент отправился проповедовать в Македонию, где способствовал культурной ассимиляции:

  • он развернул просветительскую деятельность;
  • проповедовал Евангелие;
  • обучал детей грамоте, и многие из них становились избранными учениками;
  • в Охриде основал обитель святого Пантелеймона.

В дальнейшем был направлен епископом в Драгвисту, где он прожил 23 года. Его главной целью была подготовка местного духовенства для осуществления церковных служб на славянском языке.

В возрасте преклонных лет он хотел отказаться от епископства, но болгарский царь Симеон стал возражать. Тогда он поселился в обители святого Пантелеймона. Здесь он умер в 916 году на восьмидесятом году жизни.

Вопрос создал ли Климент новый алфавит или упростил существующий, до настоящих дней остается спорным. Ранние церковно-славянские труды написаны двумя различными видами письменности – глаголицей и кириллицей. Глаголица – более сложная письменность, кириллица – это греческий алфавит с добавлением новых знаков. Общепринято считать, что глаголицу создал Кирилл, а основателем кириллицы мог быть Климент.

Икона святого

На иконах Святого Климента изображают седовласым старцем с бородкой, в одной руке Евангелие, в другой – крест.

Молятся святому лику Климента в разных нуждах житейских. А читают ему молитвы так:

Тропарь

Словесы наставил еси языки в веру Христову,
делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,
святителю Клименте равноапостольне,
чудесы сияя приступающим к тебе верно
и знаменьми озаряя Церковь преславно,
сего ради честную твою память славим.

Кондак

Храм твой, святе, врачевство духовное
преславно показуется верно приступающим,
всех бо различных болезней избавляет,
страсти же душ всяческия усыпает.
Сего ради тя, всеблаженне,
тепла предстателя именуем.

Молитва

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Климент, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Строения в честь святителя

Основатель славянской письменности превратил Охрид в центр славянского христианства. Церковь святого Климента – одно из старинных зданий в городе возведенное в тринадцатом столетии.

Софийский университет имени святого Климента Охридского назван в честь основателя славянского письма. Он сыграл главную роль в духовном просвещении христиан и за это пользуется особым уважением. Здание привлекает своей архитектурой. Изогнутые линии стен, мощные колонны со статуями завершает нежно зеленый купол. Во дворе маленький сад для отдыха.

Есть еще и Антарктическая станция Святого Климента Охридского, которая была названа в честь просветителя.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео с пением тропаря святому Клименту:

Храм Климента, Папы Римского в ЗамоскворечьеСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Центральное викариатство, Москворецкое благочиние

Контактная информация

F9531019@yandex.ru (495) 953-10-81; 953-10-19 http://klement.ru/ Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 26, стр 1

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Леонид Дмитриевич Калинин
  • Расписание богослужений (общее кратко):В воскресные дни и дни двунадесятых и великих праздников начало Божественной литургии в 9-30, накануне в 17-30 совершается всенощное бдение.
    В субботние дни, а также в дни особо чтимых святых и икон Божией Матери в 8-30 совершаются утреня и Божественная литургия.
    По пятницам в 17-30 совершается молебен с чтением акафиста сщмч. Клименту папе Римскому.
  • Престольные праздники:
    • Климента, Папы Римского — Декабрь 8
  • Святыни:Икона священномученика Климента папы Римского с мощами; икона 12 целителей
  • Деятельность:При храме действует социальная служба, реставрационная и иконописная мастерская, проводятся хоровые занятия для детей и взрослых, катехизические занятия для взрослых.
  • Краткая историческая справка:Приход храма священномученика Климента папы Римского известен с 1597 года.
    Современный архитектурный ансамбль сложился в 1762-1774 году. Архитектор неизвестен.
    В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.
    В 2002 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2005 году был передан приходу для богослужений придел в честь иконы Божьей Матери «Знамение», а в 2008 году полностью храм.
    С 2008 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

Церковь Климента папы Римского

Церковь Климента папы Римского известна еще со Смутного времени, когда в 1612 году деревянный храм на этом месте захватили войска гетмана Ходкевича.

Что есть что в церкви

Но 24 августа под стенами стоявшего возле храма Климентьевского острожка казаки и ополченцы во главе с Мининым и Пожарским разбили войска Ходкевича, который направлялся на подмогу засевшим в Кремле полякам. Это ускорило освобождение Москвы.

Около 1636 года здесь появилась церковь Знамения с Никольским приделом. В середине XVIII века Климентовский храм разобрали, и в 1756-1758 годах к Знаменской церкви пристроили трапезную и колокольню. Они сохранились. Саму церковь перестроили в 1770 году на средства купца К.М. Матвеева. Ходят легенды, что он был лишь подставным лицом для находящегося в опале Бестужева-Рюмина. Однако это маловероятно, ведь богатый купец Матвеев жил прямо напротив церкви.

Большая загадка, кто же был архитектором храма Климента папы Римского. Предполагается, что проект выполнил П.А. Трезини или кто-то из его учеников. Среди возможных авторов проекта также упоминают К. Бланка.

Путеводитель по архитектурным стилям

Храм в Москве появился практически одновременно с Климентовским храмом в Петербурге. Поэтому вероятно, что оба здания выполнил один архитектор. Этим и объясняется нехарактерный для Москвы стиль «петербургского барокко».

Храм Святого Климента стал самой крупной церковью в Замоскворечье. А внутренняя отделка этого огромного здания продолжалась до 1774 года.

Но не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу, а пятиглавая, великолепная церковь Климента папы римского. Перед ней вы остановитесь и идя по Пятницкой: она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей… Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья…

После смерти благотворителя храма, К.М. Матвеева, Климентовская церковь постоянно нуждалась в деньгах. Поддерживать в должном состоянии ее богатое убранство не удавалось. То есть крупнейший храм в Замоскворечье был одним из беднейших в Москве. Хорошо еще, что церковь почти не пострадала в 1812 году.

Закрыли храм Климента папы Римского в 1933 году. До 2008 года здание церкви использовали под книгохранилище Российской Государственной библиотеки, хотя еще в 1990 храм официально вернули Церкви. Сейчас богослужения возобновились.

Храм Климента папы Римского» на фотографиях разных лет:

А вы знаете что-то еще о церкви Климента, папы Римского?