Герцен

Фотография С.Л. Левицкого около 1861 г. Александр Иванович Герцен 1812-1870. Родился в семье богатого помещика. После окончания физико-математического факультета Московского университета в 1834, был арестован за распевание революционных песен — до 1839 находился в ссылках под полицейским надзором. Служил при министерстве иностранных дел 1840-41. Участвовал во Французской революции 1848 г. — основал в Париже газету «Голос народа». В 1853 создал в Лондоне «Вольную русскую типографию», с 1857 издавал журнал «Колокол», влияние которого значительно упало в 1863 из-за поддержки польского восстания.

Основой теории является характеристика крестьянской общины, сформулированная Герценым ещё в конце 1840-х:

1. «Русская сельская община существует с внезапамятных времён и похожие на неё формы встречаются у всех славянских народов».

То есть в самой основе концепция не совпадает с мнением Чичерина, который подчёркивал государственное участие в генезисе общинного строя.

2. Земля общины распределяется между её членами и каждый из них обладает неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько имеет любой другой член общины. Она предоставляется в пожизненное владение, её нельзя оставить по наследству.

3. Вследствие такой формы земледелия «сельский пролетариат — вещь невозможная», т.е. найм работников разрушит общинный уклад.

В работе «Русский народ и социализм», «Крещеная собственность» (1851) рассмотрены прогрессивные и консервативные стороны общинного быта:

+ Обеспечение защиты общинников от произвола чиновников, помещиков, природных невзгод;

+ наделение крестьян землёй в количестве, как правило, достаточном для прокормления;

+ наличие мирского самоуправления, подотчётность выборных лиц сельскому сходу.

— Незаинтересованность в улучшении земледелия;

— отсутствие конкуренции, создающей движение и разнообразие.

Консервативные стороны общинного уклада Герцен объясняет

во-первых, самой сущностью крестьянства, являющегося наиболее неизменным элементом во всех странах западной Европы. Однако на Западе исходный уклад был разрушен развитием частной собственности — что, по мнению мыслителя, является ключевым отличием от отечественного положения дел.

Во-вторых, использованием общины с круговой порукой в качестве основы обеспечения людьми и ресурсами, т.е. власть возвела народный быт в государственный институт, тем самым законсервировав его.

Такая консервация, считал Герцен, давала возможность для возвышения русского народа за счёт сохранения трёх стародавних начал крестьянского мира (работа «Русские немцы и немецкие русские»):

1. Право каждого на землю.

2. Общинное владение землёй.

3. Мирское управление.

«На этих началах и только на них может развиваться будущая Русь».

С другой стороны, контроль власти над общиной сдерживает её естественное развитие — требуется отмена крепостного права.

При этом, он отмечает, что внесение принципов индивидуализма («личной воли»), не сходных, однако, с капитализмом, в патриархальную жизнь может вывести её из застоя.

Сопряжение общинного уклада и индивидуального начала возможно в форме артели — это стадия устройства, в которую должна эволюционировать община (описана в работах «Русское крепостничество» и «Крещеная собственность»).

Черты артели:

— создаётся свободными людьми на добровольной основе с целью удовлетворения экономических интересов;

— имеет выборную администрацию и управляется общим собранием артельщиков;

— не стремится к монополии;

— распределение доходов на общем собрании;

— коллективный труд и круговая порука.

Такие отношения способствуют развитию личностей работников на коллективной основе. Через развитие коллективного начала общество, по замыслу Герцена, должно перейти на стадию социализма.

Социализм по Герцену синкретичен, он учитывает отечественные условия (общинный уклад) и устроен согласно передовым Западным теориям:

«Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, и идёт вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

6 этапов по построению социализма в России:

1. После реформы все земли становятся общественными. Происходит наделение равными участками с учётом плодородия почв. Упразднение сословий, обусловлено исходным материальным равенством. Происходит выкуп земли общинами у помещиков.

2. Установка разных видов пользования (не владения!) землёй: бессрочная общинная, частная пожизненная, аренда общественной земли, государственная, общественная областная.

При этом сохранены запреты передачи земли по наследству и найма рабочей силы.

3. Создание местных банков для организации выкупа земли, развития общин и частных предпринимателей. Постепенно каждый проживающий в данной местности становится вкладчиком и заёмщиком банка – образуется коллективная собственность.

Общины могут получать большие суммы кредитов, т.к. выплаты по ним обеспечивает круговая порука.

4. Общины развиваются до стадии артелей, затем до ассоциаций.

5. Черты мирского устройства распространяются на всё общество: общины объединяются в области, а те составляют конфедерацию с выборными органами управления на всех уровнях – происходит пересоздание гос. строя.

6. Законы составляются с учётом местных обычаев, включают в себя все неотъемлемые права, существующие на западе, также устанавливается равенство полов, общий доступ к образованию.

После проведения реформы 1861, Герцен не исключал возможность насильственного прихода к социализму, он не был доволен «половинчатостью» преобразований. Впоследствии, со снижением количества крестьянских восстаний, отказался от революционного варианта в пользу учреждения бессословного «Земского собора» — первого парламента.

Также он отмечал и положительные стороны реформы: «Находившийся в зачаточном состоянии принцип самоуправления, раздавленный полицией и помещиком, начинает всё более и более избавляться от своих пелёнок и свивальников; избирательное начало укореняется, мёртвая буква становится реальностью. Староста, общинные судьи, сельская полиция — всё избирается и права крестьянина простираются уже далеко за пределы общины».

Своеобразие воззрений Герцена.

Александр Иванович считал концепции петрашевцев и Чернышевского теориями «чисто западного социализма»: те говорили о пропуске стадии капитализма на пути к социализму в России, Герцен же определял русский социализм как параллельную альтернативу западному капитализму.

Более того, он не считал коммунизм конечной формацией социального развития на основании того, что видел в Европе во время революций: это «учение о принудительном отчуждении собственности, учение возвышающее индивидуум при помощи общества, граничащее с деспотизмом и освобождающее между тем от голода», «Коммунизм пронёсся бурно, страшно, кроваво, несправедливо, быстро».

При этом и русский социализм, по его мнению, не должен стать окончательной формой социальности: «в сущности, все формы исторические — volens-nolens — ведут от одного освобождения к другому». В конце 40-х годов он утверждал, что «социализм займёт место нынешнего консерватизма, и будет побеждён грядущею, неизвестною нам революцией», в 60-е его мнение изменилось: он писал об эволюции социализма без потрясений, большинством, на основе науки.

Необходимо отметить: то, что сейчас воспринимается в качестве единой теории, формулировалось в течение 40-х, 50-х, начале 60-х годов. Различные аспекты концепции содержатся в десятках работ, вышеизложенное – один из вариантов их синтеза, представленный С.И. Павловым в вестнике МГТУ, в статье «Теория русского социализма А.И. Герцена».

Моя группа в ВК:

Добро пожаловать в -ИЗМЫ

КРЕЩЕНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 22

(…) Народ русский все вынес, но удержал общину, община спасет народ русский; уничтожая ее, вы отдаете его, связанного по рукам и ногам, помещику и полиции. И коснуться до нее, в то время когда Европа оплакивает свое раздробление полей и всеми силами стремится к какому-нибудь общинному устройству!

Говорят, что община поглощает личность и что она несовместима с ее развитием. В этом мнении есть доля правды. Всякий неразвитой коммунизм подавляет отдельное лицо. Но не надобно забывать, что русская жизнь находила сама в себе средства отчасти восполнять этот недостаток. Сельская жизнь образовала рядом с неподвижной, мирной, хлебопашенной деревней подвижную общину работников — артель и военную общину казаков.

Артель — лучшее доказательство того естественного, безотчетного сочувствия славян с социализмом, о котором мы столько раз говорили. Артель вовсе не похожа на германский цех, она не ищет ни монополи, ни исключительных прав, она не для того собирается, чтоб мешать другим, она устроена для себя, а не против кого-либо. Артель — соединение вольных людей одного мастерства на общий прибыток общими силами.(…)

Само собою разумеется, что ни в коммунизме деревень, ни в казацких республиках мы не могли бы найти удовлетворения нашим стремлениям. Все это было слишком дико, молодо, неразвито, но из этого не следует, что нам должно ломать эти незрелые начинания,— напротив, их надобно продолжать, развивать, образовывать. Тут нет большого достоинства, что мы неподвижно сохранили нашу общину, в то время как германские народы ее утратили, но это большое счастие, и его не надобно выпускать из рук. Мы долго ждали, долго временили, воспользуемся опытностью наших соседей, она им страшно дорого стоит.

Мир западный утратил свое общинное устройство; хлебопашцы и несобственники были принесены на жертву развитию меньшинства; зато развитие дворянства и горожан было велико и богато. Оно имело рыцарство с его высоким понятием независимой личности и среднее состояние с его непреклонной идеей права, оно имело искусство и литературу, науку и промышленность, наконец, реформацию и революцию, которые грозно и торжественно низвергнули половину церкви и половину трона.

Одна Россия, эта падчерица, эта Сандрильона 23 между народами европейскими, не имела никакой доли в приобретениях и победах своих соседей. Народ русский так же мало был способен к торжественному западному развитию трех последних веков, как к крестовым походам, как к схоластике и теологическим спорам, как к римскому праву и германскому феодализму. Народ русский ничего не приобрел со времен

Владимира и Киевского периода; под монгольским гнетом ханов, под византийским царей, под немецким императоров, под суринамским 24 помещиков он сохранил только свою незаметную, скромную общину, т. е. владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины, братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управление своими делами. Вот и все приданое Сандрильоны, зачем же отнимать последнее?.. «Затем, что при всем этом на Руси жить тяжко, ни уму, ни сердцу нет простора». Тяжко, дурно жить в России — это правда, и тем тяжеле было для нас, что мы думали, что в других странах легко и хорошо жить.

Теперь мы знаем, что и там тяжело. Оттого что и там не разрешен вопрос, около которого сосредоточилась теперь вся человеческая деятельность, вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу. Крайние, односторонние развития привели к двум нелепостям — к гордому своими правами, независимому англичанину, которого свобода основана на вежливой антропофагии, и к бедному русскому мужику, безлично потерянному в общине, бесправно отданному в крепость и в силу того служащему съестным припасом барину.

Где их примирение, как снять их противуречие, как сохранить независимость британца без людоедства, как развить личность крестьянина без утраты общинного начала? В этом-то вся мучительная задача нашего века, в этом-то и состоит весь социализм.

Безумно было бы начать переворот с уничтожения свободных учреждений потому, что они на деле доступны только меньшинству; еще безумнее уничтожить общинное начало, к которому стремится современный человек, за то, что оно не развило еще свободной личности в России.<…)

Примечания

22. Впервые опубликовано в 1853 г. отдельной брошюрой в Лондоне созданной Герценом Вольной русской типографией. В 1857 г. выпущено второе издание с новым предисловием Герцена, в 1858 г.— третье.

23. Сандрильона — Золушка, действующее лицо в одноименной сказке Ш. Перро.

24. Называя гнет русских помещиков суринамским, Герцен уподобляет его рабовладельческому, плантаторскому укладу в Голландской Гвиане (Суринаме).

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 402-404.

Философия XIX – начала XX веков

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9

№ 1

1. «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон

4) сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1)с мышления;

2) co свободы воли;

3) с природы;

4) с общества.

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей филосо­фии:

1) Ньютон;

2) Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет кате­гория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг

5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущ­ности экзистенциализма:

1) это учение о высшем понима­нии мира;

2) это познание причин и прин­ципов сущего;

3) это учение о том, как челове­ку жить;

4) это учение о человеческой свободе.

6. Назовите основную черту русской философии:

1)эмпиризм;

2)позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

8. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;

4) увлеченность языковой культурой.

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) западничество;

3)позитивизм;

4) народничество.

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:

1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

2) стремление к свободе;

3) Бог;

4) софия.

12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) не причинение зла другому;

4) середина между добром и злом.

13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:

1)в мессианизме;

2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в западнической политики Петра I.

Ответы: 1—2; 2—2; 3—4; 4—2; 5—4; 6—3; 7—1; 8—3; 9—2; 10—4; 11—2; 12—3; 13—3.

№ 2

1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

1) царству божию;

2) декадансу;

3) гуманизму;

4) варварству.

2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:

1) правителей государства;

2) выдающихся личностей;

3) изобретателей-новаторов;

4) религиозных лидеров.

3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:

1) язык;

2) новаторство;

3) традицию;

4) миф.

4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:

1) языка;

2) трудовой деятельности;

3) прямохождения;

4) развития рук.

5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба»Иммануил Кант впервые выдвинул:

1) теорию подлунного мира;

2) небулярную теорию;

3) теорию предустановленной гармонии;

4) теорию множественности миров.

6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

1) интуитивно;

2) способом доказательств;

3) на основе чувственного опыта;

4) в первичном ощущении.

7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

1) априорности чувственного опыта;

2) трансцендентных предметов;

3) апостериорности ощущений;

4) непознаваемости «вещи в себе».

8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

1) все наше познание начинается с чувственного опыта;

2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

3) познание — это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

9. По теории Канта, время и пространство:

1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

1) вещь в себе;

2) феномен;

3) ноумен;

4) интеллектуальный синтез.

11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

2) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:

1) привычной формой твоего поведения;

2) принципом инстинкта самосохранения;

3) общим «естественным» законом;

4) примером для подражания других.

13. По Канту, знание нравственного закона:

1) является актуальной проблемой этики;

2) обусловлено образованием или воспитанием;

3) дается в эмпирическом опыте;

4) дано каждому доопытно.

Ответы:1 —3; 2 —3; 3 —3; 4 —3; 5—2; 6 —2; 7 —2; 8 —4; 9 —2; 10 —2; 11—4; 12 —3; 13—4

Онтология

№ 1

1. Что означает понятие «материя»:

1) материя — философская категория для обозначения матери­альной основы бытия;

2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощу­щениях;

3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения раз­личных наших чувств;

4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».

2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:

1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;

2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

4) сознание — божественный дар человеку.

3. Что означает время как философская категория:

1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осу­ществляемом нашим разумом;

2) время — текущая длительность, в которой все возникает и ис­чезает;

3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;

4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

4. Что характеризует пространство как философскую категорию:

1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в се­бя всю материю;

2) пространство — это форма существования материальных объек­тов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, создан­ное богом вместе с материей;

4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, ко­торым мы воспринимаем вещи.

5. Что такое диалектика:

1) искусство ведения спора;

2) представление о вечном становлении мира;

3) универсальная теория и метод познания мира;

4)учение о противоречиях.

6. Что такое метафизика:

1) другое название философии;

2)отрицание развития;

3) признание развития за счет внешнего толчка;

4) теоретическая физика.

7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:

1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;

2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и на­шему мышлению;

3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;

4) противоречие — это мистическое совмещение противополож­ностей, постигаемое только интуицией.

8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:

1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;

2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;

3) законы науки — следствие законов человеческого разума, орга­низующих эмпирический материал;

4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.

9. Что означает термин «агностицизм»:

1) представление о непознаваемости мира;

2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

3) представление о том, что познание полно и адекватно отража­ет действительность;

4) представление, что познание носит чисто символический ха­рактер, а истинные знания раскрываются в вере.

10. Какое познание основано на ощущении:

1) чувственное познание;

2) логическое познание;

3)интуитивное познание;

4) образное познание.

11. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание:

1) представление;

2) понятие;

3)восприятие;

4) умозаключение.

Ответы:1—1; 2—1; 3—3; 4—2; 5—4; 6—3; 7—3; 8—4; 9—1; 10—1; 11-2,4

Гносеология

№ 1

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

2) значимая информация в аспекте деятельности;

3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

2. В философии «агностицизм» понимается как:

1) рассмотрение процесса познания;

2) рассмотрение объектов познания;

3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

4) сомнение в возможности познания.

3. В современной гносеологии объект познания:

1) существует «сам по себе»;

2) противостоит субъекту познания;

3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

4) является частью самопознающего субъекта.

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

1) чувственное отражение;

2) познавательный контакт с объектом познания;

3) представление;

4) объяснение.

5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

1) абстрактным;

2) теоретическим;

3) обыденным;

4) научным.

6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

1) абстрактна;

2) объективна;

3) субъективна;

4) абсолютна.

7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

1) ложь;

2) заблуждение;

3) суждение;

4) предрассудок.

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

1) когерентная;

2) соответствия;

3) системная;

4) прагматическая.

9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

1) прогнозирование;

2) предусмотрение;

3) целеполагание;

4) опережение.

10. Любое изменение, преобразование, процесс — это:

1) эволюция;

2) развитие;

3) инволюция;

4) движение.

11. Субъект познания в современной гносеологии — это:

1) абстрактный индивид;

2) реальный ученый или философ;

3) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

4) мыслительный коллектив.

12. Современные гносеологические исследования предполагают:

1) эмпиризм;

2) рационализм;

3) интуитивизм;

4) теоретико-методологический плюрализм.

13. Формой практики не является:

1) преобразование природы с помощью орудий труда;

2) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

3) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

4) научный эксперимент.

Ответы:1—4; 2 —3; 3 —3; 4 —3; 5 —3; 6—2; 7—2; 8—3; 9 —3; 10 —4; 11 —4; 12 —4; 13 —3

Сознание

№ 1

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) диалектическый материализм;

4) экзистенциализм.

2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

3) высшую функцию мозга, связанную с речью;

4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.

3. Человеческому сознанию присуще:

1) пассивное отражение действительности;

2) активная, творческая деятельность;

3) непосредственное воздействие на действительность;

4) порождение объективной реальности.

4. Самосознание человека — это:

1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;

3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;

4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.

В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

1) рассудок;

2) разум;

3) мышление;

4) ум.

6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;

2) ориентации в обыденной жизни;

3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;

4) разложения целостных объектов на составные части.

7. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:

1) мышление;

2) язык;

3) одновременно;

4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

1) непосредственная деятельность сознания;

2) адекватное выражение мысли;

3) система естественных и искусственных знаков;

4) вторая сигнальная система.

9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

1) позволяет передавать и распространять информацию;

2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

3) является средством общения всех людей между собой;

4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.

10. «Бессознательное» в современной философии-это:

1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

2) рефлекторные процессы в организме человека;

3) все, что не осознается человеком;

4) нечто, присущее только отдельному человеку.

Ответы:1 —3; 2 —3; 3 —2; 4 —4; 5 —2; 6 —3; 7 —3; 8 —3; 9 —4; 10 —1.

Общество

№ 1

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:

1) общество — система взаимоотношений между людьми, возни­кающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество — определенный этап в историческом развитии че­ловечества;

4) общество — организация людей, объединенных общим заняти­ем или увлечением (например, спортивное или философское).

2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

2) общество развивается по спирали;

3) общество развивается по кругу;

4) общество не развивается.

4. Что является критерием исторического прогресса в теории ста­дий роста:

1) состояние морали;

2)способ производства;

3) уровень демократизма в государстве;

4) научно-технический прогресс.

5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

1) К. Маркс;

2) У. Ростоу;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

6. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

1) совокупность предметов материальной культуры;

2) общество, развитие которого определяется техникой;

3) общество, имеющее свою специфическую культуру;

4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.

8. Социальная стратификация — это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от вы­бора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее предста­вителями являются:

1) У. Ростоу;

2) К. Маркс;

3) A. Тоинби;

4) Н. Бердяев.

10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:

1) «Закат Европы»;

2) «Россия и Европа»;

3) «Постижение истории»;

4) «Смысл истории».

11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории куль­турно-исторических типов?

1)П. Я. Чаадаев;

2) Н. К. Михайловский;

3) Н. Я. Данилевский;

4) Н. А. Бердяев.

12. Понятие «традиционное общество» означает:

1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;

2) восточное общество;

3) общество, где господствующей религией является ислам;

4) примитивное общество.

13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и харак­теризующие их особенности западного общества:

1) экономическая сфера;

2) социальная сфера;

3) политическая сфера;

4) духовная сфера:

а) независимое положение личности;

б) частная собственность;

в) рациональное мышление;

г) правовое государство.

Ответы:1—1,2; 2—3,4; 3—2; 4—4; 5—3,4; 6—4; 7—4; 8—4; 9—1; 10—4; 11—3; 12—1; 13—1/б, 2/а, 3/г, 4/в.

№ 2

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

1) культурология;

2) социальная философия;

3) гносеология;

4) политология.

2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;

4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

3. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:

1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

2) понимающее «бытие-в-мире»;

3) свободный практический и творческий выбор;

4) система социальных действий и их смыслов.

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

1) жизни людей согласно их речевым актам;

2) истолкования смысла социальных действий людей;

3) формы материального производства;

4) соответствующего общественного договора.

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это:

1) воплощение совершенной идеи справедливости;

2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

3) продолжение природы и космических закономерностей;

4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

1) антропосфера;

2) социосфера;

3) ноосфера;

4) техносфера.

8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы;

2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

1) циклов;

2) стрелы;

3) спирали;

4) маятника.

10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:

1) немецкого философа К. Ясперса;

2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

1) Ф. Бродель;

2) П. Сорокин;

3) Ф. Фукуяма;

4) А. Тойнби.

12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

2) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

3) К. Маркс и Ф. Энгельс;

4) Ф. Ницше и А. Камю.

Поврежденный

Впервые опубликовано в сборнике: Прерванные рассказы Искандера, Лондон, 1854. Печатается по тексту второго, исправленного автором, издания сборника (Лондон, 1857).

При жизни Герцена появилось в переводе на немецкий язык: Unterbrochene Erzählungen von Alexander Herzen. Aus dem russischen übersetzt von Malwida von Meysenbug, Hamburg, 1858. В повести «Поврежденный» отразились настроения Герцена в период после поражения революции 1848 г. Мучительные раздумья и разочарования Герцена усугубились в связи с личной драмой, пережитой им в конце 40-х – начале 50-х годов.

Однако безнадежно пессимистический взгляд на будущее человечества и общественный прогресс, который свойственен главному действующему лицу повести, «поврежденному», не следует отождествлять с отношением к действительности самого Герцена. Герцен искал выхода из своего пессимизма, деятельности на благо родины; между тем взгляд «поврежденного» безысходен, его пессимизм бездеятелен. Евгений Николаевич – один из образов «лишних людей» в творчестве Герцена (ср. разработку той же темы в повести «Долг прежде всего», над продолжением которой Герцен работал осенью того же 1851 г., – см. Т. VI наст. изд.).

Впоследствии Герцен высказал явное несогласие с философией безнадежности, носителем которой является «поврежденный». В цикле «Концы и начала» (1862–1863) Герцен рассказывает о своей новой встрече с «поврежденным». Евгений Николаевич остался, прежним скептиком и пессимистом. Выслушав еще раз его рассуждения, Герцен спрашивает: «…и все-то это для того, чтоб дойти до голландского покоя, и за эту похлебку из чечевицы проститься с лучшими мечтами, с святейшими стремлениями?»

Большой интерес представляет рассказ крепостного слуги Спиридона, которым заканчивается повесть Герцена. По художественной силе этот эпизод – одна из самых ярких картин крепостного быта в творчестве Герцена.

«Погоди немного…» – Не совсем точная цитата из стихотворения Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины…»). У Лермонтова:

Подожди немного, Отдохнешь и ты.

…это Ноздрев и Мижуев, переложенные на новые нравы и едущие не в Заманиловку, а в Сан-Ремо. – В «Мертвых душах» описывается совместная поездка Ноздрева и его зятя Мижуева. В Маниловку («Заманиловку») однако едут не они, а Чичиков.

А, может быть, и peggio-такое зададут arpeggio. – К этому месту в немецком переводе «Поврежденного» сделана сноска: «Намек на русские стихи» («Unterbrochene Erzählungen von Alexander Herzen», Hamburg, 1858, S. 148).

…ну, позовут к Леонтию Васильевичу… – Имеется в виду Л. В. Дубельт.

С пелазгов, с греков начиная… – Пелазги, или пеласги, – народ, живший в древнейшие времена на территории Греции.

…до проклятой Ост-индской компании, которая все перепортила. – Начало образованию в Европе Ост-индских компаний было положено в конце XVI – начале XVII века. Они являлись орудием колонизаторской политики в Индии, Индонезии и на Дальнем Востоке.

…новая vrietas, которую Блуменбах проглядел, «кавказско-городская»… – Блуменбах предложил разделение населения земного шара на пять рас; среди них была раса кавказская, или белая.

…von einer besseren Natur, von einem andern Sonnenlichte. – Имеются в виду следующие строки из стихотворения Шиллера «Das Mädchen aus der Fremde»:

In einem andern Sonnenlichte, In einer glüklichern Natur

…Кондорсе-то с своей книжкой, ха-ха!.. – Речь идет о книге Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

…Федора отправили при записке во Вторую адмиралтейскую. – То есть для наказания розгами. В числе полицейских частей в тогдашнем Петербурге существовала Адмиралтейская часть, разделявшаяся на два участка.

…Croce di Malta… – Гостиница в Генуе.

<Je vous prends pour juges….>

<Беру вас в судьи…>

Печатается по тексту Л VII, Стр. 65–66, где опубликовано впервые под условным названием «Un appel aux frères de la démocratie» («Призыв к братьям-демократам»). В текстологическом примечании М. К. Лемке писал: «Сверено с печатным листком, на котором Герценом сделано несколько корректурных поправок и хранящимся в АСГ. Ни даты, ни места не указано, но ясно, что время написания относится к июлю 1852 г. Листок был разослан друзьям, но опубликования не получил». Местонахождение этого листка, так же как и автограф, в настоящее время неизвестно.

Настоящее обращение написано было не ранее 7 июля 1852 г., когда Герцену был направлен от имени Гервега вторичный вызов на дуэль, и не позднее 22 июля, так как 22-м датировано письмо Герцена к Энгельсону, к которому был приложен комментируемый документ. Это явствует из ответного письма Энгельсона от 24 июля, в котором он сообщает, что посылает ряду представителей международной эмиграции копии герценовского «аппеля к демократам» (ЛVII, 78).

Историю своего отказа от дуэли с Гервегом Герцен рассказал в последних главах V части «Былого и дум» (см. также комментарий в Т. X наст. изд.).

В то время, когда разыгралась семейная драма Герцена, в буржуазно-дворянском обществе дуэль признавалась едва ли не единственным способом разрешения подобного рода конфликтов; власть этого феодального пережитка была чрезвычайно сильна даже в среде демократической интеллигенции.

Отрицательное отношение к дуэли было обосновано Герценом еще в дневниковой записи от 22 сентября 1843 г. и в статье «Несколько замечаний об историческом развитии чести» (см. Т. II наст. изд.). Справедливо подчеркивая принципиальный характер своего отказа от дуэли, Герцен вместе с тем ошибочно придавал своему личному конфликту с Гервегом большое идейное значение. Поэтому он и пытался организовать над Гервегом суд европейской демократии.

An die Redaktion der «Neuen Zürcher Zeitung»

В редакцию «Neue Zürcher Zeitung»

Впервые опубликовано в газете «Neue Zürcher Zeitung», № 209, от 27 июля 1852 г. Автограф неизвестен. Печатается по тексту этой газеты. Заявление это связано с одним из эпизодов семейной драмы Герцена, о которой он рассказал в V части «Былого и дум». Об упомянутых в заявлении фактах речь идет в главах «Былого и дум»: «1852», «смерть» и в «Прибавлении», озаглавленном «Гауг» (см. также комментарии к этим главам «Былого и дум» в Т. X наст, изд.); в «Прибавлении» Герцен рассказывает и о полемике на страницах «Neue Zürcher Zeitung».

Заявление Герцена явилось возражением на напечатанное в «Neue Zürcher Zeitung» от 18 июля письмо Гервега (см. ЛXIV, 112–115)).

6 августа 1851 г. «Neue Zürcher Zeitung» напечатала пространный ответ Гервега (см. ЛУП, 112–119).

Указатель имен

Аввакум (ок. 1621–1682), протопоп, выдающийся проповедник и писатель – 54, 184, 426, 427

Австрийский император – см. Франц Иосиф

Адлерберг Владимир Федорович, граф (1790–1884), с 1841 по 1856 г. главноуправляющий почтовым департаментом – 11, 139