Георгий ореханов

Ореханов Георгий Леонидович, прот.

Монографии:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертации:

  1. К вопросу об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Из фондов Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. 1901 г. // Исторический архив. 2005. № 3.
  2. Л. Н. Толстой и В. Г. Чертков. К истории завещания писателя. 1907-1909 гг. // Исторический архив. 2009. № 4.
  3. «Его примирение с Церковью будет праздником светлым для всей Русской земли, всего народа русского…». Письмо митрополита Антония (Вадковского) С. А. Толстой. 11 февраля 1902 г. // Отечественные архивы. 2009. № 4 (интернет-версия: http://www.rusarchives.ru/publication/vadkovskiy.shtml).
  4. Некоторые особенности генезиса и восприятия учения Л. Н. Толстого в России // Вестник Московского государственного областного университета. 2009. № 3.
  5. Отлучение или отпадение? Смысл синодального акта о Льве Толстом // Родина. 2009. № 11.
  6. Л. Н. Толстой и Православная Церковь: к истории конфликта (новые документы) // Исторический архив. 2009. № 6.
  7. В. Г. Чертков и Л. Н. Толстой // Российская история. 2010. № 2.
  8. Восприятие конфликта между Русской православной церковью и Л. Н. Толстым современниками писателя в России // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2(1).
  9. Критика моральных идей Л. Н. Толстого в трудах Д. Н. Овсянико-Куликовского // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Том I (Гуманитарные науки).
  10. Восприятие религиозных идей Л. Н. Толстого в протестантизме ХХ в. // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Том I (Гуманитарные науки).
  11. Л. Н. Толстой и Оптина пустынь // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том I (Гуманитарные науки).
  12. Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и К. Н. Леонтьев: смысл и значение спора о «розовом христианстве» // Ярославский педагогический вестник. 2011. №3. Том I (Гуманитарные науки).
  13. Митр. Антоний (Вадковский) и синодальный акт 20-22 февраля 1901 г. о Л. Н. Толстом // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. История и юридические науки. 2011. № 2(5).
  14. Духовный кризис русского общества: некоторые методологические аспекты проблемы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. №3(1).
  15. Духовный переворот Л.Н. Толстого: хронология и особенности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2011. Выпуск 19. № 13 (108).
  16. Делая народ эталоном веры, Победоносцев в чем-то был очень далёк от веры народа: круглый стол по материалам монографии А. Ю. Полунова «К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России». Росспэ. Москва, 2010 // Российская история. 2013. №1.
  17. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. 2014. Сер. 1. Богословие. Философия. Вып. 6 (56).

Избранные статьи в других изданиях:

  1. Реформа ВЦУ в работах Предсоборного присутствия 1906 г. // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М., 1996.
  2. Verso il Concilio: 1905-1917 // La nuova Europa. Milano, 1997. №6 (на итал. языке).
  3. Краткий статистический обзор условий религиозно-просветительной деятельности Российской Православной Церкви при изменившемся устройстве России и по отделении Церкви от государства. // Богословский сборник. М., 1997. №1. (в соавторстве: Терентьева, Т. Х.; Постернак, А. В.)
  4. Ф. Д. Самарин и его архив // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М.,1997.
  5. О проекте создания женского Богословского института (1913-1916) // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М., 1998.
  6. Обсуждение вопросов “внутренней миссии” на заседаниях Предсоборного Присутствия 1906 года и деятельность Братства Святителей Московских (1909-1916) // Материалы научной конференции «Научно-богословские труды по проблемам православной миссии». Исторический факультет МГУ. М., 1999.
  7. Император Николай II и Поместный Собор Русской Православной Церкви // Богословский сборник ПСТБИ. 1999. М., №2.
  8. К ранней истории обновленчества. Список лиц священного сана, состоящих членами «Братства ревнители церковного обновления» (октябрь 1906 г.) // Богословский сборник ПСТБИ. 1999. М., №3 (интернет-версия: http://www.pstbi.ru/institut/sb/f17.htm) .
  9. Генезис русского церковного реформаторства (1905-1906) // Богословский сборник ПСТБИ. 1999. М., № 4.
  10. Церковный собор и церковно-реформаторское движение // Журнал Московской Патриархии. 2000. № 12 (интернет-версия: http://www.jmp.ru/jmp/00/12-00/16.htm).
  11. Дневник митр. Арсения (Стадницкого) // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М., 2001.
  12. Материалы из Федерального архива г. Берлина (2 письма членов Архиерейского Синода) // Богословский сборник. №7. М, 2001. (совместная публикация с Гизелой Зоммер).
  13. Витте contra Победоносцев: дискуссия о церковной реформе весной и летом 1905 года // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 11 (интернет-версия: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/01/11-01/12.htm).
  14. Боярский // Православная Энциклопедия. Т. З. М., 2002 (в соавторстве с С.Л.Фирсовым).
  15. Дело митр. Вениамина (Казанского). К 80-летию процесса // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М., 2002 (в соавторстве с Н.А. Кривошеевой).
  16. Брак у старообрядцев. Конец XVII — начало XX века // Православная Энциклопедия. Т. 6. М., 2003 (в соавторстве с Е. А. Агеевой).
  17. Правление объединенных приходов в Петрограде и обновленческое движение // Материалы Богословской конференции ПСТБИ. М., 2003.
  18. Л. Толстой и Оптина пустынь: один астаповский эпизод // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М. 2004.
  19. Новые материалы из архива Архиерейского Синода РПЦЗ (Доклад на конференции в Андреевском монастыре) // История русской церкви в XX веке. Мюнхен, 2004.
  20. Введенский // Православная Энциклопедия. Т.4. М., 2004 ( в соавторстве с М.В.Шкаровским).
  21. Богословское образование XXI века: проблемы и перспективы // «Международное образование: итоги и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Центра международного образования МГУ им. М. В. Ломоносова (22-24 ноября 2004 года)». Т. 3. М., 2004.
  22. Один эпизод из жизни Л. Н. Толстого (официальная переписка по поводу сочинения «Учение Христа, изложенное для детей») // Материалы ХV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. М. 2005.
  23. Новые материалы по поводу отлучения Л. Н. Толстого от Церкви // Толстой. Новый век. Ясная Поляна. 2005. № 1.
  24. Последние дни жизни Л. Н. Толстого // Толстой. Новый век. Ясная Поляна. 2006. № 2.
  25. // Дневник / Арсений (Стадницкий); Изд. ПСТГУ, М. 2006. Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / редкол.: протоиер. Владимир Воробьев (в соавторстве с Н.Ю.Суховой, Н.В.Соминым, О.Н.Ефремовой).
  26. Путь к отлучению (к истории личных отношений К. П. Победоносцева и Л. Н. Толстого) // Константин Петрович Победоносцев: мыслитель, ученый, человек. Материалы международной юбилейной научной конференции. СПб. 2007.
  27. Православие, иудаизм и ислам в Российской империи до и после указа 17 апреля 1905 г. // Новая Европа. 2007. № 19.
  28. Духовная трагедия Л. Н. Толстого и проблема примирения его с Русской Православной Церковью // Международные яснополянские писательские встречи 2003-2005. Тула 2007.
  29. Ortodossia, giudaismo e islam nell’ impero russo prima e dopo il Decreto del 1905 // La nuova Europa. Milano 2007. 1 (на итал. языке).
  30. Самаринский кружок и Афон // Материалы международной научно-богословской конференции «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства». Москва, 1-4 октября 2006 г. М. 2008.
  31. Вероисповедная политика П. А. Столыпина и Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. // Материалы международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избранию Патриарха Тихона». Москва, 19-20 ноября 2007 г. М. 2008.
  32. К. П. Победоносцев и Л. Н. Толстой (по материалам личной переписки) // Яснополянский сборник. 2008. Тула 2008.
  33. Л. Н. Толстой и РПЦ: история конфликта и его восприятие современниками (основные проблемы) // Материалы XVIII Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ. Т. 1. М. 2008.
  34. Последние дни жизни Л. Н. Толстого и Русская Православная Церковь: нерешенные источниковедческие и историографические проблемы // Церковь в истории России. Сборник 8. Институт российской истории РАН. М. 2009.
  35. Л. Н. Толстой и русское духовенство // Материалы ХIХ ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М. 2010.
  36. А. Л. Толстая и В. Г. Чертков // Яснополянский сборник. 2010. Тула 2010.
  37. Некоторые принципиальные проблемы изучения истории конфликта Л. Н. Толстого с русской православной церковью // Мансуровские чтения. Калуга, сентябрь 2010. Выпуск 3. Изд. Ясная Поляна. Тула 2011.
  38. Молодежь, Церковь и секуляризация // Детство в христианской традиции и современной культуре / Сост. К. Б. Сигов. Изд. ДУХ I ЛIТЕРА, Киев 2012.
  39. Круглый стол в Ясной Поляне «Преображение земли – конечная задача христианства в мире и обществе: Достоевский и Толстой» // Литературная учеба. 2012. № 4 (июль-август).
  40. Л. Н. Толстой и авторы «Вех» // «ВЕХИ» русской религиозной мысли 1909-2009. Акты Симпозиума, прошедшего в Риме 26 февраля 2009 года. При участии Папского Восточного Института (Рим) и Православного Свято-Тихоновского Университете (Москва). Под редакцией Эдварда Г.Фарруджи, О.И. Pontificio Istituto Orientale / Папский Восточный Институт. Roma / Рим 2012.
  41. 格奥吉奥列夫. 托斯泰与正教会的分歧何在? (на китайск. языке). В чем заключается разногласие между Л. Толстым и Православной Церковью? // Русская литература и искусство. Пекин 2010. № 3.
  42. Der Konflikt zwischen Tolstoj und der Russischen Kirche // G2W. Ökumenisches Forum für Glauben, Religion und Gesellschaft in Ost und West. 4. Zürich 2011.
  43. L.N. Tolstoj e la crisi religiosa della società russa della seconda metà del XIX secolo // Сборник материалов симпозиума «Лев Толстой (1828–1910) и Церковь его времени» (14–15 декабря 2009 года), Atti del Simposio «Lev Tolstoi (1828–1910) e la Сhiesa del suo tempo» (14–15 dicembre 2009). Изд. Ясная Поляна, Тула 2011.
  44. L´anima oscura di Tolstoi // La nuova Europa. Milano 2011. № 1 (355).
  45. Lev Tolstoj e gli autori di Vechi // “VECHI” Pietre miliari del pensiero religioso russo 1909-2009. Atti del Simposio svoltosi a Roma, il 26 febbraio 2009. Con la partecipazione del Pontificio Istituto Orientale (Roma) e dell’Università ortodossa di S.Tichon (Mosca) a cura di Edward G. Farrugia, S.J. Roma 2012.
  46. Le quattro scoperte di un genio // La nuova Europa. Milano 2012. № 4 (364).
  47. 俄国圣主教公会1901 年2 月决议的 前史及特点 (на китайск. языке) Предыстория и особенности синодального акта 20-22 февраля 1901 г. о Л. Н. Толстом // Исследование России. Харбин 2012. № 4.
  48. Un cristianesimo irenistico // La nuova Europa. Milano 2012. №5 (364).
  49. Круглый стол в Ясной Поляне «Преображение земли – конечная задача христианства в мире и обществе: Достоевский и Толстой» // Литературная учеба. 2012. № 4 (июль – август).
  50. К. Н. Леонтьев – свидетель: врач, писатель, философ, монах // Свидетельство: традиции, формы, имена / Сост. К. Б. Сигов. Киев, ДУХ I ЛIТЕРА, 2013.
  51. Рецепция решений I Ватиканского собора в России // Христианское чтение. Издательство СПбДА, 2013. №3.
  52. Молодежь, вера, Церковь и секуляризация // Fenomen Rosji. Pamięć przeszłości i perspektywy rozwoju // Część 1: Pamięć o przeszłości w idei i kulturze Rosji. Krakòw 2014.
  53. Отлучение Льва Николаевича Толстого в контексте вопроса о церковном обновлении // Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский: задачи христианства и христианство как задача. Международная научная конференция. 2- 5 октябрь 2011 г. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». 2014.
  54. La chiesa di Tolstoj salvata dalla ragione // Avvenire. 19. 11. 2014.
  55. The Roman Question in the History of Russian Culture in the Late Nineteenth and the Early Twentieth Centuries // Apology of culture: religion and culture in Russian thought / ed. by Artur Mrowczynski-Van Allen, Teresa Obolevitch, Pawel Rojek. USA 2015.
  56. Lev Tolstoj come tipo religioso // La nuova Europa. Milano 2015. №2 (380).
  57. Jugend, Kirche und Säkularisierungsprozesse im heutigen Russland // Reinhard Flogaus, Jennifer Wasmuth (Hrsg.). Orthodoxie im dialog. Historische und aktuelle perspektiven. Festschrift für Heinz Ohme. Berlin/Boston 2015. (на нем. языке)
  58. Der Synodalbeschluß vom 20.-22. Februar 1901 über L.N.Tolstoj. Vorgeschichte und Besonderheiten // Ostkirchliche Studien: 63. Band, Heft 2. Würzburg: echter 2014. (на нем. языке)
  59. “Patchwork-Religiosität”: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. 2015. Сер.1. Богословие. Философия. Вып. 6 (62)

О иеросхимонахе Серафим (Стоянове)

Известно ли что-либо о нём? Клирик ли он РПЦ или относится к какой либо «истинно православной» церкви? Извините, Михаил — не знаю. Сведения о нем скудны и отрывочны — якобы священник-вдовец, инвалид без руки… Епархиальная принадлежность не объявлена, что уже подозрительно. И в тоже время какой-то присутствует истерический ажиотаж вокруг его апокалиптических «страшилок» и мрачных пророчеств, искусственно нагнетая мертвящий холод, страх и трепет перед грядущими катаклизмами, безнадежно и мертво муссируя тему «конца света», создавая кольцо крепкой тьмы вокруг раздавленных паникой безвольных «овец».
Сам Господь указывает признак приближения конца света — это оскудение любви. И в наших силах отклонить хоть на время эту дорогу к аду, если будем стараться каждый день делать что-то хорошее, помогать нуждающимся по мере возможности и самим становиться чище духовно и физически. Но на проповеди любви и духовного совершенства высокого рейтинга не получишь. А вот если пугать народ грядущими катастрофами, что вот-вот начнется война, и крови прольется ужасно много, да еще привязать эти предсказания к сиюминутным политическим событиям, повышенное внимание гарантировано. Есть ли смысл в этих предупреждениях — побуждают ли они нас к добру, удерживают ли от зла? Думается, что они, распаляя и расстраивая воображение, более соблазняют человека на грех богоотступничества, ибо тот кто постоянно думает со страхом об антихристе, вскоре перестает с верой обращаться ко Христу, как Заступнику и Защитнику наших жизней. И так ли уж необходимо душе для спасения знать все смутные и страшные символы апокалиптических предвестников? А ведь на самом деле в Откровение Иоанна Богослова речь не о поражении человечества, а о его преображении. «Се, Я стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр.3:20), – говорит Христос. Это уже не голос мировой грозы и бури, а стук в дверь человеческого сердца. Человеку надо смело взглянуть на все темное, что есть в истории, и с надеждой и светом открыть дверь души, чтобы впустить правду, истину, добро – впустить Агнца Божьего, который стучится в мир с благовествованием о том, что зло будет побеждено. Да, в мире много грязи, мир становится духовной помойкой, но, фиксируя взор на творящемся беззаконии, мы почему-то утрачиваем великое и прекрасное светлое чувство благоговения, веры и надежды. А ведь будущее зависит от нас с вами, не только от всего человечества, а от каждого конкретно. Поэтому давайте каждый будем делать всё зависящее, чтобы слова старцев не сбылись или сбылись с гораздо меньшей долей катастрофичности. А к пугающим предсказаниям останемся бесстрастными, следуя святоотеческому совету «не хули и не принимай!»

Светлана Ореханова: «Каратэ сопровождает меня как стук сердца, это мой жизненный ритм»

Сегодня у нас в гостях невероятно яркая и ослепительная собеседница, а как же иначе, ведь ее зовут Светлана. С первого взгляда на Светлану Ореханову можно подумать, что девушка представительница модельной индустрии, но вместо подиума Светлана выбрала татами, а вместо нарядов — кимоно. Однако, это не мешает Светлане быть всегда в форме и стремиться к совершенству абсолютно во всем. И в первую очередь это касается искусства, которое вот уже на протяжении шестнадцати лет является основным предметом изучения спортсменки. Боевое искусство – именно оно заставляет сердце Светланы Орехановой биться чаще, отбивая свой уникальный ритм созвучный с Шотокан каратэ.

Karate.ru: Светлана, поведайте, как началась ваша история? Почему вы отдали предпочтение именно Шотокан каратэ?

Светлана Ореханова: Каратэ сопровождает меня как стук сердца, это мой жизненный ритм. А начался мой путь каратистки во втором классе в 2001 году, мне было 7 лет. Я была подвижным ребёнком, и очень любила физкультуру, поэтому, когда я увидела объявление об открытии секции каратэ в моей школе, сразу поняла, что мне туда! Родители одобрили мой интерес и поддержали. Первым моим тренером была женщина, она преподавала каратэ Шотокан. И по сегодняшний день я приверженец этого стиля.

Шотокан хорошо выстраивает геометрию тела детям и поправляет осанку, если, конечно, все делать правильно. Можно сказать, шотокан правильно формирует поведение тела человека с молоду. Ну и конечно мне он нравиться со стороны эстетики своими длинными и низкими стойками.

Karate.ru: Расскажите о ваших победах на татами? Никогда не пугало, что после пропущенного удара придется ходить с синяками?

Светлана Ореханова: Я часто выступала на соревнованиях. Первые мои турниры были золотыми. Все аттестации на пояса проходили успешно, уже в 2008 году я была аттестована на 1 дан (черный пояс), и с каждым годом мой интерес к каратэ только возрастал. Страха уйти с синяком с татами у меня не было, конечно я всегда была к этому готова, но не боялась. Быть первой и держать это место — было главным для меня. Вот небольшая часть моих побед на сегодняшний день:

  • Неоднократная чемпионка г.Москвы и чемпионата России РАКШ, WSKF
  • Абсолютная чемпионка г.Ярославль 2006г.
  • Чемпионка г.Минск 2009г
  • Абсолютная Чемпионка Московской области по каратэ WSKF 2011г.
  • Призер чемпионата России WKF 2012г.
  • Вице чемпионка кубка городов России WKF 2012г.
  • Чемпионка России РАКШ 2012г.
  • Призер Чемпионата России по каратэ WKF 2013г.
  • Вице чемпионка г.Москвы по версии WKF 2014г.
  • Призер чемпоната России по версии WKF 2014г.

Karate.ru: Сегодня, помимо прочего, вы тренер одного из старейших московских клубов. Когда вы пришли в «Раменки», что-нибудь изменилось?

Светлана Ореханова: Я пришла в спортивно-профессиональный клуб «Раменки» в 2012 году и смело могу сказать, что я начала тренироваться по-настоящему только когда переступила порог этого зала. Именно здесь я увидела истинное каратэ: каратэ, как искусство. Конечно, я не перестала выступать на соревнованиях, но теперь для меня есть кое-что важнее — самосовершенствование, а не гонка за пьедесталом. Сейчас я в корне по-другому смотрю на каратэ, не со стороны спорта, я смотрю со стороны искусства.

Свою тренерскую работу в клубе я начала в прошлом году, у меня группа детей 6-12 лет. Все новички, но очень способные дети. Мы выезжаем регулярно на соревнования и практически на каждых есть золотые медали.

Karate.ru: У кого вы сами сейчас тренируетесь? Проходите ли обучение у приглашенных мастеров?

Светлана Ореханова: Мой тренер и учитель Цой Олег Алексеевич. Этот человек — неоспоримая легенда, это живой пример всем, кто занимается каратэ! Я горда тем, что лично знаю такого человека и тренируюсь под его руководством.

В прошлом месяце к нам в клуб приезжал сенсей Тошиацу Сасаки 8 дан, я ходила на все дни семинара. С уверенностью могу сказать, что обязательно пойду снова на его семинар, потому что мой технический уровень вырос. Всего за три дня я узнала для себя много нового и полезного, что могу показать своим спортсменам.

Karate.ru: Как и любой спортсмен, вы постоянно в разъездах. Вас кто-нибудь дожидается дома, есть ли кто-то, о ком скучаете вы?

Светлана Ореханова: Спортсменам часто приходится быть в командировках: то выездные соревнования, то сборы… Но когда есть люди, которые верят в тебя и с нетерпением ждут, все даётся легче! Дома меня ждут родители; они по сегодняшний день поддерживают мой интерес и помогают во всем. Я их очень люблю и благодарна за то, что все годы на всех соревнованиях они были рядом. Я не исключение из тех, кто считает, что миром правит любовь, у меня есть любимый мужчина, который по возможности всегда со мной на всех спортивных мероприятиях. Он всецело разделяет мое увлечение.

Karate.ru: Успешная спортивная карьера — это все, чего вы всегда хотели, или может быть есть другая альтернатива?

Светлана Ореханова: Я разносторонний человек, и, считаю, что каждый из нас на протяжении жизни должен совершенствоваться каждый день. Детей у меня пока что нет, я пока ещё учусь в магистратуре на двух направлениях — туризм и менеджмент. Есть любимое хобби — плетение кос, мне нравится наводить красоту и поддерживать себя в форме. К тому же, кто знает, что в жизни может пригодиться…

Благодарим Светлану Ореханову за интересную беседу и желаем дальнейших успехов в жизненном пути!

Фотографии из личного архива спортсменки

+ Георгий Ореханов

На 58-м году жизни от инфаркта скончался российский богослов и историк, кандидат богословия, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор, протоиерей Русской православной церкви Георгий (Юрий) Леонидович Ореханов.
Он родился 2 мая 1962 года в Москве. В 1984 году окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, в 1990 году окончил факультет психологии МГУ. В 1995 году окончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) с квалификацией «бакалавр теологии». С 1995 года преподавал на кафедре истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ, в 2006 году стал доцентом, а затем профессором кафедры.
Его исследования о Льве Толстом были весьма добротны.
***
К моему удивлению, среди отзывов его студентов окпзался и такой:
«Такой повод посмотреть в себя, пользуясь его примером. Человек, болезненно зацикленный на себе, все время пытавшийся поднять свою самооценку то духовничпством, то собиранием дипломов, званий и диссертаций, написанных чужими руками, всю жизнь положивший на интриги, и ещё на то, чтобы стать следующим ректором, как-нибудь ещё прославиться… Нахер это все нужно? Нужно жить реально важными вещами, собственной интересной жизнью».
«о. Андрей, мнения об о. Ореханове очень разнятся. Честно говоря, для меня вообще стали открытием положительные отзывы к этому посту.
Ведь не секрет, что именно Ореханов, сам вчерашний студент ПСТБИ, был инициатором распоряжения взимать деньги за учебу с тех студентов, кто оставил учебу и пришел за академической справкой.Моя младшая сестра училась вместе с Орехановым.Человек резкий и холодный к людям, от которых он не зависел, он многим внушал антипатию. Ну да, МГУ, ну да, мехмат… И?
И на выходе получилась бесконечно пережеванная история с Толстым. Если это научный труд — то что же такое беллетристика?
Да, умер, да — со святыми упокой. Лично я к нему не имею претензий».