Эстонская православная церковь

Эстонская апостольская православная церковь

Эсто́нская Апо́стольская Правосла́вная Це́рковь (ЭАПЦ; эст. Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik) — автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской Православной Церкви.

С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемой Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата, который оспаривает каноническую законность действий Константинопольского Патриархата на территории Эстонии.

С 13 марта 1999 года предстоятель ЭАПЦ — митрополит Таллина и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис).

История

Возникла на основании Томоса (Грамоты) Вселенского Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую Православную Церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую Православную Митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской Церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), первоиерарху Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранен от управления епархией и отбыл в Белград; в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени аннексии Эстонии Союзом ССР к Церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 процентов верующих страны.

По вхождении Эстонии в СССР незамедлительно последовало применение законодательства СССР о культах на территории страны: был закрыт Теологический факультет Тартуского университета и Печерская семинария. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому Патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но автономии не будет. 31 мая 1941 года произошло официально вхождение ЭАПЦ в РПЦ; её епархии были подчинены Балтийскому экзархату.

В июле 1941 года, вследствие войны между Германией и СССР, последовало включение Эстонии в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. К концу 1942 года православие в Эстонии раскололось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — Александру, вышедшему 20 октября 1942 года из подчинения Московской Патрирхии. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была вновь занята Союзом ССР. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 в Таллин прибыл архиепископ Псковский Григорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому Патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. В 1961 структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской Апостольской Православной Церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 22 февраля 1996 года Священный Синод Константинопольского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного Синода Вселенского Патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский Патриархат принял это решенире по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского Патриархата». Архиепископ Карельский и Финляндский Иоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского Алексия II, родившегося в межвоенной Эстонии и ставшего епископом в советской Эстонии, в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским Патриархатом общение с Вселенской Патриархией было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на григорианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в 12 км от Курессааре в местечке Реомяэ (Reomäe) был открыт женский скит в честь св. Иоанна Предтечи.

Современное состояние и отношения с Московским патриархатом

Присоединившиеся к восстановленной ЭАПЦ 54 прихода насчитывают около 7 тысяч верующих, большая их часть — этнические эстонцы. Около 30 приходов, оставшихся в юрисдикции РПЦ, объединяют более 100 тысяч верующих и Пюхтицкий монастырь.

«Московский Патриархат не признаёт церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной Православной Церкви».

По мнению руководства Московского Патриархата, разногласия по вопросу о положении Православной Церкви в Эстонии привели «к вынужденному отказу делегации Русской Православной Церкви от участия в заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью, прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года».

Примечания

  1. Цит. по: «Журнал Московской Патриархии». 1996, № 3, стр. 14.
  2. Телеграмма Патриаха Алексия Патриаху Константинопольскому Варфоломею I от 23 февраля 1996. // «ЖМП». 1996, № 3 (Официальная часть).
  3. Религиозная ситуация в Эстонии
  4. «ЖМП». 1996, № 6, стр. 2.
  5. 1 2 Рукоположены́ два новых епископа Эстонской Церкви Константинопольского патриархата blagovest-info.ru 29 октября 2008 г.
  6. Communiqué du Bureau de Presse de l’Eglise Orthodoxe d’Estonie
  7. Константинопольский Патриархат открыл в Эстонии женский скит
  8. Журнал № 101 заседания Священного Синода РПЦ от 12 октября 2007 года официальный сайт ОВЦС
  9. Сообщение Службы коммуникации ОВЦС о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года На официальном сайте МП 16 мая 2008 г.

См. также

  • Эстонская православная церковь Московского Патриархата
  • Успенская церковь (Ивангород)

Ссылки

  • Официальный сайт ЭАПЦ (на русс. яз.)
  • EESTI APOSTLIK-ÕIGEUSU KIRIK (Сайт о православии ЭАПЦ на эстонском, английском и французском яз.)
  • Stephanos (Charalambides) of Tallinn
  • Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии
  • НГ Религии: В Таллине господствуют раздоры
  • Православную церковь Московского патриархата вновь отказываются регистрировать
  • Интервью с президентом Совета Церквей Эстонии епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эйнаром Сооне
  • Газета Молодежь Эстонии: Скандальный визит
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Эстония — небольшая, но очень красивая страна. Она имеет давнюю историю, как и другие страны, однако считается самой нерелигиозной страной в Европе. Всего в Эстонии живет около 1,3 миллиона человек, и, по данным опроса 2018 года, всего 14% жителей так или иначе веруют в существование Бога. Большинство жителей страны считают себя атеистами и агностиками. Несмотря на это, эстонцы уважают свои традиции, поэтому они всеми силами стараются сохранить архитектурные памятники. На сегодняшний день существуют всего несколько деревень, где нет ни одной церкви.

История религии Эстонии

Изначально люди, жившие на территории нынешней Эстонии, веровали в балтийское язычество, однако в XIII веке тевтонские рыцари привнесли новую религию в государство — христианство. Уже в XVI веке произошла протестантская реформация, после которой эстонская евангелическо-лютеранская церковь получила статус государственной.

До начала Второй мировой войны страна была примерно на 80% протестантской. Большинство жителей, входящих в этот процент, были лютеране, но некоторые также придерживались кальвинизма или других протестантских ветвей.

В 1925 году церковь была отделена от государства, однако духовное образование все так же оставалось в школах. После прихода советской власти, а также введения антирелигиозных законов эстонская церковь потеряла больше половины своего духовенства. Некоторые священники пытались бороться с советской политикой государственного атеизма, за что были отправлены в ссылку. После распада СССР антирелигиозные законы перестали действовать.

Современные религии эстонцев

Лютеранство

Важным временем в развитии лютеранства в Эстонии стал 1561 год. Тогда рыцари Северной Ливонии признали власть шведского короля, Эстония оказалась под духовной юрисдикцией церкви Швеции.

Отличительные черты эстонской лютеранской церкви:

  • епископально-синодальное церковное устройство;
  • епископское служение и трехчастная иерархия;
  • литургия и благочестие;
  • умеренная позиция в богословии.

В 1710 Эстляндия была завоевана Россией, но лютеранская церковь закрепилась в традициях страны на века.

Святые места:

  • Домский Собор в Таллине;
  • храм Святого апостола Павла;
  • храм Святого Креста;
  • храм Святого Михаила в Хяэдемеэсте.

Православие

Православие в Эстонии считается самой многочисленной религией эстонцев. До развала СССР в Эстонии главной церковью была Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП), которая получила автономию в 1920 году постановлением Московского патриарха Тихона. Она же — Таллинская епархия Московского патриархата. После же развала произошел разлом, и появилась еще одна главная церковь — Эстонская апостольская Православная церковь (ЭАПЦ).

Таким образом, сейчас в Эстонии одновременно действуют две параллельные юрисдикции: Москвы и Константинополя. За Московский патриархат отвечает ЭПЦ МП, а за Константинопольский — Эстонская православная церковь Константинопольского патриархата (ЭПЦ КП).

Нарвская и Причудская епархия — епархия Эстонской православной церкви Московского патриархата. Изначально нарвская викарная кафедра была учреждена решением Священного Синода в 1887 году, а в 2011 году по его же решению была образована Нарвская епархия в границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука и других.

Основные черты православия:

  • единобожие;
  • понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе;
  • учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию;
  • учение об идеальном назначении человека;
  • учение о полном господстве духовного начала над материей;
  • учение о Богочеловеке, воплотившемся и вочеловечившемся ради спасения людей от греха.

Святые места:

  1. Отдельное место необходимо отдать церкви Яани Кирик, она же Церковь Святого Апостола Иоанна. Это прекрасная эстонская церковь на ул. Декабристов знаменита тем, что после реставрации здания на церемонии открытия присутствовал сам президент Эстонии Тоомас Ильвес.
  2. Скит монастыря Св.Иоанна Крестителя.
  3. Ильинский скит Пюхтицкого монастыря в с. Васкнарва.
  4. Храм Богоявления Господня в с. Йыхви.
  5. Пюхтицкий Успенский монастырь.
  6. Храм Св. Николая в г. Курессааре.
  7. Храм пророка Илии в с. Мустьяла.
  8. Воскресенский собор в г. Нарва.
  9. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Раквере.
  10. Александро-Невский собор в г. Таллин.
  11. Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Католицизм

Малочисленное вероисповедание в стране, ведь эту религию исповедуют около 0.5% людей. Христианство начало проникать в страну примерно в XI веке. Однако после того, как почти вся Эстония была завоевана Швецией, тогда католичество было полностью запрещено. В 1710 году Эстонию завоевывает Россия, император Петр I отменяет запрет. В конце XVIII века в стране насчитывалось около 300 католиков, в основном среди немецкого дворянства. XIX век считают возрождением католичества в Эстонии, в 1845 году была освящена Таллинская церковь. Уже в 1924 году в стране проживало около 2535 католиков, сгруппированных в 3 прихода: в Ревеле, в Нарве и в Тарту.

Основные черты католицизма схожи с чертами православия, однако присутствуют следующие отличия:

  • источником вероучения католики признают не только Священное писание, но и Священное предание;
  • духовенство дает обет безбрачия (целибат);
  • почитание Богоматери;
  • католицизму присущи пышный культ, широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных;
  • главой церкви является римский папа.

Католические святые места в Эстонии большая редкость, одни из них:

  • храм Петра и Павла;
  • храм Йыеляхтме;
  • храм Хальяла.

Язычество

Эстонская мифология — комплекс легенд, мифов и верований эстонского народа. Она находится в близком родстве с мифологией финской, соединяя элементы финноугорского и уральского наследия с влияниями германской и балтийской мифологии. Язычество в стране было с давних времен вплоть до XIII века, когда на смену пришло христианство. Наиболее современные язычества в стране — маауск и таарауск.

Основные черты язычества:

  • культ предков;
  • вера в одушевленность природы;
  • присутствие сверхъестественных сил в каждом человеке;
  • низшая мифология;
  • антропоцентризм;
  • вера в множество высших сил — Богов.

К сожалению, до нашего времени не сохранилось никаких старых идолов или святых мест, однако есть множество новых идолов, которые не имеют названия.

Ислам

Маленький процент жителей страны входят в этот религиозный состав. Первые мусульмане, в основном шииты азербайджанцы и сунниты татары, эмигрировали в Эстонию достаточно давно, с присоединением Эстонии и Ливонии в состав Российской империи в 1721 году. Однако подавляющее большинство сегодняшних мусульман и их потомков составляют люди, приехавшие в страну в советский период.

Основные черты ислама:

  • нет Бога, кроме Аллаха;
  • Муххамед — его пророк;
  • запрет изображать Бога и других живых существ;
  • строгий монотеизм и фатализм;
  • священная книга — Коран;
  • главные города — Мекка и Ясриб.

На данный момент в Эстонии есть всего одна действующая мечеть. Осенью 2008 года Султан бин Мухаммед Аль-Касими обратился к городским властям Таллина с просьбой о выделении земельного участка для строительства мечети и культурного центра для местных мусульман. Но решения о строительстве мечети в Таллине до сих пор нет.

Другие течения

В стране присутствуют также и другие религии. Например, различные ветви христианства: баптизм, свидетели Иеговы, старообрядство, конгрегационалистская система, пятидесятничество, адвентизм, методизм и другие. А также буддизм.

Агностицизм

Многие люди относятся к религии нейтрально. Они не утверждают отсутствие Бога, однако и не утверждают обратное. Термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто считает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешен, но верит в то, что доказательства существования или несуществования Бога являются неубедительными. Поэтому они не определились в этом вопросе.

Атеизм

Большая часть населения страны придерживается именно этого взгляда. По определению атеизм — полное отвержение веры в существование богов или же убеждение в том, что богов не существует. Почему же это так? Однозначного ответа нет, однако многие статисты утверждают, что это последствия антирелигиозных законов советского союза, а в самой Эстонии нет активного продвижения какой-либо религии.

Процентное соотношение последователей

На 2011 год мы имеем следующую таблицу:

Религия Процент
Лютеранство 9.9
Православие и различные его ветви 17.64
Католицизм и различные его ветви 0.51
Язычество 0.28
Ислам 0.14
Другие течения 0.84
Агностицизм 16.55
Атеизм 54.14

Культура эстонцев-староверов

Культовые обряды

Несколько старинных обрядов эстонцев-староверов:

  • костер на Иванову ночь;
  • почитание могил и душ умерших;
  • домашние посиделки на Рождество.

Поклонение божествам

У современного эстонского язычества две ветви. Одна из них предполагает поклонение богу Таара. Более популярное направление в эстонском неоязычестве называется «Маауск» — «Вера нашей Земли». Сторонники «Маауск» опираются на поклонение низшим божествам (вроде русских водяных и леших). Так же, как и в других язычествах, при поклонении люди ждут от высшей силы помощи и благосостояния. Поклоняются на священные праздники, например, Иванову ночь.

Видео

Посмотрите видео об истории православия в Эстонии. Оно большое, но очень информативное и интересное.

В данном видео вы увидите замечательную выставку «Православные церкви и часовни Эстонии».

Эстонская Апостольская Православная Церковь — Estonian Apostolic Orthodox Church

Для конкурирующего заявителя, см Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата .

Эстонская Православная Церковь

примат

Стефанос Таллинна

язык

эстонский

Штаб-квартира

Таллинн, Эстония

территория

Республика Эстония

независимость

признание

1923, 1996 по Константинополю

члены

Официальный веб-сайт

Эстонская Православная Церковь

Эстонская Апостольская Православная Церковь ( Эстония : Eesti Apostlik-Õigeusu Кирик ; ЭАПЦ ) является автономной православной церковью , чей примат подтверждаются Вселенским Патриархом Константинопольскима . Согласно законодательству Эстонии это правопреемник до Второй мировой войны Эстонской Православной Церкви , которое в 1940 было более 210000 верных, три епископов, 156 приходов, 131 священников, 19 диаконов, два монастыря и духовная семинария; большинство верующих были эстонцы. Его официальное название Эстонская Православная Церковь .

В настоящее время предстоятеля церкви Стефанос , митрополит из Таллинна и вся Эстония, избранная в 1999 году.

история

Эстонская Апостольская Православная Церковь Святой Екатерины в Выру . Основная статья: Восточное Православие в Эстонии

Православные миссионеры из Новгорода и Пскова были активны среди эстонцев в юго — восточных районах области, ближе всего к Пскову , в 10 — м через 12 веков. В начале 13 — го века, однако, Эстония была завоевана Северными крестовыми походами , и , таким образом , попала под контролем западного христианства . Мало что известно об истории церкви в районе до 17 — го и 18 — го века, когда многие старообрядцы бежали туда из России , чтобы избежать литургические реформы , введенные патриархом Никоном Москвы.

Часть серии на

Восточная православная церковь

Мозаика Христа Пантократора , Святой Софии

обзор

Поместные юрисдикции

  • Частично признал автокефалию:
  • пасхальный цикл
  • 12 Великие праздники
  • Другие праздники:
  • Четыре периода поста:

В 18 и 19 веках, Эстония была частью Российской империи . В 1850 — х годах распространился слух о том , что православная церковь пообещала предоставить всем , кто обратился в православие кусок земли своей собственной где — то в России. Некоторые 65000 эстонских крестьян были преобразованы в православную веру в надежде на получение земли, и были построены многочисленные православные храмы. Позже, когда слух оказался ложным, большая часть новых православных крестьян вернулись в лютеранской церкви.

В конце 19 — го века, волна русификации была введена, при поддержке российской иерархии , но не местные эстонские духовенства. Собор Святого Александра Невского в Таллинне и Пюхтицкий (Pukhtitsa) монастырь в Куремяэ в Восточной Эстонии были построены в это время.

Автономность при Московской Патриархии

После того , как Эстонская Республика была провозглашена в 1918 году патриарх Русской Православной Церкви, св Тихона в 1920 году признал Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) как автономное (Постановление № 1780), отложив обсуждение ее автокефалии . Архиепископ Александр Паулюс был избран и рукоположен митрополит Александр Таллинского и вся Эстония ( и др ), глава ЭАЦА.

До этого, советская Россия была принята марксистско-ленинскую идеологию , которая проводится как идеологическая цель устранение религии и его замену государственного атеизма . В ответ Патриарх Тихон отлучил советское руководство в 1918 году, что привело к периоду интенсивного преследования в Русской Православной Церкви . В апреле 1922 года Тихон был заключен, и эстонское духовенство потеряло связь с Московской Патриархией.

Переход к Вселенскому Патриархату

В сентябре 1922 года Совет Эстонской Апостольской Православной Церкви обратился к Константинопольскому патриарху, Мелетия IV , (1) контроль передачи Эстонской церкви от Русской Православной Церкви к Константинопольскому патриархату , и (2) уточнить эстонская церкви канонической статус. В 1923 году Константинопольский Патриархат издал Томос (церковный указ) , который принес ЭАПЦ под юрисдикцию Константинопольского и предоставил ему автономию , но не полный автокефалию .

До 1941 года на одну пятую от общего населения Эстонии (который был в основном лютеране со времен Реформации в начале 16 — го века , когда страна находилась под контролем Тевтонского ордена) были православными под Константинопольской Патриархии. Существовали 158 приходов в Эстонии и 183 клириков в Эстонской церкви. Был также Председатель Православия на факультете теологии в университете Тарту. Был Псково-Печорский монастырь в Печорах , два монастырей-Нарве и Куремяэ, априорно в Таллинне и семинарии в Печорах. Древний монастырь в Печорах сохранились от массовых церковных разрушений , которые произошли в Советской России.

Вторая Мировая Война

В 1940 году Эстония была оккупирована Советским Союзом, правительство которого провели общую программу роспуска всей церковной независимости в пределах своей территории. С 1942 по 1944 год, однако, автономия под Константинополем был временно возродился. В 1945 году представитель Московского Патриархата уволил членов синода OCE, который остался в Эстонии и создал новую организацию, Епархиальный совет. Православные верующие в оккупированной Эстонии были подчинены будучи епархией в Русской Православной Церкви.

Незадолго до второй советской оккупации в 1944 году и роспуска эстонского Синоде, предстоятель церкви, митрополит Александр, отправился в изгнание вместе с 21 священнослужителями и около 8000 православных верующих. Православная Церковь Эстонии в изгнании с синодом в Швеции продолжала свою деятельность в соответствии с каноническим уставом, до восстановления независимости Эстонии в 1991 году до его смерти в 1953 году, митры. Александр основал свою общину в качестве экзархата под Константинополем. Большинство других епископов и духовенства , которые остались позади были депортированы в Сибирь. В 1958 году новый Синод был создан в изгнании, и церковь была организована из Швеции.

Неактивный

В 1978 году , по настоянию Московского Патриархата, Константинопольский патриарх объявил Хартию ( Томос ) Церкви, как и предоставлен в 1923 году, неисправны. Церковь перестала существовать вплоть до распада Советского Союза, когда разногласия внутри православной общины в Эстонии возникла между теми , кто утверждал , что Московский Патриархат не имеет юрисдикции в Эстонии , так и тех , кто хотел бы вернуться в юрисдикцию Москвы. Спор часто проходил по этническому признаку, так как многие русские иммигрировали в Эстонию во время советской оккупации. Продолжительные переговоры между двумя патриархатов не дали какого — либо соглашения.

Активировав

Смотрите также: Москва-Константинопольский Раскол (1996)

В 1993 году Синод Православной Церкви Эстонии в изгнании был перерегистрирован в качестве правопреемника автономной Православной Церкви Эстонии, и 20 февраля 1996 года Вселенский Патриарх Варфоломей I формально возобновлена Томосе предоставленные OCE в 1923, восстанавливая ее каноническое подчинение Константинопольского Патриархата . Это действие принесло немедленный протест со стороны рожденного Эстонии Патриарха Алексей II Московского патриархата, который считается эстонской церковью как часть своей территории. Патриарх Московский временно убрали имя Вселенского Патриарха из диптихи.

В этой сложной ситуации, Эстонская Апостольская Православная Церковь получила помощь и поддержку со стороны Финляндской Православной Церкви , особенно от архиепископа Иоганна (Ринне) архиепархии Карелии и всея Финляндии и вспомогательный епископ Амвросий (Ристо Jaaskelainen) Йоэнсуу. Вселенский патриархат решил , что архиепископ Иоанн и епископ Амвросий, а также пастор Хейкки Huttunen из Эспоо должны быть доступны оказать помощь в восстановлении отреставрированной церкви. Архиепископ Иоанн будет временно выступать в качестве заместителя митрополита (1996-1999) Автономной Церкви Эстонии.

Была достигнута договоренность, в которой местные общины могли выбрать, какую юрисдикцию следовать. Православная община в Эстонии, на долю которого приходится около 30 процентов от общей численности населения, остается разделенным, с большинством верующих (в основном этнических русских), остающегося под Москвой. Из Государственного департамента США докладе, опубликованном в ноябре 2003 года, около 20 тысяч верующих (в основном этнические эстонцы) в 60 приходов являются частью автономной церкви, с 150 000 верующих в 31 приходах, наряду с монашеской общиной Пюхтицкий, оплачивая верность Москве.

В 1999 году церковь получила резидентную иерарх, митрополит Стефанос (Хараламбидес) Таллинна , который ранее был вспомогательным епископом при митрополите Вселенского Патриархата Франции.

Эстонская Апостольская Православная Церковь не допускает богослужение в церковно — славянске или русских языках.

Рекомендации

  1. «Eesti Apostlik-Õigeusu Кирик, Ajalugu (= История) (на эстонском)» (www.eaok.ee)
  2. ^ Б Тоом, Тармо. «Эстония, Православная Церковь в» , Энциклопедия Восточного православия , p.226-8, Wiley-Blackwell Publishing, 2011.
  3. Историческая справка Православия в Эстонии , Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата сайта.
  4. Ленин, Владимир Ильич . «Отношение рабочей партии к религии» , Пролетарий , № 45, 13 мая (26), 1909.
  5. Поспиеловски Димитрий В. Русская Церковь при советской власти, 1917-1983 , ч.2, СвятоВладимирской семинарии Press, Crestwood NY, 1984.
  6. «Прославление святителя Тихона, Апостола Америки» , Православная Церковь в Америке сайт.
  7. Ringvee, Ринго. «История спора» , Estonica — Энциклопедия об Эстонии , Эстонского института.
  8. Митрополит Иоанн: «Viron ortodoksisen Киркон привязывать uuteen itsenäisyyteen» Aamun Koitto номер 19/2007 p.18-20
  9. Доклад о свободе вероисповедания 2003

источники

  • Blackwell словарь восточного христианства , стр. 183-4
  • Эстонская Апостольская Православная Церковь Рональда Роберсоном, католическим священником и ученым.
  • Эта статья содержит текст из Православных — Летописи ( ). Пожалуйста , редактировать и расширять его.

внешняя ссылка

  • Бывший официальный сайт Эстонской Апостольской Православной Церкви (на английском языке) (на эстонском языке ) (на французском языке) (на русском языке ) (в переводе с греческого) (на финском языке)
  • Текущий официальный сайт Эстонской Апостольской Православной Церкви (на французском языке) (на эстонском языке )
  • Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата
  • Файлы истории Церкви Эстонии

Православие в Эстонии

Эстония – страна небольшая: площадью примерно 45 тысяч км2 (пятая часть Беларуси) и населением около 1,3 млн. человек (меньше, чем в Минске). Здесь красиво и чисто, города и села ухожены, чувствуется хозяйская забота и порядок. Замечательная природа: хвойные и лиственные леса, побережье Чудского озера, пляжи Балтийского моря (порой, к сожалению, хмурого и неприветливого), и, конечно, знаменитые острова Хийума и Саарема, куда направляют свои стопы многие туристы, приезжающие в страну эстов.

Река Нарова. Слева Эстония (Нарва), справа Россия (Ивангород)

Господствующей религией в Эстонии являлось лютеранство, но в наши дни слово «господствующий» потеряло свой смысл: большинство жителей этого прибалтийского государства относит себя к нерелигиозным людям. Так, по данным последней переписи населения (2012), приверженцами конкретной религии считают себя 29% населения страны в возрасте 15 лет и старше (320 827 человек). Самое интересное, что на первое место по принадлежности к определенной религии вышли православные с численностью в 177 тысяч человек. Далее следуют лютеране и римо-католики. Таким образом, по числу фактических приверженцев определенной конфессии Эстония, по сути, стала православной страной.

До развала СССР в Эстонии свидетельствовала о Православии Таллинская епархия Московского Патриархата. В 1990-е годы здесь произошел раскол, причем раскольники, отделившиеся в 1993 году от Москвы, были признаны государством как преемники Эстонской Апостольской Православной Церкви (действовавшей до 1941 года). В 1996 году они были приняты под омофор Константинопольского патриарха. Именно раскольникам была возвращена значительная часть собственности, конфискованной в советские времена. Приходы, сохранившие верность Московскому Патриархату, несколько лет были лишены государственной регистрации и находились по сути на полулегальном положении. Только в 2002 году государство зарегистрировало церковную структуру Московского Патриархата, согласившись с названием «Эстонская Православная Церковь».

Таким образом, сейчас на эстонской земле параллельно действуют две юрисдикции: Москвы (31 приход) и Константинополя (60 приходов). Приходам Константинопольского Патриархата усвоено наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь». ЭАПЦ разделена на три епархии, в которых служат 30 священников и 9 диаконов. Автономный статус Церкви, возглавляемой митрополитом Стефаном (Хараламбидисом) признается эстонскими властями, но отвергается Московским Патриархатом. В то же время Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (предстоятель – митрополит Корнилий (Якобс)) признается и властями, и главой ЭАПЦ как обычная структура Русской Церкви и в этом качестве отчасти воспринимается как иностранная (что, конечно, принижает статус ЭПЦ МП в Эстонии). В Эстонской Православной Церкви две епархии: Таллинская и Нарвская; в них несут служение 45 священников и 13 диаконов. Около 85% православных верующих Эстонии принадлежат юрисдикции Московского Патриархата. К сожалению, ЭПЦ МП до сих пор не может добиться реализации своих прав на конфискованное при советской власти имущество.

Православным Эстонии приходится жить в этих непростых условиях, когда еще памятны самые болезненные моменты церковного раскола и ощутимы его последствия. Но даже при таких обстоятельствах они исполняют свою миссию, не забывая о том, что главное для христиан – это проповедь Евангелия и покаяния, обращенная ко всем, кто желает ее слышать. Об этих людях и об их служении мне и хотелось рассказать в серии статей о Православии в Эстонии, первая из которых посвящена приходам на востоке страны.

Нарва: центр новой епархии

Нарва – самый крупный город востока Эстонии и третий по величине в стране (после Таллина и Тарту), с населением более 60 тысяч человек. Это приграничный город. К востоку от него, за рекой Нарова, находится Россия и небольшой город Ленинградской области Ивангород. Границу можно пересечь как на транспорте, так и пешком.

Нарва. Воскресенский собор.

Именно здесь, в пограничье, особенно бросается в глаза разница в организации жизни двух государств. Возможно, это только внешнее впечатление, но факт остается фактом: если в Нарве хорошие дороги, чистые улицы и аккуратные дома, то в Ивангороде – разбитый асфальт, ветхие, порой вызывающие ужас своим видом постройки и поросли дикой растительности. «Неужели нельзя было навести элементарный порядок и придать минимальный лоск хотя бы вблизи границы с Евросоюзом?» – грустно подумал я, когда перешел через эстонско-российский мост и ступил на русскую землю.

Впрочем, мое знакомство с Ивангородом было недолгим. В тот же день я вернулся в Нарву, где живут те же русские люди (более 80% нарвичан – русские), но где ответственности и порядка почему-то намного больше, чем у соотечественников за пограничным столбом. Именно в Нарве находится центр Нарвской епархии, новосозданной структуры в составе Эстонской Православной Церкви. Епархия включает в себя 10 приходов, в которых служат 14 священников и 3 диакона. Управляет епархией владыка Лазарь, переведенный в Эстонию из Мордовии.

Епископ Лазарь (Гуркин)

Справка. Епископ Лазарь (Гуркин) родился в 1969 году в селе Старое Дракино Ковылкинского района Мордовии. После службы в армии нес послушание алтарника в Никольской церкви поселка Колопино Краснослободского района Республики Мордовия. В апреле 1991 года рукоположен в иеромонаха. Служил в Мордовии. С 2000 года – наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря г. Саранска, секретарь Саранского епархиального управления. Духовное образование получил в Самарской духовной семинарии и Московской духовной академии. В июле 2009 года хиротонисан во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. В мае 2011-го назначен правящим архиереем новообразованной Нарвской епархии с титулом Нарвский и Причудский. Является также настоятелем Воскресенского кафедрального собора в Нарве.

Один из священников Нарвской епархии поведал мне, что назначение епископа Лазаря в Эстонию было в какой-то мере моментом политическим, связанным с этническим родством между эстонцами и мордвинами. Эстонские власти, по мнению батюшки, могли быть более благосклонны к архиерею, для которого близка эстонская культура и эстонский язык. «Что это – предположения или реальность?» Я, конечно, не преминул задать нарвскому владыке этот вопрос.

– Частично это соответствует действительности, но только частично, – ответил епископ Лазарь. – Прежде всего, была просьба митрополита Корнилия о назначении викарного епископа. Священноначалие решило, что архимандрит Лазарь должен быть в Эстонии. Затем было принято решение, чтобы я возглавил Нарвскую епархию.

– Я приехал в Эстонию в 2008 году и по благословению Святейшего поселился в Пюхтицком монастыре, прожив там около года, – вспоминает владыка. – Мои первые впечатления были самыми хорошими: чудесная погода, доброе отношение сестер монастыря, материнская забота приснопамятной игумении Варвары. Много я беседовал с отцом Самуилом, служащим в монастыре. Он эстонец, очень порядочный человек и пунктуальный.

– Вы поселились в монастыре, чтобы таким образом ближе познакомиться с Православием в Эстонии? – предположил я.

– Не совсем так, – уточнил владыка. – Я знакомился не только с эстонским Православием, но и с самой страной – с народом, бытом, культурой. И, конечно, с церковной жизнью. Всё-таки в Эстонии она более равномерно развивается, более спокойно (по сравнению с теми регионами, где я ранее нес послушание). Ведь Эстония в своей основе лютеранская страна. Здесь не может быстро развиваться Православие, потому что православных не так много.

После назначения викарным архиереем владыка Лазарь прибыл в Нарву – именно там было определено место его проживания.

Нарва. Интерьер Воскресенского собора.

– В Нарве меня представлял митрополит Корнилий, – говорит мой собеседник. – Состоялось совместное богослужение, меня очень тепло встретили. Митрополит вернулся к себе в Таллин, а я остался нести здесь послушание. Викарным архиереем было легче служить, чем управляющим епархией. Владыка Корнилий давал мне поручения, я их с радостью выполнял. На этом мое послушание заканчивалось. Сейчас же приходится принимать самостоятельные решения: о рукоположении в священный сан, о переводе священников на новое место службы, по другим важным вопросам. Ответственность полностью лежит на правящем архиерее, а когда больше ответственность, тогда и напряжение больше.

– Но какой был в принципе смысл разделять немногочисленную Эстонскую Церковь на две епархии? – интересуюсь я.

– Смысл в том, чтобы в этом регионе более самостоятельно развивалась церковная жизнь. Но мы еще не имеем юридического статуса. В мае 2012 года в Таллине состоялся собор нашей Церкви, на котором были внесены поправки в Устав, разрешающие создание новых епархий. Проблема в том, что законы Эстонии не дают нам права образования новых епархий. Собор обратился к властям с ходатайством внести поправки в законодательные акты.

– Значит, потребуется еще согласие Парламента Эстонии?

– Да. Но фактически две епархии – Таллинская и Нарвская – уже давно отдельные. Мы активно развиваем в нашей Нарвской епархии церковную жизнь. Совершили несколько священнических хиротоний. Начали строительство третьего храма в Нарве – во имя святых Мефодия и Кирилла. Планируем восстановление храма в городе Нарва-Йыэсуу, взорванного в годы войны. Так что работа ведется.

– Находите ли вы понимание со стороны светских властей?

– Городские власти нас полностью поддерживают. Все-таки в Нарве большинство населения – православные христиане. Строительство нового храма вызывает только одобрение, ведь Церковь воспитывает в человеке добрые, благородные чувства: почтение к старшим, уважение к святыне, уважение к своей родине. Любой приход – это очаг культуры, как духовной, так и, пожалуй, светской.

– Но, невзирая на доброе отношение местных властей, вам пока не удалось вернуть Воскресенский кафедральный собор в собственность епархии…

– Этот вопрос надо решать не на местном, а на высшем, правительственном уровне. И с участием митрополита Корнилия. Мы были бы только рады, если бы вопрос действительно разрешился, – подчеркнул епископ Лазарь.

– Владыка, а вы уже овладели эстонским языком?

– Частично. Но во время богослужений мы используем эстонский язык, потому что живем в суверенной Эстонской Республике. Даже в Нарве, где практически нет прихожан-эстонцев, несколько прошений ектении произносим на эстонском, «Отче наш…» читаем по-эстонски… Всё-таки надо подчеркнуть, что у нас эстонское Православие.

Вместе с тем владыка признает, что в его епархии православных эстонцев очень мало. Видимо, отчасти это связано с тем, что сам регион более русский по своему национальному составу. Но даже в таком регионе, где процент православных выше, чем в целом по Эстонии, чувствуется нехватка духовенства.

– Конечно, у нас есть миряне, желающие принять священный сан, – объясняет епископ. – Мы отправляем наших юношей учиться в Россию, в духовные школы. К сожалению, мало кто возвращается. Обычно они там принимают сан и служат в российских епархиях. Но тем, кто возвращается, мы очень рады: образованные кадры нам нужны.

– Но разве у вас не действует правило, согласно которому выпускник семинарии обязан вернуться в распоряжение архиерея, рекомендовавшего его к поступлению? – удивляюсь я.

– Такое правило, конечно, существует. Но митрополит обычно не настаивает на возвращении, если выпускники желают остаться в России. Некоторые из них принимают монашество, и нам тем более сложно заставить их вернуться: ведь у нас нет мужского монастыря. Пюхтицы имеют статус ставропигии и подчинены непосредственно Святейшему Патриарху.

– А есть ли у вас планы по открытию монастыря в епархии?

– Да, есть планы открыть мужской монастырь. Но нужно искать место для монастыря и, конечно, игумена, который смог бы должным образом организовать монастырскую жизнь. Проблема в том, что подходящей кандидатуры пока еще нет.

В целом, как отметил владыка, служение архиерея в Эстонии несколько проще, чем в России. В Нарвской епархии гораздо меньше приходов, чем в средней епархии в России, кроме того, они малочисленны. Поэтому, по оценке епископа Лазаря, «наша церковная жизнь более спокойная; можно сказать, что с духовенством сложились добрые, почти что семейные отношения». Конечно, непросто работать в условиях нехватки приходского духовенства, да и финансовое положение в епархии, по словам владыки, пока не позволяет реализовать некоторые проекты. Но это всё текущие вопросы, которые, можно надеяться, будут решаться по мере развития епархиальной жизни в восточной Эстонии.

Йыхви: храм, в котором служил патриарх Алексий

Йыхви – небольшой город на северо-востоке Эстонии, с населением около 13 тысяч человек, из которых примерно половину составляют русские. Город находится в часе езды от Нарвы, а вот до Таллина на автобусе нужно добираться два с половиной часа. Также в обоих направлениях ходят электрички, но очень редко: железнодорожный транспорт в Эстонии пребывает в упадке. Кстати, с Йыхви начинается история создания Пюхтицкого монастыря: именно здесь была образована женская монашеская община, которую в 1891 году перевели в Куремяэ.

Йыхви. Богоявленская Церковь.

Богоявленская Церковь в Йыхви находится рядом с автостанцией – очень удобно для экскурсантов, паломников и просто гостей. Нынешний храм был построен в конце XIX века – в 1895 году. Храм был открыт всегда – и в годы военного лиха, и во времена господства «научного атеизма». Именно в Богоявленской церкви начинал свое священническое служение в 1950 году Алексий Ридигер, будущий патриарх Московский и всея Руси. Многие богомольцы, направляющиеся в Пюхтицы (а их путь, как правило, лежит через Йыхви) считают своим долгом помолиться в храме, где больше семи лет возносил свои молитвы к Богу будущий предстоятель Русской Церкви, столь много сделавший в 1990-е годы для ее возрождения. В храме есть памятная табличка, извещающая о служении здесь патриарха. Живы люди, которые помнят Святейшего как приходского священника. Наверное, немногие из них предполагали в 1950-е годы, что молодой иерей, прибывший в Йыхви, станет через четыре десятилетия во главе Русской Православной Церкви.

Сейчас Богоявленский храм живет обычной приходской жизнью, на которой сказывается ситуация, сложившаяся сегодня в восточной Эстонии. Люди массово покидают эти места: работу найти сложно, жить зачастую не на что. Уезжают и эстонцы, и русские. Кто-то стремится в Таллин, другие едут за пределы страны. Что ж, эмиграция – естественная составляющая жизни, известная еще с ветхозаветных времен.

В Богоявленской церкви служат три священника: протоиерей Александр Вершинин, иерей Александр Крушевский и иерей Андрей Суслов (настоятель). В этом году отцу Андрею исполнилось 30 лет. Он уроженец здешних мест, храм посещает с 10 лет.

– Как это бывает во многих семьях, в церковь меня привели бабушка и дедушка, – рассказал отец Андрей, когда мы беседовали с ним в храме. – Священник взял меня помогать в алтарь. С тех пор я в алтаре и остался. К последним годам учебы в школе твердо решил, что пойду в семинарию. По милости Божией, с первого раза поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в 2006 году успешно завершил пятилетний курс обучения.

Священник Андрей Суслов.

В том же году митрополит Корнилий рукоположил Андрея Суслова в диакона, а в 2008 году состоялась священническая хиротония. Батюшка служил в йыхвиском храме и одновременно исполнял обязанности настоятеля церкви святителя Николая в городе Муствеэ, что у Чудского озера. Настоятелем Богоявленской церкви он стал в 2009 году.

– Напряженное было время, приходилось ездить в Муствеэ и служить в Йыхви, – вспоминает отец Андрей. – В Муствеэ сильны старообрядческие традиции, даже на кладбище там трое ворот: для православных, старообрядцев и лютеран. При мне три семьи вернулись в Православие из старообрядчества, но для них это было непростое решение. Они говорят, что хотели бы вместе с родными лежать на кладбище, а православного рядом со старообрядцем не похоронят. Я им старался объяснить, что главное – это быть в Царствии Божием, а уже кто и где находится на кладбище, это второстепенный вопрос… Только в 2012 году меня освободили от обязанностей настоятеля Никольского храма, и я смог всё время уделять служению в Йыхви.

Приходская жизнь в городе идет обычным, размеренным образом: регулярные службы в выходные и праздничные дни (на воскресные литургии приходит 150–200 человек), воскресная школа для детей, социальное служение и образовательные программы. Правда, молодежи в храме немного, как и в большинстве других приходов Эстонии (и не только Эстонии).

– На самом деле интерес у молодежи к Православию есть, – говорит батюшка. – Из школ к нам приходят с экскурсиями. Но ведь немало зависит от семейных условий, от воспитания детей. К сожалению, многие семьи совсем не обращают внимания на церковное воспитание.

– Но вы ведь посещаете школы, выступаете там?

– Да, договариваемся с администрацией, собираем детей по группам, в зависимости от возраста и тематики беседы. Но получить разрешение на проведение занятий непросто. Хотя, наверное, есть некоторая тенденция к тому, чтобы в школах преподавались основы религиозной культуры, пусть даже факультативно. Другое дело, что нам, православным священникам, нужно еще иметь педагогическое образование, чтобы идти в школу. А при решении вопроса о преподавании религии в школе надо иметь в виду, что вокруг много сектантов, которые пытаются занять эту нишу. Например, накануне Рождества детям в одной школе раздали литературу Свидетелей Иеговы. Всё это произошло без ведома родителей, которые, узнав, были очень возмущены.

– Скажите, а проблема раскола как-то коснулась города? – интересуюсь я.

Йыхви. Памятная табличка в Богоявленской Церкви.

– Явных проблем не было, но получить храм в собственность мы не смогли. Являемся арендаторами. Правда, срок аренды – 99 лет, но всё равно не знаешь, что нас ждет в будущем. Может быть, какие-то перемены произойдут в лучшую сторону, но этот вопрос надо решать на высшем уровне.

– Нынешний мэр города – эстонец или русский? И как он относится к Церкви?

– Мэр – эстонец, но он очень дружелюбно к нам относится. К примеру, в прошлом году мы обновляли купола на храме, и город предоставил половину необходимой суммы. Они нам помогли, потому что считают церковь архитектурным памятником, украшением Йыхви.

Мне было интересно также узнать, в чем батюшка видит отличия в служении священника в России и Эстонии. Конечно, в священный сан он был рукоположен в Эстонии, но всё-таки пять лет семинарской жизни в Петербурге помогли ему узнать об иерейском служении в российских землях.

– Думаю, что священник, как воин Христов, должен везде ответственно проходить свое служение, – подчеркнул отец Андрей. – Пожалуй, разница между Петербургом и Йыхви в том, что сами города очень не похожи друг на друга. Петербург – большой город, не всегда можно везде успеть, особенно если что-то нужно сделать оперативно (например, причастить тяжело больного человека). В Йыхви жизнь более размеренная, всё, в принципе, рядом. Вот в этом, пожалуй, основная разница, а кардинальных отличий нет.

«Хорошие слова об ответственности сказал батюшка», – подумал я. Действительно, куда бы ни был направлен священник – в большой город или в деревню, в страну с православным или с инославным населением, – он, прежде всего, должен помнить о своем высоком призвании воина Христова и благовестника евангельской истины. Ведь не всегда блеск, красота и величие кафедральных соборов помогают в устроении священнического пути. Даже дорога к патриаршеству может начинаться со служения в приходском храме в провинциальном эстонском городке.

Муствеэ: Православие в старообрядческом окружении

Районы Эстонии, прилегающие к Чудскому озеру, именуются Причудьем. Здесь когда-то селились старообрядцы, бежавшие из России. И хотя сейчас конфессиональный состав Причудья неоднороден, регион по-прежнему считается одним из центров старообрядчества. Исповедует «старую веру» в основном русское население; эстонцев среди старообрядцев практически нет.

Муствеэ. На берегу Чудского озера.

Город Муствеэ – самый большой в Причудье, с населением около 1,5 тысяч человек. Половина его жителей – русские, половина – эстонцы. Народ здесь довольно религиозный: в городе и его окрестностях около пяти старообрядческих храмов, есть лютеранская кирха, свои собрания у неопротестантов и сектантов – баптистов, пятидесятников, иеговистов. Даже православных храмов в Муствеэ два, причем один из них принадлежит Московскому Патриархату, а второй – Константинопольскому.

В Муствеэ я ехал прямым автобусом из Таллина – путешествие заняло чуть больше трех часов. На остановке, что напротив местного магазина, меня встретил отец Вячеслав Дмитриев, настоятель Никольского храма (Московский Патриархат).

Священник Вячеслав Дмитриев.

Справка. Священник Вячеслав Дмитриев родился в 1974 году на северо-востоке Эстонии, в городе Кохтла-Ярве. Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 2005 году рукоположен во диакона. Служил в Воскресенском соборе в Нарве. Спустя семь лет был рукоположен в иерейский сан с назначением настоятелем Никольской церкви в Муствеэ. С июля 2012 года является также настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Нина.

– Семья у нас была в общем-то неверующая, родители в храм не ходили, – рассказал мне отец Вячеслав, когда мы беседовали с ним за чашкой чая в небольшой однокомнатной квартире, которую батюшка арендовал в Муствеэ. – После школы я пошел учиться на сварщика. Мое духовное взросление началось после знакомства с Пюхтицким монастырем. Там живет мать Параскева (сейчас схимонахиня), она отличалась строгостью, но умела к себе привлечь. Она-то и направила меня помогать в алтаре к отцу Вячеславу Куркину в Кохтла-Ярве. Где-то лет семнадцать мне тогда было. Мое стремление к вере оказалось настолько сильным, что всё вокруг стало неинтересным и захотелось уйти в монастырь. Тогда мне предложили поехать за советом к старцу Науму в Троице-Сергиеву лавру.

– Архимандрит Наум направил меня пожить в Николо-Шартомский монастырь, что в Ивановской области, недалеко от Шуи, – продолжает свой рассказ отец Вячеслав. – Я там жил с 18 до 20 лет, не выходя за стены монастыря. Затем пришлось съездить в Эстонию, чтобы получить новый паспорт – уже независимого эстонского государства. Снова вернулся в обитель, иногда ездил в командировки в Сибирь, помогал там строить другой монастырь. В общей сложности восемь лет я провел в обители.

Правда, монашеского пути отец Вячеслав не избрал, а в 2000 году, по благословению игумена Николая (Парамонова), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, поступил в Петербургскую духовную семинарию.

– Батюшка меня так напутствовал: иди в семинарию; может, и женишься, а если нет, я тебя приму. Я, действительно, женился. Моя будущая жена, Татьяна, уроженка города Пустошка Псковской области, как раз в это время училась на регентском отделении семинарии. Там, в Петербурге, мы и познакомились. Потом переехали в Нарву, и митрополит Корнилий рукоположил меня во диакона.

Служение диакона в нарвском соборе Воскресения Христова продолжалось до 2012 года, когда епископ Лазарь предложил диакону Вячеславу стать настоятелем Никольского прихода в Муствеэ. Предложение владыки он воспринял как послушание, выполнением которого стала иерейская хиротония, состоявшаяся в феврале 2012 года. До приезда отца Вячеслава в Муствеэ (в апреле 2012 года) богослужения в Никольской церкви примерно два раза в месяц совершал иерей Андрей Суслов из Йыхви. До 2008 года в Муствеэ настоятельствовал протоиерей Владимир Соколов (сейчас он служит в Алайыэ).

По словам моего собеседника, приход, в который его направил епископ Лазарь, оказался очень непростым. Виной тому – клубок из нескольких факторов: длительное отсутствие еженедельных богослужений, старообрядческое прошлое и настоящее региона и, вероятно, особый местный менталитет.

– В принципе, я был готов к трудностям, слышал о них раньше, – говорит отец Вячеслав. – Проблема ведь в том, что прихожан в целом всё устраивало: постоянного священника, проживающего в Муствеэ, у них не было, службы совершались редко. А то, что в храме почти не видно молодежи и некому сменить уходящее из этой жизни старшее поколение, актив прихода не очень-то и волновало. Вообще здесь в храме тяжело появиться новому человеку. Священник для многих прихожан – не авторитет. Люди даже не были приучены спрашивать благословение. Некоторые так рассуждали: сегодня один священник, завтра другой, послезавтра третий. Бывшая регент хора (она ушла со своей должности в апреле), ей уже около 90 лет, рассказывала, что восемь или девять настоятелей пережила. Отсюда и специфическое отношение к духовенству.

– С другой стороны, не будь этих бабушек, кто бы тогда помогал при богослужении? – задается вопросом настоятель. – Правда, я здесь себя чувствовал первое время гостем, но всё-таки надеюсь, что меня смогут «принять». Люди должны убедиться, что священник – это пастырь, а не корыстолюбец, который прибыл в их приход зарабатывать деньги. Мы продолжаем ремонтировать храм, уже практически выстроили приходской дом. Думаю, что и отношение ко мне становится другим.

Отец Вячеслав с воодушевлением рассказывает о своих планах. Его искреннее желание – чтобы прихожане в Муствеэ образовывались, узнавали больше о православной вере и богослужении. «К сожалению, многие не знают и не понимают богослужения», – сетует батюшка. Кроме этого, ему бы хотелось, чтобы дети в воскресной школе не только изучали основы христианской веры, но и могли бы что-нибудь мастерить.

– Например, космический корабль сделать и отправить его на другую планету, – улыбается отец Вячеслав. – Надо также создавать детский хор, тем более что в поселке есть музыкальная школа.

–Только как всё это будет осуществляться на практике? – с некоторым скепсисом спрашиваю я.

– Хочется надеяться, что с оптимизмом! – отвечает мой собеседник.

Муствеэ. Никольская Церковь.

Впрочем, с оптимизмом батюшка говорит далеко не обо всём. Например, непросто перевезти детей из Нарвы в Муствеэ. Сын и дочь отца Вячеслава привыкли к нарвской школе, а его дочь к тому же занимается фигурным катанием (понятно, что в небольшом городке продолжать эти занятия вряд ли получится). На повестку дня также выходит жилищный вопрос: цены на недвижимость в Муствеэ настолько высокие, что, даже продав двухкомнатную квартиру в Нарве, в городке невозможно приобрести более-менее нормальный дом. Поэтому первое время батюшка арендовал однокомнатную квартиру, а сейчас живет (временно) в приходском доме в Нина. Вопрос с финансовым обеспечением священника тоже непрост: приход платит всего 200 евро в месяц, а что это за сумма для семьи из четырех человек…

– Иногда я езжу в Пюхтицкий монастырь, оттуда есть некоторая помощь. Иногда требы совершаю, но здесь они редко бывают, – объясняет отец Вячеслав. – Непросто, конечно…

– Какой же вы видите выход из этой непростой ситуации? – спрашиваю я.

– Я живу по воле Божией, – отвечает батюшка. – На Господа я полностью надеялся всю жизнь и никогда от этого не страдал, никогда не был голодным. Да, сейчас кажется, что непросто, но пройдет время, и всё устроится. Господь пошлет каких-нибудь людей или еще каким-то образом поможет.

– Конечно, непросто быть в старообрядческом окружении, – замечает отец Вячеслав. – Старообрядцы к нам негативно относятся, считают, что вряд ли православные миряне спасутся, а уж священники точно в ад попадут. Не желают с нами общаться. Минус и в том, что в таком небольшом городе две православные юрисдикции. Разделение никому не пошло на пользу.

Интересно, почему же Свято-Троицкий приход в Муствеэ ушел в юрисдикцию Константинополя? Ведь этнических эстонцев в нем почти нет. И вот такое неожиданное решение, принятое больше десяти лет назад.

Муствеэ. Свято-Троицкая Церковь (Константинопольский патриархат).

– Даже точно и не знаю, почему это произошло, – признается батюшка. – Может, по экономическим соображениям, или же их что-то обидело. Иконостас из их храма у нас находится, они очень долго добивались, чтобы его вернули (еще до раскола), но почему-то не получилось. А сейчас уже жалко отдавать константинопольскому храму. К ним приезжает священник-украинец, служит два раза в месяц. В остальные дни они к нам приходят.

– По большому счету, зачем нам в Муствеэ два прихода? Одного вполне достаточно, – подчеркнул отец Вячеслав.

После беседы мы с батюшкой и его детьми немного прогулялись вдоль берега Чудского озера, хотя пришлось несладко: нас атаковали тучи комаров. На следующий день в церкви был престольный праздник: перенесение мощей святителя Николая. С утра отец Вячеслав совершил водосвятный молебен, потом отслужил литургию. Людей пришло немало, наверное не меньше 40 человек, причем не только женщины, но и мужчины среднего возраста. После богослужения прихожанам было предложено угощение, но многие люди ушли, так и не отведав чая с пирожками. Пришлось часть снеди забирать с собой.

После службы батюшку и всех певчих пригласила в гости Леся (эмигрантка из Украины), живущая в городе Йыгева, примерно в 40 километрах к западу от Муствеэ. Яства, приготовленные с искренней украинской щедростью, располагали к задушевной беседе. Мы говорили о перспективах Православия в Причудье, о том, что миссия важна не только среди русских, но и среди эстонцев, так как для Православия нет национально-этнических границ. Тем более что в Муствеэ, по словам отца Вячеслава, живут хорошие, работящие люди, которым некогда сплетничать и которые, вероятно, могут стать достойными прихожанами церкви, ответственными и порядочными. Отрадно и то, что в этом городе Причудья в церкви сейчас есть свой настоятель, искренность и молитвенность которого обязательно принесет добрые плоды.

(Продолжение следует.)