Фильм про христианство в Японии

Фильм Молчание

Япония, 1633 год. Происходит мучительная казнь христиан. Людей, привязанных к столбам, поливают кипящей водой из подземных источников. За происходящим заставляют наблюдать священника-иезуита отца Феррейру. Ему предлагают отречься от своей веры.

Макао, 1640 год. В иезуитской миссии происходит разговор между ее главой и двумя молодыми священниками, приехавшими из Португалии – отцом Родригесом и отцом Гарупе. Им сообщают, что по сведениям из Японии Феррейра отрекся от веры, живет в Нагасаки как японец, женат на японке. Молодые люди не верят в это, отец Феррейр был их духовным наставником. Они отправляются в Японию, чтобы получить достоверную информацию. В качестве проводника они избирают случайно попавшего в Китай рыбака Китидзиро. По прибытии в Японию иезуиты попадают в деревню, где живут тайные христиане. Днем миссионеры прячутся в хижине углежогов, а ночью исполняют обязанности священников. О прибытии священников узнают в другой христианской деревне. Оба пастыря перебираются туда. В эту деревню прибывает японский инквизитор Иноуэ. Он требует предоставить ему информацию о христианах и берет четверых заложников. Они должны публично наступить на образ Христа, плюнуть на крест, чтобы доказать свою принадлежность к буддизму. Троим из четверых не удается убедительная демонстрация лояльности. Их распинают на крестах в полосе прибоя, тела погибших сжигают, останки бросают в море. Китидзиро выполнил требования инквизитора и был отпущен.

Священники решают разделиться. Отец Родригес приплывает в деревню, откуда родом Китидзиро. Там он находит обезлюдевшие руины. Его встречает Китидзиро. Он сдает священника властям. Иноуэ беседует с отцом Родригесом, предлагает ему отречься, склоняет его к изучению и принятию буддизма. Священника помещают в клетку вместе с японцами-христианами. Туда же попадает Китидзиро, который снова кается в своих грехах, просит священника принять его исповедь. На глазах Родригеса нескольких христиан заставляют отречься. Они отказываются. Тогда одному из них отсекают голову самурайским мечом. Китидзиро подает пример собратьям и наступает ногой на образ Христа. Его отпускают. Беседы инквизитора и священника продолжаются, но результата не приносят. С отцом Родригесом работает переводчик.

Иезуита приводят на берег моря. Он видит, как конвой подводит к морю группу японцев-христиан и плененного отца Гарупе. Христиан заворачивают в циновки, вывозят в море на лодке, сбрасывают за борт и топят. Отец Гарупе не выдерживает, бросается в море, подплывает к лодке, пытается помочь одной из мучениц. Он тонет вместе с ней.

Отец Родригес взывает к богу, но ответа не получает. Его приводят в буддистский храм. Там ему устраивают встречу с Феррейрой, которого теперь зовут на японский манер Тюан Савано. Он говорит о том, что путь Будды сходен с христианством. Он рассказывает историю своего отречения. Его пытали, подвешивая вниз головой над ямой, из небольшого надреза за ухом кровь по капле стекала вниз, так что смерть в таких случаях наступала не скоро. Савано и Родригес спорят по вопросам веры.

Ночью в своей клетке отец Родригес слышит хрипы и стоны. Оказывается, пятерых христиан подвесили над ямами. Иезуита выводят из клетки, чтобы он мог наблюдать за страданиями единоверцев. Ему снова предлагают наступить на лик Христа. Он слышит голос: наступи на меня. И отец Родригес совершает акт отречения. Мучеников вынимают из ям. Раздается крик петуха.

В 1641 году из письма одного голландского купца становится известно, что два священника-отступника исполняют роль антихристианских экспертов на таможне в Нагасаки. Они выявляют предметы с христианской символикой среди вещей и товаров, ввозимых в Японию.

Затем Родригеса переводят в Эдо. Ему дают имя умершего японского чиновника, он женится на его вдове, усыновляет его ребенка. Родригеса снова находит Китидзиро и просит об исповеди. Тот после некоторых колебаний исполняет просьбу. В время одной из регулярно проводимых инквизиторами проверок на лояльность бывших христиан у Китидзиро обнаруживают христианский образок. Он должен быть казнен.

Через много лет, прожив долгую жизнь в Японии, Родригес умирает. Его хоронят по буддистскому обряду. Но вдова успевает незаметно вложить в руку покойного мужа крестик.

Фильм Иерей-сан. Исповедь самурая

Главный герой фильма – Такуро Накамура, в крещении отец Николай – в прошлом спортсмен, а сейчас священник японской православной церкви. У него есть родной брат – глава одного и влиятельных кланов якудза. И когда его жизни начала угрожать смертельная опасность ему пришлось переехать жить в российское село Глубокое. Здесь он знакомится с местным блаженным Макаркой, Андреем Нелюбиным, которого все на селе считают главным благодетелем и Шатуном, в доме которого ему приходится ночевать. Ночью на участке Яхонтовых загорается сарай, где они держали кроликов. Пока все село тушит пожар пьяный Петя Еремин ползает неподалеку и орет, что так Яхонтовым и надо. Между ним и главой семейства Яхонтовых – Константином завязывается потасовка, но приехавший на место наряд милиции забирает в участок только Чингизку – парня который просто разнимал дерущихся. За всем этим внимательно наблюдал отец Николай.

Мудрый японец понимает, что там, где нет церкви, там и сладу между людьми нет. Поэтому он принимает решение восстановить разрушенную деревенскую церковь. Себе в помощь он нанимает Петю Еремина. Конфликт между Константином и Петей начинает нарастать и вот уже Яхонтов держит Петю под прицелом своего ружья. Он обвиняет его в поджоге и похищении детей. Ситуацию разряжает, неожиданно появившийся, Нелюбин из машины которого выскакивают счастливые дети. Еремин пишет заявление на Константина в милицию, а вечером отец Николай уговаривает его простить Яхонтова и забрать свое заявление. Этим сильно недоволен Нелюбин. Оказывается, это он подстроил ситуацию с детьми, чтобы Константин и Петр снова сцепились. Ему необходимо выселить всех людей из деревни, потому что здесь находится ценнейшее месторождение красной глины. Он сначала угрожает отцу Николаю, но когда видит, что угрозы не помогают, он велит своим людям избить священника.

Ради своей цели Нелюбин идет на крайние меры. Он планирует перестрелять всех жителей, растащить их по своим домам и сжечь село. Яхонтов и Шатун отстреливаются от бандитов, а остальные жители бегут в церковь, чтобы укрыться там. Вместе с отцом Николаем они запираются внутри, но бандиты во главе с Нелюбиным пробираются внутрь. Там лицом к лицу их встречает отец Николай и властным голосом приказывает им убираться. Угрозы священника не действуют на вооруженных головорезов, но тут неожиданно колокол, который был недавно повешен в церкви падает прямо на головы бандитов. Яхонтов бросается на Нелюбина, но священник велит не убивать его. В конце фильма отец Николай получает известие о том, что его брат убит. Он летит в Японию, где его встречает тот из-за кого ему пришлось скрываться.

Священники и служители храмов

Священники должны знать все тонкости проведения ритуалов, церемоний и праздников, включая специальные литургии по тем или иным поводам. Этому мастерству можно обучиться либо у других священников, посещая их занятия, организованные Ассоциацией синтоистских храмов и ее региональными филиалами, либо на курсах в Университете Кокугакуин или в духовных семинариях. По окончании учебы, без экзаменов, священник получает одну из четырех степеней квалификации. Не имея такой квалификации, ни один из них не может быть утвержден Ассоциацией синтоистских храмов.

Каждым храмом руководит первосвященник (гудзи), в крупных храмах могут служить также ассистент первосвященника (гон-гудзи) и несколько духовных лиц двух более низких рангов (нэги и гон-нэги). В храме в Исэ есть также должность высшей жрицы (сайсю). Согласно старинной традиции, данное место всегда занимала принцесса императорской семьи. В1868 году эту традицию упразднили, а в 1946 — восстановили.

Если священник не проводит церемонию и не занят чем-то другим в храме, он одет в обычную, повседневную одежду. Очень редко можно увидеть на улице священнослужителя, облаченного в ритуальные одеяния. Священник, который служит в большом храме или в нескольких маленьких (порой в двадцати и даже тридцати), посвящает этой работе все свое время. Между тем многие работают еще и учителями, чиновниками, клерками или имеют какое-то другое постоянное занятие, а службе в храмах отдают лишь часть своего времени. В таких случаях ассистент либо кто-то из членов семьи священника замещает его, выполняя неотложные дела и уделяя внимание прихожанам. В большинстве маленьких, не имеющих особого значения храмах вообще нет постоянных священников, там богослужения проводятся только в дни религиозных праздников или по специальной договоренности. В то же время есть храмы, в которых служит много священников. Так, например, в храме Ясукуни их двадцать пять. Согласно статистике Министерства образования, в марте 1959 года в стране насчитывалось 21 020 священников, работающих в 80 005 храмах.

Особенностью послевоенного периода можно назвать появление в храмах женщин-священников. Началось это еще во время войны, когда жены стали замещать своих мужей-священнослужителей, призванных в армию. Если супруг не возвращался с поля боя, его обязанности в храме продолжала выполнять вдова. Позднее Ассоциация синтоистских храмов обеспечила этим женщинам возможность стать квалифицированными священниками.

Девушки (мико) в белых кимоно и ярко-красных хакама отнюдь не являются непорочными весталками, как иногда думают. Они — дочери священников или местных жителей, и их главная «работа» — исполнение ритуальных танцев перед ками. Также мико выполняют мелкие, но не­обходимые в храме обязанности. Когда они выходят замуж, их место занимают другие девушки.

Музыканты и иные служащие храма могут быть священниками, а могут и не быть ими. Большинство священнослужителей совмещают церемониальные функции с административными. Часто на их плечи ложится бремя ответственности за пополнение фондов и содержание зданий. В больших храмах нередко на работу нанимают обычных администраторов и рабочих.