Храм апостола фомы

Фома на Свири

Журнал «Фома», группа «АукцЫон», музыканты, поэты, артисты, художники, композиторы и многие-многие другие восстанавливают уникальный деревянный храм апостола Фомы в деревне Красный бор Подпорожского района Ленинградской области.

Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней — XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу закрыли. В 1979 её хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной. После того, как закрыли школу, местные жители разобрали печи на кирпич. В металлической кровле образовались дыры от труб, через которые внутрь стали попадать вода и снег. Летом 2008 был проведен «субботник», на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем храма.

Сейчас проект по восстановлению Фомы на Свири — в самом разгаре. Деньги ищутся трудно, но авторы проекта уверены: потихоньку, всем миром, средства на спасение храма будут собраны!
О том, зачем вообще нужно возрождать разрушенные храмы, рассуждают рок-музыканты:

Леонид ФЁДОРОВ, музыкант:

— Я думаю, что у нас так мало в жизни хорошего, или, скажем,- немного. Или не очень много. К каждой церкви был приставлен Ангел, который неотступно находится на этом месте вплоть до Cтрашного Cуда — независимо от того, разрушен храм или нет. Я думаю, ему будет приятнее находиться не на пустом месте.

Алексей КОРТНЕВ, актёр, переводчик, музыкант:
Я, с вашего позволения, выскажусь от гильдии неверующих, каковых тоже, в общем, достаточно много. Самое парадоксальное,- вернее, ничего парадоксального в этом нет, как раз это абсолютно нормально,- что я считаю, что нужно не просто восстанавливать храмы, а восстанавливать и строить новые, потому, что помимо религиозной составляющей, в этом присутствует, ну, как бы, отпечаток культуры. Древней культуры, которая существует на этой земле. Культуры, которая взрастила и окормила огромное количество людей, лучших людей, родившихся здесь. Поэтому вне зависимости от отношения к религии,- я еще раз подчеркиваю, вы уж извините, пожалуйста,- я не религиозный человек и не собираюсь таковым становиться, но, упаси меня высшая сила, упаси меня Бог, сказать, что мне безразличны русские церкви. Это символы, это огни, которые горят на нашей земле, и я считаю, что этим нужно очень и очень серьезно заниматься.

Дмитрий ОЗЕРСКИЙ, поэт, музыкант, автор большинства текстов группы «АукцЫон»:

Работающий и ухоженный храм, как мне кажется, множит на нашей земле радость и благодать, а запущенный и разрушенный — наоборот, уныние и разврат, так как он не только является символом нашего отношения к вере и Богу, но и демонстрирует нам всем, от стариков и до детей, с рождения, что к этому можно так относиться. А так относиться нельзя.

Всеволод ГАККЕЛЬ, музыкант:

Я довольно-таки давно узнал то, что христианин. Я был в детстве крещен. Потом пришло какое-то осознание. Но я долгое время, считая себя православным, наверное, был все-таки каким-то своего рода протестантом. То есть, я, будучи христианином, мог вполне жить без храма. И вот только-только сравнительно недавно, каких-то несколько лет, я пришел в полное осознание того, что без храма жизнь христианина не имеет полноты. И, конечно же, если у нас есть достаточно сил, энергии и мы хотим, мы должны внести посильную лепту в восстановление храмов. Я не знаю с точки зрения архитектуры, памятник ли это какой-то эпохи. Нет, просто это та вещь, которая не утрачивает со временем то, что было заложено в ней, когда она строилась. Та любовь, с которой люди строили этот храм, она же наверняка там есть и нужно просто вдохнуть немножечко сегодняшнего дня. И, конечно же, это возможно, только если в этот храм будут ходить люди. И если в нем будут совершаться богослужения.

Олег ГАРКУША, поэт, шоумен:
Храмы раньше строились хорошо, они же красивые жутко были,- это красота немыслимая; нужно восстанавливать, естественно. Деньги нужны большие, но это важно для духовного восприятия, чтобы человек приходил не в магазин или еще куда, а в храм. Пришел, помолился, постоял, подумал, о близких, о родных, свечку поставил, записочку написал,- ну, как делают нормальные благоразумные люди. А в советское время, естественно, во всех храмах были там всякие овощебазы, и так далее, и так далее. Ужас! И строили хорошо,- взорвать не могли.

Вячеслав БУТУСОВ, музыкант:

Как архитектор и прихожанин, отвечу на вопрос так: храмы нужно восстанавливать потому, что, во-первых, это место совместной молитвы; во-вторых, храмы, как и любая постройка, ветшают и разрушаются; в-третьих — храмов должно быть много, чтобы не было столпотворения в них.

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ, музыкант:

Древние церкви — это история России, культура России, душа России. В них молились наши предки; они построены их руками и стоят на их молитвах. Если мы останемся без души, то и жить будет незачем: у кого нет прошлого, у того нет и будущего.
Тот, кто может помочь их восстановить — действительно спасает не только их, но и самого себя. И Россию.

Фотоочерк Дениса Маханько, директора Санкт-Петербургского представительства журнала «Фома»:

Этой весной мне довелось побывать в деревне Красный Бор Ленинградской области, где петербургский поэт и музыкант Дмитрий Озерский и его жена Светлана начали восстановление храма святого апостола Фомы. Поездка пришлась на первый воскресный день после праздника Пасхи — день памяти этого апостола в православном календаре.

Доехав на машине до села Вознесенье, мы ощутили дух Русского Севера: село стоит у истока реки Свирь, которая несет свои воды из Онежского озера в Ладогу.

Здесь мы погрузились на паром, чтобы переправиться на другой берег Свири.

«Мы» — это музыкант и автор большинства текстов группы «АукцЫон» Дмитрий Озерский, архитектор-реставратор Марк Иванович Коляда с помощником Иваном Малечкиным…

И, конечно, Света Озерская с маленькой Марусей.

Последний поворот грунтовки перед Красным Бором — и перед нами открывается вид на храм святого Фомы.

В городе уже довольно тепло, а здесь совсем еще зима.

Перетащив свои вещи из машины в дом Озерских, мы идем смотреть «объект».

Когда-то колокольня и купол храма были гораздо выше, но в советское время их подпилили, чтобы здание выглядело менее религиозным.

Вооружившись монтировкой, Света легко открывает заколоченную дверь храма.

После закрытия церкви, здесь разместилась школа, однако последние десятилетия храм стоит без хозяина.

Начинаем осмотр здания.

При помощи кувалды, Иван ломает заколоченную стену, и мы попадаем в помещение алтаря, которое в течение многих лет было наглухо закрыто.

Все надо тщательно измерить и записать!

На чердаке находим фрагмент холста. Расписанной тканью были обклеены внутренние стены храма.

В советское время их обклеивали газетами.

А это — надписи последних лет.

Среди мусора Иван находит фрагмент резьбы иконостаса. Эта важная находка обязательно поможет в восстановлении облика храма.

Вернувшись в дом, Марк Иванович подробно описывает результаты исследования.

На следующий день нам удалось посмотреть еще несколько памятников деревянного зодчества Прионежья и Присвирья: церковь в селе Щелейки

и целый комплекс зданий, так называемый Гимерецкий погост в селении Гимрека.

В 70-е годы прошлого столетия Марк Иванович Коляда занимался реставрацией этих объектов. Сегодня он не с самом лучше настроении: уникальные памятники находятся под угрозой разрушения.

«А вот Фоме повезло больше, — добавляет реставратор, — я уверен, что храм обязательно будет восстановлен, а после него придет черед остальных церквей в этих краях».

Вместе со своими единомышленниками музыкант Дмитрий Озерский запустил сайт http://www.fomanasviri.ru/

Работает группа Вконтакте.

Инициаторы проекта будут благодарны за любую помощь и поддержку в реставрации храма!

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы города Подпорожье

28 июня 2009 г. началось строительство храма. 31 июля 2010 г. настоятель строящегося храма архимандрит Лукиан /Куценко/ совершил молебен и освятил кресты, купола и колокола

Проект храма выполнен по благословению архимандрита Лукиана (Куценко). Главный архитектор А. А. Петров. Одной из основных задач при проектировании храма было создание хорошей акустики. Для ее достижения были использованы некоторые архитектурные решения. Были рассмотрены несколько вариантов архитектуры храма. В итоге выбор остановили на варианте в стиле русских православных храмов. Храм достаточно высокий, его высота превышает существующую застройку, поэтому он хорошо виден не только со стороны ул. Набережной Красного Флота, но и с другого берега реки Свирь.

Вместимость храма до 800 человек. При храме действует воскресная школа для взрослых и детская творческая воскресная школа для детей от 2,5 до 7 лет. Занятия взрослой ВШ проходят по четвергам с 18.30 до 20.00. Занятия ДВШ проходят по воскресеньям во время Божественной Литургии.