Евфросиния Московская
Содержание
Великая княгиня Евдокия Московская
Святая княгиня родилась в Суздале, в семье князя Димитрия Константиновича. Ее отец вел борьбу с Московскими князьями за право обладать великокняжеской властью. Междоусобная борьба удельных князей продолжалась десятилетия, попеременно приводя к успеху то одну, то другую сторону. Однако в конечном итоге отец Евдокии решил отказаться от власти и выдать свою 12-летнюю дочь за 15-летнего наследника московского престола, князя Дмитрия Ивановича, впоследствии ставшего Дмитрием Донским. Отец Евдокии отказался от верховной власти в пользу молодого зятя, отдав ему, а вместе с ним и Москве, первенство власти в русских землях.
Так Евдокия с первых лет своего правления принесла мир на русскую землю.
Став Великой княгиней Московской, она воплотила в своей жизни все основные для женской судьбы добродетели. Стала матерью 12 детей – 8 сыновей и 4 дочерей. Была верной помощницей своему прославленному супругу. Известно, что каждый раз, когда Дмитрий Иванович уезжал в дальние странствия по государственным делам или на войну, вся Москва молилась за успех его предприятия во главе с Великой княгиней. Была основательницей множества монастырей и покровительницей Церкви. Была регентом после смерти мужа и правительницей Московского государства при сыне Василии. Возглавляла народное ополчение москвичей, когда встала необходимость защитить Москву от Тамерлана. Занималась обширной благотворительностью. Руководила строительством Москвы и возведением каменных построек как в самой столице, так и в близлежащих городах. В конце жизни приняла монашеский постриг. Принятие ею монашества было отмечено целым рядом чудес.
Великая княгиня Евдокия Московская известна современным историкам прежде всего как супруга одного из самых ярких деятелей русского средневековья – Великого князя Московского Дмитрия Донского. Именно ему принадлежат лавры первого объединителя русских земель и предводителя общерусского войска, давшего организованный отпор татаро-монгольской орде. Однако мало кто сегодня сохраняет память о том, что за великие достижения Дмитрия Донского Россия обязана не только его личному гению, но и верной поддержке супруги князя, княгини Евдокии, которая на протяжении всей своей жизни оставалась опорой Дмитрию Ивановичу. Не случайно, уходя из жизни, князь Дмитрий оставил завещание, по которому княгиня Евдокия должна была стать регентом при их старшем сыне Василии. Великая княгиня Евдокия будет фактически править московским государством в течение более чем 15 лет.
Будучи правительницей Московского княжества, она продолжала политику своего супруга, следя за тем, чтобы между удельными князьями царил мир и согласие. Под ее руководством молодой князь Василий Дмитриевич пошел на значительные политические уступки своим родственникам, князю Владимиру Андреевичу Храброму и родному брату Юрию Дмитриевичу, сохранив тем самым с ними мир и политическое единство.
Под началом Евдокии и митрополита Киприана, князь Василий Дмитриевич женился на дочери литовского князя Витовта – Софье – что было существенным шагом в сторону объединения всех русских земель, не только тех, которые группировались вокруг Москвы, но и тех, что находились к тому времени в политической зависимости от Польши. В то время еще оставалась возможность объединиться древним землям Киевской Руси под единым началом, и Евдокия всеми силами продвигала идею объединения вокруг Москвы. Тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Киприан, назначенный Синодом Православной Церкви в Константинополе предстоятелем русской митрополии, по настоянию и уговорам Евдокии утвердил решение митрополита Петра о переносе кафедры русских митрополитов в Москву. Таким образом, Москва официально, на общецерковном уровне оказалась духовным центром всей Руси. Очевидно, что Евдокия возлагала большие надежды на династический брак ее старшего сына с дочерью литовского князя Витовта, который стремился к независимости от Польши и был как никто другой из литовских князей близок к объединению с Москвой для достижения политической независимости русских земель. Подавляющим большинством населения Великого княжества литовского были русские, и союз с Москвой казался естественным решением в противовес польскому диктату. Только гибель Витовта и церковные интриги вокруг русской митрополии не позволили княгине Евдокии осуществить свои намерения и объединить Русь вокруг Москвы.
В своей насыщенной событиями жизни княгиня Евдокия не раз сталкивалась с трагическими поворотами судьбы, в которых ей приходилось проявлять незаурядные качества мудрой правительницы и верной жены. После разгрома татаро-монгольских полчищ на Куликовом поле Дмитрий Донской стремился освободиться от политической зависимости от Орды. Он впервые не поехал получать ярлык – разрешение – на великое княжение и отказался платить дань новому хану Тохтамышу.
Хан напал на Русь в 1382 году, через два года после победы русских на поле Куликовом. Русские земли по-прежнему были поделены на уделы и оставались политически разрозненными, несмотря на объединительный порыв двухлетней давности.
Одинокое Московское княжество не было способно отразить нашествие врага, многократно превосходившего его по своей военной мощи. Пока Великий князь Дмитрий Иванович собирал войска по всем городам и весям, Тохтамыш внезапно прорвался к Москве. Евдокия вместе с детьми и митрополитом Киприаном была вынуждена бежать из города. Но царственным беглецам пришлось скрываться в Переславле-Залесском, и, по преданию, если бы не чудесное стечение обстоятельств, Евдокия не сохранила бы жизнь ни себе, ни своим детям. Когда войска хана Тохтамыша уже настигли Переславль-Залесский, Евдокия с семьей и митрополитом Киприаном отплыла на середину Плещеева озера, на берегу которого стоит город. Когда плот с Евдокией находился на середине озера, их покрыл густой туман, в котором было невозможно ничего различить даже вблизи. Разорившие город татаро-монголы не нашли Евдокию и были вынуждены покинуть разоренный до основания Переславль-Залесский, так и не настигнув Великую княгиню. В XIX веке существовала традиция совершать каждый год «крестный ход по водной глади» — на лодках и плотах – на середину Плещеева озера и служить на озере благодарственный молебен в память о чудесном избавлении Великой княгини от гибели. Это церковное празднование было одним из самых торжественных в Ярославской епархии и собирало ежегодно десятки тысяч верующих.
Сегодня эта традиция возрождается, и по инициативе Фонда Апостола Андрея Первозванного крестный ход в этом году будет приурочен к дню памяти святых Дмитрия Донского и Евдокии Московской и Дню детей и родительского счастья.
Княгиню Евдокию связывает с Переславлем-Залесским не только история чудесного избавления от татаро-монголов. Она является основательницей и главной жертвовательницей Горицкого Успенского монастыря, который был построен ею в Переславле-Залесском, но упразднен еще в 1744 году и теперь вмещает в своих стенах один из крупнейших в России архитектурных и художественных музеев-заповедников. Около 80 тысяч экспонатов хранятся в фондах музея, более десяти постоянных экспозиций, раскрывающих перед зрителем богатство художественной культуры средневековой Руси, русской иконописи, быта русской деревни и средневековых купеческих городов, мир русской природы и много другое.
С именем княгини Евдокии связана история возникновения не одного значимого русского монастыря. Так, один из наиболее известных монастырей в центре столицы – Сретенский – также обязан своим существованием Великой княгине. Он был построен по ее личному распоряжению на том месте, на котором в 1397 году москвичи встречали чудотворный образ иконы Божией Матери Владимирской, перенесенной в Москву по распоряжению Евдокии. В те дни на Москву надвигались войска Тамерлана – средневекового тюркского полководца, разорившего Золотую Орду и желавшего покорить себе, по собственным словам, всю Вселенную. Военные силы Московского княжества были настолько несопоставимо малы по сравнению с войсками Тамерлана, что князь Василий даже не собирался ему противостоять. Однако Великая княгиня Евдокия настояла на организации московского народного ополчения. Во главе войск князь Василий вышел навстречу Тамерлану. А перед этим в Москву из Владимира была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Перед этой иконой об избавлении Москвы от захватчиков молился весь народ во главе с княгиней Евдокией. И в одну из ночей Тамерлану приснился сон, в котором он увидел сияющую во всем белом Женщину во главе бесчисленного войска, готового уничтожить его армию. Тамерлан почувствовал свое бессилие сопротивляться дивному воинству, и, проснувшись, отдал распоряжение отступить от пределов Московского государства. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери и проводимых перед ней молебнов был основан Сретенский монастырь.
Также святая княгиня Евдокия построила женский Вознесенский монастырь в стенах Московского кремля. Этот монастырь располагался возле Спасской башни и почти вплотную прилегал к кремлевским стенам. Он служил усыпальницей русских Великих княгинь и цариц. Здесь была похоронена София Палеолог, Елена Глинская (мать Ивана Грозного), Наталья Нарышкина (мать Петра I). Монастырь был взорван в 1929 году, а тела цариц, включая мощи самой княгини Евдокии, были перенесены в Архангельский собор Московского кремля, где находятся по сей день.
Княгиня Евдокия, будучи одной из самых образованных женщин тогдашней Европы, стремилась насаждать плоды просвещения на московской земле. Известно, что она была инициатором повсеместного перехода к возведению каменных зданий в Москве, так как деревянный город постоянно горел, и пожары регулярно уничтожали его практически дотла. После пожаров княгиня помогала погорельцам обрести новое жилище и внедряла новейшие для того времени строительные технологии, благодаря которым в Москве появились первые каменные стены Московского кремля, белого цвета, по которым столичный город прозвали Белокаменной.
В русской церковной традиции княгиня Евдокия канонизирована, прежде всего, как преподобная. За несколько месяцев до смерти она приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Принятие ею монашества было ознаменовано множеством чудесных явлений: исцелением больных, прозрением слепых, избавлением нищих. Свидетельства современников указывают на то, что княгиня на протяжении десятилетий своей жизни, особенно после смерти супруга Дмитрия Донского, была настолько аскетична и строга к себе, что действительно приблизилась к идеалу монашеской жизни и вошла в церковную историю преподобной матерью Церкви. Однако народная традиция также почитает ее и в качестве благоверной княгини Евдокии – святой на княжеском престоле, чье правление было «радостью для всей русской земли».
На ряду с духовными добродетелями, она отличалась большими личными способностями, навсегда окрасившими период ее правления в самые яркие краски. Лицевой летописный свод, составленный во времена Ивана Грозного, содержит ее плач по мужу Дмитрию Донскому, который скоропостижно умер в возрасте 38 лет. Плач Евдокии является одним из шедевров древнерусской литературы, представляет собой лирическое произведение потрясающей глубины и интенсивности образов, в котором в строгой, но насыщенной форме переданы не только личные чувства вдовы, хранящей память о своем супруге, но и бесценное свидетельство верности самым высоким идеалам семьи и брака, которым следовала княгиня Евдокия в своей жизни.
Из двенадцати детей, родившихся у княгини Евдокии в браке с Дмитрием Донским, лишь один ребенок умер в младенчестве. Один принял монашеский постриг. Остальные десять продолжали дело своих родителей, занимая княжеские столы и проводя в жизнь политику объединения русских земель вокруг Москвы, начатую их отцом и матерью, Великой княгиней Евдокией.
Образ Великой княгини Московской Евдокии является назидательным для современной России практически во всех отношениях. Глядя на ее жизнь, мы можем черпать вдохновляющие образы не только семейной жизни, но и государственного управления. Как святая, Евфросиния Московская является покровительницей Москвы, заступницей за многодетные семьи, помощницей в рождении детей и устроении семейной жизни. А также покровительницей российской государственности.
Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.
Полное житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини – и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
И вот пришел 1380 год – новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя – Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание – сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп – 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы – в Кремле – устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские келлии. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного – Мария Ярославна – дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) – вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) – мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) – супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) – мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Преподобная Евфросиния (Евдокия), великая княгиня Московская
Житие преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
празднование совершается 17/30мая, 7/20 июля
Святая благоверная великая княгиня Московская Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния. Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии (+1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Княгиня Евдокия была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками Преподобного Сергия. Не случайно летописец сравнивает их со святыми равноапостольными Ольгой и Владимиром.
Святая благоверная великая княгиня Евдокия была дочерью Димитрия Константиновича, князя Суздальского. Детство провела она в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. С ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она вступила в брак с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери).
Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголотатарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник). Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь Московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая).
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность пред Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету. Ее подвиг увенчался явлением ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах. Но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земнаго отрешенная», решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня заложила в монастыре новую каменную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Чудеса от княгини. Как помогает москвичам святая Евфросиния?
Фото: автор
Памятник княжеской семье
20 июля мы вспоминаем преподобную Евфросинию Московскую. Сегодня перед её иконой люди просят о здравии и мире. И в ответ совершаются многие чудеса. Но современники знали её под другим именем — Евдокия, великая княгиня, жена Дмитрия Донского, многодетная мать, заступница нуждающихся, поэт и дипломат.
В рассказе Ивана Шмелёва «Пути небесные» героиня Даринька отправляется вместе с мужем помолиться к мощам благоверной Евфросинии в Вознесенский женский монастырь Кремля, чтобы «разрешиться от неплодия и родились детки». Монахини дают ей чудодейственный поясок. О том, что Евфросиния помогает всем страждущим, современники классика очень хорошо знали. Но сегодня большинству москвичей имена Евфросиния и Евдокия ни о чём не говорят.
В учебниках истории много рассказывается о подвигах Дмитрия Донского и почти не встречается упоминаний о его супруге, которая была надёжным тылом великого князя и горячо молилась за него, помогала москвичам — строила дома погорельцам, раздавала милостыню. Ей мы обязаны строительством белокаменного Кремля. Ей же приписывают авторство «Плача по князе Дмитрии Донском» — одного из самых пронзительных произведений древнерусской литературы. Судьба княгини была связана и с величайшим святым — Сергием Радонежским, который крестил сыновей Евдокии и Дмитрия, а в 1380 г. благословил великого князя на Куликовскую битву. После кончины своего супруга Евдокия фактически стояла во главе Московского княжества. При ней был построен Вознесенский монастырь, в котором она незадолго до своей смерти приняла постриг.
Первое из чудес, связанных с инокиней Евфросинией, как раз произошло в день принятия монашества — 17 мая (30 мая по новому стилю) 1407 г. Слепой нищий попросил княгиню об исцелении и, протерев глаза краем её одеяния, прозрел. Пишут о том, что ещё три десятка чудес случилось в тот день. Умерла Евфросиния несколько недель спустя — 7 июля (20 июля по новому стилю). Увы, Вознесенский собор, где похоронили святую, в 1929 г.
был взорван, и мощи её, перемешанные с другими останками, считались утраченными и обретены вновь лишь в 2002 г. Сегодня поклониться им можно в Архангельском соборе Кремля. А ещё совсем недавно в Москве достроили храм преподобной Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, 8), и с ним связаны удивительные истории.
«Первое чудо произошло, когда мы только начали хлопотать о строительстве этого храма, — рассказывает Любовь Акелина, председатель правления Общественного благотворительного фонда имени Великой княгини Евдокии Московской. — Нам случайно предложили участок на Нахимовском проспекте. Место понравилось — недалеко от центра, рядом много жилых домов, только больно унылое и неухоженное — поваленные деревья, бездомные собаки бегают, разбросаны шприцы и бутылки… Но, когда я стала изучать его историю, оказалось, что именно здесь в XIV в. находилось великокняжеское село Дмитрия и Евдокии! Здесь великая княгиня принимала митрополита Киприана Киевского и всея Руси и уговорила его остаться в Москве, таким образом укрепив авторитет города. Не соверши Евдокия этого дипломатического подвига, столицей Руси могли стать Ярославль или Тверь, которые также приглашали митрополита к себе. То есть на месте, где сейчас стоит храм, буквально решалась судьба Москвы! Следом ещё одно маленькое чудо. Сотрудница БТИ, которая помогала нам оформлять все документы для строительства и, как выяснилось, много лет лечилась от бесплодия, вдруг ушла в декрет».
Удивительный поворот: когда-то Евдокия раздавала горожанам денежку, а в начале XXI в.
потомки тех москвичей скинулись всем миром, чтобы память о ней жила. Во время строительства храма его настоятель протоиерей Алексий Ладыгин придумал сделать «именные кирпичики». Каждый совершивший пожертвование мог написать на одном из них своё имя или имена родных. Не поверите, но храм выложен из таких от пола до потолка, нет ни одного пустого. Пусть надписи уже скрыты под штукатуркой и краской, воздух здесь всё равно пропитан добрыми делами и пожеланиями.
«В 2010 г. храм попытались поджечь. Мы были очень опечалены и не знали, что предпринять, чтобы это не повторилось, — вспоминает настоятель Алексий. — И тут к нам приходит женщина и спрашивает: «Что за монахиня в чёрном регулярно обходит храм с иконой в руках?» Я говорю: «Нет у нас никакой монахини». А она мне: «Как нет?! Я её вижу каждый вечер из своего окна!» Стало понятно, что можно ни о чём не беспокоиться — сама преподобная с нами».
Перед храмом в прошлом году поставили памятник княжескому семейству — символ супружеской любви и верности. И он всё чаще появляется на фотографиях столичных молодожёнов, которые отправляются к нему после похода в загс.
А ещё храм Евфросинии известен тем, что здесь с недавних пор проводят молебны за Президента России. «Преподобная Евфросиния — покровительница русских государей и заступница Москвы, — напоминает Л. Акелина. — Все успехи Дмитрия Донского — и военные, и политические, и государственные — были освящены молитвой его верной супруги. И в нынешнее неспокойное время почему бы не помолиться за тех, кто несёт тяжкое бремя ответственности за наше Отечество? 19 июля как раз состоится очередной молебен о здравии главы государства».
Интересные факты
Откуда родом?
Дочь великого князя Суздальского Дмитрия. В 13 лет выдана замуж за 15-летнего князя Московского Дмитрия, позднее прозванного Донским. 22 года провела с ним в счастливом браке, от которого родились восемь сыновей и четыре дочери.
Чем прославилась?
Построила множество храмов и монастырей. Собирала ополчение для защиты столицы от Тамерлана. Сделала 8 сентября — день победы на Куликовом поле — официальным праздником. Помогала обездоленным. Была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Считается духовной дочерью Сергия Радонежского.
Где почтить память?
Мощи святой Евфросинии находятся в Архангельском соборе Кремля. Храм в честь неё стоит на юго-западе столицы. В 2012 г. на Рождественском бульваре установлен поклонный крест преподобной Евдокии Московской. Молитвы у иконы преподобной помогают и в семейных делах, и в общественных.
Добавить комментарий