Грек

Геноцид понтийских греков: Турция глумится над жертвами

19 мая – скорбная дата для Греции. В этот день отмечается День памяти геноцида греков Малой Азии турками. На 19 мая приходится начало геноцида понтийских греков, одного из самых страшных эпизодов этой многолетней резни.

Не только армяне

После Холокоста – убийства гитлеровцами шести миллионов евреев – самый крупный в истории геноцид – это уничтожение более чем полутора миллионов армян в Османской империи, «наследницей» которой стала Турецкая республика, которую возглавил Мустафа Кемаль (Ататюрк).

Но не только армяне «мешали» величию Османской империи – под кровавые чистки попали и представители других национальных и религиозных меньшинств, волею истории на начало XX века оказавшихся под властью турок. Так, беспощадным этническим чисткам были подвернуты ассирийцы и греческое население Османской империи – на его исторической родине в Анатолии и Понте. Геноцид греков шел несколькими волнами, сначала во время Первой мировой войны, затем в ходе Греко-турецкой войны 1919-1922 годов. Фактически, резня с небольшими передышками продолжалась с 1914 по 1923 годы.

Жертвами геноцида, который включал в себя прямые убийства, принудительную депортацию, в том числе так называемые «марши смерти», массовые высылки, казни, пытки и жестокие наказания, стали по разным данным от 350 тысяч до 1,2 млн греков. Геноцид сопровождался планомерным разрушением православных памятников и святынь.

История

К началу XX века история понтийских греков, которые поселились в этих местах еще во времена Древней Греции, насчитывала около трех тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокия. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий и православными христианами, греки отказывались от навязываемого турецкими властями «отуречивания» и исламизации – то есть самим фактом своего существования бросали вызов Османской империи.

Кроме того историки считают, что одной из предпосылок геноцида стала боязнь турецких властей, что Анатолия и Понт попытаются отделиться от Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией. К тому же сторонникам «отуречивания» не нравилось, что образованные и состоятельные христиане-греки занимали видное положение в обществе и оказывали значительное влияние на турецкую экономику. Ответом стала попытка «окончательного решения греческого вопроса» на территории Османской империи.

«Турция для турок»

Младотурецкая революция, которая произошла в 1908 году, породила идеологию так называемого «пантюркизма», националистической, а по сути – расистской доктрины, которая создала «идеологическую» базу для тотального истребления христианских народов Турции.

Партия младотурок, пришедшая к власти на волне революции 1908 года, провозгласила лозунг: «Турция — для турок!». К сентябрю 1911 года вопрос об уничтожении этнических (в основном христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились армяне и греки, был фактически решен на официальном уровне.

Резня понтийских греков началась в марте 1915 года в окрестностях города Смирны (ныне Измир) и в причерноморском Понте. Во время этой резни были целенаправленно и зверски убиты все мужчины-греки, незадолго до этого призванные в турецкую армию. Турецкий военный министр Энвер-паша не скрывал, что давно задумал воспользоваться войной, чтобы «решить греческую проблему» тем же путем, каким он решил «армянскую проблему».

После окончания Первой мировой войны этнические чистки в отношении греческого населения Турции продолжались во время Греко-турецкой войны 1919—1922 годов – их активно проводили турецкие националисты-младотурки под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрка). Именно на 19 мая 1919 года – день высадки войск Ататюрка в Самсуне – приходится начало второй волны резни. Эта дата и стала Днем памяти геноцида понтийских греков.

Отметим, Турция геноцид понтийцев так и не признала, так же, как и геноцид армян. А в пику тем, кто чтит память замученных греков, учредила 19 мая свой праздник День молодежи и спорта, также связанный с Ататюрком. Этот день выбран потому, что 19 мая 1919 года первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль во время высадки в Самсуне объявил мобилизацию против иностранной интервенции.

А как сейчас

Нынешняя Турция является прямой наследницей государства, созданного Ататюрком. Памятники Кемалю украшают все без исключения турецкие города, сказать дурное слово об Ататюрке равносильно тому, как в советские годы нелицеприятно высказаться о Ленине. Для турок их первый президент – это икона, все его действия святы, а значит, даже речи не может быть о том, чтобы признать геноцид армян или греков. Напротив, за утверждения, что, мол, дескать, в начале века тогдашние турецкие власти немного «погорячились», в современной Турции можно реально угодить в тюрьму.

Турция член НАТО и страна, вроде бы стремящаяся в Европу. Однако то, как вольно турецкие власти трактуют термин «права человека», серьезно смущает ЕС с его достаточно высокими стандартами по этому вопросу. Кроме того нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана неоднократно и небезосновательно упрекали в потакании идеям возрождения пантюркизма и попытках реинкарнации Османской империи, хотя и в более современных формах. По мнению аналитиков, это делается с подачи Запада, который надеется таким способом противопоставить Турцию России, тем более, что после инцидента с российским Су-24 в ноябре прошлого года у Москвы и Анкары отношения более чем прохладные.

Чем отличаются эллинцы и понтийцы

Эллинцы – люди, чтящие и сохраняющие традиции древней Эллады. Это государство, которое дало начало Греции и неразрывно связано с античной, средневековой и современной культурой страны олив. Эллины – древние греки. Эллинцы – их потомки. Иными словами – коренные греки. Они гордятся своей многовековой историей и отдают ей дань, стараются сохранить обычаи и традиции и щедро делятся с туристами информацией о бесценных архитектурных и литературных памятниках, философах – жителях древней Эллады. Широко и повсеместно изучаются и греческие предания и сказки. Они известны на весь мир под названием «Мифы древней Греции».

Кто же такие понтийские греки? Это представители Юго-Востока Черноморского побережья. Их кличут еще «ромеи» или «ромеос». Раньше эти места у Черного моря называли местечком Понт. Ныне тут живут представители Грузии, Армении и других стран. Понт простирался от Синопа до Батуми ровно по берегу Черного моря.

Коренные и пришлые

Сегодня доподлинно уже нельзя различить, кто из греков эллиниец, а кто истинный понтиец. Все греки считают себя эллинцами. Они гордятся своими корнями. В то же время, считается, что современные греки не привыкли трудиться на собственных землях. Они нанимают для этого болгар, пакистанцев, албанцев и даже арабов.

Сами же эллинцы шумными компаниями рассиживают в пригородных кафетериях, ведут шумные беседы, не думая о том, что в стране практически не промышленности, а государство процветает за счет сельхозпроизводства.

Греков-фермеров немного, и они привыкли трудиться, разводя животных, выращивая виноградники и оливковые роощи. Они живут в сельской местности, не привыкли жаловаться на жизнь, расхаживать по барам и беседовать о нелегкой жизни с соседями. В города они приезжают лишь за тем, чтобы продать товары натурального хозяйства и купить что-нибудь нужное для дома или детей.

То и дело на дорогах и даже федеральных автотрассах можно видеть до отказа груженые фруктами и овощами колымаги, стремительно несущиеся в направлениях городов и крупных поселений. Лучше держаться от таких машин подальше, рекомендуют местные. «Агротисы» — так именуют сельскохозяйственнков, часто совершают небывалые маневры на дорогах, что приводит к непредвиденным последствиям. Таковы эллинцы, посмеиваются островные и городские греки.

Коренное население уже привыкло собираться вечерком с таверне или кафе и баловаться винами. Вечер фермера проходит примерно также, если все работы по хозяйству уже позади. При этом за столом принято вспоминать и приятелей, и неприятелей. Ругают эллинцы понтийцев? Вряд ли!

Женщины собираются и днем выпить кофе у соседей, а понтийцы то и дело работают. Такие шутки ходят среди представителей разных сословий греков. На самом же деле женщины обсуждают более «важные» новости и события, нежели их вторые половинки. У эллинских дам на устах готовка, возможности правильно и рачительно вести домашнее хозяйство. В конце концов – что приготовить на ужин для любимой семьи?

Кстати, в Греции уже немало семей, муж или жена в которых коренные греки, а вторые половинки – из числа приезжих или понтийцы. Эти категории населения уж очень похожими стали за долгие столетия, что прожили в одной стране и построили единое государство.

Молодежь уезжает из сел в города. Они не желают работать на земле, потеть, добывать ценою здоровья плоды собственных трудов. Работу греки ищут полегче, почище и поприбыльнее. Кстати, некоторым коренным молодым людям доводится учиться в ВУЗах до 10 лет к ряду или даже более. Почему? Платят стипендию, да и законы не запрещают коренным учиться чуть ли не всю жизнь.

Что же до приезжих, им в этой стране довольно трудно получить образование. Важно не только хорошо знать язык, но и историю, культуру, придерживаться основных традиций. В этом случае наипростейший путь к успеху у понтийцев или приезжих – это брак с коренным греком.

Молодые греки из коренных с удовольствием нанимаются на работы в сектор государственного обеспечения, идут в политику. От этого они не только имеют стабильные доходы, но и высокий статус, связи. Заработок и приличная пенсия гарантированы. При этом соблюдаются все социальные нормы: отпуск, страховка, в том числе и медицинская. К тому же не только на работающего, но и на всю его семью, какая бы по численности она не была. Госслужащие получают и еще массу льгот, всех не перечислить. При этом обязанности по работе у них далеко не обременительные, а уволить такого трудягу по закону практически невозможно.

Эллинцы считают своих отпрысков детьми чуть ли не до 30-летнего возраста. Даже если сын или дочь живут отдельно, как правило раз или даже дважды в неделю «маманя» навещает, принося еды в огромных количествах, наготавливая, как на Маланину свадьбу. Великовозрастные детки получают все радости жизни в виде горячих и холодных закусок от мам, полную заботу и обслуживание. Это длится даже если человек уже женат или замужем. «Заботятся» о своих детях примерно до 40-45 лет. Кстати, считается, что именно от такой заботы и любви, которая идет с пеленок и до зрелости, греки-эллинцы такие чуткие и добрые со всеми окружающими. В них нет ни капли злобы, зависти. Они вдохновенны, спокойны, мудры, терпеливы, учтивы и даже не запирают дверей в сельской местности.

Истинные эллинец или эллинка воспитываются в ортодоксальных традициях, т.е. в сугубо древних, коренных, истинных, настоящих, исконных. Дети с пеленок посещают праздничные гуляния религиозного толка, ходят в церковь. Некоторые христианские праздники, кстати – это и дополнительные выходные для греков. Если малыша крестят или венчают пару, такие события проходят шумно, многолюдно. Собираются все, даже самые дальние родственники семьи. Эти мероприятия в жизни коренных греков считаются знаковыми и наиболее важными. Особенно это касается эллинцев.

Государственные учреждения, банки и даже магазины в большинстве местностей Греции закрываются уже к 14:00. После все служащие и представители иных профессий, кому доводится трудиться до полудня, отправляются по домам на отдых. Однако ужинать у греков принято не ранее 21:00. На улицах шумно до поздней ночи. Греки не ложатся спать раньше полуночи, несмотря на то, что ранним утром надо будет подниматься на работу.

Магазины и аптеки открываются вечером лишь трижды в неделю. А вот крупные сетевые супермаркеты работают практически круглосуточно. Что же до сельской местности, там в лавках в период выходных даже хлеба не купить. Но это не проблема для эллинцев. Они проводят уик-энд а барах и тавернах, или запаслись продуктами и встречаются с многочисленными родственниками, закатывая пышные застолья с гуляньями.

Даму сердца греки приглашают в ресторан не менее 2 раз в неделю. Это считается образцово-показательным поведением при ухаживании за женщиной. Кстати, в таверны ходят целыми семьями с детьми. Греки при этом съедают такое огромное количество пищи, что туристам и приезжим и не снилось. За раз – почти недельная норма еды. Дети резвятся и с шумом и криками носятся между столами, а если устали, спят прямо тут же, на диванчиках или даже стульях.

Много у эллинцев древних национальных праздников, которые отмечают шумно и собирая многолюдные компании. Это «День Охи» — ознаменование отвергнутого греками ультиматума Муссолини. Также бурно проходят парады и карнавалы, приуроченные к рождественским и новогодним гуляниям, пасхальным традициям, а также в преддверии Великого поста.

Считается, что в такие дни сам Дионисий – бог виноделия и покровитель возлияний, приходит к грекам, чтобы насладиться их чудесными напитками, возглавляя карнавальные шествия.

Этнографы уже давно не в шоке

Изучая древние греческие традиции и сам этот этнос, историки и археологи пришли к выводу, что в данное время в стране олив проживают не только коренные греки – эллинцы, но и выходцы из Армении, Турции, Грузии и даже России. Многие из них считают себя коренными, несмотря на то, что поистине они – понтийцы.

У переселенцев традиции немногим схожи с эллинскими. Они привыкли жить так, как это делали их предки, населяющие Кавказ, Крым, Балканский полуостров. Это просто мигранты, в традиционном понимании. Несмотря на то, что они стараются соблюдать традиции эллинцев, отличают их пристрастия к собственным национальным праздникам и язык. Он видоизменен, пусть даже и очень похож на греческий. В язык добавлено много слов армянских, грузинских и даже русских.

Понтийцы сохранили черты своего народа. Этим все сказано, говорят исследователи. Кстати, греки-понтийцы не отождествляют себя с эллинцами, их культурой и наследием. Впрочем, численность понтийцев сейчас назвать нельзя. В ходе переписи 1989 г., статисты собирали общие данные о жителях страны, не разделяя коренных и мигрантов, задержавшихся в Греции на всю оставшуюся жизнь. Больше всего среди понтийцев – выходцев из России и государств бывшего Советского союза. Вторые по численности среди понтийцев – турки. Еще меньше представителей Канады, Германии, Америки. Кстати, не все понтийские греки сейчас проживают в стране олив. Многие, считая себя греками, переехали в другие государства и страны мира.

Понтийские горы

Смотреть что такое «Понтийские горы» в других словарях:

  • Понтийские горы — Панорама Понтийских гор … Википедия

  • ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ — в Турции, вдоль побережья Черного м. Длина ок. 1000 км. Высота до 3937 м (г. Качкар). Разделяются на Вост. Понтийские горы, Зап. Понтийские горы и горы Джаник. На северных склонах широколиственные и хвойные леса (главным образом на востоке), на… … Большой Энциклопедический словарь

  • Понтийские горы — в Турции, вдоль побережья Чёрного моря. Длина около 1000 км. Высота до 3937 м (г. Качкар). Разделяются на Восточные Понтийские горы, Западные Понтийские горы и горы Джаник. На северных склонах широколиственные и хвойные леса (главным образом на… … Энциклопедический словарь

  • Понтийские горы — (Pontus), в Малой Азии, простираются вдоль юж. берега Чёрного моря (Турция). Долиной р. Кызыл Ирмак делятся на Зап. (длина 500 км, высота до 2600 м) и Вост. (длина 400 км) с высшей точкой г. Качкар (3937 м). Сев. склоны покрыты широколиственными… … Географическая энциклопедия

  • Понтийские горы — Понт ийские г оры … Русский орфографический словарь

  • Западно-Понтийские горы — часть Понтийских гор на севере Турции, к западу от реки Кызыл Ирмак. Длина 475 км. Высота до 2600 м. * * * ЗАПАДНО ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ ЗАПАДНО ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ, Баты Карадениз Даглары, часть Понтийских гор (см. ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ) к западу от реки Кызыл… … Энциклопедический словарь

  • ВОСТОЧНО-ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ — ВОСТОЧНО ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ, система горных хребтов на севере полуострова Малая Азия (см. МАЛАЯ АЗИЯ), восточная часть Понтийских гор (см. ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ), в Турции. Простираются в целом параллельно берегу Черного моря (см. ЧЕРНОЕ МОРЕ) от реки… … Энциклопедический словарь

  • ЗАПАДНО-ПОНТИЙСКИЕ ГОРЫ — часть Понтийских гор на севере Турции, к западу от р. Кызыл Ирмак. Длина 475 км. Высота до 2600 м … Большой Энциклопедический словарь

  • Восточно-Понтийские горы — система горных хребтов на С. Турции, восточная часть Понтийских гор (См. Понтийские горы). Простираются в целом параллельно берегу Чёрного моря от р. Мелет на З. до р. Чорух на В. Включают хребты (с З. на В.): Гиресун, Гюмюшане, Зигана,… … Большая советская энциклопедия

  • Западно-Понтийские горы — Баты Карадениз Даглары, западная часть Понтийских гор от р. Сакарья до р. Кызыл Ирмак на С. Турции. Длина 475 км. Наибольшая высота 2600 м (г. Делитепе). Хребты обычно тянутся двумя тремя параллельными рядами, которые разделены… … Большая советская энциклопедия

Понтийский геноцид

19 мая – день памяти жертв понтийского геноцида.

Геноцид 1916-1922 гг. — самая трагическая страница истории понтийского народа. Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий — ведь он отнял у греков Черного моряне только родных и близких, но и Родину. При этом очевидно, что память о геноциде необходима не только потомкам и родственникам погибших — знать о таких страшных событиях в истории человечества нужно всем. Ведь, забывая о боли другого, проходя равнодушно мимо, человек убивает в себе частицу своей «человечности» — a этого нельзя допускать, чтобы подобные трагедии не могли вновь повториться…

1.Понтийские греки — кто они?

1.1 Немного истории

Понт Эвксинский (Εύξεινος Πόντος), или просто Понт (Πόντος) — так с древнейших времен называли греки Черное море. Первые греческие поселения на южных его берегах (современная Турция, Кавказ) появились уже за 800 лет до Рождества Христова Они были основаны греками-ионийцами, выходцами из Аттики, Иониии с островов Эгейского моря. Первый город — Синоп — был построен в 785 году до Р.Х.; потом появились и другие. Вскоре все южное, а потом и северное Черноморье стали почти полностью греческими; уроженцами южного Понта были многие выдающиеся люди античности, такие как Диоген и Страбон.

В IV веке до Р.Х. на южном побережье Черного моря образовалось независимое Понтийское царство, на трон которого в 301 г. до Р.Х. взошел царь Митридат I. С этого времени именно за территорией этого царства закрепилось наименование «Понт», а весь регион в целом начал развиваться независимо от остальных греческих земель.

Династия, основанная Митридатом, успешно правила Понтом вплоть до 1 века до Р.Х. Понтийское царство крепло и богатело, в его городах процветали наука и искусство. Последним царем династии был Митридат VI Эвпатор, правивший с 120 по 63 гг. до Р.Х. Он дольше всех остальных греческих правителей сопротивлялся римской экспансии, но все же был побежден, и Понт потерял независимость, подчинившись Риму.

В 35 г. по Р.Х. св. апостол Андрей проповедовал в Понте христианскую веру, и это стало началом новой — христианской — эпохи понтийской истории. Понт дал миру многих великих святых, таких как мученик Евгений Трапезундский, святитель Василий Великий, святой Филарет Милостивый… Здесь же в 386 г. на горе Мелас был основан один из первых христианских монастырей — обитель Богородицы Сумельской (Παναγία Σουμελά — Панагия Сумела, от понтийского «σου Μελά», т.е. «на Меласе»). В 9 веке афинские монахи, святые Варнава и Софроний, перевезли в монастырь из Афин древнюю чудотворную икону Богоматери Афинской, написанной, по преданию, апостолом Лукой. С тех пор икона эта известна как образ Богородицы Сумельской. Она стала главной святыней Понта, а в страшные годы геноцида — к которым мы еще вернемся — «ушла в изгнание» вместе с понтийским народом.

В эпоху Средневековья Понт был частью Империи Ромеев (европейским историкам больше известной как «Византия», хотя сами греки-ромеи свое государство так никогда не называли). В конце XI века, когда почти вся византийская Малая Азия была захвачена сельджуками, византийский военачальник святой Феодор Гаврас отстоял территорию Понта, положив, таким образом, начало процессу восстановления его самостоятельности. А когда в 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, внук византийского императора Андроника I Комнина, Алексий Комнин, основал на территории Понта новое государство — т.н. Трапезундскую империю (по названию столицы — города Трапезунда). Эта империя продолжала существовать под властью династии Великих Комнинов и после освобождения Константинополя от крестоносцев, вплоть до 1461 г., когда она была окончательно завоеванатурками-оcманами.

В тяжелые годы османского ига понтийцы всеми силами старались сохранить свою веру, язык и культуру, несмотря на многочисленные и подчас очень жестокие попытки завоевателей исламизировать и «отуречить» коренное население. Правда, небольшая часть понтийцев — жители области Офлу — все же была насильно исламизирована, но и среди этих людей большинство продолжалo тайно отправлять христианские обряды, превратившись в т.н. «криптохристиан». Сохранили офлиты и греческий язык и обычаи. И это неудивительно – ведь к началу 20 века история понтийского насчитывала уже почти 3 тысячи лет непрерывного существования богатейшей политической и культурной традиции.

1.2 Культура и язык

Как уже было сказано выше, в силу исторических обстоятельств, а также из-за удаленности Понта от материковой Греции понтийцы уже с позднеантичных времен развивались практически независимо от остальных частей греческого этноса. В результате у понтийцев (самоназвание: «ромеи») образовалась своя, достаточно своеобразная культура, хотя и имеющая много общих черт с т.н. «элладской» культурой (то есть культурой собственно Греции), но во многом и отличающаяся от нее. Диалект греческого языка, на котором говорят сегодня понтийцы, также очень своеобразен — настолько, что некоторые лингвисты считают возможным называть его не «диалектом», а отдельным понтийским языком.

Благодаря своей относительной изоляции в Причерноморье, понтийский язык сохранил много архаичных

черт: его лексика и грамматика имеют гораздо больше общего с древнегреческим языком, чем с языком современной Греции. Вообще, понтийский архаичнее новогреческого; его можно поставить примерно между византийским койнэ и современным греческим языком. С другой стороны, за долгое время общения понтийских греков с другими народами Малой Азии и Кавказа в понтийский язык вошло немало слов из персидского, турецкого и различных кавказских языков. Все это очень затрудняет понимание понтийского греками из Греции — фактически современный эллин (грек из Греции) не может понять понтийца без предварительной подготовки.

Понтийская культура в целом также сохранила множество архаичных – древнегреческих и византийских — черт. Но это обширная тема, требующая отдельного глубокого исследования.

2. Геноцид — как это было

К началу 20 века османское правительство всерьез опасалось выхода Понта из-под своей власти, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией. К тому же среди понтийцев было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на османскую экономику. Поэтому «решительные меры» по искоренению греческого элемента готовились турецкими властями уже давно — и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия «младотурок», провозгласивших лозунг «Турция — для турок!». В сентябре 1911 года на младотурецкой конференции открыто обсуждался вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств страны, к которым в первую очередь относились греки и армяне.

«Турция решила обьявить своим христианским подданным войну на уничтожение».

Сефкер-паша, премьер-министр Турции, 1909 г. (Цитата приведена послом Германии в Турции Вангенхаймом в донесении канцлеру Германии от 24 июня того же года)

Крестный путь понтийского народа начался в 1914 году, после вступления Османской империи в Первую Мировую войну на стороне Германии. Под предлогом «неблагонадежности» множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в т.н. «рабочие батальоны» («амеле табуру») вглубь Малой Азии. На деле это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел. В «амеле табуру» погибли тысячи понтийцев, а также представителей других христианских народов.

Но, вопреки ожиданиям младотурок, репрессии не сломили понтийцев — напротив, они подтолкнули понтийских патриотов к решительным действиям. Многие мужчины Понта ушли в горы, где организовали партизанские отряды; а среди понтийской интеллигенции Кавказа (почти полностью принадлежавшего России) окончательно созрело решение о создании независимой Понтийской республики. Главными вдохновителями этой идеи были Константин Константиниди из Марселя, Василий Иоанниди и Феофилакт Феофилакту из Батуми, Иоанн Пасалиди из Сухуми, Леонид Ясониди и Филон Ктениди из Екатеринодара, а также митрополит Трапезундский Хрисанф (Филиппидис), будущий Архиепископ Афинский, а также митрополит Амасийский Герман (Каравангелис). Кроме партизанского движения, надеялись и на помощь Российской империи, ведшей боевые действия против Турции как союзника Германии.

В 1916 г. в Трапезунд вступили российски евойска. За несколько дней до этого турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми официально передал власть над городом Владыке Хрисанфу со словами: «Когда-то мы взяли Трапезунд у греков, и теперь грекам отдаем его».

Когда русские войска подошли к городу, их встретил сам Владыка и жители города, с цветами. Казалось, вековой мечте понтийских греков о свободе суждено было сбыться…

Но крайне тяжелая ситуация на австро-германском фронте мешала продвижению российской армии вглубь Малой Азии , а у понтийских партизан было недостаточно сил и оружия для самостоятельной борьбы. Поэтому после того, как Россия овладела областью Трапезунда, правительство младотурок на остававшихся под его властью территориях начало жестокую расправу с понтийцами, теперь уже официально объявленными «предателями» и «союзниками русских». Bсе остававшееся в живых мужское население Понта предполагалось физически уничтожить, а остальных — депортировать вглубь страны. Этот план не замедлили претворить в жизнь. Вот лишь несколько беспристрастных свидетельств очевидцев:

«…все греческое население Синопа и округа Кастаноми подверглось выселению. «Выселение» и «уничтожение» в представлении турок одно и то же, поскольку те из греков, кто не был убит, неизбежно должны будут умереть от голода или болезней».

Германский консул в Самсуне Кухофф. Из донесения в Берлин от 16 июля 1916 г.

«26 ноября Рафет-бей сказал мне: «Мы должны покончить с греками, как покончили с армянами». (…) 28 ноября Рафет-бей сказал мне: «Сегодня я послал вглубь провинции военные отряды, с приказом убивать любого встреченного ими грека». Я всерьез опасаюсь истребления всего греческого населения и повторения событий прошлого года «.

Консул Австро-Венгрии в Самсуне Квятковский. Из донесения Министру Иностранных Дел Австро-Венгерской империи от 30 ноября 1916 г.

«Бергфельд и Шеде, наши консулы в Самсуне и Керасуне, сообщают об убийствах и выселении местного населения. Пленных не берут. Деревни сжигают дотла. Семьи греческих беженцев, состоящие в основном из женщин и детей, ведут под конвоем к Севастии. Беженцы терпят огромные лишения».

Посол Германии в Турции Кульман. Из донесения Канцлеру Германии от 13 декабря 1916 г.

Понтийцев — женщин, детей, стариков — выселяли из домов в 24 часа, не разрешая брать с собой практически ничего из имущества, выстраивали в колонны и пешком, под конвоем солдат, гнали вглубь страны. Оставленные деревни разграбляли и сжигали — нередко прямо на глазах у выселяемых. В пути с депортируемыми обращались очень жестоко: им не давали практически никакой пищи, гнали вперед без отдыха по бездорожью, под дождем и снегом, так что многие не выдерживали и умирали прямо на ходу от истощения и болезней. Конвоиры насиловали женщин и девушек, расстреливали людей за малейшую провинность, а иногда и просто без повода. Большинство депортируемых погибло в пути. Но и те, кто перенес путь, оказались в ничуть не лучшем положении — они попали в настоящие «лагеря смерти». Так, в одном из таких «мест назначения», местечке Пирк, содержались депортированные жители города Триполи. По свидетельствам выживших, из 13.000 (тринадцати тысяч) понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек.

В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, власть перешла в руки большевиков. Сразу же после заключения в 1918 году Брест-Литовского мира российские войска покинули Трапезунд, оставив его жителей на произвол судьбы. Турецкая армия и «четы» (бандитские шайки, неофициально поощряемые турецким правительством) хлынули в город и окрестные деревни, грабя и убивая. Cпасаясь от смерти, множество жителей Восточного Понта бежали на Кавказ.

Но борьба за независимость, раз начавшись, уже не могла прекратиться: на территории России, в Ростове, местными понтийскими деятелями был создан Центральный Понтийский Совет, люди жертвовали на борьбу деньги и оружие, а из Марселя Константин Константиниди отправлял воззвания к жителям Понта и главам европейских государств.

В это время в Понтийских горах набирало силу партизанское сопротивление. Главными очагами партизанской борьбы были области Пафра, Санда и Орду; вскоре партизанские отряды появились и в областях Трапезунда и Карса. Понтийские паликары (воины) сопротивления сражались отчаянно: об их подвигах ходили легенды. Успеху партизанского движения способствовало и то, что во главе отрядов стояли талантливые и опытные военачальники — такие, как Васил-ага (Василий Анфопулос), Антон Чаушиди, Стилиан Козмиди, Эвклид Куртиди, Пандел-ага (Пантелеимон Анастасиади) и многие другие. Некоторые из них были в прошлом офицерами российской армии на Кавказе и имели большой боевой опыт; так, Васил-ага в награду за проявленную храбрость получил от императора Николая II почетное золотое оружие (саблю). Впоследствии, уже будучи предводителем партизан, Анфопулос настолько прославился своим мужеством и военным талантом, что зачастую достаточно было одного его имени, чтобы обратить в бегство турецкий отряд.

В 1919 г., всего через год после окончания Первой Мировой Войны, началась греко-турецкая война 1919-1922 гг. Греческое наступление в Малой Азиистало сигналом новому этапу истребления понтийцев — фактически все они были объявлены вне закона. Вся ярость турок обрушилась на тех, кто не мог сопротивляться: на мирное население понтийских городов и деревень.

По всему Понту начались неслыханные зверства: грабежи, убийства, изнасилования… Понтийцев целыми семьями запирали в церквях и школах и сжигали живьем — например, в городе Пафра подобным образом были сожжены около 6.000 (шести тысяч) человек, в основном женщин и детей. Из тех жителей Пафры, кто избежал смерти в огне, примерно 90% (порядка 22.000) были расстреляны или зарезаны; все женщины, девушки и даже маленькие девочки перед смертью были изнасилованы, а грудным младенцам турецкие солдаты разбивали головы о стены домов. В городе Амасии и близлежащих деревнях из 180.000 греков погибли 134.000; в городе Мерджифунде были вырезаны все жители поголовно; в Триполи, Керасунде, Орду и многих других городах были уничтожены практически все жители мужского пола… И это лишь малая толика того, что творилοсь тогда по всему Понту.

Продолжались и массовые депортации, принявшие теперь еще больший размах и проводившиеся с еще большей жестокостью. Вот, например, что рассказывает Мария Качиди-Симеониди, одна из немногих, кто выжил в то страшное время:

«Я родилась в деревне Мурасул, недалеко от Севастии (Сиваса) (…) В 1920 г., незадолго до Пасхи, турецкие солдаты явились в нашу деревню и велели нам всем отправляться с ними, взяв с собой только то, что мы могли унести. Мы нагрузили ослов пищей в дорогу, но вскоре, когда мы шли по бездорожью, большинство переметных сум порвалось, и мы остались без еды: турки нас не кормили. По дороге турецкие конвоиры насиловали женщин и девушек; одна из них забеременела. Недалеко от Телукты мы попали в снежную бурю, и половина наших людей погибла. От Телукты нас повели через Сус-Язусу, совершенно безводную пустыню; многие умерли там от жажды. Потом, когда мы наконец дошли до реки, все бросились к воде; люди так торопились напиться, что многие упали в воду и утонули. Наконец, нас привели к Фиратриме, курдской деревне, и велели тут остановиться. В это время та девушка, что забеременела от конвоира, родила двойню; турки взяли новорожденных, разрубили их пополам и бросили в реку. Там же, на берегу реки в Фиратриме, они расстреляли еще много наших людей…»

Понтийцы Кавказа, имевшие доступ к средствам сообщения, взывали к главам европейских государств о помощи жителям Понта. Но Греция была поглощена политическими дрязгами, а также неудачами на анатолийском фронте; Англия занимала «нейтральную», а по сути — антигреческуюпозицию; а другие «великие державы», по сути, открыто выступали против интересов понтийского народа. Единственной надеждой мирного населения Понта стали в этих условиях партизаны. Они по-прежнему героически сражались, но оставшись без всякой поддержки и практически не имея возможности пополнять запасы оружия (в то время как турецкая армия Кемаля постоянно получала деньги и оружие от большевиков), не могли изменить ход войны. Отстаивать независимость Понта, в то время как его мирным жителям грозило поголовное уничтожение, становилось практически невозможно. И тогда главной целью партизан стало спасение своего народа от полного уничтожения: они сражались с турецкой армией за жизнь понтийских христиан и переправляли беженцев за пределы Понта. Именно героическому сопротивлению паликаров-партизан обязаны жизнью 135.000 жителей Понта, спасшихся на Кавказе, и около 400.000 эвакуированных в Грецию.

24 июля 1923 г., через год после поражения Греции в войне, между Турцией и Грецией был заключен мирный договор, в который входило соглашение об обмене населением. В соответствии с этим соглашением в Грецию было переправлено в том числе и все оставшееся в живых греческое население Понта.

Выселения с родины избежали лишь исламизированные греки Офлу, считавшиеся единоверцами турок и потому не подвергавшиеся преследованиям, а также те немногие семьи, кому удалось выдать себя за турок (в Турции того времени еще не существовало развитой системы удостоверения личности, как в Европе, и подобные вещи были иногда возможны). Но эти последние были с тех пор обречены вести двойное существование «тайных греков», оказавшись в еще более сложном положении, чем остальные криптохристиане. В целом же, согласно оценкам официальных источников того времени и современных историков, в результате геноцида было физически уничтожено около 353.000 понтийцев. Оставшиеся в живых лишились родины и вынуждены были уйти в изгнание.

В настоящее время понтийцы проживают компактными группами на Кавказе (Южная Россия, Грузия, Армения) и в Северной Греции (Македония и Западная Фракия). Значительная по численности понтийская диаспора существует в Казахстане, Узбекистане, Германии, Австралии, Канаде и США; существуют понтийские общины и во многих других странах мира. Общее число понтийцев, имеющих возможность проявлять свою этническую принадлежность, составляет на сегодняшний день более двух миллионов человек.

Кроме того, в самом Понте, согласно турецким источникам, сегодня проживает около 300.000 исламизированных греков; из них примерно 75.000 сохраняют понтийские язык и обычаи (как уже было отмечено выше, многие из этих греков являются криптохристианами). Можно с уверенностью утверждать и о сохранении присутствия в Турции весьма значительного количества «тайных греков» (в том числе понтийцев), хотя по понятным причинам иx точную численность установить невозможно. Таким образом, общее количество представителей коренного населения Понта на территории Турции приближается к нескольким сотням тысяч человек.

3. Заключение

Понтийский геноцид на сегодняшний день официально признан только Грецией, Кипром, Арменией, Швецией и американским штатом Нью-Йорк. Причины этого — не сомнения в историческом факте уничтожения понтийского народа (официальные документы тех лет и свидетельства очевидцев различных национальностей убедительно доказывают реальность геноцида), а уже упоминавшиеся в начале статьи недостаточные информированность и (что еще важнее) недостаточная заинтересованность международного сообщества: вопрос о международном признании понтийского геноцида был впервые поднят 27 сентября 2006 года, на заседании парламента Европейского Союза. Днем Памяти понтийского геноцида объявлено 19 мая.

Понтийцы во всем мире не теряют надежды на восстановление исторической и человеческой справедливости. А значит – не слабеет и их упование на то, что понтийский народ сможет вернуться на землю своих предков. На достижение этой цели направлена деятельность понтийских организаций, ведущаяся под лозунгом «Понт жив!» (Ζει ο Πόντον!). Как поется в понтийской песне «наш народ вновь расцветет и принесет новые плоды».