Фавор гора

Преображение: чудо на горе Фавор

Рыжая выходит на след

Лисица не знала, как называется эта гора. Она просто жила на ее склоне, среди густых зарослей колючего терновника. Ни человек, ни крупный зверь не могли пробраться через это переплетение жестких, как проволока, ветвей с длинными шипами. Только гибкая и ловкая лисица нашла себе лазейку у самой земли. Там, в глубине разросшегося кустарника, она выкопала себе нору. Днем лисица выходила охотиться на мышей и сусликов, которые в изобилии водились в окрестных лесах. Вечером возвращалась в свое безопасное логово, сворачивалась клубочком и засыпала. А чтобы не замерз нос, лисица укрывала его на ночь кончиком своего пушистого хвоста.
В тот день она, как обычно, рыскала по склонам горы в поисках добычи. Зима только-только закончилась. На деревьях лишь набухали почки. Редкие травинки робко пробивались сквозь слежавшийся слой прошлогодней листвы. Охотиться в это время года непросто: рыжую шубку лисицы видно издалека, добыча успевает скрыться. На склонах горы росли дубы и фисташковые деревья. Лисица пробовала ловить мышей, когда они вылезут из своих норок собирать желуди и фисташки. Но за осень и зиму мыши уже подобрали вокруг деревьев все дочиста. Второй день у лисицы не получалось добыть себе обед. Видимо, это была не самая удачливая охотница.

Вдруг неподалеку хлопотливо закричали сороки. Лисица подняла уши и стала внимательно принюхиваться. Эти птицы кричат так громко, лишь когда их вспугнут люди. Да, точно, ветер принес запах человека. Лисица подняла переднюю лапку и замерла в нерешительности. С одной стороны, люди — это опасность: среди них встречаются охотники с луками и стрелами, бьющими издалека. С другой стороны, люди в лесу иногда останавливаются на привал, обедают или вообще остаются на ночлег. И тогда у них можно потихоньку стащить что-нибудь съестное. В другой раз лисица, быть может, и не стала бы рисковать. Но сейчас ей очень хотелось есть. Прячась за стволами деревьев и лесными кочками, лисица осторожно двинулась туда, где кричали сороки.

Вскоре она увидела тропу, ведущую к вершине горы. Людей было четверо. Один из них уверенным шагом шел впереди. Видно было, что места эти ему хорошо знакомы. Остальные трое шли за ним, стараясь не отстать. Ни луков, ни копий при них не было. Значит, это не охотники. Уже хорошо! Лисица, не приближаясь, медленно пошла вдоль тропы так, чтобы путники оставались у нее на виду. Путешествующие люди всегда носят с собой еду. Быть может, и ей удастся чем-нибудь поживиться от их трапезы.

Горная тропа петляла, огибая скалистые выступы и русла ручьев. Сейчас они были сухими. Но лисица знала, что в сильный дождь эти россыпи камней и песчаные отмели могут мгновенно оказаться смертельно опасной ловушкой. Дождевая вода стекает по распадкам в главное русло и несется вниз бурлящим потоком, сметая все на своем пути.

А люди все шагали и шагали по тропе вверх. Видимо, они не просто пришли собрать хвороста для растопки печей в своих домах. Зачем-то им было нужно подняться на самую вершину. Там уже не было дубового леса. Только редкие кустики можжевельника кое-где цеплялись корнями за каменистую почву.

Лисица не раз бывала там. Пологая вершина представляла собой просторное поле, края которого плавно спускались вниз, к растущим на склонах деревьям. Здесь дули сильные ветра. В жаркие летние дни лисице нравилось сидеть здесь на камне, подставляя бока упругим потокам теплого воздуха. Отсюда можно было увидеть далекие отроги Иудейских гор. А если смотреть в другую сторону, то видно было, как у самого горизонта синеет гладь огромного Галилейского озера.

Лисица кралась за людьми вдоль тропы и не понимала, что им могло понадобиться там, на вершине. Может быть, они хотят поставить там силки на куропаток? Или решили подняться на гору, чтобы просто полюбоваться окрестностями?

Между тем тропа кончилась. Ветер на вершине клонил к земле стебли сухой прошлогодней травы. Люди наконец остановились. Лисица спряталась за большим камнем и довольно облизнулась: наверное, сейчас они будут обедать, разложат на земле продукты, и можно будет улучить момент, чтобы стащить у них что-нибудь вкусненькое.

Но эти странные люди, похоже, не собирались трапезничать. Один, тот что шел впереди, что-то сказал своим спутникам. Потом отошел от них в сторону и зачем-то встал на колени.

А остальные осмотрелись, увидели неглубокую ложбинку под можжевеловым кустом и устроились в ней на отдых. Видно было, что подъем на гору их утомил. Спустя несколько минут ветер донес до лисицы мерное похрапывание: путешественники крепко спали. А их товарищ продолжал стоять на коленях, обратив лицо к востоку. Обедать по-прежнему никто и не думал. Лисица разочарованно фыркнула. Она уже поняла, что поживиться здесь ей не удастся. Но почему-то не хотела уходить. Положив рыжую мордочку на лапы, она улеглась на траву и стала смотреть, что люди будут делать дальше. Но люди в ложбинке спали. И лисице тоже вдруг очень захотелось спать.

Проснулась она от того, что у нее промок нос. Вокруг стоял сплошной туман. Видимо, на вершину горы опустилось облако. Лисица стала принюхиваться, чтобы определить, ушли люди или все еще здесь. Как вдруг раздались грозные звуки, напоминавшие гром. Лисица испугалась, зажмурилась и всем телом прижалась к земле. А когда через мгновение она открыла глаза, никакого облака на вершине горы уже не было. И гром больше не гремел. Спавшие путники уже проснулись и о чем-то разговаривали со своим товарищем. Потом развернулись и отправились обратно к тропе, ведущей вниз. Вот и все, что смогла увидеть лисица в тот день. Между тем происходившие на горе события были удивительными и невероятными. Вот только знать о них до поры полагалось лишь тем, ради кого эти события и происходили — тем самым заснувшим под кустом путникам. От всех остальных происшедшее на горе чудо было пока что сокрыто.

То, о чем нельзя рассказать

Гора называлась Фавор. Издали ее пологие склоны напоминали панцирь огромной черепахи, уснувшей посреди бескрайней равнины. Именно сюда, на эту гору привел троих своих учеников Иисус Христос, чтобы дать им собственными глазами увидеть Его божественность. Учеников звали Петр, Иоанн и Иаков. Для них этот поход на вершину горы не был чем-то странным: они знали, что их Учитель имеет такой обычай — уходить подальше от людей, чтобы помолиться в одиночестве. Поэтому они ни о чем Его не спрашивали и просто сопровождали Его до самой вершины. А пока Иисус молился, ученики решили отдохнуть. Но в этот раз произошло нечто такое, чего раньше не видел ни один человек на земле. Когда Иисус молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. А рядом с ним вдруг появились два человека и беседовали с Ним. Это были два самых почитаемых древних пророка — Моисей и Илия. Они учили иудейский народ праведности сотни лет назад. А теперь сошли с небес и говорили с Иисусом о том, что ему вскоре предстоит отдать себя на смерть ради спасения людей.

Петр же и его товарищи в это время спали. Но, пробудившись, увидели Иисуса в сиянии его божественной славы и двух древних пророков, стоявших с Ним. Это было настолько удивительно, что ученики на время потеряли дар речи. Они понимали, что у них на глазах происходит что-то очень важное, что Бог открыл им духовное зрение и они сделались способны видеть то, чего люди обычно видеть не могут. И столько радости было в этом открывшемся им зрелище, такое утешение сошло на их сердца, что не было слов, которыми можно было бы выразить эту радость. От переполнивших его чувств Петр сказал Иисусу:

— Наставник! Хорошо нам здесь быть! Хочешь, мы прямо сейчас сделаем тут на горе три шалаша: один Тебе, один Моисею и один Илии?

Он сказал это, чтобы хоть что-то сказать, почти не думая. И в этот момент вершину горы накрыло облако, полностью окутав всех, кто там находился. Ученикам Иисуса стало страшно. Но еще больше они испугались, когда услышали громкий голос, идущий как будто сразу со всех сторон:
— Иисус есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

Услышав это, ученики от страха упали на землю лицом вниз и закрыли головы руками. Но Иисус подошел, прикоснулся к ним и сказал:
— Не бойтесь. Вставайте, пора идти.

Когда они поднялись, ни древних пророков, ни облака на горе уже не было. Одежды и лицо Иисуса не сияли больше ослепительным светом. Все вокруг было как обычно. Ветер гнул высокие стебли прошлогодней травы к земле, нежаркое весеннее солнце начинало пригревать, вдалеке сверкало Галилейское озеро. Иисус посмотрел ученикам в глаза и сказал:
— Никому не рассказывайте о том, что видели сейчас. Это было только для вас. Другим еще не пришло время знать об этом.

После чего все вместе они отправились вниз к той же горной тропе, по которой поднялись. Лисица подождала немного, чтобы убедиться, что люди ушли. Потом осторожно высунула мордочку из-за камней. На вершине никого не было. Лисица подошла к ложбинке, где ранее спали трое, обнюхала траву. Ничего съестного путники после себя не оставили. Тогда она на всякий случай решила проверить и то место, где четвертый путник стоял на коленях. И увидела, что на земле лежит кусок лепешки и сушеная рыбка, словно бы специально оставленные для нее.

***

Лисица не знала, что тот самый путник не раз давал пищу тысячам голодных. Живущая в колючем терновнике, она не знала, что через сорок дней Его схватят, наденут Ему на голову венок из терновых колючек и убьют, распяв на кресте. А еще через три дня Он воскреснет из мертвых, потому что смерть не может удержать в себе Бога, ставшего человеком. Да и откуда все это было знать не очень удачливой лисице, живущей в дубовом лесу на склоне горы Фавор? Она просто утолила голод полученным угощением, довольно облизнулась и не спеша отправилась дальше по своим лисьим делам.

Три кущи

«Сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил.» — Лк.9.33.
Эти слова были сказаны Петром на горе, во время преображения Иисуса, на которую были возведены особо три ученика. Три евангелиста свидетельствуют об этом событии, значит это важно и нам необходимо понимать смысл этого события.
Иисус подчеркнул, что Петр не знал что говорил, когда предлагал сделать три кущи. При поверхностном чтении, складывается впечатление, что Петр так сказал спросонья, то есть еще не проснулся, а в более глубоком смысле еще не разумел истину домостроительства Божия на небесах. Во-первых, Петр предложил сделать три кущи, что уже много. Да, Христос говорил, что у Отца Моего обителей много, что неплохо и нехорошо – это данность. Современная наука подтверждает о многоплановости космоса, что существуют 3,4,5… мерные пространства, но при этом не надо забывать, что они могут быть разными в смысле социального уклада общества. По сути Писания, «куща» есть образ временного жилья, одна обитель может быть лучше другой, и по времени проживания может быть очень долгой, но по ряду причин все равно не вечной. А через учение Христа, мы призваны в высшую и вечную обитель (Небесный город), которая принадлежит Христу. Несовершенства временных кущ не могут смешиваться с высшей обителью.
Почему, желание Петра построить кущу Моисею, не отвечает истине, можно понять из цели служения Моисея. Он вывел народ из египетского рабства, но не ввел его в землю обетованную. Понять некоторые черты рабства и освободиться от них, еще не значит стать свободным и получить пропуск в вечную обитель. Но, главное через Моисея был дан закон, который в основном запрещал и ограничивал. Евангельское слово многообразно учит, что закон не может сделать человека совершенным, что «закон был для нас детоводителем к Христу». Через закон человек познает что добро, а что зло и учится отделять последнее от себя. Многие законы сопровождает человека на пути выхода из рабства мира и не дают покоя, который обретается во Христе. Весь закон не может исполнить ни один человек, а не исполнивший его малую часть, не исполнил всего закона, — говорил Иисус. Попытка обрести святость через закон, есть попытка взойти на гору преображения и построить «моисееву» кущу своего спасения на делах закона. Петр в то время еще не постиг этих истин, что «законом никто не оправдывается перед Богом».
Вторым на горе преображения был Илия, который есть представитель силы Божией, как по названию имени, так и по делам пророка. Силой Божией он останавливал дождь и вызывал его. Во время голода питал бедную вдову хлебом и маслом, что было чудом во времена ветхого завета. Да, чудеса помогают человеку прийти к вере и отчасти познать силу Божию, но возрастать в вере на этих основаниях, ошибочная позиция. По этой причине Иисус осудил фарисеев (людей внешней веры), когда они требовали от Него чудес. Илия воскресил сына вдовы, но воскрешение в старой плоти не есть лучшее, ведущее к вечной жизни. На Илии были явлены чудные дела Божии, но человек утверждающийся в желании творить эти дела, ищет сил Божиих, а не Самого Творца. И такой человек строит кущу не в Иисусе, через которого Бог проявляется как Отец и Бог любви. В высшей обители Христа главенствует любовь, которая все покрывает и все оправдывает.
Необходимо заметить, что дух Моисея был взят на горе, а дух Илии на огненной колеснице поднялся еще выше. Иисус же был воскрешен и вознесен, что неизмеримо полнее по отношению к первым двум. Тела всех трех не были найдены, как образ того, что старые тела плоти не могут наследовать вечности Небесного Царства. Серьезной особенностью тех событий в преображении Иисуса, является глас Бога, который прервал неразумные слова Петра — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Евангелия говорят, что ученики в те дни умолчали о том, но ученики последних времен не имеют право молчать, чем для человека является закон. Евангелия выделяют, что на гору преображения были возведены «особо» три ученика: Петра, Иакова и Иоанна. — Мк.9.2. В этой особенности трех учеников наша — радость, надежда и уверенность последователей Христа всех времен. В Иоанне, которого особо любил Иисус обретается уверенность, что Господь любит всех и каждого человека. Через многие неразумные слова и поступки Петра, которые прощал Иисус, мы утверждаемся в надежде, что Господь способен простить и преобразить всякого человека (рыбака) и сделает это, если человек обретает взаимную любовь к Господу, какую имел Петр. Через родство Иакова Иисусу, проливается некоторый свет на родство человека Христу по духу любви к Богу и ближнему. А братство Иоанна и Иакова, есть символ братства всего человечества во вселенной.

Святая гора Фавор — место славного Преображения Господня

В этот день праздновался древний праздник «кущей» или «возведения шалашей», которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.

А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Праздник Преображения на горе Фавор имеет давнюю историю и глубокий смысл.

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля.
Вселенную и исполнение ея Ты основал eси.

Север и море Ты создал eси:
Фавор и Ермон.

Твоя мышца с силою

да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.
Блажени людие ведущии воскликновение
Господи, во свете лица Твоего пойдут,
И о имени Твоем возрадуются.

(Псалтирь 88, 12-17)

Вид на гору Фавор с долины Изреель Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.

Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.

Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян: «пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израелевы на суд». (Суд. 4:4). Женщины начинают играть решающую роль в племенном объединении израильтян, начиная с периода сестры Моисея Мариам и до Саломеи Александры, возглавлявшей Хасмонейское царство в последние годы его расцвета. Девора, вдохновленная Богом, борец за свободу, призвала к себе Варака – выдающегося военачальника из удела колена Неффалима и сказала ему: «Повелевает Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и многолюдное его, и предам его в руки твои. (Суд. 4:6-7)

Пророчество Деворы сбывается. Израильтяне во главе с Вараком и 10-ти тысячным войском разбивают наголову Сисару, стоявшего во главе войска ханаанского. Сисара был полководцем властителем города Хацор. Несмотря на численное превосходство ханаанцев, имеющих на вооружении 900 тяжелых колесниц, они проигрывают сражение израильтянам. Сам Сисара был убит Иалией – женой Хевера Кенеянина, в чьем шатре пытался скрыться. Согласно Библии, Хевер Кенеянин был вождем родственного израильтянам кочевого племени.

На сегодняшний день память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице.

Вид с вершины горы Фавор на Изреельскую долину и город Назарет Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Гора Фавор связана с еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра — сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при императоре Помпее. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев. У древнего историка Иосифа Флавия гора Фавор называется Итавирион.

При Иосифе Флавии — командующем северным округом армии иудейских повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в гарнизоне на горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге «Иудейская война» так описывает это событие:

«Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Плацида».

Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней.

Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе высокой».

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)

Евангелист Лука упоминает только о «горе».

Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.

В V веке Антонин мученик в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает от трех церквях (tres ecclesiae) на горе Фавор, в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии.

В VI в. на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман.

Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов.

Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».

Вильбальд (723—726 г.) указывает, в честь кого созданы были эти три церкви: в честь Спасителя, Моисея и Илии.

В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком.

В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. Тогда еще не было сильных различий между православными и католиками. Это подтверждает игумен Даниил, описывая радушную встречу его и спутников с католическими монахами.

«И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский…. И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей» .

Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений. Паломник Зевульф, посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем «Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.» также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии.

«Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии»» .

В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян.

«Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря (μσναι δυο) в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями (άλλογωσσψ υμνψ), и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов (λατιων μοναστων), а на правой стороне наши назореи освящаемые (οι χαθ ημαζ ναξηαιοι) освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых» .

Греческий паломник точно сообщает, что место Преображения находится в руках католических монахов, поскольку, как и в случае игумена Даниила, разделения между православием и католицизмом тогда еще не было в полной мере.

Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253-54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет» . О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание. .

С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорович Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суше, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат » .

В 1799 году святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору.

Другой русский паломник Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор. «»Накануне праздника», пишет Муравьев, «стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение» .

Через пять лет после Муравьева в 1835 г. святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель — Авраам Сергеевич Норов, который вспоминал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня» .

В 1840-м году афонский постриженик инок Парфений, посещая гору Фавор вспоминал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжаться оставаться все 50-е годы XIX века и по этому поводу писал в русской печати того времени: «на Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».

Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна» .

С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствовуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой — выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.

Денег на строительство храма не хватило, снова пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего старца Иринарха. Он представил председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу докладную записку с изложением обстоятельств этого дела.

«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, — писал он 15 сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него, усиливаясь взять; его себе в добычу. На страже святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшаго ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и восстановляющий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей стороны. Все место священных развалин обведено стеною, развалины храма очищены и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание. Впоследствии времени потребуется, может быть, еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью… Не благоугодно ли было бы Его Императорскому Высочеству обратить Августейшее внимание на забытый священный Фавор и там устроить священный памятник счастливого события в Августейшем семействе Его. Вместе с пособием можно бы передать святому старцу мысль об устройстве в храме особого придала во имя равноапостольного царя Константина».

Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года. Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца. Русский паломник В.Каминский, посетивший гору Фавор в апреле 1862 года за несколько месяцев до освящения храма, описывает, как выглядел тогда храм.

«Здание, пишет он, очень хорошее и обширное, в греческом вкусе, с тремя приделами, по внутри ничего нет. Два крайние придела вовсе открыты, средний большой тоже не имеет иконостаса, даже ни завесы, которая бы заменила его, а вместо этого из древесных ветвей сделана стена, царския врата вовсе без врат и даже не завешаны завесой, окна без стекол. В нижней части храма навалены кучи извести, на ветвях иконостаса висят только три местныя иконы: Спасителя, Богоматери и Преображения, пред ними два самые простые подсвечника. Каменный престол обнаженный и покрывается самым скудным покровом. Все показывает, что патриархия не принимает никакого участия в существенном» .

6 августа 1862 года патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с митрополитами Акрским и Назаретским. До этого патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей. Это распоряжение патриарха, потревожившее прах всеми глубокочтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман бедуинов.

Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма. Благодаря указаниям и просьбам нового начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина Капустина, бывший посол русский в Константинополе граф Н. П. Игнатьев в 1869 году выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей.

Археологические раскопки в католическом монастыре на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г.
© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный — посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре — образ Преображения — дар великого Князя Сергия Александровича — председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначальное место погребения старца Иринарха отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином.

Несколько позднее, чем было осуществлено православное строительство на горе Фавор, начались католическими монахами — францисканцами работы по восстановлению руин, оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы очень скромной. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, — пишет О.Александр.

— Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней» .

Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила по предположению, местом отдыха для молящихся» .
В 1913 году известный русский церковный историк и ученый секретарь Императорского Православного Палестинского Общества писал: «Владельцам места Преображения Господня на Фаворе следует считать католиков. За это говорят величественные, поистине монументальные руины обширных древних христианских сооружений, являвшихся здесь бесспорно результатом важнейших и древнейших христианских преданий, связанных с этим священным местом» .

В 1919-24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.

В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями — одна во имя пр. Илии, а другая — Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, — древнему уровню места — здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики» .

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.

Председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Председатель Православного научно-просветительского Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

Гора Фавор

Гора Фавор расположена в Нижней Галилее, в восточной части Изреельской долины, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в 11 км от Галилейского моря.

Гора Фавор, вид со стороны Назаретаאלמוג, Public Domain

Фавор — отдельно стоящая гора, возвышающаяся над долиной на 588 м, расположена уединенно, как «стог в поле», по выражению игумена Даниила.

Фото туриста на дороге к вершине горы ФаворElVacilando, CC BY-SA 3.0

Склоны Фавора заросли вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина.

Вид с горы Фавор Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

Рядом с горой Фавор расположены два арабских селения Шибли и Дабурийа и еврейское поселение Кфар Тавор.

Мозаика основного предела храма Преображения Господня Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

В христианстве гора Фавор традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей, Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон).

На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.

Происхождение названия

Тавор (табур) значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила своё название.

Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность. Возможно, что в Галилее, кроме нынешнего Фавора, были и другие горы с этим названием, и что одна из них, в Верхней Галилее, была горой Преображения.

«Врата ветра», через которые ведет дорога к монастырю Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Фавор. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Фавором между горами (Иер. 46:18).

История горы Фавор

Период Иисуса Навина

Впервые гора упоминается в книге Иисуса Навина как граница земель трех колен Израилевых: Завулонова, Иссахарова и Неффаллимова (Нав.19:22).

Фавор стал условной границей между тремя наделами: Завулона – с запада, Иссахара – с юга и Неффалима – с востока и с севера (Нав. 19:12, 22, 34).

Эпоха Судей

В эпоху судей эта гора становится центром сбора ополчения израильских колен в борьбе против ханаанского царя Иавина, который “жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет” (Суд. 4:3).

В Эпоху судей Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячным войском с горы Фавор к потоку Киссон и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24).

Израильтяне под руководством Варака, победили, а в честь Деворы сохранилось название арабского села Даббурия.

Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд. 8:18-19).

ГОра Фавор на иллюстрации 1851 годанеизвестен, Public Domain

Римский период

Вершина горы Фавор со времён Антиоха Великого (218 год до н. э.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане постоянно служила укреплённым местом.

Часть оборонительных укрепленийBukvoed, CC BY 3.0

Здесь в 55 году римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена и произведшего возмущение в Иудее. Иосиф Флавий писал:

Во время Иудейской войны гора Фавор в течение 40 дней была укреплена евреями против Веспасиана под руководством Иосифа Флавия. Эти укрепления были разрушены во время возмущения евреев при императоре Адриане. Любопытно, что высоту Фавора Иосиф Флавий определял в 10 стадий, то есть более чем в 1,5 версты.

Византийский период

Предание Церкви издревле признаёт гору Фавор горой Преображения Господня, хотя само название горы не упоминается в Евангелиях.

Гора Фавор на картине 1855 годанеизвестен, Public Domain

Святая Елена (по другим источникам византийцы) воздвигла на Фаворе храм во имя свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иакова и Иоанна, или по другим сведениям — Иисусу Христу, Моисею и Илии.

В 570 году пилигрим из Плаченцы, в своем произведении «Путник» писал:

Позднее, в VIII веке, здесь существовал монастырь с церковью. Долгое время на развалинах этого храма греческий епископ ежегодно совершал литургию; также католические иноки Назарета совершали здесь литургию в день Преображения.

Средние века

Крестоносцы возобновили укрепления на Фаворе, потому что у подножия горы проходила Via Maris, главная дорога из Египта в Дамаск.

Танкред, герой первого крестового похода (1088–1112), построил на вершине церковь, а монахи клюнийцы основали монастырь. Примерно в это же время здесь была кафедра архиепископа, подчиненная латинскому патриарху Иерусалима.

Игумен Даниил, посетивший Фавор в 1106 году, так описывает гору:

Игумен Даниил также написал о традиции, связывающей одну из пещер на горе с библейским царём и Мельхиседеком, принявшему и благословившему там Авраама:

Более подробна эта пещера описана у Иоанна Фока в 1185 году:

Гора Фаворр, 1912 годElmendorf, Dwight Lathrop, Public Domain

При египетском султане Бейбарсе I в 1263 г. все сооружения на горе были разрушены, а христиане изгнаны. До наших дней сохранились только ворота монастыря, которые арабы называют «Баб аль-Хауа» (досл. «Ворота ветра»)

Новое время

Наполеон Бонапарт во время своего похода в Сирию в 1799 году недалеко от Фавора одержал одну из побед над дамасским пашой Абдаллой.

Гора Фавор, фото 1925 годаFadil Saba из Назарета, CC BY-SA 3.0

Французы хотя и потеряли до 300 человек убитыми и ранеными, но избавились от грозившей им опасности со стороны Дамаска, в то время как они осаждали Акру.

Монастырь оставался в руинах до 1859 года. Тогда здесь была выстроена православная греческая церковь на средства императорской России.

Вход в греческий монастырь Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

Чуть позже начали строительство и францисканцы, которые владели участком со времен эмира Фахреддина (1620 год). Сначала была построена небольшая церковь, а затем, под руководством архитектора Антонио Барлуцци построить настоящий храм, который он завершил в 1924 году.

Вход в базилику Преображения Путеводитель по Израилю, CC BY-SA 3.0

К началу XX века на вершине горы Фавор были построены два новых монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и католический — на месте монастыря Танкреда.

Католический монастырь на вершине Фавора, вид с воздуха Bantosh, Public Domain

И Католики и православные полагают, что их монастыри построен на месте Преображения.

Гора Фавор: место Преображения

Одно из ключевых Евангельских событий произошло именно здесь. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед тремя своими учениками, апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, во всей Своей Божественной славе. Голос Бога Отца и Святой Дух в виде облака являются с Ним вместе. Второй раз после Крещения на Иордане открывается тайна Святой Троицы.

Фавор, Табор или Табур. Эта отдельно стоящая гора высотой в 588 метров, в 9 километрах к юго-востоку от Назарета, в христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. Правда, существуют и мнения, что Иисус Христос преобразился несколько севернее, на горе Хермон. В переводе с иврита и арабского – Табор-Табур — в зависимости от местоположения дагеша – огласовки, значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего, вероятно, и получила своё название. Арабы ее называют Джабель Тор, то есть Бычья Гора, в память о древнем финикийском культе.

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Чуть позже, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19). Вершина горы Фаворской, со времён Антиоха Великого и до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укреплённым местом. Кстати, именно здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристобула, Александра, бежавшего из плена. Во время Иудейской войны гора Фавор в течение 40 дней укреплена была евреями и Иосифом Флавием против Веспасиана. Эти укрепления были окончательно разрушены во время возмущения евреев при императоре Адриане.

Сегодня на вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.

Предание Церкви издревле признаёт гору Фавор горой Преображения Господня, хотя само название горы не упоминается в Евангелиях. Святая Елена в 4 веке воздвигла на Фаворе храм во имя свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иакова и Иоанна. А в 8 веке здесь существовал монастырь. На развалинах же первого храма греческие епископы долгое время ежегодно совершали Литургию.

Францисканский монастырь здесь появился лишь к началу 20-ого века и занял территорию крепости, воздвигнутой еще мусульманами в 13-ом веке. Величественная базилика Преображения Господня руки архитектора Антонио Барлуцци построена на развалинах храма времен крестоносцев и более ранних развалинах. Рядом так и сохранились остатки византийского монастыря. Дорога, ведущая в католическую обитель проходит через так называемые «Врата ветра».

История православного греческого монастыря Преображения Господня связана с именем архимандрита Иринарха, выходца из Молдавии, в прошлом монаха лавры Саввы Освященного. В середине 19-ого века, после бывшего ему видения, он поселился на вершине Фавора. Вскоре, обнаружив остатки древней византийской базилики, он начал её восстанавливать со своим помощником, иеродиаконом Нестором. Однако из-за внезапной кончины не сумел довести работу до конца. Храм достроили и освятили 6 августа 1862 года. Он имеет три престола: центральный в честь Преображения, южный в честь пророков Моисея и Илии, северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Колокольня построена в 1911 году. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России. В монастырском храме хранится чудотворная Акафистная икона Божией Матери, а в приделе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека.

На вершину Фавора ведет средневековая дорога, по которой может пройти только легковая машина, а автобус развернуться на крутом серпантине не сможет. Арабы из местной христианской деревни Дабурия специально поддерживают дорогу в таком состоянии и содержат у начала подъема фирму такси. Впрочем, многие паломники предпочитают пройти путь к вершине пешком, не обращая внимания ни на частые здесь ливни, ни на палящее солнце. А погода на Фаворе меняется стремительно. В независимости от того, что происходит у подножия горы, на вершине может быть туман и дождь.