Феофан затворник

О свободе сегодня говорят много, но часто не по делу.

Само понятие «свободы» в современном обществе стало настолько низким и пошлым, что большинство людей вообще потеряло способность хоть как-то мыслить свободу выше своего желудка. Мы не станем вдаваться в глубокие философские рассуждения о смысле и назначении свободы, а отметим лишь христианское понимание свободы от греха на основании некоторых размышлений святителя Феофана Затворника – человека, давшего немало практических советов для духовной жизни.

Если к словам святителя Феофана относиться не как к теоретическим рассуждениям, а как к конкретным наставлениям, то они могут иметь вполне прагматическую реализацию: «Окружи себя помышлениями об опасности пребывания в страстях, и погонишь себя тем из тьмы их к свету свободы от них. Оживи чувство мучительства, и возгоришься досадою на них и желанием избыть от них. Но паче всего, исповедав немощь свою пред Господом, стой и толки в двери милосердия Его, вопия о помощи. Придет помощь! Воззрит на тебя Господь, и свет от очей Его попалит в тебе саможаление и возжет ревность бодро вооружиться против страстей».

Нельзя обойти стороной и тему молитвы, где святитель также употребляет понятие свободы. Он пишет, что для нас спасительная и Богу приятная молитва может быть лишь та, которая идет прямо из нашего сердца. Свт. Феофан с осторожностью излагает свой взгляд и на то, как мы должны пользоваться готовыми печатными молитвенниками в своем домашнем правиле. Признавая их немалое значение для молящихся в тех случаях, когда в душе еще не создалось, так сказать, известного молитвенного настроения, святитель, однако, советует оставлять чтение по печатным молитвенникам, как скоро душа настроится на молитву, и рекомендует всецело отдаваться свободному течению своих молитвенных чувств. Мы видим, что, по мнению святого, христианская свобода должна проявляться и в таком субъективном и мистическом аспекте духовной жизни, как молитва. Для людей, привыкших строго регламентировать свою молитву конкретными правилами, рассмотренный совет святителя может показаться чем-то необычным, но если к молитве относиться не как к протоколу, а как к беседе с Богом, то его важность становится вполне понятной.
Хотелось бы отметить, что этот подход (полезный и для мирян) свт. Феофан применяет и в отношении монашеских правил: «Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, – правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило».
Мы видим и знаем, что владыка Феофан, как подлинный христианин, много времени уделял молитве, что и выразилось в его многочисленных рассуждениях на данную тему. Ни у кого не вызывает сомнения, что без богообщения невозможным является вообще какое-либо поступательное продвижение в духовной жизни. Продолжая эту мысль, святитель говорит, что необходимо «всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде; или такую молитву вставить в свое правило, в начале, середине и конце; или без слов, только чувство к Богу держа со взыванием: ‟Боже, милостив буди” или ‟Имиже веси судьбами, спаси”».

Здесь мы непосредственно подошли к свободе, понимаемой не иначе как власть человека над своими страстями или, в более аскетическом определении, как господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными. Такого состояния человек достигает с помощью сил души, той самой нематериальной сущности, которая, согласно святителю Феофану, сближает человека с ангельским миром и делает его по-настоящему свободным существом: «Существенное в ангеле и человеке, мыслящее, свободно действующее, себя сознающее, признается существом духовным; а на это, в учении о естестве души и ангелов, главным образом и настаивать должно».

Духовная свобода приобретается правильной жизнью. Эта правильная жизнь приобщает человека к Богу, делает его созвучным Богу, подобным Богу, преподобным Богу.

Обратим внимание на упоминание свободы святителем Феофаном в его толковании на Послания апостола Павла. К примеру, в словах «кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11) владыка говорит, что апостол указывает: всякий человек может быть истинным либо не истинным сыном Божьим по собственному произволению: «Здесь можно и тому, кто был истинным сыном, не остаться истинным, и не истинному сделаться истинным; потому что это заключается не в естественной необходимости, но в свободном произволении, от чего и происходят частые изменения».

Говоря о свободе от греха, святитель Феофан обращается к Первому Посланию к Тимофею и на примере страсти пьянства призывает освободиться от этого срамного греха: «Посему Апостол особенно предостерегает их от этого, всячески истребляя пьянство и желая, чтобы они были свободны от сей болезни и избегали происходящего от нее посрамления». Любому христианину известно, что подлинная свобода возможна лишь в Боге, ведь, идя к Нему, понуждая себя к аскетическим подвигам и молитве, человек всегда проявляет волевое усилие, а так как это волевое усилие, то оно всегда будет свободным. Отражая эту мысль, владыка ревностно призывает всякого человека выбрать спасительный путь: «Приходи, принимай учение верою, освящайся таинствами и затем живи свято под руководством пастырей, – раб ли ты, или свободный. Для сего-то и воплотился Единородный Сын Божий, пишет бл. Феодорит, чтобы всех людей, и господ и слуг, сподобить спасения, уготовив их к тому, чтоб вместе со злочестием оставили и беззаконную жизнь».

Для обретения той истинной и подлинной свободы, о которой мы говорим, человеку необходимо помнить о добродетелях, ведущих нас к вожделенной цели: «Смиренномудрие и слуг соделывало лучшими, научая их, что рабство не причиняет вреда имеющим истинную свободу, и господ обращало к умеренности, вразумляя их, что нет пользы в свободе, если они не отличаются преимущественно верою».

Подлинная свобода может быть построена лишь на Том, Кто дал эту свободу человеку: «По себе заключайте и ο всех. Ибо вы, живя в лукавстве и злочестии и вовсе будучи лишены света боговедения, соделались близкими Богу, потому что Владыка Христос заплатил долг за вас, предав тело на смерть, чтобы вы, удостоившись звания, соделались святыми и свободными от всякого порока». Рассуждая о подвиге Христа, святитель Феофан пишет удивительные слова, которые раскрывают величие Божественной любви к падшему грешнику: «Господь Спаситель не только освободил нас от грехов (оправдал, снял вину греха), но и поставил в числе заслуженных и любимых. Он столько претерпел не для освобождения только от зла, но и для того, чтобы возвести нас к первоначальному состоянию, подобно тому, как если бы кто, освободив осужденного от наказания, возвел его еще в почетное состояние. Он поставил нас в числе не согрешивших ни в чем, или лучше, в числе не только не согрешивших, а и совершивших величайшие подвиги».

Современный мир декларирует свободу в плане вседозволенности, приводящей человека лишь к рабству греха. В таком понимании свободы человек приходит только к застою в духовной жизни, а постепенно и деградации. Нет ни одной альтернативы, за исключением христианства, которая могла бы даровать подлинную свободу, о которой мы говорим. Во все времена грех одолевал и одолевает человечка, нередко низводя его до подобия животного, руководствующегося слепыми инстинктами, и лишь спасительный подвиг Христа все изменил. Преемственность греховной жизни человека отражена святителем Феофаном Затворником в его толковании на Послание апостола Павла к Галатам: «Когда слышишь ο лукавом веке, то разумей под сим лукавые дела, растленную свободу. Для чего же Павел сказал: от настоящего века лукавого? Он сказал сие по общему употреблению слова у людей. Ибо и мы часто говорим: ныне худой был день для меня, – обвиняя не время, но дела и обстоятельства. Так и Павел, осуждая злое произволение, употребил общепринятое выражение, и показывает, что Христос разрешил вас и от прежних грехов, и поставил в безопасное пристанище от будущих».

Каждый человек должен, наконец, понять, что внешние, так сказать, свободы не могут быть самоцелью. С христианской точки зрения они являются лишь одним из возможных, но вовсе не обязательных условий достижения главной цели жизни – свободы духовной. Эти внешние свободы должны быть всегда ограниченными, чтобы быть действительно полезными. Без христианского духовно-нравственного критерия нет никакой реальной возможности правильно решить вопрос о внешних свободах. Этот христианский критерий – примат любви, жертвенной любви, над всеми прочими ценностями человеческой жизни. Христос – единственный, Кто явил пример величайшей любви к человечеству, взойдя за него на Голгофу, поэтому лишь только через усвоение спасительного подвига Господа можно обрести подлинную свободу. Духовная жизнь без борьбы со грехом, без стремления избавиться от рабства собственных страстей и заполненная лишь социальным служением, проектами и прочей внебогослужебной, внепокаянной деятельностью становится мертвой. Главная цель жизни христианина – поиск Христа и движение к Нему, а, если можно так выразиться, прагматическая аскетика святителя Феофана Затворника – хороший инструмент достижения этой самой цели.

Протоиерей Владимир Долгих

Толкования Священного Писания

Сего ради глаголет: востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос

Сего ради глаголет, — кто глаголет? В Божественном Писании нет такого изречения. Откуда же оно? Кто говорит, что святой Павел взял его из какого-либо апокрифа и, забывши, привел как место Писания; кто говорит, что такое изречение изошло из уст Самого Господа и дошло до святого Павла по устному преданию; кто говорит, что такой глас слышал святой Павел в духе и сердце и приводит его как слово Господа; кто полагает, что оно составлено святым Павлом из разных мест Писания. Все эти объяснения неудовлетворительны. Ближе всех, может быть, догадка блаженного Феодорита, что это слово какой-либо церковной песни, которые тогда составлялись совершеннейшими христианами или даже и Апостолами. Что так было, свидетельствует сам святой Павел в послании к Коринфянам: кийждо вас псалом имать (1 Кор. 14, 26). — Не слышал ли кто из обращенных необыкновенным образом таких слов в минуты сверхъестественного возбуждения и, может быть, из среды самых ефесян. Поелику слово это было известно и ходило между ефесянами, как слово свыше, то Апостол и выражается так: сего ради глаголет, — разумея, — некто свыше, или глас свыше, как вам известно.

Другие наши толковники не обращают внимания на указание, кто сказал, а берутся прямо выяснять, что сказано.— Что же сказано? — Призывание грешника в покаянии обратиться к Господу Спасителю. Словом и жизнию совершенных христиан совесть грешника пробуждена; он ясно видит свое непотребство и готов взыскать спасения: что ему делать? — Встань от сна греховного, приступи ко Господу, и Он тебя осветит. Да и вообще христиане, образом своей жизни и своим исповеданием веры, что другое говорили тем, среди коих были, яко светила, как не то: восстани всяк от сна греховного и греховной смерти и приступи ко Христу Спасителю!

Сон и смерть естественные служат выражением сна и смерти греховных. И сонный, как и мертвый, не слышит, не видит, не чувствует, не движется. Так и грешник поражен в духовном отношении беспечностию, нечувствием и ослеплением, и никакого у него движения нет в смысле спасения души и получения вечного блаженства богоугождением.— Но дух в нем есть, только поражен летаргическим сном. Когда луч благодати чрез помазанное слово христиан или светлую жизнь их проходит до духа, он тотчас открывает глаза и начинает обнаруживать свойственные ему движения — страх Божий, беспокойство совести, осуждение всей прежней жизни и требование перемены ее. Тогда грешник и сам в себе слышит: востани спяй! — Но одна совесть только измучит, а покоя не даст. К ней приходит слово о Спасителе, и она заставляет тогда грешника ятися за веру в Него, как единственное средство спасения. Верует грешник, примиряется с Богом и просветляется Христом Господом. Ясно для него тогда становится все, как чему следует быть в его жизни и чего ожидать ему в будущем. Прочее он уже во свете лица Его идет и о имени Его радуется лишь. — Слава беспредельному Божию милосердию к нам, грешным.

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Мысли святителя Феофана Затворника

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Я не думаю, что затворнический образ жизни приносит кому-то удовольствие. Но интернет может стать той средой, которая приводит некоторых людей в уединение. Многие парни и девушки становятся слишком зависимыми от него, и могут потерять желание общаться в реальной жизни. Может быть и такое, что эти люди стали жертвами интернет-преследования и боятся выходить за пределы своего дома. Люди становятся затворниками по многим причинам. И большинство из них связаны с работой на дому и интернетом. Но следует заметить, что глобальная сеть действительно предлагает множество удобств людям, которым по душе затворнический образ жизни.

Ранее, если человек не хотел выходить из дому, то ему приходилось это делать, потому что у него не было другого выбора. Различные потребности и обязанности вытесняли его на улицу. И, если у таких людей не было рядом помощника, который мог бы выполнять различные поручения, то они должны были делать все сами. Кроме того, у большинства из них не было достаточно денег, поэтому им приходилось выходить на работу. Я знакома со многими людьми, которые ведут такой образ жизни. Многие из них чувствуют тревогу и беспокойство в присутствии других людей. Из-за того, что они слишком много времени проводят у себя дома и спешат поскорее вернуться в свою зону комфорта. Но им нужно бороться с этим, если они хотят стать полноценными членами общества.

Почему люди начинают вести затворнический образ жизни

Большинство людей, конечно же не хотят быть отшельниками. В конце концов, мы все социальные существа. Мы хотим физической близости с людьми, отношений и любви. Но существуют конкретные причины, почему люди ведут затворнический образ жизни:

  • Многим нравится жить и работать одному. Они могут лучше концентрироваться на своей работе и быть более продуктивными;
  • Они просыпаются, когда захотят, и могут сами планировать свой день. Им не нужно пробуждаться от будильника другого человека или от кричащего ребенка;
  • Они могут заниматься тем делом, которое им больше нравится;
  • У них есть хорошая возможность экономить деньги и более рационально расходовать свой бюджет;
  • Такие люди не любят общение, и считают, что друзья и семья доставляют только больше проблем. Да, это эгоистично, но затворники считают это справедливым. Они никогда не навязывают другим свое мнение и не хотят, чтобы кто-то навязывал им. Когда такому человеку нужна помощь, он ее покупает, или в крайнем случае полагается на помощь правительства.

Как социальные сети помогают отшельнику

В то время, как некоторые затворнические люди не заинтересованы в общении, другим нравится общаться с людьми. Однако, они все равно не хотят покидать свои дома. Социальные сети, такие как Вконтакте, Facebook, Instagram и многие другие, позволяют таким людям «расправлять крылья» в пределах своего дома. Люди, которые чувствуют себя не комфортно при живом общении, могут отправлять виртуальные послания, различные объятия и поцелуи, чтобы поддерживать связь со своими знакомыми и близкими. Они могут видеть человека с помощью видеосвязи, но не находясь в одной комнате. Интернет дает человеку огромные возможности. Мы можем наблюдать за жизнью других людей с помощью социальных сетей. Смотреть их фотографии, видео и все изменения, которые происходят в их жизни. В интернете существуют множество различных сообществ и форумов по интересам, чтобы такие люди могли виртуально встречаться и делиться со своими знакомыми чем-то интересным и полезным.

Затворнический образ жизни помогает зарабатывать не выходя из дома

Сейчас можно учиться и зарабатывать деньги даже не выходя из дома. Люди с определенными навыками работы в интернете и сильным желанием избегать внешнего мира, могут даже не покидать свои квартиры. Многие компании предлагают работу на дому. Кроме того, существует множество онлайн-курсов, с помощью которых можно получить определенный сертификат для дальнейшей работы. Некоторые компании предлагают специальное обучение и подготавливают людей в областях, которые им нужны. Это могут быть графические дизайнеры, маркетологи, веб-дизайнеры, программисты и многие другие. Также существуют различные программы, которые значительно упрощают жизнь и ведение бизнеса предпринимателям. Так что, для людей, которые наслаждаются своим уединением и хотят как можно больше этого, такие варианты дают возможность оставаться дома и зарабатывать себе жизнь.

Удобство совершать покупки в интернете для отшельника

Глобальная сеть сейчас стала настолько развитой, что человек, который не любит выходить на улицу, может покупать себе все что угодно в интернете. Эта возможность значительно облегчает жизнь затворническим личностям, которые испытывают беспокойство в социальной среде. Вместо того, чтобы постоянно стоять в пробках и бегать по магазинам, они могут сесть перед своим компьютером и заказать все, что пожелают. К тому же, это доставят прямо к их двери. В большинстве розничных магазинов и универмагов есть онлайн-каталоги, в которых люди могут заказать что угодно. Начиная с одежды, и заканчивая товарами для животных или еды. Многие продуктовые магазины имеют онлайн-сайты, где человек может разместить свой заказ, и продукты доставят к нему домой. Список вещей и услуг, которые люди могут заказывать онлайн, можно продолжать до бесконечности.

Кроме этого, многие компании, банки и другие организации также работают в интернете. И сейчас можно легко оплатить коммунальные услуги, либо другой счет, который приходит человеку. Интернет позволяет получать зарплату непосредственно на свой счет. Так что осталось совсем немного вещей, из-за которых люди должны ежедневно выходить из дома. Возможно, кому-то еще приходится отвозить свое авто в сервисный центр. Но я думаю, что скоро и в этой области будут изменения. Так что такие широкие возможности делают затворнический образ жизни менее болезненным. И отшельнику сейчас живется намного проще, чем это было раньше.

Конечно, вы не сможете постоянно прятаться от людей. Ведь у вас есть семья и друзья, которые в любом случае будут хотеть видеть вас. И не стоит забывать те плюсы, которые предоставляет жизнь в обществе. И много других возможностей, которые есть в реальной жизни.

святитель Феофан Затворник

Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)

Детские, юношеские и молодые годы

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.